в чем реализуется принцип самостоятельности бюджетов всех уровней
В чем реализуется принцип самостоятельности бюджетов всех уровней
(см. текст в предыдущей редакции)
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Статья 31 БК РФ. Принцип самостоятельности бюджетов (действующая редакция)
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Комментарий к ст. 31 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает суть принципа самостоятельности бюджетов.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 28.01.2013 N 02-13-11/285, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, принял и обязательства в отношении всех кредиторов и должников муниципального бюджетного учреждения, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьи 31 БК РФ, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.
В Определении Верховного Суда РФ от 10.07.2013 N 12-АПГ13-1 суд указал, что статьями 7, 8, 65, 85 БК РФ установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы РФ формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти. Данное положение, в свою очередь, корреспондирует с правилами статьи 31 БК РФ, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов. Как разъяснил суд, в рассматриваемом случае реализация принципа самостоятельности бюджетов выражалась в недопустимости установления органами государственной власти субъекта РФ расходных обязательств, исполнение которых не было обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, требовало привлечения средств федерального бюджета. Таким образом, как счел суд, реализация органом государственной власти субъекта РФ своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта РФ, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-7794/2012 указано, что сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерацией субъекту Федерации субсидии.
Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
4. Что касается проверки конституционности статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления в течение финансового года не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов, то данная норма направлена на обеспечение принципа самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и, следовательно, также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
В официально опубликованном Определении от 9 апреля 2002 года N 68-О по запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что ни сама статья 11, ни другие положения названного Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление соответствующих льгот; необходимые изменения и уточнения не были внесены в него и после закрепления в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа самостоятельности бюджетов всех уровней.
Конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, иметь собственные источники доходов бюджетов, определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).
Статьей 31 Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
4. Помимо общих и дополнительных льгот, предоставляемых донорам в соответствии со статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», его статья 11 предусматривает для лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России», особые льготы, в том числе право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. Однако ни сама статья 11, ни другие положения данного Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Необходимые изменения и уточнения не были внесены в него и после закрепления принципа самостоятельности бюджетов всех уровней в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года, введен в действие с 1 января 2000 года).
Статья 31 БК РФ. Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Комментарии к ст. 31 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает суть принципа самостоятельности бюджетов.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 28.01.2013 N 02-13-11/285, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, принял и обязательства в отношении всех кредиторов и должников муниципального бюджетного учреждения, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьи 31 БК РФ, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.
В Определении Верховного Суда РФ от 10.07.2013 N 12-АПГ13-1 суд указал, что статьями 7, 8, 65, 85 БК РФ установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы РФ формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти. Данное положение, в свою очередь, корреспондирует с правилами статьи 31 БК РФ, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов. Как разъяснил суд, в рассматриваемом случае реализация принципа самостоятельности бюджетов выражалась в недопустимости установления органами государственной власти субъекта РФ расходных обязательств, исполнение которых не было обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, требовало привлечения средств федерального бюджета. Таким образом, как счел суд, реализация органом государственной власти субъекта РФ своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта РФ, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.
В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-7794/2012 указано, что сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерацией субъекту Федерации субсидии.
Бюджетные принципы
Принципы бюджетной системы Российской Федерации
Разработка, утверждение и исполнение бюджетов основывается на системе единых принципов бюджетной системы, обязательных к реализации на всех уровнях – федеральном, региональном и местном.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено 13 принципов бюджетной системы:
№ | ПРИНЦИП БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Единство бюджетной системы |