что носил цой на шее
Конструктор: Виктор Цой
Подписаться:
Поделиться:
Ко дню рождения великого музыканта сайт «Собака.ru» вспоминает, как одеться в стиле артиста: основные правила образа. Сам Цой говорил о своём внешнем виде так: «Мне всё равно на это».
Американское название прически Цоя — «маллет»:
волосы подстрижены коротко спереди и по бокам,
а сзади они остаются длинными. Американцы говорят
о маллете так: It’s all business in the front, and all party
in the back (деловая спереди, вечеринка сзади).
«Маллетом» стриглись Дэвид Боуи и Пол Маккартни.
Цой и Кинчев переняли американскую рокерскую
стрижку. Но, как вспоминают друзья музыканта,
в обычных салонах по прейскурантам таких причесок
не делали. Цоя стригла его постоянная парикмахерша
в Петербурге.
— Твой любимый цвет — черный. Это символ жизни
для тебя?
— Нет, это просто мой любимый цвет. И всё.
Если говорить об одежде, то цвета-фавориты
музыканта идут в следующем порядке: черный, белый,
красный, желтый.
На фотографиях мы видим музыканта в кожаных
куртках и бомберах, на пару размеров больше.
Надевал их на майки-алкоголички или футболки
с надписями — знаменитой «Спасем мир»,
Брюсом Ли или логотипом канала MTV.
В восьмидесятые обыкновенные синие джинсы
достать было не так-то просто. Цой начал одеваться
так после знакомства с американской певицей
Джоанной Стингрэй. Джинсовые штаны и куртки
музыкант в последние годы надевал в быту, но не
на концерты. Выступал он чаще всего в черных
брюках, закатанных снизу, чтобы штанины
не волочились по полу (рукава он закатывал тоже).
Если верить друзьям Цоя, он сам шил себе
одежду, точнее перешивал то безумие, которое
предлагали магазины.
Обмотанный вокруг шеи вязаный шарф — еще одна
трейдмарка музыканта. Обычно мама Валентина
Васильевна вязала и шила для него разные вещи.
Единственное цветовое исключение из черной одежды
музыканта — белые кроссовки: в сочетании с узкими
брюками они стали трейдмаркой Цоя. Также он,
как и вся страна, носил советские кеды «Два мяча»,
производство которых сейчас восстанавливается.
Украшения знаменитостей: Виктор Цой
Ты видишь мою звезду,
Ты веришь, что я пойду.
Я слеп, я не вижу звезд,
Я пьян, но я помню свой пост.
Ты смотришь на Млечный Путь,
Я — ночь, а ты — утра суть.
Я — сон, я — миф, а ты — нет,
Я слеп, но я вижу свет.
Виктор Цой.
«Талантливый человек — талантлив во всем…»
Виктор был музыкантом и поэтом, художником и профессиональным резчиком по дереву, актером — в 1988 г. получил титул «Лучший актер года» по опросам кинокритиков журнала «Советский Экран» за роль Моро в «Игле», занимался восточными единоборствами, вырезал нэцке (традиционный вид японского искусства — небольшие фигурки из кости или другого материала) и делал их настолько мастерски, будто учился этому искусству долгие годы у восточных мастеров. Вырезанные фигурки он щедро раздаривал приходившим к ним с Марианной домой друзьям.
Все, что он делал, было абсолютно органично. Под стать своему характеру он и одевался — только в черное. Цой являлся олицетворением романтизма, он в нем жил, он был у него в крови.
На его пальцах правой руки почти всегда были надеты два кольца: на безымянном — с бирюзовой вставкой на среднем просто серебряное.
Со времен выхода альбома «Группа крови» шею неизменно украшал галстук-хомут.
«…Я просто занимался тем, что мне нравится, и к каким-то препятствиям, которые приходилось преодолевать, относился философски. Потому что точно знал, что ничем дурным я не занимаюсь. И я бы не согласился поменяться местами с… кого бы лучше вспомнить? В общем, с любым представителем популярной эстрады» — сказал в одном из интервью о себе Витя.
Юрий Белишкин совершенно правильно высказался в интервью «Музыкальной газете»: «Виктор — даже не музыка, а явление, личность. А это как раз то, чего сегодня не хватает нашим музыкантам, играющим на сцене, они не личности, они, в лучшем случае, просто хорошо играют. А вне сцены они никто. Артист мужского пола должен быть Мужчиной, должен быть умным, обаятельным… Витя был Поэт, и чем дольше я живу, тем отчетливее это вижу, тем больше он для меня ценен, …с каждым годом я все отчетливее вижу, что Цой как был среди них самым для меня интересным и главным человеком, так он им остается и по сей день».
Виктор Цой. Национальность, тайна гибели и другие факты о рок-легенде
15 августа 1990 года Виктор Цой разбился в автокатастрофе в Латвии, ему было 28 лет. Он успел записать больше 120 песен, со своей группой «Кино» выпустил 7 альбомов (не считая сборника «Последний герой»). Восьмой по счету «Черный альбом» вышел уже посмертно. Позже группу пытались возродить, в том числе в «золотом» составе, но без Цоя ничего не срослось.
Музыкант-самоучка стал идолом вне времени, слоган «Цой жив!» спустя почти 30 лет звучит все так же искренне. Некоторые видят в нем пророка, борца с системой. Но сам он не считал себя ни героем, ни борцом.
group_kino_official / Instagram
Отвечаем на 10 популярных вопросов о личности, судьбе и творчестве человека, который, по его же словам, «просто сидел, писал песни и пел о своих проблемах».
Кто Цой по национальности?
Спутник и Погром / VK
Цой – сын русской учительницы Валентины Васильевны и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича. Корейский дед Виктора был офицером контрразведки НКВД, русский прадед – унтер-офицером царской армии, которого лично награждал Николай II. В 30-е годы он был арестован как «неблагонадежный» и умер в застенке от туберкулеза.
Кто друг другу Виктор и Анита Цой?
Просто однофамильцы. Анита Ким стала Цой в 19 лет, когда вышла замуж за Сергея Цоя (бывший пресс-секретарь мэра Лужкова, ныне топ-менеджер госкорпораций «РусГидро» и «Роснефть»).
РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Кадр из клипа 1997 года
YouTube
Именно из-за этого посвящения вышла неразбериха: пресса представляла певицу то сестрой, то вдовой Цоя. Аните пришлось разбираться с настоящими родственниками Виктора и оправдываться перед фанатами. Она утверждает, что всегда была честна и не пыталась присвоить себе его славу.
Тайна гибели Цоя. Почему его хоронили в закрытом гробу?
В августе 1990 года Виктор отдыхал в Латвии с 5-летним сыном Сашей. Ранним утром 15-го он уехал один на рыбалку. Возвращаясь в своем «Москвиче» по трассе Слока–Талси, в 83 км к западу от Риги, он, по официальной версии, заснул за рулем.
Машина, мчавшаяся на скорости 150 км/ч, проехала около 250 м по обочине, врезалась в ограду моста через речку и в результате удара вылетела на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулась с пустым пассажирским «Икарусом». Его водитель не пострадал, а музыкант погиб на месте. Экспертиза не обнаружила в его крови алкоголя.
Место автокатастрофы на карте Google в 2011 году. Справа виден мемориал
Нынешнее благоустройство территории вокруг мемориала, которое ведется энтузиастами ( здесь можно узнать подробности и при желании пожертвовать деньги)
35km.lv
Полученные телесные повреждения (открытая тяжелая черепно-мозговая травма, тяжелый ушиб мозга с размозжением лобных долей, переломы костей лица и черепа) не позволили хоронить Цоя в открытом гробу. Во всяком случае, так решили родственники. Могила находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Похороны Цоя 19 августа 1990 года
VK
Между тем закрытый гроб и сами обстоятельства катастрофы, которая произошла в ясный полдень на почти пустой дороге, породили версии «заговора». Даже среди близких знакомых Цоя есть люди, полагающие, что авария не была случайной.
Впрочем, все эти теории – не более чем домыслы, не имеющие под собой веских фактов.
Последнее лето в Прибалтике
group_kino_official / Instagram
Почему говорят «Цой жив»?
Новость о гибели Цоя настолько шокировала, что часть фанатов просто отказалась верить. Закрытый гроб давал дикую надежду, что это мистификация.
В день трагедии 15 августа 1990 года на арбатской стене появились две надписи: «Сегодня погиб Виктор Цой», а позднее – «Цой жив».
group_kino_official / Instagram
Эта фраза стала слоганом «киноманов» и теперь входит в словарь как синоним бессмертности его творчества.
«Музыка волн, музыка ветра»: портрет Цоя, созданный художником Андреем Шатиловым
«»Цой жив» – это почти как «Ленин жив», только по-другому».
«Все песни Цоя о простых людях, о том, что у людей наболело, поэтому его творчество и любят до сих пор, поэтому «Цой жив»».
Виктор Цой и группа «Кино»: лучшие песни
Ремиксы на песни Виктора Цоя
В сети есть немало современных кавер-версий, набравших большое число просмотров. Некоторые даже сравнялись по популярности с роликами оригинальных песен.
Кавер песни «Кукушка» прославил юную певицу из Углича Дашу Волосевич, которой на момент исполнения было 12 лет. Позже девушка участвовала в 5 сезоне «Голоса».
Из современных версий (хотя это и не ремикс) народу также понравилась песня «Перемен!» на языке глухонемых – в таком представлении она звучит на финальных титрах фильма «Пыль» 2005 года. Зрители сочли, что это «завораживающее зрелище» и «лучшее эмоциональное исполнение после Цоя».
Почему Цой не служил в армии и как откосил?
Военкомат всерьез заинтересовался Виктором осенью 1983-го, когда ему был 21 год. Он уже жил c Марьяной, пока без регистрации брака. Опасаясь, что его неизбежно отправят в Афганистан, они решили, что Виктор должен лечь в психушку. Марьяна и сама временно устроилась туда бесплатным художником-оформителем.
Цой симулировал маниакально-депрессивный психоз и попал в «Пряжку» – психбольницу святого Николая Чудотворца, одну из старейших в Ленинграде и во всем СССР. Его продержали там полтора месяца.
group_kino_official / Instagram
Почему Цой ушел от Марьяны?
На момент знакомства на вечеринке Марьяне было 23, Виктору – 19. Она была очень деятельной и в поздних интервью не скрывала, что сразу разглядела в нем талант, на котором «можно заработать». Марьяна взяла на себя обязанности администратора группы. Они прожили вместе 5 лет, из них 2 года – в официальном браке.
groupkino / Instagram
group_kino_official / Instagram
С Натальей Разлоговой
Архивное фото, опубликованное на сайте woman.ru
group_kino_official / Instagram
Марьяна пережила Виктора всего на 15 лет: в 2005-м умерла от рака. Ее фактическим мужем был лидер группы «Объект насмешек» Александр «Рикошет» Аксенов. Причем некоторые рок-деятели, работавшие с Цоем (в частности, Андрей Тропилло и Алексей Вишня) утверждают, будто Александр Цой на самом деле сын Рикошета, а не Виктора.
Александр Цой в феврале 2019-го (33 года)
vk.com/alexandercoy
Виктор Цой и Рикошет
Интернет-архивы
Наталья Разлогова через год после гибели Виктора вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, они и сейчас вместе.
Евгений и Наталья в 2013 году
РИА Новости / Валерий Левитин
Почему первый альбом «Кино» называется «45»?
Общая длительность всех песен альбома изначально составляла около 45 минут – это число и взяли как название. Правда, перед самым выпуском 3-минутная песня «Я – асфальт» была удалена из списка, так что альбому следовало бы называться «42». Но группа ничего менять не стала.
Обложка с одной из картин Цоя
russrock.ru
Кстати, название «Кино» для самой группы выбрали потому, что оно краткое, емкое и «синтетическое», легко произносится и известно каждому.
Как Цой стал знаменитым?
Группа «Кино» со своим харизматичным лидером просуществовала всего лишь 8 лет, половину из них – подпольно. Но локальные запреты концертов и присмотр КГБ не помешали Цою уже тогда стать культовой фигурой.
Когда в 1987 году снимался фильм «Асса», где Цой в финальных эпизодах сыграл самого себя и исполнил еще новую на тот момент песню «Хочу перемен!», по одному его слову, переданному по сарафанному радио, собралась огромная массовка. Требовалось около тысячи зрителей, но пришло в 15 раз больше.
Мосфильм / YouTube
Всеобщее признание музыканты завоевали в 1988 году, после выхода шестого альбома «Группа крови», причем не только в СССР, но и за границей. Они отправились в триумфальное турне по советским городам, Цой снялся в другой культовой ленте «Игла» и был признан лучшим актером в СССР.
В 1989-м «Кино» стал продюсировать Юрий Айзеншпис, который обеспечил группе частую ротацию в теле- и радиоэфире. «Киномания» обрела неслыханный масштаб.
Интернет-архивы
Последний концерт Цоя в «Лужниках» в 1990 году собрал 70 тысяч зрителей – этот рекорд до сих пор не побит никем из отечественных музыкантов.
Как Цой относился к СССР и Западу?
Виктор Цой не дожил до развала Советского Союза, хотя его песни еще при жизни стали ассоциировать с «перестройкой», а его самого считать пророком, чему он был вовсе не рад. Приветствуя свободу и независимость, он не соглашался с теми, кто пытался подогнать его творчество под политический протест.
group_kino_official / Instagram
Цитаты Цоя из разных интервью в последние два года жизни:
«Все рокеры хотят настоящей демократизации этого общества».
«Я никогда не состоял в рядах комсомола. Я надеюсь, что в XXI веке эта организация существовать перестанет».
«Когда началась гласность, все как с цепи сорвались говорить правду. Это было очень популярно. А в наших песнях нет никаких сенсационных разоблачений, но люди по привычке пытаются и здесь найти что-то эдакое. И в результате «Перемены» стали восприниматься как газетная статья о перестройке».
У Цоя не было преклонения перед Западом. Он прекрасно понимал, что качество записи за границей лучше, чем на советских студиях, но в то же время не понимал, как можно заниматься творчеством ради денег и менять группы и жанры только потому, что где-то больше платят.
group_kino_official / Instagram
У него также не было иллюзий насчет популярности на Западе. Его раздражало отношение к русским как к «матрешкам, которые, оказывается, тоже что-то умеют». Цой не хотел, чтобы соотечественников воспринимали за рубежом как экзотический цирк, говорил о необходимости подлинного престижа страны.
Почему Цой – легенда?
Что висело на шее у цоя
Галстук Боло, Виктор Цой
Галстук Боло, Виктор Цой
Любители творчества Виктора Цоя задаются вопросом, что за вещь носил на шее лидер группы Кино? Талисман, шнурок, веревочный галстук — порой такие ответы приходят на ум.
На самом деле Виктор Цой носил галстуки Боло, которые являются популярными в южных штатах Америки и изначально являлись частью одежды ковбоев. Сейчас мода на галстуки Боло пришла и в России, хотя Виктор Цой уже в свое время любил носить данные аксессуары и являлся пожалуй, одним из самых первых обладателей галстуков Боло в нашей стране.
В наше время стильный акссесуар приходится по нраву многим людям, часто можно увидеть звезд кинематографа в галстуках Боло, а видов таких галстуков огромное количество.
Где купить галстук Боло как у Виктора Цоя? — это еще один вопрос, который встает перед теми, кто уже узнал, что такое галстук Боло и хочет обзавестись оригинальным аксессуаром.
Для того, чтобы решить этот вопрос, специалисты нашего магазина разработали галстук Боло как у Виктора Цоя.
Любители творчества Виктора Цоя задаются вопросом, что за вещь носил на шее лидер группы Кино? Талисман, шнурок, веревочный галстук — порой такие ответы приходят на ум.
На самом деле Виктор Цой носил галстуки Боло, которые являются популярными в южных штатах Америки и изначально являлись частью одежды ковбоев. Сейчас мода на галстуки Боло пришла и в России, хотя Виктор Цой уже в свое время любил носить данные аксессуары и являлся пожалуй, одним из самых первых обладателей галстуков Боло в нашей стране.
В наше время стильный акссесуар приходится по нраву многим людям, часто можно увидеть звезд кинематографа в галстуках Боло, а видов таких галстуков огромное количество.
Где купить галстук Боло как у Виктора Цоя? — это еще один вопрос, который встает перед теми, кто уже узнал, что такое галстук Боло и хочет обзавестись оригинальным аксессуаром.
Для того, чтобы решить этот вопрос, специалисты нашего магазина разработали галстук Боло как у Виктора Цоя.
Судьба колец и «фенечек» Виктора Цоя. Где они?
Меня часто просят рассказать о кольцах Виктора Цоя и прочих «феньках». Эту статью посвящаю им.
Что касается именно колец Виктора Цоя, то всего их, как известно, было четыре. Два из них Цой носил всегда — простые серебряные колечки, по типу обручальных, третье со вставкой из бирюзы с отколотым в центре кусочком, а четвертое — в виде кошачьей головы, которое Виктор купил в июле 1990 года в Париже.
Именно кольцо, купленное во Франции было повреждено в аварии 15 августа 1990 года. В момент удара оно было разорвано и смято…Его вместе с другими мелкими вещами из машины Виктора неизвестный сотрудник ГАИ (скорее всего Янис Петерсонс) передал Наташе. Про разорванное кольцо милиционер сказал, что нашлось оно чуть ли не в километре от места аварии.
фото из архива Н. Разлоговой
Как кольцо оказалось так далеко от места аварии, скажете Вы? Однако и это легко объяснимо. Как известно, машина Цоя была вдребезги разбита. Возможно, во время рыбалки Виктор вообще снял с руки кольца и положил на переднюю приборную панель. Мелкие незакрепленные предметы при столкновении разлетелись на довольно большое расстояние, в этом нет ничего странного. Еще один вариант — блестящее кольцо могла унести сорока. И вообще — сотрудники ГАИ могли сильно преувеличить, да и расстояние от места аварии до места нахождения кольца вряд ли кто-то замерял. Скорее всего — прикинули, что называется, на–глаз…
Кстати, многие были уверены, что Виктора похоронили вместе со всеми его украшениями и «феньками». Об этом же упоминает и жена Игоря Тихомирова.
Как проснулись, собирались, покупали цветы — не помню. Сели в машины, поехали в морг. Гроб решили не открывать на кладбище, поэтому прощались там же, по очереди. Все такие деликатные, что не могли разобраться, кто пойдет раньше. Наташа отправилась последней… «Надела на него все его любимые цацки, кольца…» Как ей это удалось.
фото из архива Н. Разлоговой
Однако Марина Тихомирова ошибается. Работники морга еще в Тукумсе сняли с Виктора все его «феньки», и передали Наталии Разлоговой. Все кольца, часы, браслеты-резиночки, цепочки и галстуки-«боло» сохранились и находятся в архиве Наталии и бережно хранятся. Кстати, цоевские часы «Swatch» и один из галстуков-боло после смерти Виктора Наташа носила сама…
фото из открытого источника
Сегодня многие фаны стремятся найти подобные вещицы, чтобы быть похожими на своего кумира. И если резиновые уплотнительные кольца круглого сечения легко купить в хозяйственных магазинах, то изготовить серебряные кольца похожие на те, какие были у Цоя уже сложнее. Но тем не менее выход всегда можно найти.
Коллекционер и музыкант Александр Масальский нашел мастера, который изготовил ему более-менее похожую вещицу…
То же самое касается и броши-стегозавра, которую легко увидеть на куртке Цоя на многих фото.
фото из архива Н. Разлоговой
Брошь — это одно из украшений матери Наталии Разлоговой, у которой Виктор часто брал бижутерию, чтобы приколоть к своему сценическому наряду.
фото из архива автора
Сегодня такие броши тоже часто копируются поклонниками у частных мастеров-ювелиров.
Всех жду в чате
ЧИТАТЬ ЕЩЕ.
Новые легенды о Викторе Цое
Что погубило Виктора Цоя?
Третья машина в деле случившегося с Цоем. Была ли она?
Виктор Цой, последний герой русского рока
15 августа 1990 года в аварии на трассе под Ригой погиб лидер «Кино» Виктор Цой. Рассказываем, каким был, как жил и как одевался человек, чьи песни стали символом мира и протеста одновременно.
Виктора Цоя нет с нами уже тридцать лет, а его так никто и не сумел заменить. Возможно, поэтому таким неистребимым оказалось набившее оскомину «Цой жив». Безымянный поклонник написал их летом 1990 года на стене в одном из арбатских переулков. Стена потом превратилась в «стену Цоя» — стихийный народный мемориал, который периодически пытаются уничтожить. А фраза осталась жить. Жить вместо того, о ком в ней говорилось.
Цой олицетворял и продолжает олицетворять для нас совершенного романтического героя. Того, кто борется с несправедливостью и защищает слабых, как его Моро в фильме «Игла»; того, кто мечтает о переменах и готов построить новый мир; того, кто достаточно силен, чтобы этот свой мир защитить, но на самом деле не хочет никому «ставить ногу на грудь». Лидер «Кино» всегда воплощал собой революцию — но как бы бескровную. Силу, но как бы мягкую. Идеальное сочетание для народа, который к концу 80-х устал от вечного совка, но не был готов к новому 1917-му.
На руку Цою сыграло и то, что он, как, собственно, большинство рок-героев перестройки, был плоть от плоти своего народа — парень из семьи инженера и учительницы, выпускник ПТУ по специальности «резчик по дереву». Его тексты при всей их глубине предельно просты и понятны всем — от студентов физтеха до дворовой шпаны. В них нет вычурности стихов Гребенщикова, в 80-е толкователям не нужно было биться над ними, как они будут биться спустя десятилетие над строками Лагутенко и Земфиры. Песни «Кино» были написаны на универсальном языке — на нем говорили как в подворотнях и дворах-колодцах, так и в кабинетах с видом на Невский и улицу Горького.
При этом до конца своим стать было не суждено: сказывались не вполне обычная для Москвы и Ленинграда внешность, доставшаяся от отца-корейца, манера одеваться (об этом позже) и отстраненность в общении. По воспоминаниям друзей и соратников, Цой не любил много разговаривать. Сам он признавался, что всегда рад возможности лишний раз промолчать, и в шутку называл себя «загадочным восточным мужчиной». Друг музыканта, первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин, утверждал, что стеснительным Виктора сделала в том числе нетерпимость окружающих. Расизм советских людей (которого, если верить официальной пропаганде, никогда не существовало) Цой не раз испытывал на себе. «Витю унижали из-за его национальности, — говорил Рыбин в интервью много лет спустя после гибели Цоя. — Каких только фраз у пивнушек мы в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали».
Пытаясь защититься, еще в ранней юности Виктор выбрал себе соответствующий пример для подражания — звезду гонконгских и американских боевиков Брюса Ли. По словам тех, кто его близко знал, драк Цой не любил и по возможности старался избегать, при этом и боевыми искусствами, и восточной культурой буквально болел. Как вспоминал позднее друг и соратник по рок-тусовке Борис Гребенщиков, на стене у Цоя висел постер Брюса Ли и нунчаки, с которыми лидер «Кино» превосходно умел обращаться. «Может быть, сказывалась восточная кровь или это было что-то другое, но впечатление на меня он тогда действительно произвел, — рассказывал БГ о походе в гости к Цою. — У Витьки было нужное выражение лица — ну прям Брюс Ли. И если я был бы разбойником, то, встретив его, скажем, на улице, хорошенько бы подумал — приставать к такому человеку или нет».
Считается, что свою знаменитую стрижку — чуть упрощенный вариант маллета с укороченными прядями на лбу и удлиненными сзади (такую носил, например Дэвид Боуи) Цой выбрал тоже в качестве оммажа своему кумиру. Причем так подстричься в родном для музыканта Ленинграде (да и в Москве, где он потом часто бывал) в 80-е было проблематично, а точнее — вовсе невозможно. Стандартный перечень услуг просто никакого маллета для советского человека не предусматривал. Известно (опять же из воспоминаний друзей), что в родном городе у музыканта был постоянный проверенный мастер — она точно знала, как подстричь клиента под Брюса Ли, Боуи и Маккартни.
Что касается манеры одеваться, тоже сыгравшей свою роль в создании образа главного романтического героя перестройки, то она у Цоя была и заурядной, и особенной одновременно. Хотя здесь стоит оговориться: разумеется, специально ни он сам, ни кто бы то ни было из его окружения никакой образ не продумывал, несмотря на то, что в последние пару лет существования «Кино» группа работала под покровительством Юрия Айзеншписа, одного из немногих в стране продюсеров-профессионалов. В 80-е в СССР слова «стилист» не знали даже редакторы немногочисленных модных журналов. Сам Цой говорил в интервью, что не пытается ничего из себя «придумывать», не изобретает себе публичного альтер эго — выходя на сцену, просто продолжает быть собой. Если бы это заявил кто-нибудь из звезд шоу-бизнеса 90-х или нулевых, его тут же обвинили бы в позерстве. Но для героев перестроечного рок-андеграунда «имидж» был частью не шоу-бизнеса, а по-детски наивной игры в рок-звезду, оттого и веришь в искренность Цоя гораздо легче.
Так или иначе, для выступлений Цой чаще всего выбирал черное. Собственно, то, что он любил черный цвет, знают даже те, кто никогда не относил себя к племени «киноманов». С черными бомберами и косухами Цой ассоциируется так же прочно, как, например, Стив Джобс (еще один романтический герой, только уже из диджитал-эпохи) с черной водолазкой. Рукава курток музыкант обычно закатывал — так, чтобы были видны запястья в многочисленных браслетах: украшения — браслеты, кулоны, тонкие цепочки, иногда моносерьги — Цой тоже очень любил, что роднило его с западными рок-звездами. Александр Титов, басист, игравший в «Кино» до 1985 года, рассказывает, что черный total look стал отличительным знаком участников группы только в конце десятилетия, после выхода альбома «Группа крови», который принес команде всесоюзную популярность. «Мы сначала были как новые романтики, — признается Титов. — [У нас были] какие-то дурацкие прически. Но после выхода этого альбома группа стала одеваться в черное, они стали другими — задранный подбородок, героизм, появилась брутальность. Видимо, материал этого требовал, и нужно было ему соответствовать». Примерно тогда же у Цоя появилась и его фирменная манера исполнения — он начал петь узнаваемым низким голосом. Есть мнение, что «имиджевые решения» были идеей барабанщика, аранжировщика и бэк-вокалиста группы Григория Гурьянова.
При этом в повседневной жизни Цой довольно часто носил вещи светлые и даже яркие. Например, любил кеды «Два мяча» и во многом способствовал росту их популярности среди советской молодежи. Одним из любимых аксессуаров лидера «Кино» был шерстяной белый шарф с бахромой. Считается, что его Виктору связала мать Валентина Васильевна — правда это или часть мифа Цоя, впрочем, до конца не ясно. В этом шарфе, надетом поверх черной куртки, Цой, например, позирует на фотографиях со свадьбы гитариста Юрия Каспаряна и американской певицы Джоанны Стингрей.
Последняя, как известно, была большой поклонницей русского рока и стала связующим звеном между перестроечной андеграундной культурой и Западом. Причем работало это в обе стороны. В Америке Стингрей распространяла записи «Кино», «Алисы» и «Аквариума», в СССР привозила в числе прочего модные заграничные вещи — во многом Джоанна повлияла на повседневный стиль Цоя и других участников группы. Например, Стингрей доставала для Цоя темные очки и те самые браслеты, а однажды даже привезла ему по его просьбе высокие белые сапоги на каблуках — так называемые go-go boots. Зачем они понадобились лидеру «Кино», история умалчивает — возможно, он готовил кому-то эффектный подарок.
Цветные футболки с крупными лозунгами и логотипами, в которых мы видим Цоя на многих фотографиях из повседневной жизни, ему, как и другим музыкантам, зачастую привозила из Штатов именно Стингрей. «Я разработала довольно интересную схему, — вспоминает певица. — Когда я давала интервью американским телеканалам как представительница Red Wave (так в США называли русский рок 80-х. — Прим. The Blueprint), спрашивала у журналистов, не хотят ли они подарить Цою, Каспаряну, Гребенщикову и другим музыкантам фирменные футболки? Они охотно соглашались, но просили в ответ привезти фотографии рокеров в этих вещах». Так в гардеробе Цоя появилась, например, яркая футболка с логотипом канала MTV, который на постсоветском пространстве начал вещать лишь десять с лишним лет спустя. С другой майкой — той, что украшена надписью Interview, — связана еще более захватывающая история: целую партию футболок с лого своего журнала группе «Кино» и другим резидентам Ленинградского рок-клуба лично выслал сам Энди Уорхол, с которым Джоанна была неплохо знакома. Изначально Стингрей планировала привезти в Ленинград только банки томатного супа Campbell’s (это они изображены на одной самых известных литографий Уорхола), а Уорхола попросила оставить на них автографы («Он выводил на них русские имена: «Во-ло-дя», «Сер-гей»). Но тот был так растроган жестом подруги, что вдобавок выслал в далекую заснеженную Россию еще и полтора десятка футболок. В них музыканты позируют для одного из самых известных своих групповых фото.
Несмотря на то что популярность многое ему дала — в конце 80-х он даже смог музыкой полностью обеспечивать себя и семью и купить главный в советское время предмет роскоши — автомобиль, славой Цой тяготился. Он утверждал, что ценит успех, но не любит чрезмерной публичности. В последние годы музыкант все чаще стал ездить отдыхать в окрестности Риги. И именно там 15 августа 1990 года его автомобиль столкнулся с автобусом. По официальной версии, Цой не справился с управлением, потому что заснул за рулем. Ему было всего 28 лет.
Публицисты любят время от времени рассуждать о том, что ждало бы Высоцкого, Миронова или Цоя, доживи они до наших дней: безвестность, эмиграция или место в Госдуме. Домыслы эти не имеют никакого смысла. Куда важнее то, что сторонники белорусской оппозиции накануне выборов включали в своих машинах на полную громкость одну и ту же песню: «Перемен — требуют наши сердца». Даже через много лет после своей гибели Виктор Цой остается идеальным романтиком. Героем, который не хочет войны, но готов сражаться за лучший мир.
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен