в чем разница между эрмитажем и зимним дворцом
чем отличается Эрмитаж от Зимнего дворца?
Зимний дворец и располагающийся в его залах музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге являются одними из главных достопримечательностей города. Представляют интерес для туристов, как с художественной, так и с исторической точки зрения. Бывшая резиденция российских монархов поражает своими размерами, а также великолепной архитектурой. Длина здания составляет около 200 м, ширина 100 м и высота 30 м, количество помещений – 1057. Очень гармонично смотрятся расположенные в два яруса белые колонны на фоне зеленых стен. По всему периметру над карнизами установлены вазы и скульптуры (всего 176 фигур). Пышная отделка придает зданию торжественный вид. Зимний дворец Санкт-Петербурга является ключевым элементом в формировании архитектурного ансамбля набережной Невы. Главный южный фасад обращен к Дворцовой площади. С 1762 по 1917 гг. Зимний дворец являлся официальной резиденцией российских императоров. С ним также связано одно из важнейших событий нашей истории, штурм Зимнего после залпа крейсера Авроры ознаменовал начало совсем новой для России эпохи. Однако захват дворца большевиками происходил совсем не так, как это показывают в фильмах. Не было кровопролитных боев, временное правительство, заседавшее во дворце, сдалось без сопротивления. Сейчас все здание Зимнего дворца передано музею Эрмитаж. Здесь хранится одна из крупнейших коллекций произведений искусства, представлены разные страны и эпохи (начиная от каменного века и заканчивая современностью). Эрмитаж является одним из самых посещаемых музеев мира.
Немного истории. Наверно далеко не все знают, что существующий в настоящее время Зимний дворец является пятым по счету. В начале XVIII в. на месте, занимаемом современным дворцом, было запрещено строить дома людям, не принадлежащим к морским чинам. В 1708 г. Петр I, воспользовавшись своим положением корабельных дел мастера, строит здесь небольшой деревянный дом в голландском стиле для себя и своей семьи. Рядом с его боковым фасадом был прорыт канал, который впоследствии стали называть Зимней канавкой. Накануне своей свадьбы с Екатериной в 1711 г. император приказал перестроить дворец в каменный. Работал над этим проектом архитектор Георг Маторнови, но впоследствии его заменил Трезини. Петр I вместе с семьей переехал в новый дом в 1720 г. Третий по счету Зимний дворец появился при правлении Анны Иоанновны, так как она посчитала существующий слишком маленьким. Был объявлен конкурс на лучший проект, больше всего императрице пришлась по душе работа итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли. Однако для осуществления замысла требовалась значительная территория. Елизавета Петровна выкупила находящиеся по соседству дома, принадлежащие Апраксину, Рагузинскому, Чернышеву и Морской академии. Все купленные здания были снесены, после чего начаты работы по возведению нового Зимнего дворца. Строительство было закончено в 1735 г. Императрица Елизавета Петровна также решила заняться обустройством императорской резиденции. Тогда были выкуплены близлежащие участки и достроены дополнительные корпуса. Строительством занимался все тот же Растрелли. Но Елизавета Петровна не ограничилась одними лишь пристройками и решила увеличить высоту существующего здания, итальянский архитектор занялся переделкой проекта, но вскоре пришел к выводу, что надстраивать здание не следует, вместо того, он предложил построить новый дворец в другом месте. Четвертый Зимний дворец был возведен в 1755 г. недалеко от пересечения Невского проспекта и Мойки, однако просуществовал недолго – до 1762 г. Пятый по счету Зимний дворец, существующий в настоящее время, строился с 1754 по 1762 гг. все тем же Растрелли. По замыслу императрицы дворец должен был прославлять Российскую империю, им должна городиться вся страна. При строительстве трудились лучшие мастера со всей России. Однако поселиться в этой
Нет, это не одно и тоже, Эрмитажи есть в Петергофе, в Пушкино и много еще где.
Зимний дворец и Эрмитаж это одно и то же. Или нет?
Дворцы Петергофа. Эрмитаж.
Последние сооружение, возведенное по проекту они Иоганна Браунштейна при жизни Петра Великого, это дворец Эрмитаж. Удивительно, что Эрмитажем названо такое маленькое сооружение. Мы привыкли к тому, что государственный Эрмитаж в Петербурге это колоссальный музей, самый длинный по протяженности в мире.
Но дело в том, что слово «эрмитаж» означает «Хижина отшельника». Так все- таки Зимний дворец и Эрмитаж это одно и то же, или? Нет, это совершенно разные строения, вернее даже это несколько строений.
В Европе Эрмитажи служили для уединения хозяина усадьбы, для спокойного созерцания и возвышенных мыслей. Поэтому строились они в глубине сада, на границе дикого леса. В России же Эрмитажи строились для веселых пирушек и развлечений. Это то место, где царь мог находиться в кругу самых близких самых дорогих людей. И в этом узком кругу можно было не соблюдать особенно строго правила придворного этикета.
Эрмитаж в Петергофе, маленький двухэтажный дворец, помещен на маленьком островке, который окружен рвом наполненным водой, а стены рва выложены из кирпичей. Когда-то, в Петровские времена, мост был разводным, это подчеркивало идею, что здесь монарх может отдыхать и его никто не побеспокоит.
Внутри Эрмитажа есть вещи еще более диковинные. Там всего две залы: на первом этаже буфетная, а на втором столовая. Подниматься с первого этажа на второй гостям приходилось не по лестнице, а в некоем подобии лифта. Что представлял собой лифт, это было кресло, которое поднималось наверх по специальному брусу. Гость садился в это кресло, и оно потихоньку ехало на второй этаж. Сам большой стол, за которым сидели обедающие на втором этаже, тоже состоял из многих сегментов, и они тоже могли опускаться и подниматься. А блюда можно было заказывать при помощи записочек.
Эрмитажем пользовались разные царствующие особы в XVIII веке, пока в самом конце столетия на престол не взошел Павел Петрович. С ним произошли казусная история. Приехав сюда, он вошел во дворец, сел в кресло подъемника, которое потихоньку стало подниматься и застряло между этажами. Павел страшно разгневался, приказал кресло изрубить, механизм уничтожить и построить нормальную лестницу.
Сейчас в Эрмитаже можно увидеть обстановку праздничной обеденной залы и картины европейских художников XVII века. Дворец открыт с 10.30 до 18.00 с конца апреля до середины октября, но закрывается, если на улице идет дождь. Стоимость билетов 250 рублей, для студентов и пенсионеров 150 рублей, дети до 16 лет проходят бесплатно.
Дворцы Петергофа. Марли.
Еще один крошечный дворец, Малый Приморский покой или Марли, расположен в западной части Петергофского парка. Это уникальное архитектурное сооружение петровского времени, которое дошло до нас в абсолютно неизменном виде.
Дворец знавал разные времена, в частности он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, но сейчас он восстановлен именно таким, каким его завершил в 1724 году и сдал государю, архитектор Иоганн Браунштейн. Марли расположен в непосредственной близости от моря, здесь все время дует свежий прохладный ветерок.
Почему же он так называется? Дело в том, что в 1717 году Петр Великий побывал во Франции и отмечал свой день рождения в королевской резиденции, которая называлась Марли ле Руа. В память об этом событии царь назвал «Марли» свой Малый морской покой.
Строительство шло с приключениями. Сначала дворец замышлялся как одноэтажный. И хотя дворец был уже возведен под крышу, Петр решил, что его размеры не соответствует размерам пруда, который располагается перед дворцом. Поэтому император повелел достроить второй этаж и сделать особенную высокую крышу. Дворец со всех сторон окружен искусственными водоемами. Они населены особыми дрессированными рыбками, которые приплывают на звон колокольчика.
Давайте попробуем заглянуть внутрь. О личности Петра Великого можно спорить, он был человек разнообразный, бесспорно одно, человека такой энергии, человека наделенного таким талантом управления, такой волей, на русском троне не было, ни до, ни после. О нем иногда говорят «революционер на троне».
Это выражается не только в победах, его строительстве, его хозяйственных реформах. Это выражается ещё и в том, что он за очень короткий срок перевернул весь уклад Империи. Петр царствовал около 30 лет и успел совершенно изменить всю жизнь России. Во всяком случае, люди знатные после Петра жили абсолютно не так как до него.
Во дворце Марли это наглядно можно увидеть. Здесь представлены многие новшества, которые появились при Петре. К примеру, голландская печь, которой не было до Петра. Эту печь можно затопить изнутри, здесь есть система конфорок и вытяжка. Или пестрые изразцы, которыми отделаны стены, их тоже ввели при Петре, и только после него это стало само собой разумеющееся.
Здесь можно увидеть огромные английские оловянные блюда, дельфский фаянс, большие голландские тарелки, китайские фарфоровые чайники. А так же большое количество резных инкрустированных шкафов с изумительной отделкой. До Петра Великого в боярских домах были лавки, а теперь появились португальские стулья, обтянутые кожей.
Здесь же на стене висят картины голландского художника Адама Сило. В Голландии художник писал картины на морскую тему. Петр купил эти картины, потому что нашел, что корабли были изображены очень подробно и натурально. Говорят, что по этим картинам император устраивал экзамены по морскому делу выпускникам шкиперских школ, настолько точно были прорисованы различные типы парусных кораблей.
Рядом в витрине находится пальто Петра Великого. Пальто хорошо сохранилось и по нему мы можем судить о фигуре царя. Петр производил странное впечатление. Очень высокого роста, 2 метра 4 сантиметра, и при этом очень узок в плечах, маленькая голова, маленькие руки и маленькие ноги.
В Марли, помимо всех предыдущих новшеств, есть еще одно – чугунные литые балконы. Можно было выйти из дворца на балкон и наслаждаться открытым пространством, вдыхать морской воздух. Это тоже новинка, введённая Петром Великим. Огромная люстра, которая висит здесь на винтовой деревянной лестнице, до Петра такие паникадила висели только в церквях.
Дворец Марли открыт для туристов с 10.30 до 18.00 в те же даты, что и дворец Эрмитаж. Входные билеты продаются за такую же стоимость.
Интерьеры дворца Марли во всей красе!
chilyaeva
Наталия Чиляева
Главная достопримечательность северной столицы и главный музей страны
Этот монументально-роскошный дворец я впервые увидела лет в 15-16, и кажется именно он был самым сильным впечатлением от первой в жизни поездки в Санкт-Петербург. Собственно, это был самый первый дворец в моей жизни – до этого никаких других царственно-благородных строений я и не видала. Особенно запомнились огромные подъезды с фонарями (покажу ниже) и главная лестница музея (которая Посольская, тоже ниже будет). Конечно, впоследствии после первой поездки в Петербург были и другие.. Но уже без посещения музея Эрмитажа (другие интересы в студенчестве нашем были)). Словом, я наконец-то решила не просто обновить давние впечатления, а именно заново открыть для себя главный музей страны.
Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. Основной императорский дворец России по богатству и разнообразию скульптурного и архитектурного декора не имеет себе равных. Стиль – пышное барокко с элементами рококо. Нынешнее здание дворца – уже пятом по счету на этом месте, оно было построено архитектором Бартоломео Растрелли в 1754-1762гг.
Лучший способ впервые увидеть Зимний дворец и Дворцовую площадь – прийти с Большой Морской улицы через арку. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Итак, с момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции всех российских императоров (а в 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе, откуда его и арестовали). В завершенном в 1762г. Зимнем дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.
Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания.
На момент окончания строительства Зимнего дворца в 1764г. он на долгое время был самым высоким жилым зданием Санкт-Петербурга.
Императрица Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.
Интересно, что первоначальным цветом стен Зимнего дворца был.. светло-жёлтый (а не нынешний знакомый всем бирюзовый). Такой же желтый цвет имели тогда в 18в. стены дворцов Версаля под Парижем и Шёнбрунна в Вене. В 19 веке в оттенке цвета стен Зимнего дворца появились более глубокие оттенки охры и даже красные тона (об этом свидетельствуют многочисленные картины художников). Дворец стал терракотово-кирпичного цвета. Потом в советское время были самые разные эксперименты с окраской, вплоть до серого цвета. Ну а в наше время – всем известный бирюзово-голубой.
Характерной чертой Дворцовой площади около входа во дворец является наличие вереницы карет – для туристов, желающих еще более проникнуться духом имперского прошлого. Все кареты разные, есть возможность выбора по своему вкусу.
Трёхэтажное здание дворца в плане имеет форму каре с внутренним двором. Фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного въезда. Здесь очень красивые ажурные ворота с позолотой, короной Российской империи и орлами.
Эти парадные ворота были показаны в ключевой сцене фильма «Октябрь» (1927г.) режиссера Сергея Эйзенштейна про революцию 1917г. В фильме при штурме Зимнего толпа (а особенно один матрос) взбирается на эти ворота, кидает гранаты на защитников Временного правительства и кричит «Вперед!». Но на самом деле в ту октябрьскую ночь никто эти ворота не штурмовал. Солдаты и матросы спокойно вошли во дворец через другой вход, боковой (со стороны Адмиралтейства), который отчего-то оказался незапертым. Ну а Сергей Эйзенштейн показал этот эпизод так, как он лично считал было бы более эффектно для зрителя кино, хотя с реальной историей это имеет мало общего.
Кстати, изначально архитектор дворца Растрелли вообще не планировал на этих арках никаких ворот, предполагались просто сквозные проезды/проходы. Когда к власти пришла Екатерина (а произошло это в результате переворота) – в целях понятной безопасности новая императрица решила огородиться запирающимися воротами. Причем при Екатерине II эти парадные ворота были деревянными, глухими и окрашенными белой краской. К концу 18 века они изрядно поистрепались. А в 1837г. при пожаре дворца и вовсе окончательно сгорели. Новые ворота сделали снова деревянными и глухими. Первые предложения заменить их на металлические, кованые и ажурные прозвучали в 1860г., но менять «из соображений безопасности» не стали. И только в 1880-х гг. при императоре Александре III парадные ворота Зимнего дворца стали теми изысканно ажурными, которыми мы их знаем сегодня. Поэтому на воротах под коронами присутствуют вензель императора Александра III (буква «А») и его супруги Марии Фёдоровны (буква «М»).
Например, вот подъезд «Её императорского величества». Название своё подъезд получил из-за того, что из этого подъезда был кратчайший путь в личные комнаты императриц. Именно через этот вход в октябре 1917 года красногвардейцы проникли в Зимний Дворец, поэтому его также принято называть «Октябрьским», также как и лестницу, по которой революционеры поднимались на второй этаж. Сегодня это один из двух подъездов, выходящих на Дворцовую площадь. Ко входу в трехарочный крытый павильон, защищавший гостей от капризов погоды, ведет пандус, по которому кареты могли заезжать наверх.
А это «Салтыковский» подъезд – он был назван в честь Николая Ивановича Салтыкова, являвшегося воспитателем детей Великого Князя Павла Петровича (будущего Павла I), и прежде всего любимого внука Екатерины Второй – Александра, будущего Александра I. В 1773 году Салтыкову были выделены покои на третьем этаже в западной части дворца, после чего лестница, ведущая к ним и сам подъезд стали именоваться «Салтыковскими». Открывался это вход исключительно для Великих Князей.
Сегодня это главный подъезд западного фасада, обращенного к Адмиралтейству. Здесь расположен сквер с фонтаном, а ранее находилась разводная площадка, на которой проходили смотры войск, при посещении которых император выходил именно через «Салтыковский» подъезд.
В наше время Зимний дворец прочно ассоциируется с музеем Эрмитаж. Но в системе музея Зимний дворец – лишь одно из зданий, корпусов. Кроме Зимнего дворца в Эрмитаж также ещё входят: Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр. Таким образом, музей Эрмитаж – это целый комплекс из пяти зданий на Дворцовой набережной, соединённых между собой переходами, и каждое здание было построенными в разную эпоху и с разными целями. Для меня, например, стало открытием, что и дворец Меншикова на другой стороне Невы также входит в систему музея Эрмитаж. При желании можно посетить за одну стоимость билета и Зимний дворец и дворец Меншикова (если успеете конечно, так как Меншиковский дворец стоит далеко на Васильевском острове).
Проход, соединяющий Зимний дворец и Малый Эрмитаж.
Проход, соединяющий Малый Эрмитаж и Новый Эрмитаж.
Новый Эрмитаж примечателен тем, что это было самым первым зданием России, специально построенным только для художественного музея. Строительство шло в 1842 – 1851гг. Здание знаменито своим портиком с гигантскими статуями атлантов.
Атланты из серого сердобольского гранита вдохновили на написание песни А.Градского: «..Где без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках». Когда я ходила и разглядывала их, рядом одно пожилая пара эту песню даже исполняла вживую – женщина, стоя около одного из атлантов, пела эту песню, а мужчина при этом снимал её на видео и подпевал.
Открытием этого моего посещения Эрмитажа стали лоджии Рафаэля (не видела совсем их в прошлый раз). Этот зал в виде длинного коридора расположен в Новом Эрмитаже, создан был по приказу Екатерины II. Представляет собой точную копию, дубликат лоджий Рафаэля в Ватикане. Для этого художники под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей. Работы шли 11 лет.
Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового завета, от Сотворения Мира до Тайной Вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты – с бесконечным разнообразием изящных мотивов растительного и животного мира.
Еще запомнилась вот эта скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине». Вблизи как настоящий.. и так становится его жаль!
Еще один знаменитый экспонат – часы Павлин. Они были созданы в мастерской известного лондонского ювелира Джеймса Кокса и куплены в 1788 году Григорием Потемкиным из имущества герцогини Елизаветы Кингстон. Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят (а часы работают до сих пор, их и в наше время заводят сотрудники Эрмитажа два раза в неделю, это один из любимых аттракционов для туристов).
Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение. Сова олицетворяет ночь, разум и непредсказуемое мышление. Она заперта в ажурной клетке, сдерживающей ее темную силу. Подпрыгивающая стрекоза символизирует мимолетность существования.
Также открыла для себя большое количество экспонатов церковной утвари европейских мастеров 16-18вв (распятия, ларцы, чаши итд, много действительно красивых вещей). В том же зале (находится он около Гербового зала) около окон выставлены витражи из европейских (в основном немецких) церквей. Любопытно то, что можно их рассмотреть на расстоянии вытянутой руки (как сделаны, из кусочков цветного стекла) – а не задрав голову где-то высоко наверху, как обычно в интерьерах действующих церквей Европы. Обилие экспонатов именно немецких церквей, насколько знаю, тесно связано с т.н. «вывозом культурных ценностей» СССР после победы над гитлеровской Германией.
И последнее, что я смотрела уже совсем поздно вечером перед самым закрытием Эрмитажа – зал античной скульптуры. Здесь меня больше всего тронула не огромная статуя Зевса, а вот эта маленькая хрупкая женщина – Венера Таврическая.
Ну и конечно – парадные залы Зимнего дворца. Собственно с них и начинается обычно осмотр музея. И сначала – Посольская, или Иорданская, лестница. Ее я тоже помнила еще с 15 лет. И неудивительно – роскошные интерьеры лестницы производят неизгладимое впечатление.
Убранство Посольской (Иорданской) лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.
Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.
Петровский, или Малый тронный зал. Зал посвящен памяти основателя Санкт-Петербурга Петру I, и главное место здесь занимает трон времен правления Анны Иоановны. Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы.
Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены пластины с изображениями гербов российских городов (губерний Российской империи). Сочетание золота с белым создают ощущения величия и торжественности.
Гербовый зал был призван прославить государственное устройство Российской империи.
Для проведения больших официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский, или Большой Тронный зал. Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых. Паркет набран из 16 пород дерева!
Георгиевский зал – главный в Зимнем дворце, здесь проходили все официальные церемонии Российского императорского дома. В советские времена тронный ансамбль зала был весь убран, восстановлен только в 2000г.