в чем разница между elite dangerous и elite dangerous horizons
Elite Dangerous: Horizons
Год назад тысячи игроков отправились бороздить бескрайние космические просторы в Elite: Dangerous. Возрождённая благодаря Kickstarter «Элита» в целом ожидания оправдала. Это всё тот же суровый, хардкорный симулятор космического скитальца, требующий полной самоотдачи, не прощающий ошибок и неохотно что-то подсказывающий. Космос здесь — бездонный и чёрный (400 миллиардов звёздных систем), управление — сложное, а свобода — практически абсолютная. И всё-таки чувствовалось, что игре ещё многого не хватает.
Летом было объявлено о разработке масштабного дополнения под названием Horizons, которое должно привнести в игру массу новых возможностей. Правда, и его решили разбить на части. И первым делом выпустили расширение Planetary Landings, которое позволяет высаживаться на планеты.
Из корабля — в багги!
Помимо медитации во время затяжных перелётов в чёрном, пугающем космосе в Elite: Dangerous ещё можно торговать или грабить торговцев, охотиться на пиратов или самому участвовать в разбойных налётах, а также выполнять миссии для разных фракций, повышая свою репутацию у них. В Horizons к этому добавляется возможность приземляться на безвоздушные планеты. Таких в местной виртуальной галактике 60% — соответственно, для исследования доступны сотни миллиардов небесных тел, генерируемых в Кузнице Звёзд.
Правда, сначала нужно установить на корабль специальный посадочный модуль и обзавестись вездеходным авто Scarab SRV — именно за рулём этого багги вы будете передвигаться по поверхности планет. После высадки корабль можно отпустить на орбиту — выглядит это потрясающе, наполняя вас гордостью за свой, такой красивый и большой, звездолёт.
Но ещё большее впечатление производят, конечно, первые высадки, когда вы из глубин космоса добираетесь до какой-нибудь планеты, входите в атмосферу и пролетаете над испещрённой рытвинами, горами и кратерами поверхностью. Чувствуешь себя этаким космическим Христофором Колумбом…
Однако расслабляться и долго глазеть по сторонам не стоит. Игра по-прежнему сочетает красоту, масштаб и реализм. При посадке нужно учитывать, что небесные тела генерируют свои гравитационные поля, силу притяжения — ваш корабль, тем более очень тяжёлый, может запросто и против воли пилота потянуть вниз. Справиться с шустрым и прыгучим багги поначалу тоже не так-то просто.
Но даже на максимальной скорости вам понадобится минимум 10 земных дней (если хватит топлива), чтобы объехать всю поверхность одной планеты, — небесные тела, как уверяют авторы, также воспроизведены в масштабе 1:1.
Не ждите, что вас будут усиленно чем-то развлекать. Пока всё в основном сводится к поиску и сканированию «точек интереса» — там будут полезные ресурсы или обломки кораблей с ценными контейнерами. Накопив достаточно ресурсов, вы сможете собрать какой-нибудь «апгрейд» для корабля.
Кроме того, на станциях теперь выдают специальные миссии, требующие высадки на планеты, — спасти пилота, потерпевшего крушение, подобрать какой-нибудь потерянный груз или пробраться в редкое поселение (базу) и подключиться к каналу передачи данных. Обещанные же «смертельные схватки» на поверхности пока, как правило, сводятся к усиленной пальбе из турели, установленной на SRV, по достаточно безобидным дронам.
Да, разработчики снова предлагают запастись терпением. В будущих расширениях Horizons, запланированных на 2016-й год, они обещают добавить много нового: систему «Трофеи и „крафтинг“», режим «Несколько экипажей», позволяющий игрокам брать на себя разные роли на борту общего корабля, возможность запускать истребители для защиты основного судна, новые задания и так далее. Но уже сейчас понятно, что Elite: Dangerous медленно, но верно развивается. И развивается в очень правильном направлении.
Плюсы: уникальная для серии возможность высаживаться на безвоздушные планеты.
Минусы: интересных занятий на планетах пока немного.
Бесконечное путешествие. Впечатления от Elite Dangerous: Horizons
С момента релиза Elite: Dangerous успела сильно преобразиться. В нее добавили и политические гонки, и классический тим-дезматч на специальных аренах, и, наконец, планетарные высадки. На этот год у Frontier было запланировано огромное количество апдейтов, объединенных в один большой пакет Horizons. Этот пакет недавно стал доступен обладателям Xbox One, поэтому мы решили посмотреть, что интересного может предложить на данный момент последняя версия Elite.
Еще на запуске Elite: Dangerous казалась неимоверно огромной. Гигантские масштабы галактики, процедурно генерируемые миллиарды звездных систем: игрок мог провести несколько десятков часов, просто путешествуя из одной системы в другую без особого прогресса. На тот момент добыча минералов уже казалось очень крутой затеей — уж больно потрясала игра масштабами, когда из маленьких песчинок пояс астероидов превращался в бесконечную лавину небесных тел. Причем каждое из этих тел в два-три раза больше твоего корабля! Horizons в этом плане удивляет еще больше: планетарные высадки уже в теории звучат очень впечатляюще.
Высокий порог входа снова дает о себе знать: никто не будет вам объяснять, что вы должны сделать для того, чтобы приземляться на планеты. Обучение, как и в оригинальной Elite: Dangerous, представлено в виде нескольких роликов. Никакого интерактивного обучения здесь вы не найдете. Понять алгоритм действий при посадке можно и с помощью логики, но снова возникает вопрос: где взять необходимые модули? Без помощи форумов вы рискуете потратить час времени просто на то, чтобы найти необходимое снаряжение.
Кстати, когда-то нас спрашивали, как у консольной версии обстоят дела с локализацией. Так вот: теперь практически весь текст в Elite: Dangerous переведен на русский язык — освоить игру стало гораздо проще.
Все ожидания полностью оправдываются, когда вы первый раз садитесь на поверхность планеты. В версии для Xbox One это сделать гораздо сложнее — геймпад не может охватить все оси перемещения корабля одновременно. В итоге приходится на ходу переключать режимы управления, а это, согласитесь, далеко не самый просто алгоритм при точечной посадке. Хорошо, что сама Elite не разрешит вам со всего размаху влететь в поверхность планеты: при опасном сближении бортовой ассистент просто выбросит вас из гипердрайва.
Сама посадка — настоящий научно-фантастический ритуал. Frontier прикрутила орбиты к каждой планете (раньше они были только у звезд), поэтому для мягкого сближения с небесным телом необходимо точно перепрыгнуть с одной траектории на другую. Затем вы начинаете нестись на первой космической скорости параллельно поверхности планеты — включается режим «парение». В конце концов, вы снижаете скорость и высоту настолько, чтобы перейти в режим свободного полета. Здесь самое время выпустить шасси и подыскать место для приземления.
Жаль только, что качество картинки зачастую оставляет желать лучшего. Впечатления от замыленных текстур могут сгладить только потрясающие пейзажи, но и они не могут полностью позволить закрыть глаза на то, что Elite: Dangerous технически устаревает.
Поездки на планетоходах SRV оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, мы все так же поражаемся масштабам: с перспективы водителя маленького багги даже очень маленькое тело вблизи кажется чуть ли не бесконечным. Пересаживаясь из массивного корабля в крохотную машинку, невольно подмечаешь, насколько ловко Frontier играет на внутреннем ощущении соразмерности объектов в игре. Особенно в тот момент, когда из кабины автомобиля наблюдаешь, как корабль возвращается на орбиту, оставляя вас наедине с огромным камнем, простирающимся на сотни тысяч километров во все стороны.
Возникает логичный вопрос: что делать на тысячах километров пустого пространства среди кратеров и горных пород? На этот случай разработчики придумали несколько вариантов. Это будут или планетарные задания по поиску пропавших пилотов и подключения к местной сети передачи данных, либо поиск ресурсов. В любом случае, все сводится к езде по волновому радару.
Стоит отметить глубину проработки девайса: у каждого объекта есть своя собственная сигнатура, поэтому опытный исследователь может отличить обломки SRV от залежей мезосидерита на большом расстоянии. Другое дело, когда несколько сигналов накладываются друг на друга.
Несмотря на то, что на управление багги напрямую влияет гравитация, плохо проработанная физика подвески иногда здорово портит впечатления от круиза. Да, вы можете чувствовать, как SRV подлетает на камнях, но иногда на большой скорости машина будто застревает в текстурах, резко останавливаясь у горной породы. К тому же, несмотря на устаревшую графику, версия для Xbox One довольно часто «провисает» в количестве fps.
А еще в Horizons доступны инженеры. Это такие NPC, которые могут апгрейдить различные узлы вашего корабля. Правда, чтобы их разблокировать, нужно намотать 300 световых лет на одометре или заручиться одобрением мафии. Возможности для модернизации очень широкие — каждая деталь настраивается примерно как автомобильные агрегаты в Forza. Ну а в скором времени нам обещают настоящие космические бои с целой командой реальных игроков на борту. Как всегда, Elite: Dangerous не развлекает вас напрямую — вы каждый раз выдумываете себе цель самостоятельно. Пусть это одновременно и хорошо, и не очень, но Horizons способна украсть ваше время похлеще Pokemon GO и всех дополнений «Ведьмака».
Обзор и оценки Elite Dangerous — самый впечатляющий космический симулятор
Пока одни любители «космосимов» день за днем получают обещания ради обещаний от Криса Робертса (Chris Roberts), который уже четыре года не может сделать режим свободной игры в Star Citizen, другие ждут, что ориентированная на широкую аудиторию No Man’s Sky утолит их жажду космических скитаний. А третьи уже давно играют в лучший из существующих проектов жанра, понемногу обживая бескрайние просторы Elite Dangerous: Horizons. И мы только что оттуда с новым обзором!
При этом настоящий «космосим» должен обладать соответствующим масштабом, иначе сильно пострадает симуляционная часть, так что сама по себе идея создания современного проекта в этом жанре уже подразумевает необходимость больших вложений.
Разумеется, все упирается в деньги, и в случае с Elite Dangerous это наглядно видно. Ведь ее создатель, Дэвид Брэбен (David Braben), обил пороги множества контор, пытаясь получить финансирование для четвертой части серии. Издатели отказывались выделять деньги под сомнительный проект, ведь примеров массового успеха подобных игр в последние годы критически мало.
Однако все изменилось, когда в 2012 году студия Брэбена Frontier Developments запустила компанию на Kickstarter, где собрала более 1,5 млн. фунтов стерлингов. Это как раз тот случай, когда краудфандинг помог наладить прямой финансовый контакт между разработчиком и игроками без какого-либо посредничества издателей.
На текущий момент игра уже официально вышла и даже получила первое крупное обновление Horizons, датированное декабрем 2015 года. Игра уже обрела вид готового продукта, и именно поэтому мы теперь можем оценить труд разработчиков в этом обзоре.
400 миллиардов систем в Elite Dangerous
Первое, что игрок чувствует, запустив игру от Frontier Developments — это воистину поражающий масштаб, который к тому же еще и вполне ощутим. В любой момент можно открыть карту и ужаснуться, ведь Брэбен не соврал, утверждая, что его коллегам удалось воссоздать всю нашу галактику. А это 400 миллиардов систем, полностью открытых для изучения.
Уже чувствуете себя крохотной песчинкой в этом безбрежном океане? А ведь так оно и есть, ведь в Elite Dangerous за все время ее существования заселен ничтожно малый кусочек этого пространства: жалкие несколько десятков систем. Все остальное — это далекий и чуждый космос, и далеко не все пограничные пространства населенного пузыря вообще когда-нибудь были посещены игроками.
Разумеется, все это делалось не вручную. Разработчики воспользовались открытыми источниками, получив информацию об изученных человечеством системах, а также изучили общие законы и параметры, которым подчиняется вселенная. Результат процедурной генерации с учетом этих данных мы и видим на галактической карте в игре.
Порог вхождения Elite Dangerous
Именно это сказал сам глава Frontier Developments, когда его спросили, что нужно игроку на старте. В действительности для многих это оказывается критически малым ресурсом, ведь ошибки на ранних этапах игры — далеко не редкость, учитывая специфику и масштаб.
Тем не менее, разработчики не собираются пытаться угождать нетерпеливым и казуальным игрокам, создавая для них «тепличные» условия. Порог входа очень высок, и из-за этого порекомендовать эту игру можно не всем.
Отдавая солидную сумму денег, вы должны осознавать: для того, чтобы комфортно играть в Elite Dangerous, нужно этому научиться. И речь не о прочтении базового руководства, которое, кстати, занимает более ста страниц, а о настоящем обучении, как в школе или университете.
Просмотр многочисленных видео-гайдов, штудирование игровой энциклопедии, банальное обучение основам управления, которое задействует неприлично большое количество кнопок на клавиатуре — вот что вас ждет в первые дни после покупки. И это лишь начало, ведь позже вам придется научиться применять знания на практике.
Впрочем, если трудности освоения для вас это одна из причин, по которой вы любите те или иные игры, то данный аспект будет скорее плюсом. Elite Dangerous можно изучать бесконечно.
Графика и игровой мир Elite Dangerous
Требуя от начинающего игрока очень много, игра не забывает давать ему кое-что взамен. Например, великолепную визуальную составляющую, которая реализована без каких-либо нареканий.
Например, чтобы не летать постоянно от одной станции к другой, игрок может приобрести модуль-топливозаборник, который позволяет в буквальном смысле «заправляться» от энергии звезд. При этом данную процедуру можно проделать не со всеми звездами, а только с наиболее «горячими», маркировки которых стоит знать наизусть, чтобы случайно не застрять с пустым баком в необитаемой системе с одной-единственной фиолетовой звездой-малюткой, которая уже отжила свое.
Техническая реализация и интерфейс
Разумеется, все красивости очень сильно зависят от ресурсов компьютера, при этом в Elite Dangerous наиболее важно количество видеопамяти, нежели мощный процессор.
Чтобы избавить себя от игры на минимальных настройках графики, вам потребуется не менее 4 ГБ видеопамяти и процессор хотя бы уровня начальных моделей из линейки Intel i5. Но даже на такой конфигурации игра иногда «тормозит», и особенно это касается тех моментов, когда игрок производит посадку на планету.
Тем не менее, общее ощущение от технической реализации строго положительное, ведь та же Star Citizen обладает гораздо более высокими требованиями. А ведь там есть только демо-уровни, об открытой игре еще и речи не идет!
Так что можете не волноваться по поводу оптимизации в Elite Dangerous: несмотря на огромные технические затраты, Frontier Developments смогла сделать полностью играбельный продукт, который работает стабильно. В это даже не верится.
Когда мы говорим о серьезном, глобальном «космосиме», нельзя упускать из внимания интерфейс. В Elite Dangerous каждый корабль имеет собственную кабину, которая выполнена в стиле одного из трех производителей. Кокпит стартового Sidewinder внутри отдаленно смахивает на убранство типичной современной машины — те же формы, те же материалы.
Голографический интерфейс, в отличие от общего оформления кокпита, един для всех кораблей, и его тоже можно считать настоящим произведением искусства, ведь ранее ничего подобного попросту не было. Поначалу он кажется немного громоздким, но позже приходит понимание того, что все в нем именно там, где нужно, и бесполезных элементов в нем нет.
Чем заняться в Elite Dangerous?
Когда вы наконец-то привыкнете к тому, что даже банальная стыковка к космической станции задействует больше кнопок, чем прохождение средней AAA-игры, то проект Frontier Developments начнет доставлять вам подлинное удовольствие. Ведь за нагромождением теории и спецификой управления скрывается, пожалуй, одна из самых величественных игр в истории.
Здесь, на космических просторах, есть множество занятий, которые очень грубо можно разделить на три основных направления: бой, торговля, исследование. Именно эти специализации особо выделены на экране статистики пилота, и они отражают то, чему он отдает предпочтение во время игры.
В первую очередь, это, конечно, торговля, которая даже после изобретения гипер-двигателей не изменила своей сути. Каждая населенная планета, каждая станция, каждая планетарная база в игре — все они что-то производят и что-то потребляют. Учитывая масштаб и огромное количество доступных для перевозки ресурсов (80 наименований), а также довольно реалистичную экономическую модель, можно сказать, что Elite Dangerous — это настоящее подспорье для искушенного торговца. На первых этапах игры задания по перевозке станут главным источником заработка, так как требуют наименьшего понимания игры.
Однако тихо-мирно возить грузы и не нарваться на жадных космических пиратов или еще на какой-нибудь сброд — это нечто из области фантастики. Так или иначе, вам придется учиться вести бой, и он в игре многогранен благодаря большому количеству побочных ролей. В космо-парке есть и небольшие, но маневренные истребители, и крепкие неповоротливые громады, которые из-за недостатка маневренности приходится обвешивать автоматическими турелями.
Одни делают ставку на финансы и занимаются скупкой интересов других систем, получая их поддержку, другие не мыслят жизнь без военной экспансии, а третьи и вовсе занимаются агитацией и «промывкой мозгов». Фракций очень много, и у каждой вы можете найти свой набор заданий.
Управление и реальная стоимость Elite Dangerous
Так как игра от Дэвида Брэбена и его коллег позиционируется как симулятор, то нельзя не упомянуть об управлении, которое также является одним из факторов, повышающим порог вхождения.
Да, в Elite Dangerous можно играть с помощью стандартной схемы «клавиатура + мышь». К этому можно привыкнуть, и уже через несколько дней вполне комфортно перемещаться в безвоздушном пространстве.
Но зачем такие сложности, когда можно использовать специальные устройства, которые как раз предназначены для таких игр?
Как и любой серьезный летный симулятор, данный проект предполагает наличие джойстика, с которым игровой процесс буквально преображается. Однако необходимость использования клавиатуры при этом не пропадает, ведь на обычном джойстике кнопок — раз два и обчелся. Так или иначе что-то придется выносить на клавиатуру.
Таким образом, для полного погружения и максимального контроля за всеми опциями управления, нужны полноценные HOTAS-системы (Hands On Throttle-And-Stick). Если покупать их, то качественные, а это еще 10-12 тысяч рублей, которые прибавляются к и без того внушительному ценнику.
При этом текущая цена, которая выставлена разработчиками, далеко не окончательная, ведь Frontier Developments решили распространять свою игру по сезонной модели. Это что-то вроде подписки, платить за которую нужно раз в год.
Таким образом, купив базовую версию игры, вы сможете играть только в то, что есть в ней, без всех изменений, которые внесены первым крупным дополнением Horizons. Каждое такое дополнение считается условным игровым сезоном и включает в себя несколько более мелких обновлений, которые реализуются в течение года.
Все в этой системе ориентировано на узкую и платежеспособную аудиторию, которая готова платить много, лишь бы получить игру своей мечты. Именно поэтому Elite Dangerous в текущем своем виде никогда не будет массовой забавой, даже несмотря на то, что сами разработчики утверждают, что их детище — это полноценная MMO.
MMO, не нуждающаяся в игроках
В разговоре о глобальном мультиплеерном опыте, в котором участвует многотысячная аудитория игры, разработчики ссылаются на статистику продаж — базовую версию игры приобрело более миллиона человек. Кажется, что это внушительное количество, однако давайте попробуем абстрагироваться от него и понять реальное положение дел.
Во-первых, продажи не означают постоянный онлайн. У каждой игры своя конверсия активности игроков, но если говорить более конкретно, основываясь на статистике сервиса Steam, где игра продается с 3 марта 2015 года, в Elite Dangerous критически мало активных пилотов.
Основная версия игры Elite Dangerous была куплена в Steam примерно 750 тысяч раз, при этом среднемесячный онлайн составляет 3 тысячи человек. В англоязычном сегменте он чуть больше, в русскоязычном — меньше.
Разумеется, это только те люди, которые играют через клиент игры в Steam, в то время как большая часть пилотов играет через официальный «лаунчер» от разработчиков. Но и их немного: от силы 10 тысяч человек по вечерам.
Во-вторых, сама архитектура игры выполнена таким образом, что не позволяет MMO-составляющей действовать так, как этого ждет среднестатистический игрок. Помните о 40 тысячах исследованных систем? Так вот, весь онлайн тонким слоем размазан по этим огромным пространствам, из-за чего никакой MMO просто не получается.
В качестве примера приведем недельный опыт игры по несколько часов по вечерам. За все это время живых игроков было всего четверо, при этом три из них просто висели на станции в «спящем» режиме, а еще один, из Чехии, пожелал автору этих строк скорой смерти, так как являлся представителем другой политической силы.
Это можно все списать на случайность, ведь у любой хорошей игры есть определенное ядро преданных фанатов, которые играют регулярно. Их поиски приводят на официальные форумы и в публичную группу в социальной сети, где можно было найти основной костяк русскоязычной аудитории. Чтобы играть с другими, морально готовьтесь к тому, чтобы ставить TeamSpeak и целенаправленно вливаться в одну из группировок-стай, иначе будете бороздить просторы в гордом одиночестве.
Будет особенно здорово, если вы начнете игру вместе с хорошим другом, тогда вдвоем будет намного веселее. Это вполне себе альтернатива тем, кто не хочет ходить строем в TeamSpeak и проходить всяческие псевдо-собеседования с целью проверить ваш возраст и «адекватность».
Нишевый, но впечатляющий космо-симулятор
Elite Dangerous: Horizons — это огромная, титаническая игра, величина которой определяется не столько бюджетом, сколько многогранностью игрового процесса. Данный обзор не так подробно рассказывает о геймплее, как хотелось бы, ведь иначе его объем увеличился в несколько раз. Разбираться во всем этом предстоит вам, и испортить это удовольствие мы просто не имеем права. Но потенциальный игрок должен знать товар, который он приобретает. Поэтому основной упор был сделан на наиболее важные аспекты игры как готового продукта.
И продукт этот оказался довольно нишевым: играть в такое станет далеко не каждый. Очень высокий порог вхождения и большая цена автоматически сокращают аудиторию в десятки раз, однако это не мешает разработчикам ориентироваться на меньшинство, которое уже истосковалось по годным «космосимам».
Elite Dangerous впечатляет от начала и до конца, как технически, так и геймплейно. Это настоящий симулятор космического скитальца, который подкупает не режиссурой и сюжетом, а масштабом и широким спектром возможностей. Другой такой игры попросту не существует, и, вполне возможно, так будет еще некоторое время, ведь Star Citizen, кажется, вообще никогда не доделают, а No Man’s Sky явно создается для масс, а значит едва ли составит ощутимую конкуренцию.