в чем разница между славянофилами и западниками
Разница между западниками и славянофилами
В числе самых известных идейных течений 19 века в России — западники и славянофилы. Каких концепций придерживались те и другие?
Кто такие западники?
Идейные течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40 годах 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующихся как схожестью, так и значительными различиями.
Западничество начало формироваться несколько раньше славянофильства — примерно с 30-х годов 19 века. Его основными приверженцами стали дворяне, помещики, купцы, разночинцы. Главными идеологами западничества являлись философ и публицист П. А. Чаадаев, писатель и драматург И. С. Тургенев, публицист, философ и педагог А. И. Герцен. Так, именно Чаадаев составил знаменитый сборник «Философических писем», повлиявший на формирование двух рассматриваемых идеологических течений.
Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути, который прошли западные страны — прежде всего, европейские. Если ей это удастся сделать, полагали они, Россия даже сможет опередить Европу за счет более оперативного освоения лучшего ее опыта развития.
Среди западников не было единого мнения касательно того, каким образом в государстве должны осуществляться реформы — мирным способом или революционным. В рамках рассматриваемого идейного течения сформировалось 2 крыла с противоположными взглядами на данный вопрос — либеральное и революционное. Первое выступало за мирные реформы, второе — за революционные.
Западники были уверены, что в России нужно ввести конституцию и элементы парламентаризма — по образцу, существующему на тот момент в Англии. Некоторые представители рассматриваемого течения утверждали, что политическая система страны должна развиваться по республиканским принципам.
Западники считали необходимым обязательно отменить в России крепостное право. Кроме того, сторонники данной идеологии полагали, что в стране должны активно внедряться принципы применения наемного труда — это ускорило бы развитие ее экономики.
Западники выступали за активную модернизацию инфраструктуры — в целях, опять же, обеспечения динамичного развития хозяйства. При этом они предполагали использование преимущественно европейского опыта модернизации.
Западники были верующими людьми. Но они считали, что религия и государственное управление не должны зависеть друг от друга.
Приверженцы рассматриваемого течения признавали Петра Первого одним из величайших правителей России, так как ему удалось значительно приблизить государство по уровню развития к ведущим европейским странам.
Кто такие славянофилы?
Славянофильство начало формироваться с 40-х годов 19 века. В принципе, оно опиралось на ту же социальную базу, что и западничество, — основными его приверженцами были помещики, имеющие средний уровень доходов, а также купцы и разночинцы. Главными идеологами славянофильства являлись поэт, богослов и философ А. С. Хомяков, публицист, критик и лингвист К. С. Аксаков, писатель и археограф П. В. Киреевский, общественный деятель В. А. Черкасский. Идеи данного течения поддерживали поэт и дипломат Ф. И. Тютчев, писатель и этнограф В. И. Даль, писатель и общественный деятель С. Т. Аксаков.
Славянофилы полагали, что Россия имеет свой путь, который не должен существенно пересекаться с западным. Как считали идеологи данного течения, страна должна была развиваться с опорой на православие, самодержавие и народность. России необходимо быть, утверждали славянофилы, равноправным, а то и более высокостатусным партнером западных стран. Если в государстве требовались реформы — проводить их нужно было, как предполагали приверженцы рассматриваемого течения, исключительно мирным путем.
Славянофилы отрицали введение в России конституции и элементов парламентаризма. Государственная власть в стране должна была основываться только на самодержавии.
Приверженцы этого течения считали необходимым отменить в России крепостное право — но таким образом, чтобы данный процесс не нарушил устоявшегося уклада крестьянской жизни, во многом опирающегося на общину.
Славянофилы поддерживали инициативы, связанные с модернизацией производства, развитием банковской системы, строительством инфраструктуры в стране. Однако соответствующие преобразования, как полагали сторонники этого течения, должны были осуществляться в экономике государства постепенно.
Исключительно значимым условием успешного развития России славянофилы считали приверженность государственных деятелей религиозным нормам. Они были уверены, что именно православие, вера — основа исторической миссии России.
Славянофилы весьма отрицательно относились к личности Петра Первого, который, «прорубив окно в Европу», привнес в Россию таким образом чуждые, по мнению сторонников рассматриваемого течения, элементы культуры и принципы развития.
Сравнение
Главное отличие западников от славянофилов в том, что первые считали, что Россия должна развиваться, повторяя путь ведущих европейских государств. Вторые были уверены, что страна имеет особый путь. Отсюда — большое количество иных различий между рассматриваемыми идеологическими концепциями.
Сложно однозначно оценить, кто одержал в конечном итоге победу — славянофилы или западники. Но с учетом последующих исторических событий (не только в контексте 19 века, но и 20-го), можно сделать вывод о том, что развитие страны пошло по принципам, в значительной степени более близким к западным концепциям: было отменено крепостное право с последующим активным распространением трудовых правоотношений, инфраструктуру принялись модернизировать с применением европейского опыта, церковь и государство стали более независимыми друг от друга, личность Петра Первого начала оцениваться обществом положительно. Россия перестала быть самодержавной монархией и превратилась в республику.
Отразим ключевые критерии, определяющие то, в чем разница между западниками и славянофилами, в небольшой таблице.
В чем состояли различия во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло?
Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: какой должна быть форма правления, законы; нужны ли правовые гарантии свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов.
Главное принципиальное различие между западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой основе можно и нужно следовать к социальному и нравственному идеалу: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.
При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего.
И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены проблемой нравственного роста личности, ненавидели мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира.
И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.
Западники и славянофилы: сходства, различия и причина конфликта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Западничество — это направление российской общественной и философской мысли 1830—1850-х годов, представители которого выступали за отмену крепостного права и развитие России по западноевропейскому пути.
Славянофильство — это направление российской общественной и философской мысли 1830—1850-х годов, представители которого выступали за выявление самобытности России и выделение ее типовых отличий от Запада.
Спор западников и славянофилов в XIX веке был важен с точки зрения выбора будущего России, а также ее традиций. Это был выбор, к какой цивилизации относится общество, и выбор пути будущего развития. В российском обществе состоялся принципиальный раскол в видении будущего государства: часть считала примером для наследования государства западной Европы, другие утверждали, что Российская Империя имеет свою модель развития. Однако корни этого противостояния и сам конфликт не ограничиваются XIX веком. Для понимания идей следует расширить временной контекст и углубиться в историю.
Предпосылки появления славянофилов
Считается, что раскол в общество по вопросу выбора пути России внес Петр I, пытавшийся модернизировать страну и в результате принес на Русь множество укладов, характерных лишь для западного общества.
Предпосылки появления славянофильства в российском обществе:
Впервые спор о пути развития возник в ХV веке. Он состоялся вокруг религиозных ценностей. В 1453 году центр православия Константинополь был захвачен османами. Авторитет патриарха падал, все больше ходили разговоры, что священники Византии потеряли «праведный моральный облик», а в католической Европе это произошло уже давно. Поэтому Московское царство было должно оградиться от церковного влияния этих стран. Открытие в 1587 году московского патриархата стало доказательством, что Россия обладает правом на «свою» церковь.
Дальнейшее понимание необходимости собственного пути связано с XVI веком, когда появилась идея «Москва – третий Рим», а значит Москва может диктовать свою модель развития. В ее основе лежало собирание русских земель для защиты от влияния католицизма. Тогда появилась концепция «Святая Русь». Политическая и церковная идеи соединились.
Готовые работы на аналогичную тему
Реформы Петра, проведенные в начале ХVIII века, не были поняты всеми подданными. Многие полагали, что это ненужные меры. В некоторых кругах родился слух, что царя подменили во время визита в Европу. Реформами Петра общество оказалось расколото на сторонников и противников, чем были созданы предпосылки для формирования «западников» и «славянофилов».
Истоки западничества
Кроме указанных выше реформ Петра к предпосылкам возникновения идей западничества, следует причислить еще несколько фактов:
Славянофильство и западничество, как системы взглядов на развитие России, появились в 1830-1840 годах. Основателем славянофильства считается философ и литератор Алексей Хомяков. В Москве в этот период выходили две газеты, считавшиеся «голосом» славянофилов:
Все их статьи были насыщены консервативными идеями, критикой петровских реформ и размышлениями о «собственном пути».
Писатель А. Радищев считается одним из первых западников. Он высмеивал отсталость России, намекая на то, что это не особый путь, а отсутствие развития. С критикой российского общества в 1830 годах выступили П. Чаадаев, С. Соловьев, И. Тургенев и другие. Так как самодержавию было неприятно слушать критику, то западникам было тяжелее, чем славянофилам. Поэтому некоторые представители западничества покинули Россию.
Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов
Историки и философы, занимающиеся исследованием идей западников и славянофилов, выделяют следующие объекты дискуссий этих течений:
Цивилизационный выбор. Европа для западников является эталоном развития. Европа для славянофилов – пример морального падения, источник пагубных идей. Последние поэтому настаивали на особом пути Российского государства, у которого должен быть «славянский и православный характер».
Роль личности и государства. Для западничества характерны либеральные идеи, о свободе личности, ее первичности перед государством. Для славянофилов главным является государство, а человек должен служить общей идее.
Личность и статус монарха. Западники имели два взгляда на монарха: его стоит либо убрать (установление республиканской формы правления), либо ограничить (парламентская и конституционная монархия). Славянофилы полагали, что абсолютизм является истинно славянской формой правления, а конституция и парламент – чужды для славян. Ярким примером такого взгляда является перепись населения 1897 года, в которой император в графе «род занятий» написал «хозяин земли русской».
Крестьянство. Представители обеих течений сходились в том, что крепостное право является пережитком, признаком отсталости России. Однако славянофилы считали нужным ликвидировать его «сверху», при участии государственной власти и дворян, а западники считали нужным прислушаться к мнению крестьян. Также славянофилы полагали, что крестьянская община остается лучшей формой ведения хозяйства и управления землей. Западники считали, что общину нужно распустить и создать частное фермерство.
Свобода информации. По мнению славянофилов, цензура в интересах государства – нормальная вещь. Западники выступали за свободное право выбора языка, свободу печати.
Религия была одним из основных пунктов славянофильства, поскольку православие является основой русского государства. Россия должна защищать православные ценности, поэтому и не должна перенимать европейский опыт, ведь она нарушила православные каноны. Эти взгляды отразились в концепции графа Уварова «православие, самодержавие, народность», ставшей основой построения Российской империи в ХІХ веке. Для западников религия не была особенным, многие говорили о свободе вероисповедания и секуляризации церкви.
Западники и славянофилы кратко кто такие, сходства и различия представителей в сравнительной таблице
К середине 19 века в общественно-политической мысли Российской империи выделилось два направления – западники и славянофилы. Их представителями были выходцы из среды купечества, аристократии и разночинцев, в том числе известные философы и писатели.
Возникновение западничества и славянофильства
Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.
Рис. 1. Западники XIX век.
У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.
Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.
Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.
Рис. 2. Славянофилы XIX век.
Общее и различия
Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:
Путь, по которому должна двигаться Россия
Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств
Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”
Варианты преобразований и реформ
Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев
Славянофилы выступали за развитие только мирным путем
Государственный строй и отношение к конституции
Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США
Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия
Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского
Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину
Представления об экономике
Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”
Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог
Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов
Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию
Отношение к личности Петра I
Западники относились к нему как к великому реформатору
Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов
Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.
Рис. 3. Герцен и Огарев.
Что мы узнали?
Славянофилов и западников кратко проходят в школьном курсе истории 8 класса. Оба направления обшественно-политической мысли ставили целью сделать Российскую империю лучше, но пути достижения результата видели по-разному.
Западники и славянофилы: таблица, сравнение, критика
Различия между западниками и славянофилами начали формироваться в XIX веке среди российской интеллигенции. Произошло это, когда дворянское общество разделилось на две группы с во многом противоположными взглядами на развитие России, её дальнейший путь, роль в мире и многое другое. Спор западников и славянофилов начался в 30-50-х годах позапрошлого века, и у обеих точек зрения хватало авторитетных сторонников. Основным камнем преткновения между ними были разногласия о том, каким путём должна пойти Россия, своим собственным или же тем, которым шли страны Европы. Несколько особняком стояли почвенники, которые подчёркнуто сохраняли нейтралитет и признавали сильные стороны обеих сторон.
Сравнительная таблица западников и славянофилов
Славянофилы | Западники | |
---|---|---|
Годы формирования | 40-50-е годы XIX века. | 30-50-е годы XIX века. |
В каких слоях общества пользовались поддержкой | Мелкие и средние помещики, отдельные представители купечества и разночинцы. | Знатное дворянство, в основном крупные помещики, богатые купцы, разночинцы. |
Наиболее яркие представители | А. С. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Даль, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский, И. Аксаков, К. Аксаков. | П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, В. С. Соловьёв, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, Н. П. Огарев. |
Позиции славянофилов и западников во многом пересекались, и какой-либо компромисс по ряду вопросов найти они не могли. Отчасти примиряли их почвенники, или умеренные славянофилы, к которым обычно относят, в числе прочих, и вышеупомянутого Фёдора Достоевского.
Различия во взглядах западников и славянофилов
Критика западников и славянофилов
Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.
Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!
Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 20