в чем разница между штрих кодом и qr
Что такое QR-код?
Что такое QR-код?
Термин QR-code (Quick Response) переводится как код быстрого ответа. Внешне это квадратный штрих-код, который использовался как способ хранения информации на машиночитаемой этикетке. «Зашить» в код можно абсолютно любые данные: от ссылки на сайт до целого фрагмента текста, содержащего до 4000 символов.
QR-коды довольно просто создать с помощью специальных приложений и онлайн сервисов. В результате у вас получится квадрат, состоящий из черных точек и пробелов.
Чем отличаются QR-коды от штрих-кодов?
Между штрих-кодами (баркодами) и QR-кодами есть множество отличний как по их применению так и по характеристикам. Вот три важных различия:
1) Форма и внешний вид
Штрих-коды чаще всего имеют прямоугольную форму и считываются сканирующими устройствами по горизонтали. QR-коды чаще создаются в виде квадрата, показывая данные вертикально или горизонтально.
2) Количество зашифрованной информации
QR-код может содержать гораздо больше данных и зашифрованных символов, чем штрих-код.
3) Тип данных
За штрих-кодами обычно спрятана ключевая информация о товаре: цена, производитель т.д. QR-коды предоставляют более пассивную, но в то же время объёмную информацию, такую как URL-адреса промокампаний и посадочных страниц сайта.
Для чего используются QR-коды?
Поскольку кьюар-коды могут хранить различные виды данных на довольно небольшой площади, наиболее часто их применяют для размещения:
Довольно часто QR-коды используются в емейл-рассылках для стимулирования скачивания мобильных приложений или получения детальной информации об акциях.
Рассылки с поддержкой QR-кода
Как создать QR-код?
Процесс создания кьюар-кода не займёт много времени. Использовать можно любой онлайн сервис, который позволяет закодировать текст, ссылку на сайт, визитную карточку:
В результате сервисы для генерации кодов предоставляют ссылку для размещения на сайте, готовый код для встраивания или картинку.
Добавляйте к спрятанным под кодом ссылкам utm-метки, чтобы вы могли лучше измерить эффективность вашей маркетинговой кампании.
Между штрихкодом и QR-кодом есть принципиальная разница?
Facebook принес воспоминание шестилетней давности. Да, я уже тогда была донором.
Если внимательно посмотреть на первое фото, можно узреть там мою донорскую анкету и на ней сверху «шлейф» со штрихкодами: это такая система учета, чтобы не попутать ни пробирки с образцами для анализа (при каждой донации на старте отбирают), ни сам пакет с кровушкой, кому-то необходимой: от кого получен, где этот человек находится, не возникло ли к нему вопросов. На все, что относится к одному конкретному донору, клеятся одинаковые наклейки из одного комплекта штрих-кодов.
Интересно, а почему доноры никогда не фыркали (ну, при мне никогда. Может, без меня кто? Но не знаю о таких случаях), что их, мол, «штрихкодами метят и за товар держат»?
И вообще заставляют при заполнении анкеты нарушать врачебную тайну, указывая свое самочувствие, какие препараты в последний месяц принимали, получали ли за последние полгода что-то в виде инъекций, у кого из врачей наблюдаются и так далее?
Или между штрихкодом и QR-кодом есть принципиальная разница, а не тот и другой предназначены для считывания информации (между прочим, разной. Любой. Какую закодируешь, такую и считают) специальным сканером (увы, не все такими располагают)?
На Wildberries небось тоже QR с информацией о получаемом заказе без оскорбления предъявляют. Ни разу не слышала «вот вам QR заказа, но это для меня оскорбительно». Хотя, может, надо тоже подольше постоять и послушать?
Разучились радоваться жизни? Устали от постоянной маркировки?
(Удобства, говорю! А не когда куары ввели, а устройствами для считывания не обеспечили!)
Основное различие: QR-код и штрих-код являются инструментами, используемыми для сбора данных о конкретных объектах. QR-код представляет собой двумерное кодирование, тогда как штрих-код по своей природе является одномерным кодированием.
Термин QR-код обозначает код быстрого ответа. Как следует из названия, QR-код используется для быстрого извлечения данных из конкретного предмета под рукой. QR-код впервые появился в 1994 году, когда его разработал Denso Wave, дочерняя компания японского производителя автомобилей Toyota. Первоначально он был изобретен для сканирования различных частей и запасных частей автомобилей, чтобы отслеживать их путем сбора и хранения данных, связанных с задачей.
QR-код представляет собой двумерный матричный штрих-код, состоящий из квадратных точек, расположенных в квадратной сетке, на белом фоне. По сути, работа QR-кода заключается в том, что квадратные точки, выровненные по квадратной сетке, считываются или сканируются устройством обработки изображений, таким как камера, до тех пор, пока изображение кода не будет полностью интерпретировано. Как только изображение полностью захвачено устройством обработки изображений, оно извлекает данные, встроенные в горизонтальные и вертикальные элементы изображения, и представляет их пользователю.
Традиционно используемый для японской автомобильной промышленности, QR-код используется для самых разных целей, таких как кодирование текста, музыки, изображений, программного обеспечения, контактов и т. Д. Этот QR-код покорил рынок смартфонов, так как почти каждый телефон включает в себя сканер QR-кода и генератор. Пользователь также может настроить и сгенерировать свой собственный QR-код, чтобы делиться и передавать текст, изображения, музыку и т. Д. Друзьям и семье. Использование QR-кода также довольно просто, быстро и удобно, поэтому неудивительно, что он превратился в ярость.
Штрих-код можно понимать как линейное представление данных, относящихся к конкретному элементу, которые считываются или сканируются оптическим устройством для представления информации о нем. Это представление представляет собой не что иное, как систематическое расположение различных вертикальных параллельных линий, которые отличаются друг от друга своей шириной или расстоянием между ними. Поскольку линейное расположение, присутствующее в штрих-коде, является только вертикальным, считается, что штрих-код является одномерным кодированием по своей природе.
Штрих-коды находились в коммерческом использовании с тех пор, как они начали появляться на упаковках жевательной резинки Wrigley, в июне 1974 года. После этого инцидента многие супермаркеты начали практиковать тенденцию иметь наклейки со штрих-кодом на различных продуктах, предназначенных для продажи потребителям. Это помогло им получить доступ к соответствующим данным, связанным с конкретным продуктом, таким как его цена, дата изготовления, срок годности, вес нетто и т. Д., Которые были чрезвычайно полезны во время выставления счетов и проверки покупателя. Эта система используется до настоящего времени и действует практически во всех супермаркетах по всему миру.
Помимо успешной реализации в индустрии супермаркетов, система штрих-кодов сделала набеги и в больницы, и в аптеки. В больницах пациенты связаны с браслетом со штрих-кодом на запястьях, так что информацию об их истории болезни, диагнозе, лечении и т. Д. Может легко получить доступ к врачу или медсестре на осмотре. В аптеках и аптеках штрих-коды предоставляют удобную возможность иметь базу данных для каждого лекарства, так что его количество и качество можно отслеживать эффективно и регулярно.
Поэтому QR-код и штрих-код оказали большую помощь человечеству, особенно в эпоху цифровых технологий.
Сравнение между QR-кодом и штрих-кодом:
QR код
Что такое цифровые коды DataMatrix и QR: их особенности и способы нанесения
К маркировке на товарах в виде штриховых кодов привыкли многие покупатели. Они встречаются на продуктах питания или на упаковке бытовой техники, на буклетах, уличных вывесках, квитанциях, пачках сигарет, медикаментах и бутылках с алкоголем. Не все знают о том, что существуют линейные и двумерные штрихкоды. Принятый для обозначения DataMatrix code отличается от QR-code. Кроме этого, существуют нюансы, связанные с расшифровкой и декодированием Data Matrix кодов и использованием кассовых аппаратов для сканирования маркированных товаров. Во всем этом постараемся подробно разобраться в нашей статье.
Чем отличается QR-код от DataMatrix
Перед тем, как разобраться, чем отличаются QR-код и DataMatrix, выясним, что собой представляет штрихкод и каким образом его наносят на поверхность.
Штрихкод — последовательное нанесение полос белого и чёрного цвета. В них зашифрована информация о товаре, продукте или услуге. Её считывают специально предназначенные для этого технические устройства. Нередко рядом со знаком эта же информация дублируется для потребителя в виде печатного текста.
Немного истории
Существуют линейные и двухмерные штрихкоды.
Изобрели эту полезную для людей систему кодирования в 1938 году три молодых американских учёных Сильвер, Вудланд и Джохансон. Прототип штрихкода Вудланд изобрёл на основании принципа функционирования азбуки Морзе. Ему удалось удлинить привычные всем точки и тире и дополнительно использовать способ оптического прочтения закодированных данных. Патент на своё изобретение учёные получили в 1952 году.
Сначала создали линейную кодировку. Принцип её работы состоит в том, что информация считывается в горизонтальном направлении с использованием специального сканера. К распространённой линейной кодировке относится EAN-символика.
Преимущество этого вида маркировки — простота. Для считывания необходимой информации не нужно дорогое оборудование. Созданный код в виде числовой последовательности вмещает в себя в этом случае не более 30 символов.
Двухмерная кодировка включает в себя четыре вида:
Рассмотрим подробнее два последних варианта с учётом их особенностей и отличий.
Особенности и преимущества печати Data Matrix code
Обратите внимание! То, что печать DataMatrix code — это то же самое, что печать QR-code — заблуждение. QR — это самостоятельный вид двухмерной кодировки.
DataMatrix код — двухмерная матрица, созданная сотрудниками компании International Data Matrix. В 2005 году изобретение выкупила Siemens. Чтобы им сегодня воспользоваться, не надо получать лицензию и платить за это деньги.
В горизонтальном и в вертикальном положении размещено четное количество модулей разной степени яркости на белом фоне. В каждом из этих блоков две или более пересекающиеся линии, изображающие буквы L. Если полученные данные повреждены, то до 30 % из них восстанавливается при помощи алгоритма коррекции Рида-Соломона, использующегося во многих системах. При помощи декодера Рида-Соломона обрабатывается отдельно каждый блок, после чего происходит исправление ошибок и восстановление исходных данных.
Преимущества Matrix Data code
К главному преимуществу относится минимальный размер DataMatrix. На площади 2 на 2 мм шифруется до 50 символов. Информация будет отличаться высокой степенью яркости и контрастности.
Этот вид кода наносится на поверхность для последующего считывания при помощи сканеров мобильного или стационарного типа, что обеспечивает высокую степень сохранности закодированных данных. Сканер способен прочитать информацию при наличии дефектов и потере изображения до 62 %.
Использование формата DataMatrix экономит в общей сложности от 30 до 60 % места для нанесения информации по сравнению с QR-кодом.
К преимуществам матричного штрихкода этого типа относится возможность размещения:
В общей сложности плотность размещения данных составляет до 500 млн символов на один дюйм.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Версии ДатаМатрикс символики
Используются две версии символики:
DataMatrix ЕСС 200 по ISO/IEC 16022 — единственная версия, которая поддерживает структуры данных GS1 системы вместе с применением функционального знака FNC 1.
Это означает, что кроме кодирования идентификационных ключей GS1, распознаются дополнительные данные (вес, дата выпуска, номер и серия партии, срок годности).
GS1 — это 2D-символика DataMatrix маркировки, включающая в себя белые и чёрные модули, которые затем упорядочиваются в матрицу прямоугольной или квадратной формы.
Она применяется в сфере производства фармацевтической продукции и медицинских изделий благодаря возможности:
Алгоритм распознавания DataMatrix c 2D-технологией дает возможность закодировать в целом до 3116 цифр и 2335 латинских букв, которые вмещают в себя 1556 байт информации.
Сканер штрих-кода Honeywell Voyager 1450g
Сканер штрих-кода Zebra DS2208
Сканер штрих-кода АТОЛ SB 2108
Способы и системы нанесения DataMatrix кода
Точки в DataMatrix не только квадратные, но и круглые. Круглые наносятся при помощи капле-струйной печати или игло-ударной маркировки. Стандарты позволяют превышать максимальный идеальный размер точек на 105 %, а их минимальный размер не может выходить за рамки 60 % от идеального.
Этот вид двухмерной маркировки наносится на продукты и товары (упаковки, таблички, этикетки и иные поверхности) типографским способом или путём изготовления на особых принтерах специальных наклеек.
Для этой цели применяется метод гравировки, струйная и лазерная печать. К востребованным относятся ударно-точечные маркировочные системы и лазерные маркировочные машины.
Ударно-точечные маркировочные системы
По сравнению с маркираторами лазерного типа, само ударно-точечное гравировочное оборудование отличается меньшими размерами. Такая производственная линия будет дешёвой и компактной.
Этот вариант нанесения информации используется в тех отраслях, в которых лазерная обработка недопустима. К примеру, это относится к аэрокосмическому оборудованию. Детали и узлы для этой отрасли нельзя маркировать при помощи лазера, т. к. тепловое излучение влияет на свойства материала, образуя в нем микротрещины. В результате нанесения кодовой информации при помощи иглоударного маркиратора в материале со всех сторон образуются углубления и своеобразные изгибы. Это позволит предохранить деталь от концентрации напряжения. Полученные штрихкоды менее стираемы по сравнению с теми, которые нанесены лазерно-маркировочным оборудованием.
Лазерная маркировальная машина
С её помощью ДатаМатрикс-коды создаются на любом материале, в т. ч. на металле и пластике. Если размещение зашифрованных данных надо сделать быстро и при этом нанести изображение минимального размера, то для этого оптимальными будут лазерные машины.
По сравнению с ударно-точечным, такое изображение будет более точным. Идентификационные данные будут считываться быстрее и лучше. При помощи лазерного аппарата на поверхность наносятся не круглые, как от ударно-точечного оборудования, а прямоугольные или квадратные фигуры. При этом код получается не только контрастным, но и лёгким для считывания и идеально четким.
Печать двухмерного QR-code
Это матричный код двухмерного типа в начале 90-х годов прошлого века изобрели инженеры японской компании Denso-Wave. В этой стране он был очень популярен по причине распознавания символов каны (японских иероглифов). В 1994 году изобретение презентовали широкой общественности. Теперь его используют по всему миру около ¾ абонентов мобильной связи. Это штрихкод без официального стандарта, которым свободно и бесплатно пользуются не только разные компании, но и обычные люди разных стран и континентов. Размеры QR-code могут составлять от 21 на 21 до 177 на 177 модулей (версии от 1 до 40. Для одной стороны шаг равен четырём модулям). Находящееся вокруг кода свободное пространство зависит от версии и включает в себя от двух до четырёх модулей.
Этот вариант широко применяется, в том числе в качестве двухмерного штрихкода на налоговой декларации соответствующего формата.
Использование этого изобретения связано с несколькими видами деятельности.
Общая емкость QR-code и коррекции ошибок
Если сравнивать с Data Matrix кодом, то может показаться, что QR по причине меньших возможностей хранит в себе в закодированном виде только URL или электронные адреса. На самом деле общий объём QR-code в цифровом выражении равен 7 089, а в цифрах и плюс в латинских буквах 4 296 символам. В целом кодируется около 2 Кб. Это расширяет спектр использования такого варианта размещения данных с учётом не только оптимальной скорости, но и удобства доставки до конечного пользователя.
Четырехуровневая система исправления ошибок происходит при помощи того же алгоритма Рида-Соломона. Это позволяет без особого труда считывать повреждённую, затёртую, перечеркнутую информацию.
Криптозащита лекарственных средств по системе маркировки «Честный знак». Интеграция с DataMatrix
C февраля 2017 года начал работать пилотный проект, связанный с маркировкой фармацевтической продукции. С начала 2020 года все лекарственные средства и препараты подлежат обязательной маркировке. Систему обозначения предварительно разработала ФНС РФ. Сегодня производители на добровольных началах размещают на упаковочных материалах DataMatrix код, в котором находится подробная информация о лекарственных средствах. С ноября 2018 года система маркировки лекарств попадает под действие всероссийской системы маркировки товаров «Честный Знак». К самому ДатаМатрикс коду должна добавиться криптозащита. Для того чтобы использовать криптозащищенный DataMatrix, всем производителям медицинской продукции надо будет приобрести соответствующее оборудование.
Продажа сигарет и иной табачной продукции с цифровым кодом Data Matrix
С 15 января 2018 года начался эксперимент, в соответствии с которым пачки и блоки сигарет маркируются при помощи двухмерной кодировки DataMatrix. Производитель сигарет запрашивает в информационной системе маркировки и оборота табачной продукции соответствующий код. В нём будет присутствовать информация о марке изделия, месте и дате его изготовления. На боковую часть блока и на торец пачки сигарет наносится уникальный 2D-идентификатор. Благодаря ему происходит защита бумажных DataMatrix от повторного копирования. Полученный код не скопируешь и не подделаешь. Информация, содержащаяся в коде, направляется госорганам в момент продажи.
Процесс реализации табачной продукции происходит следующим образом. На первом этапе дистрибьютор закупает сигареты. Для последующей продажи дистрибьютор получает от производителя УПД-накладную при помощи системы ЭДО (электронного документооборота). Учёту подлежит каждый находящийся на пачке код. Затем дистрибьютором проверяются все марки сигарет и их партии. После принятия УПД-накладной, нужные данные информация через ЭДО уходит в информационную систему маркировки и оборота табачной продукции. После проведения всех манипуляций партия сигарет передаётся дистрибьютором для продажи в торговую точку. Затем все данные при помощи системы электронного документооборота поступает в ИС МОТП. В результате на каждом из этапов продажи сигарет происходит контроль продукции. В момент продажи пачки или блока сигарет продавец-кассир при помощи специального оператора фискальных данных направляет информацию о проданном товаре в ИС МОТП.
Какую онлайн-кассу приобрести для распознавания маркировки в формате DataMatrix
Чтобы считывать предусмотренную законом обязательную маркировку, следует приобрести онлайн-кассу, к которой впоследствии можно подключить 2D-сканер. Кроме того, кассовый аппарат должен уметь распознавать маркировку товара и иметь возможность работы с оператором фискальных данных.
Современные производители ККТ предлагают широкий выбор таких касс, которые способны распознавать обязательную маркировку. Для правильного выбора следует проконсультироваться со специалистами, которые подберут нужный аппарат и сканер штрих-кодов.
ККТ, распознающую штрих-коды, производят Атол, Эвотор, Дримкас, Штрих-М. Прием или отпуск товара осуществляется после его сканирования при помощи системы электронного документооборота, интегрированной с программным обеспечением комплекса. Продажа продукции фиксируется в кассовом чеке. Кассир всего лишь считывает сканером находящийся на упаковке код. Преимуществом предлагаемых онлайн-касс является их большой выбор и доступная для представителей бизнеса стоимость. При желании предприниматель может заказать индивидуальный комплект необходимого для работы оборудования.
Резюме
Размещение двухмерных Data Мatrix или qr code на товарах, продуктах питания, билетах, квитанциях по оплате коммунальных услуг позволяет сэкономить место и время для информирования продавцов и потребителей обо всех свойствах продукции. Эти два вида кодировки наносятся при помощи специального оборудования и отличаются друг от друга количеством размещаемых символов. В результате покупатель получает криптозащиту от подделки, государство — инструмент контроля продаваемой продукции, а бизнесмен несет дополнительные расходы на приобретение соответствующего оборудования.
Что такое QR-коды и как их сканировать
Что такое QR-код и как он работает
QR-коды можно встретить повсюду – от сайтов до рекламных щитов. Они напоминают штрих-коды, только вместо вертикальных полос состоят из маленьких квадратиков. Они используются все чаще и становятся все более популярными, поэтому многие смартфоны теперь выпускаются со встроенным сканером QR-кода.
Что же такое эти QR-коды и как они работают? Мы расскажем о них в этой статье.
Что означает QR
QR – это сокращение от Quick Response, что означает «быстрый отклик».
Несмотря на свой размер QR-код способен вместить большое количество данных. Но не это главное. Сканируя QR-код, вы получаете доступ к этим данным мгновенно – отсюда и название.
Краткая история QR-кода
Первую систему QR-кодов придумали в 1994 году специалисты японской компании Denso Wave, дочернего предприятия Toyota. На производстве потребовался способ точно отслеживать выпускаемые автомобили и детали к ним. Для этого было решено разработать разновидность штрих-кода, с помощью которой можно было бы кодировать японские иероглифы, латинские буквы, цифры и некоторые другие символы.
Больше чем штрих-код
Обычный штрих-код читается только в одном направлении – слева направо. Поэтому он может хранить сравнительно небольшой объем информации – как правило, это буквы и цифры.
QR-код читается в двух направлениях (поэтому его также называют «двумерным штрих-кодом») – по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных.
Целью разработчиков было создать узнаваемый, сканируемый под любым углом формат, чтобы код было легко заметить и не нужно было тратить время, выбирая правильное положение сканера. Так они пришли к ныне всем известному квадратному коду, который используется по сей день.
Разработка первого QR-кода заняла больше года. Он мог вместить до 7000 цифр и иероглифов кандзи и считывался в десять раз быстрее, чем обычный штрих-код.
Технология QR-кодов становится открытой
QR-код быстро прижился в автомобильной промышленности. В то время это было особенно важно, так как многие японские потребители требовали от крупных корпораций большей прозрачности. Они хотели точно знать, откуда поступают товары – не только машины, но и продукты, лекарства и другая продукция. Так QR-код постепенно проник во все отрасли промышленности.
Его создатели из Denso Wave проявили щедрость, сделав технологию создания и чтения QR-кодов общедоступной и отказавшись от своих патентных прав. Это означает, что даже сейчас любой может создать и использовать свой собственный QR-код. Тем не менее поначалу идея приживалась с трудом. Создать сам QR-код было легко, но вот сканеры для него были доступны далеко не всем. До тех пор, пока…
2002: первые считыватели QR-кодов в мобильных устройствах
В 2002 году на японский рынок были выпущены первые мобильные телефоны со встроенным сканером QR-кодов. В результате число компаний, использующих QR-коды, возросло, и стали появляться первые QR-коды для потребителей.
Между тем, технология продолжала развиваться. В 2004 году был создан микро-QR-код, а в 2008 году – iQR-код, который может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму.
Примерно в это же время на рынок ворвался первый iPhone, сделав сканеры QR-кодов еще доступнее для потребителей во всем мире. Осознав потенциальные коммерческие и маркетинговые преимущества, фирмы и организации начали создавать свои QR-коды.
Золотой век QR-кодов
В 2012 году, спустя 18 лет после своего появления, QR-код получил премию Good Design Award, присуждаемую за выдающийся промышленный дизайн.
К этому моменту QR-кодами уже пользовался весь мир – их можно было увидеть везде, от билбордов до журналов и листовок, и даже в некоторых более неожиданных местах.
Denso Wave продолжает совершенствовать первоначальный дизайн QR-кода и в наши дни. В современные QR-коды встраиваются такие функции, как отслеживание и защита от подделки. Также для QR-кодов нашлось много новых применений, от платежей до позиционирования объектов в дополненной реальности.
Как считывается QR-код
В узоре QR-кода зашифрована последовательность данных в двоичном формате.
Считывающее устройство распознает стандартный QR-код по трем квадратным меткам, расположенным по его углам. Обнаружив их, сканер считывает все, что находится в определяемом ими квадрате,
а затем анализирует QR-код, представляя его в виде сетки. Каждой отдельной ячейке сетки присваивается значение в зависимости от цвета (черный или белый). Затем ячейки группируются в более крупные узоры.
Из чего состоит QR-код
Стандартный QR-код состоит из шести компонентов:
Отступ
Это белая рамка по внешнему краю QR-кода. Без этой рамки сканер не сможет определить, что нужно считывать – ему будут мешать окружающие элементы.
Поисковый узор
Обычно QR-код содержит три черных квадрата – в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах. Они «сообщают» сканеру, что перед ним QR-код, и показывают, где находятся его внешние границы и как он сориентирован.
Выравнивающий узор
Этот квадратик поменьше, расположенный ближе к правому нижнему углу, обеспечивает чтение QR-кода даже в перекошенном или повернутом виде.
Полосы синхронизации
Эта Г-образная линия, пролегающая между тремя квадратами поискового узора, помогает сканеру идентифицировать отдельные квадраты в коде, а также позволяет считывать даже поврежденный QR-код.
Версия
В этом небольшом поле данных около правого верхнего квадрата поискового узора указана версия считываемого QR-кода (см. «Четыре версии QR-кода»).
Ячейки данных
Остальная часть QR-кода содержит собственно информацию – например, ссылку, номер телефона или сообщение.
Четыре версии QR-кода
У QR-кодов множество назначений, но чаще всего используются четыре основных вида. Версия QR-кода определяет способ кодирования данных и называется «режимом ввода». Различают цифровое, буквенно-цифровое, двоичное кодирование и кандзи. О способе кодирования сообщает версия QR-кода.
Цифровое кодирование
Используется для десятичных чисел от 0 до 9. Это самый емкий способ хранения данных, позволяющий записать до 7089 символов.
Буквенно-цифровое кодирование
Двоичное кодирование
Используется для символов из кодировки ISO-8859-1 и позволяет хранить до 2953 символов.
Кандзи
Используется для хранения японских иероглифов в виде двухбайтовых символов кодировки Shift JIS. Это первоначальная кодировка, разработанная компанией Denso Wave. Однако с появлением других режимов она стала наименее эффективной, так как позволяет хранить лишь 1817 символов.
Существует также вторая кодировка кандзи – ECI, использующая набор символов UTF-8. Однако не все современные сканеры могут ее прочесть.
Также есть две дополнительные модификации основных видов кодировки:
Режим структурированного дополнения
Этот способ преобразует набор данных в несколько QR-кодов, позволяя считывать до 16 QR-кодов одновременно.
Режим FNC1
Этот способ позволяет QR-коду выполнять функции штрих-кода GS1.
Может ли QR-код использовать несколько кодировок?
Да, если в каждом QR-коде будет указана правильная версия кода.
Преимущества QR-кода
QR-код создавался как улучшенная альтернатива штрих-коду.
Больше данных, чем в штрих-коде
Штрих-код содержит лишь одну строку данных. Наиболее распространенный тип штрих-кода, используемый, например, для идентификации продуктов в торговле, позволяет сохранять набор цифр фиксированной длины. Хотя форматы штрих-кодов для кодирования длинных строк, содержащих также буквы и другие символы, существуют, они довольно громоздки.
QR-коды более компактны, позволяют сохранять больше данных и поддерживают более широкий набор символов. При этом их так же легко создавать и печатать.
Меньше ошибок
Бывало ли, что вы взяли товар, отнесли на кассу, а сканер штрих-кода показал что-то совершенно другое? Редко, но такое случается – обычно потому, что штрих-код не был защищен от дублирования. А повышенная емкость QR-кода позволяет встроить в него защиту от ошибок.
Легко считывать
В отличие от штрих-кода, для чтения и интерпретации которого нужны специальные технологии, сканировать и расшифровать QR-код можно с помощью смартфона или цифровой камеры. Это делает его гораздо более полезным, например, для маркетинговых кампаний, нацеленных на потребителей.
Легко печатать
Как и в случае штрих-кода, для QR-кода достаточно черно-белой печати (хотя его можно сделать и цветным).
Повышенная надежность
Информацию в QR-коде можно зашифровать, что послужит дополнительной защитой.
Разные виды QR-кодов
QR-коды могут выглядеть по-разному, но наиболее распространены пять видов, перечисленных ниже. Возможности у них примерно одинаковые, отличается только внешний вид.
QR-код
Это оригинальная версия QR-кода, созданная Denso Wave в 1990-х годах. Его легко узнать по трем поисковым узорам в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах.
Aztec
Код Aztec был разработан компанией Welch Allyn. Он похож на QR-код, но содержит только один поисковый узор, расположенный по центру.
MaxiCode
Этот вид QR-кода используется почтовой службой США. Как и у кода Aztec, поисковый узор у него находится посередине, но вместо квадратов он использует узор из шестиугольников («пчелиные соты»).
PDF417
Штрих-код со странным названием PDF417 был придуман Йинцзюном Вангом из Symbol Technologies в 1991 году – на три года раньше QR-кода. Этот код имеет прямоугольную форму и выглядит как нечто среднее между QR-кодом и штрих-кодом.
Semacode
Код Semacode, разработанный одноименной компанией – разработчиком ПО, представляет собой матрицу данных, похожую на обычный QR-код, но без характерных поисковых узоров.
Как сканировать QR-код с помощью iPhone, iPad или устройства на базе Android
Большинство смартфонов выпускаются со встроенным сканером QR-кода. У некоторых смартфонов последних моделей, таких как Google Pixel или iPhone, QR-сканер встроен в камеру.
Этой функцией обладают и некоторые планшеты, например iPad.
Для более старых моделей может потребоваться специальное приложение для считывания QR-кодов – таких предостаточно в Apple App Store и Google Play.
Прочитать QR-код с помощью мобильного устройства очень просто:
Какую информацию может содержать QR-код
Как и штрих-коды, QR-коды используются для хранения данных – например, ссылок на сайты, номеров телефонов или текстов длиной до 4000 символов.
QR-коды применяются и для других целей, а именно:
Где можно встретить QR-коды
Изначально QR-коды были придуманы для отслеживания деталей на автопроизводстве, и по сей день они широко применяются в промышленности.
Используют их и в других отраслях, где необходим строгий учет продукции и поставок – в строительстве, инженерном деле, торговле.
Почтовые службы по всему миру также все больше полагаются на QR-коды при отслеживании посылок, поскольку они могут хранить много данных, например адрес доставки.
QR-кодам нашлось применение и в учебных заведениях. Например, в библиотеке с их помощью студенты могут отыскать нужные книги.
Примеры использования QR-кодов в маркетинговых и рекламных кампаниях
В повседневной жизни QR-коды чаще всего можно увидеть на рекламных материалах.
Многие рекламодатели прибегают к ним – это более быстрый и простой способ направить людей на нужный сайт, чем URL-адрес, который нужно вводить вручную.
QR-код даже может ссылаться сразу на страницу продукта – например, на плакате с изображением модели в модном платье может быть QR-код, который ведет на страницу онлайн-магазина, где это платье можно приобрести.
QR-коды можно найти и на упаковках ваших любимых продуктов. Они помогут узнать, например, о питательной ценности продукта или о специальных предложениях.
QR-коды можно размещать практически в любых местах. Поэтому не удивляйтесь, если начнете встречать их повсюду, от визитных карточек до указателей и чеков.
Как создать QR-код
Хотя QR-код устроен не так уж просто, создать его можно без проблем.
В Apple App Store и Google Play есть десятки разных генераторов QR-кодов для мобильных устройств.
Вы также можете воспользоваться онлайн-генератором, например одним из этих:
С помощью генератора вы легко можете создать QR-код из имеющейся у вас информации (будь то адрес сайта, контактные данные, ссылка на мероприятие или текстовое сообщение), настроить дизайн, мгновенно скачать полученное изображение и поделиться им.
Готовый QR-код можно напечатать на разных носителях или изобразить более необычным способом.
QR-креатив
В 2017 году более 2500 студентов Международного университета Sias в китайском городе Чжэнчжоу образовали самый большой в мире QR-код из раскрытых зонтов. Длина одной его стороны составила 51 метр. Код был успешно отсканирован, и студенты получили специальное предложение от райдшеринговой компании «Диди-Экспресс».
Также в Китае, в деревне Силиньшуй, на территории площадью около 500 гектаров высадили более 130 000 можжевеловых кустов в форме QR-кода, который можно рассмотреть с высоты. Код содержит ссылку на официальный туристический сайт деревни.
Многие компании придумали свои оригинальные способы размещения QR-кодов. Вот некоторые необычные места, где можно встретить QR-коды:
Часто задаваемые вопросы о QR-кодах
Должен ли QR-код обязательно быть черно-белым?
Нет. Можно использовать любые цвета, при условии, что они создают заметный контраст между светлыми и темными зонами. QR-код даже может быть разноцветным.
Многие ли пользуются QR-кодами?
Известно, что QR-коды становятся все популярнее. По данным Scanova и Statista, в 2020 году число пользователей QR-кодов достигнет 11 миллионов – то есть значительно увеличится по сравнению с 9,76 миллиона в 2018 году.
Такому росту есть три главные причины: во-первых, распространение смартфонов возросло с 10% в 2014 году до 36% в 2018 году; во-вторых, обеспеченность высокоскоростным мобильным интернетом увеличилась с 48% в 2014 году до 61% в 2018 году. И в-третьих, многие современные смартфоны выпускаются со встроенным QR-сканером, что делает QR-коды доступнее.
Насколько безопасны QR-коды?
В QR-код можно поместить любую информацию, в том числе фишинговую.
Грамотный хакер также может встроить в QR-код ссылку на вредоносное ПО или заставить пользователя мобильного телефона рассылать платные SMS.
А в случае QR-кодов с URL-адресами есть риск, что сайт по указанному адресу окажется взломанным. Известен случай, когда QR-код одного немецкого производителя специй по ошибке отправлял пользователей на сайт для взрослых.
Как защититься от вредоносных QR-кодов
Никто не знает, где и когда может столкнуться с зараженным QR-кодом. Вот почему важно выбрать надежный QR-сканер.
Kaspersky QR Scanner мгновенно проверяет безопасность сканируемого кода, прежде чем передать вам считанную информацию.
Таким образом, вы всегда будете знать, скрывает ли QR-код:
При этом Kaspersky QR Scanner содержит все необходимые функции QR-сканера, включая сохранение контактов в вашем телефоне. Кроме того, он создает журнал всех отсканированных кодов, так что в случае компрометации через QR-код вы сможете отследить, когда и как она произошла.