в чем разница между королем и его лошадью
Отличие мула от лошака
Мул и лошак — отличные вьючные животные, отличающиеся крепкой конституцией и выносливостью. В странах Азии обе помеси широко используются для перевозки грузов и работ в поле, а в США есть даже ассоциация заводчиков мулов.
Мул — это осел конских кровей, полученный путем скрещивания кобылицы и ослика. Его внешний вид больше напоминает лошадь — и размерами, и сложением. Однако голова с длинными ушками, шерсть, голос и форма копыт, а также постановка бедра выдают в нем кровь осла.
Различают два экстерьерных типа:
Упряжной мул может иметь рост в холке до 160 см и весить около 500 — 600 кг. Вьючный подтип немного мельче — около 120 — 140 см в холке и до 400 кг. Содержание мулов и рацион питания не отличается от лошадиного.
Осел и лошадь дали уникальную по своей работоспособности помесь, а невысокая цена сделали этих животных столь популярными в Азии, Африке и Индии.
Всех самцов кастрируют в возрасте одного года, хотя большинство из них не способны к размножению. Самки также редко приносят потомство. Известно лишь несколько случаев, когда самка рождала здоровых жеребят от жеребцов.
Продолжительность жизни мула составляет до 50 лет, а работоспособность сохраняют до 40 лет. Отличаются кротким нравом, умом, привязанностью к хозяину и смелости. Еще одна отличительная черта — удобство и мягкость шага. На животных удобно передвигаться даже на очень большие расстояния, а всадник не будет ощущать усталость от дороги.
Лошак
Осел и лошадь дали еще одну удачную помесь — лошака. Однако в отличие от мула, лошак рождается от ослицы и жеребца. Внешностью лошак больше напоминает ослика — от жеребца он унаследовал лишь крупный рост. Он менее выносливый, чем мул, поэтому его разводят гораздо реже. Однако в прошлые века в Европе лошаки использовались повсеместно — для перевозки грузов, людей, для работы в полях. В одной только Италии в начале прошлого столетия насчитывалось до 2 млн этих животных!
Рост лошака напрямую зависит от размеров ослицы и варьируется от 60 до 150 см в холке.
Самцов почти всегда кастрируют, они хоть и бесплодны от природы, но могут проявлять интерес к самкам. Самки лошаков также бесплодны. Еще одна причина редкости лошаков — сложность спаривания. Осел и лошадь имеют разное число хромосом: 62 и 64 соответственно.
Гибрид лошади и ослика легче получить, если у самца хромосом меньше, чем у самки.
Использование животных
Обе помеси чаще всего используются как вьючные и рабочие животные, однако только этим их деятельность не ограничена.
В некоторых странах мулы используются и в классических видах спорта — выездке, драйвинге, различных шоу. Покорность нрава сделали этих животных очень популярными для езды в дамском седле, а также для детского спорта. В США очень популярны соревнования среди мулов на выносливость — животные должны преодолеть определенную дистанцию с максимально возможным грузом. Учитывается не только сила, но и внешность, правильность экстерьера, послушание.
В конном туризме также начали активно использовать помеси осликов и лошадей. Крепкие копыта и выносливость, бесстрашие, всепроходимость и удобство хода играют важную роль в этой набирающей популярность дисциплине конного спорта.
Чем отличается мерин от жеребца?
Ответ на вопрос, чем отличается мерин от жеребца, очевиден — это животные одного типа. Более того, оба они мужского пола. Просто мерин — это конь, который не сможет давать потомства, а жеребец — потенциальный будущий папа. Кастрация лошадей может быть выполнена по различным причинам, но об этом будет рассказано ниже.
Отличия мерина и жеребца
Разобравшись, как называется кастрированный конь, можно переходить к отличиям. По внешности они не заметны, кроме отсутствия некоторой части тела. Но они сильно отличаются по повадкам и характеристикам.
Основное назначение и черты характера
Главная задача жеребца — стать отцом потомства. Они используются для улучшения качеств родословной при племенном разведении. Животные имеют крутой нрав, часто не слушаются. Возможна агрессия к другим особям в табуне.
Мерин — это конь, по различным причинам не подходящий для продолжения рода и подвергшийся кастрации. Дальнейшая его судьба — это участие в соревнованиях, сельскохозяйственные и производственные работы. Характер — это то, чем конь отличается от мерина. Проведенная стерилизация делает коня спокойным и уравновешенным, он отличается миролюбивым характером.
Для конкура кастрация жеребцов является достаточно важной процедурой. Мерины показывают более высокие результаты благодаря большему объему мышц передней части туловища. Они более маневренны. Также кастрация коня позволяет снизить необходимую дозу кормов, поскольку метаболизм значительно снижается. Имеют мерин и жеребец отличия в необходимой физической нагрузке. Разница заключается в постоянной работе с мерином, иначе он заплывет жиром.
«За» и «против» кастрации
Многие являются противниками проведения данной операции, утверждая, что она не имеет смысла. Другие говорят, что конь-кастрат имеет множество преимуществ перед жеребцом. Но при этом были случаи, когда даже спортивные кастрированные кони бунтовали против хозяина. Это значит, что мерин вовсе не превращается в послушное орудие в руках господина, он также имеет характер.
Особенности мерина и все «за»:
Характер жеребца и «против»:
Обратите внимание! Скакун-конкурист Хлопок, будучи жеребцом, показывал отличные результаты благодаря темпераменту. Но после кастрации абсолютно утратил интерес к прыжкам.
Зачем «мериновать»
Узнав, «мерин — что это такое?», а также основные «за» и «против» операции, следует подумать о необходимости процедуры. Ранее коневоды говорили, что она позволяет сохранить генофонд, оградив лошадей от жеребцов с плохим набором необходимых качеств. Сегодня ветеринары начали называть совершенно иные причины.
Агрессивные жеребцы, участвующие в скачках и отбирающиеся для развода, совершенно не подходят для работы. Они отбиваются от табуна, могут нанести вред другим лошадям, часто непослушны хозяевам. Мерины, наоборот, склонны держаться группами, имеют отличную работоспособность, а их мясо гораздо нежнее.
Подготовка к кастрации
Прежде всего, нужно найти опытного хирурга, который сможет провести операцию качественно. Конь должен быть пролечен от глистов и вакцинирован всеми необходимыми препаратам. Вакцинация проводится за месяц до даты операции. Немаловажную роль имеет обучение коня основным манипуляциям проведения кастрации, иначе он может травмировать врача. Обученная лошадь меринуется гораздо быстрее.
Подготавливаемый к операции конь должен быть тщательно изучен хозяином и врачом. Владелец должен знать повадки и характеристики питомца. Хирург, проводящий кастрацию, перед процедурой осматривает жеребца внешне и состояние копыт, а также проверяет пульс, температуру и давление.
Вопрос о том, как кастрируют коней, достаточно обширен. Во многом это зависит от возраста жеребца и решения ветеринара. При этом хозяин животного должен подготовить все необходимое для проведения операции. Кроме ряда инструментов, имеющихся у хирурга, нужно позаботиться о наличии ровной поверхности и хорошем освещении. Гораздо лучше, если вся процедура будет проводиться на открытом пространстве. В помещении выше шанс, что лошадь запаникует.
При первом обращении к ветеринару следует обговорить способ кастрации, каждый из которых имеет различия и ряд предписаний. Врач должен будет осмотреть коня и выбрать наиболее подходящий. После всех подготовительных работ следует взвесить коня для расчета необходимого количества средств для анестезии. Также понадобятся одеяло и иные средства, требующиеся для защиты глаз животного. Нужно принять все меры, необходимые для защиты от травм самого хирурга.
Обратите внимание! Возможны открытая, закрытая и химическая кастрация жеребцов. Какую лучше проводить, решает ветеринар.
Дальнейший уход
После проведения кастрации следует уделять особое внимание по уходу за лошадью. Это позволит избежать возможных осложнений. Восстановительный период будет длиться минимум 2 недели. Чтобы избежать развития инфекций после нанесенной раны, нужно регулярно давать жеребцу комплекс препаратов, которые должен назначить ветеринар. В первые дни могут понадобиться анестетики. Кроме того, следует каждый день проводить осмотр раны.
Обратите внимание! Выделение экссудата — это норма при операции подобного рода.
Упражнения для адаптации
Особых обязательных упражнений в послеоперационный период нет. Но нужно проводить ряд мероприятий для поддержания нормального здоровья коня. К примеру, нужно тщательно чистить денник, уничтожать насекомых, особенно являющихся разносчиками заболеваний. Чтобы избежать выпадения внутренних органов и ускорить адаптацию к новым условиям, нужно сбалансировать рацион. О его составе следует проконсультироваться с врачом, проводившим операцию. Нельзя допускать появления запоров или расстройства желудка, так как это сильно замедлит выздоровление. Лошадь должна гулять каждый день. Длительность прогулки устанавливает ветеринар.
Прогулка на лошади
Возможные осложнения
Любая операция, даже самая простая, сопряжена с риском. При превращении жеребца в мерина часто встречаемым явлением является развитие отечности, которая переходит на задние ноги. Многие хозяева в данной ситуации не прибегают к помощи ветеринаров, обходясь расслабляющими массажами и холодными компрессами.
Обратите внимание! Врачи настаивают на том, что данный метод лечения недопустим. Подобная ситуация говорит о воспалении и накоплении гноя, а значит, следует сделать надрез для дренажа.
Во избежание появления отеков рану закрывают с проведением дренажа, растягивая процедуру заживления на несколько недель. Чтобы облегчить процесс, следует накладывать теплые компрессы. Ежедневный выгул позволяет избежать накопления гноя, так как сокращение мышц провоцирует прорыв раны, и он вытекает наружу.
При недостаточной квалификации врача может случиться ситуация не до конца выпущенного семенного канатика. Это провоцирует начало кровотечения. Также возможна ситуация с врастанием канатика в брюшную полость. Здесь без вмешательства врача не обойтись.
Обратите внимание! Паралич лицевого нерва после кастрации — это временное явление, проходящее в течение нескольких недель.
Перед операцией нужно учесть, что операция может быть проведена только со здоровым конем. Малейшие отклонения от нормы — это сигнал к тому, что кастрацию проводить нельзя. Если лошадь недавно болела или имеет недобор в весе, лучше подождать, пока она не придет в форму. Инфекции половых органов — также препятствие для проведения операции. Не менее важную роль играет возраст жеребца. Чем он старше, тем вероятнее появление различных осложнений после кастрации. Если конь старше 10 лет, лучше отказаться делать из него мерина.
После прочтения данной статьи каждый читатель расставит все точки над «i» между жеребцом и мерином, а также как их отличить. А если решит завести кого-нибудь из них, то будет использовать материал как шпаргалку по поводу кастрирования. Однако перед этой процедурой нужно взвесить все «за» и «против», чтобы в конечном итоге не навредить животному!
Все о лошадях в фильме «Властелин Колец»
Фильм “Властелин колец” снимался на протяжении 18 месяцев. В течение съемок актеры, операторы и сотрудники администрации фильма жили в Новой Зеландии, в воссозданном на основе толкиеновских описаний Средиземье. По опыту западных кинокритиков такие широкомасштабные и продолжительные съемки тянут на мировой рекорд. Не менее рекордным стало финансирование трех серий фильма: киноэпопея обошлась продюсерской компании New Line Cinema в 300 млн. долларов. Что же касается “человеческих ресурсов”, то в фильме задействовано более 1,5 тысяч статистов и 400 профессиональных каскадеров. Количество лошадей, участвующих в батальных сценах, превышает 700.
Но это только цифры: все тяготы “полевой” жизни в Новой Зеландии и ежедневного, почти круглосуточного, труда всей съемочной группы остались за кадром. А приключения ведущих актеров на съемочной площадке не менее увлекательны, чем подвиги Хранителей Кольца.
Гэндальф
Сэр Ян МакКеллен, англичанин по происхождению, увлекался конным спортом в студенческие годы. Несмотря на то, что актеру, сыгравшему доброго волшебника Гэндальфа, 64 года, он вполне уверенно держится в седле. Однако, в сценах, где необходимо долго скакать на лошади без седла, МакКеллен все-таки пользоваться услугами дублеров.
Кстати, масть коня также корректировалась компьютером, ведь таких полностью кипельно-белых коней, на которых может ездить только настоящий волшебник, не существует.
Однако в некоторых кадрах компьютерная графика не спасла невнимательных создателей фильма. Если приглядеться, в нескольких сценах можно разглядеть у коня на груди следы от мартингала- темноватые полосы и светло-зеленое пятно от медной бляшки. В батальных сценах конь снимался именно в такой амуниции; после того, как его расседлали и предоставили для съемок дублеру Гэндальфа, у него остались отметины от ремней. Хотя такие тонкости может разглядеть очень внимательный зритель.
Мир Толкина Светозар
Что же касается самого Гэндальфа – сэра Яна МакКеллна – то большую часть своего свободного времени он отдавал тому, что помогал своим коллегам освоиться в седле. “Я честно пытался помочь Элайдже Вуду справиться со своим страхом перед лошадьми, – Рассказывает МакКеллен, – но его страх был настолько велик, что даже когда я водил его лошадь на корде, он чувствовал себя очень неуверенно. Хорошо еще, что в фильме мало сцен, где Фродо должен ездить верхом”.
Арагорн
“Он полностью соответствует своей роли- настоящий герой, отверженный, но никогда не сдающийся”, – так говорит Орландо Блум (Леголас) о Вигго Мортенсене, сыгравшем роль короля людей Арагорна. Вигго был настоящим кумиром для остальных актеров, которые, по словам Орландо Блума, зачастую пытались ему подражать. Поэтому, если, например, Вигго Мортенсен отказывался от дублера, то и Орландо Блум пытался наравне с ним исполнять сложные трюки.
А Мортенсен отказывался от дублера постоянно. Он мастерски научился управлять лошадью еще в детстве, на ферме своего отца в Южной Америке, и даже переезд в Нью-Йорк, не помешал ему изредка ездить верхом и поддерживать себя в форме. “Я очень люблю лошадей, – говорит актер, – поэтому сниматься во 2 Властелине Колец” для меня было настоящим удовольствием».
Кстати, именно Мортенсен подал сценаристу идею сцены, в которой раненного Арагорна спасает конь. Актер сам добился от животного исполнения всех действий: конь подходил к лежащему актеру, опускался на колени и ждал, пока актер вскарабкается в седло.
Однако даже профессиональное умение справляться с лошадью не уберегло Вигго Мортенсена от травм. В массовой батальной сцене актер попался “под горячую руку” одного из статистов, результатом чего стал выбитый зуб. Не долго думая, актер отправился к дантисту, попросил вставит себе новый, и уже через два часа вернулся на съемочную площадку.
Мир Толкина Брего
И еще одну не менее комичную травму получил Вигго Мортенсен во время съемок. На очередном дубле, в котором Арагорн в отчаянии бежит среди горящих трупов своих друзей, актер с силой пнул шлем, но вместо того, чтобы продолжать бежать, упал на колени, сжал кулаки и закричал. Режиссер Питер Джексон был в восторге от такой творческой находки актера, максимально точно передавшей отчаяние героя. Однако секрет столь эмоциональной игры заключался в том, что Вигго сломал палец на ноге. Но и эта травма не заставила его надолго приостановить работу над фильмом.
Из-за того, что Блум отказывался от дублера, он не раз получал травмы – в основном, при съемке батальных сцен. В одной из таких сцен Леголас упал с лошади и сломал ребро. самое примечательное, что этот кадр вошел в фильм, так как режиссер посчитал этот момент очень “живым и искренним”.
После этого падения Орландо Блум один день отлежался в медицинской части и уже на следующий день был на ногах. Через неделю он уже вновь садился в седло. В одном из интервью актер сказал, что ему “не привыкать к травмам”. В возрасте 12 лет он выпал из окна и приземлился на стоящую под окном стиральную машину, получив таким образом серьезную травму позвоночника; обучаясь искусству сноубординга – не раз ломал руки, а при неудачном приземлении с парашютом сломал лодыжку. “После таких подвигов мне боль не страшна, – говорит Орландо. – Поэтому, даже когда я первый раз сел на лошадь, то абсолютно не боялся. Я получаю искреннее удовольствие от скорости, мощи и ощущения свободы, которое дает езда на лошади.”
Фродо
Актер, сыгравший самого отважного и самоотверженного хоббита Фродо Бэггинса- Элайджа Вуд – в жизни не так уж отважен, и предпочитает избегать экстремальных ситуаций. С восьми лет он не видел ничего, кроме учебной сцены и сьемочной площадки, поэтому приобрести какие бы то не было спортивные навыки у него не было времени.
На съемках фильма Элайджа всеми силами пытался избежать общения с лошадьми, которых с детства боялся. Любые попытки взгромоздить несчастного Фродо на лошадь оканчивались плачевно- Элайджа Вуд забывал свою роль, начинал заикаться и дергаться. К тому же, ездить верхом хоббиту мешали накладные лапы, которые не только не помещались в стремена, но и смешно торчали в разные стороны. Поэтому в фильмах нет ни одного кадра, где полностью виден хоббит на лошади.
Как рассказывает Элайджа Вуд в одном из своих интервью, в процессе съемок “Властелина Колец” он подвергся двум серьезным испытаниям: необходимости каждый день вставать в пять утра, чтобы успеть загримироваться до начала съемочного дня, и общению с лошадьми. “Конечно, за 18 месяцев я привык к этим животным и стал переносить их намного спокойнее, чем раньше, – говорит Элайджа,- однако, все- таки не стоит меня заставлять ездить на них верхом”.
Арвен
Лив Тайлер, сыгравшая во “Властелине Колец” эльфийскую принцессу Арвен, не принимала участия в трюковых съемках, а отдавала большую часть времени на проработку своей роли. Однако в свободное время она с удовольствием посещала конюшню, размещенную недалеко от того места, где жили актеры. “Я не люблю ездить верхом,- призналась Лив в одном из своих интервью, – но мне очень нравится общаться с животными”. Поэтому, чтобы отдохнуть от напряженной работы, она заходила к своим четвероногим любимцам, кормила их и разговаривала с ними. В сценах же, где Лив Тайлер должна была ехать верхом, она пользовалась услугами дублера.
Однако, несмотря на осторожность, Лив все-таки не удалось избежать конфликта с животными. В одной из сцен Арвен выходит навстречу подъезжающему Арагорну, который быстро спешивается и подходит ее поприветствовать. Как обычно, режиссер настаивал на том, чтобы было снято как можно больше дублей. На очередном дубле конь Арагорна, уставший повторять одни и те же движения, попытался вырваться на свободу. Распугав окружающих его лошадей, он вырвался и ускакал пастись в поля. Остальные же лошади продолжали буйствовать, постепенно надвигаясь на Лив Тайлер и Мортенсена. Если бы не ловкость актера, Лив Тайлер имела все шансы оказаться затоптанной перепуганными лошадьми. Роль героя настолько отразилась на поведении Мортенсена, что он, рискуя жизнью, не только вытащил Лив из “свалки”, но и помог всадникам растащить дерущихся лошадей.
Несмотря на то, что полтора года непрерывной, напряженной работы в Новой Зеландии дались актерам трудно, они вспоминают о съемках во “Властелине Колец” как о длительном и очень увлекательном приключении. Актеры вместе осваивали новые для себя науки: учились фехтованию, верховой езде, изучали эльфийский язык. Все девять членов “братства Кольца” сделали себе татуировки в виде эльфийской цифры девять – в знак того, что они никогда не забудут этого периода своей жизни.
https://sites.google.com/a/horsesonline.info/www/v?pageMoved=%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%20%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8F%D1%85
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
Верный соратник рыцаря
Древность
На Пьяцца дель Кампидольо в Риме стоит конная бронзовая статуя императора Марка Аврелия. Она наглядно доказывает, что римляне располагали крупными лошадьми мощного телосложения, способными нести на спине всадника в тяжёлом доспехе. Таких лошадей римские авторы относили к восточным породам: парфянской, мидийской и нисейской. Хотя их устойчиво именуют «большими», по нынешним меркам они скорее относились к средним, имея рост не более 155 см в холке. В армии лошадей ценили скорее за выносливость, а не за большой рост. Остеологический анализ скелетов показывает, что в среднем они были несколько ниже современных лошадей — от 137 до 142 см в холке. Плиний Старший сообщал, что римляне предпочитали ездить на кобылах, однако в ремонтных списках представлены как кобылы, так и жеребцы. Из 31 лошадиного скелета, обнаруженного на месте сражения с германцами под Крефельд-Геллепом, примерно половина принадлежала жеребцам, а половина — кобылам.
Противники римлян — германцы — ездили на быстрых низкорослых лошадях, чей рост в холке составлял примерно 120–135 см. Несколько скелетов такого размера были обнаружены среди находок у Крефельда-Геллепа — должно быть, они принадлежали лошадям германцев. Римские авторы сообщали, что зарейнские племена при случае старались приобретать лошадей у римлян или галлов. Поздним отголоском этой практики является термин для обозначения боевого коня — marach, который встречается в Бургундской и Алеманнской правдах и, безусловно, является германским заимствованием из кельтского языка. Тем же путём была заимствована часть технической лексики коневодства. Сами германцы не занимались селекцией пород и разведением лошадей.
В ходе Великого переселения народов крупные хозяйства, в которых выращивались лошади для римской армии, подверглись разграблению. Племенные животные пропали. В последующие столетия селекцию лошадей пришлось организовывать заново.
Раннее Средневековье
В раннем Средневековье на полях сражений доминировала пехота. Даже знатные воины, выступавшие в поход верхом, предпочитали сражаться спешенными. Ситуация изменилась, когда противниками франков стали народы, активно использовавшие кавалерию — прежде всего мусульмане-арабы. Переломным моментом стало сражение при Пуатье 10 октября 732 года, в котором Карл Мартелл смог остановить их продвижение. Хотя франкская пехота и одержала победу, Карл сделал правильный вывод о пользе кавалерии. Чтобы увеличить число всадников, он начал раздавать земли во владение своим дружинникам, ставя условие: несение конной службы.
Дальним последствием этих реформ стало возникновение слоя средних и мелких землевладельцев, которые в качестве конных воинов составили основу франкской военной организации. По подсчётам историков, в эпоху Карла Великого (вторая половина VIII — первая половина IX века) армия франков насчитывала в среднем от 2500 до 3000 всадников и примерно от 6000 до 10 000 пехотинцев. Во время крупных кампаний собиралось 20 000 воинов, а полная мобилизация могла дать 35 000 всадников.
Другим направлением постоянных усилий короны стало распространение культуры коневодства. Уже в конце VIII века во Франции появились специальные конезаводы, большей частью принадлежавшие магнатам, у которых имелись конюшни и луга для выпаса животных. Здесь проводились целенаправленные эксперименты с целью увеличить рост, силу и выносливость боевых лошадей. Высокая стоимость таких животных делала этот вид предпринимательства особенно доходным. Кроме того, ему покровительствовала королевская власть. Важным стимулом, подстегнувшим развитие коневодства, стала примесь крови испанских и арабских лошадей, захваченных франками после победы Карла Мартелла при Пуатье.
Кроме Франции, ещё одним регионом разведения лошадей являлась Испания — отчасти из-за её исторической репутации в качестве центра коневодства, отчасти из-за культурного взаимодействия с мусульманским миром.
Несомненно, дополнительный импульс коневодство получило в эпоху Крестовых походов, когда европейцы познакомились с туркменскими лошадьми из Ирана и Анатолии.
Сёдла, стремена и подковы
На эффективность действий франкской кавалерии повлияли технические изобретения, сделанные в эпоху раннего Средневековья — в частности, распространение жёсткой каркасной конструкции седла и появление стремян.
Ленчик седла вырезали из дерева. Две плоские доски, располагавшиеся по обе стороны от позвоночника лошади, соединялись высокими передней и задней луками. Между ними располагалось сиденье, которое снаружи обтягивалось выделанной кожей. Всадник в таком седле как бы приподнимался над спиной лошади. Давление от его веса распределялось более равномерно. Верховая езда стала более комфортной как для человека, так и для животного, а это уменьшило утомляемость последнего и увеличило его «срок эксплуатации». Седло крепилось на спину лошади при помощи подпруги и могло дополнительно фиксироваться грудным ремнём и подхвостником. Чтобы оно не натирало спину животного, под седло подкладывали потник.
Ещё одним малозаметным на первый взгляд нововведением стало распространение подков. Хотя обычай подковывать вьючных животных — мулов и ослов — был известен ещё галлам и римлянам, в древности подковы не получили широкого развития. В сухом климате Средиземноморья копыта лошадей сохраняли естественную твёрдость и позволяли идти на галопе даже по каменистой почве. В условиях Северной Европы, на влажных болотистых почвах, напротив, копыта лошадей быстро размягчались, стирались, а порой и трескались.
Возможно, подковы, как и стремена, в Западную Европу занесли кочевники-авары. От византийцев их переняли франки. К началу эпохи Крестовых походов обычай подковывать коней приобрёл всеобщий характер. Подковы позволяли животным проходить дальние расстояния с более высокой скоростью по любой, в том числе и каменистой, местности без повреждений, а также вести войну в любое время года.
Рыцарский конь
Примерно с XII века стала известна особая порода рыцарских боевых коней — дестриеров (фр. destrier). Это имя происходит от латинского equus dextarius (dextra — «правая рука»): обычно боевого коня вели справа от сеньора, чтобы тот в любой момент мог пересесть с ездовой кобылы или мерина. Дестриеры обладали большим ростом и мощным телосложением, позволявшим им нести на спине всадника в тяжёлом доспехе. Происхождение этой породы покрыто туманом неизвестности. Считается, что она появилась в результате длительного и сложного селекционного процесса гибридизации низкорослой европейской лошади и лошадей арабской или берберской породы. Возможно, впервые её вывели в Испании, где имелись наилучшие возможности для такого рода экспериментов. Испанские кони своей красотой, силой и скоростью славились по всей Европе, где на них ездили короли и знать. По своему экстерьеру рыцарские кони походили на современных андалузцев или лошадей фризской породы, которые ведут от них своё происхождение.
Широко распространённые сегодня представления о том, что рост рыцарских коней доходил до 170 см и выше, а телосложением они напоминали бельгийских першеронов или лошадей саффолкской породы, являются не более чем мифом. Анализ изобразительных и археологических источников, а также исследование костных останков свидетельствуют, что в XI–XII веках обычный рост боевых коней колебался между 147 и 152 см в холке, а к XIII веку они подросли до 150–160 см. Это были сильные лошади коренастого телосложения, с развитой грудной клеткой и крепкой мускулатурой, массой 540–590 кг. Конечно, это больше средних размеров рабочих лошадей того времени, но всё же сильно не дотягивает до современных тяжеловозов.
Те же пропорции сохранялись и три века спустя. Доспехи для лошадей XV–XVI веков, изготовленные Королевской оружейной палатой в Лондоне, рассчитаны на животных ростом от 150 до 160 см, телосложением напоминавших литовских дригантов. Эти же лошади служили моделями для конных статуй XV–XVII столетий, которые позволяют на глаз оценить размеры рыцарских коней.
Эксперименты реконструкторов показывают, что для боевого коня имеет значение скорее сила и ловкость, нежели размеры. Очень вероятно, что большие массивные лошади являлись скорее элементом престижа и данью моде, нежели насущной необходимостью.
Порода и пол
В Европе в качестве боевых коней чаще использовались нехолощёные жеребцы, чья природная агрессивность служила важным подспорьем в схватке. Боевых коней специально обучали лягаться и кусать противника. Кобылы по своим физическим данным считались менее подходящими для этой роли. Однако они всегда славились выносливостью, а кроме того, были более смирными и лучше подчинялись командам.
К числу пригодных не только к войне, но и к мирной жизни пород лошадей относились рысаки (courser) — сильные кони более лёгкого телосложения, которых использовали для быстрой скачки или охоты. Они стоили дорого, но не настолько, как дестриеры. Универсальной рабочей лошадкой войны являлись верховые (rouncey), на которых ездили бедные рыцари, сержанты и оруженосцы. Верховых использовали в лёгкой кавалерии, а также для охоты. По стоимости им были равны ездовые лошади (palfrey). Знатные дамы для выездов заводили небольших испанских лошадей (jennet), славившихся покладистым характером. Сами испанцы использовали этих лошадей для лёгкой кавалерии.
На выбор лошади иногда влиял ожидаемый характер военной кампании. К примеру, указ о мобилизации войска, разосланный в Англии в 1327 году, прямо требовал явиться на службу на верховых (rouncey) для быстрого передвижения. В качестве упряжных или вьючных лошадей (summarii) использовались низкорослые породы и даже пони, известные выносливостью и способностью к дальним переходам.
Стоимость боевых лошадей
Боевые кони стоили чрезвычайно дорого. Салическая правда VII века предусматривала возмещение в 12 золотых солидов за боевого коня, 3 солида — за здоровую кобылу и 1 солид — за корову. Дестриеры стоили ещё дороже: от 20 до 300 парижских ливров — в сравнении с 5–12 ливрами, в которые обходился обычный рысак. В 1298 году чешский король Вацлав II приобрёл коня за 1000 марок. Во Франции в 1265 году стоимость верхового коня для оруженосца составляла всего 20 марок. В 1297 году Жарар де Моор, сеньор Вессегем, владел семью боевыми конями общей стоимостью 1200 турских ливров, что равнялось годовому доходу обеспеченного рыцаря. В Англии около 1250 года стоимость снаряжения рыцаря, включая коней, равнялась его годовому доходу, то есть 20 фунтам стерлингов. В XV веке французский воин вкладывал в покупку одного только боевого коня сумму, примерно равную своему полугодовому или годовому жалованью, в то время как на вооружение он тратил трёхмесячную «зарплату».
Помимо боевого коня, а лучше двух, для участия в военном походе рыцарям полагалось иметь ездовую лошадь, мула для поклажи, одного или нескольких оруженосцев, сопровождавших его верхом, а также конюха и прочих слуг. Для перевозки необходимых припасов нужна была повозка с кожаным верхом. Чем выше ранг имел воин, тем более многочисленной была его свита. О порядке расходов на её содержание и уровне цен дают представление закупки лошадей Робера II, графа Артуа, для себя и своих людей в 1302 году, в преддверии похода во Фландрию. Пять «больших коней» (один из Испании) обошлись ему в среднем в 280 парижских ливров за каждого, восемь обычных — по 115 парижских ливров, два парадных коня — по 50 парижских ливров, один скакун — по 60 парижских ливров, 14 упряжных лошадей — по 34 парижских ливра и, наконец, три маленьких упряжных лошади — в среднем по 12 парижских ливров за каждую.