в чем разница между понятиями дисциплина и дисциплинированность
Соотношение воинской дисциплины и дисциплинированности
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/2005, стр. 42-47
Соотношение воинской дисциплины и дисциплинированности
кандидат философских наук
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО определить пути укрепления воинской дисциплины, необходимо выяснить того, как она проявляется в реальной действительности, а для этого требуется раскрыть диалектику отношения воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих, выявить их подлинную взаимосвязь и взаимообусловленность.
Решение данной задачи представляет собой сложную проблему, вызывающую острые дискуссии, что обусловлено, на наш взгляд, недостаточной теоретической разработкой понятия «дисциплинированность», различным пониманием его сущности. Поэтому в нашей военной литературе можно встретить такие расплывчатые определения дисциплинированности, как «система отношений военнослужащего к окружающему миру», «внутренняя организованность в любом деле», «умение при любых ситуациях правильно вести себя», «способность управлять своим поведением» и др.
Ключом к пониманию этих особенностей является правильное определение сущности и структуры дисциплинированности. Здесь, как показывает анализ нашей военной литературы, существуют два подхода. Для первого характерно рассматривать дисциплинированность лишь как явление индивидуального сознания. Отсюда воспитание дисциплинированности трактуется как накопление знаний, развитие взглядов, убеждений, укрепление положительного отношения к выполнению служебных обязанностей, переход требований дисциплины в ценностные ориентации и внутренние регуляторы поведения.
Понимание дисциплинированности только как духовного качества личности воина представляет собой своеобразную субъективацию понятия «дисциплинированность». Это ведет к тому, что содержание дисциплинированности не раскрывается со стороны ее объективного статуса, т. е. как действий, поступков военнослужащего, выходящих за рамки субъективных знаний и намерений.
При другом подходе дисциплинированность отождествляется со строгим и неукоснительным выполнением общественных принципов и норм поведения, с привычкой к порядку и соблюдению законов. Такое представление также неправильно, потому что сводит дисциплинированность только к определенной форме поведения воина.
В действительности характеристика дисциплинированности включает в себя как особое свойство сознания, так и определенную форму поведения. Это означает, что структурно дисциплинированность состоит из двух частей, одну из которых составляет духовная сторона.
Безусловно, духовная сторона дисциплинированности неразрывно связана с другими элементами индивидуального сознания, тесно взаимодействует с ними, но она имеет свою специфику, что и дает возможность абстрагироваться от других элементов индивидуального сознания для выявления ее сущности и структуры.
Дисциплинированность воина как особая часть его индивидуального сознания имеет объективное содержание, так как отражает реально существующую в Вооруженных Силах дисциплину. В этом плане дисциплинированность может быть охарактеризована прежде всего как форма человеческого знания, заключающего в себе определенный объем информации о дисциплине, понимание ее необходимости и полезности, справедливости, роли и значения в повышении мощи и боеготовности войск. Дисциплинированность воина включает в себя знание норм, правил поведения, установленных государством для личного состава Вооруженных Сил, а также осознание ответственности за их невыполнение или нарушение.
Важными составляющими духовной стороны дисциплинированности воина являются соответствующие чувства, призванные выражать непосредственное переживание воином своего отношения к воинской дисциплине и необходимости соблюдения ее требований; мотивы, выработка которых означает внутреннюю субъективную детерминацию определенных ориентации и установок воина на тот или иной тип поведения, а также воля, представляющая собой синтез разума и чувств, механизм перевода духовных потенций воина в практическое поведение.
Главным в духовной стороне дисциплинированности, составляющим основу ее как особого свойства индивидуального сознания воина, являются не знания о дисциплине сами по себе, а выработанное на основе этих знаний отношение к воинской дисциплине. Поэтому воспитание дисциплинированности представляет собой, по существу, формирование отношения к воинской дисциплине, воплощающегося в определенном поведении.
Таким образом, убежденность как системное качество духовной стороны дисциплинированности выражает жизненную позицию военнослужащего по отношению к воинской дисциплине и является главной детерминантом соблюдения им норм, правил поведения, установленных для личного состава Вооруженных Сил. Убежденность означает, что знания о сущности и роли воинской дисциплины, понимание необходимости ее соблюдения глубоко осознаны воином, стали устойчивыми мотивами поведения.
Как специфическая часть индивидуального сознания воина дисциплинированность выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Первая состоит в формировании идеального образа воинской дисциплины и соответствующего ее требованиям поведения. Вторая заключается в функционировании этого образа в практическом поведении воина, для чего осуществляется преобразование его в программу будущего поведения. Если результатом познавательной функции являются отображения, т. е. знания-описания, то результатом регулятивной функции выступают знания-предписания. Они представляют собой мысленно зафиксированный перечень и порядок действий, который необходимо совершить для достижения поставленной цели. Иначе говоря, конечным итогом деятельности духовной стороны дисциплинированности воина является мысленное моделирование будущего поведения с точки зрения соответствия его требованиям воинской дисциплины, т. е. установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров норм, правил поведения для личного состава Вооруженных Сил.
Навык есть автоматически выполняемое действие. По отношению к дисциплинированности это означает такой уровень выполнения требований воинской дисциплины, при котором достигается известная степень совершенства. Причем процесс выполнения осуществляется без непосредственного соотнесения с нормами, правилами поведения военнослужащих, протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случае затруднений.
Следовательно, дисциплинированность выражает диалектическое единство особого свойства сознания воина и определенной формы его поведения. Поэтому ошибочно сводить ее к одной из этих сторон.
Определение содержания понятия «дисциплинированность» дает возможность выяснить, как оно соотносится с понятием «воинская дисциплина». Это необходимо потому, что в нашей военной литературе и на практике эти понятия часто употребляются как синонимы, признаки и свойства одного понятия переносятся на другое. Так, Я. Подоляк пишет: «Коллектив всемерно укрепляет свою дисциплину или, как принято говорить, коллективную дисциплинированность».
С философской точки зрения воинская дисциплина и дисциплинированность военнослужащего соотносятся друг с другом как общее и особенное. Диалектика взаимосвязи этих категорий известна: общее существует лишь в отдельном, через отдельное; всякое общее есть частица, сторона или сущность отдельного; всякое отдельное неполно входит в общее. Следовательно, подобно тому, как армия не существует вне составляющих ее военнослужащих, так и воинская дисциплина не существует вне дисциплинированности воинов.
Но, хотя воинская дисциплина существует и проявляется только через дисциплинированность воинов, она не сводится к сумме «индивидуальных дисциплинированностей». Это обусловлено тем, что различие между воинской дисциплиной и дисциплинированностью имеет как количественный, так и качественный характер.
Воинская дисциплина, прежде всего, есть результат осознания государством (народом) объективной необходимости в организации, регулировании отношений, поведения военнослужащих, в формировании и поддержании порядка в Вооруженных Силах, единства коллективных действий. Дисциплинированность же представляет собой результат осознания природы воинской дисциплины и необходимости соблюдения ее требований отдельным воином, причем осознания, обусловленного конкретными условиями его жизни и военной службы, особенностями личности. Кроме того, воинская дисциплина является регулятором отношений, поведения всех военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, а дисциплинированность выступает как регулятор индивидуального поведения. Воинская дисциплина формируется на протяжении всего периода развития Вооруженных Сил, а дисциплинированность каждого воина возникает на основе уже существующей в Вооруженных Силах дисциплины и развивается на протяжении службы конкретного воина.
Еще одно отличие между воинской дисциплиной и дисциплинированностью состоит в том, что дисциплинированность может у воина отсутствовать (в таком случае мы говорим о недисциплинированном военнослужащем). Что касается воинской дисциплины, она всегда наличествует, у нее может быть только тот или иной уровень, ибо Вооруженные Силы не могут существовать без дисциплины.
Воинская дисциплина входит в содержание дисциплинированности не во всем своем объеме, а частично, как та ее сторона, которая выражается в соблюдении воином установленных в Вооруженных Силах норм, правил поведения. Только соблюдая эти нормы, правила поведения, установленные законами, воинскими уставами и приказами командиров для личного состава Вооруженных Сил, воин вступает в отношения дисциплины с другими воинами. Остальная часть воинской дисциплины как определенный порядок существует для воина в качестве внешнего условия его жизни и службы.
В то же время дисциплинированность не сводится к воинской дисциплине, ибо она кроме особой формы поведения, выражающейся в соблюдении установленных для личного состава Вооруженных Сил норм, правил поведения, включает в себя и ту часть индивидуального сознания, которая отражает знания воина о воинской дисциплине и его отношение к ней.
Кроме того, сознание каждого военнослужащего не является простым и пассивным отражением объективных условий и процессов, оно органически связано с внутренне-активным, субъективно-избирательным отношением личности к внешнему миру.
С одной стороны, каждый воин в процессе обучения и воспитания получает знания о воинской дисциплине, теоретически овладевает нормами и правилами поведения, установленными в Вооруженных Силах, приобретает способность оценивать свое поведение в соответствии с требованиями законов, воинских уставов и приказов командиров, осознает их как требования государства, является важнейшим фактором формирования дисциплинированности военнослужащих.
С другой стороны, воин усваивает и перерабатывает информацию о воинской дисциплине, получаемую в результате личного опыта, при общении с другими людьми. Эти знания, приобретаемые стихийно, не всегда даже осмысливаются, но также играют важную роль в формировании дисциплинированности.
При этом знания и представления о воинской дисциплине, получаемые воином из разных источников, могут не совпадать и даже противоречить друг другу (семья, школа, воинский коллектив, микрогруппа, в которую входит военнослужащий).
Следует учитывать, что дисциплинированность как сформировавшееся качество воина выступает как способ его поведения, т. е. выражает закономерность поведения в той или иной ситуации. Это означает, что вывод о дисциплинированности воина можно сделать только после обобщения наблюдений за его поведением в различных ситуациях и в течение достаточно продолжительного периода времени.
Дисциплинированность военнослужащих выступает не только как форма проявления и существования воинской дисциплины, но и как средство ее развития. Это обусловлено тем, что воинская дисциплина функционирует как результат постоянного взаимодействия дисциплинированности всех военнослужащих. Иначе говоря, уровень и степень сознательного характера дисциплины в Вооруженных Силах обусловлены и определяются уровнем и степенью сознательной дисциплинированности военнослужащих.
Подоляк Я. Личность и коллектив: Психология военного управления. М., 1989. С. 223.
Подоляк Я. Личность и коллектив: Психология военного управления. С. 221.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Дисциплинированность
Содержание
Описание
Авторитетные мнения
Антон Семёнович Макаренко следующим образом высказывался о важности соблюдения дисциплины:
Всегда соблюдать дисциплину, выполнять то, что неприятно, но нужно делать, — это и есть высокая дисциплинированность |
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Дисциплинированность» в других словарях:
дисциплинированность — подобранность, подтянутость, организация, организованность, собранность Словарь русских синонимов. дисциплинированность см. собранность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ — ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, дисциплинированности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к дисциплинированный. Отряд отличался своей дисциплинированностью. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
дисциплинированность — ДИС ИПЛИНИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна. Подчиняющийся дисциплине 1, соблюдающий порядок. Д. работник. Д. ученик. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Дисциплинированность — (лат. – учение) – нравственно волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Дисциплинированность — ж. отвлеч. сущ. по прил. дисциплинированный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
дисциплинированность — дисциплинированность, дисциплинированности, дисциплинированности, дисциплинированностей, дисциплинированности, дисциплинированностям, дисциплинированность, дисциплинированности, дисциплинированностью, дисциплинированностями, дисциплинированности … Формы слов
дисциплинированность — дисциплин ированность, и … Русский орфографический словарь
Дисциплинированность — качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям. (Бим Бад Б.М.… … Педагогический терминологический словарь
дисциплинированность — (3 ж), Р., Д., Пр. дисциплини/рованности … Орфографический словарь русского языка
Анализ эволюции понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» в военной педагогической науке
Статья просмотрена: 975 раз
Библиографическое описание:
Коротин, А. В. Анализ эволюции понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» в военной педагогической науке / А. В. Коротин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 481-485. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5784/ (дата обращения: 07.12.2021).
Основные идеи, на которых базируется система дисциплинирования, известны с незапамятных времен. Понятие «дисциплина» в трудах античных философов, историков трактовалось в основном как «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, как важное личностное качество. Так, в дисциплинированности Плутарх видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования нормам общества и требованиям руководителей указывал и Платон. В частности он отмечал: «…дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там … и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора» [11].
В трудах Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Плутарха и других древнегреческих, а также древнеримских философов, историков нашли отражение психологические принципы дисциплины. В наиболее концентрированном виде они представлены Ксенофонтом. Этот автор под дисциплиной понимал, главным образом, «хороший воинский порядок», допускал и другие трактовки, например: «повиновение законной власти», «право военачальника наказывать непослушных». Психологические источники дисциплины Ксенофонт усматривал в общественной реакции на состояние порядка в войске; в понимании каждым воином и гражданином того, что дисциплина – это его личное благо; в искусстве военачальника дисциплинировать подчиненных, прежде всего, убеждением, но также и строгостью; во взаимной ответственности воинов за дисциплину друг друга. По мнению Плутарха, главным социально-психологическим движителем дисциплины является способность воина и гражданина гордиться своей дисциплинированностью [14].
Большое внимание проблемам дисциплины уделяли видные военачальники, полководцы. Так, известный римский военный историк и теоретик Вегеций писал: «Великая армия без военных правил есть не что иное, как собрание человеков, влекомых на убиение» [11, с.55].
Первыми отечественными документами, в которых обращается внимание на проблему воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них он излагал требования к воеводам – быть примером для своих подчиненных в сражении, а к дружинникам – беспрекословно исполнять приказы. Согласно «Поучениям» воины должны были «при старших молчать и к младшим в любви пребывать». Следует отметить, что в эпоху феодальной раздробленности дисциплина в княжеских дружинах поддерживалась на основе кодексов чести, соблюдения клятвы верности. Нарушители их держались «в нужде» (подвергались наказанию) и могли понести кару, вплоть до смертной казни. Дисциплинированное поведение поощрялось различными наградами (ценными подарками, трофеями, имуществом). Такой подход позволял обеспечивать порядок, организованность, способствовал победам наших предков над многочисленными захватчиками.
В русской военной литературе слово «дисциплина» впервые появилось в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящие добрый порядок и дисциплину».
Немало оригинальных идей внес в армейскую практику великий русский полководец А. В. Суворов (1729–1800). Свои взгляды он изложил в широко известных наставлениях «Наука побеждать». В них Суворов сформулировал знаменитый принцип: учить войска тому, что необходимо на войне,– и определил, какие моральные качества «необходимо воинству иметь». Главными из них он считал любовь к Отечеству, дисциплину («мать победы»), товарищество, инициативу и находчивость. Великий полководец учил обращаться с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою [13]. В дисциплине он видел основу воинской доблести, храбрости и героизма.
М. И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал того, «… кто повинуется и точно выполняет приказания» [1, с. 54].
М. И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. Среди основных требований, предъявляемых к солдату, отмечал дисциплину и дисциплинированность. Огромной заслугой Михаила Ивановича является то, что, опираясь на суворовский опыт, он разработал и проверил на практике программу нравственного воспитания солдата, добившись прекрасных результатов.
На первый план М. И. Драгомиров поставил воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. Средствами решения этой задачи он считал приведение к присяге, разъяснение ее значения и смысла, систематические беседы с солдатами военно-исторического и общего характера. Не менее важное значение имело воспитание у солдат дисциплинированности, что предполагало знание каждым своих обязанностей и внутреннее стремление исполнить их честно, «…даже до смерти, во всех положениях, независимо от того, будет ли рядом старший начальник или нет».
Средствами укрепления дисциплины, по мнению М. И. Драгомирова, является нормальное отношение начальствующих лиц к солдатам, равномерность требований по службе, строгое различие проступков и упущений, сообразное со степенью вины наложение взысканий.
Особую роль в воинской дисциплине видный военный педагог отводил субординации. Он называл ее нервной системой воинского организма. Она требует постоянной заботы и внимания, укрепления и совершенствования. С точки зрения М. И. Драгомирова, правильное решение всего комплекса вопросов, связанных с воинской дисциплиной, приводит к формированию не только сознательного отношения к дисциплине, но и армейского патриотизма – чувства, побуждающего солдата переживать за успех дела и развивающего в нем желание пожертвовать собой для достижения победы.
При реализации своей программы М. И. Драгомиров опирался на ряд принципов и методов воспитания. Так, им были обоснованы такие принципы воспитания, как принцип индивидуальной работы, воспитание у солдата веры в свои силы, опоры на воспитательные возможности коллектива сочетание высокой требовательности с заботой о людях [6, 9].
Военная мысль России располагала крупными теоретическими работами по воинской дисциплине, которые начали выходить во второй половине XIX – начале XX веков. Это работы Навроцкого А. А., Халтурина В. Н., Драгомирова М. И., Бутовского Н. Д., Парского Д. В.
На их почве формировались дисциплинарные навыки офицерского состава, соответствующие традиции и общественное мнение.
После окончания Гражданской войны экономические возможности страны не позволяли содержать многомиллионную армию. Необходимо было ее сократить, максимально сохранив боеспособность вооруженных сил. В этих целях в 1924–1925 г.г. проводится военная реформа, одной из основных задач которой было приведение организации войск, системы комплектования, обучения и воспитания в соответствие с новыми условиями жизнедеятельности государства. В этот же период принимаются Временный устав внутренней службы РККА (1924 г.) и Временный дисциплинарный устав (1925 г.), вместе с тем первые послереволюционные годы явились периодом раскованного научного поиска. С 1917 по 1921 годы опубликовано не менее двадцати четырех значительных работ по воинской дисциплине.
На начальном этапе строительства вооруженных сил была предпринята попытка сохранить, критически переосмыслив, накопленную совокупность знаний о воинской дисциплине, развить их применительно к новым социальным условиям. Но в 30-е г.г. ΧΧ в. изучение дисциплины психологической наукой полностью прекратилось и продолжилось только в 60-е г.г.
К концу 30-х г. ΧΧ в., когда Красная Армия вышла на качественно новый уровень своего развития, возникла потребность издания новых общевоинских уставов.
В 1937 году вышел в свет Устав внутренней службы РККА, а в 1940 году – Дисциплинарный устав Красной Армии.
Разработка дисциплинарных проблем в послевоенные годы приобрела преимущественно психолого-педагогический акцент с выделением такого личностного фактора, как дисциплинированность. В 60–80 г.г. ΧΧ в. возникает необходимость переосмысления понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» как нравственных категорий; педагогический опыт и произведения педагогов – новаторов вносят значительный вклад в разрешение проблемы.
Разделение понятий «дисциплина» и «дисциплинированность» четко прозвучало в работах А. С. Макаренко [10]. Соглашаясь с мыслью А. С. Макаренко о разграничении понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», Л. Е. Раскин относит к признакам дисциплинированности «трудолюбие, культуру, исполнительность и точность, привычку неукоснительно и строго выполнять всякие распоряжения и предписания» [12].
В 70-е г.г. ΧΧ в. в педагогических работах вновь делается попытка обосновать сущность понятия «дисциплинированность». Ранее оно рассматривалось узко (как поведенческая категория), выражая понимание личного порядка и правил социального общежития. Теперь сознательная дисциплина стала рассматриваться как сложное интегральное качество личности, а воспитание как движение от необходимого поведения к свободному, как превращение внешней организации во внутренний стимул, как переход от внешних зависимостей к зависимости поведения от осознанных целей, т. е. к зависимости дисциплинированного поведения от моральных стимулов. Сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» стала, по мысли А.П. Андруника его гуманная направленность [2].
Важнейшие вопросы развития проблемы дисциплинированности и гуманизации воспитания в 80-х г.г. ΧΧ в. разработаны в педагогических трудах В. А. Сухомлинского. Он считал, что дисциплинированность должна рассматриваться сквозь призму человеческих отношений, предпосылкой воспитания дисциплинированности является уважение к человеку.
Мировоззренческий кризис связан с тем, что в общественном сознании рухнули многие стереотипы, хотя некоторые из них еще остаются, например, надежда на государство, а не на самого себя как профессионала.
Технологический кризис. Прежние, до предела формализованные, «показные» формы попусту утрачивают смысл. Модель «привития правильного поведения» постепенно вытесняется представлением о саморазвитии личности и педагогической поддержке этого процесса.
Управленческий кризис. Он заключается в том, что в сфере воспитания или, точнее, воспитательной деятельности не решены чисто организационные проблемы: кто будет этим заниматься, какова сфера их ответственности, как подготовить этих воспитателей, мотивировать и, наконец, оплатить их труд.
На современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации о дисциплине говорят и пишут командиры и психологи, журналисты и ученые, делятся опытом видные военачальники, высказывают свои соображения рядовые воины. В последние годы дополнительно к этому хлынул поток мнений и оценок, выражающих отношение к армейским порядкам различных общественных групп.
Концепция воинской дисциплины, претендующая на полноту и адекватность отражения ее психолого-педагогических основ (факторов, механизмов), должна строиться с учетом уже полученных результатов исследований, ориентированных на три частных концептуальных установки. Разумеется, задачу не решить путем простого суммирования трех факторов, выделенных каждым из проанализированных подходов, потому что они не являются взаимно независимыми. Вступая во взаимодействие, они образуют определенную целостность и выполняют все основные и дополнительные дисциплинарные функции.
Самодисцилинирование является «сквозным» способом достижения нормативного поведения. Оно свойственно не только ситуациям автономного индивидуального поведения, но и всем остальным. Взаимодисциплинирование, или коллективное самодисциплинирование, строится на товарищеском (партнерском) взаимодействии (влияние примером, сдерживание негативных побуждений и намерений, отказ от соучастия и т. п.). Индивидуальное и групповое дисциплинарное руководство – это выполнение должностных дисциплинарных функций начальниками по отношению к отдельным подчиненным или подразделению в целом. Оно представляет собой применение власти в целях нормативной коррекции действий личного состава, предупреждения отклонений от уставных предписаний.
Искусство командира дисциплинировать коллектив отличается от искусства дисциплинирования отдельного воина не только количественно, но и качественно: содержанием навыков, применяемыми методами и формами работы, а также мотивами и связанными с ними предпочтениями. Офицеры, как правило, заметно отличаются друг от друга по этому показателю. Некоторые из них непроизвольно ограничивают свои задачи и обязанности преимущественно индивидуальным дисциплинированием, упуская специфические проблемы коллективной дисциплины, другие на первый план выносят задачи дисциплины коллектива.
Опыт показывает, что дисциплина не может быть достигнута «любой ценой». Нужна такая система дисциплинирования, которая в полной мере реализовала бы возможности личностного и коллективно-группового саморегулирования, эффективно стимулировала уставное поведение воинов всех категорий, возвышала их нравственность и уважение к законам, втягивала в активное решение дисциплинарных проблем. Нужна система, позволяющая не только не ущемлять личное достоинство, основные права и свободы воина, но и усматривать в защите их свое назначение. Необходимо, чтобы нормы, средства и способы их реализации стояли на страже интересов личности, гарантировали нравственное и физическое здоровье, личностный рост и саморегуляцию каждому воину. Достижение этой цели в современных условиях мыслится на путях демократизации и гуманизации воинской дисциплины и службы в целом.
Таким образом, анализ эволюции понятий «воинская дисциплина» и «дисциплинированность» в военной педагогической науке позволяет сделать вывод, что проблемы воспитания дисциплинированности остаются актуальными с античных времен и по сегодняшний день. Современный этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации выдвигает проблему дисциплины на первый план, следовательно, большое значение при подготовке офицерских кадров – сегодняшних слушателей военных вузов – должно уделяться воспитанию дисциплинированности.
Аксёнов А. А. Дисциплинированность важнейшее качество личности воина. // Ориентир. – 1997. – №8. – С. 54-57.
Андруник А. П. Педагогические основы личностно-ориентирован-ного воспитания дисциплинированности. Дис. канд. пед. наук. – Пермский военный институт ракетных войск, 2002. – 201 с.
Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987. – 78 с.
Военно-педагогический журнал. – 1920. –№3-4. – С. 40.
Газман О.В. Потери и приобретения воспитания после 10 лет перестройки // Воспитание и психологическая поддержка детей о образовании. –М.: УВЦ «Инноватор», 1996. – С.4-25.
Драгомиров М.И. Армейские заметки. // О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. – М.: Воениздат, 1991. – С. 111-128.
Китов А.И. Предупреждение нарушений воинской дисциплины. – М., 1970. – С.57.
Концепция воспитания военнослужащих силовых министерств и ведомств Российской Федерации. – М., 1998. – 20 с.
Линев Ю.В. Обучение и воспитание войск: школа генерала М.И. Драгомирова // Ориентир, – 1999. – №1. – С. 51-53.
Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах. – М.:АПН РСФСР, 1958г. – Т.5: Общие вопросы теории педагогике в советской школе. – 588 с.
Раскин Л.Е. Воспитание дисциплинированности, М.: Министерство просвещения РСФСР, 1946. – 160 с.
Суворов А. В. Наука побеждать. – М.: Воениздат, 1987. – 39 с.
Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем. Дис. …докт. психол. наук. – М.: ВУ, 1996. – 330 с.