в чем разница между источниками и литературой
Разница между источниками и литературой
При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.
Почему так важно правильно составить список
Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.
Сравнение
Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.
Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.
Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».
Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.
Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.
В чём разница между источниками и литературой
Научный аппарат академической работы составляют два типа научных документов: один тип представляют собой источники информации об объекте исследования, другой — научная литература. Достаточно часто студенты не могут уловить разницу между источниками и литературой.
Между тем, эта разница достаточно очевидна. Источник информации — нечто, содержащее первичную (эмпирическую) информацию о Вашем объекте исследования. К литературе относят исследования, в которых эта информация изложена, переосмыслена.
Иногда студенты, считающие, что они поняли разницу между понятиями «источники» и «литература», начинают чрезмерно упрощать это и делают акцент не на сути, а на форме. Они, например, могут утверждать, что статьи из газет — это источники, а из научных журналов и иных научных изданий — литература.
Такое упрощение некорректно. Всё зависит от специфики исследования. Обычно в исследовании международных отношений статьи из общественно-политических изданий, действительно, относят к источникам (так как они содержат первичную информацию о событиях и точках зрения на них), а статьи из научных изданий — к литературе (так как они являются результатом обработки этой информации исследователями). Однако могут быть и исключения.
Например, однажды в диссертационном совете СПбГУ защищалась диссертация, тема которой звучала так: «Роль внешнеполитических факторов в формировании научных представлений об американской культуре в Великобритании и Германии». Что могло быть использовано в качестве источников информации о научных представлениях об американской культуре в Великобритании и Германии, если не монографии, диссертации и научные статьи британских и немецких исследователей-американистов? Именно они — научные работы — были основой корпуса источников этой диссертации. Историографические же работы, а также рецензии на эти монографии и статьи для данной диссертации были литературой.
Это вызвало вопросы на защите. Ведь традиционно в списке источников политологической работы можно увидеть политические документы, нормативно-правовые акты, статьи в прессе, интервью и т. п. Монографии же всегда относят к литературе. Один из членов диссертационного совета обратил внимание на то, что наличие монографий в списке источников вызывает недоумение. Но соискателю удалось отстоять свою точку зрения.
Разница между источниками и литературой
При выполнении письменных работ не стоит забывать о грамотном составлении перечня использованных источников и литературы. Этот раздел, следующий после изложения основного материала, преподаватели просматривают очень тщательно. Однако не всем студентам понятно, чем отличаются источники от литературы. Попытаемся это выяснить.
Почему так важно правильно составить список
Над заключительными штрихами придется немало потрудиться. Почему к написанию указанного перечня необходимо относиться очень ответственно? Во-первых, он дает представление о самом объеме изученного материала. Во-вторых, преподаватель проверяет, есть ли в списке знакомые авторы и авторитетными ли являются источники и литература. В третьих, этот раздел показывает, насколько добросовестно отнесся автор к оформлению своего труда.
Сравнение
Упомянутый список составляется по определенным правилам. Однако вернемся к вопросу про отличие источников от литературы. Здесь стоит заметить, что в широком смысле любой материал, который был использован при написании работы, можно назвать информационным источником.
Но если необходимо выполнить разграничение, то в группу «источники» следует отнести все, что не является литературой. Это, например, некоторые архивные материалы, официальные документы, фотографии (старинные или выполненные собственноручно), видеозаписи, художественные репродукции, оставленные отзывы на выставках, интервью, личные дневники и прочее.
Все данные об использованных материалах фиксируются в списке согласно требованиям. Если, скажем, актуальные сведения содержались в телевизионной передаче, то следует указать точное время ее трансляции и соответствующий канал. К источникам иногда также относят страницы веб-сайтов. В других случаях их выделяют в отдельную категорию «Ресурсы Интернета».
Рассматривая, в чем разница между источниками и литературой, остановимся и на материалах второго вида. Что следует относить к литературе? Это энциклопедии, учебные пособия, труды из разряда монографий, журнальные статьи на исследуемую тему, хрестоматии, сборники, где авторы излагают свои мысли.
Стоит учитывать, что литературные материалы остаются таковыми независимо от того, на каких носителях они размещены. Информацию этого типа могут содержать не только книги или иные печатные издания, но и флеш-карты, компакт-диски, магнитные ленты и другие подобные объекты.
Что может быть использовано в качестве источников
По источниковедению написано множество томов, в том числе, немало учебников. В них чётко указано, какие виды источников существуют и даже какие методы работы с ними целесообразно применять.
Если говорить об общественных науках в целом, то в них может быть принято выделять виды источников, исходя из разных оснований классификации: по назначению источников, по их происхождению, форме и т. д. Одна из наиболее известных классификаций — классификация Э. Бернгейма, предложившего относить к источникам «известия» о событиях и «остатки» событий. К «известиям» Бернгейм относил среди прочего рассказ, анекдот, мемуары, биографию и газету, а к «остаткам» — непосредственные следы жизнедеятельности, данные языка, существующие обычаи, нравы, учреждения, произведения всех наук, искусств, ремёсел как свидетельства о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях, деловые акты, протоколы и всевозможные административные документы, монументы и надписи, не содержащие каких-либо сведений (пограничные знаки, монеты и медали), законодательные, делопроизводственные и тому подобные документы.
В исследовании международных отношений часто в качестве источников используют
— материалы открытой печати и открытые данные — статистические данные, нормативно-правовые и иные акты, публикации в СМИ, материалы архивов,
— внутренние документы (документы ограниченного доступа) — постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции, должностные положения, правила, планы, служебные письма, записки, соглашения, договоры, заявления, протоколы, отчёты учреждений, организаций, фирм и их структурных подразделений,
— личные документы — дневники, записи, письма, мемуары, автобиографии, конспекты, пометки, документы поимённого голосования.
В качестве источников могут быть использованы материалы, отличающиеся и по средству фиксации. По этому признаку источники могут быть
— текстовыми (статьи, интервью, анкеты, отчёты, стенограммы, справочные материалы и т.п.);
— графическими (схемы, диаграммы, карты, другие изображения);
— аудиовизуальными (звуко- и видеозаписи);
— мультимедийными (сочетание всех вышеперечисленных видов в одном документе*);
при этом первые два вида источников могут храниться как в бумажной, так и в электронной форме.
Все эти виды и формы источников могут быть использованы для получения информации об объекте исследования. Важно чётко определить свой объект исследования и попытаться понять, откуда можно почерпнуть первичную информацию о нём.
При этом, если в научной литературе встречается общая характеристика тех или иных данных, а сами данные не приводятся, имеет смысл найти первичный источник и опираться на него, приведя мнение автора соответствующего исследования как одну из существующих в научном, профессиональном или общественном дискурсе интерпретаций этого источника.
Можно ли использовать в качестве источников материалы СМИ
Материалы СМИ могут быть разными. Среди них выделяются новостные сообщения и комментарии. Новостные сообщения, представляющие собой сухую информацию о фактах, — это очень ценный источник информации для исследователя международных отношений, который в силу географической удалённости от событий, интересующих его, не может наблюдать их непосредственно и вынужден следить за ними в том числе через СМИ. Комментарии же могут намеренно искажать факты, представляя их в том разрезе, который выгоден редакции или силам, стоящим за ней. Информационные войны сегодня, к сожалению, очень часто сказываются на качестве материалов СМИ.
В этих условиях всё труднее становится отличить новостное сообщение от комментария. Многие даже сухие заметки подаются так, чтобы событие было истолковано потребителем информации в определённом ключе. Исследователю необходимо учиться отделять факты от их интерпретации.
Материалы СМИ являются достаточно надёжным источником информации. По закону учредители СМИ несут ответственность за достоверность сообщаемых сведений. Однако в условиях информационной войны некоторые политические акторы не гнушаются ничем. Учредителем СМИ может быть создана фирма-однодневка, которая в случае претензий к исчезнет совершенно безболезненно для создавших её лиц. Некоторые СМИ могут предоставлять ложные сведения о своих учредителях и заявлять в случае претензий, что с автором того или иного материала они не знакомы (как это, например, было во время кризиса в Донбассе с Агентством гражданской журналистики «Ридус»).
Поэтому, используя в курсовой работе материалы СМИ, нельзя обойтись без очень скрупулёзной внешней и внутренней критики этого источника информации. (Под внешней критикой подразумевают исследование в отношении каждого источника, представляет ли он собой в действительности то, за что себя он выдаёт и за что его до сих пор принимали. Внутренняя критика состоит в решении вопроса о том, в каком отношении находятся заключающиеся в источниках известия к действительным фактам, т. е. можно ли считать эти известия вполне достоверными, или только вероятными, или же следует отвергнуть возможность сообщаемых фактов).
Впрочем, внешней и внутренней критике необходимо подвергать любые источники, не только материалы СМИ.