в чем разница между доктором и профессором
Ученые степени и звания: какие бывают
и как присуждаются
В карьере преподавателя не последнее место занимает получение ученой степени и ученого звания. Чтобы понять, к чему стремиться, сначала необходимо разграничить эти понятия и четко понимать, что скрывается за каждым из них.
В новом материале ЛаЛаЛани расскажем, какие бывают ученые степени и звания, как они присуждаются, в чем отличие между понятиями. Статья будет полезна всем, кто хочет умело ориентироваться в иерархии академических титулов.
Ученая степень и ученое звание — в чем отличие
Ученая степень — это показатель уровня квалификации, который присуждается после окончания обучения на определенных программах и успешной защиты диссертационной работы: кандидатской или докторской диссертации.
Она неразрывно связана с исследовательской деятельностью, поэтому для присуждения ученой степени необходимо написать диссертацию и опубликовать несколько научных работ.
Ученые степени: кандидат наук и доктор наук
По результатам успешно защищенной научной работы —
диссертации — в России может быть присуждена степень кандидата наук (первая квалификационная степень) или степень доктора наук (вторая и высшая).
Что скрывается за каждой из этих ученых степеней?
Ученые звания: доцент и профессор
Основными учеными званиями в России являются звания доцента и профессора. Присуждение звания осуществляется на основе профессиональных достижений соискателя, его преподавательского стажа в образовательной организации. Дополнительно учитывается и количество опубликованных учебных и методических материалов и пособий.
Ранее звания доцента и профессора подразделялись на два типа: доцент/профессор по специальности и доцент/профессор по отдельной учебной кафедре (в последнем случае в звании использовалась формулировка «доцент/профессор кафедры»).
Ученые звания и должности
Наряду с учеными званиями доцента и профессора существуют и одноименные названия должностей. Однако если ученое звание присуждается без ограничения по времени, то занимаемая должность по времени ограничена.
Кроме того, сами процедуры присуждения звания и назначения на должность отличаются: в случае с должностью соискатель проходит конкурсный отбор (примерно 1 раз в 5 лет) либо принимается без конкурса в качестве совместителя, а решение о назначении на должность принимает ученый совет вуза.
Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя
Чтобы правильно оформить титульный лист учебной работы, нужно указать название вуза, предмет, ФИО и группу студента, а также не ошибиться в данных преподавателя. Обычно трудности возникают, когда нужно написать его учёную степень и звание, поэтому сегодня мы раскроем секреты иерархии в научном мире.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше лайфхаков, которые помогут учиться в колледже и вузе мы собрали в информационном телеграм-канале. А для тех, кто любит экономить, сделали специальную группу с акциями и скидками.
Учёная степень и звание: определения, разница
Узнаем, что означают эти понятия и чем одно отличается от другого.
Учёная степень
Учёная степень — квалификация, которая отражает уровень научно-исследовательской деятельности человека.
Решение о присуждении степени принимает диссертационный совет, соответственно, получить степень, можно только подготовив и защитив кандидатскую или докторскую диссертацию.
Учёное звание
Учёное звание — категория, которая отражает профессиональные достижения сотрудника в научно-педагогической работе.
Учёные звания присваивает Минобрнауки: соискатель направляет туда документы, которые подтверждают, что он соответствует квалификационным требованиям.
Научные звания и степени по возрастанию
Теперь расскажем об иерархии учёных степеней и званий.
Учёные степени в порядке возрастания в России
В РФ присуждают две учёные степени:
Степени дополняются названием сферы деятельности, к которой относится научная работа соискателей: например, кандидат физико-математических наук, доктор исторических наук и пр. В полное название также входит номер и название специальности в рамках отрасли: например, доктор технических наук по специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах».
Учёные звания в порядке возрастания
Учёных званий в России тоже существует 2:
Наличие степени кандидата наук не делает её обладателя автоматически доцентом (также, как и докторской — профессором).
Чтобы получить учёное звание, нужно иметь не только степень, но и определённый стаж преподавательской деятельности, статьи в научных изданиях и пр.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Получение степени — важный момент в жизни учёного
Вопросы об учёной степени и звании
Ответим на самые популярные вопросы об этих категориях.
Научная степень или учёная степень?
Согласно нормативным документам, правильным считается вариант «учёная степень». Формулировку «научная степень» иногда употребляют в разговорной речи.
Бакалавр — это учёная степень или нет?
Бакалавр является не учёной степенью, а уровнем высшего образования.
Интересно, что в других странах, где действует Болонская система, бакалавр считается учёной степенью.
Магистр — это учёная степень?
Магистр также считается образовательным уровнем, а не учёной степенью.
Но после магистратуры можно поступить в аспирантуру или оформить соискательство, подготовить кандидатскую и получить степень кандидата наук.
Доцент — это должность или учёная степень?
Доцент — учёное звание, а не степень. Этим же словом называется одна из должностей преподавательского состава в вузах.
Для присвоения звания доцента нужно иметь от 5 лет стажа научно-педагогической работы, кандидатскую степень и минимум 20 профильных публикаций.
При этом, чтобы занимать должность доцента, необязательно получать такое учёное звание: достаточно иметь степень кандидата наук.
Профессор — это должность или учёная степень?
Также, как и в случае с доцентом, профессор — учёное звание или должность преподавателя. Такую должность могут занимать педагоги со степенью кандидата или доктора наук.
Звание профессора обычно присваивают докторам наук, но если у кандидата есть необходимый научно-педагогический стаж (от 10 лет) и определённое количество публикаций (зависит от специальности), он также может его получить.
Учёная степень | Учёное звание |
Кандидат наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Доцент (степень кандидата наук, от 5 лет стажа, 20 публикаций) |
Доктор наук (присуждается после защиты кандидатской диссертации) | Профессор (степень кандидата или доктора наук, от 10 лет стажа, кол-во статей зависит от специальности) |
Академик — это учёная степень или звание?
Понятие «академик», по сути, ближе к званию, чем к степени, но формально считается скорее титулом. Академиком может стать выдающийся учёный, доктор наук, чей вклад в конкретную отрасль является значительным для её дальнейшего развития.
В России 4 государственных академии:
В каждой из них академики избираются пожизненно.
Сокращения учёных степеней и званий по ГОСТу 2021
На титульном листе любой учебной работы студент должен указывать ФИО, степень и должность преподавателя, который проверяет работу, или того, под чьим руководством она выполнена. В таких случаях используются сокращения. Они регламентированы ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке». Согласно этому документу:
Кроме того, сокращается специальность, по которой присвоена степень. Например: канд. биол. наук (кандидат биологических наук), д-р мед. наук (доктор медицинских наук). С полным перечнем сокращений научных степеней и званий можно ознакомиться по ссылке.
Теперь вы знаете, какие бывают учёные звания и степени и чем они отличаются и сможете оформить титульный лист учебной работы, не ошибившись в степени и должности преподавателя.
А если не уверены, что сможете подготовить реферат, курсовую или диплом, обращайтесь в сервис помощи студентам. Его эксперты не оставят вас наедине с учебными проблемами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Чем отличается академик от профессора
Содержание статьи
В определенной степени такой стереотипный образ соответствует действительности. И профессор, и академик – это научные звания, путь к которым труден и долог, потому и достигают такого положения, как правило, в почтенном возрасте. Но профессором можно быть в любом вузе или научно-исследовательском институте, а академиком – только в академии наук.
Профессор
Профессор – это и научное звание, и должность, путь к которым лежит по определенной «карьерной лестнице». Звание неотделимо от человека, на должность назначают. Кандидата наук может занять должность доцента кафедры, но может оставаться ассистентом – или стать таковым, если перейдет на работу в другой вуз. Через несколько лет он получит звание доцента, и тогда он сможет претендовать на доцентскую должность в любом вузе.
Следующая ступень карьеры – должность профессора кафедры. Нет прямого запрета на назначение кандидатов наук на эту должность, но обычно ее занимают доктора наук. Так же, как и в случае с доцентом, через несколько лет работы на этой должности ученый может получить звание профессора, и для этого уже обязательна докторская степень. Профессорское звание дает право заведовать кафедрой.
Академик
До Октябрьской революции 1917 г. академиком в России назывался любой студент академического учебного заведения – например, университета. В советскую эпоху это звание было введено официально в другом значении, в котором оно и сейчас используется в Российской Федерации.
Академиком называется действительный член академии наук – организации, объединяющей ученых и организующей деятельность научного сообщества. Не следует путать такую академию с высшим учебным заведением, носящим подобное название – например, Российская академия музыки имен Гнесиных.
Теоретически, для того, чтобы стать академиком, профессором быть не обязательно, но в действительности такой чести чаще всего удостаиваются ученые, уже имеющие профессорское звание.
Первый шаг к званию академика – избрание членом-корреспондентом. За выдающиеся научные успехи ученого избирают членом-корреспондентом путем тайного голосования, которое проходит в соответствующем отделении академии, а затем общее собрание академии наук утверждает его избрание. Из числа членов-корреспондентов избирают академиков на общем собрании академии наук, и звание это присваивается пожизненно.
В настоящее время существует немало организаций, именующих себя академиями. Некоторые из них – например, Международная академия энергоинформационных наук – не имеют никакого отношения к настоящей науке. Их члены тоже именуют себя «академиками», но они не имеют на это никаких прав.
Носить звание академика могут только члены государственных академий. Таковых в России шесть: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия художеств (РАХ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).
Доцент и профессор – это абсолютно разные понятия. Они одновременно являются и должностями, и званиями. Однако получить должность гораздо легче, чем звание.
Доцент может стать профессором, но без докторской степени получить звание профессора невозможно. Во всех тонкостях следует разобраться подробно для понимания.
Если вам интересно, чем отличаются доцент и профессор, то читайте статью до конца. Мы расскажем, кто может получить должность и звание доцента, а затем и профессора.
Что такое ученая степень, ученое звание
Документы для соискателя ученого звания доцента
Кто такой профессор
Документы для соискателя ученого звания профессор
Преимущества звания профессора
Через сколько можно стать доцентом и профессором
Как узнать доцента, профессора
Как защитить диссертацию
Что такое ученая степень, ученое звание
Доцент и профессор – это одновременно ученые звания (не путать со степенью) и должности. Понятно, что должность в университете или в академии равносильна должности в любой другой сфере. А вот что такое ученое звание и степень знает далеко не каждый человек.
Ученая степень – это квалификация, которая дается научному сотруднику, который прошел обучение и защитил исследовательскую работу. Ученых степеней всего две:
С ученой степенью кандидата можно работать преподавателем в университете или получать надбавку к зарплате, работая штатным сотрудником.
После получения последней ученой степени научный работник может рассчитывать на ученое звание. Их тоже всего две.
Если ученый получает ученые звания, то он входит в список привилегированных сотрудников, чье мнение будет самым весомым. К тому же доцент или профессор имеют право занимать руководящие должности в университете.
За что дают ученые звания? За успехи в научной деятельности и за педагогический стаж. Далее рассмотрим звания доцента и профессора более подробно.
Кто такой доцент
Чтобы понять, чем доцент и профессор отличаются друг от друга, необходимо определить каждое понятие.
Итак, доцент – это одновременно ученое звание и должность.
Должность доцента в университете может получить кандидат наук или преподаватель без ученой степени. Ему лишь необходимо соответствовать требованиям, которые помогут выиграть конкурс на должность доцента. Главное условие – это преподавательский стаж не менее трех лет.
Обычно конкурс на доцента проводится 1 раз в 5 лет. Но при этом преподаватель может получить должность доцента без конкурса в качестве совместителя. Поэтому если у преподавателя есть желание увеличить нагрузку, он может выдвинуть свою кандидатуру.
Доцент, как и преподаватель, ведет лекции, готовит аспирантов и соискателей на кафедре, а также проводит научные исследования и пишет учебники, учебные пособия.
Занять должность доцента может человек, который работал по специальности, получил большой стаж и пришел преподавать в университет. Очень часто такая ситуация происходит у учителей, которые большую часть жизни отдают школе, а потом переводятся преподавателями в вуз.
Получить звание доцента не просто. Для этого нужно:
Если соискатель соответствует всем требованиям, то он подает заявление в Ученый совет вместе с подтверждением наличия всех требований. В этом соискателю помогает Совет кафедры или научного подразделения НИИ.
После этого кандидатура рассматривается в течение 6 месяцев сначала в Ученом совете, а дальше в Министерстве высшего образования и науки.
Только после этого соискатель может получить ученое звание доцента. Доцент и профессор – это ученые звания, которые не так просто получить. Необходимо выполнить требования и даже после этого можно получить отказ, например, от Министерства высшего образования и науки.
Документы для соискателя ученого звания доцента
Чтобы получить звание доцента понадобится меньше документов, чем на профессора. Однако их все равно необходимо собирать на кафедре. Поэтому помощь совета кафедры или факультета не помешает. Давайте перечислим необходимые документы.
Нужно собрать все эти документы и отправить на рассмотрение в ученый совет. Он может находиться в этом же вузе, либо в другом городе. После ожидания ответа от ученого совета следует подождать ответа от Министерства образования. На каждом этапе соискателя может ожидать отказ по разным причинам.
Поэтому получить звание доцента или профессора гораздо труднее, чем кажется.
Кто такой профессор
Ученое звание профессора следует сразу после звания доцента. Однако получить его может только тот, кто заслужил докторскую степень.
Получить должность профессора может даже кандидат наук. Однако в большинстве случаев на повышение выдвигаются кандидатуры преподавателей, которые готовятся продолжить защиту в докторантуре.
Чтобы получить должность профессора, нужно также отвечать всем требованиям, как в случае с доцентом, но при этом стаж преподавательской деятельности должен быть не менее 5 лет.
Чтобы получить звание профессора, необходимо проверить, соответствует ли соискатель выдвинутым условиям:
Итак, если все требования будут выполнены, то, вероятно, соискатель сможет получить ученое звание профессора. Однако точно так же, как и в случае со званием доцента, можно получить отказ на любом уровне проверки данных.
В этом случае доцент и профессор одинаковы. Если кандидатура научного сотрудника не устраивает Ученый совет или соискатель не выполнил каких-либо требований, то он не сможет получить разрешение. Таким образом, нужно готовиться к получению ученого звания.
Документы для соискателя ученого звания профессор
Давайте посмотрим, какие документы нужны для соискател я ученого звания профессор.
Все это понадобится отправить непременно в ВАК, где все документы будут проверены и переданы на рассмотрение. После того, как ВАК выдвинет свое решение, документы будут отправлены либо обратно, либо в Министерство высшего образования и науки.
Таким образом, соискатель сможет получить новое ученое звание, а вместе с ним все преимущества и льготы до конца жизни.
Итак, мы выяснили, кто такой доцент и профессор. Как вы видите у них много общего. Давайте перечислим все совпадения этих понятий.
Теперь перечислим все отличия между доцентом и профессором
Таким образом, доцент и профессор – это не одно и то же несмотря на схожие момент. Звание и должность доцента более низкие, по сравнению с профессорским званием и должностью.
Преимущества звания профессора
Звание профессора дает не мало преимуществ. Давайте рассмотрим их в представленном ниже списке.
Конечно, многие преподаватели и ученые, которые все-таки стремятся получить ученое звание профессора, делают это не ради благ. Они просто наслаждаются своей исследовательской деятельностью. Пишут новые учебники, проводят новые исследования, собирают полученные факты в монографии и т.д. Поэтому очень важно уважительно относится к каждому преподавателю, который получил ученое звание доцента и профессора.
Через сколько можно стать доцентом и профессором
Чтобы стать доцентом и профессором, нужно пройти долгий и сложный путь. Обычно студенты бакалавриата еще не знают о том, что в будущем они станут профессорами.
Большинство бакалавриатов, получивших первую академическую степень остаются по совершенно другим причинам. Но уже в магистратуре многие чувствуют сильную тягу к исследованиям и к науке. Поэтому они остаются в аспирантуре, чтобы еще немного времени заниматься изучением научных проблем и их решением.
К концу аспирантуры студент уже 9 лет находится под крышей вуза и все сильнее прикипает к стенам родной альма-матер. Аспиранты делают первые шаги в преподавательской деятельности. Если первые попытки преподавать возымеют успех, то студент с удовольствием остается на 0.25 ставки. При этом он продолжает активную работу над кандидатской.
Не всегда аспиранты защищают кандидатскую после окончания аспирантуры. Но в течение 2 лет они все-таки получают первую ученую степень и становятся кандидатами наук. На это уже около 10 лет.
В дальнейшем каждый сам выбирает, когда ему поступать в докторантуру и тратить еще 3 года на обучение, чтобы получить допуск к защите докторской диссертации. Однако не забываем, что еще нужно опубликовать не мало трудов, несколько лет отработать на позиции преподавателя, и только потом можно думать о повышении.
Поэтому на то, чтобы получить звание доцента и профессора, могут уйти долгие годы. Однако это не является самоцелью. Скорее, эти звания становятся приятным бонусом и награждением за кропотливый труд.
Как защитить диссертацию
Защита диссертации проходит на разных этапах. Сначала в магистратуре, чтобы получить магистерскую степень, затем после аспирантуры и после докторантуры.
Каждая работа тщательно проверяется научным руководителем, рецензентами и советом. Одним из наиболее важных критериев является проверка на уникальность.
После того, как страну всколыхнули скандалы о найденном плагиате в работах известных профессоров, каждый документ соискателей проверяется очень тщательно.
Для этой проверки используется специальная разработка, которая называется Антиплагиат ВУЗ. Это специальный пакет, который был разработан специально для проверки научных диссертаций.
Вы можете заранее проверить работу в Антиплагиат ВУЗ на нашем сервисе. К сожалению, в открытом доступе не найти входа в систему Антиплагиат ВУЗ.
Также на Killer-antiplagiat.ru можно заказать повышение процента оригинальности текста. Мы поможем всего за 1 минуту поднять уникальность до 90-95%. Вы получите готовый результат без изменений в тексте. Рекомендуем бесплатно проверить, как это работает. Для этого закажите бесплатное повышение самостоятельности 2 двух страниц.
Таким образом, вы точно сможете пройти проверку на плагиат и получить допуск к защите диссертации.
Итак, в этой статье мы рассмотрели, в чем различие понятий доцент и профессор. Теперь вы знаете, что это одновременно должности в вузе и научные звания. Профессор выше доцента, поэтому сначала научному сотруднику или преподавателю нужно получить степень и должность доцента. Чтобы получить должность доцента и профессора, необязательно иметь ученую степень, но чтобы получить звание доцента и профессора, нужно защитить диссертацию и получить степень кандидата и доктора, соответственно.
Кто такой доцент
Учёные степени и звания
Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?
Что такое ученая степень?
Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени — кандидата наук и доктора наук.
Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.
Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.
Что такое ученое звание?
Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания — доцент и профессор.
Важный нюанс — доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.
Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.
Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом. На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.
Сравнение
Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам — в аспирантуре или докторантуре, вторую — в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.
При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами — доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.
Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.
Ученая степень | Ученое звание |
Что общего между ними? | |
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора — профессорами) | |
В чем разница между ними? | |
Представлена степенями кандидата и доктора наук | Представлено званиями доцента и профессора |
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам — в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) | Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении |
Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе?
Относительно ученых званий очень часто возникают вопросы: что это такое и как это получить? В данной статье мы расскажем, что такое доцент. Это слово одновременно может обозначать несколько понятий, по существу сходных. Во-первых, доцент – это ученое звание преподавателя высших учебных заведений. Во-вторых, степень сотрудников научных учреждений. В-третьих, должность в вузах. С понятием «профессор» все гораздо проще — это лицо, которое является высококвалифицированным специалистом в определенной области науки, экспертом.
Кому присваивается звание доцента?
Находиться на позиции доцента в вузе — не значит обладать ученой степенью, которая присваивается ученым советом научного учреждения (или высшего учебного заведения) и одобряется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Такая степень присуждается на всю жизнь.
Критерии присвоения должности и звания «Доцент»:
Чем занимается доцент?
Что входит в его обязанности?
Кто такой «профессор»?
В переводе с латинского «профессор» обозначает «преподаватель». Занимается он тем, что преподает в вузах, проводит научные исследования, внедряя их итоги в народное хозяйство, готовит педагогические и научные кадры, руководит научными исследованиями студентов и собственными занятиями. Профессор – это и звание, и должность в высшем учебном учреждении. Для получения первого необходимо:
Из данной статьи мы узнали, что слово «профессор», как и «доцент», — это одновременно и звание, и должность. Только в первом случае присваивается пожизненно, а во-втором — на период работы. Звания доцента и профессора похожи по своему значению.
Кто такой доцент, профессор, кандидат наук?
Заслужить их довольно сложно, нужно действительно разбираться в своей области и быть специалистом.
Духовное развитие
Служитель РПЦ — благочинный. Это звание или должность?
Когда люди заходят в храм, им в глаза бросаются иконы, росписи на стенах, позолоченные подсвечники, множество горящих свечей. Если идет служба, то ощущается запах ладана, слышится тихое церковное пение.В РПЦ, к…
Отношения
Пикапер — это коварный соблазнитель или неуверенный в себе человек?
Несмотря на то, что по статистике женщин в стране больше, чем мужчин, многие представители сильного пола испытывают некоторые затруднения при знакомстве с девушками и не знают, как себя правильно вести с ними. Особенн…
Духовное развитие
Тотемизм — это умершее верование, или оно существует и по сей день?
Считается, что религия – это продукт человеческой истории. Ученые и по сей день не могут установить то время, когда она возникла. Есть предположение, что люди никогда не существовали без религии. Человек всегда …
Еда и напитки
Кориандр и кинза – это одно и тоже или нет?
Кинзу мы используем повсеместно, причем не только в кулинарии, но и в медицине, и в косметологии. Поэтому это растение известно многим. Оно также имеет несколько названий в зависимости от региона. Многие называют это …
Закон
Что значит быть патриотом и кто имеет право носить это гордое звание?
Если вас спросят: «Что значит быть патриотом?», вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот — это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практическ…
Здоровье
Дезактивация — это что? Как, какими средствами и методами проводится дезактивация ртути или радиации?
Радиоактивные вещества являются продуктами распада некоторых химических элементов. Они не только оказывают вредное воздействие на организм человека, но и оставляют свой след в атмосфере на многие года. Ярким примером …
Здоровье
Мочевина: что это такое, и о чем говорит ее увеличение или снижение в крови
Получив лист с распечаткой биохимического анализа крови, можно обнаружить в нем показатель “мочевина”. “Что это такое?” — задают вопрос пациенты.
Здоровье
Чистка сосудов чесноком и лимоном – это панацея или …
С возрастом на стенках кровеносных сосудов начинают появляться различные отложения в виде бляшек, имеющие разное происхождение. Накапливаясь, они препятствуют нормальному прохождению крови и со временем становятся при…
Карьера
Рекрутирование — это… Способы и методы привлечения подходящих кандидатов на должность
Рекрутирование — это синоним «найма», произошедший из американского варианта английского языка. Это слово обозначает общий процесс привлечения, отбора и утверждения подходящих кандидатов на рабочие места для пос…
Компьютеры
Hkcmd.exe: что это за процесс и нужно ли его отключать или удалять
Многие обладатели компьютерной техники на основе чипсетов Intel достаточно часто в автозагрузке наблюдают некий непонятный процесс — hkcmd.exe. Что это такое, мало кто себе представляет четко. А некоторые вообще счита…
Научные сотрудники и преподаватели вузов имеют, как правило, ученую степень и ученое звание. В чем специфика данных регалий?
Что такое ученая степень?
Под ученой степенью принято понимать уровень квалификации представителя научной сферы, присвоенный ему после прохождения обучения по специальным программам. В России сейчас учреждено две ученых степени — кандидата наук и доктора наук.
Первая присваивается человеку, успешно отучившемуся в аспирантуре и защитившему кандидатскую диссертацию. Степень доктора наук присваивается ученому, который проходит обучение в докторантуре, защищает докторскую диссертацию, а также получает одобрение совета Высшей аттестационной комиссии.
Получать ученую степень доктора могут только кандидаты наук. При этом специализация, по которой человек прошел обучение в аспирантуре, зачастую не совпадает с той, по которой он намеревается учиться в докторантуре. Например, кандидат экономических наук вполне может стать доктором наук в области физики.
Что такое ученое звание?
Под ученым званием принято понимать уровень должности представителя научной сферы, присвоенный ему в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении. В России есть два ученых звания — доцент и профессор.
Важный нюанс — доцентом или профессором человек может быть не потому, что имеет соответствующее ученое звание, а в силу занимаемой должности. В свою очередь, человек, имеющий документально подтвержденное звание доцента или профессора, может не занимать соответствующих должностей в вузе.
Звание доцента (если говорить о его официальном присвоении) ученый может получить за успехи в научно-исследовательской либо педагогической работе. Звание профессора может быть присвоено сотруднику вуза за успехи в педагогической работе, а также в подготовке аспирантов.
Звание доцента и профессора подтверждается специальным аттестатом.
В чём разница между доктором наук и профессором?
На практике стать профессором ученый чаще всего может только при наличии опыта работы в качестве доцента.
Сравнение
Главное отличие ученой степени от ученого звания в том, что первую регалию человек получает по результатам обучения по специальным программам — в аспирантуре или докторантуре, вторую — в процессе осуществления трудовой деятельности в вузе или научном учреждении.
При этом оба понятия на практике тесно связаны между собой: доцентами становятся, как правило, ученые, имеющие степень кандидата, профессорами — доктора наук. Хотя, если человек добивается выдающихся достижений в науке, он может получить ученое звание и без соответствующей степени. Но это довольно редкий случай.
Определив, в чем разница между ученой степенью и ученым званием, зафиксируем основные выводы в таблице.
Ученая степень | Ученое звание |
Что общего между ними? | |
Ученое звание дается, как правило, только тем представителям науки, которые имеют научную степень (кандидаты становятся доцентами, доктора — профессорами) | |
В чем разница между ними? | |
Представлена степенями кандидата и доктора наук | Представлено званиями доцента и профессора |
Обязательным условием для присуждения ученой степени является обучение по специальным программам — в аспирантуре (для получения степени кандидата наук), в докторантуре (для получения степени доктора) | Главным условием для присвоения научного звания является осуществление трудовой деятельности в вузе или научном учреждении |
Ученая степень и ученое звание
Должностная инструкция старшего преподавателя кафедры
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Старший преподаватель кафедры относится к категории специалистов.
1.2 На должность старшего преподавателя кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:
— иметь ученую степень кандидата наук и стаж педагогической работы в вузе не менее одного года;
— иметь стаж научно-педагогической работы не менее четырех лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности; диплом дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;
— иметь стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе три года в соответствующей профилю кафедры области деятельности и являться автором (соавтором) не менее двух учебно-методических и трех научных трудов, изданных в течение последних трех лет;
— иметь стаж практической работы не менее десяти лет в соответствующей профилю кафедры области деятельности и обладать способностью к научно-педагогической работе.
1.3 Старший преподаватель кафедры должен знать:
1.4 В своей деятельности старший преподаватель руководствуется:
1.5 Старший преподаватель кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.
1.6 Замещение должности старшего преподавателя кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.
2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Старший преподаватель кафедры обязан:
2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по курируемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий.
2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.
2.3 Читать лекции по курируемой дисциплине.
2.4 Осуществлять контроль качества проведения преподавателями кафедры всех видов учебных занятий по курируемой дисциплине.
2.5 Разрабатывать рабочие программы по курируемым дисциплинам.
2.6 Комплектовать и разрабатывать методическое обеспечение курируемой дисциплины или отдельных видов учебных занятий и учебной работы.
2.7 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работы студентов.
2.8 Руководить самостоятельной работой студентов по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий и учебной работы.
2.9 Оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.
2.10 Принимать участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности.
2.11 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.
2.12 Принимать участие в развитии и совершенствовании материально-технической базы кафедры.
2.13 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.
2.14 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.
2.15 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине и при проведении отдельных видов занятий и научных исследований.
2.16 Принимать активное участие в воспитательной работе среди студентов.
2.17 Своевременно оповещать руководство кафедры, факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий учебную работу.
2.18 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические разработки, рабочие программы и другие виды методических разработок и интеллектуальной собственности.
3 ПРАВА
Старший преподаватель кафедры имеет право:
3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).
3.2 Участвовать в работе любого структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности представляемой кафедры.
3.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их рассмотрением на заседаниях кафедры и утверждением в установленном порядке.
3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической и научно-методической работы кафедры.
3.5 Посещать все виды учебных занятий по курируемой дисциплине, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.
3.6 На условиях штатного совместительства руководить или участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.
3.7 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавателей кафедры, учебно-вспомогательный персонал и студентов.
3.8 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального или материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.
3.9 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.
3.10 Распоряжаться денежными средствами, полученными по хоздоговорным и госбюджетным НИР.
3.11 Привлекать по согласованию с заведующим кафедрой учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также аспирантов и студентов кафедры к работам, связанным с организацией и обеспечением учебного процесса по курируемой дисциплине, подготовкой аудиторного фонда к учебному году, переоборудованием учебных лабораторий кафедры.
3.12 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.
3.13 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.
4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Старший преподаватель кафедры несет ответственность за
4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемой дисциплине или по отдельным видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.
4.2 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.
4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по преподаваемой дисциплине или по отдельным видам занятий.
4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий и экзаменов, установленного утвержденным расписанием учебных занятий и экзаменов.
4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов и работников кафедры.
4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.
4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.
4.8 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемой дисциплине.
4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.
4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
5.1 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.
5.2 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.
5.3 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).
5.4 Старший преподаватель кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.
5.5 Старший преподаватель, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебных занятий по курируемой им дисциплине или руководимой им научно-исследовательской работе.
5.6 Старший преподаватель кафедры принимает к исполнению поручения профессора кафедры по вопросам планирования и организации учебного процесса и проведения учебных занятий, если он ведет занятия по дисциплине, курируемой этим профессором.
В нашей стране должность «профессор» отличается от учёного звания «профессор» и порядок присвоения (получения) этого звания также различен. Очень часто происходит некая путаница в понятиях, например, профессор, как преподаватель и профессор, как имеющий ученую степень.
Чтобы понять, как же получить должность профессора, мы разберемся в терминах и рассмотрим различные варианты решения этого вопроса.
Как получить должность профессора
В Российской Федерации профессор — это учёное звание научно-педагогического работника (военнослужащего высшего учебного заведения, сотрудника научного учреждения).
Ученые степени и звания: кто есть кто
Например, профессор по кафедре, профессор по специальности.
Профессор, доцент — могут быть учёными званиями. Они подтверждают педагогическое мастерство человека, имеющего необходимый стаж педагогической работы, научные достижения, написанные учебные пособия, опубликованные научные статьи и т.д. В этом случае выдаются дипломы соответствующего образца. Чтобы получить звание профессор по кафедре, необходимо вести педагогическую работу в высших образовательных учреждениях.
Стоит отметить, что учёное звание профессора также может быть присвоено гражданам других государств, приглашенным на педагогическую или научную работу в образовательные учреждения РФ.
Как получить должность профессора
Где же получить звание профессора? Опять же здесь все зависит от того, какое будет звание. Если это звание профессора по кафедре, то с 2011 года, согласно Российскому Законодательству, оно присваивается Минобрнауки Российской Федерации, а учёное звание профессора по специальности уже присваивается Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки РФ. Получить ученое звание профессора по кафедре можно и в виде исключения. В эту категорию попадают кандидаты наук, замещающие по трудовому договору должность профессора или заведующего кафедрой, а также декана факультета, руководителя филиала (института), проректора, ректора ВУЗа и т.д. Военнослужащие тоже могут получить звание профессора по кафедре, если имеют учёную степень кандидата наук и замещают должность профессора, начальника кафедры и др.
Учёное звание «профессор» присваивается человеку пожизненно (есть отдельный порядок лишения звания). Обладатель звания остается профессором в любых ситуациях: при увольнении, переходе на другую должность, выходе на пенсию и т.д.
Как получить должность профессора
Профессор или доцент могут вести в ВУЗе определенные занятия, лекции, за которые получают установленную заработную плату. Данную должность подтверждает только запись в трудовой книжке, никаких дипломов и ученой степени не нужно. В этом случае должность профессора кафедры дается решением учёного совета ВУЗа (или приказом ректора). Для военнослужащих — это приказ начальника военного ВУЗа. При любых изменениях в трудовой деятельности научно-педагогического работника (увольнение, выход на пенсию, перевод на должность, не носящую должности «профессор кафедры») — звание «профессор кафедры» снимается.
По статистике, более 95% профессоров в российских высших учебных заведениях имеют учёное звание профессора, а также учёную степень доктора наук.
Чтобы стать профессором в ВУЗе, каждый преподаватель проходит следующий путь:
Таким образом, существует понятие «профессор», подразумевающее получение ученого звания, и есть понятие должности «профессор», присваиваемое высшими учебными заведениями Российской Федерации.
Глава 7. Автор. Ассистент, доцент, профессор
Защищал я свою диссертацию в один день с преподавателем кафедры биохимии М.П.Шлемовичем (фамилия изменена), который был племянником жены профессора Б.А.Собчука. М.П. после окончания нашего мединститута вместе с женой-гинекологом получил распределение в одну из азиатских республик Советского Союза, а затем вернулся во Львов. Лет ему было уже около 40 и, по существующему закону, быть принятым в аспирантуру он не мог. Но ходатайства в министерство помогло преодолеть это ограничение. Он был принят в аспирантуру и выполнял свою диссертационную работу параллельно со мной.
После защиты кандидатской диссертации я оказался на распутье. Было понятно, что дальнейшего продвижения на кафедре уже не буде, так как не скрывалось, что в ближайшее время заведовать кафедрой будет именно М.П., поскольку здоровье профессора Б.А.Собчука резко ухудшилось. Кроме того, возможности для исследований, заложенные еще О.Парнасом, были практически исчерпаны, если не считать посуды и отдельных химических реактивов, которые приобретались ученым за деньги, выручаемые продажей туалетного мыла. О.Парнас в свое время наладил полукустарное производство мыла, чтобы иметь средства для продолжения затратных исследований на кафедре.
В это время судьба преподнесла мне еще один сюрприз. В июне месяце меня неожиданно приглашает на беседу декан педиатрического факультета и одновременно заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессор Ф.П. Малюк (фамилия изменена). В связи с восстановлением закрытого 10 лет назад санитарно-гигиенического факультета (в стране никогда не могли точно посчитать, сколько необходимо каких специалистов), на его кафедре появилось два места ассистента. Одно уже было занято средних лет женщиной, миловидной, умной, решительной. Второе, учитывая мое положительное прошлое, было предложено мне и моя фамилия ушла в приказ на перевод. Следует сказать, что ректор нашего института никогда не возражал против перевода преподавателей с теоретических кафедр на клинические, считая, что их хорошая фундаментальная подготовка, после приобретения ими клинического опыта, помогут поднять научный уровень клинических исследований.
Беседа с будущим шефом меня несколько насторожила. Я ожидал услышать от него: какими интересными проблемами с моим участием мы займемся, как поскорее мне набраться клинического опыта для успешного ведения пациентов и для преподавания основ терапии? Вместо этого мне пришлось выслушать, как в последствии оказалось, совершенно несправедливые упреки в отношении преподавателей кафедры (безынициативность, причуды в быту и работе и т.п.). В беседе содержался недвусмысленный намек на особое ко мне расположение, если я буду его информатором. Еще больше терзаний было у меня из-за того, что уже в сентябре мне придется вести больных, дежурить по больнице, вести занятия со студентами.
Для начала я взялся штудировать учебник внутренних болезней А.Л. Мясникова (к слову, лучший из когда-нибудь написанных по этой дисциплине), но ничего не запоминалось. Тогда я сообразил, что должен быть конкретный мотив, в моем случае — больной для изучению той или иной патологии. Да, но где взять больных? Положение мое было реально опасным из-за того, что в обычных городских больницах тогда еще не было специализированных отделений (инфарктных, онкологических, пульмонологических и других), и вести следовало больных с любой патологией. Я сообразил, что самое страшное – это ошибиться с диагностикой инфаркта миокарда и инсульта, которые могли закончиться для больного фатально, и поэтому на все лето устроился волонтером на службу «скорой помощи». Наблюдая днем больных и подчитывая учебник вечерами, я 1 сентября вошел в клинику, волнуясь, но не паникуя. Обязательным для ассистента было 2 суточных дежурства в месяц, каждое из которых на самом деле продолжалось больше 30 часов, так и во время дежурства, и на следующий день занятия со студентами оставались за мной.
Конечно, в первые годы работы на кафедре были обидные промахи, которые со мной иногда случались, хотя я старался каждого сложного больного обсудить с доцентами кафедры, А.И.Черновой и В.И.Пискорским, а также опытным ассистентом — Ю.М.Коваливым. С каждым из них у меня сложились самые теплые отношения и взаимная симпатия. Мне разрешалось позвонить им даже ночью, во время дежурства, если были проблемы с тяжелыми больными. Но отношения с профессором стали быстро ухудшаться, ведь я ничего «важного» о преподавателях не доносил, а с восхищением отзывался об их клиническом опыте и человеческих качествах. В ответ на упреки сотрудникам в безынициативности я предложил полтора десятка предложений по новым направлениям исследований. По-видимому, опасаясь, что я начну работать еще и над докторской диссертацией, шеф давал совершенно никчемные поручения, далекие от науки.
Жизнь в клинике стала особенно невыносимой, когда ректор уволил его с должности декана, но, из жалости, оставил заведовать кафедрой. Через день устраивались заседания кафедры, сводившиеся часто к его воспоминаниям, «как раньше чудно работалось», о никчемности сотрудников нашей и других кафедр, заканчивающиеся нередко в 7-8 вечера. Недовольным предлагалось покинуть кафедру. Пресекался любой самостоятельный шаг.
Большую моральную поддержку в эти годы мне оказывал ставший деканом педиатрического факультета профессор М.Б.Титов, хорошо знавший меня со студенческих лет. Он предложил коллективу факультета избрать меня секретарем парторганизации и добился выдвижения меня на должность доцента кафедры (у меня уже был достаточный клинический стаж). Условием выдвижения на должность доцента было планирование мной докторской диссертации. Дело в том, что на заседаниях ученого совета института ректор без конца напоминал заведующим кафедр о необходимости подготовки резерва, называя и фамилию моего шефа.
Отвергались десятки предложенных мной вариантов докторской диссертации. Каким-то чудом, не иначе, удалось утвердить название работы, посвященной диспансеризации и реабилитации больных, которые перенесли операции на желудке по поводу язвенной болезни. Но на присвоение мне звания доцента Ф.П. Малюк согласия не давал. Более того, так как в положении и.о. доцента я был уже в течение 4 лет, ректоратом была создана комиссия во главе с профессором И.И. Марковым, которая должна была встретиться с коллективом кафедры и принять решение – рекомендовать к присвоению мне научного звания доцента или нет? И тут я был буквально потрясен смелостью сотрудников кафедры, которые единогласно стали на мою защиту. Но на этом пакости Ф.П. не закончились. Сговорившись с ученым секретарем института, он подготовил текст решения комиссии, которая «не рекомендовала присвоение звания доцента», но под этим «документом» ни один член комиссии подпись не поставил.
Не известно, сколько бы еще продолжалась эта неопределенность, если бы профессор Ф.П. Малюк не решил и дальше заведовать кафедрой, для чего явился к ректору просить поддержки. Но тут проявил решительность ректор института профессор М.П. Павловский, который перечислил многочисленные претензии к нему от врачей клиники, преподавателей кафедры и в неопределенности положения со мной. Пообещав согласиться с решением моего вопроса в обмен на согласие ректора допустить его к избранию на должность заведующего кафедрой, Ф.П. Малюк утром следующего дня распорядился бросить занятия со студентами и немедленно готовить необходимые документы ему на подпись.
С благодарностью вспоминаю ректора института М.П. Павловского, который поддерживал меня и в дальнейшем. Я пожаловался на то, что заведующий кафедры не дает заниматься диссертационной работой, изгоняет из лаборатории больных, которых я обследую, что я буду вынужден прекратить работу, которая уже утверждена в МОЗ Украины. Михаил Петрович перевел меня на другую кафедру, которой заведовал профессор П.Г. Подорожный, и согласился, как хирург, консультировать мою работу.
Разница между ученой степенью и ученым званием
© Copyright: Василий Доценко, 2018
Свидетельство о публикации №218022301627
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Василий Доценко
Василий, с интересом прочитала Вашу повесть. Мне лично не хватило Ваших переживаний, эмоций. Многовато схематичности. Из отдельных судеб складывалась судьба страна, поэтому много похожего, а вот Ваши личные переживания, радостные и горькие, придали бы повести индивидуальность.
В целом мне понравилась повесть. И хорошо бы это сделал каждый из нас, написал о своих близких.Вы — молодец!
Я тоже начала излагать историю своей семьи в серии «Бессмертный полк».
Татьяна Михайловна Скиданова 25.08.2018 12:37 Заявить о нарушении
Василий Доценко 29.08.2018 14:54 Заявить о нарушении