в чем разница между методологией и методикой
Соотношение методологии и методики исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методология исследования – это организация деятельности исследователя, которая состоит из определения предмета и цели исследования, выбора методов и средств, направленных на получение результата.
Для того чтобы соотнести методологию и методику исследований, необходимо обратиться к определению понятий. В основе всего лежит метод, под методом понимают способ достижения определённой цели, которая необходима для решения задач. С. Л. Рубинштейн говорил, что метод — это способ познания, с помощью которого можно познать предмет науки.
Методика
Методика – это совокупность методов и приемов обучения или освоения чего-то либо методов целесообразного проведения работы.
Воплощением метода является любой выработанный способ организации взаимодействия объекта и субъекта исследования на базе определенной процедуры.
Методика, так или иначе, затрагивает все этапы исследования, начиная с наблюдения и сбора материала и заканчивая интерпретацией результатов изученного явления. Важно понимать, что даже самый лучший метод может не дать необходимых результатов без правильной методики.
Методология
Методология – это учение о методе познания или его совокупности, применяемой в какой-либо науке.
Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.
У понятия «методология» есть два значения.
Готовые работы на аналогичную тему
Методология создана, чтобы научить исследователя получать наиболее истинный результат, исследовать внутренние механизмы, логику и организацию знания, учит выявлять законы научного знания.
С помощью методологии можно понять то, как именно надо использовать полученные знания и как с их помощью можно добыть новые. Чем сложнее процессы и явления научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее и продуктивнее идёт развитие методологии.
Три уровня методологии
В настоящее время принято различать три связанных между собой уровня методологии – общенаучную, частную и философскую. Самым высоким и самым общим уровнем является философская методология, которая главным образом опирается на принципы и законы диалектики, которые развивали Платон, И. Кант, Г. Гегель и др.
Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения процессов и явлений разными научными дисциплинами. К общенаучным способам исследования относят – эксперимент, наблюдение.
В свою очередь частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, они же соотносятся с общенаучной и философской методологиями и могут заимствоваться другими науками.
Взаимосвязи методики и методологии
Есть ли взаимосвязи у методологии и методики? Рассмотрим, что из себя представляет методология и методика социологического исследования.
Методология социологического исследования – это методы, использующиеся при проведении различных социологических исследований или опросов.
Методология исследования направлена на изучение выборки отдельных единиц населения, связанные с ними методы сбора информации. Методология социологического исследования состоит из процедур и инструментов, ставящие вопросы, на которые можно получить ответ или которые могут остаться без ответа.
Социологическая методология как область социологического знания сформировалась в XX веке, а направления в ней появились только ближе к середине века, они отличались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходам, которые в таких исследованиях применяли, по методам, которые стали предметом самой социологической методологии.
Адаптация самых общих положений и принципов, которые представляют собой основу социологии к особенностям изучаемых процессов или явлений, нашла свое отражение в методике социологических исследований.
Методика социологического исследования – это совокупность операций, процедур формирования социальных фактов, их обработка и анализ.
Методика исследований представляет собой совокупность приемов, навыков и умений, направленных на организацию и проведение исследования, к примеру, составление анкет.
Методологический раздел программы социологического исследования содержит следующие элементы – проблемная ситуация, объект, предмет, цели задачи исследования, интерпретацию основных понятий, выдвигается гипотеза, Определение выборочной совокупности, которая обследуется, генеральная совокупность и выборка.
Методика и методология – это два взаимодействующих атрибута науки. При этом методология определяет содержание и характер методики, а не наоборот. «Методика по сути является служанкой методологии». Методология исследования определяет выбор конкретных методов и далее – методик. Под исследовательской методикой понимают конкретизацию определенного метода для решения частных, локальных задач; методика – это «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь».
Выводы
Многие начинающие исследователи, в особенности студенты не различают методику и методологию и считают, что это одно и тоже, в итоге сталкиваются с трудностями при постановке проблемы научного исследования, собирая в кучу и методы и методику, и методологию, несмотря на то, что методика и методология имеют тесные связи, они все же представляют собой не одно и то же.
Таким образом, методология, метод и методика это очень тесно связанные между собой и взаимодополняющие друг друга понятия. В каждом конкретном случае выбор определенного методологического принципа, зависит только от исследователя, а также от целей и задач самого исследования.
Стандарт и методология управления: в чем разница
Многие до сих пор путают стандарт управления с методологией. Рассказываем, как разобраться в этих понятиях.
Что такое стандарт и методология управления
Стандарт управления — это набор рекомендаций и советов. Нужен, чтобы вам было на что ориентироваться в работе.
Примеры стандартов управления
Стандарт управления | В чем его суть |
---|---|
ICB | Стандарт компетенций руководителя проектов |
PMBOK | Стандарт процессов |
P2M | Стандарт ценностей |
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Можно ориентироваться на один стандарт или совмещать сразу несколько.
Методология управления — это набор методов и практик. Это подробный план действий, в отличие от стандарта, который просто задает направление.
Вопросы, которые помогут различать стандарт и методологию
Стандарт | Методология |
---|---|
Что можно делать? | Что делать? |
Как это можно делать? | Как делать? |
Кто это может делать? | Кто это делает? |
Кто за это может отвечать? | Кто за что отвечает? |
Какие могут быть процессы? | Как проходит процесс? |
Что можно сделать потом? | Какой шаг следующий? |
На что еще можно ориентироваться? | На что ориентироваться? |
Обычно команда выбирает одну методологию и следует ее принципам. Но не всегда методологии можно совмещать, потому что они могут противоречить друг другу. Например, гибкие методологии противоположны Waterfall, что не мешает некоторым командам дополнять каскадную модель разработки элементами из Agile.
Три основных отличия стандарта управления от методологии
Чтобы не путать стандарт и методологию, запомните три отличия.
Первое отличие: правила
На стандарт можно опираться в работе и учитывать его основы, но следовать всем правилам не обязательно.
Если используете методологию, нужно следовать принципам и правилам, чтобы все работало.
Например, так выглядят общие принципы гибких методологий.
12 принципов Agile
У agile-фреймворка Scrum есть специальный гид, которому нужно следовать.
Но бывают исключения, когда команда адаптирует методологию под свои потребности: не следует всем принципам, а выбирает только то, что поможет в работе.
Второе отличие: последовательность действий
У стандарта нет последовательных шагов, а в методологии всегда понятно, что и за чем делать.
Например, основа методологии Waterfall — это последовательность, каскадность шагов. Их нельзя менять местами или отменять.
Жизненный цикл разработки ПО при использовании каскадной модели — это пять этапов.
В agile-методологиях задачи можно ставить по приоритетам, а приоритеты могут измениться во время работы над проектом. Единственное — важно тестировать результат после каждой итерации.
Третье отличие: роли
В стандарте управления нет ролей, но есть рекомендации, кто и чем может заниматься. В методологиях роли есть, их распределяют перед началом проекта. Например, в Scrum, кроме команды разработки, есть scrum-мастер и Product Owner.
Стандарт управления | Методология |
---|---|
показывает основной вектор движения, следовать всем принципам не обязательно | без выполнения всех правил и принципов проект не состоится |
нет последовательных шагов действий | всегда есть последовательность действий — что за чем идет, даже в гибких методологиях |
стандарт не регламентирует роли в работе над проектом | методология определяет минимально нужную команду проекта по ролям |
Теперь вы знаете, чем стандарт управления отличается от методологии. А чтобы не только разбираться в понятиях, но и правильно применять их на практике — выстраивать процессы, планировать и работать с рисками, приходите на курс по управлению проектами.
Методист/ методолог/ педагогический дизайнер?
Почему так много названий?
На рынке EdTech я работаю с 2017 года. За это время я успела побывать вот в таких ролях: специалист по дистанционному обучению, разработчик онлайн-курсов, администратор корпоративного портала онлайн-обучения, педагогический дизайнер, методист онлайн-курсов, руководитель проекта по онлайн-обучению, руководитель e-learning проекта, программный директор, методический директор, директор по продукту. При этом все эти роли были связаны с созданием образовательных продуктов.
Сейчас скорость изменений увеличилась, и непонятная ситуация с терминами усложняется тем, что люди стали «тэгировать» себя, пытаясь привлечь внимание потенциального заказчика, перечисляя через запятую все возможные варианты наименований для человека, создающего онлайн-курсы. Например, «Эмма, методолог, архитектор образовательной среды, методический директор».
Откуда такое многообразие?
Дело в том, что на русскоязычном рынке онлайн-образования еще не существует единой терминологии. И не существует единых названий ролей внутри образовательного проекта. Во многих названиях профессий, которые нужны в онлайн-школе, безопаснее ориентироваться на функционал, чем на название. В том числе, и в профессии методиста онлайн-курсов.
Мне кажется важным поговорить о разнице между методистом и методологом онлайн-школы. Давайте погрузимся в детали.
Кто такой методист?
Методист онлайн-курсов – это специалист, который владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:
Методист онлайн-курсов – это профессия, которая подойдет для старта в сфере онлайн-образования. В этом случае методист может начинать с более простых задач, постепенно наращивая новые компетенции.
Можно сказать, что методист – это тактик, который решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану.
В академической среде (школы, вузы) методистом называют специалиста (педагога) по методике преподавания какого-либо предмета, способного и разработать способ преподавания и непосредственно преподавать.
Кто такой методолог?
Методолог онлайн-обучения – это специалист, который также владеет методиками проектирования онлайн-обучения. Опираясь на них, он:
Методологом нельзя стать, пройдя краткий курс и имея 1-2 проекта в портфолио. Тут нужна практика и «насмотренность», а также умение перенимать опыт из других сфер.
Методолог – это стратег, который умеет действовать не по шаблону. Иногда этот специалист ближе к теории, чем к практике, ближе к науке.
В философских трактовках термина «методолог» поясняется, что этот человек занимается изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающие методы и технологии их применения.
Итак, если подводить итоги, в чем разница между методистом и методологом
работает по готовому фреймворку
создает фреймворк для онлайн-курса
использует готовые приемы работы в онлайн-образовании
разрабатывает новые инструменты, форматы, подходы к обучению
может иметь небольшой опыт в профессии
опытный специалист с высокой насмотренностью
На самом деле такое жесткое разделение провести не всегда возможно. Иногда методист может выступать в роли методолога, придумывая новое. Например, придумав сценарий для онлайн-обучения на целый день, которое раньше никто не проводил.
Кто такой методический директор?
Методический директор – руководитель методического отдела, где работают несколько методистов и, возможно, методолог. Методический директор:
Это управленец, часто выросший из методиста, умеющих при необходимости «включать» в себе методолога или поставить ему четкое техзадание.
Есть ли разница между педагогическим дизайнером и методистом?
Чаще всего функционал педагогического дизайнера и методиста онлайн-курсов близок или совпадает.
Сам термин «педагогический дизайнер» появился как перевод «Instructional designer», и это повлекло массу ассоциаций с дизайном и оформлением. Я помню времена, когда разработчики курсов своей основной миссией считали создание красивых слайдов, а логику и структуру упускали.
На мой взгляд, лучше значение «Instructional designer» передают словосочетания «образовательный проектировщик» или «инженер учебного процесса».
Иногда специалиста называют педагогическим дизайнером, когда хотят подчеркнуть, что в его задачи входит формирование образовательной среды и создание мультимедийного и интерактивного контента.
Еще, по моим наблюдениям, педагогическими дизайнерами любят называть себя методисты из корпоративной среды.
Как специалисты называют себя?
Я провела опрос среди специалистов сферы онлайн-образования, где предложила поделиться, как они привыкли называть себя. Из результатов:
Как называть себя начинающему специалисту?
Если вы только начинаете свой путь в сфере разработки онлайн-курсов, как вам называть себя, чтобы найти работу на рынке онлайн-образования?
Вот что могу посоветовать:
В любом случае, в поисках работы отталкивайтесь от функционала специалиста, а не от конкретного названия.
Понятие метод ологии
В науке выделяют следующие три компонента, соответствующие
различным уровням познания явлений:
Если кратко, то методология науки – это наука о науке.
Методология науки решает такие задачи, как выявление объекта и
предмета исследования, постановка научной проблемы, разработка метода решения рассматриваемой задачи, проверка достоверности и оценка значимости результатов научного исследования. Как следует из
самого термина «методология», не последнюю роль в методологии
науки играют вопросы построения и применения научных методов.
Структура методологии
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приемов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
В методологии можно выделить следующую структуру:
Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Направления методологии
Понятие метода
Метод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — способ достижения какой-либо цели.
Метод – это совокупность мыслительных и практических операций, направленных на решение конкретного типа задач.
Методы научного познания классифицируются по разным основаниям. С точки зрения сферы использования методы подразделяют на
общенаучные и специальные.
Кроме этого, методы подразделяют на:
Такое деление связано с разделением научных исследований на теоретические и эмпирические (то есть основанные на опыте). Основные методы эмпирического исследования – наблюдение и эксперимент.
Основные методы теоретического исследования – гипотетический, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, логический, исторический методы, а также формализация, идеализация и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В теоретических исследованиях применяется
и эксперимент, но здесь это мысленный эксперимент, осуществляемый без какого-либо оборудования.
Разновидности методов
Методы в математике
метод в математике — синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели.
Метод в объектно-ориентированном программировании — процедура или функция, принадлежащая какому-то классу или объекту.
В программной инженерии метод — технический способ построения программного обеспечения. Ср. с методологией.
Метод в информатике — единый обобщенный способ решения задач определенного класса.
Метод решения — ошибочный, если он дает неправильные результаты для определенных задач.
Метод решения — правильный, если он дает правильные результаты для всех задач данного класса.
метод в логике
Метод— это способ построения системы знания, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
Современная система методов столь же разнообразна, как и сама наука. Различают экспериментальные, теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Можно выделить количественные и качественные методы изучения реальности. В зависимости от степени обоснованности можно выделить статистические, вероятностные, гипотико-индуктивные и дедуктивные методы. Исходя из механизма обобщения рассматривают синтетические и аналитические, индуктивные и дедуктивные методы, методы идеализации, обобщения, типологизации и классификации.
Каждый из этих методов конкретизируется в какой-либо науке и наполняется своим конкретным содержанием. Некоторые методы являются универсальными, другие — более ограничены. Например, эмпирический метод. Он заключается в накоплении, описании, объяснении, классификации и систематизации фактов и данных экспериментов над явлениями. Будучи конкретным, он далек от универсальности.
Перейдем к рассмотрению некоторых методов, используемых в логике.
Прежде всего это эвристический метод. Он представляет собой нахождение некоторого алгоритма решения проблемы. Здесь начинают играть существенную роль методы познания, связанные с математикой. В то же время данный метод, хотя и является теоретическим, тесно связан с эмпирическими методами построения теорий.
Более эффективным в логике является использование аксиоматического метода. Это способ построения теории, при котором некоторые положения теории выбираются в качестве исходных, а все остальные ее положения выводятся из них чисто логическим путем с помощью доказательств. Исходные положения называются аксиомами, а положения, доказываемые на их основе, — теоремами. Далее формулируется система правил, позволяющая преобразовывать исходные положения и из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений — теорем.
Одним из важных методов логики является метод формализации. Этот метод основывается на различении естественных и искусственных языков. Естественные языки складываются в процессе коммуникации и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций и т. д. В отличие от них искусственные языки ориентированы на строго определенные и ограниченные задачи исследования. Они претендуют не только на сокращение записи, но и на более эффективную работу. Над формулами искусственных языков можно проводить операции, получать из них новые формулы и отношения. Символическое исчисление становится аналогом рассуждения, позволяющим дедуктивным (строго доказательным) образом из одних структур знаков и символов получать другие, выражающие новое знание о данном объекте.
В символических языках определенные символы, обозначая соотношения между понятиями, соответствуют слову или выражению естественного языка. Таким образом, между структурами мышления и структурами их языкового выражения существует определенное соответствие. Это приводит к тому, что внутри формальной логики операции с мыслями о предметах можно заменить действиями со знаками и символами. Следовательно, формализация в данном случае представляет собой логический метод уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы.
Понятие методики
методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
К понятию метода близко понятие методики. Однако не следует путать эти два термина.
Методика – это конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления
(например, методика расчета показателя, методика оценки стоимости).
Методика исследования – это совокупность методов и приемов, необходимых для проведения исследования, а также правила
применения методов и приемов из этой совокупности.
Понятие «методика» в различных отраслях
Образование
Методика в образовании — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах ; «собирание правил воспитательной деятельности»
Методика обучения предмету включает в себя:
Психодиагностика
Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.
Требования к методике
Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному «рецепту», процедуре, являются следующие:
Применение методики, метода и методологии
Рис иерархия знаний
В теории экспериментальной психологии исследователь должен представлять разделение следующих гносеологических психологических категорий: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.3), на которых коротко остановимся.
Рис. 1.3. Терминологическая система методологии психологических исследований
Структура понятия «методология» представлена также в виде четырех основных элементов: теоретического, содержательного, практического и формального. Теоретическая составляющая методологии стремится к модели идеального знания — это гносеология (наука о познании). Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования — это эпистемология (наука о путях, методе познания). Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор приемов и способов достигнуть практической цели, не погрешив против истины. Наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Методология, опираясь на принятые теории и концептуальные подходы, определяет (и включает) способы, средства, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.
В современной психологии нарастает процесс принятия и активного освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую науку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого является употребление в профессиональной психологии и акмеологии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.
Технология (греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность с целью получения продукта с номинальным качеством [15] и оптимальными затратами [16] и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. Данное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включая психологические инструменты (алгоритмы) и методы (например, проективные техники, игровые техники и ир.), а с другой — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.
Таким образом, рассмотренные категории являются основополагающими в экспериментальной психологии и несут в себе систематизирующую и структурирующую идею, в которой заключается особый эпистемологический смысл, предполагающий методическую верификацию любой, даже очевидной, гипотезы и концепции. Эта верификация должна быть отлажена и доказательна, как бы сложно и утомительно ни было это осуществлять.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что представляют собой методологические основы науки?
2. Приведите классификацию научных методов.
ВЫВОДЫ
Основными положениями главы являются следующие:
Наука представляет собой систему знаний, в которой выделяют три подсистемы, соответствующие различным уровням познания явлений: эмпирические основы, теоретические основы и методологические основы науки.
Методологические основы науки (методология) представляют собой учение о формах и способах научного познания, об организации научно-исследовательской деятельности, о научных методах и теориях. Если кратко, то методология науки – это наука о науке.
На этом все! Теперь вы знаете все про методология, Помните, что это теперь будет проще использовать на практике. Надеюсь, что теперь ты понял что такое методология,метод,методика,метод в логике,метод в математике и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.