в чем разница между представительством и филиалом

Энциклопедия решений. Обособленные подразделения. Филиалы и представительства

Обособленные подразделения. Филиалы и представительства

У юридического лица может возникнуть необходимость осуществления деятельности вне своего места нахождения, определенного учредительными документами. Это может быть связано с освоением новых рынков у торговых компаний, необходимостью выполнения работ по заключенным договорам у строительных компаний, охраной объектов по договорам на оказание охранных услуг, разработкой полезных ископаемых в новых месторождениях у добывающих организаций и т.п. Для данных нужд создаются обособленные подразделения. Они могут располагаться как в одном и том же с юридическим лицом населенном пункте (муниципальном образовании), так и за его пределами, и даже в другой стране.

Законодательно закреплены формы обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Закона об ООО).

Форма представительства уместна при выходе юридического лица на новые рынки, когда ведется только подготовительная работа. Если же организация планирует заниматься финансово-хозяйственной деятельностью вне места своего нахождения, то необходимо создание филиала.

Филиал, представительство не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Решение о создании филиала, представительства принимается в ООО советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием участников, в зависимости от того к чьей компетенции этот вопрос отнесен уставом ООО (п. 1 ст. 5, пп. 7 п. 2.1 ст. 32, пп. 13 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В АО решение принимает совет директоров (наблюдательный совет), если уставом это не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа общества (пп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО).

Филиал или представительство действуют на основании положений, утвержденных создавшим их обществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО).

Ответственность за деятельность филиала, представительства несет создавшее их общество. Иски третьих лиц, вытекающие из деятельности обособленных подразделений, должны предъявляться не к филиалу или представительству, а к создавшему их юридическому лицу (п. 4 ст. 5 Закона об ООО, п. 5 ст. 5 Закона об АО, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.05.1998 N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»).

Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (абз. третий п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. «н» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Создание филиалов и представительств является правом, а не обязанностью юридического лица. Общества могут создавать иные территориально обособленные подразделения, которые в отличие от филиалов и представительств не осуществляют все функции общества, а занимаются решением только одной задачи.

Пример

Сетевая организация питания открывает новую точку для обслуживания посетителей торгового центра. Наймом персонала, организацией поставки продуктов и т.д. по-прежнему будет заниматься само юридическое лицо. В таком случае новая точка питания может быть простым обособленным подразделением без статуса филиала или представительства.

Та же организация рассматривает вариант открытия точек питания в другом городе. Для анализа рынка и поиска поставщиков юридическое лицо может создать своё представительство. В случае успешной подготовительной деятельности вместо представительства в новом городе целесообразно создать филиал для ведения хозяйственной деятельностью в полном объёме.

Выбор формы обособленного подразделения (филиал, представительство или иное обособленное подразделение) зависит не только от его функций, но также от финансовой и налоговой политики самого юридического лица. Например, необходимо учитывать, что организации, имеющие филиалы, не могут применять упрощенную систему налогообложения (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Иностранные компании могут создавать на территории Российской Федерации свои филиалы и представительства. Для них обязательна процедура аккредитации (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения их филиалов, представительств на основании сведений ЕГРЮЛ и обособленного подразделения, в котором оборудованы стационарные рабочие места, на основании сообщения юридического лица (абз. двадцать четвертый п. 2 ст. 11, пп.пп. 3, 3.1 п. 2 ст. 23, п. 1 и п. 3 ст. 83, абз. второй п. 2 ст. 84 НК РФ).

Также юридические лица обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, после 1 января 2017 года полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий) (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Действуя как страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС РФ о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 6, пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», см. также письмо ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-14/05-02-980).

Источник

В чем разница между филиалом и представительством

Подберём оптимальный налоговый режим и ОКВЭД.

Подберём оптимальный налоговый режим и ОКВЭД.

Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (части 1, 2 ст. 55 ГК РФ). Аналогичное по содержанию определение понятия «филиал» закреплено в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Понятие «представительство» в данном Законе не раскрывается.

Таким образом, представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность. Его задача состоит в рекламировании и продвижении товаров (работ, услуг) иностранной компании, распространении о ней информации, в поиске потенциальных партнеров, заключении контрактов, разрешении конфликтных ситуаций и пр. Филиал выполняет более широкий перечень функций, так как он вправе осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания.

В НК РФ дополнительно раскрывается понятие «постоянное представительство иностранной организации», и его содержание существенно отличается от установленного ГК РФ. В соответствии со ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации для целей применения главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.

В перечисленных случаях возникновение представительства НК РФ соотносит с фактом осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности на регулярной основе. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Понятие «постоянное представительство» определяет не только организационно-правовую форму, но и деятельность иностранной компании, с которой связывается возникновение обязанности по уплате налога на прибыль. Данное определение постоянного представительства иностранной организации используется исключительно для целей налогообложения и налогового контроля (ст. 11 НК РФ).

Представительства и филиалы иностранных компаний не являются юридическими лицами. Следовательно, ответственность за их деятельность несет иностранная компания. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов назначаются иностранной организацией и действуют на основании ее доверенности (ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы иностранных компаний могут быть открыты на территории Российской Федерации только по разрешению аккредитующего органа (ст. 21 Федерального закона № 160-ФЗ). Выполнение процедур по аккредитации осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (ст. 24 Федерального закона № 160-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419).

Сроки аккредитации представительств и филиалов различны. Аккредитация представительства осуществляется на срок от года до трех лет, филиала – от года до пяти лет. При необходимости аккредитация может быть продлена.

Для аккредитации представительствами и филиалами представляется установленный пакет документов, требования к перечню и оформлению которых одинаковы. Перечень документов включает в себя:

— письменное заявление с просьбой о проведении аккредитации и внесении в государственный реестр представительств и филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;

— выписку из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его места нахождения;

— устав (учредительный договор) иностранного юридического лица. Если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличие устава (учредительного договора), то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации;

— решение иностранного юридического лица о создании представительства или филиала в Российской Федерации;

— оригинал и нотариально заверенная копия положения о представительстве или филиале иностранного юридического лица;

— рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо, с подтверждением его платежеспособности;

— нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя представительства или филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями;

— нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ФГУ ГРП при Минюсте России;

— карточка сведений о филиале иностранного юридического лица.

В ряде случаев для аккредитации представительства требуется предоставление рекомендательных писем российских деловых партнеров (не менее двух писем).

Иностранные документы принимаются регистрирующим органом только с подлинными отметками о консульской легализации, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально либо в консульском загранучреждении переводом на русский язык. Данные документы в зависимости от их вида действительны от 6 месяцев до одного года с даты выдачи.

По завершении процедуры аккредитации представительству или филиалу выдается разрешение на открытие, которое, как правило, оформляется в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления разрешения может быть сокращен до 5 рабочих дней.

Только Государственной регистрационной палатой при Минюсте России одновременно с аккредитацией представительство или филиал вносятся в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств (филиалов) иностранных компаний. Внесение в реестр обязательно для всех представительств независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы.

В необходимых случаях при открытии филиала или представительства производится аккредитация работников. При осуществлении филиалом лицензируемой предпринимательской деятельности он должен получить соответствующие лицензии.

Представительства и филиалы иностранных организаций подлежат постановке на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности (ст. 83 НК РФ, приказ Минфина России от 30.09.10 г. № 117н). Требования к процедуре постановки на налоговый учет представительств и филиалов одинаковы. Заявление о постановке на учет в налоговом органе с необходимыми документами, перечисленными в п. 4 приказа Минфина России от 30.09.10 г. № 117н, по установленной форме подается не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории Российской Федерации.

Датой постановки на учет в налоговом органе является дата создания соответствующего представительства и филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке на учет иностранной организации.

Представительства и филиалы иностранных компаний также подлежат постановке на учет во внебюджетных фондах. Для постановки на учет в каждый из фондов предоставляются документы по установленному перечню.

Источник

Структурные подразделения: способы жизни и налоговые последствия

Автор: Диана Асатурян, юрист ООО «Первая ростовская налоговая консультация».

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2018.

Перед многими организациями с ростом бизнеса встает задача расширения географии. Тогда возникают вопрос: как грамотно делегировать функционал компании в другой район, город или субъект? Что открыть: филиал, представительство или обособленное подразделение? Какие могут возникнуть налоговые препятствия и последствия?

Разница и сходство филиалов и представительств

Структурное подразделение организации может существовать как филиал, представительство (согласно ГК РФ) или обособленное подразделение юридического лица (согласно НК РФ).

Исходя из определений этих терминов, можно сделать вывод, что филиал существенно превосходит представительства по объему полномочий, и знак тождественности между ними ставить нельзя. Филиал, кроме представительских функции, может осуществлять все те действия, что и головная организация. Поэтому, делая выбор в пользу того или иного подразделения, необходимо понимать, какой функционал планируется делегировать подразделению.

Тем не менее, общих признаков у этих двух видов подразделений гораздо больше. Приведем их ниже.

Филиал/представительство не являются юридическими лицами, а выступают исключительно от имени юрлица, их создавшего.

Филиал/представительство действует на основании утвержденного создавшим его юридическим лицом положения о филиале (представительстве). Положение принимается одновременно с решением о создании филиала или представительства. Форма положения о филиале/представительстве законодательно не утверждена.

Наличие имущества у филиала (представительства). Ст. 55 ГК РФ указывает на то, что головная организация наделяет обособленное подразделение имуществом, но не указывает на обязанность выделять подразделение на отдельный баланс и открывать другой расчетный счет.

Термин «отдельный баланс» в законодательстве не содержится, но Минфин своими письмами еще в 2005 г. разъяснил, что отдельный баланс подразделения – это совокупность показателей, установленных организацией, для своих подразделений и отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют исключительно на основании его доверенности.

Отражение филиала/представительства в едином государственном реестре юридических лиц.

На данный момент создание филиала или представительства должно быть обязательно отражено в ЕГРЮЛ, а вот в уставе организации сведений о филиалах и представительствах является необязательным.

Для создания филиала или представительства необходимо принять соответствующее решение, разработать положение и осуществить регистрационные действия в налоговом органе.

Постановка на учет филиала/представительства в налоговых органах произойдет автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Каждое подразделение будет поставлено на учет месту своего нахождения.

Что такое обособленное подразделение

В НК РФ отсутствует определение филиала или представительства, однако ст. 11 НК РФ содержит понятие обособленного подразделения.

Согласно этой статье обособленное подразделение – любое территориально отделенное от нее подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами.

Не стоит путать понятие «обособленное подразделение» с филиалами и представительствами, так как каждый из видов обособленных подразделений имеет свой статус, функции и налоговые последствия. Порядок создания также отличается. Обособленное подразделение, отвечающее признакам, указанным в ст. 11 НК РФ, считается созданным при организации новых рабочих мест на постоянной основе по адресу, отличному от места нахождения организации. А для создания филиала или представительства требуется решение общего собрания участников общества, а также осуществление регистрационных процедур.

Создание обособленного подразделения, в отличие от создания филиала и представительства, не является регистрационной процедурой. Процедура создания обособленного подразделения, которое не является филиалом/представительством, значительно проще. Достаточно будет издать соответствующий приказ о создании обособленного подразделения и уведомить налоговый орган заявлением по форме № С-09-3-1. Руководство таким подразделением может осуществлять руководитель головной организации. Обособленное подразделение считается таковым независимо от отражения его в учредительных документах и от полномочий, которыми оно наделяется.

Для признания обособленного подразделения таковым согласно ст. 11 НК РФ, обязательными условиям являются:

создание в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.

Разберемся, что это такое.

Условие территориальной обособленности выполняется, если обособленное подразделение находится географически отдельно от головной организации на территории, которая подконтрольна другому налоговому органу, в котором головная организация не состоит на учете.

Второе условие признания обособленного подразделения таковым – это наличие стационарных и оборудованных рабочих мест. Определение рабочего места содержится в ст. 209 ТК РФ, где указано, что рабочее место – это место, где работник обязан находиться или куда он должен прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя. Оборудованным рабочее место считается, если созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия. А стационарным, если рабочее место создано на срок более месяца. Таким образом, именно создание оборудованного стационарного рабочего места территориально отделенного от главного офиса считается созданием обособленного подразделения.

Обособленное подразделение не является юрлицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного или иных счетов в банке.

Налогообложение для обособленных подразделений

Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства. Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения. Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.

Обратите внимание: компания, которая имеет филиал, не вправе применять УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК).

Но если компания имеет обособленное подразделение, которое не является филиалом и имеет те признаки обособленного подразделения, которые перечислены выше, то такая организация вправе применять УСН.

Минфин в своих письмах не раз указывал, что наличие у организации обособленного подразделения (не филиала) не препятствует применению упрощенного спецрежима (Письмо Минфина РФ от 14 октября 2015 г., № 03-11-06/2/58685; Письмо Минфина РФ от 20 июня 2013 г. № 03-1106/2/23305; Письмо Минфина РФ от 12 мая 2014 г. № 03-11-06/2/22075).

Некоторые налогоплательщики используют пп.1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с целью изменить налоговый режим в середине года – создают филиал формально, то есть только на бумаге. В своем свежем обзоре практики рассмотрения дел от 4 июля 2018 г. Верховный суд в п.3 указал, что создание филиала без намерения вести деятельность через него не может являться основанием для перехода организации с упрощенной системы налогообложения на общую.

Суть рассматриваемого дела была в том, что организация по каким-то причинам в середине года хотела перейти на общую систему налогообложения. А согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики на УСН не вправе перейти на другой режим налогообложения до окончания налогового периода. То есть поменять систему налогообложения «упрощенщики» могут лишь с нового года. Тогда организация решила создать филиал для автоматического перевода на общую систему налогообложения. Филиал был создан, но исключительно «на бумаге». Были подготовлены соответствующие локальные нормативные документы, внесены изменения в ЕГРЮЛ, но реальную деятельность организация через филиал не осуществляла, руководитель был назначен лишь номинально, сотрудников не было, да и собственного офиса филиал не имел. А организация, в свою очередь, уже заявила вычет на возмещение НДС.

Но суд признал, что действия налогоплательщика были направлены на обход налогового законодательства и получение необоснованной налоговой выгоды. Вывод: создание филиала без осуществления реальной деятельности не переводит организацию, применяющую упрощенную систему налогообложения, на общую.

Помните, что целью создания обособленных подразделений должно являться расширение бизнеса, открытие новых торговых точек, увеличение объемов и привлечение новых потребителей. Содержание любого обособленного подразделения требует финансовых и трудовых ресурсов. Независимо от выбранной формы обособленного подразделения необходимо сдавать отчетность в ту или иную инспекцию в зависимости от обособленного подразделения и самой отчетности. Таким образом, если вы решили открыть для компании обособленное подразделение, для начала необходимо будет разобраться, какие существуют способы жизни обособленных подразделений, каков процесс их создания, требует ли создание подразделения регистрации в ЕГРЮЛ, какие есть особенности у каждого из видов подразделений и, самое главное, какие это повлечет налоговые последствия.

Источник

Филиалы и представительства – их создание и ликвидация

Филиалы и представительства — это обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения самого юридического лица. Они не являются самостоятельными юридическими лицами и предназначены для расширения сферы действия создавших их организаций.

Исходя из определения, приведенного в п. 4 ст. 83 Налогового Кодекса РФ, можно выделить следующие признаки обособленного подразделения:

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, поэтому с учетом норм ст. 11 НК РФ здесь в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского права. В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

Таким образом, факт создания обособленного подразделения можно констатировать при создании стационарных рабочих мест по адресу, не совпадающему с адресом государственной регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации. Отличие представительства от филиала заключается в выполняемых функциях. Представительства исключительно представляют интересы общества и осуществляют их защиту, филиал же выполняет все или часть функций головного общества, в том числе функции представительства. Как посредством представительства, так и посредством филиала юридическое лицо может заключать договоры.

Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность, реализуя те полномочия, которыми наделены по решению головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) во всех случаях несет учредившая их организация. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо, равно как и взыскание производится судом с нее или в пользу нее. Также здесь не стоит забывать об обязанности филиала нести налоговую нагрузку по своему месту нахождения и обязательно встать на налоговый учет. Несоблюдение этих требований, безусловно, приведет к штрафным санкциям со стороны фискальных органов. По долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом. Наличие у организации представительств или филиалов влияет на содержание ее учредительных документов.

Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в уставе общества. В связи с этим первым этапом в открытии представительства или создании филиала должно быть внесение изменений в учредительные документы самого юридического лица. Как правило, в уставе общества указывается наименование филиала или представительства и его место нахождения. Отсутствие в учредительных доку- ментах такой информации является основанием наступления административной ответственности для должностных лиц юридического лица (прежде всего тех, в чьи полномочия входит совершение уведомления) за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации, так как не являются самостоятельными юридическими лицами. Но обязательна их постановка на налоговый учет. В соответствии с Налоговым кодексом РФ юридическое лицо обязано встать на налоговый учет по месту нахождения филиала или представительства в течение 30 дней с момента создания.

В настоящее время предусмотрен следующий перечень документов, необходимый для постановки на налоговый учет филиала (представительства) российского юридического лица:

Руководители филиалов и представительств осуществляют свою деятельность от имени юридического лица на основании доверенности. Сами же обособленные подразделения действуют на основе учреждаемых юридическим лицом положений. Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно. Как показывает практика, в таком положении целесообразно предусмотреть как минимум следующие разделы:

Немаловажное значение для филиала и представительства имеет собственная кадровая и трудовая политика, которая заключается в формировании правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и заработной плате, а также трудовых договоров, разработанных с учетом местных условий филиала или представительства. Что касается имущества филиала (представительства), то оно формируется из средств, закрепленных за ним организацией, а также (это касается филиалов) приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате производственно- хозяйственной деятельности, в соответствии с положением и доверенностью, предоставленными учредившим его юридическим лицом. Несмотря на то что имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, оно находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит ему на ином правовом основании.

В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. Фактически ни для одного юридического лица не имеет никакого практического значения, на балансе ли самого лица находится такое имущество, либо оно формально передается на баланс филиала или представительства. Все равно это имущество является собственностью юридического лица, создавшего филиал или представительство. Имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям. Отдельно стоит отметить особенности филиала (представительства) иностранного юридического лица, который создается в целях ведения на территории России деятельности, осуществляемой за ее пределами головной организацией, и ликвидируется на основании решения иностранного лица — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Необходимо помнить, что иностранному юридическому лицу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Критерии такого отказа четко определены действующим российским законодательством. Как правило, все они очевидны и основаны на общечеловеческих ценностях и морали. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его данной аккредитации. В соответствии с НК РФ филиалы и представительства российских организаций перестали быть самостоятельными налогоплательщиками, а филиалы иностранных фирм и некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их организаций. Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений ст. 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным под- разделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 80 Налогового Кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. При открытии филиалов и представительств за границей российскими юридическими лицами и создании филиалов иностранных юридических лиц в России встает вопрос о двойном налогообложении.

В соответствии с законодательством многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций вне зависимости от того, где они были заработаны, по месту регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на их территории. Единственным способом избежания двойного налогообложения является заключение двухстороннего договора между странами — участниками экономического пространства, в соответствии с которым прибыль, получаемая филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность. Другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве — участнике соглашения об избежании двойного налогообложения. Зачастую заключение подобных договоров не зависит от реальных экономических условий, а обусловлено политическими аспектами, которые наносят вред хозяйствующим субъектам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *