вторичный листинг акций что это
Листинг ценных бумаг на фондовой бирже
Листинг — это процесс добавления новых наименований в существующий список, удовлетворяющий определённому перечню требований качества и надёжности. Их характер и количество могут варьироваться в зависимости от сферы использования процедуры. Чаще всего термин «листинг» встречается:
Листингом ценных бумаг на фондовой бирже называют совокупность правил, которая определяет процедуру включения тех или иных эмиссионных бумаг в обращение. В соответствии со сложившейся системой взаимодействия трейдеры получают доступ только к тем акциям, которые удовлетворяют всем требованиям котировальных списков, используемых в рамках отдельно взятой торговой площадки.
Что значит листинг на бирже — цели и решаемые задачи
Присутствие на бирже существенно расширяет возможности компании, но для попадания в котировки одного желания недостаточно. Листинг представляет собой сложную процедуру, которая включает несколько ступеней проверки качества и надёжности эмитента. Это позволяет минимизировать риск появления на бирже ценных бумаг недобросовестных компаний.
Ценные бумаги, которые не соответствуют заявленным требованиям по группе показателей, включаются в специальный предлистинговый список. Сделки по ним выводятся за пределы торговой системы. Компании, бумаги которых успешно проходят все этапы листинга, получают возможность привлечь инвесторов как в собственной стране, так и за её пределами. Первоначальный курс активов и их ликвидность определяются котировальной комиссией.
На основании этого можно сформулировать две основные цели, которые преследует листинг.
В случае необходимости проводится делистинг — исключение ценных бумаг из котировального списка. Инициировать запуск этой процедуры может руководство биржи или сама компания. К числу основных причин проведения делистинга относятся:
Процедура листинга ценных бумаг: плюсы и минусы
После прохождения процедуры листинга на фондовом рынке компания получает ряд важных преимуществ, к которым относятся:
Компании, успешно прошедшие процедуру листинга, также получают дополнительные привилегии при оформлении кредитных операций или организационных переходов (слияние, поглощение).
К недостаткам листинга некоторые эмитенты относят полную прозрачность внутренней организации бизнеса. Это означает, что на текущую стоимость ценных бумаг могут оказывать непосредственное влияние как положительные, так и отрицательные конъюнктурные изменения. Помимо этого, сама по себе процедура листинга имеет определённую стоимость и требует дополнительных расходов в виде ежегодных взносов в систему биржи.
Виды и перспективы использования листинга на бирже
Способ проведения листинга определяется в зависимости от типа ценных бумаг и уровня действующих котировок у компании-эмитента за рубежом. Сегодня специалисты выделяют несколько видов листинга.
Помимо этого, процедура листинга ценных бумаг может существенно различаться по общей схеме проведения.
Основные этапы листинга ценных бумаг
Процедура прохождения листинга может существенно различаться в каждом конкретном случае. При этом всегда сохраняется типовая схема, которая включает несколько этапов.
Правила прохождения процедуры листинга ценных бумаг
Требования, которые предъявляются биржей к компаниям-эмитентам, включают ряд обязательных пунктов:
Помимо этого, для поддержания котировального списка на соответствующем уровне торговые представители устанавливают минимальный порог объёма продаж бумаг за месяц по итогам отчётного периода.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет – вы всегда можете задать нам новые. Просто заполните форму обратной связи – и мы обязательно поможем разобраться во всех непонятных моментах!
Что такое листинг облигаций и по каким правилам он проводится
Что такое листинг облигаций?
Солидные биржевые площадки заботятся о репутации. Биржа в качестве гаранта сделок предпочитает работать с надежными компаниями.
Процедура предусмотрена для каждого эмитента. Позволяет выбрать среди желающих, подходящих под требования относительно финансовых показателей, возможных рисков, уровня ликвидности.
Правила проведения листинга
У каждой торговой площадки свои критерии, по которым отбираются ценные бумаги в листинг. Основные параметры:
Этапы и нюансы процедуры утверждаются руководством торговой площадки. В качестве примера стоит рассмотреть правила на Московской бирже. Активы компании допускаются к листингу при выполнении следующих условий:
Основные этапы листинга
Процедура состоит из нескольких этапов. Основные:
Уровни листинга и котировальные списки
На Московской биржи существует 3 уровня листинга, на каждый из которых приходится отдельный котировальный список. Речь идет о перечне ценных бумаг, отобранных по определенным требованиям:
Чем ниже уровень, тем меньше ликвидность. Инвесторы предпочитают 1 и 2 уровни, а третий выбирают для прибыли в долгосрочной перспективе.
Первичный и вторичный листинг
Первичный листинг соответствует началу обращения облигаций на российском фондовом рынке. Все эмитенты на Московской бирже обязательно проходят такую процедуру. Для выхода на международный уровень торговли предусмотрен вторичный листинг. После него уже размещают активы на Лондонской, Нью-Йоркской и других иностранных биржах.
Российское законодательство допускает к вторичной процедуре только те компании, которые прошли первичную. Вторичный листинг делится на виды:
Помимо перечисленного, существуют депозитарные расписки, которыми можно будет торговать на биржах за рубежом.
Делистинг
Процедура заключается в исключении облигаций эмитента из списков фондовой биржи. Причины:
Делистинг делится на добровольный и принудительный. Процедура не запрещает торговать облигациями на других биржах и внебиржевых площадках.
Добровольный делистинг часто связан с ухудшением финансового состояния эмитента, низкими оборотами торговли, высокими сборами за регистрацию.
Принудительный делистинг происходит, когда эмитент не уплачивает сборы, не выполняет требования торговой площадки, подделывает отчетность и пр.
Листинг предназначен для создания благоприятных условий торговли на фондовой бирже. Тщательный отбор компаний, включенный в котировальные списки, повышает уверенность трейдеров и частных инвесторов в сравнительной надежности активов.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Листинг
Термин листинг происходит от английского слова list, что в переводе означает «список». Листинг это совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список, для допущения их на торговые площадки, для привлечения инвесторов, самих бирж. В том числе осуществление контроля над соответствием ценных бумаг всех необходимых требований и условиям, установленных непосредственно, самой биржей.
По крайней мере, так говорит нам энциклопедия Википедия. Мы же с вами рассмотрим данный термин с точки зрения «русского, понятного языка». Постоянные читатели наших статей, частые посетители ресурса и просто случайные гости, Здравствуйте!
Листинг – что это такое?
Слово листинг является финансово-экономическим и маркетинговым термином. Мы же с вами, будем рассматривать финансово-экономический термин, относительно торговых биржевых площадок, несколько приводя примеры из маркетинговой отрасли, для лучшего понимания данного термина.
Итак, под термином «листинг», подразумевается хождение абсолютно всех ценных бумаг на торговых площадках. То есть, листинг, это список ценных бумаг, которые включены, и, соответственно, допущены к торгам на площадках.
Так, у каждой биржи имеется свой список с перечнем ценных бумаг, которые обращаются на торгах. Но каждой корпорации или организации, то есть владельцам или эмитентам (читайте соответствующий материал «эмитент») ценных бумаг, ничто не мешает выставлять свои бумаги и на другие биржи, одновременно.
Предположим, акция, которая торгуется на московской фондовой бирже, в это же время может торговаться и, к примеру, на бирже NASDAQ, расположенной в Нью-Йорке. Но при этом, каждая из бирж, имеет свой список акций и облигаций.
Суть листинга
Помимо банального наличия списка ценных бумаг, суть листинга заключается и в следующих обязательствах:
• Сама суть листинга заключается в совокупности надзора, контроле и прочих процедур, предшествующих тому моменту, когда ценные бумаги, попадавшие на рассмотрение, смогут попасть в этот самый «заветный список». То есть, листинг, это процедура «отбора» ценных бумаг.
• Осуществление непосредственного контроля над тем, чтобы предлагаемые на рассмотрение эмитентом ценные бумаги, соответствовали всем международным стандартам и требованием, а так же критериям и условиям, установленные принимаемой в обращение ценные бумаги биржей. Другими словами, это процесс, позволяющий следить за стабильностью «надёжности» этих самых ценных бумаг.
*Если посмотреть на термин листинг с точки зрения русского языка как науки, то получается, что термин и само слово, являются и существительным и прилагательным.
Листинг как форма сортировки ценных бумаг.
Кроме этого, листинг выполняет функцию «сортировки» акций, облигаций и прочих бумаг, вследствие чего, определяется, куда попадёт та или иная представляющая бумага. По степени публичности, листинг подразделяется на две категории:
• Первичный листинг.
• Вторичный листинг.
В первичную категорию листинга попадают бумаги, прошедшие «отбор» по критериям и условиям, выдвинутые внутренней биржей. То есть национальной. Вторичный же листинг, необходимо пройти по международным правилам и условиям, для того, чтобы акции могли торговаться на международных биржах.
Получайте бесплатные сигналы по фондовому рынку и фьючерсам. Регистрироваться нигде не надо, пополнять счёт – аналогично. Просто подпишитесь на наши страницы и получайте качественную информацию быстро и с гарантией.
Подпишитесь сейчас:
Для примера, возьмём акцию N, российской компании. Так, при прохождении первичного листинга, она может обращаться, то есть торговаться и привлекать инвесторов, только на российской московской бирже. Но предположим, что у законного представителя этой N компании, владеющей этой, же акцией N, есть предпосылки и все возможности по критериям данных бумаг, выдвинуть акции на биржу NASDAQ. В таком случае, этой бумаге необходимо пройти вторичный листинг, разумеется, с более требовательными международными условиями.
3 категория листинг.
Существует так же третья категория листинга, но она является исключительным фактором в прямом его понимании. В общем, третья категория так и называется; исключительный листинг. Это та категория листинга, когда запрашиваемая ценная бумага, не прошла «отбора», то есть, она не соответствовала всем или некоторым требованиям биржи.
Листинг, как репутация биржи
Вы зададитесь вопросом: «А почему биржа не может, вот так взять, да и принять любую ценную бумагу в обращение на ней? Ведь, чем большее количество финансовых инструментов торгуется на бирже, тем больше будет привлечения инвесторов, а вследствие этого, будет больше сделок, и соответственно, больше прибыли в виде комиссионных. Таким образом, предполагается бо́льшая прибыль торговой площадки».
Всё дело в том, что каждая, уважающая себя биржевая площадка, дорожит своей репутацией. Так уж априори заложено «на корню», что биржа является гарантом исполнения всех заключённых на ней сделок. Поэтому, у руководства торговых бирж нет не резона не юридических прав, связываться с «неблагонадёжными» компаниями или корпорациями эмитентами, при этом брать всю ответственность за них на себя.
Процесс листинга
Процесс листинга включает в себя следующие, обязательные этапы:
• Изначально, эмитент, то есть законный представитель компании, должен подать официальное заявление, со всеми правилами той биржевой площадки, на которую планируется выставить ценные бумаги и в, последствии чего, на которой будут эти бумаги обращаться в торговле.
• Следующий процесс заключается уже в составлении договора между компанией эмитентом и биржей, в котором чётко прописываются все условия и требования к рентабельности самой компании, ликвидности её активов, и т.д. Такой аудит необходим для установления оценки надёжности эмитента.
• Следующим этапом будет предоставление всей необходимой информации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности компании эмитента. Такие как финансовая отчётность компании за последние несколько лет, а так же документы, касательно IPO – Initial Public Offering, что переводится как «первое публичное предложение».
После того как компания эмитент предоставила всю необходимую информацию, справки и документы, комиссия биржи, так же называемой котировальная комиссия, рассматривает потенциал предложенных ценных бумаг и принимает окончательное решение о включении рассматриваемых активов в список листинга биржевой площадке.
Маркетинговый пример листинга
Давайте рассмотрим термин листинг в маркетинговой отрасли, чтобы нам стало понятно данное значение слова на «примитивном» уровне:
Предположим, сельскохозяйственная организация производит овощи в больших объёмах. Но для реализации производимого товара у неё не предусмотрены торговые точки. В таком случае, представитель этой организации обращается в крупную торговую сеть с заявлением о предоставлении маркетинговой торговой услуги, для реализации товара компании.
Материалы по трейдингу писать в тексте – очень сложно. Гораздо проще их делать в видео-формате. Что мы и делаем уже более 6 лет! Подпишитесь на нас и получайте сливки информации!
Следующим их шагом, естественно при условии соглашения, будет составления договора, в котором будут чётко прописаны все требования и условия, как со стороны торговой сети, так и со стороны поставщика товара.
Основными пунктами таких договоров, как правило, являются своевременная поставка товара, взимание процентов, помимо комиссий за услугу представителем торговой сети от поставщика товара, и т.д. Порой, в таких «взаимоотношений» доходит до абсурда, вплоть до «требования» торговой сети о поставке нового оборудования и расходных элементов, например, паллеты!
Основные критерии для листинга на Московской бирже
Каждая биржевая площадка, как упамяналось выше, имеет свои требования к «фильтру» ценных бумаг, для пропуска к собственному листингу. Но всё же, по международным стандартам, большинство из них являются идентичными. Вот основные критерии компаний и их активов, касательно от эмитентов требований:
• Общая, совокупная стоимость всех активов компании эмитента.
• Чистая прибыль компании по их хозяйственной деятельности за прошедшие, оговорённые в договоре годах.
• Общий размер выпуска и поставки размещаемых ценных бумаг на биржевую торговлю.
Кроме всего прочего, каждая, конкретная биржа, может иметь свои критерии для отбора ценных бумаг в свой биржевой листинг. Мы же давайте рассмотрим основные критерии отбора активов эмитента, желающего разместить свои бумаги на торговых площадках, Московской биржи.
Но здесь, сто́ит пояснить, что на Московской бирже, список с допуском активов на торги, состоит из 3-х уровней:
1 – Котировальный список первого уровня.
2 – Котировальный список второго уровня.
3 – Котировальный список третьего уровня.
Критерии листинга
Итак, давайте вкратце пробежимся по некоторым из основных критериях к листингу на Московской бирже. Всё так и, наш материал преследует цель узнать, что такое листинг, а не его дотошно точные юридические детали.
• Размещаемые акции и облигации должны полностью соответствовать всем требованиям нормативного акта ЦБ РФ и требованиям Российского законодательства.
• Обязательная регистрация проспекта активов и ценных бумаг.
• Обязательное раскрытие информации и наличие прозрачности о ценных бумагах, согласно всем законам Российской Федерации.
• Облигации должны быть приняты на обслуживание в «Расчётный депозитарий».
• Объём выпуска облигаций, должен не превышать минимум 2 000 000 рублей, для включения в котировальный список первого уровня, и не менее 500 000 рублей для включения в котировальный список второго уровня.
• Номинальная стоимость облигаций не может быть выше 50 000 рублей.
• История существования компании эмитента не должна быть меньше 3-х лет для включения в список первого уровня, и не менее одного года, для включения в список второго уровня.
• Обязательная публикация финансовой отчётности последних трёх лет.
• Отсутствие убытков компании, по итогу двух лет из трёх рассматриваемых (последних).
• На протяжении существования компании эмитента у неё не должно быть случаев дефолта. Но если всё так и он имел место быть, то после его факто, должно было пройти не менее 3-х лет, для включения в котировальный список первого уровня, и не менее 2-х лет, для включения в котировальный список второго уровня.
• Наличие у компании эмитента обеспечения в размере не менее суммы номинальной стоимости всех облигаций включаемых в список, в том числе совокупный купонный доход.
• Компанией эмитентом должен быть определён законный представитель.
• Компанией эмитентом должны быть соблюдены требования по корпоративному управлению, изложенным в п. 2.20 приложения 2 правил листинга Московской биржи.
Здесь изложен далеко не полный список критериев и требований к эмитентам ценных бумаг, поскольку, если мы будем рассматривать все пункты данного абзаца то, боюсь, материал быстрей надоест, чем принесёт практической пользы. Могу лишь заверить вас, что полнейшую информацию вы сможете найти на официальном сайте Московской биржи;
Что даёт процесс листинга компании эмитенту
В первую очередь, конечно, это дополнительный доход компании со стороны инвесторов. Как же это происходит? Смотрите; в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации или компании, всегда (в большинстве случаев), остаются свободные средства, они же чистая прибыль. Так получается что, почему бы их тогда не использовать на торговых площадках биржи, в виде ценных бумаг, акций и облигаций, с целью привлечения сторонних инвесторов?
Ведь в такой ситуации, законному представителю компании эмитента уже нет необходимости связываться с лишними заморочками, типа банковского сектора или кредитными организациями! К тому же, торгуемые на официально государственной бирже ценные бумаги всегда вызывают большее доверие со стороны потенциальных инвесторов, нежели, предположим, финансовые инструменты на «внебиржевом» рынке ценных бумаг. А это в свою очередь благотворно влияет на стоимость активов, вследствие чего, ещё больше сказывается на капиталовложении в компанию эмитента.
Главная цель листинга – выход на биржу компании.
Кроме всего прочего, акции, компании которых, обращаются на солидных биржевых площадках, имеют возможность получать рейтинговую оценку среди серьёзных инвестиционных фондов, а это, извините меня, в свою очередь, сказывается на, привлекательности организации и, как следствие, на ещё больший рост компаний или корпораций.
Информация на сайте, хоть и шикарная, однако в наших социальных сетях её в сотни раз больше. Подпишитесь на наши страницы и получайте качественную информацию быстро и с гарантией.
Подпишитесь сейчас:
Здесь ведь вот в чём дело, когда акции или облигации становятся авторитетными для инвесторов, то повышается и активность их купли продажи, и вот тут цепь замыкается на самом интересном этапе. Акции торгуются активнее, ликвидность актива растёт, привлекая ещё больше инвесторов. Вследствие этого, организация, запустившая свои активы в «оборот» на биржевой площадке, процветает в финансовом плане. Вот такую пользу несёт в себе процесс листинга по отношению к компании эмитента. Здесь имеется в виду, что без листинга, эта компания, возможно, не смогла бы вырасти в финансовом плане на внебиржевых рынках ценных бумаг.
Что даёт процесс листинга инвестору
Разумеется, в первую очередь, это надёжность! Инвестор, будучи уверен, что он капитализирует свои, или доверенные ему средства, в активы организаций, которые прошли «жёсткий» отбор, прежде чем иметь право выкладывать свои акции на стабильно рентабельный рынок ценных бумаг. То есть, инвесторы даже на подсознательном уровне уверенны, что они инвестируют в «отфильтрованные» компании, прежде чем попасть в котировальные списки.
Наверное, мало кто знает, но участники, торгующие на Московской бирже, имеют возможность ознакомиться с жизнедеятельностью компании, бумагами которых они владеют, за прошедшие три года. Такая прозрачность так же отражается на статусе и на репутации, как самой биржевой площадке, так и компании эмитента.
Вердикт пользы листинга
Благодаря такой системе листинга, все участники торгово-финансового сектора остаются при своих довольных положениях. Для руководства биржи это дополнительный доход в виде комиссионных. Для компаний эмитентов это отличный и оптимальный способ по привлечению дополнительных инвестиций и капиталовложения. Для инвесторов это уверенность и гарант в сохранности и достоверности своих инвестиций. В общем, листинг обладает полномочиями выступать гарантом для всех участников торгово-финансовой индустрии, а так же выступать в роли строго регламентирующих правил в лице Центрального Банка Российской Федерации.
На этом, пожалуй, мы с вами и закончим данную тему. Но прежде чем попрощаться, попрошу вас кое-что сделать, задайте себе вопрос; насколько трудно было освоить данную тему? Уверен, как два пальца, зато, теперь, вы выросли в понимании саморазвития. Если так и будем продолжать то, боюсь в скором времени, Российская Федерация станет самой эрудированной державой и финансово подкованной! Ладно, хватит мечтать, всем пока и до новых встреч!
Что такое листинг?
Что такое листинг ценных бумаг?
Все ценные бумаги, котирующиеся на бирже, должны в обязательном порядке входить в котировальный список, называемый листинг. Для каждой площадки предусмотрен отдельный перечень требований, которому должны соответствовать бумаги и их эмитенты. Фактически листинг это соответствие этому перечню. Но зачем в него попадать?
Ценные бумаги, обращающиеся на бирже, более привлекательны для инвесторов, чем те, торговля которыми осуществляется на внебиржевом рынке. Они имеют рейтинговую оценку, торгуются более активно, пользуются спросом и отличаются повышенной ликвидностью. Чем выше уровень листинга ценной бумаги, тем лучше ее ликвидность.
Благодаря включению в листинг, акции и облигации вызывают больше доверия среди инвесторов в том числе за счет доступа к их финансовой отчетности. Выгода обоюдная: компания может получить сторонний капитал, а инвесторы способны лучше оценить перспективы выпущенных активов.
Листинг акций на Мосбирже
Листинг на данной площадке осуществляется посредством включения акций в котировальные списки 1 и 2 уровня, а также в некотировальный список (3 уровень). Эта процедура предусматривает выполнение следующих основных условий:
Подробные условия листинга ценных бумаг можно найти тут. На 1 января 2020 года на Московской бирже находится 264 акции (213 эмитентов):
Также в листинге 1-го уровня находится 3 акции иностранных эмитентов и 1 акция относится к 3-му уровню. Актуальный список бумаг смотрите здесь.
Листинг облигаций на Мосбирже
Процедуру листинга на Московской бирже должны проходить не только акции, но и облигации. Кроме общих требований, перечисленных выше для акций, листинг облигаций предусматривает объем эмиссии от 2 млрд. рублей для списков 1-го уровня и не меньше 500 млн. для 2-го. Существует множество видов облигаций, так что неудивительно, что их общее число в несколько раз выше, чем акций.
Условия о сроках существования компании, выпускающей облигации, не предусмотрены при выполнении обязательств по ним за счет обеспечения залогом. При этом размер обеспечения не должен быть меньше общей номинальной цены всех облигаций и дохода по их купонам.
Как за листинг акций, так и облигаций Мосбиржа получает вознаграждение, которое можно вычислить при помощи тарифного калькулятора:
Листинг на бирже Санкт-Петербурга
Условия для включения в листинг на Санкт-Петербургской бирже аналогичны предусмотренным Московской биржей. Основными показателями являются количество свободно обращающихся на рынке бумаг и их рыночная цена. Первый показатель должен составлять более 10% для обычных и привилегированных акций.
Рыночная цена свободно обращающихся бумаг для котировального списка 1-го уровня равна более трех млрд. рублей для обычных и более одного млрд. рублей для привилегированных акций.
Условия включения в котировальные списки предусматривают сроки существования компании-эмитента свыше трех лет для 1-го уровня и более 12 месяцев для 2-го, а также публикацию в открытом доступе отчетности, соответственно, за 3 года или 12 месяцев.
Процедура листинга
Окончательное решение после прохождения компанией всех процедур с подачей требуемых сведений принимает котировальная комиссия (комиссия биржи по допуску ценных бумаг). В благоприятном случае эмитированные бумаги компании включаются в листинг биржи на один из ее уровней. Таким образом, листинг (также называемый прямой листинг) является альтернативой процедуре IPO, при которой компания не пользуется услугами сторонних банков для вывода ценных бумаг на биржу.
Листинг акций на NYSE
Для крупнейшей фондовой биржи США главными условиями листинга являются:
Листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже прошли более 3500 компаний, из них около 450 зарубежных. Обзор самой биржи читайте здесь.
NASDAQ
Листинг на бирже NASDAQ предусматривает, что акции иностранной организации должны пройти обязательную регистрацию и находиться в обращении на другой биржевой площадке, однако возможно и первичное размещение акций. Листинг компаний разбит на три сектора:
Итого, листинг на бирже прошли около 3000 различных компаний.
Уровень листинга
Условия включения бумаг в листинг бывают общие и дополнительные. Соблюдение общих условий не зависит от уровня листинга, а дополнительные нужны для включения в 1 и 2 уровни. Данные требования касаются следующих показателей:
Чтобы облегчить инвесторам поиск необходимого финансового инструмента, ценные бумаги на большинстве бирж подразделяются на 3 уровня :
Чем ниже уровень, тем меньше ликвидность и количество инвесторов у компании. Оборот торгов по ним также все менее значительный: так, третий эшелон уже практически не торгуется, разница между спросом и предложением достигает десятки процентов. Инвестиции в такие бумаги вопрос весьма спорный.
Для включения в соответствующий котировальный список компания должна отвечать установленным требованиям, в том числе и законодательным. Обязательной является регистрация проспекта эмиссии, принятие акций на обслуживание в расчетном депозитарии, полное раскрытие сведений об эмитенте.
Листинг включает в себя выполнение особых требований для каждого уровня. Для Московской биржи:
Возможен перевод акций низшего уровня листинга в более высший по мере достижения определенных требований. Существует и обратная процедура в случае несоблюдения требований.
Делистинг акций
Делистинг это исключение из котировального списка, то есть противоположный листингу процесс. Он может быть связан с добровольным или вынужденным уходом эмитента с биржи. При этом акции могут находиться в обращении на других биржевых и внебиржевых площадках.
Добровольное решение может быть связано с низкими торговыми оборотами эмитента, высокими регистрационными сборами, ухудшением финансового положения компании. Управляющий состав эмитента при решении ухода с биржи должен предоставить акционерам продажу ценных бумаг за счет назначения оферты. В соответствии с ней акционеры имеют право их продажи по средней стоимости, исходя из последнего шестимесячного периода торговли.
Делистинг возможен либо в виде полной остановки торговли или с возможностью обращения бумаг на внебиржевых площадках.
Принудительный делистинг акций возможен из-за невыполнения требований эмитентом, невыплаты сборов, подделки отчетности и других нарушений. Этот процесс способствует защите интересов инвесторов и исключению возможности покупки акций компаний с неустойчивым финансовым положением.
В качестве известного примера добровольного исключения на Московской бирже можно рассмотреть компанию ПАО «АвтоВАЗ». Впервые стало известно об исключении бумаг ПАО «АвтоВАЗ» из обращения в сентябре 2018 г. Данная процедура была полностью завершена к концу этого же года.
Принудительный делистинг считается для инвестора признаком того, что организация потеряла доверие биржи. В качестве примера можно привести исключение из котировального списка бумаг компании ENRC (Казахстан) на Лондонской бирже (2013 год), которому предшествовали многочисленные публичные скандалы и падение котировок.
Бывают случаи, когда выкуп акций происходит ранее, чем эмитент публично сообщает о делистинге. К таким случаям можно отнести оферту компании ПАО «Мегафон», которая в середине 2018 года ушла с Лондонской биржи, однако вопрос об исключении из котировального списка Мосбиржи до сих пор открыт.