в чем разница между мэром и губернатором
Газета «Речь»
Сегодня «Речь» публикует (4 — 6-я стр.) проект решения городской думы о внесении изменений в Устав Череповца. Помимо прочего, поправки уточняют полномочия главы города и мэра Череповца, в которых пока успели разобраться не все горожане.
14 сентября на первом заседании городской думы нового созыва в Череповце впервые была применена новая система муниципального управления. Главой города депутаты избрали из своего состава Маргариту Гусеву, мэром была назначена Елена Авдеева.
С тех пор прошло две недели, тем не менее в редакцию продолжают поступать вопросы от читателей, не до конца разобравшихся в том, за что отныне отвечает глава города, а за что — мэр.
Разграничили их полномочия еще в июле текущего года депутаты гордумы прежнего созыва, внеся изменения в Устав Череповца. В публикуемом сегодня проекте изменений Устава некоторые положения уточняются, в целом же дается полное описание прав и обязанностей новых руководителей города.
Новая власть в Череповце организована по схеме «глава города — мэр». Глава города — это политик, который осуществляет общее руководство муниципалитетом (ст. 34, 35 Устава).
Как высшее должностное лицо городского округа, Маргарита Гусева выполняет представительские функции: представляет город в отношениях с федеральной властью, руководством других регионов и городов, устанавливает межмуниципальное сотрудничество. Немаловажная (во многом и основная) роль в ее работе — исполнение полномочий председателя городской думы.
По закону, если глава города занимает пост спикера местного представительного органа, для руководства администрацией (то есть мэрией) приходится нанимать так называемого сити-менеджера — в нашем случае мэра, которым по результатам конкурса назначена Елена Авдеева.
Мэр напрямую руководит всеми хозяйственными вопросами. Он представляет в гордуму проекты городского бюджета и стратегии социально-экономического развития, проекты решений о местных налогах и сборах, заключает договоры и соглашения, осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 38.1 Устава).
Подробнее с полномочиями главы города и мэра можно ознакомиться в сегодняшнем приложении «Деловой вестник». Там же — текст присяги главы города. Добавим, что 20 октября в 15.00 в Череповце (пр. Строителей, 2, каб. 309) состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав города.
Сначала – громкая декриминализация, потом – борьба с её наследием или виртуозная борьба наследия с нынешним губернатором
Конец эпохи Бульдога?
Бульдогом кликали между собой подчинённые губернатора Сергея Митина. Он был выписан из Москвы в 2007 году для борьбы с криминалом, подчинившим себе целый регион. Вместе с «митинскими» пришла коррупция – один за другим за решёткой оказывались вице-губернаторы. На смену Митину из Москвы был выписан глава АСИ Андрей Никитин, но…
Когда заговорят заместители
Похоже, губернатор сменится в Новгородской области раньше, чем состоятся выборы главы региона в следующем сентябре. Есть мнение, что Никитин оказался слабоват для вытаскивания этой области из трясины. К тому же нынешняя избирательная кампания показала: технократ из АСИ не слишком ориентируется в политических интригах и, наверное, с тоской посматривает в сторону российской столицы. Но судьбой ему назначено послушание пребывать как минимум до февраля в депрессивной провинции, пока в администрации президента не проведут очередную ротацию губернаторов.
В отличие от предшественника, который сейчас заседает в Совете Федерации, Андрей Никитин не делает в Новгородской области «закладок» за будущее. Вероятно, губернаторская вахта станет лишь одной из страниц в карьерной биографии чиновника, проложив путь к министерскому портфелю. А вот Сергея Митина связывает с регионом нечто большее. Бытуют предположения, что годы, проведённые Бульдогом на Новгородской земле, не прошли даром.
Недавно из колонии освободился бывший первый вице-губернатор Арнольд Шалмуев. В своё время он был осуждён на 8 лет и 10 месяцев по «дорожному делу». Якобы миллионы, выделенные на ремонт дорог, расхищались через нужных подрядчиков и уходили в неизвестном направлении. Шалмуев заявил в суде, что своей вины не признаёт и действовал по поручению непосредственного руководителя – главы региона. Подозревали, что средства могли быть направлены на финансирование губернаторской кампании, но в приговоре это озвучено не было. Митин за своего заместителя не заступился, и теперь освободившийся Арнольд Шалмуев вправе рассказать не только то, что тогда поведал следствию.
В феврале 2020 года получил семь лет исправительной колонии общего режима и бывший первый вице-губернатор Борис Воронцов за махинации с кредитными средствами. Воронцов был одним из самых приближенных к Митину людей. По-видимому, ему обязана своим резким карьерным продвижением и действующий вице-губернатор Вероника Минина. В кресло чиновника миловидная блондинка вспорхнула с должности директора новгородского филиала ОАО «Военно-страховая компания», в котором Воронцов и его товарищи страховали личный автотранспорт.
Если Борис Воронцов откроет все секреты своего бывшего шефа, то можно будет лишь крепко посочувствовать пожилому Бульдогу. От стресса не спасёт, видимо, и знаменитый санаторий «Старая Русса». При задержании у Воронцова, так случается, вдруг упал в унитаз сотовый телефон. Но следователям удалось спасти деликатную информацию, которая там содержалась, от обидного уничтожения.
На бобре и шапка не горит
Как правило, между провинциальным губернатором и мэром областной столицы наблюдается недопонимание. Новгородская область эпохи правления Митина не стала исключением. Жёсткое противостояние Бульдога с Бобром (как между собой называют жители древнего города Юрия Бобрышева) со стороны выглядело так, будто первый вцепился в соперника мёртвой хваткой. В отношении строптивого мэра одно за другим возбуждались, но в результате разваливались уголовные дела, Бобрышеву пытались объявить импичмент лояльные к губернатору депутаты Думы Великого Новгорода.
По мнению заместителя председателя Совета Безопасности РФ Дмитрия Медведева, вести переговоры с действующим украинским руководством нет никакого смысла.
А ведь всё банально: Бобёр – человек небедный, семья владела не только местным ликёро-водочным заводом «Алкон», но и держала ряд престижных гастрономических заведений.
Бизнес Юрия Бобрышева почему-то удачно выжил в кровавые бандитские времена. А став мэром, понятный новгородцам бизнесмен в отличие от высокомерного Митина поначалу демонстрировал свою «народность», добираясь на работу в общественном транспорте. Это уже потом, когда Бобёр переберётся в Москву, обзаведясь на довыборах мандатом депутата Госдумы, он превратится в человека, до которого простому новгородцу не добраться.
Война между Митиным и Бобрышевым имела под собой вполне понятные основания. В 2014 году Новгородская область впервые в истории современной России дошла до дефолта. Обслуживать вовремя двухмиллиардный кредит ВТБ региону оказалось не под силу. Деньги выпросили у федеральной власти в размере 2,1 млрд рублей по ставке 0,1% годовых, чтобы вылезти из финансовой кабалы Сбербанка и ВТБ, которые перекредитовывали уже собственные займы. Государственный долг Новгородской области на 1 июля 2015 года составлял 14,6 млрд рублей. Ситуация могла бы стабилизироваться, если бы Великий Новгород отдавал в казну региона побольше денег, однако у мэра был на это свой взгляд.
У нынешнего губернатора Андрея Никитина есть другая кандидатура на мандат депутата Госдумы. А Юрию Бобрышеву, проигравшему недавние праймериз «Единой России», вроде бы собирались продлить политическую жизнь уже в верхней палате Федерального собрания, рядом с давнишним оппонентом Митиным. Собирались…
Когда полковник никому не нужен
В минувшем августе произошло событие, которое повергло новгородский бомонд в состояние шока. На дверь указали Игорю Верходанову – старшему офицеру спецслужб, который долгие годы, то в должности председателя комитета, а то и в ранге вице-губернатора, «сплетал волосами» региональных политиков. Непревзойдённый мастер интриги, Верходанов жил поиском врагов – пожалуй, ни одно передвижение в органах власти не проходило мимо его пристального взгляда. Свою роль защитника государственных интересов полковник понимал своеобразно, но служил каждому последующему губернатору верой и правдой.
Низложение Верходанова в самый разгар очередной выборной кампании – а уж в том, как провести нужных и отсечь неправильных, никто сравниться с ним не мог – должно было, вероятно, продемонстрировать Москве решимость и силу губернатора Никитина. Ведь технократ из АСИ в 2017 году был экстренно направлен в регион, чтобы задавить сменившую бандитизм коррупцию. Другое дело, что вместо Верходанова губернатор поставил на Игоря Школьникова, которого пригласил из Ивановской области заниматься внутренней политикой.
Здесь следует сделать отступление: в новгородских делах варяг не слишком силён, а по части местных интриг – тем более. Не вдаваясь в изгибы биографии Школьникова, достаточно вспомнить лишь, что он нехорошо прозвучал, когда работал в штабе по избранию губернатором Ивановской области Павла Конькова, где и были обнаружены махинации с деньгами неизвестного происхождения. Однако перед правоохранительными органами Школьников держался молодцом – откуда в кассе регионального исполкома «Единой России» вдруг оказалось 4 млн рублей, не выдал.
Теперь же Игорь Школьников, приглашённый действовать в интересах губернатора Никитина, «обкладывает» его теми, кто присягнул на верность Бульдогу. И, напротив, новгородцы, которых Сергей Митин вряд ли может причислить к своим друзьям, вылетают из высокой политики. Так, абсолютно неожиданно проиграл праймериз малоизвестным кандидатам сенатор Сергей Фабричный. Причём проиграл в Боровичах, где в советские времена был первым секретарём райкома ВЛКСМ. Можно сколько угодно твердить о честности проведённых в мае праймериз, но Фабричного здесь многие знают лично, знакомы долгие годы, голосовали именно за него, постоянной связи с территорией он не терял, а результат провальный. С чего бы это?
Отметим, что сейчас, когда ни у Бобрышева, ни у Фабричного нет возможности избраться от областной думы в сенаторы, в верхнюю палату Федерального собрания может гордо прошествовать спикер Елена Писарева. Кстати, своим нынешним постом она обязана Фабричному, который вытащил будущую гранд-даму из Боровичей, а затем приложил немало сил, чтобы Писареву избрали главой регионального парламента. Но переменчиво женское сердце – состоятельный клан Бульдога и мастер убеждения Верходанов смогли подобрать нужный ключик.
Очередное перемещение, похоже, ожидает и Веронику Минину, единственного вице-губернатора из команды Митина, которая умудрилась расстаться со многими полномочиями, но удержаться в администрации Никитина. Есть предположение, что на днях она отправится в мэрию Великого Новгорода и через некоторое время получит портфель первого лица.
Внешне всё выглядит так, будто Андрей Никитин расчистил поляну, выполнив поставленную перед ним в 2017 году задачу. В действительности на ключевых политических постах, в силу разных обстоятельств, оказываются верные «вассалы» прежнего главы региона.
В 2022 году вместе с губернаторскими полномочиями Никитина может завершиться и сенаторская карьера Митина. А с ней и депутатская неприкосновенность. И если заговорят Шалмуев и Воронцов, к которым присоединится наверняка огорчённый Верходанов, то эпохе Бульдога придёт конец. Или же она продлится. С этим ли, с другим ли губернатором, если Андрея Никитина радостно встретит столица, а Новгородская область попадёт в февральскую ротацию. Что там говорят, кто бессмертна?
Мэритократия, или какими бывают настоящие конфликты губернаторов и мэров
Как мы привыкли смотреть на мэрскую власть
Благо, и те, и другие не дают повода о себе забыть. Противоречия между региональными и городскими властями очень часто выходят за пределы рабочих споров и являются объектами постоянной политизации. Правда, конфликты эти бывают разные. И поводы отличаются, и причины.
Мы привыкли относиться к муниципальной власти как к продолжению государственного управления. Это удобно и понятно, соответствует ожиданиям людей, да и властям выгодно. Такая система обеспечивает устойчивость региональных режимов, в условиях социально-экономического кризиса. Она способна нивелировать часть проблем, при ней власть всё видит и контролирует.
Правда, при этом, отставки всё равно происходят и, если дело касается мегаполисов, то это провоцируют разговоры о снижении влияния cити-менеджеров/мэров, понижения их роли в рамках выстроенной вертикали власти и дальнейшее усиление централизующих начал в регионе. В этих условиях мэры могут чувствовать себя недостаточно уверенно, стараются не проявлять инициативы.
Политическая элита у нас любит говорить о том, что необходимо пересмотреть модель распределения ресурсов между губернаторами и мэрами. Прежде всего, речь может идти о крупных городах. Уровень доверия к мэрам, в большинстве случаев, существенно ниже, чем к губернаторам, многие сити-менеджеры выглядят абсолютно блекло на фоне региональных лидеров.
Но это не значит, что нет поводов для конфликта. Правовой статус местной власти не соответствует тому, что мы видим в реальности. Большинство мэров зависимы от губернаторов, прежде всего, с финансовой точки зрения. Парадокс в том, что при этом руководители регионов не могут их снять. А если пытаются это сделать, то несут имиджевые и, нередко, политические издержки.
Не проще ли в этой ситуации построить такую систему, в которой и те, и другие будут решать не свои проблемы, а проблемы людей? Исторический опыт нашей страны показывает, что оптимальным вариантом взаимодействия губернаторов и мэров в России является выстраивание именно такой системы, позволяющий определить общее видение стратегического развития государства.
Так или иначе, сегодня во многих городах России мы имеем парадоксальную ситуацию, когда мэр города фактически и не избирается, и не отвечает ни перед населением, ни перед руководителем региона. Очевидно, что проблему надо как-то решать. Скорее всего, мы увидим реализацию проекта, позволяющего губернаторам отправлять в отставку глав муниципалитетов. Собственно, такой законопроект уже планирует внести в Госдуму «Единая Россия». Остаётся только разработать чёткие критерии, которые позволили бы ограничить кадровые злоупотребления отдельных губернаторов, а также не допускать сбоев системы. А их, как выясняется, было уже немало.
Как разгораются страсти
Приморский кейс. давние традиции конфликта имеют губернатор Приморского края и мэр Владивостока. Очередной виток противостояния разгорелся уже этой весной и связан с неприятием местной политической элитой руководителя региона Владимира Миклушевского. В результате мэр Владивостока Игорь Пушкарев оказался в СИЗО. Туда же последовали и ряд сотрудников губернской администрации, включая ближайшего помощника губернатора Илью Спокойнова.
Омский инцидент. Непростая ситуация складывается в Омской области. Конфликт между губернатором области Виктором Назаровым и мэром Омска Вячеславом Двораковским приобрёл характер настоящей информационной войны. До заключения в СИЗО, правда, дело не дошло, но позиции губернатора выглядят не слишком устойчивыми. Эксперты отмечают, что г-н Двораковский фактически побеждает в информационном пространстве, а это свидетельствует о том, что губернатор не может контролировать ситуацию в регионе. Отсутствие поддержки внутри региональной элиты, слабые позиции в медийном пространстве – всё это заставляет говорить о том, что шансы губернатора Назарова сохранить свой пост не слишком велики.
Уфимская мэрия: следующий этап перезагрузки
Все перечисленные примеры, несмотря на их особенности, объединяет один фактор – в городах, где происходит конфликт, уже достаточно давно сложилась устойчивая практика относительной независимости системы местного самоуправления. Владивосток, Екатеринбург, Ярославль и, в несколько меньшей степени, Омск имеют давние традиции активной политической жизни и, даже, фронды с руководством региона. Однако Уфа в этот список не входит.
После кадровых перестановок и корректировок информационной политики уфимской мэрии республиканская власть дала добро на создание новой структуры городской администрации, предоставив сити-менеджеру города Иреку Ялалову карт-бланш в этом вопросе.
В административно-управленческом плане проблема решена. По имеющейся информации, в ближайшее время новым заместителем мэра Уфы по экономическим и финансовым вопросам назначат командированную из администрации Стерлитамака Гульнару Валиеву. Во втором по величине городе Башкирии г-жа Валиева трудилась замом сити-менеджера по финансовым вопросам и сегодня прежнее место работы уже оставила.
Это компромиссная фигура, и, безусловно, согласованная с башкирским Белым домом. И если назначение произойдет – это будет свидетельствовать о еще одном этапе перезагрузки уфимской мэрии. Косвенно в пользу этого свидетельствует и решение республиканских властей оказать дополнительную финансовую поддержку уфимской мэрии.
Несмотря на это, «звезды башкирского фейсбука» по-прежнему продолжают нас кормить слухами о «конфликтах» республиканской и власти и уфимской мэрии, упорно игнорируя факты. А факты таковы, что уфимский сити-менеджер Ялалов по-прежнему является частью команды главы региона Рустэма Хамитова.
Крайние мэры
Утвержден новый порядок избрания мэров и в Краснодарском крае. Теперь глава местной администрации будет выбираться по следующей схеме: сначала конкурсная комиссия, состоящая из депутатов городской Думы и представителей краевой администрации, отбирает из всех претендентов несколько кандидатов, а затем городская Дума выбирает из них главу. Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом будет находиться в руках главы, а председатель Думы будет возглавлять, как и ранее, представительный орган. Новая модель начнет применяться по истечении срока полномочий действующих глав муниципальных образований. В сентябре истекают полномочия одиннадцати из них.
В Свердловской области региональное законодательное собрание ликвидировало должность «глава Екатеринбурга», которую занимает председатель городской Думы Евгений Ройзман. Но губернатор области Евгений Куйвашев наложил вето на это решение, усмотрев в нем «ущемление прав жителей Екатеринбурга», избравших Ройзмана мэром.
От прямого голосования в свое время отказались Самара, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Барнаул, Мурманск, Тюмень, Уфа, Пермь, Благовещенск, Тверь, Челябинск. Почти половина из 106 крупных городов страны. В Хакасии местные законодатели вообще вычеркнули из городских уставов слово «мэр»; руководитель муниципального образования там стал именоваться сообразно русскому языку «главой города».
Сегодня в большинстве городов действует система так называемых дуумвиратов: гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Лояльный региональному руководителю менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Многие политики уверены, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна. Она, мол, помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится представительской фигурой.
Мэры, пришедшие к власти в городе по итогам прямых выборов граждан, бывают излишне самостоятельны, строптивы. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.
Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону, их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, «имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде».
Чем отличается мэр от главы города?
чем отличается мэр города от главы города
Чем отличается мэр от главы города
На самом деле ничем, только названием. В некоторых городах должность называется мэр, в некоторых глава города, в некоторых глава района, но суть одна и обязанности одинаковые. Также может по разному называться местный парламент: дума, госсовет, хурал, еще как-то но суть одинакова.
Можно сказать, что ничем не отличается.
Все зависит от города, так как в каких-то городах глава города руководит администрацией и он же является мэром этого города, а в каких-то городах главой города называют председателя Совета депутатов, а обязанности руководителя администрации выполняет наемный работник.
Согласно закона, Устав определенного города должен включать описание, что именно делает глава данного города: возглавляет местный Совет депутатов или администрацию.
Вот такое у нас в Вологде разделение, у нас есть и глава города и мэр:
Ну так политика президента по выстраиванию строгой вертикали власти работает и еще будет работать относительно долго. Просто федеральное «законодательство» предусматривает форму выбора мэра по конкурсу. При этом рекомендовать кандидатов будут на паритетных началах глава региона и местная законодательная власть. Одно хорошо, что утверждает выбор все-таки местная власть. Такой порядок внедряют по всей стране, и Ёбург не имеет особых привилегий.