в чем разница между смирением и терпением
В чем разница между смирением и терпением
Распространенная на западе христианская традиция, учит смирению, как одной из основных добродетелей. Однако, очень часто, духовные принципы «опускаясь» в повседневное восприятие «обычного» человека, сильно искажаются. Многие считают смирение и терпение фактически синонимами, путая эти понятия. Но разница между ними принципиальна, и важна в первую очередь для нашего здоровья. Разберемся.
В первую очередь, нам важна психосоматическая реакция – как наше тело реагирует на переживание. Вспомните любую ситуацию, которой приходилось что-то терпеть. Тело реагирует напряжением и сжатием. Латинское – torpeo (быть оцепенелым, неподвижным), в русском языке слово встречается с XI в. в форме «тьрпъти». Слово существовало изначально с двумя основными значениями: «страдать, переживать что-либо» и «застывать, цепенеть». Как кошка, которая не хочет, чтобы ее гладили, но из вежливости не нападает. Она прижимает уши, опускает голову и терпит нежеланную ласку. Терпя мы напрягаемся и сопротивляемся ситуации – но пассивно, не имея силы или навыка изменить ее. По сути, мы сопротивляемся Миру –любая ситуация, является его частью. Позиция заведомо проигрышная, ведь Мир имеет безграничный ресурс, а мы – конечный. Жесткое взаимодействие травмирует. Как следствие, в каждой стрессовой ситуации мы теряем часть себя, часть здоровья. Словно продираемся сквозь терновый куст, царапаясь и оставляя обрывки одежды на его шипах.
В противоположность терпению, С Мирение = Быть «С» «Миром». То есть, по сути быть частью Мира, более того – гармоничной частью, не нарушающей Дао – Путь всех вещей. Мир – безгранично сложная, постоянно изменяющаяся – то есть, находящаяся в движении, Система. Быть С Миром – значит осознавать себя неотъемлемой частью ситуации (в частном) и Мира (в общем). Будучи частью Динамической системы, человек не останавливается, не прекращает свою деятельность и не становится «жертвой» и «рабом» других людей, ситуаций, судьбы. Принять не значит покориться. Принимая, мы перестаем тратить энергию на сопротивление и направляем высвободившийся ресурс на решение проблемы. Вспомните, как реагирует наше тело, когда мы наконец-то принимаем ситуацию? – Вздох облегчения и расслабляющееся тело.
Полноценное принятие подразумевает понимание того, что ВСЕ наши проблемы порождены нами самими. А точнее – нашими сознательными и подсознательными установками. Осознавая себя создателем проблемы, мы автоматически получаем подсознательный ресурс на ее решение, по типу: «я тебя породил, я тебя и …». Но если мы не принимаем ситуацию, то на подсознательном уровне срабатывает следующая установка: «не я тебя создал, и у меня нет власти над тобой». И подсознание наоборот блокирует ресурсы необходимые для решения.
Поэтому Принятие – это первый и основной шаг для работы с любой жизненной ситуацией.
Мира и Счастья Вам, с уважением, Александр Калюжин.
Православная Жизнь
Христиане отличаются от любителей популярной психологии.
Если проанализировать, как в современном обществе понимают слова «терпение» и «смирение», то оказывается, что их восприятие изменилось, причём значительно. Ранее они однозначно означали положительные качества, но в последнее время их всё чаще относят к характеристикам недостаточно гармоничной личности. Сильный человек спокоен, без проблем высказывает несогласие и решает проблемы, а не терпит и не смиряется перед ними. Мы решили разобраться, как понимать эти слова в христианском контексте.
С точки зрения популярной психологии
Сейчас категории смирения и терпения чаще рассматривают с точки зрения психологии, для которой эти понятия не тождественны. Терпение в этом контексте подразумевает наличие у человека какой-то душевной боли. Оно связано с ропотом, недовольством, осуждением со стороны других людей, ссорами — то есть человек находится в безвыходной ситуации, ждёт избавления от неё и верит, что через какое-то время срок отбывания наказания закончится. У него в душе накапливается агрессия, он превращается в сжатую пружину, и со временем всё, что он чувствует, выстрелит. Причём неизвестно, чем это обернётся для его здоровья, как психического, так и физического — о психосоматических последствиях стрессов сейчас известно достаточно много. То есть в повседневной жизни терпение — это про какие-то тяжёлые обстоятельства, против которых человек может восставать всем нутром, но сделать ничего не может. Однако в этом случае получается, что терпение — это что-то из области мазохизма, или же это синдром выученной беспомощности, когда человек думает, что от него ничего не зависит.
Смирение многими людьми, далёкими от христианского мировоззрения, воспринимается как слабость. Хотя, если поразмышлять, можно прийти к выводу, что это сила. Человек способен без недовольства переносить любые условия жизни, в какие бы ни попал, верит, что в жизни всё к лучшему. Психология говорит, что в основе такого отношения к жизни лежит принятие себя. Это состояние формируется в детстве. Любовь родителей друг к другу и к ребёнку даёт силы, вдохновение, уверенность, ощущение безопасности. Он принимает себя и мир, что даёт силы переносить даже тяжёлые жизненные обстоятельства. Конечно, это только подобие истинного смирения, но и оно ценно. Прекрасно, когда человек понимает: всё плохое пройдёт, впереди ждёт только хорошее.
Психологи говорят, что, когда человек пребывает в горделивом, нарциссическом состоянии, он чувствует неуверенность в себе, отсутствие внутреннего стержня и точки опоры. В этом состоянии человек воспринимает сложные обстоятельства как личный вызов, угрозу его жизни и безопасности, как то, с чем необходимо бороться. Его терпение — это загнанное в угол неприятие себя. Оно происходит не от мира в душе, а от того, что человек не разобрался в самом себе. В результате он болезненно переносит обстоятельства, которые ему неподвластны, его терпение становится разрушительным. В такой ситуации психологи советуют направить сознание в новое русло: от ропота к благодарности.
Особенно хорошо терпение и смирение воспитываются в безвыходных жизненных обстоятельствах. Гордый человек будет пытаться во что бы то ни стало выйти из некомфортной ситуации, убежать, дистанцироваться. Смиренный же будет воспринимать всё это иначе — как этап, который может дать новый опыт. В итоге испытания приведут к развитию у него стрессоустойчивости. У человека, который более оптимистично смотрит на жизнь, сложные обстоятельства не уничтожают благодарность и надежду на лучшее, доверие к жизни и приятие её. Он воспринимает испытания не как что-то враждебное, а как урок, который поможет стать лучше, развить какие-то качества.
Что мне не нравится в этих точках зрения? Прежде всего — то, что терпение воспринимается как состояние, из которого человеку надо выходить. То есть получается, что терпеливый человек пребывает в ропоте, и ему для нормальной жизни надо развернуть себя к благодарности, избавиться от токсичного состояния жертвы.
А чему учит христианство?
С христианской точки зрения всё диаметрально противоположно. Спаситель говорит: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13). Апостол Павел вообще поёт оду терпению: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5). Получается, что без скорбей нет терпения, а без терпения нет спасения.
О смирении пишет и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). В Ветхом Завете об этом качестве читаем у пророка Исаии: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Одни из самых известных строк о смирении — это слова 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Здесь также можно вспомнить видение преподобного Антония Великого, когда ему были показаны козни диавола в виде сетей, опутавших весь мир. Святой был в ужасе и спросил: «Кто же может их избежать?», — на что получил ответ: «Смиренномудрые даже не прикасаются к ним».
Смирение противостоит гордости и тщеславию, бороться с которыми наиболее тяжело. Святые отцы учат, что победить их можно самоукорением, вниманием к своим грехам и недостаткам, а для этого нужно познакомиться с собой. Неслучайно в Великий пост мы просим Бога словами молитвы Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть хотим научиться видеть свои грехи. Второе средство обретения смирения — это когда мы терпим укоры, осуждение от окружающих людей, но не противимся такому отношению, а осознаём, что получаем по заслугам.
Современному человеку для обретения смирения помогут три приёма:
Второе: осознать и принять, что не все ваши желания сбудутся. Чего-то обязательно не сможете, не достигнете, не успеете — что ж, ничего. Не надо паниковать и, тем более, отчаиваться по этому поводу.
Третье: вам никто ничего не должен. Надо осознать, что вы не Солнце, вокруг которого вращаются все планеты. Если люди дарят вам свою любовь, дружбу, расположение, то надо воспринимать это не как должное, а как подарок. За всё перечисленное обязательно следует благодарить, потому что вам никто ничем не обязан.
Применение этих приёмов противодействия гордости и самолюбию поможет приглушить и немного обуздать их, а это значит, что вы станете на правильный путь, итог которого — жизнь вечная.
Опора, которая помогает жить
Терпение и смирение — это основа пути христианина. Ещё раз вспомним наставление апостола Павла: сначала происходят скорби, от которых рождается терпение. Потом от терпения рожается опытность, а от опытности — надежда, которая «не постыжает», потому что человек, надеющийся на Господа, обретает Его любовь. Получается, имея терпение и смирение, мы обретаем точку опоры в жизни, во всех её сферах — церковной, духовной, семейной и так далее.
Обретение этой опоры очень важно, ведь «жизнь прожить — не поле перейти»: есть вещи, за которые надо бороться, к которым нужно стремиться, и на этом пути всё очень непросто, особенно когда человек живёт в семье. У него есть обязательства и зоны ответственности, которые требуют постоянного внимания, развития, труда. Нам приходится учиться строить отношения, воспитывать, многое изучать. Мы сначала накапливаем, потом отдаём, поэтому очень важно, чему мы сами научимся. Наши образ жизни, привычки, образование, коммуникативные способности, отношения в социуме, профессиональные навыки — всё это важно как для нас, так и для тех, кто рядом. Если всё, что мы делаем, будет основываться на умении жить терпеливо и смиренно, это принесёт много пользы не только нам, но и миру.
Протоиерей Константин Лисняк
Какая связь между смирением и терпением?
Доброго здоровья. Какая связь между смирением и терпением, с православной точки понимания этих терминов? Является ли одно необходимым для другого, или это две равноуровневые добродетели с взаимозависимостью? Или одно из них является кирпичиком для второго?
Спаси Христос за вопрос. Радостно, что Вы стремитесь подробнее узнать православное учение о христианских, евангельских добродетелях. К Евангелию мы и обратимся.
Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). А о терпении говорит, разъясняя притчу о сеятеле: «Упавшие (семена) на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Апостол Пётр призывает: «Прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7). Вспомним великопостную молитву святого Ефрема Сирина, в которой мы просим у Бога даровать нам дух смирения, терпения и любви.
Из этих кратких цитат видно, что смирение и терпение — разные добродетели. Но при этом все они взаимосвязаны между собой, равно как и греховные страсти. Поясним на примере. Молодой христианин борется с духом блуда, с помыслами, претерпевает искушения, не склоняется на грех. Такое терпение возможно только при смиренном принятии воли Божией, выраженной в заповеди: «Не прелюбы сотвори» (Исх. 20:14). Но в свою очередь, претерпевая искушения, человек познает свою немощь, смиряется пред Богом и уже не высоко мудрствует о самом себе, не превозносится над ближним.
Конечно, сложно в коротком ответе изложить учение о смирении и терпении. Отсылаю Вам к трудам упомянутого нами преподобного Ефрема Сирина. У него есть замечательные слова «О добродетелях и пороках», «О терпении», «О том, как приобретается человеком смиренномудрие», «О смиренномудрии». Прочтите слово преподобного Нила Синайского «К Евлогию монаху о пороках, противоположных добродетелям». Читайте эти наставления богоносных отцов и начинайте следовать им.
А чтобы и сейчас не оставить Вас без духовного назидания, приведу цитаты из творений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина на интересующую Вас тему.
«Вопрос: как может быть приобретено истинное терпение?
Авва Пиаммон ответил. Истинного терпения и благодушия ни приобрести, ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Если оно будет происходить из этого источника, то не будет нуждаться ни в пособии кельи, ни в удалении в пустыню. Ибо оно не нуждается во внешних подобиях, когда внутри основывается на добродетели смирения, т. е. родительницы и охранительницы его. Если же мы возмущаемся от оскорблений других, то в нас нет основания смирения, прочно утвержденного; поэтому здание наше может разрушиться и от малой бури. Ибо не то терпение бывает похвально и удивительно, если не уязвляемое никакими стрелами врагов будет сохранять спокойствие; но то будет славно, которое при нападении на него бури искушений останется непоколебимым. Ибо чем больше кто удручается и сокрушается несчастьями, тем лучше он укрепляется, и тем больше изощряется, чем больше ударов получает. Ибо всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий [1], и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления. Поэтому справедливо Соломон говорит: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города» (Притч.16:32). Еще: «У терпеливого. много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч.14:29). Итак, если кто, будучи обижен, воспламеняется гневом, то горечь нанесенного оскорбления надо считать не причиною греха, а обнаружением сокровенной немощи. Об этом Спаситель говорит в притче о двух домах (Мф.7), один из которых построен на камне, а другой на песке, и на которые одинаково напали буря, дождь и наводнение; но основанный на твердом камне не потерпел никакого вреда от сильного напора, а построенный на рассыпчатом песке тотчас разрушился. Очевидно, что он разрушился не от дождя или потока, а потому, что неразумно был построен на песке; ибо от этой же бури не падает дом, основанный на камне. И святой человек искушается подобно грешнику, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его, говорит апостол Иаков» (Иак.1:12). И по апостолу Павлу добродетель усовершенствуется не в праздности и удовольствиях, а в немощи (2 Кор. 12:9). «И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом, и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь (пророку Иеремии), чтобы избавлять тебя» (Иер.1:18–19).
[1] Латинское слово patientia происходит от patio — страдаю, терплю, и греческое ύπομονή отύπομένω — под чем нахожусь, поддерживаю что, переношу, терплю.
Кротость и смирение в православии
Лишь малые дети от присущей им непосредственности часто несдержанны. Они выражают себя открыто, не умея подстраиваться под окружение. Взрослые могут скрыть возбуждение, хотя внутри в это время бушуют страсти, а окружающие ошибочно считают их скромными и добродушными.
Кротость — это сочетание добродушия с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью. Только она может помочь справиться с гордыней, источником которой является эго. Именно с гордыни начинается вхождение в греховную жизнь.
Что такое кротость
Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.
Происхождение слова
Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.
Значение понятия
В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.
Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.
Согласно Писанию
Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.
Подобно Ему, следует проявлять это качество в полном спокойствии духа, без раздражений, гнева и обид. Не реагируя злом за причиненные обиды, относиться со снисхождением и любовью к окружающим людям, охотно прощая их проступки.
Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.
В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.
Для чего нужна
Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.
Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.
Людям свойственно грешить, а их эгоизму, истоком которого является дьявол, оправдываться, закрывая доступ к покаянию. Тогда ими начинают управлять страсти, перекрывая путь к изменениям и перевоспитанию.
Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.
Как стать кротким человеком
Для обретения этой добродетели необходимо всем сердцем захотеть достичь подобного состояния.
Быть кротким, осознавая свою греховность и незначительность, не представляет труда. Молчать и повиноваться в церкви, перед Богом, легко, а в мире, среди обычных людей, — уже сложнее. По причине того, что каждый начинает считать себя чище, выше и лучше других.
Чувство собственной важности вызывает мнимое превосходство над людьми, верующий начинает видеть и усугублять грехи других, в то время как свои — не замечать, считать незначительными.
Поэтому не следует считать себя выше и духовно чище других, а следить внимательно за собой и своими поступками.
Дабы избежать соблазна напрасных поношений и обвинений окружающих в грехах, которых они не совершали, а лишь являлись плодом фантазии обвиняющего.
Что такое смирение
Невозможно ясно выразить такую добродетель. Путь к полному смирению — сложный и долгий, длиною в жизнь. Выразить в полной мере значение этой добродетели может только совершенный человек.
Святой Иоанн Лествичник считал, что смирение — это сокровище, которое невозможно изъяснить словами. Он считал смиренномудрие неизведанной благодатью души. Только познав ее в жизни на личном опыте, можно дать ей полное определение.
Происхождение слова
Слово происходит от глагола «смирить», «смирять». Из древнерусского языка — «умерить, смягчить, подавить». По народной этимологии близко со словом мир, то есть обрести мир, проявить терпимость.
Есть еще один корень — от слова «мера», тогда в слове вместо буквы «и» употреблялась «е». И получалось немного другое по значению слово — знание себя и своей меры. Трезвый взгляд, без гордыни, на свои знания и способности, принятие себя, своей жизни и окружающих, как есть.
Определение термина
Смирение в православии — осознание своих слабостей и погрешностей без проявления гордыни. В жизни христианина проявляется обретением мира с Богом, с окружающими людьми и с собой при любых жизненных обстоятельствах.
Быть смиренным — значит не испытывать превосходства над кем-либо, а относиться с истинной любовью к близким людям и всем окружающим.
Так верующий обретает устойчивый и абсолютный мир в сердце своем. Считая, что духовными добродетелями наделяет только Бог, он начинает их приобретать.
Толкование в Библии
Смирение, по Святому Писанию, заключается в благоразумном восприятии себя, окружающего мира и Бога. Для ясности понимания термина его делят на три вида.
Смиренным быть нужно не только священнослужителям и монахам, но и мирянам, иначе путь к Богу закрыт. И наоборот, не имея более добродетелей, кроме этой, верующий становится рядом с Господом.
Признаки
Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.
Внутренние
Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.
Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.
Внешние
Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.
Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.
Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.
Смирение и терпение (общие и отличительные черты)
Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.
Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.
Кротость и смирение как христианские добродетели
Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом. Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения.
Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.
Помочь правильно понять возникшее чувство превосходства может только духовный пастырь. Сам впавший в прелесть не может распознать проявление гордыни, со стороны виднее.
Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так. Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.
Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)
Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.
Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов. Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть. Омывать ноги считалось обязанностью слуги.
Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.
Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.
Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место. Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко. И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.
Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.
Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.
Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.
Видео
В этом видеоролике рассказывается, как гордость раздувает самомнение, что в конечном итоге делает гордого посмешищем в разных ситуациях.
Есть смирение показное, а есть — сердечное; в чем разница, можно узнать из этого видеоролика.