в чем разница между греко католиками и римо католиками
Шесть отличий православных от католиков
Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.
Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.
Герб государства Ватикан
Отличие первое: кто главный в Церкви?
Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.
Официальный титул папы римского звучит так:
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.
Отличие второе: непогрешимость римского епископа
Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.
Католический священник
Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства
Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.
Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии
Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.
В Катехизисе РКЦ сказано, что…
«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»
Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.
Католический храм
Отличие пятое: учение о Чистилище
Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:
«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»
Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.
Отличие шестое: молитвенный экстаз
Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.
Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.
Православие и католицизм. Ещё раз о различиях
Безбрачие.
У католиков все священники холосты, они при посвящении в чин и должность дают обет безбрачия и целомудрия, целибрачие. Им не положено носить бороды. Но есть исключения.
У православных в их иерархической системе есть белое духовенство, то есть женатое, и есть чёрное духовенство, не женатое, то есть монахи. И они носят бороды. Хотя эти правила не абсолютны.
++++++++++++++++
Богослужение.
У католиков служат Мессу. Во время Мессы они могут сидеть на специально расставленных в Храме скамьях. Лишь изредка они молятся в коленопреклонении. У католиков языком богослужения была латынь. Сейчас в католичестве Литургия служится на национальных языках, кроме сохранивших приверженность к латыне, называемых традиционалистами.
У православных принято в качестве основного богослужения вести Божественную Литургию. Православные во время службы стоят или преклоняют колена, показывая своё смирение пред Богом. У православных Литургия читается на национальных языках. В русском православии Литургия идёт на церковнославянском.
++++++++++++++++
Дева Мария.
У католиков принято в качестве догмы положение о том, что Дева Мария была безгрешной, зачала Иисуса она непорочно и не имела первородного греха.
У православных исповедуется система догматов о том, что Богородица была обычной женщиной, которую по своей милости выбрал Бог, чтобы она выносила и родила Христа как Миссию Человечества.
++++++++++++++++
Иконы.
У католиков иконы приближены к реальности. Католические художники пытаются придать их лицам человеческую индивидуальность. Используется прямая перспектива. Присутствует поклонение статуям.
У православных иконописцев стиль строгий, всё абсолютно символизировано, лицам придаются вид ликов. Православные иконы имеют обратную перспективу, все святые изображаются в двумерности. Статуи в Православии не признаются.
++++++++++++++++
Исповедь.
У католиков принято исповедоваться через деревянную ширму и приватно.
У православных мест особых для исповедания не предусмотрено.
++++++++++++++++
Крест.
У католиков Крест четырёхконечный.
У православных он восьмиконечный с дополнительной нижней перекладиной. Хотя именно четырёхсторонний крест вывез князь Владимир из Корсуни, под которым он и крестился, и который установил по правой стороне Днепра.
++++++++++++++++
Крестное знамение.
У католиков крестятся сверху вниз, затем слева направо всеми пятью пальцами, сложенными в пест. Считается, что этот символ означает пять Христовых ран на Его теле при Его казни.
У православных крестятся сверху вниз и затем справа налево тремя первыми пальцами в песте, при этом безымянный палец и мизинец должны быть приложены к ладони. Три пальца вместе означают Троицу, мизинец и безымянный пальцы символизируют божественное и человеческое происхождение Христа. В некоторых церквях православного направления два пальца означают Адама и Еву, припавших к руке Бога.
++++++++++++++++
Крещение.
У католиков младенцев сначала крестят, а миропомазывают только после 12-ти лет. Причастие в католицизме осуществляется только после 7-ми лет.
У православных крещение, миропомазание и причастие делается сразу, во младенческом возрасте.
++++++++++++++++
Монашество.
У католиков монашеские ордена имеют разную духовность. Можно молиться, можно молчать, можно миссионерствовать монахам, можно трудиться, можно заботиться об обездоленных. И всё это можно делать за пределами монастыря. Существуют закрытые монашеские общины, куда относятся, к примеру, кармелитки, совершенно не покидающие своих монастырей. У католиков существует много околоцерковных движений, в которых участвуют в основном миряне.
У православных монашеств устав един для всех. Вне монастыря монахи не выполняют, как правило, никаких работ. Участие мирян в жизни общин не поощряется.
++++++++++++++++
Непорочное Зачатие.
У католиков Догмат Непорочного Зачатия почти обожествляется. Пресвятая Богородица у них не имеет первородного греха, она была подобно изначальным Адаму и Еве падения не подверженной соблазнам за что была после своей смерти вознесена на Небо. Она именно за свою непогрешимость стала Избранной, так что Иисус родился не от грешницы.
У православных Пресвятая Богородица считается самой святой из всех святых. Её тоже вознесли на небо по Успении, но не телесно. Догматом, как у католиков, это вознесение не считается. Образ Марии существенно проще и беднее по свои функциям.
++++++++++++++++
Обряд.
У католиков главным литургическим обрядом является латинский. Но есть ещё обряды галликанский, доминиканский, византийский, сиро-малабарский и ещё два десятка, если не больше. У католиков обрядовость подчёркивает всеобщность церкви.
У православных почти все церкви сохраняют византийский обряд. К нему обращаются также и греко-католики. Были попытки создания западного обряда в православии, но этот тип обряда пока не прижился. У православных обрядовость ортодоксальная, следование канону.
++++++++++++++++
Пост.
У католиков пост не строгий. Им позволительно отступать от предписаний.
православных пост очень строгий, особенно пост перед Литургией.
++++++++++++++++
Праздники.
У католиков праздники считаются по Григорианскому календарю. В общем, праздники такие же, как и у православных.
У православных праздники отправляют по Юлианскому календарю. Хотя, есть православные церкви, живущие по григорианскому календарю. Особых отличий в перечне праздников от католиков нет.
++++++++++++++++
Причастие.
У католиков почитание Евхаристии есть Причастие, которое обратилось во время Мессы в Тело и Кровь Христову. Такое Причастие у католиков очень развито. Они при этом преклоняются на одно колено перед Дарохранительницей, а также осуществляют адорацию, молитвенно созерцая выставленные на алтаре Святые Дары. Также во время Причастия они совершают процессии во имя торжества Тела и Крови Христова. У католиков Алтарь открыт, есть скамейки.
У православных алтарь закрыт иконостасом, так что прихожане не видят совершения Причастия. В последнее время в Храмах ставят скамейки, к примеру, они стоят в Храме Александру Невскому в Балашихе.
++++++++++++++++
Разводы.
У католиков разводы не положены.
У православных допускаются разводы «по экономии». Можно жениться трижды, а венчаться только единожды, и только в первый раз. Во втором и третьем браке пары получают в церкви только благословение.
++++++++++++++++
Святой дух
У католиков Святой Дух исходит от Отца и от Сына. Католики, опираясь на своё толкование Священного Писания, полагают, что и от Сына исходит Святой Дух.
У православных Дух Святой сходит только от Отца, о чём в Евангелии приведены слова Иисуса, что «Дух истины от Отца исходит».
Считается, что именно это расхождение о понимании Святого Духа и привело к расколу христианства на католиков и православных.
++++++++++++++++
Священное писание.
У католиков в Ветхом Завете 50 богодухновенных книг. У католиков последняя заповедь звучит так: «Не желай жены ближнего своего.»
В православном Ветхом Завете 39 богодухновенных и 11 душеполезных Книг. В Православии последняя заповедь неотделима от других возжеланий.
++++++++++++++++
Священнослужители.
У католиков все священники холосты, они при посвящение в чин и должность дают обет безбрачия и целомудрия, целибрачие. У католиков епископом может стать любой, даже если он не состоит монахом при монастыре.
У православных в их иерархической системе есть белое духовенство, то есть женатое, и есть чёрное духовенство, не женатое, то есть монахи. У православных священником может стать только монах. Белое духовенство, женатое, может дослужиться только до протопресвитера, но останавливаются на награждение митрой, головным убором епископа, или крестом с украшениями.
++++++++++++++++
Соборы.
У католиков были 21 Вселенских Соборов, куда они включают те, что были до раскола и те, что были после раскола.
У православных было только 7 Вселенских Соборов.
++++++++++++++++
Управление.
У католиков Церковь состоит из римских католиков латинского обряда и нескольких древних Восточных Церквей. Все католические церкви поддерживают единство и общаются. Католики сохраняют единство вероучения, допуская лишь незначительные отклонения от литургического поклонения. Главой Церкви у католиков считается Христос, а видимым Церкви главой считается Папа Римский, Епископ Рима. Одновременно он является также Верховным Епископом, наместником Иисуса Христа на земле. Папа Римский признаётся католиками абсолютным источником церковной власти. Католические учёные считают, что Папа Римский является также главой всех христиан на Земле, не только католиков христиан. Католичество не подчиняется мирским властям, власть Папы считается выше власти любого монарха.
Православная церковь делится на дюжину обособленных, автокефальных и равноправных церквей, каждая из которых управляется самостоятельно. В Православии есть 16 официальных церковных общин. Старейшими среди них являются Русская, Сербская, Армянская, Грузинская, Румынская церкви, управляемые епископами, объединёнными в Соборы. Есть также множество непризнанных православных церквей и обрядов. У православных Главой Церкви является Иисус Христос. Главами Соборов являются Патриархи, Митрополиты, Архиепископы. Они не считают для себя обязательным состоять в единстве и общаться. Патриарх избирается на Соборе. Есть почётное первенство, не дающее никаких законодательных преимуществ, оно у Патриарха Константинопольского. В православии важным элементом почитания в религиозных вопросах являются святые старцы, не гнушающиеся исполнением хозяйственных функций. Такой тип христианства оказался более подходящим для юго-восточной Европы и России.
++++++++++++++++
Хоры.
В православии поёт лишь хор, священник читает.
В католичестве поют все прихожане и есть ещё орган.
++++++++++++++++
Церковь Христа.
У католиков считается, что христианство создал Апостол Павел, он молился уже Господу нашему Иисусу Христу. Главным постулатом Павла о вере является оправдание верой, с которой христианин имеет мир с Богом Нашим Иисусом Христом. При Павле в христианстве появилось понятие Папы, взятое из языческих верований.
У православных считается, что Церковь Христа была создана Духом Святым через апостола Петра (деяния, 2-я глава).
Но то, что Христос был Богом было решено на, считающемся Первым, Никейском соборе голосованием с перевесом в один голос.
++++++++++++++++
Чистилище и мытарства.
У католиков есть понятие Чистилища, откуда верующие могут попасть в Рай. Католики утверждают, что душа правильных людей после смерти попадает в чистилище, где очищается от грехов прижизненных.
У православных нет Чистилища. Только Рай и Ад. Но есть понятие мытарства, больше относящееся к форме нравственного наказания. Православные верят, что душа каждого человека после смерти проходит все положенные стадии мытарства. На каждой ступени мытарств души на Том Свете душе задаются вопросы о жизни её на Земле, и в зависимости от ответов, Мытники, называемые в последних инсталляциях Демонами, с каждой души взыскивают за каждый земной грех. В этом заключается Божий Суд в православии.
++++++++++++++++
В чем разница между греко католиками и римо католиками
«Он не грек и не католик», — говорят про униатов, и такие слова, по-моему, отражают истинный дух этой церкви. Что сейчас заставляет людей быть греко-католиками?! Брестскую унию заключали в XVI веке всего лишь четыре епископа, «спасаясь от угрозы патриаршего или соборного суда за жизнь и поступки, недостойные архипастырей». Они, поцеловав туфлю Папы Римского, тайно от православного народа на радость польскому королю подписали грамоту на принятие унии, а уж власти потрудились, чтобы Православие в Речи Посполитой очутилось вне закона. Отныне принадлежать к Восточной церкви для верующего означало терпеть постоянные притеснения и угнетения.
Со временем уния, как любое предательство, сделала свою разрушительную работу — разделила людей по национальному признаку. «Руководство унии воспитывало духовенство и свою паству в религиозном отчуждении от православных украинцев, как схизматиков, и со временем тесно связало себя с украинским национализмом». Сделав упор на национальные патриотические чувства, унии удалось выжить. В середине ХХ века она была упразднена самими же греко-католиками, и вот после провозглашения независимости снова бешенными темпами набирает обороты. И единственное, чем УГКЦ приманивает к себе людей — это утверждениями о своей национальности и «украинскости». В Западной Украине это работает, в остальных областях — нет.
«Православные парафияне»
Как вообще верующий УГКЦ понимает для себя суть своей церкви? Вот мы православные потому, что «правильно и славно» исповедуем Единого Господа в Пресвятой Троице. А униат? Должен же он понимать, что его церковь возникла в результате предательства и создавалась из корыстных побуждений! Те, кто молится сейчас в бывших православных храмах, не могут же не помнить, что когда-то других верующих, их соотечественников, из этих стен просто выгнали! Или подобные мысли заглушаются богослужебными песнопениями на украинском языке?
Удивляет поведение духовенства. Можно допустить, что простые люди, в большинстве своем жители сел и небольших городов западных областей, действительно не видят разницы между ветвями христианства и считают греко-католичество истинным и исконным для этих земель. Но ведь священнослужители наверняка точно знают, откуда «ноги растут» у их церкви. И они виноваты в том, что столько людей пошло за ними, когда десять лет назад одели на себя расшитое национальным орнаментом облачение, развесили над иконами рушники и по-украински провозгласили многолетие Римскому Понтифику. Кляня советскую власть и настраивая людей против «московських попів», УГКЦ начинала свою «спасительную» работу.
«Дорогие православные парафияне!» — в некоторых греко-католических храмах таким вот образом ксендзы приветствуют свою паству, и люди действительно думают, что они — православные. Хотя теперь в униатской церкви все меньше остается православного, все больше внедряется католического. Малышей ксендзы не причащают — первое причастие принимают уже в семилетнем возрасте девочки в белых платьях и мальчики в черных костюмчиках. Все по ватиканскому образцу. В греко-католических молитвословах отсутствуют утреннее и вечернее правила. После псалма пятидесятого и «Верую» идет пара-тройка небольших молитв, а дальше — ничего. Зато добавились «7 правд віри», или такие грехи, как «не наказывать другого человека за совершенный им грех». О женщинах в косыночках уже даже и говорить не приходится: только старенькие бабушки прикрывают платками седины. Все остальные — и девочки, и девушки, и их мамы — предпочитают сохранить прическу, чем предстать перед Богом со смиренно покрытой головой. Все идет к тому, что скоро приставку «греко-» из названия УГКЦ можно будет убрать.
Ищу православную церковь
Это возмущение зрело у меня не один год. Часто посещая родственников в одном из городов Тернопольской области, я достаточно насмотрелась и наудивлялась униатскому образу мыслей. Православным духом в том крае и не пахнет, зато повсюду греко-католические храмы, при чем буквально на каждом шагу: если не старые восстанавливаются, так новые строятся. И среди такого изобилия церквей — ни одной православной! Вот говорят, в райцентре открылся новый отреставрированный православный храм. Но вместо золотых куполов предстает большой серый «молитвенный дом», на котором и креста-то нет. На разочарованное замечание, что к православию подобное строение никакого отношения не имеет, следует ответ: «Какая разница! Если не хочешь ходить в греко-католическую церковь, то не все ли в таком случае равно, где молиться. Баптисты, православные — все на одно лицо!»
Греко-католики ставят каноническое древнее Православие на одну ступень с протестантскими течениями, и никакими доводами пошатнуть этого убеждения невозможно. Спорить с людьми, говорящими о том, что все равно, какая церковь, ведь Бог один, — бесполезная трата времени. Как лечащий врач, разговаривающий с душевнобольными, они воспринимают любой аргумент с понимающей улыбкой. В этом отношении они очень напоминают сектантов.
Довелось недавно услышать: «Были у нас тут когда-то православные храмы, но потом все стали греко-католическими. Мы ходим туда, но «Верую» по-своему, по-православному, читаем». Такое разит наповал. Представить только: православные молятся в своем храме, подходят под благословение к любимым батюшкам, и вдруг в какое-то воскресенье приходят и видят новых священников, новое богослужение и новые порядки. А их духовного отца, который не один десяток лет служил в этих стенах, новые хозяева называют «запроданцем» и «московським бидлом». Неужели можно так спокойно воспринимать, что моя церковь без моего согласия становится вдруг чужой, другой, далекой? Такое происходило во всем регионе и в тех храмах, где сейчас служат сторонники унии, раньше молились православные. У них отбирали соборы силой и хитростью, обманом и шантажом, и люди, на глазах которых все это происходило, смогли переключиться на новую веру, просто сказав себе, что «все равно Бог один». Никак этого я не могу понять.
А еще я не понимаю, почему в сознании греко-католиков православные — «раби, підніжки, грязь Москви», а продолжатели предательской унии — «Батьківщини вірні сини». И почему молиться за Римского Папу это больший патриотизм, чем поминать Патриарха Московского? И неужели действительно людям все равно, в какой Церкви искать истину — в самопровозглашенной и бессмысленной или благодатной и чудодейственной? Ведь спасение души — наша главная в этой жизни забота, как же можно настолько легкомысленно к этому относиться? Нет, я совсем не понимаю греко-католиков.