в чем разница между экстрадицией и депортацией
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания или проживания в РФ. Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в РФ устанавливает, что иностранный гражданин подлежит депортации в двух случаях: а) в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранному гражданину сокращен и он не выехал из РФ в течение 3 дней; б) если аннулировано разрешение на временное проживание и иностранный гражданин не выехал из РФ в течение 15 дней.
В отличие от депортации административное выдворение применяется также в отношении лиц без гражданства. В соответствии с новой редакцией Закона «О беженцах» выдворению подлежит лицо, получившее уведомление: а) об отказе в рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в признании беженцем; б) об утрате статуса беженца или лишении статуса беженца. При этом закон предусматривает, что выдворение возможно, если такое лицо не использует право обжалования решения и отказывается от добровольного выезда. Кроме того, выдворению подлежат также лица, утратившие временное убежище или лишенные временного убежища, если они отказываются от выезда за пределы территории РФ. Указанное лицо подлежит выдворению совместно с членами семьи. Финансирование расходов, связанных с выдворением указанной категории лиц, осуществляется за счет средств выдворяемого лица, а при отсутствии таких средств за счет средств федерального бюджета, выделенных федеральной миграционной службе и министерству внутренних дел на эти цели
Раздел V. Федеративное устройство Российской Федерации
Глава 20 Общая характеристика федеративного устройства Российской Федерации
88. § 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации
89. § 2. Способы образования федеративного государства
90. § 3. Виды федерации. Модель федерации в России
91. § 4. Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации
92. § 5. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами
«Пшел вон!», или Что такое высылка, депортация, экстрадиция?
Белорусские правозащитники не один год борются за возможность для иранца Мехрдада Джамшидияна не быть депортированым и остаться жить вместе со своей семьей в Беларуси. Не так давно, его освободили после очередного долгого содержания в ИВС и позволили оставаться еще год в стране по «гуманистическим» причинам.
В феврале 2018 года в Беларусь смогла вернуться правозащитница Елена Тонкачева, которую белорусские власти выслали из страны на три года якобы за многократные превышения скоростного режима.
В очередном ликбезе от «Весны» разбираемся, в чем разница между высылкой, депортацией и экстрадицией, а также, что делать, если вас или ваших близких больше не хотят видеть в стране.
Что такое депортация?
Депортация – административное взыскание в виде выдворение за пределы Республики Беларусь, которое применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. Может наступать в случаях утраты или прекращения у иностранца законных оснований для дальнейшего пребывания или проживания на территории Республики Беларусь и быть сопряжена с совершением административного правонарушения по определенным статьям КоАП.
Депортация по ходатайству иностранца может быть добровольной, или принудительной, если у госорганов есть основания полагать, что человек не покинет Беларусь в установленный срок. Депортация регламентируется «Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства».
Что такое высылка?
Высылка – выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законом “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”
Высылка назначается за несколько административных нарушений, совершенных в течение года, например, нарушение режима пребывания, правонарушения, связанные с правилами дорожного движения и др. Высылают по решению суда. Высылка, также как и депортация, может быть контролируемой, когда человек выезжает самостоятельно, но его отъезд отслеживается, и принудительной — по решению суда помещают в изолятор временного содержания и выдворяют оттуда под конвоем.
Чем отличается экстрадиция?
Экстрадиция – форма международного сотрудничества государств, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления для судебного разбирательства, либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства, для исполнения приговора.
За что иностранца могут депортировать или выслать из страны?
Иностранного гражданина или лицо без гражданства могут депортировать за совершение административных правонарушений таких, как:
Иностранец может быть подвергнут высылке из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он не может быть подвергнут депортации.
Основанием для высылки, например, правозащитницы Елены Тонкачевой стало якобы неоднократное нарушение правил дорожного движения, которые суд посчитал угрозой для национальной безопасности, здоровья населения, прав и свобод граждан Беларуси.
В каких случаях депортация или высылка могут быть приостановлены?
Высылка или депортация приостанавливаются в случае:
В каких случаях иностранцев не могут выслать из Беларуси?
Иностранцы не могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь в иностранное государство, где:
Положение первого пункта не распространяется на иностранцев, которые создают угрозу национальной безопасности Республики Беларусь или осуждены за совершение преступления, отнесенного Уголовным кодексом к категории особо тяжких.
Где содержатся задержанные иностранцы?
Так как высылка и депортация связаны с административными процедурами, то все иностранные граждане, которые задерживаются для принудительной высылки/депортации, помещаются в центр временного содержания иностранцев (которых фактически нет в Беларуси) или центр изоляции правонарушителей, а в случае их отсутствия – в изолятор временного содержания.
Сколько они могут находится в ИВС в ожидании выдворения?
Согласно Процессуально-исполнительному кодексу об административных правонарушениях, физическое лицо, в отношении которого применена депортация или высылка, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации/высылки.
Были случаи, когда иностранцы в ожидании выдворения из Беларуси проводили более полугода в ИВС без связи с родными и без необходимой одежды и средств гигиены, как в случае гражданина Демократической Республики Конго Патрика Мангалуа. Или удерживались по несколько месяцев в год в застенках, как в случае иранца Мехрдада Джамшидияна (в последний раз он провел в ИВС более 11 месяцев).
При этом ни ЦИП, ни ИВС непригодны для содержания людей продолжительный срок, так как условия там предусмотрены только для краткосрочного заключения (до 15 суток). Поэтому содержание иностранных граждан и лиц без гражданства в ЦИП и ИВС правозащитники расценивают как жестокое и унижающее человеческое достоинство заключение и обращение.
Как скоро человек, подвергнутый высылке/депортации сможет въехать в Беларусь снова?
Одновременно с постановлением о депортации или высылке госорганами принимается решение о запрете въезда в Республику Беларусь для иностранца на определенный срок: от шести месяцев до пяти лет в случае депортации и от шести месяцев до 10 лет в случае высылки.
Иностранец, в отношении которого исполнено постановление о депортации или высылке, включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Кого еще могут не впустить в Беларусь?
Иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда или во въезде в Республику Беларусь, если:
А также иностранному гражданину или лицу без гражданства в том числе может быть отказано во въезде в страну, если он:
И что же со всем этим делать?
Решение о депортации или высылке можно обжаловать в течение пяти суток со дня объявления постановления и в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением соответственно.
Поданная жалоба на постановление о депортации рассматривается судом в трехдневный срок со дня поступления.
Жалобы на решение о высылке рассматриваются вышестоящим государственным органом в течение месяца со дня их подачи.
Постановление о высылке иностранца из Республики Беларусь может быть отменено вышестоящим органом или судом, если установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконном или необоснованном решении о высылке, или не соблюден порядок высылки.
Срок запрета на выезд можно обжаловать отдельно, вне зависимости от обжалования самой депортации или высылки.
За помощью в составлении жалоб можно обращаться к белорусским правозащитникам.
*При подготовке материала в том числе использовалась информация из «Аналитической записки о том, что может произойти с задержанными в Беларуси иностранцами», подготовленной Human Constanta.
Депортация и выдворение
Депортацией считается принудительный выезд иностранца из России в другое государство. Такой инструмент используют, когда иностранный гость утрачивает законное право на проживание в РФ. Мигрантов заставляют добровольно или принудительно под конвоем покинуть пределы страны. Депортация не считается наказанием за преступление, это, скорее, государственный метод воздействия на человека. Чтобы депортировать иностранца достаточно выполнения только одного условия: отсутствуют легальные основания для проживания в России.
В чем отличия депортации от выдворения?
Основные отличия юридического плана:
Депортация и основания для высылки
Порядок депортации
Решение о депортации принимает ответственное лицо УВМ УМВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.
Последствия депортации
Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.
Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.
Оспаривание решения о депортации
Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.
Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.
Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:
Кого нельзя депортировать?
Выдворение и основания для выезда
Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:
Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.
Процедура выдворения
Выдворение бывает двух видов:
Выбор того или иного вида зависит от серьезности нарушения, личности мигранта и определяется судьей.
Оспаривание выдворения
Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.
Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.
Последствия выдворения
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, как уже отмечалось, является специальным видом наказания. Помимо высылки из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение России на протяжении 5 лет — жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.
Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и так далее.
Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.
Оплата депортации и выдворения
Высылка из России осуществляется за счет:
Запрет на въезд
Есть два вида ограничения:
Причины, которые привели в запрету, могут быть различными, но обычно они связаны с нарушением российского законодательства:
Проверка запрета на въезд
Узнать о наличии запрета на въезд конкретного иностранца можно на официальном сайте МВД. Для формирования запроса нужно ввести в соответствующие графы ФИО, пол, дату рождения, гражданство и данные паспорта. Проверка проходит по списку нежелательных в России мигрантов, которым запрещен въезд в Россию. Материал носит ознакомительный характер и требует уточнения и проверки. Ответ на запрос приходит достаточно оперативно.
Проверить свой статус на сайте лучше заранее, еще до визита в Россию, это позволит избежать неприятной ситуации на границе.
Сроки запрета на въезд
Ограничения на 3 года ждут иностранца, если он:
Депортация или выдворение во второй раз ограничат въезд в РФ на 10 лет.
Снятие ограничения на въезд
Есть два варианта въехать в Россию: законный и не совсем. Первый подразумевает отмену запрета в правовом поле. Вторым часто пользуются нелегальные мигранты. Речь идет об отмене запрета на въезд в установленном законом порядке и получении нового паспорта иностранцем, которому ограничили возможность побывать в России на протяжении ближайших 5-10 лет.
Отмена судебного решения
Не всегда мигрантам удается снять наложенные ограничения до окончания их срока действия. Это невозможно сделать, если вступило в силу постановление о выдворении и оно не было своевременно обжаловано (или апелляция не изменила судебного решения). Но попытаться имеет смысл. Для этого нужно подготовить заявление и направить его в суд. Мотивировать просьбу о снятии запрета нужно существенными доводами. Суд может встать на сторону истца и снять запрет. Тогда вступившее в законную силу решение нужно передать в миграционную службу и можно въезжать в Россию.
Уловки мигрантов
Как избежать депортации и выдворения?
Избежать депортации и выдворения можно при ответственном отношении к документам, подтверждающим легальность проживания в России. Своевременно продлевать визы, соблюдать сроки безвизового въезда, вовремя пролонгировать вид на жительство. И не забывать, что неоднократное и злостное нарушение российского законодательства приведет к выдворению и запрету на въезд в РФ в будущем.
Основания и процедуры выдворения, депортации и экстрадиции: сходства и различия
Щерба С.П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Фролова М.А., научный сотрудник.
См.: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285.
В этой связи важно определить, в чем заключается сходство и различие института выдворения и депортации.
Административное выдворение является видом административного наказания и предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве санкции за правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Административному выдворению подлежат только иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административное правонарушение.
Административное выдворение может быть назначено как в виде основного, так и в качестве дополнительного наказания.
См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства возложено на пограничные органы и органы внутренних дел Российской Федерации.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
Механизмы реализации положений этих законов определены в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
Как видно, депортации, так же как и административному выдворению, подлежат только иностранцы и лица без гражданства.
См.: п. 5 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Решение о депортации иностранного гражданина принимает Федеральная миграционная служба России.
Исполнение решения о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется органами внутренних дел. Однако иностранный гражданин, получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации не может быть депортирован в государство гражданской принадлежности (подданства) или государство постоянного проживания против его воли и без согласования с Министерством иностранных дел России.
См.: п. 2 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Еще одной причиной, по которой иностранные граждане и лица без гражданства переезжают из одной страны в другую, является факт совершения ими преступления на территории их последнего места пребывания. Тогда правоохранительные органы государства, на чьей территории совершено преступление, инициируют процедуру выдачи.
Экстрадиция не может быть заменена депортацией или административным выдворением. При инициировании процедуры экстрадиции запрашиваемое к выдаче лицо подозревают (обвиняют) в совершении преступления на территории запрашивающего государства. В то время как депортации или административному выдворению подлежат лица, нарушившие закон на территории государства пребывания, т.е. в Российской Федерации. При этом от иностранного государства, куда депортируется или выдворяется лицо, не требуется какого-либо запроса или предварительного согласия.
Следует отметить, что компетентные органы России, осуществляя процедуру депортации или административного выдворения, руководствуются только национальным законодательством Российской Федерации. Вопросы экстрадиции урегулированы не только российскими законами, но и международными правовыми актами (конвенциями, договорами, соглашениями).
Если для депортации или административного выдворения достаточно решения российского суда или иного должностного лица, указанного в законе, то при экстрадиции необходимо соблюдение ряда условий со стороны обеих договаривающихся сторон.
Так, процедуру экстрадиции вправе инициировать только компетентный орган Договаривающейся стороны. Деяние, в совершении которого подозревают (обвиняют) лицо, должно быть предусмотрено в качестве преступления в уголовном законодательстве сотрудничающих сторон. В соответствии с российским законодательством принимать решение о выдаче уполномочена только Генеральная прокуратура Российской Федерации. Запрашиваемая Сторона может согласиться на передачу с условием предоставления гарантий соблюдения прав выдаваемого лица. Например, невыдача в третье государство либо привлечение к уголовной ответственности только за те преступления, которые были указаны в запросе об экстрадиции. Некоторые государства, рассматривая запрос о выдаче, непременно требуют предоставления доказательств вины экстрадируемого лица (Израиль, Великобритания), что иногда приводит к разногласиям между сотрудничающими странами, поскольку объем доказательственной базы может быть различным.
В большинстве международных договоров установлено, что выдача осуществляется за счет Договаривающихся государств. Выдаваемое лицо при этом не несет никаких материальных затрат.
В отличие от института депортации и административного выдворения, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица по запросу иностранного государства не влечет за собой последствий в виде запрета на въезд на территорию Российской Федерации в течение определенного времени после экстрадиции. Поэтому после судебного разбирательства в запрашивающем государстве и отбытия наказания (если оно было назначено) выданное лицо может беспрепятственно вернуться в государство, его выдавшее, либо выехать с территории государства, запросившего его к выдаче.
Запрашиваемое к выдаче лицо не всегда передается в государство своего гражданства, в то время как основным условием депортации и административного выдворения является передача лица только в государство его принадлежности. В связи с этим нередки случаи отказа в выдаче, поскольку запрашиваемое лицо является гражданином запрашиваемого государства. Свои же граждане, как при депортации и административном выдворении, выдаче не подлежат. Этот фундаментальный принцип уголовного судопроизводства в сфере международного сотрудничества закреплен в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.