в чем разница между новостью и событием
СОБЫТИЕ И НОВОСТЬ
ШостакМ. И.
Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с.
В книге рассматриваются журналистика новостей, интервьюирование, оперативное комментирование, работа над заголовком — в плане «технологий» и в ракурсе творчества. Вне поля зрения в данном случае оказываются особенности публицистического анализа, авторской журналистики и соответствующих им методов и жанровых форм (предмет предполагаемой второй части пособия). Книга может быть использована в учебных целях как пособие для студентов факультетов журналистики, а также оказаться полезной журналистам-практикам.
ISBN 5480444)92-3
ISBN 5-88044-092-3
© М. И.Шостак, 1998
© Ин-т «Открытое общество», 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
;. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА. 9
2. Лид и общая структура заметок. 12
4. Новость в «мягком» варианте. 18
III. РЕПОРТЕР И РЕПОРТАЖ. 37
3. Тема и интонация. 42
3. Вопросы из ответов. 52
4 Коррекция беседы. 54
VI.ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА. 75
2. Интрига и сенсация. 79
6. Поверх текста, или Что могут заголовки. 87
Словарь терминов. 90
Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуаций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись,и задачи, и критерии качества работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и современные способы и каналы информирования. Нас будет интересовать лишь часть оперативных журналистских материалов — их печатный вариант.
Большинство изданий дает смесь новостей региональных, на
циональных и интернациональных с широким тематическим спек
тром: экономика, политика, наука, спорт, криминал, забавные f
происшествия и т. д. Соответственно, есть тематические
специализации журналистов: деловая пресса, криминальная |
тема, спортивные новости и пр.
Различаются и «технологические» специализации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуации, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные » требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов^ оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего,
воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с помощью комментирующие деталей и «попутных оценок».
Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока событий факты наиболее значимые («перспективные») или наиболее яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его существование в качестве новости.
И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением.
На подачу новостей влияют:
• конкуренция среди изданий и агентств;
• наличие новостей из других каналов информации (если
новость прошла в утренней газете, вечерняя — даст под
робности);
• общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой
новости, другие тяготеют к репортажам, интервью);
• вынужденное или преднамеренное комбинирование но
востей местных и зарубежных, важных и занимательных;
• размер отводимой площади (для плотно пригнанных и
для «открытых» полос нужны разные материалы).
Какую новость выбирает пресса
Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «малосущественные», и факты «весомые» с точки зрения пропагандистского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».
Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие приметы факта, которые обещают интересный для аудитории ма-
териал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении
• ощутимая своевременность происшествий или высказан
ных мнений;
• их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо
и может восприниматься как часть собственной жизни);
• их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);
• связь с «человеческим интересом» (так называемыми
«общечеловеческими» темами, всегда цепляющими вни
мание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети здо
ровье и т. д.);
• масштабность происшествий (новость для многих) либо
эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординар
ное, ошеломляющее)
Помимо новости, для материала необходимы: оперативный повод (он связан с «сиюминутностью» события происшедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод — им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом встреча, телефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хорошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.
Требования к качеству
Очень важен «эффект точности и достоверности» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, времени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и проСТОТа слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразумевает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется | в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом и «прозрачность» его отношения к событию. Очень желательна на- | глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью. , Острота, публицистичность отличает не только «горячие» репортажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже ИЛи оперативной колонке. В целом же, повторим:
• «Новости» (news) — творчески преобразованные факты
с расчетом на их восприятие аудиторией.
• Необходимо профессиональное ощущение Пригодности
факта к тому, чтобы его «подать» как новость.
• Уже представленные факт, происшествие Или мнение
должны выглядеть значительными (важные и\ занима-
тельными (неординарными), свежими («Факт, как рыб
должен быть только свежим. »). а>
• Результат публикации прямо связан с читательским тересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот ин» терес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «социальной ориентации»).
Все эти творческие задачи по-своему решаются на разных направлениях оперативной журналистики. Рассмотрим их подробнее
I. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА
«жесткая новость», «емкий абзац», «перевернутая пирамида», «тайм-элемент», исчерпывающая краткость, «мягкая новость», специальные лиды
1 1. ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ
I Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о событиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и информационный поводы тут объединены с содержанием, органично
История складывания этой литературной формы связана со становлением информационных агентств (середина — конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались требования к ней как ктовару: оперативность, краткостьи компактность. Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Репортерская работа приравнивалась к фотографированию действительности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов.
Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объективности, и критерий отбора, по которому одни факты освещаются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован.
Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем.
В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование.Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь. Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал, у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Разница между новостями и информацией
Новости v Информация Это век информации, и каждый день нас засыпают тоннами информации. Новости, с другой стороны, представляют собой конкретную информацию, которая представляет собой сообщение в фор
Содержание:
Новости vs Информация
Это век информации, и каждый день нас засыпают тоннами информации. Новости, с другой стороны, представляют собой конкретную информацию, которая представляет собой сообщение в форме печатных или электронных средств массовой информации. Все мы знаем о газетах и читаем их каждое утро или всякий раз, когда у нас есть время. Они представляют собой сборник фактов и информации о недавних событиях, хотя в газетах также есть разделы, где читателям также предоставляется точная информация по различным темам. Многих сбивает с толку дихотомия между новостями и информацией, поскольку они не находят никаких различий. В этой статье будет предпринята попытка выяснить эти различия, чтобы люди могли идентифицировать статью как новость или информацию, когда они ее получают или получают.
Считается, что слово «новости» произошло от слова «новый». Таким образом, любая информация об инциденте, событии, происшествии, происшествии, катастрофе или даже финансовых результатах компании считается новостью. Вы, должно быть, видели подписи к последним новостям в конце новостных каналов по телевизору, где они несут информацию о любом событии, происходящем в тот же момент, когда на вашем экране транслируется другая программа. Часто трансляция обычных программ прекращается, а последние новости сообщаются аудитории, если они считаются очень важными для зрителей.
Когда вы находитесь на железнодорожной станции и не имеете представления о расписании поезда до пункта назначения, вы направляетесь к стойке информации, где человек отвечает на все ваши вопросы, поскольку он предоставляет информацию, которую вы ищете. Точно так же в классе все знания, которые учитель передает своим ученикам, в основном находятся в форме информации, предназначенной для прояснения концепций в умах учеников.
Вкратце:
Разница между новостями и информацией
Объясните разницу между понятиями «новость» и «событие».
Новость-это представляет политический, социальный или экономический интерес
Событие-это представляет интерес для круга замкнутого интересующего только тебя и других близких лиц
Другие вопросы из категории
Роль врачей в нашей жизни (10 предложений)
Читайте также
в)конкретная описанная ситуация
а)круг вопросов, затронутых в произведении
б)главная тема произведения
в)отражение в тексте авторского понимания и осмысления действительности
3. Идея произведения-это
а)то,что хотел сказать автор
б)нравственный «урок» произведения
в)главная обобщающая мысль произведения
4. Могут ли в одном художественном произведении подниматься разные проблемы:
в)нельзя ответить однозначно
5. Действующее лицо художественного произведения является
6.Персонажем произведения может быть
б)только одушевлённый предмет
в)любой предмет или явление
7.В систему персонажей входят
а)герои и их прототипы
б)герои главные,второстепенные и эпизодические
8.Есть ли разница между понятиями «автор» и «повествователь»?
б)действующее лицо стихотворения
в)образ человека, чьи чувства,настроения,переживания стремится выразить автор
10. Средствами создания характера литературного героя могут выступать
а) художественная деталь
11. Портретные детали-это разновидность
12. Психологические детали отражают
а)внутренний мир человека
13. «Роговые очки,длинный нос.Белые в полоску брюки.Сам длинный,тощий»-какой это портрет?
14. «Ни деревьев,ни кустов-ничего,кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны,серые озерки и серые ручьи»-какой это пейзаж?
не разгаданное до конца» (А. Блок)
Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.
В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.
В чем разница между оправданием и объяснением ситуации
Как понять, когда человек искренне раскаивается, а когда пытается избежать наказания?
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Анастасия Суханова
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂