в чем разница между товаром и услугой
Бухучёт для малого бизнеса: чем отличаются товар, продукция и услуга
Что нужно знать предпринимателю о бухгалтерском учёте
Зачем нужен бухучёт? Нужно ли предпринимателю разбираться в этой теме и насколько детально? Так ли необходимо главе небольшого бизнеса вникать в нюансы, связанные с бухучётом, или оставить это на усмотрение своего бухгалтера? Скажем сразу: понять, а уж тем более освоить бухучёт за пять минут, – не получится. Это достаточно сложная тема, требующая не только знаний, но и практики. Данной публикацией мы продолжаем серию небольших разъясняющих статей об основах этой науки. В первой статье разъяснялись базовые принципы и термины. Вторая публикация была посвящена тому, как правильно читать баланс. В третьем материале мы разбирались в терминологии бухучёта. А в этой статье речь пойдёт о нюансах и различиях учёта товара, продукции и услуги.
Любому предпринимателю знакомы такие термины, как прибыль и выручка. Знакомы и такие, как затраты, и убыток. Если бизнес совсем небольшой, суммовые показатели можно прикидывать «на пальцах», «котловым методом». Но по мере роста и расширения бизнеса, увеличения видов деятельности, волей-неволей потребуется детализация и прибыли, и выручки, и расходов – иначе не увидеть прибыльности каждого из направлений. А без этого принимать взвешенные управленческие решения невозможно.
Существует разделение учёта на управленческий и бухгалтерский. У каждого из них свои «правила игры», своя трактовка тех или иных терминов, которые в случае каждого конкретного бизнеса могут совпадать в большей или меньшей степени. У управленческого учёта правила и методы более индивидуализированы, адаптивны. Бухгалтерский, управленческие функции которого никто не отменял, гораздо строже, но его большая «стандартизованность» оправдана необходимостью иметь общие параметры для анализа и сравнения показателей деловой деятельности различных фирм. Это необходимо для принятия решений о кредитовании, это необходимо для расчета налогов.
Поэтому потребность в классическом бухгалтерском учёте была, есть и, видимо будет существовать, поэтому давайте разберемся, что есть что, с точки зрения бухгалтерского учета.
Классика экономической теории говорит о том, что хозяйственная деятельность – это деятельность, направленная на создание новой потребительской стоимости. Потребительская стоимость – это то, за что покупатель «голосует» рублём или какой-либо иной валютой. То есть покупает, приобретает, получает от предпринимателя. Что именно он может получить?
Всё множество и разнообразие того, что поступает потребителю от предпринимателя можно «уложить» в три-четыре категории. Это – товары, продукция, услуги или работы.
Как показывает практика, для предпринимателя-собственника или для коммерческого директора (и вообще для любого, кто эти функции реализует) этот список обычно сводится к двум категориям – товар или услуга. В чём их отличие?
Первое – товар: имеет очевидную материальную форму и, скорее всего, не требует особых пояснений (продукты, автомобили, предметы роскоши и т.д.). Второе – услуга: материальной формы не имеет, точнее – может не иметь, хотя те или иные материальные выражения выполненных услуг мы видим часто (это услуги парикмахера, визажиста, ремонтника, турфирмы и т.д.).
Но это не единственное отличие товара и услуги как объектов учёта. Помимо их «материальности», имеет значение – чем они были у поставщика и чем станут у покупателя! Точнее – в зависимости от того, каким образом появляется эта новая потребительская ценность у поставщика (изготовителя, исполнителя), зависит то, как её необходимо учитывать: на каких счетах бухгалтерского учета и каким способом должен учитывать затраты поставщик. То, каким образом эта сущность учёта будет использована у потребителя (покупателя, заказчика), зависит то, как она будет учитываться у него после приобретения.
Схема I
Поэтому с точки зрения бухгалтерского учёта всё же необходимо разделять материальные объекты, которые являются видом деятельности фирмы, на товары и продукцию, несмотря на то, что с коммерческой точки зрения все они «выглядят как товары», потому что «мы их продаём».
Товарами следует называть такие объекты, которые «проходя через фирму» (от приобретения у поставщика до продажи покупателю) не меняют своей сущности. Они могут пройти предпродажную подготовку (например, морковь можно помыть, высушить и красиво расфасовать), к ним могут применить тюнинг (добавить к автомобилю внешние или внутренние элементы отделки), повысив таким образом их потребительскую привлекательность и цену продажи. И морковь, и автомобиль при этом не перестанут быть тем, чем были.
Иное дело, если ту же морковь не просто помыли и высушили, но сделали из нее салат, добавив в предварительно измельченную морковь другие ингредиенты, соус и специи. Получилась новая сущность – «салат из моркови с чем-то ещё», то есть новая продукция. Ни один из первоначальных ингредиентов не остался прежним и вошел в состав нового продукта.
Схема II
Разница в бухгалтерском учёте товаров и продукции заключается в том, что товары учитываются на счете 41 (Товары) с момента покупки и до момента реализации. Продукция же, которую выпускает фирма, в момент выпуска отражается на счете 43 (Готовая продукция).
Рассмотрим теперь ситуацию с учетом материальных ценностей у покупателя (снова обратившись к схеме I). Вне зависимости от того, чем являлись купленные материальные ценности у поставщика (товаром или продукцией), у покупателя имеет ключевое значение – для каких целей (и частично – при каких видах деятельности) он их приобретает.
Услугу определить несколько сложнее, мы можем воспользоваться определением из Налогового кодекса: «Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Аналогичное определение примем для бухгалтерского учёта.
Услугу и продукцию с точки зрения бухгалтерского учета объединяет то, на каких счетах Плана счетов учитываются затраты. Затраты по производству продукции и оказанию услуг учитываются на субсчетах счета 20. В отличие от них коммерческие затраты (издержки обращения) учитываются на специальном счете 44.
Ниже приведена сравнительная схема учёта по разным видам деятельности. При этом показано, что базовый состав расходов по любой деятельности можно объединить как минимум в следующие группы:
Схема III. Сравнение отражения затрат по услугам, производству, торговле
Фактические затраты производства и услуг собираются на счете 20. Для маленьких фирм допустимо использовать счет 26 (Общехозяйственные расходы). Коммерческие расходы (издержки обращения) учитываются на счете 44 (Расходы на продажу).
Как уже говорилось выше, продукция отличается от оказываемых услуг тем, что имеет материальный характер. Все объекты, имеющие материальный характер, хранятся (хотя бы какое-то минимальное время) на складах, в том числе и потому, что могут быть реализованы не сразу, а по частям. Поэтому готовая продукция учитывается на одноименном счете (43) в количестве и в плановой стоимости, и с него же реализуется по мере необходимости.
Услуги же характерны тем, что для них не существует операции (процесса) хранения на складе (ни в процессе их принятия к учету от исполнителя, ни в процессе оказания их заказчиком). В процессе выполнения услуги происходит накопление (сборка) затрат на выполнение услуги.
Выполненная услуга, по которой подписан акт, отражается у исполнителя в виде выручки на доходной части счета учёта финансового результата продаж. Фактические расходы по выполнению услуги учитываются у заказчика на расходной части того же счёта в процессе выполнения регламентных операций по закрытию месяца.
Теперь, если подытожить вышесказанное и иным образом скомпоновать информацию с схемы I и схемы III, то учёт по разным видам деятельности и образующийся в результате этой деятельности продукт можно показать следующим образом – со стороны той фирмы, которая реализует (продаёт, оказывает услугу) и со стороны той фирмы, которая это приобретает и потребляет. Как и ранее, схемы упрощены для первичного освоения темы, так же упрощены и наименования документов, отражающих факт реализации.
1. Если деятельность торговая, то схема учёта у продавца выглядит так, как показано на схеме IV, а купленные товары у покупателя могут стать практически любым видом материальных активов.
Схема IV
2. Если деятельность – производство, то схема простейшего производства (один передел) представлена на схеме V. Приобретенная покупателем продукция так же может стать любым видом материальных активов.
Схема V
3. Если деятельность – оказание услуг, то схема учета затрат (также упрощенная) представлена на схеме VI. У потребителя услуг (заказчика) оказанная услуга может быть отражена на любом необходимом счете затрат.
Схема VI
Все затраты в конечном итоге собираются на расходной части счета 90 (Продажи), на который – в его доходную часть – поступает выручка. Из разницы между этими величинами формируется финансовый результат по основной деятельности фирмы (см. схему VII).
Но это ещё не прибыль в привычном смысле этого слова. Для выхода на сумму прибыли необходимо учитывать еще и так называемые Прочие доходы и расходы. В частности, если продажа товаров и продукции отражается по счету 90, то продажа не предусмотренных изначально для продажи излишков материалов и невостребованного оборудования – отражается по счету 91.
А пока, на стадии начального знакомства с бухгалтерским учётом, следует иметь в виду, что прибылью (или убытком) называется итог по счету 99 (Прибыли и убытки). Причем существует понятие «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль».
Схема VII
Чистая прибыль в конце года переносится на счет 84 (Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток). Такая операция называется «реформация баланса» и является завершающей в финансовом году.
Разница между товаром и услугой
Каждый день мы пользуемся транспортными услугами, услугами здравоохранения и образования. Приобретаем товары сельского хозяйства, легкой промышленности и фармакологии. Просим соседку оказать небольшую услугу, и рассказываем подруге, что в любимом магазине на некоторые товары объявлены скидки. При этом никогда не задумываемся, что означают такие привычные слова, и при этом такие непонятные экономические термины, как «товар» или «услуга».
Определения
Услуга – это некоторая выгода, которую один человек оказывает другому. Важно также понимать, что оказание услуги обязательно предполагает какое-либо действие или выполнение некого процесса.
Обычно к услугам относят:
Особое распространение сфера оказания услуг получила в развитых странах. Именно на них приходится около 70 процентов мирового экспорта и импорта услуг.
Товар – это произведенный продукт, предназначенный для продажи или обмена. Товар должен удовлетворять те потребности человека, для которых он был создан.
Товары могут быть однородными (например, сырье) и неоднородными (имеются несколько составляющих); портящиеся (например, продукты питания, техника) и непортящиеся (предметы роскоши).
Форма
Товар – осязаем, он имеет материальную оболочку. Его можно потрогать, рассмотреть. Предприятие имеет возможность складировать свои товары.
Услуга – неосязаема. Это некий процесс, который нельзя потрогать, почувствовать и, естественно, невозможно положить на склад. Поэтому, чтоб заинтересовать потребителя воспользоваться предложением именно данного поставщика услуг, необходимо создать комфортные условия, внешнее ощущение благополучия, оказывать почтительный прием клиента, влиять на все его органы чувств так, чтоб он не только захотел вернуться, но и привел с собой еще кого-нибудь.
Вопрос ценообразования
Цена товара складывается из себестоимости, процента прибыли изготовителя и продавца, выплаты зарплат, стоимости упаковки, налогов, транспортных расходов и т.д. У изготовителя и продавца не вызывает никаких трудностей подсчитать и обосновать цену.
Формирование цены на услугу, часто вызывает затруднение. Возникает вопрос: «откуда взята такая цифра». И, действительно, ее иногда очень трудно обосновать.
Стандартизированное производство
Товар изготавливается по определенным технологиям, имеет установленный порядок производства и, довольно часто, должен соответствовать ГОСТам. Товар, в отличие от услуги, можно запатентовать, установить на него право собственности.
Услугу два раза одинаково предоставить не возможно. Даже если она из раза в раз предоставляется одной и той же компанией, то качество зависит не только от поставщика, но и от четкости формулирования запроса, наличия других клиентов в этот же момент и т.д.
Соотношение производства и потребления
Потребитель, как правило, не присутствует при процессе изготовления товара. Товар производится и предлагается покупателю в разных местах и в разное время.
Услуга предполагает непосредственное участие потребителя в процессе «производства» и влияние его пожеланий и требований на конечный результат. Услуга, в отличие от товара, обладает свойством одновременности ее производства и потребления.
Какие виды продаж существуют
Продажа составляет основу любого бизнеса. Чем бы ни занималась организация или индивидуальный предприниматель, по факту совершается коммерческая деятельность – в этом смысл любого бизнеса. Часто слова «продажа» и «бизнес» используются как синонимы.
Если рассматривать продажу как бизнес-процесс, ею можно управлять, повышать эффективность, а значит, нужно непрестанно изучать. Рассмотрим, как можно классифицировать этот сложный и системный объект, ключевой для предпринимательской деятельности.
Продажа, торговля, сбыт
Определение продажи крайне простое: это товарно-денежный обмен, закрепленный документально (договором или чеком). А вот тонкости и особенности этого обмена и определяют все разнообразие коммерческой деятельности.
ВАЖНО! С точки зрения предпринимательства, слово «продажа» должно всегда употребляться в единственном числе, поскольку характеризует саму суть процесса деловой коммуникации. Форма «продажи» является сленговой.
Торговля – близкое, но не тождественное продаже понятие. Оно более узкое: всякая торговля есть продажа, но всякая продажа – торговля. Торговля может конкретизировать определенный вид продажи (например, выносная торговля, оптовая торговля и т.п.). Словом «торговля» можно назвать и сопутствующую продаже деятельность, а также применить его к закупкам, а не только реализации. Иногда смысл этого термина расширяют для обозначения целой отрасли: «министр торговли», «работник торговли» др.
Сбыт – синонимичное продаже понятие, чаще применявшееся во времена Советского Союза. В современном бизнесе все же более употребительно слово «продажа», потому что оно выражает цель деятельности и ее результат, тогда как «сбыт» больше нацелен на процесс.
Продажа с разных точек зрения
Если посмотреть на продажу не только как на экономическое, но и как на практическое понятие, можно выделить несколько плоскостей ее понимания:
Виды продажи с точки зрения технологий
Каждый вид продажи характеризуется определенной технологией совершения. В зависимости от того, каким образом производится продажа, можно выделить ее полярные типы:
ВНИМАНИЕ! Технология повышения эффективности у активных и пассивных продаж резко отличается, так как зависит от совершенно разных факторов.
Типы товаров и услуг
Основными объектами продажи являются товары и услуги (см. п. 6 классификации продаж).
Товар – овеществленный объект обмена на деньги, предназначенный для удовлетворения человеческих потребностей. Услуга – способ удовлетворения той или иной потребности или желания.
К СВЕДЕНИЮ! В данном определении использовано узкое значение термина «товар». В более широком понимании к товарам относят любые объекты продажи: не только вещи, но и работы, услуги, идеи, впечатления, информация, места, организации и др.
Классификация товаров
Для удобства организации торговли материальные объекты продаж разделены на классы. Для осуществления продаж товару нужно присвоить товарный знак, а для этого определить его принадлежность к одному или нескольким классам. Международной классификацией товаров и услуг для регистрации товарных знаков (МКТУ) выделены 45 классов товаров, среди которых:
Товары можно делить на типы и по другим основаниям:
Особенности продажи услуг
Виды услуг
Услуга может быть оказана одному заказчику (индивидуальная) или группе, обществу (коллективная).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При оказании коллективных услуг согласие всех членов группы не требуется – порядок оказания определяется разными формами общественных договоров.
По характерным особенностям можно выделить такие услуги:
Разница между товарами и услугами
Главное отличие
Основное различие между «товарами» и «услугами» состоит в том, что товары — это физические объекты, а услуги — это действия или действия, выполняемые кем-либо. Оба слова совершенно разные: может быть услуга по предоставлению товаров, а человек может получить товары в награду за свои услуги.
Товары против услуг
Товары — это физические объекты, или мы можем сказать, что материальные вещи называются товарами. Например, ручка, бумага, клетка и т. Д. Может подойти любая материальная вещь. Но если говорить об услугах, то это действия, выполняемые людьми, и они нематериальны. Например, комиссар государственной службы служит обществу, помогая людям. Вся деятельность, которую он выполняет для людей, является его служением им. Точно так же молочник, продавец, сантехник и т. Д. — все они являются поставщиками услуг. Это означает, что они выполняют разные услуги.
Сравнительная таблица
Товары | Услуги |
Товары — это физические объекты. | Услуги — это деятельность, выполняемая человеком. |
Право собственности | |
Право собственности меняется из рук в руки. | Право собственности остается за человеком, у которого есть навыки или работа. |
Материальный / осязаемый | |
Товар материальный. | Услуги нематериальные. |
Взаимодействие с клиентами | |
Не имеющий ничего общего с человеческим взаимодействием. | Тот, кто предоставляет услуги, должен иметь дело с клиентом / взаимодействовать с ним. |
Критерий оценки | |
Хорошее может быть полезно или нет. | Но критерий оценки услуг сложен, так как включает в себя тяжелую работу исполнителя. |
Фактор использования | |
В случае товаров производство и потребление не происходят одновременно. | Производство и потребление происходят одновременно. |
Важность времени | |
Товар — это объект, поэтому он совершенно не зависит от фактора «время». | А услугу нужно выполнять вовремя. Его нельзя отложить, поэтому для него очень важно время. |
Что такое товары?
Товар — это материальный объект, которому принадлежит право собственности. Это объекты, к которым покупатели могут потрогать, почувствовать и увидеть их невооруженным глазом. Человек может использовать разные товары для выполнения нескольких действий, например, разные машины. Право собственности на товары различается. Человек владеет товаром до тех пор, пока он не получит его или не использует. Как только он продаст его или отдаст кому-то другому, он больше не имеет на него никаких прав, поскольку объект теперь принадлежит кому-то другому. Товары не имеют особого взаимодействия с покупателями. Существует временной лаг между двумя этапами производства товаров — производством, а затем их потреблением. Производство и потребление товара никогда не могут происходить в одно и то же время, потому что даже если существует временной разрыв в несколько минут, разрыв все равно существует. Их можно очень легко оценить, потому что нет промежуточной ситуации, либо вещь полезна, либо нет, либо вещь будет работать, либо нет и т. д. такого критерия оценки нет. Это продукты, которые производятся и продаются на рынке и на рынке. Эти объекты после их изготовления образуют идентичную единицу. Благодаря этой идентичной единице продукт одной и той же компании при продаже в мире будет иметь те же свойства и функции.
Что такое услуги?
Услуги — это выполненные действия. Они могут включать в себя товары или могут также основываться на навыках человека. Это нематериальный продукт, предоставляемый любым лицом и взимающий взамен с покупателя. Они могут быть доставлены только в определенное время. Услуги также могут предоставляться в автоматах, например, банкомат предоставляет услуги по переводу денег, аналогично торговый автомат также предоставляет услуги, аналогичные продавцу. Услуги нельзя различить, поскольку одни и те же услуги предоставляют разные люди, и это делается одним и тем же процессом. Например, банкомат — это товар, и у разных компаний он будет иметь разную этикетку. Что касается обслуживания, все банкоматы по всему миру предоставляют одинаковые услуги по обмену денег. Следовательно, сервис остался прежним. Продажа услуги — это в основном потребление услуги. Производство и потребление осуществляется одновременно. Оценка услуги — сложная задача, поскольку разные люди выполняют одну и ту же услугу, поэтому доходит до сравнения, и с ней немного сложно справиться. Поставщик услуг имеет прямую связь с клиентом, потому что услуга требуется очень часто.
Ключевые отличия
Заключение
Услуги являются нематериальным экономическим источником, тогда как товары — материальным экономическим источником. Услуги зависят от времени, их трудно оценить, они зависят от клиента, взаимодействуют, единоличное владение и одинаковое время производства и потребления. В то время как товары не зависят от фактора времени, их легче оценить, нет взаимодействия с клиентами, различных форм собственности и временного промежутка между производством и использованием продукта / товара.
Работа и услуга: в чем разница?
От квалификации вида деятельности в качестве работы или услуги зависит выбираемый способ налогового учета расходов. В этой статье мы расскажем:
Гражданское и налоговое законодательство о работах и услугах
«Работа» и «услуга» — самостоятельные понятия, определение которым дает ст. 38 НК РФ. Какие отличительные характеристики им присущи и как это отражается на особенностях их бухгалтерского и налогового учета, вы можете увидеть в таблице:
Детализация | Работа | Услуга | |||||||||||||||||||||
Определение |
Вид работы/услуги | Работа или услуга | Пояснение |
Стирка белья | Услуга | Нового продукта нет: белье сдается в стирку и это же белье возвращается из стирки. Удовлетворение заказчика от чистоты — это потребляемая услуга. |
Стрижка в парикмахерской | Услуга | Предмет,с которым работает мастер — одни и те же волосы на голове клиента. Новый продукт не создается. |
Консультация специалиста (аудиторские, налоговые, юридические и т. д.) | Услуга | Полученная от специалиста информация материальной формы не имеет. |
Компьютерная программа | Работа | Чтобы разработку передать заказчику, ее нужно записать на материальный носитель (диск, флэш-карту, бумагу и др.), без которого продемонстрировать заказчику результат труда невозможно. Появление нового продукта, имеющего материальную форму, является результатом работы. |
Научные и инженерные разработки | Работа | |
Строительство | Работа | Появляется новый материальный объект, которым можно пользоваться. |
Техническое обслуживание автомобиля | Услуга | При проведении ТО производится осмотр, диагностика, контроль, выявление и устранение мелких неисправностей — действия, не приводящие к созданию нового (преобразованию существующего) автомобиля. Объект ТО не меняется: заказчик передает на ТО автомобиль и его же получает. Материальный результат отсутствует. |
В основе квалификации работ и услуг лежит два основных критерия:
Как оценить материальность результата
Работу можно оценить по появлению нового материального объекта, который:
Результат работ может использоваться продолжительное время.
Услуга — это удовлетворение потребности нематериального свойства. Результат большинства услуг используется один раз.
Если в других нормативных актах тот или иной вид деятельности относится к услугам, можно ли на этом основании его считать услугой в налоговых целях?
НК РФ не связывает определение работы и услуги с тем, как в других НПА названа та или иная деятельность. Например, многие НПА именуют деятельность общепита и ресторанов услугами. Термин «Услуги общепита» идет из ОКУН (классификатора услуг), в котором можно встретить множество видов работ, именуемых услугами:
Таким образом, есть виды деятельности, которые называются в обычной жизни услугами, а для целей налогообложения — это работы: они имеют вещественный результат, что для налоговых целей классифицируется именно как работа.
Или другой пример: услуги общепита, которые исходя из определений, применяемых ст. 38 НК РФ, являются обобщенной группой работ и услуг:
Обратимся к другому общеизвестному классификатору — ОКВЭД, который по содержанию мало чем отличается от справочника «Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе», однако разобрать, что из перечисленного там — работа, а что — услуга, нет никакой возможности: под данной классификацией не прослеживается системная теоретическая база.
Интересно, что НК РФ тоже содержит термин «Услуги общепита» — в ст. 346.29 НК РФ, но там он приведен в связи с необходимостью определения вмененной базовой доходности. При этом плательщики ЕНВД свои расходы не подразделяют на прямые и косвенные, потому что уплачивают налог с вмененного дохода. Фактические показатели деятельности (хотя они имеют вещественный результат и могут быть реализованы) здесь значения не имеют.
НПА, классифицирующие те или иные виды услуг, применяются не в целях учета налоговых расходов, поэтому свой вид деятельности налогоплательщику нужно анализировать по нормам ст. 38 НК РФ.
Какие возникают риски
В случае неверного отнесения выполненных работ к услуге возникают налоговые риски при списании расходов в НУ в полном объеме в периоде их осуществления. Это осложняется еще и тем, что сами контролеры ─ Минфин и ФНС ─ могут по-разному квалифицировать одну и ту же работу или услугу:
Необходимо учитывать возможные претензии налоговых органов и высокий риск по признанию неправомерным единовременное списание затрат. Не исключено, что контролеры отнесут к материальному результату любую бумагу, выдаваемую заказчику в качестве результата по договору, например, отчет оценщика или аудиторское заключение.
Как отстоять свою позицию
Если ваша собственная квалификация работы или услуги, по мнению налоговых органов, неверная, обосновывать единовременное списание затрат придется только в суде. И положительный исход дела вполне реален.
Так, суды всех инстанций встали на сторону налогоплательщика, списавшего в текущем периоде расходы на создание электронной версии проекта (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.09.2017 по делу N А19-19394/2016). Судьи определили, что в данном случае не имелось вещественного (материального) результата, а осуществлялись сбор и передача информации, что позволило отнести их к услугам по обработке информации.
При затруднениях в классификации работ и услуг безопаснее отказаться от единовременного списания прямых расходов и распределять их на остатки незавершенных услуг (аналогично способу списания затрат при осуществлении работ). Другой вариант решения проблемы ─ получить письменное разъяснение Минфина или ИФНС и следовать ему. Это поможет в дальнейшем избежать претензий, поскольку следование разъяснениям уполномоченных органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
- через что девушки писать ходят
- брауберг что за фирма