в чем разница между гномами и дворфами
Чем гномы отличаются от дворфов? О трудностях адаптации
Принято считать, что различия между этими низкорослыми существами кроются исключительно в адаптации перевода под разные культуры. Но чем дворфы отличаются от гномов на самом деле?
Фактически, гномик – бородато-усатых мужичок (но бывают и барышни, однако из-за бород они неотличимы), обитающий на подземных глубинах и занимающийся добычей руды, поиском сокровищ, строительством величественных сооружений. По легенде из классики фэнтези, именно они были создателями волшебных артефактов силы, включая магические зеркала.
Слово общепринято в русском, а вот в германском лингвистическом семействе аналог встречается гораздо реже. У многих народов мира есть легенды, свидетельствующие о наличии низкорослых обитателей сада. Во Франции и Италии наблюдаются прочные ассоциации с «карликом», что фактически одно и то же.
Чем дворфы отличаются от гномов? Прошлое D&D
Действительно, Dwarf – название расы из Dungeons & Dragons и производных сеттингов. Но в Великобритании даже гномиков именуют Dwarfs, поскольку термин прочно вошёл в языковые нормы.
Причём персонажи широко распространены не только в классическом фэнтези, но и в стимпанке. Например, встречаются дворфы-механики, занимающиеся конструированием диковинных военных механизмов. И это не говоря о вселенной Warhammer.
Есть одна интересная деталь: гномьи бороды, как правило, короче в длине и аккуратно уложены, а носы – крупнее. Корректно ли одно слово заменять другим? Если углубиться в детали, то нет. Переводчики «Властелина Колец» адаптировали название под знакомый нам термин и с учётом возникновения «Драконов и подземелий» значительно позже мира Средиземья.
Гном или дварф?
Это гном. Так сложилось, что многие путают кто есть дварф, а кто гном. Это неплохо так задевает чувства ролеплееров. Давайте разберемся, что к чему.
На первой картинке типичный дварф. Ну почти типичный, как кто-то в свое время неплохо выразился: «три критерия, что перед вами дварф: что-то квадратное, пьяное, и АДАМАНТИЙ». Никто не будет спорить, что многие познакомились с этой расой благодаря великолепной трилогией «Властелин колец», либо по книге про путешествие Бильбо. Здесь переводчики решили перевести слово «dwarf», как «гном». Скажите, ну и что тут такого? Когда кто-то так говорит, в мире грустит один гном, а именно «gnome». Так вот, на второй пикче тот самый gnome. Примером может быть садовой гном, если вдруг кому-то арт не по нраву:
Понятие gnome, было введено в середине 16 века одним немецким врачом алхимиком, который считал их как неких элементалей земли, маленьких полуметровых существ, живущих под землей. Со временем этот образ дошел и до наших дней, практически без изменений.
Итак, теперь вы знаете чуть больше, чем в начале поста и может быть более грамотными. Ну и, конечно, можете козырнуть перед знакомыми фентези-любителями, но которые недостаточны в этом разбираются.
Баянометр выдавал мне джедаев, жриц любви и безумного Макса, что-то он болеет.
Дворф стал гномом из-за надмозглых переводчиков.
Аналогично, с переводом игр. Везде дворфы были гномами и ит мейкс ми край.
И так начнем с того что дварфа перевели как гнома тупо из за того что советские люди в душе не ебали кто такие дварфы и им было проще перевести как гном, ведь в совке не было пикабу и очень умного автора этого поста
Видите ли, уважаемый автор, дварфы, гномы, карлики и прочие вымышленные существа в каждой вымышленной вселенной свои. И если кому-то захотелось описать в своей книге и назвать гномами приземистых тварей с бородой до колен, потомственным алкоголизмом и скверным нравом, никто не может указывать ему на то, что он не прав или не разбирается в гномах.
Это так же бессмысленно, как принимать книгу «Драконология» за научный справочник для жанра фэнтези, а потом с умным видом говорить, что если у дракона только две лапы, то он не дракон, а виверна.
Таарищ, експерт! ДвОрф, читается на английском через «о». Дальше этот высер читать не хочется)
И снова гномы…или дворфы, кому как нравится
Ещё несколько бородачей ожидают своей очереди на покраску.
Материал: Magic Sculpt, серый грунт
Размер 23-25 мм
Осталось трудное
Доделал и он готов к снятию формы. Почему скинул пластилиновую ММ (Мастер Модель), а не готовый пластиковый бюст? Ответ прост, буду снимать форму новым для себя способом, так что вполне возможно что и ММ не переживет и из пластика не отлить, ТК форма сложная и большая. Но даже при самом плохом развороте событий у меня останется опыт🤗
Так что пока из пластилина🤷
Гномы
Художник: Thanh Tuấn
Ответ на пост «Лишь Боромир выглядит на свой возраст»
Спойлер перед прочтением поста: Гэндальфу 54963 года 🙂
0) От чего считаем года?
Всего в Средиземье 4 эпохи, формально. Вообще «наши» годы начинаются с Первой эпохи, так как собственно тогда были созданы Солнце и Луна и можно считать наш календарь.
Первая начинается с пробуждения людей. Длилась 589 лет.
1) Но это ж только эпохи Солнца и Луны!
До этого была нулевая Эпоха. Началась с появления звёзд (начала их создания; они создавались 50 тогдашних лет). Года в неё равнялись 10 (условно) годам современности. Почему условно? Потому что, согласно летосчислению того времени, они длились 3500 дней. Соответственно, год длился (3500/365,2534) наших лет.
3) Итоги. Все возраста привожу на момент окончания третьей эпохи, а вернее момента уничтожения кольца.
3.1) Кстати, каждый из истари (это те майар, которые впятером прибыли в качестве наставников в Средиземье, чтобы противостоять Саурону), был из свиты определённых Валар.
Ещё были Алатар и Палландо (Моринехтар и Роместальмо), синие маги, Ithryn Luin, от Оромэ (валар войны, победы, ну и леса любил), но они совсем рано пропали с радаров, никто не знает, куда пропали.
3.2) Гимли родился в 2879 году 3 эпохи (на 11 лет раньше Бильбо, кстати, хоть Бильбо и был в походе на Смога с его отцом Глойном). Ему на момент уничтожения кольца 140 лет.
Вроде так. Лет 20 назад свёл все доступные источники по хронологии Эпох, потом дополнял.
В чем разница между гномами и дворфами
Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».
Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, Dragonlance, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дварф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».
Гномы очень походят на маленьких, тонких ловких дварфов, за исключением двух известных лицевых особенностей: гномы предпочитают держать свои бороды короткими и элегантно подрезанными, и они гордятся своими огромными носами (часто полностью вдвое больше размера любого дварфа или человека).
Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:
Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Этим гномам также приписывают владение рунной магией.
Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.
Чем отличаются Гномы от Дварфов? Ответы типа «Названием» можно не писать, ок? =)
Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:
Dwarf — существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет в горах, славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают аналогом низкорослых викингов.
Слово «гном», как считается, изобрёл алхимик Парацельс в XVI веке [3][4][5].[нет в источнике 212 дней] В алхимии и оккультизме гном — дух земли как первоэлемента, земная элементаль (см. гномы в алхимии). Гномы, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх. Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы, или цверги (карлики), из германо-скандинавской мифологии [6]. В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).
Зависит от конкретной вселенной: Dungeon & Dragons, Warhammer Fanatsy, Warcraft, Arcanum и т. д. Чаще всего ориентируются на D&D.
Гномы тоже низкорослая раса, но могут быть какими угодно, но обычно не живут в горах и не добывают золото, часто не носят бород. Телосложение у них не такое крепкое. Обычно маги-иллюзионисты или изобретатели (но в Arcanum наоборот, изобретатели это дварфы). У Толкина нет гномов, но похожим образом описываются хоббиты Пригорья (Бри/Брыля), живущие вместе с людьми, например, хозяин таверны «Гарцующий пони». В мифологии есть образ лепрекона, от которого пошли гномы-маги (см. фильм «Лепрекон» или детскую книгу «Черепашки-ниндзя и Карлик Кон» по мотивам).
В русских переводах фэнтези сложилась (с книг Толкина) традиция переводились dwarves как «гномы», а gnomes как «карлики», но сейчас от нее постепенно отходят. Причина в том, что гномы нам были уже известны (например, есть у Гоголя) в отличие от непонятных дварфов.
Трудности перевода: «Dwarf, дворф или гномы?»
Гномы и дворфы – невероятно похожие и одновременно разные народы, которые часто путают или даже объединяют в одну расу. Почему подобное происходит и как рассуждать правильно – разбираемся с Мироцвет!
В настоящее время гномы и дворфы являются неотъемлемой частью волшебных миров. Они могут отличаться некоторыми характеристиками, но в целом их образ крепко сложился за последнее столетие. В данной статье автор не будет затрагивать историю этих рас во вселенной Warcraft, но углубится в пучины мифологии и разберёт происхождение и различия между этими двумя терминами.
Многие познакомились с гномами и дворфами благодаря Дж. Р. Р. Толкину — писателю, подарившему нам прекрасный мир Средиземья. Однако мало кому известно, что слово «гном», к примеру, появилось в русских словарях ещё в 19 веке. Впрочем, история его глубокими корнями уходит в древность.
Обращаясь к истокам, первым слово «гном» использовал Парацельс (1493 — 1541 гг.). Возможно, оно образовано от греческого «ум, знание», либо является комбинацией между «землёй» и «местообитанием». В трудах Парацельса карлики описывались как создания не выше двух пядей (примерно 40 см). Учёный полагал, что невысокие создания перемещаются сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди в на поверхности.
В алхимии и оккультизме «гномы» обозначали элементалей земли — первородных духов, связанных с определённой стихией. Они стояли в одному ряду с сильфами, ундинами и саламандрами. Истоки термина, тем не менее, уводят ещё глубже в века.
Художник: YngveMartinussen
Гномы — герои сказок германо-скандинавского происхождения, живущие в недрах земли среди несметных богатств. Равнозначные названия: цверг (от нем. zwerge), дверг (от др.-скан. dvergr), дворф (от англ. «dwarf»), трепясток (от чеш. «trpaslik»), краснолюд (от польск. «krasnolud»). В древних мифах встречаются также под названиями «нибелунги», «кобольды» и «нижние альвы».
В отличие от русского языка, в других европейских странах слово «гном» используют в более узком смысле. Например, в английском этот термин до сих пор употребляется лишь в значении элементаля земли или же садового гнома. Для описания маленького народца в немецком и английском языках используют слова «zwerge» и «dwarf» соответственно. Во Франции и Италии гномы называются «nain» и «nano». На русский все эти слова переводятся как «карлик».
Прообразом гномов служат нижние альвы или цверги. В скандинавской мифологии альвы делились на светлых и тёмных. Все они обладали малым ростом, но разительно отличались образом жизни и внешним видом. Светлые представляют собой эльфов, прекраснее самих богов. Наделёны невероятными магическими способностями. Однако в скандинавском фольклоре упоминаются не особо часто.
Созданные из воздуха из света высшие альвы не смогли прижиться в Мидгарде (мир людей), поэтому они вознеслись в Альвхейм — невероятный мир, наполненный удивительными чудесами и прекрасными пейзажами и являющийся домом одного из скандинавских богов.
Художник: fenix42
Эльфов сотворили асы («ascir», бог) по своему образу и подобию, но они всё же сильно отличаются от прародителей. Светлые альвы обладают вечной молодостью, в связи с чем выглядят одинаково вне зависимости от возраста. И, в отличие от богов, для поддержания юношества им не нужны молодильные яблоки.
Так как высшие альвы оказались слишком светлыми по своей природе, жители Асгарда решили создать другую расу, пригодную для Мидгарда. Так появились тёмные альвы. Согласно Младшей Эдде (произведение, написанное в 1222 — 1225 гг.), созданные из червей, ползающих в теле Имира, они оказались полной противоположностью светлых сородичей. Цверги не отличаются красотой, но обладают исключительными трудолюбием, силой и умом.
Всё же Мидгард оказался непригодным и для их проживания. Согласно мифам карлики не выносят солнечные лучи, которые превращают их в камень: по этой причине они были вынуждены уйти в Свартальвхейм — мир, расположенный у одного из корней Иггдрассиля.
Художник: ortheza
В Старшей Эдде — поэтическом сборнике древнеисландских песен второй половины 13 века — говорится о том, что карлики произошли из крови и костей Имира. Интересным является также то, что в обеих Эддах для карликов существует более ста названий, а в Младшей они отвечают за поддержку небосвода.
В «Песне о Нибелунгах» — поэме, написанной в эпоху Средневековья автором, чьё имя кануло в Лету — нибелунгами изначально именовались тёмные альвы. Однако, по мере продвижения сюжета это слово перестало означать исключительно гномов, но к нему также стали причисляться люди, завладевшие сокровищами подземного народца.
В норвежской мифологии «карлики» изначально были ростом не меньше людей, но позже (с 13 до 15 веков) превратились в низкорослых созданий с не очень привлекательной внешностью.
Уменьшение роста гномов, вполне вероятно, связано с распространением христианства. Именно после его появления наделённые огромной мудростью создания богов приобрели маленький рост с уродливыми чертами внешности. Тем не менее, имеет место быть некорректный перевод, ведь в сказаниях гномы упоминаются как «меньшие природные существа».
Художник: d–torres
Гномы часто упоминались в эпоху Ренессанса в трудах о мифологии. В конце 18 — начале 19 веков (романтизм) они стали изображаться зловредными карликами, любящими устраивать каверзы, но при этом обладающими несметными богатствами и слабыми способностями к магии.
Цверги совсем перестали изображаться в виде хранителей земли, став глупыми коротышками. Ко всему прочему, в английском языке для обозначения садового гнома ранее использовалось словосочетание «garden dwarfs», которое с распространением сказок (например, Г. Х. Андерсена и братьев Гримм) заменили на «garden gnomes».
Карлики в произведениях периода романтизма отличаются по своей роли: они могут как помогать главным героям, так и вредить им. Резкий переворот стал основополагающим в дальнейшем развитии чудной расы.
А в 20 веке вся мистика гномов, прослеживающаяся в немецкой литературе, была сведена на нет английскими писателями. Искусные кузнецы стали одним из народов, населяющих волшебные миры, напрочь лишившись бывалой загадочности и магии. Одновременно произошло яркое разделение на гномов, дворфов и прочих разновидностей маленького народа, привнёсшее неологизмы в русский язык.
Основополагающую роль в изменении роли карликов сыграли Дж. Р. Р. Толкин и К. Льюс. Благодаря их произведениям в конце столетия в культовой игре «Dungeons and Dragons» гномы стали мастерами иллюзий и шутниками. В игре даже есть задания, которые под силу пройти только этой расе.
В «Dungeons and Dragons» помимо дворфов и гномов, была также раса полуросликов. Их различие помимо природных характеристик и способностей состояло в образе жизни. Полурослики (от англ. «halflings») — копия хоббитов из Средиземья, а гномы — умнейшие существа, мастерски создающие заклинания. Дворфы же представлены массивными воителями с густой растительностью на лице и любовью к подземным жилищам.
Художник: Conseptopolis
Дж. Р. Р. Толкин превратил гномов в гениев инженерной мысли, и в «World of Warcraft» данный образ окончательно закрепился, основанный также на «Dungeons and Dragons».
Таким образом, дворфы — это коренастые крепыши, дети камня. Их основной и главной специализацией является кузнечное дело, хотя иногда можно также встретить упоминание о присущей им рунной магии (данный аспект основан на мифах). Эти карлики отличаются малой любознательностью и, как правило, предпочитают селиться в глубинах гор, отгораживаясь от внешнего мира.
Гномы, напротив, крайне любознательны и не так крепки телосложением. Они — залог развития техники практически в любом волшебном мире. Раса, как и их ближайшие сородичи, занимается добычей металлов и драгоценностей, однако в кузнечном деле они не столь преуспели. Впрочем, гномы несильно страдают от отсутствия виртуозного владения молотом и наковальней.
Художник: Void
В Азероте дворфы произошли от земельников — чудесных творений титанов, попавших под воздействие Проклятья Плоти, созданного коварным Йогг-Сароном. Их судьбу повторили и механогномы, превратившись в обычных гномов. За долгие века истории две расы встретились с разными превратностями судьбы, но об этом уже написано немало славных историй.
Примечания:
1. Сильфы — духи воздуха, упомянутые ещё в средневековом фольклоре. Наряду с гномами описаны Парацельсом как элементали соответствующей стихии. Женские духи называются сильфидами и иногда причисляются к феям.
Ундины — германо-скандинавский духи воды невероятной красоты. Являются аналогом русалок в славянской культуре.
Саламандры — духи огня, зачастую изображённые в виде маленькой ящерки, способной жить среди обжигающих языков пламени за счёт крайне низкой температуры тела.
2. В скандинавском фольклоре существует сказание, повествующее о карлике по имени Альвис. Он решил посвататься к дочери Тора, для чего пришёл к порогу дома прекрасной девушки. Раздражённый поведением тёмного альва, бог устроил карлику состязание на сообразительность. Альвис был вынужден встретить рассвет на поверхности, и солнечные лучи превратили его в камень.
Подобный момент встречается в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно», где, в отличие от своего прототипа, не гномы, а тролли обратились в камень, попавшись на уловку Гэндальфа.
3. Даже носители английского языка не сразу разобрались с разницей между дворфами и гномами.
4. В ирландском фольклоре присутствуют свои карлики, называемыми лепреконами. Сказания о них сложились ещё в кельтской мифологии. Согласно им лепреконы — маленькие существа, обладающие несметными богатствами. Они являются превосходными сапожниками, мастерами маскировки и любителями алкогольного напитка под названием потин.
Лепреконы изображаются маленькими человечками (ростом около 60 см) в преклонном возрасте. Они носят зелёный костюм, их седые волосы венчает треуголка, а на ногах надеты длинные белые чулки и высокие башмаки с огромными серебряными пряжками. Как правило, лепреконы всегда ходят с трубкой, из которой вырываются клубы табачного дыма.
В Ирландии с древних времён существовало поверье, что человек, которому повстречается лепрекон, будет счастливым всю оставшуюся жизнь. Однако сделать это было
крайне трудно. Мало того, что маленький народец обладает незаурядными способностями к сокрытию собственного облика, так ещё избегает встречи с людьми и старается убежать от них любым доступным способом. Ко всему прочему, лепрекона следовало убедить выполнить три желания и пристально следить за ним до тех пор, пока он не выполнит их все.
5. В настоящее время в английском языке существует две формы множественного числа слова «dwarf». Это «dwarfs» и «dwarves». Последнее, хоть и используется в меньшинстве случаев, было образовано Дж. Р. Р. Толкином. Описывая приключения Бильбо Бэггинса, он написал слово «dwaves», о чём потом сообщил как о досадной ошибке (тем более для филолога), но не исправил её.
6. Нордрассил и Тельдрассил, по всей очевидности, являются аналогами Игдрассила — огромных размеров ясеня, в виде которого в германо-скандинавских мифах представлялась вселенная.
Художник: Kajenna
Понравился материал? Поддержи автора комментарием! Каждый ваш отзыв помогает нам улучшать качество материалов и вдохновляет на работу!