в чем разница между выговором и замечанием
Чем отличается выговор от замечания
Содержание статьи
Что такое выговор
Выговор – это одна из разновидностей дисциплинарного взыскания, которые применяются в сфере трудового права. Получив выговор, наемный работник обязан предоставить отчет об своих противоправных действиях и понести взыскание согласно правовым нормам.
Дисциплинарным проступком является неисполнение работником своих прямых трудовых обязанностей либо ненадлежащее исполнение. Выговор применяется работодателем в конкретных случаях. Самой суровой мерой работодатель может избрать увольнение. Например, за прогул.
Как правило, часто к работникам применяются лишь два вида дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение. Решение остается за работодателем. Хотя, согласно ст. 149 КзоТа (Кодекса законов о труде), он должен принимать во внимание следующие факторы:
— степень вины работника;
— размер ущерба;
— сложившиеся обстоятельства, которые привели к совершению проступка;
— личная характеристика работника.
Законодателем предусмотрено увольнение как самая крайняя мера взыскания, применяемая к работнику.
Выговор должен мотивировать работника должным образом выполнять свои трудовые обязанности, и, помня об угрозе увольнения, он в будущем не должен совершать более проступков.
Выговор – это наказание нематериального характера. Для виновного работника вынесение выговора несёт за собой и конкретно материальные последствия:
— по ст. 151 КзоТа работник на протяжении всего срока действия выговора не может рассчитывать на различные меры поощрения;
— выговор считается основанием, чтобы лишить работника премий и поощряющих выплат;
— наличие выговора у работника влияет на определение уровня квалификации;
— по п.3 ст. 40 КзоТа выговор может стать реальным поводом для увольнения работника.
Что такое замечание
Замечание к виновному лицу применяется в соответствующие сроки: в течении полугода с даты проступка, в месячной срок с даты выявления факта нарушения.
Работника нельзя наказать за невыполнение трудовых функций, если он юридически не был оформлен на данную должность.
Если работник неоднократно получал дисциплинарные взыскания на протяжении всего года, то работодатель по праву может его уволить.
Чем отличается выговор от замечания
Никаких характерных отличий между выговором и замечанием нет.
В ст. 192 ТК РФ (Трудового кодекса) взыскания располагаются в следующей последовательности: замечание, выговор, увольнение. Это позволяет полагать, что замечание из дисциплинарных взысканий самое «мягкое», а увольнение – самое строгое, которое законом предусмотрено для трудовых взаимоотношений.
В ТК РФ ничего не сказано об отличии замечания от выговора.
Эти два вида дисциплинарных взыскания имеют одни и те же сроки, процедуры применения и последствия для обоих сторон трудового права.
В п. 5 ч.1 ст. 81 ТК РФ говорится, что работника могут уволить за неоднократное невыполнение своих трудовых функций без уважительных на то причин, и не имеет значения, какой вид взыскания, замечание либо выговор, применялся к нему ранее.
Когда стоит применять дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка работодатель может «наказать» сотрудника — привлечь к нематериальной ответственности. Однако нужно хорошо разбираться в тонкостях процедуры, иначе работник отправится защищать свои права в инспекцию труда и в суд.
Дисциплина труда устанавливается в компании с учетом Трудового кодекса и правил внутреннего трудового распорядка. Подписывая должностную инструкцию и другие документы при поступлении на работу, работник дает понять работодателю, что понимает свои должностные обязанности и готов соблюдать принятый распорядок.
Так, согласно Письму Минтруда РФ от 16.09.2016 N 14-2/В-888, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре могут быть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами. Это значит, что к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.
Виды дисциплинарных взысканий
Ст. 192 ТК РФ регламентирует три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Хотя некоторые работодатели то ли ошибочно, то ли намеренно устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий — например, строгий выговор (действует только по отношению к отдельным категориям работников), депремирование или штраф за опоздания на работу — и даже применяют их на практике, нарушая закон.
Первое правило, которое работает в этом случае: важно применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые установлены трудовым законодательством, а также понимать, чем они отличаются друг от друга. И если с таким дисциплинарным взысканием, как увольнением, все более-менее понятно, так как основания для его применения подробно прописаны в ст. 81 ТК РФ, то с замечанием и выговором могут возникнуть сложности.
Проблема заключается в том, что у замечания и выговора нет характерных отличий — в ст. 192 ТК РФ дается просто перечень дисциплинарных взысканий, без указания степени их строгости. Исходя из этого, работодатели могут отталкиваться от принципа «от более легкого к самому строгому»: замечание в списке идет первым, следовательно, это более мягкий вид взыскания, а увольнение — самое строгое, так как указывается в конце списка.
Кроме того, работодатель может расписать разницу между замечанием и выговором в локальном нормативном акте, зафиксировав основания для применения того и другого взыскания.
Основания для применения увольнения приводятся в ст. 81 ТК РФ. К ним относятся:
Перечень дисциплинарных проступков дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) следует понимать:
В рамках этого нарушения могут возникнуть два вопроса: что следует считать рабочим местом и где именно работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей? Такая ситуация возможна, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте конкретное рабочее место работника не оговорено.
В этом случае разумно ориентироваться на то определение рабочего места, которое дается в ч. 6 ст. 209 ТК РФ. Им считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
При этом следует учитывать, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.
Применение дисциплинарных взысканий: порядок и сроки
Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.
Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.
Порядок применения взысканий, изложенный в ст. 193 ТК РФ, предполагает, что работник в течение двух дней дает письменное объяснение по требованию работодателя, где разъясняет обстоятельства и причины происшедшего.
Роструд рекомендует ознакомить работника под расписку с предложением, оформленным в виде адресованной именно ему резолюции на поступившем документе из правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Поскольку вероятность того, что сотрудник откажется ставить под этим документом подпись высока, то предложение предоставить объяснения причин совершения проступка следует зачитать вслух в присутствии свидетелей, а в заключении составить соответствующий акт с указанием даты, времени и места его составления.
Если с подготовкой письменного объяснения работник не укладывается в двухдневный срок, то работодатель составляет соответствующий акт. Впрочем, как отмечает Роструд, работник вправе представить свои объяснения и по истечении двухдневного срока, главное, чтобы это было сделано до завершения служебной проверки. При этом важно понимать, что факт непредоставления работником объяснения не может расцениваться как препятствие для применения дисциплинарного взыскания.
Далее издается приказ, который работник подписывает в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия на работе. Если работник отказывается ставить подпись под приказом, то работодателю нужно составить акт.
Работник имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в инспекции труда и суде.
Дисциплинарные взыскания завязаны на конкретные сроки, обозначенные в трудовом законодательстве:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Есть ли разница между замечанием и выговором – отличия, особенности объявления данных дисциплинарных взысканий
Вопрос применения дисциплинарных взысканий регулируется статьей 192 Трудового Кодекса РФ.
Если внимательно читать закон, то получается, что замечание повлечет много неприятных последствий, но данное наказание будет меньшее из того, что может грозить сотруднику, грубо нарушившему трудовой порядок.
Директор предприятия ожидает от работника выполнение служебных обязанностей.
Наложение взыскание — это предупреждение о более серьезных последствиях при повторных нарушениях.
Понятие дисциплинарных взысканий
Выговор и замечание – являются видами взысканий за уклонение от соблюдения трудовой дисциплины. До получения документа с привлечением к ответственности сотрудник должен предоставить в письменном виде полный отчет о своих действиях, которые повлекли нарушение дисциплины.
Что подразумевается под нарушением дисциплины? Самое главное – это невыполнение или не достаточное выполнение трудовых обязанностей, зафиксированных в коллективном трудовом договоре, нарушение трудовой дисциплины.
Замечание – это один из видов влияния на виновного сотрудника путем дисциплинарного взыскания. Применение данного наказания может быть на срок до 12 месяцев.
Совершение проступка со стороны работника может не нести за собой злого умысла, может быть сознательным поступком.
Если происходит постоянное нарушение, то при повторных вынесениях подобного взыскания работодатель вправе уволить нерадивого сотрудника.
Применение выговора четко регламентировано ТК РФ. Возможно применение выговора с занесением в личное дело. максимальным наказанием за проступок является увольнение с занимаемой должности. Прогул или отсутствие на рабочем месте без уважительной причины может стать одним из поводов для вынесения замечания, выговора и увольнения.
Работодатель, прежде чем привлекать к дисциплинарной ответственности, должен учесть определенные факторы:
Увольнение работника с занимаемой должности является самой крайней мерой наказания. Чаще применяется замечание или выговор в качестве предупреждения, которые не должны пройти для работника незамеченным.
Он сделает выводы и постарается в будущем не нарушать трудовую дисциплину.
Как правило, выговор не несет за собой каких-либо финансовых потерь со стороны виновного.
Его материальные потери будут выражаться в следующем:
В чем разница — отличия
Принципиальная разница между дисциплинарными взысканиями выговором и замечанием отсутствует.
Если почитать статью 192 Трудового кодекса РФ, то там можно встретить, что взыскания на виновного сотрудника производятся в следующем порядке:
Оба взыскания имеют одинаковый срок действия, применяются в одни тех же случаях.
Наложение нескольких выговоров или замечаний дает право на увольнение сотрудника по п.5 ст.81 ТК РФ.
Отличием замечания от выговора можно назвать тот факт, что первый вид взыскания применяется в качестве первичного предупреждения и представляет собой сигнал для работника о том, что нужно присмотреться к своему поведению и постараться соблюдать дисциплину и трудовые обязанности на должном уровне.
Выговор отличается от замечания тем, что представляет собой более грозную форму взыскания, выражается в письменном виде и отражается в личном деле сотрудника. В трудовую запись обычно запись о данных видах взысканий не вносятся.
Если внимательно читать законодательство по труду, а именно Трудовой кодекс, статья 192 этого документа ставит замечание на строчку выше от выговора. Исходя из этого, можно считать, что оно является более легким наказанием, чем выговор.
Но на самом деле трудовое законодательство не ставить ограничений в выборе взысканий и не ранжирует, что принимать или не принимать. Все происходит на усмотрение работодателя. Поэтому не важно было вынесено замечание или выговор. И то, и то будет соответствовать букве закона.
Можно ли объявить сразу два наказания?
За одно и то же нарушение работника нельзя дважды наказать. Поэтому применить одновременно возможно только один вид дисциплинарного взыскания за один и тот же проступок.
Если позже сотрудник совершает другое нарушение, то повторно на него может быть наложено взыскание.
При этом не имеет значение, какой вид взыскания был наложен за предыдущий проступок. Следует обратиться к статье 192 трудового кодекса.
Где не прописано четких указаний о порядке применения разных видов взыскания к виновному сотруднику. Потому можно сделать вывод, что на усмотрение работодателя может выноситься и замечание, и выговор с учетом их расположения в законе.
Действие выговора и замечание имеет одинаковые сроки и не несут со стороны виновного сотрудника материальных затрат. Но это не значит, что наказание не последует. У сотрудника будут отсутствовать премии, поощрения и другие денежные доплаты.
Полезное видео
Виды дисциплинарных взысканий и правила оформления, подробно рассмотрены в данном видео:
Выводы
Выговор оформляется документами, действующими на территории предприятия. Но просто составить приказ о взыскании недостаточно. У сотрудника есть 2 дня для написания объяснительной записки о причинах проступка.
На основании записки, характеристики и количество имеющихся взысканий выноситься решение и соответствующий приказ.
Чем замечание отличается от выговора?
У работодателей могут возникнуть сложности с порядком применения замечания и выговора. Дело в том, что случаи их применения Трудовой кодекс никак не определяет. О том, чем отличаются эти меры взыскания, журнал «Расчет» попросил рассказать внутреннего аудитора Acsour Екатерина Лютенко.
Расчетливая подписка!
Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
Замечание в Трудовом кодексе
Замечание является самым распространенным видом дисциплинарного взыскания. Как правило, компании его предъявляют за незначительные проступки работника, которые не повлекли существенных последствий для предприятия.
Цель такого наказания – предотвращение конфликтов внутри коллектива, пресечение действий работника, в результате которых наносится незначительный вред производственному процессу, или проведение воспитательных мер.
Так как законодательством не определен список действий, в результате которых сотруднику предъявляется замечание, условно такими основаниями могут быть:
нарушение общеустановленных правил дресс-кода, режима рабочего дня, корпоративной культуры, поведения в коллективе и т. д.;
невыполнение части трудовых обязанностей, которое не повлекло серьезных последствий;
опоздание на работу менее, чем на час (в том числе с обеда);
проявление грубости к коллегам и иным лицам, с которыми сотрудник взаимодействует на работе.
Устное замечание как вид дисциплинарного взыскания предусмотрено только для сотрудников из специфических отраслей. Однако если работодатель не хочет объявлять замечание официально, то о проступке можно сообщить в устной форме.
Срок действия наказания – один календарный год. По истечении указанного срока ответственность с сотрудника автоматически снимается. Освободить работника от угрозы наложения замечания можно в досрочном порядке. Инициировать подобную процедуру может сам сотрудник, работодатель или профсоюзная организация.
Решение о возможности снятия взыскания принимает компания. При этом работник может обжаловать это решение, обратившись к специальной комиссии. Срок апелляции – 10 суток с момента оглашения претензии.
Выговор в Трудовом кодексе
Наиболее строгой мерой дисциплинарного взыскания является выговор. Для него характерны два основных аспекта: выговор – одно из законных оснований для увольнения сотрудника при повторном нарушении дисциплины труда (п. 5 ст. 81 ТК РФ), расстаться с работником можно только при условии, если выговор не снят и не погашен и если работник продолжает нарушать трудовую дисциплину.
Кроме того, выговор – одна из мер повышения производственной дисциплины, которая усиливает степень ответственности сотрудника при выполнении трудовой функции.
Случаями, когда сотрудник может получить выговор, являются:
совершение действия, которое повлияло на репутацию компании (например, отправка непроверенной информации клиенту);
систематическое опоздание на работу более, чем на час;
невыполнение трудовых обязанностей, которое повлияло на производственный процесс (например, опоздание на важное совещание, из-за чего заключение новой сделки не состоялось);
совершение ошибок, повлиявших на финансовый результат компании (несвоевременная сдача отчета).
Работодателю необязательно назначать сотруднику выговор, если до этого его наказали за что-то, предъявив замечание. Ведь Трудовой кодекс не распределяет наказания по степени вины и не устанавливает строгую последовательность их вынесения.
Главное – оценить степень тяжести совершенного проступка и наличие на то уважительных причин.
В чем отличия замечания от выговора?
Основная сложность применения указанных мер воздействия – выговор и замечание не содержат характерных друг от друга отличий. На практике работодатели руководствуются принципом «от более легкого к более строгому».
Так как замечание упоминается в статье ТК РФ первым и его предъявляют за самые незначительные нарушения, это наиболее мягкий вид наказания. Выговор требует более серьезных оснований для предъявления. Следовательно, такой вид наказания будет и более строгим.
Работодатель может определить в ЛНА случаи дисциплинарных нарушений, в отношении которых к сотрудникам будет применяться то или иное взыскание.
Как документально оформить дисциплинарное взыскание?
Два этих вида наказания имеют идентичный порядок документального оформления, включающий в себя несколько этапов.
Все начинается с составления акта или докладной записки. Невозможно предъявить дисциплинарное взыскание без наличия факта допущенного проступка. Нужно собрать все необходимые доказательства ненадлежащей работы сотрудника: письменные жалобы, сорванные планы или графики, опрос свидетелей и т. д., и оформить акт или докладную записку.
Далее нужно запросить письменное объяснение от сотрудника. Формат документа произвольный. При его заполнении работнику стоит зафиксировать суть вероятного проступка и наименование документа (со ссылкой на конкретный пункт), в котором закреплены нарушенные обязанности.
Период получения объяснительной – два рабочих дня. Если документ не будет представлен в срок, то работодатель составляет акт об отказе в представлении объяснений сотрудником. Получить документ можно и по истечении указанного срока, но главное, чтобы это было сделано до завершения проверки.
Отсутствие письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Если представленные объяснения работодатель сочтет уважительными, то взыскание к сотруднику применяться не будет.
Следующий шаг: издание приказа о дисциплинарном взыскании. Составить документ можно в произвольной форме с указанием следующих реквизитов: дата составления приказа, Ф. И. О. и должность работника, совершившего проступок, причина объявления взыскания с указанием нарушенных пунктов договора или ПВТР, вид применяемого взыскания (выговор или замечание), основание издания приказа (реквизиты акта, докладной записки).
Порядок ознакомления с приказом сотрудника – три рабочих дня со дня его издания. Если сотрудник отказывается подписать документ, то его содержимое работодатель вправе озвучить устно и составить соответствующий акт об отказе.
Отличие замечания от выговора
Неисполнительность или ненадлежащая исполнительность может обернуться для подчиненного наложением взыскания дисциплинарного значения: замечания или выговора, а при крайних обстоятельствах все может закончиться расторжением трудового договора.
В каких ситуациях делают замечания?
В отношении служащих государственных и муниципальных учреждений, сотрудников таможни и прокуратуры может применяться ряд дисциплинарных наказаний, регламентированных ст. 193 ТК РФ, уставом и соответствующим положением.
Если организация решит наказать работника иным способом – оштрафовать или лишить премии, то рискует быть привлеченной к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
В ст. 192 ТК РФ наказания перечислены в порядке возрастания. Но, это не значит, что руководитель должен привлекать работника к ответственности именно в такой последовательности. Тяжесть совершенного проступка, последствия и личные качества нарушителя, — вот основные показатели, на основании которых руководитель принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания или о разрыве трудовых взаимоотношений.
1 проступок = 1 наказание, то есть если сотрудник покинул без разрешения рабочее место более чем на 4 часа, то его можно либо уволить, либо вынести ему выговор. А вот, если проступок привел к порче имущества, то руководитель может применить меры как дисциплинарной, так и материальной ответственности.
Действующее трудовое законодательство не дает четкого описания целесообразности применения того или иного дисциплинарного взыскания. То есть избрание определенной меры наказания ложится на плечи директора организации.
Как показывает практика, замечание обычно выносится за следующие виды проступков:
Самый популярный пример негрубого проступка: несоблюдение установленного рабочего графика (опоздание). Зачастую заканчивается вынесением замечания. Приказ о дисциплинарном взыскании действует в течение 1 года. Допущение нарушений в течение этого времени может привести к наложению более серьезного дисциплинарного взыскания или увольнения.
Оформление приказа о наказании требует наличия доказательств, то есть если речь идет об опоздании, то нужно зафиксировать этот момент следующими способами:
Несогласие с выговором
Второй путь развития ситуации непременно приведет к оспариванию действий руководства в суде. Несогласный с решением сотрудник вправе обжаловать его в трехмесячный срок. Для этого необходимо заявление с описанием обстоятельств дела и своей трактовкой произошедшего.
К такому повороту событий должен быть готов и работодатель, но на практике выговоры, в отличие от увольнений по статье, в суде почти никогда не оспариваются. В любом случае, наличие задокументированных действий руководства сведет вероятность удовлетворения иска к нулю.
Работник не обязан соглашаться с выговором. Тем более в случаях, если его прямой вины не наблюдается. Ведь часто отдельные работодатели в целях «профилактики», пытаются наказать весь небольшой коллектив, а не только непосредственных виновников. В этом случае последовательность действий может быть следующей:
Порядок оформления
О порядке применения дисциплинарного взыскания гласит ст. 193 ТК РФ. Здесь же сказано о том, что работник обязан предоставить руководителю письменное объяснение произошедшего события. В соответствии с законодательством, с момента наступления проступка начинается отсчет времени, отведенного работодателю для применения дисциплинарного наказания.
Допущенный работником проступок следует письменно отразить. В законодательстве порядок не описан, так как это необязательная процедура. Фиксация проступка предполагает:
Сотрудник должен ознакомиться с составленными документами и поставить свою подпись. Если он отказывается это делать, то кадровый работник отражает это в соответствующем акте.
Приказ о дисциплинарном взыскании не должен быть кратким и лаконичным, напротив, рекомендуется описать каждое событие и упомянуть обо всех фактах, обнаруженных при проверке и свидетельствующих о нарушении.
Некоторые работодатели настаивают на предоставлении объяснения, но не требуют излагать его на бумаге. Это неправильно и чревато следующими последствиями: работник может попросту не подтвердить соблюдение работодателем порядка, установленного ст. 193 ТК РФ.
Подчиненному отводится 2 рабочих дня для составления письменного оправдания своего правонарушения. Торопиться и требовать издания приказа о вынесении замечания в тот же день не стоит, так как это может обернуться судебным разбирательством.
На законодательном уровне определено только 2 обязательных требования в отношении объяснения причин наступления дисциплинарного проступка – срок и письменная форма. На практике подчиненный подает руководителю обыкновенную объяснительную записку. Кстати, составление письменного объяснения является правом, а не обязанностью сотрудника. Даже если гражданин не предоставит данную бумагу, руководитель все равно сможет реализовать свои планы. По прошествии 2-ух дней нужно заняться составлением акта об отказе работника от письменного объяснения причин своего проступка и позаботиться о том, чтобы он расписался в нем в знак своего ознакомления.
Внимание! Если разбирательство о расторжении трудовых взаимоотношений дойдет до инспекции по труду, то именно руководитель учреждения должен будет доказать, что увольнение сотрудника было произведено в соответствии с действующим законодательством.
Наказать подчиненного за дисциплинарный проступок можно при наличии следующих обстоятельств:
Чем отличается выговор от замечания
Выговор – это одна из разновидностей дисциплинарного взыскания, которые применяются в сфере трудового права. Получив выговор, наемный работник обязан предоставить отчет об своих противоправных действиях и понести взыскание согласно правовым нормам.
Как правило, часто к работникам применяются лишь два вида дисциплинарного взыскания: выговор и увольнение. Решение остается за работодателем. Хотя, согласно ст. 149 КзоТа (Кодекса законов о труде), он должен принимать во внимание следующие факторы: — степень вины работника; — размер ущерба; — сложившиеся обстоятельства, которые привели к совершению проступка; — личная характеристика работника.
Срок применения взыскания
Приказ о вынесении замечания действует в течение 12 месяцев. Если в течение этого отрезка времени сотрудник еще раз нарушит трудовую дисциплину, то срок сдвинется вперед. Крайняя мера наказания – это расторжение трудовых взаимоотношений. Данное дисциплинарное взыскание является бессрочным, а прекратить его может только инспекция по труду в случае выявления нарушений в действиях работодателя.
Если уволенного за нарушение трудового распорядка или недобросовестное выполнение должностной инструкции принять на работу в то же учреждение, но в другое подразделение, то будет считаться, что работник не имеет взысканий.
Также никто не запрещает руководителю досрочно аннулировать приказ о вынесении замечания, правда, специалисты советуют не уменьшать период менее чем до полугода.
Зачем назначать взыскания
На первый взгляд не совсем понятно, зачем вообще назначать взыскание. Само по себе оно похоже просто на сложный способ отругать сотрудника. Но на самом деле на основании взыскания можно сделать две вещи.
Снять премию
По трудовому законодательству штрафовать сотрудников запрещено — можно только взыскать с них деньги за причинение вреда имуществу работодателя. Но если сотрудник не справляется со своими трудовыми обязанностями, с него можно снять премию — и основанием для этого как раз станет дисциплинарное взыскание.
Предлагаем ознакомиться Втб страхование квартиры: цена и расчет программ «привет, сосед!» и других для защиты жилья после получения собственности, есть ли гражданская ответственность?
Снять премию на основании взыскания можно, если в трудовом договоре четко прописано, что премия выдается при отсутствии взысканий или при полном соблюдении трудовой дисциплины. В таком случае замечание или выговор позволит официально снять премию, и сотрудник не сможет это оспорить.
Дисциплинарное взыскание назначают за нарушение трудовой дисциплины. Само по себе понятие звучит абстрактно, так что разберем, что в него входит.
Важно, чтобы все было по трудовому договору и должностной инструкции. Например, если вы попросили продавца-консультанта разложить товар на складе и он сломал погрузчик, назначать за это взыскание нельзя — продавец-консультант вообще не обязан что-то раскладывать и разбираться в погрузчиках. Или если сотрудник работает удаленно и график работы у него не установлен, его нельзя наказать за опоздание.
За один и тот же проступок нельзя назначить два дисциплинарных взыскания — например, вынести выговор и уволить. Нужно делать только что-то одно. Но вот назначить материальную ответственность или снять премию можно, так как эти наказания не являются дисциплинарными взысканиями.
В нем в свободной форме пишем, что именно нарушил сотрудник, как это удалось выявить и на что это повлияло в рабочем процессе. Акт должны подписать трое: обычно это тот, кто обнаружил нарушение, начальник сотрудника и еще один свидетель. К акту следует приложить подтверждающие документы — записи с камер наблюдения, табель учета рабочего времени, инструкцию по безопасности и т.п.
Взыскание можно применить не позднее месяца после выявления нарушения и не позже полугода после совершения проступка. Согласно ст. 194 ТК РФ взыскание отменяется автоматически через год или досрочно на основании приказа работодателя.
Это значит, что сотрудника можно уволить на основании взыскания только в том случае, если повторный проступок он совершит в течение года после первого.
Чтобы инициировать приказ о снятии взыскания, должен поступить запрос от самого сотрудника, руководителя отдела или руководителя предприятия. В таком случае кадровая служба оформляет специальный приказ.
На что влияет замечание?
Любое дисциплинарное взыскание является неприятным для сотрудника как с экономической, так и с психологической точки зрения. Первое замечание обычно значительно снижает трудовой энтузиазм и уменьшает производственные показатели. Но есть и плюсы: «проштрафившиеся» подчиненные проявляют больше ответственности к производственному процессу, внимательно следят за трудовым распорядком и повышают собственную квалификацию.
Грамотный руководитель, прежде чем наказывать подчиненного, должен оценить возможные последствия. Если речь идет о незначительном проступке, то порой можно обойтись и обыкновенной беседой.
Посредством дисциплинарных наказаний можно повлиять как на отдельно взятого сотрудника, так и на коллектив в целом.
Видео содержит дополнительные сведения про дисциплинарные взыскания.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания (выговора, замечания, строгого выговора)
В связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) ______должность, Ф. И. О._________ трудовых обязанностей, возложенных на него (нее) трудовым договором №____ от «___» ____________ 20___года и должностной инструкцией от «__» _______________ 20___ года, выразившимся в _______________________________________________, в соответствии со статьями 72, 73 Трудового кодекса Республики Казахстан и пунктом ______ Правил внутреннего трудового распорядка ТОО «_______»,
Это интересно: Доплата к пенсии репрессированным немцам
Чем отличается выговор от замечания
Выговор – это одна из разновидностей дисциплинарного взыскания, которые применяются в сфере трудового права. Получив выговор, наемный работник обязан предоставить отчет об своих противоправных действиях и понести взыскание согласно правовым нормам.
Замечание – разновидность дисциплинарного взыскания. Ее работодатель может применить к работнику за невыполнение трудовых функций. Работник может умышленно либо по неосторожности совершить проступок. Обычный пример — опоздание на работу.