в чем разница между менеджментом и управлением персоналом
Разница между менеджментом и управлением
Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.
Определение
Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».
Сравнение
Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.
Управление персоналом и менеджмент организации
Вопросы управления персоналом и менеджмента организации на сегодняшний день являются актуальными для большинства субъектов хозяйствования. Под управлением персоналом организации подразумевается решение всех аспектов деятельности бизнеса, связанных с человеческими ресурсами, в то время как менеджмент организации предусматривает еще более широкую сферу ответственности. И именно от эффективного управления персоналом и менеджмента организации зависят непосредственные экономические показатели субъекта хозяйствования.
Управление персоналом – что это такое
В первую очередь, под управлением персоналом подразумевается область теоретических знаний и практических навыков по использованию и обеспечению организации сотрудниками, которые смогут с максимальной эффективностью выполнять возложенные на них задачи.
HR—менеджмент, HRM, управление человеческими ресурсами – всё это синонимичные управлению персоналом понятия. С более узкой точки зрения, управление персоналом является непосредственно отдельной специализацией, требующей высшего образования, однако на текущий момент современные организации не всегда требуют его наличия от соискателей на данную должность.
Управление персоналом организации по своей сути затрагивает следующие аспекты деятельности предприятия:
Менеджмент организации как специальность
Вопросы того, что такое менеджмент организации являются более широкими, чем управление или менеджмент персонала. В частности, основными задачами менеджмента организации является непосредственное управление деятельностью предприятия и обеспечение взаимосвязи между остальными отделами и элементами субъекта хозяйствования. То есть, косвенно, специальность «менеджмент организации» предполагает наличие как определенных знаний по управлению персоналом, так и практических навыков использования и иных механизмов для повышения эффективности организации в рыночных условиях.
Так, менеджмент организации занимается решением следующих вопросов:
На текущий момент специальность «менеджмент организации» в Российской Федерации не является широко распространенной. При этом специалисты в данной сфере в первую очередь являются востребованными не по их документам, подтверждающим образование, а по фактическому опыту работы и готовым результатам.
Методы и модели управления персоналом
Сейчас существует большое количество методов и моделей, за счет которых осуществляется управление персоналом. С исторической точки зрения, основные модели управления персоналом появлялись постепенно. Так, можно выделить три основные концепции данной деятельности:
На практике вышеозначенные концепции практически не реализуются в полной мере в своем чистом виде. При этом у каждой из них есть как определенные преимущества, так и недостатки. Например, в случае выполнения низкоквалифицированного, монотонного труда без реальных перспектив для карьерного роста сотрудников, наиболее эффективной и на сегодняшний день будет являться технократическая концепция.
Соответственно, на основании вышеозначенных концепций формируются и основные методы управления персоналом, к которым можно отнести:
Чем отличается менеджмент от управления?
Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.
Что такое управление
Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:
В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).
Что такое менеджмент
Менеджмент – это совокупность различных способов управления, то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.
Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.
Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.
Особенности менеджмента за рубежом
Немецкий менеджмент характеризуется:
Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:
Японский менеджмент имеет следующие особенности:
Западная модель менеджмента в целом характеризуется:
Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.
Чем отличается менеджмент от управления
Способы управления в наших организациях
Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов, владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.
Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.
Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:
Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.
Управление и менеджмент: сходства и различия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Логический анализ сходства и различий менеджмента и управления
Сходства и различия управления и менеджмента – это общие и специфические черты наук и видов практической деятельности, определяющие их особенности.
Сравнение понятий «менеджмент» и «управление» можно производить по разным направлениям, в частности:
Прежде, чем проводить логический анализ, уместно дать определение обоим понятиям:
Связь между ними схематически может быть представлена следующим образом: не всякое управление может быть признано менеджментом. Так, например, управление техническим устройством, химической реакцией или армейской операцией нельзя называть менеджментом. Однако менеджмент – это всегда управление. Таким образом, понятие менеджмента уже, чем понятие управления, представляя собой специфический тип управления.
Специфика менеджмента выражается в следующих категориях:
Таким образом, с позиций логического анализа можно заключить, что управление – процесс общий, а менеджмент – частный.
Профессиональные управленцы и организаторы используют инструменты, оптимальные в конкретных ситуациях. При этом менеджмент в первую очередь опирается на теоретические исследования, а управление – на практику.
Готовые работы на аналогичную тему
Сходства и различия менеджмента и управления как научных дисциплин
Наиболее ярко специфика любой науки проявляется в наборе изучаемых проблем. Если рассматривать менеджмент как науку, то ведущее место в проблематике занимают:
Анализируя с научных позиций все проблемы управления, можно построить типологическую матрицу, отражающую особенное и общее в менеджменте и управлении. Типология является самым продуктивным методом исследования и анализа. Так, к примеру, периодическая таблица элементом Менделеева – это иллюстрация одного из универсальных и весьма эффективных методологических подходов, применимых к исследованиям в любой сфере человеческих знаний.
Типологический анализ вопросов управления также убедительно демонстрирует специфику менеджмента.
Сходства и различия менеджмента и управления как практической деятельности
В практическом менеджменте ключевую роль играют приоритеты. Практика менеджмента стала источником идеи человеческого капитала как ключевого приоритета менеджмента. Также из практики происходят и такие понятия менеджмента, как полномочия, корпоративность, стиль и т.д. Именно эти запросы к науке менеджмента со стороны практики определяют структуру знаний менеджеров.
Понятия «менеджмент» и «управление» можно разделить по их концептуальным принципам.
Принципы управления (общего):
Принципы, присущие менеджменту:
При этом принципы управления и принципы менеджмента не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют. Причем это взаимодействие тем эффективнее, чем глубже осознаются особенности менеджмента в рамках общего управления, а также в рамках осознания менеджмента как социально-экономической дисциплины.
В целом можно заключить, что для определенного класса проблем понятия «управление» и «менеджмент» вполне взаимозаменяемы и даже условно могут считаться тождественными. Во всех остальных случаях нужно понимать, что, несмотря на наличие общих черт, эти понятия имеют различия. Специфика менеджмента включает в себя общие черты управления, не отрицает их, но дополняет и углубляет для конкретного перечня проблем. Сегодня концепция менеджмента развивается путем освоения все новых и новых областей знаний:
Концепция менеджмента определяет, какие знания – фундаментальные, специальные и конкретно-практические – должен иметь специалист в сфере менеджмента, как они должны сочетаться и взаимодействовать на практике.
Менеджмент и управление — что это такое и отличия
Понятия менеджмент и управление присутствуют в жизни каждого человека. Кто-то работает в этом направлении, а кому-то просто приходится слышать эти термины в разговоре с другими людьми. Не всегда и не все могут сразу понять, о чем идет речь. Сложно также дать определение каждому из понятий или объяснить, в чем же заключается принципиальная разница. Эффективное управление представляет собой целую систему, включающую определенный набор подходов и методов. Они позволяют придти к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные взгляды на этот процесс. Они могут в значительной степени отличаться друг от друга. Управление и менеджмент по своей сути — понятия схожие. Существует ряд принципиальных отличий, которые позволяют дать полное определение каждому понятию и выбрать наиболее подходящий вариант в конкретной жизненной ситуации. Основные различия затрагивают область разграничения понятий и их применения к конкретным областям деятельности людей.
Определение понятий
Менеджмент представляет собой способ создания определенных моделей и их последующего использования в социально-экономических системах. В этом случае основными являются такие составляющие, как показатели эффективности распределения ресурсов. Главная задача для менеджера – создание самоорганизующейся системы. В процессе своей работы она должна будет воспроизводиться и развиваться. Происходить это должно в любых условиях. Для достижения поставленной цели используются передовые управленческие подходы. Важное значение имеют научные составляющие. Решающие показатели остается в процессе за прогрессивными современными разработками и технологиями. Критерием качества является в этом случае показатель эффективности. Важной задачей будет достижение целей при использовании и затратах минимального количества различных ресурсов.
Управление является видом человеческой деятельности, при которой ставиться основная цель. Работа направлена на упорядочение процессов, которые систематизируют труд и производство. В этом случае управлять можно всем, что используется в процессе достижения цели. К числу объектов управления относятся не только технические средства, но и люди. Также для решения задач можно задействовать базу данных и даже юридических лиц (организации). Управление в отличие от менеджмента воспринимается, как система с устаревшими инструментами для работы. Если созданный проект работает стабильно и не дает сбоев, то принято говорить о том, что он имеет хорошо отлаженный менеджмент. В обратном случае (при наличии сбоев или иных проблем) указывается, что управление было не достаточно качественное или требуется перейти на ручное управление, которое сможет заменить собой менеджмент на этапе устранения неисправностей в работе.
Сравнение
После приведенных определений становится понятно, что сходства и различия этих понятий зависят от конкретного случая или ситуации. Управление – это в большей степени процесс общий. Он затрагивает разные структуры и компоненты. Менеджмент работает в узком направлении, задействует определенный сегмент. Для управления применяются тщательно отобранные для ситуации инструменты, которые помогут достичь наилучших результатов, но потребуют замены, когда задача будет поставлена иная. Управление опорой для себя видит практику. В случае с менеджментом основной в работе является теоретическая часть. Применяются научно обоснованные методы, которые позволяют эффективно воздействовать на социально-экономические системы.
Выводы
Понятия различаются по разным направлениям. Масштаб и охват – в случае с управлением он более объемный, так как история насчитывает много десятилетий оттачивания методов. Менеджмент является частью управленческих механик и появился сравнительно недавно.
Оценка качества также различается. Главный критерий эффективности в случае с управлением – достигнута ли в итоге поставленная цель или нет. Если рассматривать менеджмент, то учитываться в оценке будут соблюдение принципов, правил и методов, которые были задействованы на пути к решению поставленной задачи. Дополнительно учитывается такой показатель, как эффективность распределения ресурсов – чем их меньше, тем эффективнее была проведена работа. Различия имеются и с точки зрения науки. Менеджментом является дисциплина, обладающая своим предметом и методом. Управление включает в себя множество наук, каждая из них характеризующихся различными предметами и методами. Коммерческая составляющая – еще один элемент, по которому можно различить эти понятия. Менеджмент чаще всего используется в работе, если умения нужно приложить к прибыльным проектам. Управление включается в общий процесс, когда речь идет о любом воздействии субъекта на объект на пути к достижению поставленной цели.