в чем разные категории людей могут находить смысл жизни
Зачем искать смысл жизни – он же у всех разный
Многие люди хотя бы единожды в жизни задаются философским вопросом: зачем искать смысл жизни? И правда: зачем он нужен человеку, ведь живут же себе животные и не размышляют на высокие темы, потому что все у них подчинено законам природы. Но в жизни человека все очень сложно и запутанно. С одной стороны, мы, безусловно, часть фауны (животного мира) планеты Земля. Отрицать это бессмысленно, потому что налицо множество сходных признаков — человек млекопитающее живородящее социальное животное. Некоторые люди ошибочно полагают, что социальность – это особый признак человечества, но общества есть и у других животных (волки, обезьяны, львы, дельфины) и даже у насекомых (муравьи, пчелы). Поэтому этот фактор нас не отличает от остальных представителей фауны. Но, с другой стороны, у человечества есть определенная составляющая (духовная сущность, психоэмоциональный компонент), которая на данном этапе развития науки у животных не определена. Возможно, причиной тому служит языковой барьер, который почему-то не учитывается нашими учеными (общепринято полагать, что животные существуют только посредством инстинктов, а эмоции и переживания им чужды). Зато человек изобилует эмоциональным ассортиментом. Каждый из нас с раннего детства испытывает на себе влияние различных чувств, переживаний, эмоций. А с физиологическим, интеллектуальным развитием эмоциональная гамма становится только ярче, богаче. Именно этот психологический довесок дает нам повод для размышлений на тему: зачем искать смысл жизни. Смысл жизни нужен каждому человеку, чтобы у нас формировались определенные ценностные ориентиры, и мы не блуждали бесцельно. Не бездумно существовали, а действительно полноценно жили, приносили определенную социальную пользу, к чему-то стремились и таким образом развивались как личности и как биологический вид. Жизненный смысл упорядочивает наше существование, делает его буквально осмысленным, наполненным конкретным содержанием, а не чередой хаотических действий. Ответ на вопрос зачем искать смысл жизни может звучать по разному потому, что он из категории общефилософских. Если у человека есть смысл жизни – он однозначно знает, зачем он живет, в каком направлении ему следует двигаться. И все тогда сразу становится на свои места, жизнь организуется сама собой: ведь человек уже создал себе план его жизни, и каждый последующий шаг будет очередным пунктом его реализации. Наличие смысла жизни определяет все наши последующие действия. Смыслом жизни могут быть у разных людей кардинально различные ориентиры, зависящие только от их личных ценностных представлениях. Так, у кого-то смысл жизни — накопление большого капитала, достижение богатства. У других – семья, семейное благополучие. У третьих – карьера, у четвертых – социальный статус, должностное положение. Этот список может продолжаться бесконечно, потому что у всех свои смыслы существования. Но однозначно можно утверждать здесь одно: наша жизнь должна быть наполнена конкретным смыслом, иначе наше пребывание на Земле в виде человека становится, по крайней мере, непонятным. Проще говоря: зачем нам сложная психоэмоциональная организация, если она никоим образом не отличает нас от других животных, сугубо удовлетворяющих свои основные инстинкты? Таким образом, вопрос: зачем искать смысл жизни человеку, отпадает сам собой. Ведь мы же не задаемся вопросами: зачем животным необходимы природные инстинкты (это их биологическая программа выживания). Точно так же и у людей, как более сложных в организационном плане существ, смысл жизни становится определенной программой активных действий, необходимых для комфортного существования. Без него мы возвращаемся к своему первозданному формату, где думать особо не нужно, а только стоит уповать на природный зов, который куда-нибудь да приведет.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
1 ответ
>>Но, с другой стороны, у человечества есть определенная составляющая (духовная сущность, психоэмоциональный компонент), которая на данном этапе развития науки у животных не определена. Возможно, причиной тому служит языковой барьер
Разве милые обезъянки Бонобо или более воинствующие шимпанзе не имеют психоэмоционального компонента?
Они так же могут общаться. Даже могут разговаривать с человеком, понимая его речь, а человек понимает их ответные жесты. Диалог человека и обезъяны — установленный факт (С.Бурлак «Происхождение Языка»).
>>смысл жизни становится определенной программой активных действий, необходимых для комфортного существования. Без него мы возвращаемся к своему первозданному формату, где думать особо не нужно, а только стоит уповать на природный зов, который куда-нибудь да приведет
Можно ли рассматривать данный фрагмент текста, как довод в пользу Эволюции, согласно которой человек произошел от Человекообразных обезъян, то есть от первозданного формата? Или под фразой Первозданный формат понимает нечто иное?
Добавить комментарий Отменить ответ
Классификация «смыслов» жизни
Экология жизни. Психология: Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. Можно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы.
Смыслы жизни можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. М ожно выделить 16 основных смыслов жизни. Смыслы жизни обеспечивают человека энергией жить дальше и оправдывают уже прожитые годы. Далеко не все смыслы – высшие, в смысле ориентации на возвышенную цель, но все они идеальны в том смысле, что позволяют человеку жить ради них.
Витальные.
1. Жизнь ради жизни (выживания). Базируется на инстинкте самосохранения. Один из самых естественных смыслов. Смыслообразующее качество здесь — выживание. Смыслом наполняет нашу жизнь каждый прожитый день, просто тем, что его удалось прожить. Данный смысл особенно актуален в условиях постоянной угрозы жизни. В.Франкл отмечал наличие подобного смысла у обитателей концентрационных лагерей, хотя и не считал его удачным.
2. Жизнь ради удовольствия. Имеются в виду удовольствия: пищевые и питьевые. В основе пищевой и питьевой инстинкт соответственно. Смыслообразующее качество здесь — удовольствие, получаемое от еды и питья.
В быту существуют две разновидности этого смысла: а) обжорство, б) пьянство. Не смотря на то, что с точки зрения психологии подобные идеалы обычно не являются достойными и чаще вообще не считаются смыслами, однако в реальности многие люди живут именно ради этого. Наслаждение, как смыслообразующая позиция рассматривалась еще З.Фрейдом, правда он ее относил преимущественно к сексуальному инстинкту.
3. Жизнь ради богатства (денег). Формируется на базе инстинкта запасания (сбор меда пчелами, собирание орехов белками и др.). Смыслобразующая позиция здесь богатство, современным символом которого выступают деньги.
анный смысл подходит многим людям (а не только очень богатым), потому что осмысленность существования придает здесь не величина счета, а его постоянное пополнение. Многие пенсионеры в наши дни находят удовольствие в том, что откладывают копейки на сберкнижку, и ее пополнение вызывает приятное чувство не зря проходящего времени.
4. Жизнь ради приятного времяпрепровождения, развлечений (ничегонеделанья): праздники, вечеринки, выходы в театры и кино, легкий флирт, светская жизнь, всевозможные хобби и т.д. Формируется на базе инстинкта экономии сил, который требует от живого существа ничего не делать, как только представляется такая возможность. Смыслообразующая позиция – здесь возможность «хорошо провести время».
Социальные смыслы.
5. Жизнь ради любви (на базе полового инстинкта). Классический смысл жизни по З.Фрейду. Смыслообразующая позиция здесь — количество и качество сексуальной любви (в т.ч. в ее вытесненных вариантах).
Может быть две разновидности этого смысла. В первом случае смыслообразующей позицией выступает количество любви, т.е. для человека будет важным количественное умножение любящих его и любимых им людей. Это смысл жизни для многочисленных дон Жуанов и Клеопатр. Встречается чаще у мужчин, чем у женщин.
Во втором случае смыслоориентирующей позицией выступает качество любви, этот смысл часто оказывается соединенным с идеями семьи, супружеской верности, и развитии отношения в паре. Чаще всего эти разновидности сменяют друг друга на протяжении жизни: в молодости человек больше ориентирован на увеличения количества любви, с возрастом начинает ценить качество.
Характерной особенностью этого смысла является некоторая обезличенность партнера. Важен сам акт любви, а не личность партнера. Если не удается добиться любви с одним потенциальным партнером, человек, ведомый этим смыслом, постарается найти другого (он никогда не хранит верность ушедшему партнеру, какими бы сильными не были между ними чувства).
6. Жизнь ради детей (на базе родительского инстинкта). Смыслообразующая позиция – здесь продление рода (дети, внуки, правнуки). Это один из самых удачных смыслов. Более свойственен женщинам, чем мужчинам. Хотя Д.А.Леонтьев считал его наиболее часто встречающимся как у мужчин, так и у женщин.
7. Жизнь ради гнездышка (дома), формируется на базе территориального инстинкта, частный вариант его – инстинкт гнездования. Построение уютного гнездышка может заполнить смыслом жизнь, как мужчины, так и женщины. Различие выступает в отношении к дому.
Для женщины гнездышко – это ее дом и его внутреннее убранство (ремонт, обои, пололок, купить стенку в кухню). Для мужчины гнездышко – это дом и его окрестности (строительство новых пристроек и построек, гараж, машина в гараже). Многие люди, живущие этим смыслом жизни, считают, что живут ради семьи; хотя семья в этом случае – вторична, первичен дом, члены семьи рассматриваются как добытчики, «несущие в дом», строители его и укрепители.
8. Жизнь ради большой социальной группы (Родины, партии, церкви, нации и т.п.), формируется на базе стадного инстинкта, того, что сбивает животных в стада и стаи, и может заставить их ради этой стаи пожертвовать жизнью. Этот смысл жизни актуализируется в моменты опасности, угрожающей большой группе; при отсутствии такой опасности, обычно не декларируется.
9. Жизнь ради дружбы (малой группы лично знакомых тебе людей, не связанных биологическими узами). В основе все тот же стадный инстинкт, просто стада по численности бывают разные. Смыслоорганизующая позиция – здесь дружба, количество и качество дружелюбных актов выраженных по отношению к членам твоей малой группы. Этот смысл характерен для юношеского возраста.
10. Жизнь ради карьеры (власти), формируется на базе иерархического инстинкта, кого который определяет порядок клевания в стае уток и заставляет животных драться, чтобы стать вожаком. Смыслоорганизующая позиция здесь – движение по карьерным (или властным) ступенькам. Пока движешься вверх, твоя жизнь осмысленна.
Данный смысл можно соотнести с предлагаемым В.Н.Дружининым сценарием «жизнь ради достижения». «Выдающиеся изобретатели, талантливые рок-музыканты, режиссеры и кинозвезды… Главное – достичь поставленной цели, стать победителем. Возникает термин «психология победителя». Культ человека, выбравшего дорогу успеха, достижения цели, является итогом развития индустриального и постиндустриального общества».
11. Разновидностью предыдущего смысла может быть «жизнь ради профессионального мастерства». Этот смысл предполагает профессиональное совершенствование человека, без движения по социальной лестнице, это особенно важно в тех профессиях, где карьерный рост ограничен (рабочие специальности, многие профессии служащих и т.п.). Человек находит удовлетворение в том, что он делает свое дело лучше всех его коллег (автомеханик лучше других чинит карбюраторы, учительница русского языка добивается поголовной грамотности своих учеников и т.п.). Но «профессионализм», для того, что бы осуществлять функцию смысла жизни нуждается в признании его со стороны других людей: работников, начальства, клиентов.
12. Жизнь ради конкретного человека – на базе инстинкта следования, который заставляет антилоп бежать за вожаком, а гусят – за объектом, который они запечатлели как мать. Этот смысл нужно отличать от «жизни ради любви», поскольку в его основе не половой инстинкт, а именно инстинкт следования.
Поэтому, человек, которому посвящается жизнь – это редко половой партнер, им может быть выдающийся родственник (в т.ч. супруг или ребенок), но может быть и совершенно чужой человек, иногда идеальный герой прошлого. Очень часто это уже умерший человек, во имя памяти которого осуществляется жизнь последователя.
Это очень личностный смысл, ибо следовать можно только за этим конкретным человеком (этой личностью), а не любым другим, даже удовлетворяющим всем условиям. Одним из вариантов религиозных смыслов жизни – может выступать именно этот: жизнь во имя основателя данного религиозного учения.
Идеальные смыслы.
13. Жизнь ради познания (учебы, науки). Формируется на базе ориентировочно-исследовательского инстинкта. Разновидностью этого смысла может выступать вариант сценария «жизнь как предисловие» (В.Н.Дружинин), когда смысложизненной позицией в нем выступит – учеба: приобретение знаний. «И все же «жизнь как подготовка к жизни» придает смысл затратам времени, человек знает для чего он живет, он прикреплен к действительности, и каждую новую ситуацию рассматривает как возможность чему-нибудь научиться. Отсюда проистекает жажда новизны, но не просто частоты событий, а новизны личного опыта».
14. Жизнь ради творчества (искусства). Формируется на базе подражательного инстинкта. Творчество – во многом является подражанием внешнему миру, т.е., воплощением каких-то ситуаций, картин в объективированных автором субъективных образах. Творческие люди живут во имя создания этих образов (картин, книг, фильмов). Данный смысл может быть свойственен жизненного сценария «Жизнь ради творчества» (по В.Н.Дружинину).
15. Жизнь ради самосовершенствования (совершенствование способностей в любой области, спорт). Формируется на базе игрового инстинкта, который дает возможность детенышам в игре развивать силу, навыки, умения; они могут понадобиться ему в будущем, но пока еще совсем не нужны.
Людям исповедующим этот смысл жизни тоже может быть свойственен сценарий «Жизнь как предисловие»; только смысложизненной позицией здесь будет умножение возможностей и способностей самого человека, его организма, его душевных и духовных качеств, а не знаний, как в случае смысла, формирующегося на основе ориентировочно-исследовательского инстинкта.
16. Жизнь ради борьбы (свободы, сопротивления, преодоления препятствий). Формируется на базе инстинкта свободы. Характерен для революционеров, романтиков, а так же некоторых преступных личностей. опубликовано econet.ru
Автор: Александр Павлов
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Для чего человек живёт на Земле: в чём биологический, социальный, индивидуальный смысл жизни мужчин и женщин
«Смысл жизни» – понятие индивидуальное. Это то, ради чего живет конкретный человек. Он определяется в зависимости от воспитания, социального положения, мировоззрения и типа личности.
Когда смысл жизни утрачивается, развивается экзистенциальный синдром, или бесцельное существование.
Биологическое предназначение человека
Поиск смысла жизни человека является духовной и философской проблемой. Представления о цели существования зависят от следующих факторов:
Если условия жизни человека благоприятны, он видит смысл своего существования в достижении собственного благополучия. Если он находится во враждебной среде, то жизнь утрачивает для него и ценность, и смысл.
В противном случае есть большой риск конфликта с обществом и с самим собой. На фоне внутриличностного и межличностного конфликта обычно вырастают проблемы, которые в 90% случаев закладываются в фундамент подсознательных страхов.
Проблема смысла жизни в философии
В отличие от иных существ, населяющих землю, жизнь человека представляет собой набор ценностей. Для того чтобы овладеть ими, необходимо:
Смысл и цель жизни человека зависят от его приоритетов. Для кого-то смысл существования заключается в покорении горной вершины. Кто-то мечтает приобрести роскошный автомобиль. Кому-то жизненно необходимо стать первоклассным врачом или ученым и найти лекарство от рака.
Для некоторых людей смысл жизни заключается в создании семьи. В этом случае они оправдывают биологическое предназначение человека, которое заключается в продолжении рода.
Социальная функция индивида
В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.
Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.
О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.
Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.
Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли. Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции.
В чём заключается смысл моего существования на Земле
Человек – это парадокс, зачастую непонятный самому себе персонаж. Человека также следует рассматривать как проблему – и для себя самого, и для планеты в целом.
Частично ответ на вопрос о смысле жизни заключается в мировоззрении человека – в том, как он себя позиционирует: является ли он животным или все-таки царем всех живых существ на планете.
Рассуждая о смысле жизни человека на земле, необходимо ответить на следующие вопросы:
Попытаться приблизиться к пониманию цели собственного существования, можно, найдя ответы на вопросы:
Иногда человек теряет смысл жизни. В этом случае он либо ищет его, либо начинает страдать без отсутствия цели существования.
Второе в большей степени свойственно людям с невротическим складом характера. Страдание на фоне исчезнувшего смысла жизни – один из признаков невротической депрессии.
Творческие личности обычно не озадачиваются поиском цели существования. Они создают то, в чем нуждаются люди, и что ими с благодарностью воспринимается.
Для чего я живу
Цель жизни человека на Земле определяется в соответствии с типом личности. Значение имеют личные ценности, фантазия и уровень интеллекта.
Для одних смысл жизни заключается в бесконечном продвижении по карьерной лестнице, для других – в поисках личного счастья, для третьих – в погружении в нирвану.
Цель существования для людей разной ценностной направленности:
Смысл жизни высокоинтеллектуального, энергичного человека часто становится смыслом жизни и для других. Это относится не только к гениальным ученым или к ярким харизматикам вроде Че Гевары, но и к хорошим предпринимателям, а также к представителям «фамильных» профессий.
Значение возраста
Задаваться вопросом о том, есть ли смысл в жизни, человек начинает с подросткового возраста. Это период бунтарства, когда юноша или девушка пытается выразить свои мысли и чувства.
Подросткам свойственны такие качества, как категоричность и идеализм. Некоторые юноши и девушки ещё во время обучения в школе приходят к мысли, что жизнь не имеет смысла. Иногда это происходит после травмирующего события, иногда фаталистические мысли являются данью моде.
Цель существования молодых людей во многом зависит от воспитания. Подростки-мажоры, выросшие в благополучной семье, в 90% случаев имеют потребительское мышление. Для них смысл жизни заключается в развлечениях.
Поиск смысла жизни обычного подростка начинается после окончания школы, когда он задумывается над тем, куда ему следует поступить и чему посвятить себя.
Всерьез человек начинает искать суть своего существования после первых разочарований, достижений и потерь.
Уже на первом курсе некоторые понимают, что учиться им не нравится, что они хотели бы заниматься чем-нибудь другим. Тогда смыслом их жизни на данном этапе становится обретение той профессии, которая им действительно по душе.
Некоторые во время обучения обзаводятся семьями. Смысл жизни для них заключается уже не в получении профессии, а в рождении и воспитании детей.
Обычно после 30 лет люди теряют интерес к тому, чем занимались раньше. И.С. Кон полагает, что человек, анализируя собственную жизнь, понимает нереализованность многих планов. На фоне пересмотра ценностей он осознает, что все его цели были неверны. Этот период обозначается психологами как кризис смысла жизни.
Примеры из жизни женщин и мужчин
Исходя из следующих примеров из жизни, можно с уверенностью сказать, что нельзя искать смысл жизни, ориентируясь на мнение общества и устоявшиеся стереотипы.
«Лет до сорока я не задумывалась над тем, для чего я живу, и вопрос смысла жизни человека никогда меня не волновал. Я была уверена в том, что живу правильной жизнью: имею ребенка, работу, квартиру, и постоянного любовника.
Кризис грянул, когда я попала в больницу со сложной травмой. Долгое время мне не могли поставить диагноз. Время шло, лечение было чисто симптоматическим, а боли усиливались.
В конце концов один маститый профессор, приехавший из столицы, с уверенностью констатировал: саркома. После этого я вдруг поняла, что смысл жизни женщины вовсе не в том, чтобы создать семью с нелюбимым, но зато «подходящим» человеком… К счастью, я выкарабкалась, и теперь каждый день стараюсь прожить так, как будто завтра уже не будет.»
«Я с детства была энергичным человеком, и к 30 годам программа «Построить дом, вырастить сына и посадить дерево» была выполнена. Тогда мне казалось, что в этом и заключается мое главное предназначение.
Когда подросла дочка, я отдавала все силы на то, чтобы ее «поднять» – оплачивала обучение сначала в другом городе, потом – за границей. Купила ей квартиру, машину. Когда дочка вышла замуж и родила мне внуков, я думала, что мое призвание – быть хорошей бабушкой. Но совместная жизнь с дочкиной семьей не сложилась… Сейчас я занимаюсь тем, что путешествую по миру. Кто знает, может быть, однажды я и узнаю, в чем заключается смысл жизни человека».
«Меня штормило лет до 35. Глядя на остепенившихся сверстников, многие из которых были женаты уже по третьему кругу и платили алименты многочисленным отпрыскам, я понимал, что, скорее всего, никогда не женюсь.
Я колесил по стране с гитарой наперевес. У меня не было ни постоянной работы, ни дома, ни девушки. А потом я познакомился с будущей женой, и понял, что то, как я живу, – это неправильно. Я до сих пор не могу сказать, в чем смысл жизни мужчины. Но для меня лично он заключается в том, чтобы жить для той, которую люблю».
Как научиться медитировать
Главной задачей медитации является достижение гармонии между телом и душой. Основные этапы:
Как успокоиться
Для того чтобы успокоиться, нужно научиться правильно организовывать свой отдых. Хорошо помогает смена деятельности. Если человек занимается интеллектуальным трудом, то на выходных ему следует заняться спортом или выехать на природу.
Также можно прибегнуть к аутотренингу: «Я полностью расслаблен, по телу разливается приятное тепло. Мой пульс замедляется, становится ровным. Я расслабляюсь, мой пульс медленный».
Также следует делать массаж. Он способствует улучшению кровообращения и повышению мышечного тонуса.
Медитация также помогает успокоиться
Искусство управления гневом
Научиться управлять гневом можно по следующей схеме:
Как перестать ревновать
Примерная схема выглядит так: