что нужно приносить на собеседование на работу
8 вещей, которые нужно не забыть взять на собеседование
Когда вы готовитесь к собеседованию, вам приходится думать о многом — что сказать, какие вопросы задать. Но при этом нельзя забывать и о мелочах вроде вещей, которые должны быть у вас под рукой во время беседы с рекрутером. Проверьте по этому списку, все ли вы подготовили.
Информация о том, как добраться до офиса
Прежде чем отправиться на собеседование, вы наверняка поищете информацию о том, как вам добраться до места. Если у вас нет смартфона с GPS-навигатором, распечатайте эти данные — вы же не хотите заблудиться и опоздать?
Не забудьте также занести в телефон или блокнот имена и контактные данные вашего рекрутера. Так, если по дороге на собеседование что-то пойдет не так, вы сможете с ним связаться и все объяснить. А еще таким образом вы точно не забудете имя рекрутера.
Паспорт
Визитка
Визитки могут пригодиться не только для нетворкинга, но и для собеседования. На визитке должно быть указано ваше имя, специальность, телефон и прочая важная контактная информация. Передайте ее рекрутеру во время беседы.
Блокнот и ручка
Возможно, вы привыкли делать заметки на ноутбуке или телефоне, но на собеседованиях лучше пользоваться бумагой и ручкой. Приносите собственные — так рекрутер поймет, что вы ответственно готовились к собеседованию и проактивны.
Резюме
Распечатайте несколько копий самой свежей версии вашего резюме. Сделайте дополнительные копии на случай, если на собеседование придет несколько рекрутеров.
Рекомендации
Принесите свежий список ваших рекомендаций. Возможно, рекрутер их у вас не попросит, но лучше подготовиться на всякий случай. В списке должно быть как минимум три профессиональные рекомендации, а также информация о том, как вы познакомились с их авторами и как с ними можно связаться.
Портфолио
В зависимости от того, куда вы устраиваетесь, возможно, стоит взять с собой портфолио своих предыдущих работ. Оно может представлять собой папку с материалами или целый сайт, который вы покажете рекрутеру на планшете. Ваше портфолио должно быть составлено аккуратно и понятно, чтобы к нему можно было легко обращаться во время собеседования. Что в нем будет — зависит от вашей профессии, но оно точно должно включать качественные примеры вашей работы и достижений.
Список вопросов
В конце любого собеседования у вас обязательно спросят, есть ли у вас какие-либо вопросы. Обязательно подготовьте список заранее. Вопросы могут касаться следующих этапов трудоустройства, корпоративной культуры и всего, что вам интересно. Но помните, что ваши вопросы должны быть конкретными и показывать, что вы искали информацию о компании, в которую пытаетесь устроиться. Так рекрутер поймет, что вы действительно заинтересованы в работе.
Когда думаешь, что взять с собой на собеседование, в голову может прийти множество вариантов, но эти восемь вещей можно считать обязательными. Кому-то этот список покажется простым, но не стоит забывать, что все эти мелочи могут сыграть важную роль во время обсуждения ваших будущих карьерных возможностей.
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование
⏱ Время прочтения — 7 минут
Спокойствие, только спокойствие
Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.
Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.
Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.
«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.
Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.
«Вижу цель, верю в себя»
Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.
Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.
Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.
Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.
В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.
Не «что», а «как»…
По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.
Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.
Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.
Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.
Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.
«Назовите ваши слабые стороны»
На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?
Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.
Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.
На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.
Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».
«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.
Будь готов! Всегда готов!
HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?
Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»
Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!
Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.
Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.
Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.
Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.
Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.
Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
Как пройти собеседование: что спросят и как отвечать?
Приветствую Вас, друзья!
Собеседование – самый важный и ответственный этап при приеме на работу. Это волнующее и даже пугающее событие для любого специалиста, особенно если речь о первом трудоустройстве. Сегодня мы разберемся, как пройти собеседование, чтобы повысить шансы на получение должности. Вы узнаете, как подготовиться, что надеть, как правильно себя вести и как лучше презентовать себя, чтобы выглядеть самым подходящим кандидатом на должность.
Что нужно знать о собеседовании?
Собеседование — это личное общение работодателя (или его представителя) с соискателем (т.е. тем, кто ищет работу). Оно позволяет лучше понять, насколько хорошо кандидат подходит для предлагаемой вакансии. Соискатель также получает ценную информацию: он может осмотреть офис, узнать об атмосфере в коллективе, расспросить потенциального работодателя о перспективах роста.
Общаться с соискателем может как руководитель компании, так и специальный сотрудник – рекрутер. Собеседование обычно проходит в формате интервью и состоит из 5 основных этапов:
Сегодня многие фирмы (включая такие корпорации как Apple, Amazon и Facebook) при найме сотрудников проводят удалённые собеседования посредством видеочата. Но рассчитывать на подобный формат могут только состоявшиеся специалисты с хорошими рекомендациями, а вчерашнему студенту приходится лично посещать офис работодателя.
Как подготовиться к собеседованию?
Даже если вы – прекрасный специалист с опытом работы и хорошими рекомендациями, вам следует заранее подумать над тем, как пройти собеседование с наилучшим результатом. Тщательная подготовка значительно повышает шансы на успех, поэтому обязательно поработайте над следующими моментами:
Также стоит подготовить некоторые документы и аксессуары:
Как вести себя на собеседовании
Существует несколько основных правил, позволяющих произвести положительное впечатление на потенциального работодателя. Чтобы непринужденно соблюдать их во время разговора, вдумчиво прочтите список несколько раз.
В рекомендациях о том, как пройти собеседование, часто рекомендуют задавать встречные вопросы рекрутеру, чтобы повысить свою «ценность». Новички часто воспринимают данную рекомендацию слишком буквально и ведут себя вызывающе, производя неприятное впечатление.
Чтобы избежать данной ошибки, не перебивайте рекрутера и не пытайтесь перехватить инициативу. Но обязательно задавайте вопросы, когда это уместно. Так вы узнаете полезную информацию и продемонстрируете заинтересованность.
Вот о чем стоит спросить в первую очередь:
Обратите внимание на завершение интервью. Договоритесь об обратной связи, спросите, когда стоит ждать звонка. Это действительно может повлиять на решение, поскольку демонстрирует серьезность намерений.
Популярные вопросы на собеседованиях
Существуют общие вопросы, которые задают в разных компаниях, независимо от сферы деятельности. Желательно подготовить ответы на них заранее. Предлагаем вашему вниманию несколько вопросов, наиболее часто задаваемых на собеседованиях.
1. Почему вы ушли с предыдущего места работы?
Этот вопрос может прозвучать одним из первых, и он довольно опасен. Интервьюируемый соискатель оказывается в сложной ситуации, и любой неосторожный ответ может выставить его некомпетентным, безответственным, конфликтным или инфантильным. Относительно «безопасными» являются следующие варианты ответов:
2. Почему хотите работать именно у нас?
Это тоже опасный вопрос. Скорее всего, вы без лукавства дадите честный ответ: комфортный график, хорошая оплата, удобное географическое расположение. Но задавая такой вопрос, работодатель хочет понять, чем вас привлекла именно эта организация. Не следует называть преимущества, которые могут быть у любого конкурента.
Удачными вариантами ответа являются такие:
Чтобы повысить свои шансы на получение должности, следует заранее подумать, как пройти собеседование в данной компании: собрать максимум доступной информации и выбрать наиболее значимые преимущества.
3. Кем вы видите себя в компании через 5 лет?
Часто соискатель рассматривает предлагаемую вакансию как трамплин, позволяющий через 3-5 лет устроиться в более престижную компанию. Отвечая на данный вопрос, важно подчеркнуть желание работать у данного работодателя на более высокой должности.
4. Назовите свои лучшие качества
Будьте честны и не перебарщивайте. Назовите только те черты, которые искренне считаете своими преимуществами. Достаточно назвать 3 качества.
Примеры удачных вариантов:
5. На какую зарплату рассчитываете?
Здесь также имеется подвох. Претендуя на слишком высокую зарплату, вы снижаете шансы на получение должности, а назвав небольшую сумму, вы рискуете обесценить себя как специалиста. Лучший способ определить оптимальный размер зарплаты – изучить похожие вакансии, рассчитать среднее значение предлагаемых зарплат и увеличить его на 10-20%.
Как увеличить свои шансы?
Собеседование — это своего рода конкурс, где побеждает сильнейший. А лучший способ победить — воспользоваться опытом того, кто уже побеждал. Если Вы хотите научиться успешно проходить любое собеседование, научиться грамотно составлять резюме, эффективно демонстрировать свои сильные стороны — рекомендую Вам пройти обучающий курс: «Как найти работу мечты«.
Курс состоит из 14 уроков. Автор данного курса — Софья Кузина просмотрела тысячи резюме и провела десятки интервью. А как студент в поиске работы она прошла интервью в десятках компаний. В этом курсе будут раскрыты секреты о том, как привлечь внимание HR к своему резюме, как с успехом пройти собеседование и получить «интересное предложение» в 9 случаях из 10.
После собеседования
Но если бы вы провалили собеседование, вам бы так и сказали. Просто любая компания обычно собеседует нескольких человек, и окончательное решение принимается уже после общения со всеми кандидатами. Поэтому вы можете спокойно ждать звонка или воспользоваться временем для поиска других интересных вакансий.
Заключение
Чтобы успешно пройти собеседование, необходимо хорошо подготовиться и отбросить страх. Помните, что это не экзамен, который можно сдать или провалить. Чтобы не бояться отказа на собеседовании, попробуйте рассматривать его как поход в магазин. Нужный вам товар может оказаться слишком дорогим или вообще отсутствовать в ассортименте. Но это не провал, а всего лишь повод пойти в другой магазин. И это вполне нормально, ведь даже лучшие специалисты в своей отрасли часто проходят десятки собеседований, прежде чем найти подходящую работу.