в чем разница между товарным знаком и торговой маркой
Товарный знак и торговая марка, в чем разница?
Товарный знак и торговая марка – два идентичных понятия, которые возникли в юридической среде в области защиты прав на нематериальные активы. Но если рассматривать эти термины в юридическом аспекте, то между ними есть существенная разница.
Что такое товарный знак?
Согласно ст. 1477 ГК РФ, под товарным знаком понимают обозначение, которое служит в качестве средства индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обозначение может иметь самый разный характер – от традиционного словесного и изобразительного, до более редких – обонятельных, голографических, звуковых и других. В той же статье кодекса устанавливается исключительное право на использование такого обозначения, которое удостоверяется свидетельством, выдаваемым ФГБУ «ФИПС» («Роспатент»). В отношении услуг используется аналогичный термин – знак обслуживания. К обоим категориям применяются одинаковые нормы законодательства, изложенные в IV части ГК РФ.
Индивидуализация позволяет потребителям отличать одних производителей от других в однородных категориях товаров/услуг. Товарный знак выполняет и другие функции:
Как возникло понятие «торговая марка»
«Торговая марка» – это дословный перевод слова «trademark» с английского языка («trade» – торговля, «mark» – марка), то есть англицизм, заимствованный из иностранной терминологии. Многие специалисты в области юриспруденции считают такой перевод на русский язык некорректным. Однако в законодательстве зарубежных стран (не только англоязычных, но и других, например, marque de commerce во Франции) используется только этот термин.
Это словосочетание вошло в оборот очень давно, и оно часто встречается в литературе по маркетингу. Торговая марка, так же, как и товарный знак, служит для маркировки товара и может включать название фирмы. Некоторые специалисты трактуют ее понятие как обозначение, которое служит для идентификации всех товаров компании, а не одного.
Сходство и отличия
Таким образом, оба термина – товарный знак и торговая марка используются для индивидуализации товаров (услуг) в коммерческой деятельности, то есть имеют одинаковое смысловое наполнение. Главным и существенным различием между ними является то, что товарный знак – это юридически правомерный термин, который приводится в тексте ГК РФ, а торговая марка – это сущность, вошедшая в обиход в России без обоснования какими-либо законодательными документами.
Торговую марку можно рассматривать как элемент брендинга, который возникает на начальных стадиях раскрутки бизнеса. В последующем торговая марка может быть зарегистрирована как товарный знак, однако это влечет за собой определенные риски, так как конкуренты могут сделать это ранее.
Товарный знак дает исключительное право на его использование своему владельцу, то есть запрещает его введение в оборот другими лицами без согласия правообладателя. Для того, чтобы обозначение получило правовую защиту, оно должно удовлетворять определенным требованиям. Основным из них является различительная способность или уникальность. Она определяется не только в смысле полного совпадения с ранее зарегистрированными знаками, но и частичного визуального, смыслового, фонетического сходства, которое может ввести потребителя в заблуждение. Благодаря этому критерию обозначение может выполнять свою основную функцию – индивидуализацию товаров/услуг.
По традиции понятие торговой марки используется русскими маркетологами для товаров, которые еще не известны широкому кругу потребителей в данной категории. Применяется также термин «марочный капитал», аналогичный понятию «нематериальные активы». Однако последний имеет более широкое значение и включает не только товарные марки, но и другие объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, наименования мест происхождения товаров и прочие категории).
Торговая марка не имеет юридической защиты в российском законодательстве. Поэтому при составлении договоров, заявок, бухгалтерских и финансовых документов нужно использовать термин «товарный знак».
Для того, чтобы надежно защитить бизнес от конкурентов и появления контрафакта, товарный знак рекомендуется регистрировать еще на этапе создания бренда. Это позволяет также получить компенсацию за нарушение исключительных прав и дополнительную прибыль от коммерциализации обозначения – полного отчуждения или частичной передачи прав на него по лицензионному договору, договору концессии.
Чем отличается логотип от товарного знака?
В сознании потребителей логотип и товарный знак часто несут одну и ту же смысловую нагрузку – идентификация товаров, услуг, производителей. Однако с юридической точки зрения между этими двумя понятиями имеется существенная разница, касающаяся их правовой охраны. И логотип, и товарный знак выступают символами компании, являются центральными элементами фирменного стиля. Чтобы понять, чем они различаются, необходимо обратиться к их трактовке и истории возникновения этих понятий.
Что такое логотип?
Логотип (фирменный знак, эмблема бренда) — это часть бренда, которая представляет собой частичное или полное начертание названия компании или группы товаров, выполненное в оригинальном стиле. Обычно при его разработке используют фирменный шрифт и цвета. Он может быть только в виде графического знака, или включать название фирмы.
Логотипы являются важной частью корпоративного брендинга, первоначально использовались для рекламы и различения одних производителей от других. Теперь логотип символизирует еще и миссию, историю, имидж компании в обществе.
Примеры логотипов
В качестве примеров можно привести логотипы зарубежных организаций:
Логотип интернет-издательства «Book Cover Cafe» символизирует комфортный процесс создания книги за чашкой кофе. Эта «лаборатория самиздата» помогает начинающим авторам литературных произведений публиковать свои труды с помощью советов и наставлений опытных профессионалов.
Владельцы американского кафе-мороженого «Nutty Squirrel Gelato» в своем логотипе акцентируют внимание на то, что для изготовления продукции они используют натуральные ингредиенты. Образ белки воплощает в себе качественную, натуральную еду.
Происхождение логотипа
Прототипами современных логотипов являются клейма и знаки, которые в древности использовались в качестве этнических и имущественных маркеров. Сам термин имеет греческие корни и переводится как «слово-знак».
В начале XIX в. его использовали для обозначения объединенных знаков типографского шрифта. Позднее под логотипом стали понимать готовый печатный штамп (лигатуру), который не нужно набирать вручную. «Отцом» лигатуры считают английского графа Чарльза Стэнхоупа, который впервые объединил буквы в буквосочетания on, of, to, an, se и обозначил их как «логотипы». Это было сделано для ускорения процесса книгопечатания.
Типографская лигатура
В XX в. логотип приобрел свое современное значение – как стилизованное начертание шрифта, использующееся для названия предприятия при маркировке товаров. Впервые логотип, использующийся для маркировки пива Bass, был зарегистрирован как товарный знак 1.01.1876 г. в Патентном бюро Великобритании. За ним последовала регистрация обозначения для напитка, который популярен и по сей день – Coca-Cola (в 1886 г.).
В начале XX в. логотипы стали активно использоваться для маркировки продукции в производстве. Так, в Голландии каждый фермер ставил клеймо в виде цветка, на выращивании которого он специализируется, а в Германии для маркировки военной техники впервые применили сочетание букв и цифр. Впоследствии, с развитием промышленной графики, логотип стал использоваться в комбинациях с фирменными графическими мотивами и изобразительными товарными знаками.
Виды логотипов
Традиционно логотипы подразделяют на 3 вида:
Сочетание названия и графического знака в теории брендинга по-другому называют еще фирменным блоком.
Логотип как часть фирменного стиля
Фирменный стиль – это набор образов, цветовых решений, графических, словесных объектов, который в целом обладает смысловым единством и позволяет компании приобрести узнаваемость среди потребителей, выделиться среди конкурентов. Специалисты по брендингу считают логотип одним из ключевых звеньев фирменного стиля.
Пример фирменного стиля
При этом логотип обладает следующими признаками:
Функции логотипа
Логотип используется в 3 основных целях:
Логотип может использоваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.
Понятие товарного знака
Согласно определению, изложенному в ст. 1477, товарный знак служит в качестве средства индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право владельца товарного знака подтверждается государственным свидетельством и внесением в реестр «Роспатента».
Под средствами индивидуализации понимают обозначения, которые служат для различения участников рынка среди аналогичных производителей. Перечень средств индивидуализации изложен в ст. 1225 ГК РФ и включает, помимо товарного знака, коммерческое обозначение, знак обслуживания, фирменное название и наименование мест происхождения товаров.
Товарный знак также может быть нескольких видов:
Кстати, для регистрации товарного знака ВАЖНО придумать уникальное название. Узнать, не зарегистрировано ли ваше название на сегодняшний день, можно в 2 клика в нашем Telegram боте, либо оставить заявку на этой странице. Это бесплатно!
Сходство и отличия логотипа от товарного знака
Исходя из вышеизложенного, оба типа обозначений используются в коммерческих целях для индивидуализации предпринимательской деятельности.
Разница между товарным знаком и логотипом заключается в следующем:
В российской юридической терминологии понятие «логотип» не используется. Некоторые специалисты рассматривают его как частный случай товарного знака, считая его историческим предшественником. Хотя в обыденной речи эти понятия часто являются взаимозаменяемыми, необходимо учитывать, что в нормативно-правовых актах данный термин не фигурирует. Поэтому его подмена в юридических документах не допускается.
Где регистрируется логотип, эмблема компании?
Логотип можно зарегистрировать в качестве товарного знака в Роспатент. Для этого он должен соответствовать правовым нормам, изложенным в IV части ГК РФ. Подать заявление в установленной форме для государственной регистрации помогут патентные поверенные бюро «Ezy Brand». Средняя продолжительность этой процедуры составляет 8 месяцев. Существует также возможность ускоренной регистрации обозначения.
Бондарева Ольга
Бренд, торговая марка и товарный знак: значение и функции
В современной литературе по маркетингу используется 3 понятия: товарный знак, торговая марка и бренд. В данной статье мы разберем базовые отличия данных понятий между собой, чтобы вы могли использовать их в правильном контексте, а также рассмотрим основные функции торговой марки и ее вклад в долгосрочный успех компании на рынке.
Оглавление:
Различные значения
Итак, у нас есть 3 понятия: бренд, торговая марка и товарный знак. Все три понятия отличаются между собой по области и ситуации использования.
«Торговая марка»
Понятие «торговая марка» в маркетинге представляет собой совокупность определенных свойств, ассоциаций, образов, которые позволяют товару данной торговой марки выделяться на рынке от конкурентов. Весь процесс брендинга начинается с создания торговой марки товара. Она представляет собой некую точку старта для всех остальных действий.
Торговая марка рождается тогда, когда вы придумали уникальное название для своего товара, разработали уникальное оформление (дизайн) продукта, создали фирменный стиль или придумали слоган. При этом товар может быть совершенно стандартизированным и не отличаться по своим характеристикам от конкурирующих продуктов. Но в тот момент, когда вы создали фирменное наименование и оформили свой товар, вы придали ему определенный имидж. Так родилась ваша торговая марка.
«Бренд»
Значение слова «бренд» практически не отличается от определения торговой марки, за исключением одной особенности: отличительные свойства и образы бренда позволяют товару не просто отличаться от конкурентов, а являются узнаваемыми, а сам продукт пользуется определенной популярностью среди целевой аудитории.
Другими словами, бренд — известная торговая марка, которая завоевала внимание и привязанность потребителя. Отличие бренда от торговой марки в том, что элементы его фирменного стиля, brandname, слоган узнаются потребителем, а также в том, что бренд завоевал лояльность определенной части рынка, товары под его логотипом пользуются спросом.
Торговая марка превращается в бренд через маркетинговую коммуникацию. Торговая марка становится брендом в тот момент, когда о ней узнал (в рекламе, на полке в магазине, от знакомых) потребитель и запомнил ее. Получается, что как только ваша торговая марка приобрела хоть какое то знание — она стала брендом, просто очень слабым. Чем выше узнаваемость торговой марки, тем сильнее бренд компании.
Комментарий от автора: бренд и торговая марка выделяются в отдельные понятия только в теории российского маркетинга. Во всем мире существует только 2 определения: «brand» и «trademark». Перво означает «бренд», а второе «товарный знак». Ведь на самом деле отличия между брендом и торговой маркой слишком минимальны, чтобы говорить о них как о разных словах.
«Товарный знак»
Существует 3 варианта регистрации торговой марки: в виде словесного, изобразительного или комбинированного (словесный + изобразительный) товарного знака. Не каждый логотип является товарным знаком. Если вы просто нарисовали логотип товара, но не передали его изображение на регистрацию — ваш товарный знак не защищен от копирования.
Какие товары могут стать брендом?
Брендом может стать любой продукт: товары массового спроса; компании с b2b рынка и рынка услуг; компании розничной торговли, продукты, которые существуют только виртуально в Internet; а также люди и общественные организации.
Товары массового спроса
Товары B2B рынка
Сильная торговая марка на деловом рынке укрепляет имидж и репутацию кампании, что в свою очередь приводит к увеличению продаж, стабильности и установлению выгодных условий сотрудничества.
Товары рынка услуг
Услуги отличаются от физических товаров тем, что сами по себе являются нематериальными. Брендинг услуг имеет огромное значение, так как позволяет перевести абстрактное предложение компании в более понятные образы, объяснить простым языком сложные условия, выделить услуги среди конкурентов.
Компании розничной торговли
Компании розничной торговли, а также любые компании сбытовой цепи также нуждаются в брендинге. Торговая марка для таких компаний в первую очередь формирует имидж, создает ассоциации с качеством обслуживании, сервисом, ассортиментом и ценовой политикой. Обладая сильной торговой маркой компания розничной торговли может выпускать собственные торговые марки и создавать достойную конкуренцию брендам- производителям, увеличивая тем самым оборот и прибыль.
Товары и услуги в Internet
Люди и общественные организации
Люди и общественные организации, а также определенные территории также могут быть брендами. Брендинг в этой области товаров заключается в формировании имиджа, ассоциаций и осведомленности.
Значение торговой марки для потребителей
Бренд имеет большое значение для потребителя по трем основным причинам: он снижает риски, предоставляет повышенное удовлетворение от покупки и упрощает процесс выбора товара. Разберем каждую выгоду бренда для потребителя подробнее.
Снижение рисков при покупке
Покупая известные бренды потребитель меньше рискует, чем приобретая товары неизвестной марки или производителя. Обычно выделяют следующие виды рисков:
Повышенное удовлетворение от покупки
Сильный бренд представляет собой большой пучок ассоциаций и образов, Покупая бренд, потребитель удовлетворяет не только свои базовые потребности в функциональных характеристиках продукта, но также получает возможность удовлетворить социальные и психологические потребности. Более подробно можно ознакомиться по ссылке Классификация потребностей потребителя.
Упрощение выбора
Сильный бренд выделяется среди множества товаров и сокращает время на поиск, приобретение нужного продукта. В эпоху высокой развитости большинства рынков и ужесточенной конкуренции потребитель испытывает дискомфорт от многочисленного количества новых товаров. Известная торговая марка позволяет потребителю снизить время выбора у полки в магазине.
Значение торговой марки для компаний
Компания, которая обладает сильным брендом, имеет конкурентное преимущество перед компаниями с небрендированными продуктами. Она может получать более высокую прибыль с продаж, ее продажи меньше подвержены резким скачкам. К тому же бренд становится определенным барьером для входа в отрасль новых игроков.
Рост прибыли
Основное значение торговой марки для компаний — возможность увеличения прибыльности компании. Создавая сильную торговую марку, компания гарантирует потребителю снижение определенных рисков, предоставляет ему определенный сервис, создает чувство удовлетворения. Все эти дополнения формируют добавленную стоимость или надбавку к цене стандартной товара. Чем сильнее бренд, тем выше добавленная стоимость, тем выше прибыль компании.
Стабильность и долгосрочность
Барьеры для входа в отрасль
Наличие сильных торговых марок в сегменте — является высоким барьером для новых компаний, желающих войти на рынок, тем более если рынок высоко перспективный. Сильные торговые марки уже обладают высоким знанием и лояльностью покупателей, новым товарам потребуется высокий уровень инвестиций для того, что бы переключить на себя покупателей.
Отличия между товарным знаком и товарной маркой
Какая разница между товарным знаком и товарной маркой?
Сегодня совершенно каждый из нас является потребителем какой-либо продукции. Именно поэтому нам постоянно приходится постоянно сталкиваться с такими терминами, как «товарный знак» и «товарная марка». Мы довольно точно уверены в том, что большое количество человек просто не имеет понятие о том, какие между ними имеются различия. Давайте сейчас вместе с вами попытаемся разобраться в том, что же обозначает каждый из терминов, но только на более понятном и доступном языке.
Товарный знак – это то, что только что появилось и не имеет всемирной узнаваемости, с помощью нее компания не может достичь необходимого уровня славы.
Товарная марка – отличается тем, что это уже что-то узнаваемое, то, что приносит своей компании не малую прибыль. Товарной марке легко отдают свои предпочтения многие покупатели, а значит, она уже заслужила необходимого уровня доверия. Не обращая внимания на все эти довольно яркие отличия, у них имеется одно очень глобальное сходство, процедура регистрации у них совершенно одинаковая. Наверное, именно поэтому многие так часто путаются в этих двух терминах.
Если вы не хотите проходить регистрацию самостоятельно, то вполне реально в нынешнее время найти грамотного специалиста по этому вопросу. Для этого процесса, советуем вам в обязательном порядке заключить с выбранным вами специалистом договор об оказание услуг. Только после этого на вполне официальном уровне, все обязанности по прохождению регистрации целиком и полностью перейдут в руки этого человека. Если вы уверены в профессионализме этого человека, то ждите скорейшего результата, ведь знающие этот процесс люди, справляются с регистрацией максимально быстро.
Чтобы пройти регистрацию товарного знака (марки) на данный момент выделено два самых удобных и используемых способа.
Безусловно, если ваша торговая марка уже завоевала довольно большой уровень популярности у потребителей Российской Федерации, то, несомненно, она же сможет сделать то же самое и в других странах. Товарному знаку в аналогичной ситуации будет намного сложнее. Но в любом случае просто обязательно необходимо иметь патент, который и станет неотъемлемой частью гарантии на безопасность в тех странах, которые вы выбрали.
Товарный знак R или TM: Различия в использовании
Товарный знак – средство индивидуализации, которое подлежит регистрации. Обозначения R и TM выступают в качестве доказательства факта регистрации товарного знака. Какие отличительные черты имеют эти знаки, и когда какой знак необходимо использовать?
Символы ® и ТМ ассоциируются у потребителей с брендами, имеющими высокую репутацию. Поэтому производители часто используют эти знаки вместе с логотипами для маркировки продукции и в рекламе. Однако между ними имеется существенная разница, которую необходимо учитывать при введении товара в гражданский оборот.
Что означают символы R и TM?
Символ R – это знак охраны товарного знака, статус которого определен в статье 1485 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Он относится к предупредительной маркировке.
Знак ® является продуктом английской правовой системы и условным сокращением слова REGISTERED, что значит «зарегистрированный». Соответственно в большинстве англоязычных стран он используется для информирования потребителей или конкурентов о том, что данное обозначение является зарегистрированным товарным знаком.
Примеры использования знака R
Сокращение ТМ также пришло из английского языка и является аббревиатурой слов Trade Mark – «торговая марка», или «товарный знак». Этот знак в большинстве стран используется для информирования о том, что производитель уже подал заявку на регистрацию, но товарный знак еще не зарегистрирован и находится на стадии делопроизводства в патентном ведомстве.
В российском законодательстве правовой статус знака ТМ не определен, поэтому он не имеет никакой юридической силы.
Главная функция предупредительной маркировки
Может возникнуть вопрос, для чего же тогда использовать символ R, если товарный знак и так зарегистрирован? Кроме товарных знаков, в обороте на рынке присутствуют незарегистрированные обозначения. Регистрация товарного знака является добровольной, а использование незарегистрированных логотипов законом не запрещено до тех пор, пока они не нарушают права других производителей.
Использование чужого товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», без согласия его правообладателя, влечет за собой несколько видов ответственности:
- гражданскую (ст. 1515 ГК РФ); административную (ст. 14.10 КоАП); уголовную (ст. 180 УК РФ).
Предупредительная маркировка R выполняет в основном информационную функцию, она предупреждает других производителей, что данное обозначение зарегистрировано, принадлежит определенному лицу и находится под защитой закона.
Кроме того, знак R позволяет привлечь внимание потребителей к товарам или услугам.
Нанесение предупредительной маркировки для товарного знака в России осуществляется по желанию его правообладателя и не является обязательным.
Ответственность за неправильное использование
Гражданский кодекс РФ не только допускает возможность использования предупредительной маркировки в виде знака R, но и вводит ответственность за ее неправомерное использование.
Другими словами, если вы применили символ R вместе с незарегистрированным товарным знаком, то несете ответственность за незаконное использование обозначения. Потребители могут быть введены в заблуждение или вы можете нанести ущерб производителю, являющегося правообладателем похожего или тождественного товарного знака. В этом случае, при неоднократном совершении такого действия или при большом ущербе предусмотрена одна из следующих мер наказания:
- штраф до 120 тыс. руб.; штраф в размере заработной платы за период до 1 года; штраф в размере другого дохода за тот же период; обязательные работы на период до 360 часов; исправительные работы на срок до 1 года.
Поэтому предупредительную маркировку можно использовать только для товарного знака, зарегистрированного в «Роспатенте», и с не истекшим сроком правовой охраны (она предоставляется на 10 лет, а по истечении этого периода ее нужно продлевать).
Узнать подробнее о регистрации товарных знаков.
Особенности охраны в других странах
Законодательство большинства стран мира признает знак R в качестве предупредительной маркировки для товарного знака. Однако необходимо учитывать, что правовая охрана носит территориальный характер. Если вы зарегистрировали товарный знак в «Роспатенте», то он действует только на территории РФ. Для получения охраны в другой стране необходимо пройти аналогичную процедуру регистрации в местном патентном ведомстве.
Нанесение обозначения R является правом, а не обязанностью правообладателя. Это положение закреплено в ГК РФ и в международной Парижской конвенции.
Узнать подробнее о международной регистрации товарного знака.
Если ваша продукция экспортируется в другое государство с маркировкой R, а товарный знак там не зарегистрирован, то вы можете нарушать национальное законодательство. Меры наказания, применяемые к нарушителям, зависят от особенностей местного патентного права.
В отношении знака ТМ тоже не все так однозначно. Если в США и в России он может использоваться на этикетке товара, даже если торговая марка не зарегистрирована, то в Германии можно получить за это штраф. В Японии ошибочно нанесенный знак R может привести к тюремному заключению. Поэтому при поставке товаров за рубеж необходимо считаться с местными нормами законодательства.
Другие предупредительные знаки
Кроме знаков R и TM, в некоторых государствах предусмотрены другие виды предупредительной маркировки:
- «SM» – для незарегистрированных знаков обслуживания, находящихся на стадии делопроизводства в патентном ведомстве США; «RTM» – для зарегистрированных и незарегистрированных торговых марок в Великобритании;
Знак обслуживания аналогичен товарному знаку, но распространяется на услуги, а не на товары. В «Роспатенте» для регистрации знаков обслуживания и товарных знаков используется один и тот же государственный реестр.
- «Marfue deposee» – зарегистрированный товарный знак во Франции и Бельгии; «Marks Registrada» – зарегистрированная торговая марка в латиноамериканских странах; © – знак копирайта, предупреждающий, что данные материалы охраняются в рамках авторского права (используется во всех странах); ℗ – символ авторского права на звукозапись (фонограмму), правовой статус которого очерчен в Женевской конвенции о фонограммах (применяется в основном в США и других англоязычных странах).
Специалисты компании IPbrand помогут проверить вашу торговую марку. Мы осуществляем полный комплекс услуг по регистрации товарного знака – от разработки его дизайна до прохождения экспертизы в патентном ведомстве. Если существуют препятствия для вашей
регистрации, то мы поможем выработать индивидуальную стратегию для их устранения и успешного получения свидетельства.