в чем разница между левыми и правыми партиями
Разница между «правыми» и «левыми» в политике
Политическая жизнь демократического общества и государства выстроена на принципах либерализма, который предполагает наличие различных точек зрения на ключевые вопросы, стоящие перед страной и миром. Разница во взглядах проявляется как в экономике, так и в других сферах жизни. Деление политических движений на «правые», «левые» и «центристские» является общепринятым во всём мире. Чем отличаются между собой полярные стороны этих взаимоотношений и в чём проявляются их взгляды?
«Правые» (в политике) – общественно-политические движения и идеологии, которые выступают за сохранение существующего режима, против резких реформ и пересмотра вопросов собственности. Конкретные предпочтения подобных групп будут отличаться в зависимости от региона и культуры, а также времени. Так, в начале 19 века американские «правые» политики выступали за сохранение рабства, а в начале 21 века – против проведения «медицинской реформы», которая бы делала обслуживание доступным для беднейших слоёв населения.
«Левые» (в политике) – это антипод «правых», собирательное название идеологий, выступающих за изменение политического режима, проведение масштабных реформ и воцарение социального равенства. К ним относят коммунизм, социализм, анархию, социал-демократию, а также иные политические доктрины. Во все времена «левые» политики требуют справедливости в её буквальном понимании, то есть не столько предоставления равных возможностей, сколько обеспечения равного результата.
Отличие
Традиционные названия политических лагерей появились ещё во времена Французской буржуазной революции. Это было связано с расположением представителей партий в Парламенте. Однако деление политических идеологий на «правые» и «левые» является достаточно условным и относительным, так как оно не даёт исчерпывающего представления об устройстве общества и государства. Очень важно учитывать пространственно-временной контекст и конкретную культуру.
К примеру, идея отстранения церкви от управления государством в 15-16 веках считалась крамольной. Тех же, кто активно выступал за неё и поддерживал рыночные ценности, можно было считать левыми. Прошло несколько столетий, и такая идеология стала доминирующей. Сегодня ярые сторонники рыночных ценностей, которые выступают за естественное неравенство, считаются «правыми» и вынуждены конкурировать с многочисленными «левыми» партиями.
Важнейший вопрос, разделяющий два политических лагеря – это отношение к собственности. Если «правые» очень активно выступают за сохранение статус-кво, то «левые» всегда готовы «отнять и поделить». Второй вопрос – это власть и её концентрация. Для «левых» централизация государства и сосредоточение полномочий в одних руках выглядит плохим сценарием развития государства, в то время как для «правых» это вполне естественно. Третий вопрос – иерархия общества. Для «левых» неравенство выглядит неприемлемым, в то время как для «правых» — естественным и нормальным.
Кто такие “левые” и кто такие “правые”. Краткий разбор
Кто такие “левые” и кто такие “правые”. Краткий разбор
Часто приходится отвечать на вопрос о том, как, по каким критериям политические силы делятся на “левые” и “правые”. В чем их отличие. Чего хотят одни и другие. Для ответа на эти вопросы редакция публикует данную статью.
Небольшой исторический экскурс, объясняющий откуда вообще взялись термины “левый” и “правый” применительно к политическим программам:
Сами термины возникли во время начала Французской революции. Во Французском парламенте того времени различные по своим целям политические партии размещались группами. В правой части зала парламента расположились партии выступающие за сохранение старого, свергаемого революций миропорядка: выступающие за сохранение монархии, государственной религии, сословных различий и привилегий. Сидевшие в зале слева партии выступали за отмену сословного неравенства, отделение церкви от государства, созданию Республики.
Претерпев ряд диалектических изменений в ходе исторических процессов, термины “левый” и “правый” сохранились и по сей день, но уже в своих обновленных, отражающих современные реалии общественного устройства качестве.
В настоящее время под ЛЕВЫМИ партиями, блоками, силами и объединениями понимают общественно-политические силы выступающие за т.н. “левые идеи”, к которым относятся:
К левым силам относятся: коммунисты, социальные анархисты, анархо-коммунисты, всевозможные социалисты (демократические, либертарные, революционные, рыночные, социал-реформисты и т.д.), социал-демократы, социал-либералы и прочие направления, разделяющие указанных выше цели.
Под “ПРАВЫМИ” партиями, организациями, блоками и т.п. понимают прямую противоположность по целям и задачам по отношению к левым силам:
К правым идеологиям, как это следует из основных заявленных целей относятся, например: монархизм, консерватизм, различные виды либерализма (например: классический и консервативный), национал-демократия, национал-социализм, правое либертарианство, традиционализм, реакционизм.
Следует, товарищи, особенно выделить такой вид “правых”, как всевозможные националисты и шовинисты. Дело в том, что в последнее время буржуазия крайне активно использует националистические и шовинистические обманки для раздробления коммунистических и левых движений. Дошло до того, что ряд партий, заявляющих себя, как коммунистические, выступают с националистическими лозунгами, вроде “русского мира” и т.п.. Особенно отличилась в этом направлении т.н. “коммунистическая” партия России – КПРФ, лидеры которой даже внесли предложение о том, чтоб добавить в Конституцию РФ пункт о “государствообразующей роли русского народа”, а “идеологи” от этих “коммунистов, стали наперебой оправдывать национализм своих вождей всевозможными рассказами об угнетении и бесправии русских в России, тем самым предлагая великорусский шовинизм взамен анти русскому национализму. Товарищи! Никакой национализм, ни русский, ни анти русский, ни про ни противо украинский, ни за ни противо славянский, никакой другой совершенно и абсолютно неприемлем для левых, а тем более – для коммунистов.
Для полноты понимания различия между левыми и правыми движениями следует кратко обобщить, предельно упростив все хитросплетение взглядов и тех и других:
Левые – это те, кто борется за то, чтоб хорошо было всем, а правые – за то, чтоб хорошо было лишь избранным, за счет остальных, естественно.
И последнее, что хотелось бы отметить в данной статье о левых и правых – отношение к социалистическому устройству общества – социализму. Дело в том, что социализм совершенно не обязательно подразумевает свободу, равенство, отсутствие эксплуатации человека человеком. В Манифесте Коммунистической Партии, например, описан в том числе и БУРЖУАЗНЫЙ СОЦИАЛИЗМ. Этот вид устройства общества, когда в какой-то степени выполняются социальные обязательства буржуазного государства, но во-первых: либо за счет других народов, либо за счет т.н. “не граждан”, находящихся по-сути на положении рабов. А во-вторых: все социальные обязательства буржуазным государством непременно отзываются, уничтожаются, ликвидируются в тот момент, когда правящая верхушка осознает, что революционные преобразования – единственная палка подгоняющая буржуев, им не грозят. К такой системе относится, например, “Скандинавский социализм”, остатки которого в настоящее время ликвидируются буржуями. Поэтому, товарищи, при всей поддержке левых движений, следует осознавать, что к долговременной, прочной, настоящей победе левых сил трудящихся могут привести лишь настоящие коммунисты-большевики, прочно стоящие на марксистско-ленинско-сталинских позициях.
Всевозможные праве идеи – это путь исключительно к диктатуре национал-социалистов – фашистов, которые совершенно неизбежно придут к безраздельной власти на фоне всеобщей правой направленности в стране, как это произошло, например, в Германии в 1933 году. “Поправение” “коммунистов” из КПРФ – очевидный признак начала такого процесса.
Левые-правые
Итак, снова был поднят вопрос о делении политических течений на левых-правых-центристов.
Начну с истории возникновения понятий левые, правые и центристы.
Итак, в французском парламенте выделяется 3 направления:
Правые — сторонники сохранения существующего (тогда монархического) строя.
Центристы — колеблющиеся между правыми и левыми.
Левые — сторонники радикальных революционных действий.
Что мы имеем сегодня? Правые и левые сегодня не выступают за сохранение монархии, они выступают за сохранение существующего буржуазно-капиталистического строя, они активно участвуют в парламентской борьбе.
У левых и правых течений эти вопросы являются определяющими их взгляды.
А теперь давайте перейдем к Российским реалиям.
В России, как ни странно, всё перепутано и перемешано. То левые в лице КПРФ выступают за авторитарное правление, за возвращение того, что было ранее (СССР эдак 80-х годов), за мелкую буржуазию в виде создания «народных предприятий», за сохранение и закрепление роли православия в РФ, то правые выступают за вхождение в европейскую семью народов, за свободный рынок, за плюрализм и демократию, свободу личности, собраний и т.д.
Как говорится — «Смешались в кучу кони, люди».
А что же марксисты, куда их на политических координатах поместить?
После великой октябрьской социалистической революции, к власти пришли т.н. «большевики» (Ленину такое название не нравилось: «Бессмысленное, уродливое слово, — с горечью замечал Ленин о стихийно сложившимся термине «большевик», — не выражающее абсолютно ничего, кроме того чисто случайного обстоятельства, что на съезде 1903 года мы имели большинство».). Что они предлагали делать?
Так куда расположить марксистов в политической системе координат?
На мой взгляд, все эти деления на правых-левых, авторитарных и антиавторитарных — рудимент, это деление вызвано непониманием устройства общества, марксисты же, изучив общество и общественные отношения, знают что нужно сделать, чтобы получить определенный результат.
И регулируемый государством рынок и государственная власть — инструменты, которые можно использовать для достижения конкретных результатов, быть авторитарными или демократичными, националистами и интернационалистами в определенных ситуациях — есть всего лишь инструмент а не самоцель.
Что такое политическая идеология. Кто такие правые и левые?
«У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».
Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании
Например, коммунистическая идеология предполагает общественную собственность на средства производства, полное социальное равенство. Главным методом перехода от капитализма к коммунизму провозглашается революция.
В то же время политическая идеология может работать во благо. Она дает систему ориентиров и ценностей, настраивает на достижение определенного идеала. Идеология объединяет людей, может мобилизовать их на решение определенных задач.
Коммунизм был официальной идеологией в Советском Союзе. Фото: РИА Новости / Лев Поликашин
Кто такие правые и левые?
В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.
Кто такие консерваторы, либералы и радикалы
Основными современными идеологиями принято называть консерватизм, либерализм и радикализм.
Консерватизм – это охранительная идеология. Консерваторы выступают за сохранение существующего порядка, укрепление общественных устоев.
Консерваторы выступают против радикальных реформ и революции, поддерживают лишь постепенные эволюционные изменения.
Либерализм – это идеология свободы. Главные ценности либералов: демократические свободы и права человека, экономическая свобода, частная собственность, индивидуализм.
Либералы провозглашают абсолютную ценность человеческой жизни, политическое равенство. Выступают за изменение общества путем реформ, против насильственных преобразований.
Радикализм – это идеология кардинальных перемен. Радикалы выступают за решительное изменение общественных и политических институтов. Например, призывают к полному огосударствлению экономики, изъятию частной собственности и перераспределению материальных благ.
Радикалы могут быть левыми (например, большевики) и правыми (например, неофашисты).
Ультраправые на «Русском марше» в Москве. 2013 год. Фото: Reuters
Какие еще виды идеологии бывают?
Помимо левых и правых, радикалов, либералов и консерваторов можно выделять более узкие идеологические направления. Например, социалисты и коммунисты относятся к левым, но у них тоже есть свои идеологические различия.
Социалисты выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.
Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.
Клерикалы придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.
Либертарианцы провозглашают главными ценностями личную свободу, индивидуализм и частную собственность, стремятся минимизировать государственное вмешательство в жизнь человека.
Националисты провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.
Левые и правые взгляды в политике: характеристика, примеры
Содержание статьи
При рассмотрении данной тематики сразу же необходимо пояснить, что принимаемая здесь терминология относится в приоритетном порядке именно к идеологии и общественно-политическим движениям. Причем «правые» взгляды определяются принципиальной критикой реформ. Они своей целью преследуют сохранение действующих политических и экономических режимов. В разное время и в различных регионах с уникальными культурными ценностями предпочтения конкретных представителей этих партий могут разниться. Показательной в этом смысле можно считать Америку, где правые движения в начале 19 века выступали за сохранение рабов и господ, а уже в 21 веке их акцент был перемещен в область сопротивления медицинской реформе, направленной на поддержание бедных слоев народа.
Естественно, что в этом контексте левые партии являются полной противоположностью правых. Представители левых политических течений во всей своей совокупности всегда выступают за модернизацию государственной и общественной организации, которая, по их мнению, должна производиться путем реформирования существующих порядков и закономерностей. Яркими примерами таких политических течений можно считать социал-демократию, социализм, коммунизм и даже анархию. Ведь принцип всеобщего равенства, провозглашаемый ими, требует глобальных изменений существующего сегодня в мире порядка.
Историческое наследие в формировании партий
Первым ярким примером раскола политического единства в стране стала Франция семнадцатого века, в которой аристократия полностью отмежевалась от буржуазии. Таким образом, левые с их скромной ролью исполнителей и кредиторов после революции в парламенте выразили полное недоверие аристократии с ее единоличной и фундаментальной властью. В то смутное время правое крыло парламента представляли фельяны, выступающие за укрепление монархии, основанной на конституционных правах граждан. Левый партийный блок состоял из якобинцев, желавших радикальных перемен. А в качестве центристов выступали жирондисты («колеблющиеся»), занимающие выжидательную позицию.
Таким образом, правых стали традиционно называть «консерваторами» и «реакционерами», а левых – «радикалами» и «прогрессистами».
Насколько условны понятия «левые» и «правые»
Несмотря на, казалось бы, четкие политические взгляды противостоящих друг другу правых и левых политических течений, их позиции зачастую очень условны для восприятия. Ведь в разное время и в разных странах к крайним политическим течениям могли причислять фактически одинаковые политические лозунги. Так, на заре своего рождения либерализм однозначно трактовался как левый партийный блок. А уже через некоторое время из-за манипуляций своих представителей, регулярно прибегающих к компромиссным решениям, их стали отождествлять с политическим центром, готовым к альтернативам между двумя крайностями.
Часто политические взгляды левых и правых настолько переплетены между собой, что установить их четкие границы между собой просто не представляется возможным. К примеру, коммунизм, отпочковавшийся от социал-демократии (типичных левых), обвинив своих прародителей в трусливой выжидательной позиции, стал ее ярым противником аналогично правому блоку партий. Быстрый прорыв для модернизации общества, взятый в качестве политической платформы коммунистической партией, своей ареной общественно-политических преобразований выбрал именно нашу страну.
Советский Союз внес достаточную сумятицу в четкое разделение правых и левых политических течений тем, что его политический режим в деспотической форме расправился со всеми демократическими правами и свободами, которые провозглашались социал-демократами. А тоталитарный режим Сталина вообще сделал правый акцент критическим. Таким образом, вклад предшествующего политического режима нашей страны в установленную исторической традицией границу между правыми и левыми, как говорится, «трудно переоценить».
Социологические и историко-философские различия
Первое глубинное различие между правыми и левыми партиями находится в сфере социологии. Левые течения традиционно защищают интересы именно народных слоев общества, которые практически не имеют собственности. Карл Маркс назвал их «пролетариями», а сегодня это наемные рабочие, труд которых оценивается заработной платой. А вот правые течения всегда были ориентированы на обладателей земельных ресурсов и средства производства, которые работают сами на себя и применяют наемный труд для своего обогащения. Причем правые могут общаться и с пролетариями, однако существенное различие между ними все-таки проводит четкую границу. А потому данное распределение прав собственности на землю и промышленные ресурсы привело к тому, что с одной стороны находятся капиталисты, руководители предприятий и организаций, а также представители свободных профессий, а с другой – неимущие земледельцы и наемные работники. Несмотря на достаточную размытость границ, на которую очень серьезно влияет наличие, так называемого, среднего класса, это разделение все-таки имеет свои очертания.
Со времен Великой французской революции был сформирован левый политический взгляд, направленный на реформы и радикальную реконструкцию. Сегодня левые политики также выступают за перемены и стремление к прогрессу. Однако и правые течения открыто не противостоят прагматичному развитию, однако они пытаются всеми силами защитить традиционные ценности. Отсюда происходит конфликт интересов противостоящих крайних партий, который заключается в борьбе сторонников прогрессивного движения и консервативных приверженцев установленного порядка. Именно изменение устоев в рамках реформ и сохранение преемственности власти постоянно накапливают политическую напряженность в отношениях левых и правых партий. Причем именно левые часто склонны скатиться в утопический идеализм, в то время как их оппоненты являются категорическими прагматиками и реалистами, что, в свою очередь, не уберегает и их от примыкания к ним восторженных фанатиков.
Политические, экономические и этические различия
Так как левые течения традиционно защищают народные интересы, то именно они и являются защитниками республиканских ценностей, а также организаторами профсоюзов и различных ассоциаций рабочих и крестьян. А культ государственности, родной земли и преданности национальной идеи, на защите которых стоят правые, часто приводят их к национализму, ксенофобии и авторитаризму. Примером крайних правых взглядов можно считать сторонников тоталитарного государства. Из исторических аналогов очень показателен пример Третьего рейха. У их оппонентов крайние взгляды могут выражаться в фанатичном анархизме, отрицающем любые формы власти.
Левые течения характеризуются отрицанием капиталистических отношений. Так как их доверие к государству все-таки больше, нежели к рынку, то они приветствуют национализацию и полностью отвергают приватизацию. Правые политики именно в рыночных отношениях видят стимулирующее начало для развития государства и глобальной мировой экономики. В тезисной форме это экономическое противостояние левых и правых может выглядеть так: слева находятся идеи о сильном государстве и плановом хозяйствовании, а справа – свободный рынок и конкуренция.
С этической точки зрения политические разногласия левых и правых течений обретают четкие границы в своих взглядах на национальный вопрос. Антропоцентризм, классический гуманизм и атеизм первых сталкивается в этом противостоянии с идеалистическими идеями доминирования коллективных ценностей над индивидуумом и повышенной религиозностью. Кроме того, в данном контексте левый национализм мешает доминированию правого космополитизма.