в чем разница между действием и бездействием
Общественно опасное действие и бездействие. Условия ответственности за бездействие
1) Это главный и обязательный для всех преступлений элемент объективной стороны, которая состоит из действия, бездействия, последствий, и причинной связи с ними, а также факультативных элементов – способа, места, времени, обстановки, средства, орудия совершения.
2) Деяние.Действие и бездействие объединяются в категорию деяние. Деяние – проявление поведения человека во внешнем мире, которое совершается в определенных условиях, месте, времени.
Оно может иметь 4 условные формы, которые можно выделить:
— Физическое воздействие на других людей или на другие предметы. Например, избить человека, поджечь авто.
— Написание или произнесение слов. Например, угроза, или вымогательство, шантаж, клевета.
— Совершение каких-то конкретных жестов. Например, оскорбление может быть в форме слова или жеста.
— Несовершение действия, которое субъект был обязан совершить.
3) Действие.Это активное поведение, как единичный его акт, так и совокупность действий. Действие наиболее распространенный вид общественно опасного деяния, свыше 2/3 всех преступлений совершаются действиями.
Действие начинается с момента совершения первого осознанного и волевого телодвижения. Действия – это не только те акты, которые направлены на причинение вреда охраняемым интересам, но и действия, создающие существенные условия, способствующие совершению преступления (например, приискание орудия преступления, соучастников).
Действие оканчивается: а) с момента прекращения его совершения, в том числе по независящим от воли виновного обстоятельствам; б) наступления ООП; в) декриминализации деяния.
4) Бездействие. По своим свойствам оно также оказывает влияние на интересы, охраняемые уголовным законом. Но в отличие от действия, это пассивное поведение, заключающееся в несовершении лицом таких действий, которые оно по определенным основаниям должно было и могло совершить в конкретных условиях. Таких преступлений минимум – около
5% от всех совершенных преступлений.
Бездействие может быть;
— Актом единичного невыполнения обязанностей действовать. Например, отказ свидетеля от дачи показаний.
— Системой преступного уклонения от обязанностей. Таких случаев большинство на практике, например, злостное уклонение от уплаты алиментов.
Есть 2 условия наступления ответственности за бездействие.
— Требований закона или подзаконного акта. Например, нарушение правил по технике безопасности, лицом на котором лежали эти обязанности – это нарушение закона «Об основах охраны труда в РФ».
— Из характера профессии или служебного положения. В данном случае не соблюдаются инструкции, какие-либо ведомственные акты.
— Из решений судебных органов. Например, неисполнение приговора суда.
— Из предшествующего преступления. В этих случаях бездействию обычно предшествуют какие-то действия, создающие ООП. Например, статья 125 УК РФ – оставление без помощи.
Важно отметить, что нарушения норм морали, которые обязывают подчастую действовать в определенных ситуациях, может привести к ООП, но не наказывается, потому что иначе это противоречило бы принципу законности.
Б) Также важным обстоятельством является возможность действовать, а не только юридическая обязанность. Она определяется субъективно, учитываются конкретные обстоятельства. Решение о том, могло или не могло действовать лицо решается судом.
Еще одна особенность бездействия в том, что оно не обязательно заключается в пассивном поведении, потому что лицо может проявлять активную деятельность. Важно невыполнение именно конкретной обязанности из закона. Такое бездействие, сопровождающееся активными действиями по обеспечению этого невыполнения (например, переезды с места на место, при обязанности уплачивать алименты) называется в науке «смешанным бездействием» и встречается на практике значительно чаще, нежели чем обычное бездействие.
Начало бездействия – момент когда лицо не делает что-то, что оно обязано делать. Окончание бездействия: а) момент пресечения; б) явки; в) прекращения обязанности; г) появления обстоятельств, делающих невозможным совершение требуемых действий; д) декриминализация деяния.
5) Длящиеся преступления– действие или бездействие, сопряженные с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных под угрозой наказания на виновного. Например, уклонение от разного рода обязанностей.
6) Продолжаемые преступления – совершение ряда однородных действий характеризующихся: а) общностью цели; б) общностью однородных последствий.
Действие лучше, чем бездействие
Четыре доказательства того, что действие лучше, чем бездействие.
Хорошо известен тот факт, что занятые люди могут выполнить работу, много работы. Их секрет прост: они никогда не перестают двигаться.
Конечно и в бездействии может быть что-то хорошее, если необходимо восстановление и сосредоточенное внимание. Но в этом может быть и, что-то очень плохое, если включает в себя задержки, отсутствие решения и пассивность.
Компании, которые двигаются вниз, как правило имеют пассивную корпоративную культуру. Неоправданные решения могут привести к катастрофе. Возможности будут безвозвратно утеряны. Никто не хочет рисковать, чтобы принять решение. Получается, что сидеть и бездействовать более легко, чем включиться в игру. Есть один очень показательный пример одного банка, который посылал клиентов, которые имели более сложные примеры или более конкретные факты в соседнем конкурентном банке, вместо того, чтобы попробовать найти оптимальное решение.
На другом полюсе находятся компании, где есть высокий уровень инноваций, люди инициативные. Они начинают новые идеи. Они не ждут, пока их подтолкнут. Они стараются делать свою рутинную работу быстро и эффективно, чтобы у них оставалось больше времени для чего-то нового.
Вот некоторые из причин, почему важно действовать.
Маленькие победы имеют значение.
Маленькие победы делают фундамент на пути к великой победе. Один толчок в правильном направлении может привести к большим неописуемым успехам, но сначала вы должны успеть набрать критическую массу. Также как в спорте, так и в бизнесе, можно сделать полный оборот. Но для этого нужна уверенность в себе, ожидание положительного выхода из ситуации, чтобы мотивировать людей и заставить их дать больше, чем себе. А уверенность приходит через накопление успехов и побед.
Достижения приходят постепенно по одному.
Одно предстоящее путешествие за тысячи километров может показаться пугающим. Но любое путешествие начинается с одного шага и оно не кажется страшным. Любой шаг, который вы сейчас делаете, приближает вас все ближе и ближе к финальной цели. Занятые люди в высокой продуктивной среде, имеют тенденцию решения еще одной задачи, чтобы провести еще один телефонный звонок, чтобы договориться о еще одной проблеме в движении, прежде чем наступит конец рабочего дня. Завтра будут новые проблемы с которыми придется иметь дело. Психологический трюк, чтобы разделить одну большую задачу на множество мелких шагов, упрощает процесс идентификации, мгновенной деятельности, в конечном итоге приведут к решению большой задачи.
Полное совершенство не может быть достигнуто.
Забудьте о совершенстве. Просто делайте работу. Если совершите ошибку, что делать? Всегда можно попробовать снова. В нестабильном мире быстрые изменения бизнес-стратегий, есть место для импровизации. Живите по старым классическим правилам: лучшее – враг хорошего (не ждите идеального времени, оно может никогда не прийти), не рискнул чем-либо, не получаешь ничего (за каждым успехом лежит доза риска.)
Действия дают энергию.
Человек просто чувствует себя лучше действуя активно, чем если оставаться на прежнем уровне. Рабочий процесс действительно может вызвать стресс, но на самом деле многие исследования показывают, что ключевым фактором при стрессе на рабочем месте, является в основном отсутствие контроля. Выявление положительного действия дает чувство контроля. Постоянное движение не выжмет энергию, это дает энергию. Например для людей, которые имеют проблемы с весом или просто хотят избавиться от 2-3 лишних килограммов, заниматься физическими упражнениями больше удовольствия, чем соблюдение диеты.
Эти принципы, были примерными управленческими советами. Они отражают философию, которая имеет решающее значение для любого предпринимателя или для любой работы, которая требует больше предпринимательского духа. Единственный способ, чтобы активировать потенциал, одобрять действия.
Это иногда кажется трудным. Организационная культура, деспотичное начальство, не кооперативные коллеги, скрытие долгосрочных целей, неопределенность в отрасли, глобальные проблемы, такие как стихийные бедствия и революции, могут остановить развитие и активность у людей. Но те кто будет продвигаться победоносно и несмотря на все, будет делать эту работу, те кто предпочитает делать то, что угодно, чем оставаться в состоянии покоя и неактивным.
Действие и бездействие
Как мы воспринимаем себя и окружающих
00:02:07 Когда уникальность не используется для превосходства, это даёт возможность для уважительного отношения друг к другу. Когда уникальность окружающих не учитывается, тогда это даёт почву для превосходства. И тут рождаются разные варианты: национализм, какая-нибудь филия, ещё что-то, то есть вот такое, основанное на чем-то. То есть военные критикуют гражданских, гражданские критикуют военных и так далее, то есть с чем мы себя отождествляем, с каким видом вот этой индивидуальности. Поэтому с одной стороны правильное направление мышления и оно должно вроде бы вызывать уважение к другим и интерес общения с другими. С другой стороны, так как все это находится под влиянием иллюзии, о которой вы говорили, то все это превращается в гордость и, соответственно, в ухудшение отношений. Понятно что я рассказал?
Уровни сознания
00:03:11 [Вопрос]: « Да. Вячеслав Олегович, а вот почему бывает, что, например, человек наделён очень хорошими качествами и достаточно праведную жизнь ведёт, но он как бы считает себя не очень хорошим человеком, это идёт с рождения. А другой человек, не имея этих качеств, да и не осознавая, он достаточно уверен в праведности своего пути. Вот это ощущение, откуда оно? »
00:03:45 [Рузов В.О.]: Ну тут много чего можно сказать. То есть если мы берём негативное отношение к себе, то это целый раздел и тут можно с любой стороны подойти. Это можно объяснять, то есть мы должны увидеть конкретную ситуацию. Если мы её не увидим, мы сейчас с ума сойдём. Потому что с одной стороны это связано с совестью человека, с другой стороны это связано с покаянием, с третьей стороны это связано с психическим расстройством, с четвёртой стороны это связано с депрессией нашего времени. В конце концов зима, так сказать, плохо влияет, и так далее пошло, поехало. Да, может у него доша такова, что просто его все раздражает. Вот питта он такой весь из себя. Поэтому вот чтобы вы хотели на какую часть этого вопроса я ответил, вот.
00:04:32 [Вопрос]: « Я поняла, что много [неразборчиво] »
[Рузов В.О.]: Вот вас что здесь волнует? Все?
[Вопрос]: « Ну я так поняла, что [неразборчиво], что одного ответа как бы на этот вопрос нет ».
[Рузов В.О.]: Ну да, то есть это большая тема, потому что в действительности вы сейчас подняли вопрос неудовлетворённости, а это глобальный вопрос. В общем-то, об этом и вся Бхагавад-гита, все 18 глав они говорят о том, почему Арджуна был не удовлетворён и как он достиг удовлетворения. То есть это глобальная тема. Поэтому, в общем-то, можно сказать, что каждый стих Бхагавад-гиты косвенно затрагивает этот момент, о котором вы сейчас спросили. Поэтому в результате постижения Бхагавад-гиты, это книга, выводящая из этого состояния депрессии. То есть человек не понимает, зачем он живёт, почему он так живёт, то есть почему так грустно все заканчивается и в чем вообще смысл жизни.
00:07:41 То есть можно сказать, что человек, развиваясь, в любом случае как по спирали проходит те же самые состояния, но уже на другом уровне. Поэтому человек непонимающий, общаясь с человеком более развитым, он думает: «Да, какой он более развитый? У него все тоже самое». Потому что он видит внешние факторы, он видит, что человек может грустить, болеть, переживать, впадать в какие-то депрессивные состояния, ещё что-то. Но он не понимает, что это другого уровня проблема. Знаете, как первокурсник смотрит на пятикурсника: «Это у вас что тоже экзамены? Вы что тоже такие же дураки как и на первом курсе?» Но это экзамены на пятом курсе, понимаете. И потом ещё каждый год идёт подтверждение или как это называется, уже не помню, переэкзаменовка профессиональная, ну как-то так. То есть кажется, что на каком-то уровне экзамены должны пройти. В действительности, нет. То есть пока мы находимся здесь, пока мы сдаём экзамены, они будут на вид подобными, то же самое. В общем-то, если мы заглянем в этот кабинет, мы удивим, что тоже самое происходит. Сидят эти пятикурсники, учитель, те же самые билетики, так же грустно сдают все. То есть кажется такое же все. Но в действительности, это уже пятый курс, то есть уже есть разница.
00:09:07 Поэтому в этом состоит предупреждение по поводу оценки того, что происходит. Мы можем оценивать то, что происходит на уровнях ниже нашего. Но мы не можем оценивать то, что происходит на уровнях выше нашего. Поэтому мы можем только помогать младшим, потому что мы знаем, мы уже сдавали эти экзамены, да? Но мы не можем помогать старшим, мы не можем их оценивать. Мы можем просто уважать и понимать, так сказать, это проблемы другого уровня и оскорбительно думать на эту тему, делать какие-то выводы, это будет как раз категория вот этой гордости, тот же самый принцип. Как от врачей требуется, чтобы они не болели, это немножко странное требование. Они тоже болеют, да. Ага, ещё вопросики. Нет вопросов.
Действие, бездействие и запретное действие
00:10:42 17 стих. Сегодня два стиха пройдём, 17 и 18. Поэтому откройте 233 страницу. 233 страница.
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
Ом Намо Бхагавате Васудевая
[зал] Ом Намо Бхагавате Васудевая
17 стих звучит так, следите:
кармано хй апи боддхавйам
боддхавйам ча викарманах
акарманаш ча боддхавйам
гахана кармано гатих
Переводится так:
«Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие»
карманй акарма йах пашйед
акармани ча карма йах
са буддхиман манушйешу
са йуктах критсна-карма-крит
Перевод:
«Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью».
00:12:14 Разберём эти стихи. Ничего сложного в них нет, несмотря на кажущуюся запутанность. Абсолютно не страшно, мы разберём, что происходит, то есть введём 3 термина, которые в принципе все это описывают. Первый термин карма, мы знаем его. В этом случае, это будет для нас определяться как благочестивые действия ради плодов, которые человек совершает, выполняя свои временные материальные долги, да? То есть когда он исполняет долги на уровне материальной своей жизни. Вот это карма, благочестивая деятельность. Соответственно акарма, «а» как отрицание, акармой называется деятельность, направленная на постижение Абсолютной Истины, то, что связано с Абсолютной Истиной. Такая деятельность не приносит кармических последствий. И соответственно третий вид деятельности викарма. Викармой называют отрицательную деятельность или греховную деятельность, скажем так, которая противоречит законам развития, законам Бога, в конце концов, то есть противоположная. В общем, всего три слова: карма, акарма и викарма.
00:13:40 И принцип понимания этих трёх видов деятельности состоит в том, что без понимания акармы, вот этого вида деятельности, как мы говорили, деятельности в приближении к Абсолютной Истине, невозможно разобраться во всех других видах деятельности, невозможно разобраться в карме и викарме, в благочестивой деятельности и в греховной деятельности. Невозможно понять, что это такое, поэтому происходит путаница. То есть вот эта путаница, когда вроде бы деятельность воспринимается как позитивная, вроде бы все хорошо, вроде бы все позитивно, вроде кажется все замечательно. Но в действительности, к развитию это не имеет никакого отношения. В действительности, человек также просто получает какого-то вида последствия, то есть относится фактически к какой-то стадии деградации. Поэтому мы должны в этом разобраться немного.
00:14:38 То есть пока мы не поймём, что такое движение вперёд, мы не сможем понять, что такое движение назад. Поэтому движение назад иногда бывает очень приятным.
Как например, человек катится на саночках с горы. Очень приятно все смотрится: высокая скорость движения, ветер в лицо, весело, все гогочут, хохочут, так сказать. В общем-то, радость, скажем так, от деятельности, сейчас мы вот говорили на эту тему, что могут быть разные виды радости. И просто какая-то скорость вызывает некоторый вид физической радости, физическая радость, физические самадхи. На какой-то скорости человека выключает, он довольный становится, его это расслабляет, так сказать, радостно, весело, приподнятое настроение. Вот когда слишком все медленно, человеку это не нравится. Здесь может быть такая иллюзия скорости, движения, действий, человек носится туда-сюда.
00:15:58 Но в действительности никакого продвижения нет. Мы говорили, мы приводили это сравнение с белкой в колесе. То есть вот эта беличья радость. То есть энергия, скорость, радость, но в действительности движения нет, ничего не происходит. Поэтому нужно точно разобраться в этом движении вперёд, приближается ли человек к пониманию своего предназначения, к пониманию истины, приближается ли он. И далеко не всегда мы способны оценить это приближение, этот реальный прогресс мы не можем оценить, по той самой причине, что мы можем, так сказать, реально оценивать те проблемы, которые происходят на более низком уровне. Мы их можем понять, они уже происходили. У нас есть какой-то опыт, но опыта развития вверх у нас нет, опыта развития вверх у нас нет.
В чем главный принцип развития?
00:18:07 К сожалению, эксперименты в этом плане недопустимы. Невозможно экспериментировать по поводу истины. Как тут экспериментировать? Невозможно, понимаете. То есть невозможно сказать: «Я думаю, что это истина». То есть это тут же аннулирует саму истинность, как таковую. Невозможно сказать: «Ну сегодня мне кажется, что это правильно, а завтра может быть я передумаю». Так мы читаем каких-то философов, и видим, да вот, знаете, вот это история развития такого-то философа. Вот эта самая грустная часть философии, история становления какой-то философии. То есть как сначала человек воспринимал концепцию, потом как он попал под влияние того-то и у него концепция изменилась. Потом как он попал под влияние другого, и оно более менее оформилось. Потом как ему все это надоело и он бросил все, как в результате он вернулся к тому, с чего начал. В общем очень грустно, то есть вообще изучение философии приводит к цинизму. То есть если мы берём сами какие-то конечные выводы в философии, то в принципе это интересно, даёт какое-то разноплановое мировосприятие. Но не дай Бог мы начинаем изучать становление философии, тут же проявляется тяжелейший цинизм, потому что мы видим, что в действительности все это не путь к истине, а это хождение по мукам, скажем так, искания.
00:20:48 Поэтому, если мы зададим этот момент, от которого мы должны сегодня отталкиваться, то, что в любом развитии необходима вот эта преемственность. Необходимо, чтобы были всегда более развитые личности, которые знают куда идти, иначе обязательно будут проблемы. Как для того, чтобы строитель нормально построил дом, должен сидеть прораб. У нас он такой бегающий немножко прораб. Но если вы посмотрите на восток, там прораб очень просто действует. Он садится на самое высокое место, на стул, и целый день сидит, смотрит как строят, целый день он сидит на стуле и смотрит, вот его работа. Как только он видит, что что-то не так, он говорит: «Не так, переделывайте, не так, переделывайте». И все нормально строится. Поэтому даже по нашим меркам это полное отсутствие каких-то технологий, снипов, я не знаю, ГОСТов. Но так как сидит конкретный специалист и он сидит, и целый день смотрит на каждого, то все нормально получается, никаких проблем. Но стоит ему уйти, это все, лучше в этом доме уже не жить, точно.
00:22:05 Знаете, такие военные строители. Не жили никогда в доме, который строили военные строители? Вот это вот такое, у меня мама живет в этом доме, это не дом. То есть это такая постоянно разваливающаяся структура. Просто мимо него ходить опасно, он выложен какими-то плитами и эти плиты ветер просто срывает и на землю они летят. Поэтому все местные жители этот дом обходят, и там все постоянно меняют, то есть что-то ломается. В общем жить в нем невозможно. Но на каждом кирпиче там написано ДНБ-86, все. В каждый кирпич там вложена радость солдатская. Но никто за этим не смотрел, никому это не надо, приказали быстрее, этаж построили быстрее, в результате вот сплошные мучения.
Для чего нужен наставник?
00:24:06 То есть человека это может раздражать, он волнуется. Но в действительности это просто его эго, оно мучает его и он не понимает, что так устроено все обучение. Чему бы мы ни пытались обучиться, именно так оно устроено. То есть кто-то должен передавать, кто-то должен получать, это естественно. Если этой передачи нет, все, схема тут же обрывается. Поэтому в общем-то в этом и состоит задача любой духовной традиции. Задача любой духовной традиции сохранить эту схему передачи. Если эта схема передачи сохранилась, традиция выполнила свою задачу. Если схема передачи оборвалась, все, ничего сделать уже невозможно, оборвалась. Поэтому есть разные схемы, есть схемы наследственные, есть схемы косвенные, разные есть схемы передачи знания. В зависимости от того, что мы хотим перенять, мы уже и обращаемся к той или иной последовательности.
00:25:08 Так человек, вставший на путь развития, способен понять все другие виды деятельности. Если он понимает, что такое деятельность в стиле развития, он понимает все остальные виды деятельности. То есть только после того, как человек осознает свои отношения с Богом, после того, как он понимает, что такое путь вверх, после того, как он осознает свои духовные обязанности, он может понять и все остальное. Вот это принцип, от которого мы должны оттолкнуться. К сожалению, сейчас все наоборот. Человек пытается понять все, что угодно, кроме этого, соответственно он не может увидеть. Так как это самое высокое, очень легко понять, что если мы ну забираемся на самую высокую точку, то все остальное будет легко видно с этой точки. Если мы хотим понять, где и как расположены деревни, озера, ещё что-то. Например, проводится осмотр местности, то есть вас куда-то заводят на гору и показывают вокруг панорамный обзор, обычно так происходит. Показывают: в той стороне такое-то место, в той стороне, вот видите, озеро такое-то там, там вот такое-то, здесь такое. Все легко видно, высокая точка, все хорошо видно, все замечательно видно. В Москве тоже куда-то залазят, смотрят, туда посмотри, туда посмотри, сюда, то есть смори, потому что из метро не увидишь где там что. А если куда-то залезли на какую-то высоту, сразу все видно, все становится понятно, вот оно видно, все как на ладони.
Как стать разумным?
00:26:32 Вот это в принципе метод получения разума. Есть получение информации, есть получение разума. Если мы получаем информацию, то мы изучаем систему снизу. Снизу очень трудно все понять. Один лес посмотрели, другой лес посмотрели, тут этот домик на метро приехали, другой домик на метро приехали. Невозможно осознать все это в объёме, невозможно. Необходимо сверху посмотреть. То есть что делает водитель, когда он не может понять, как куда-то приехать? Он карту берет. Что это такое карта? Карта это взгляд на Москву сверху, причём очень высоко, да? То есть если мы посмотрим реальную точку, это я не знаю, сколько, километра два вверх, то есть реально если эти соотношения посчитать, то это взгляд достаточно сверху. И он уже видит весь этот объем, там ещё ему пробки показывает какая-нибудь программка.
00:27:22 Он смотрит на своём телефоне, вот представьте какая это дистанция, это с Луны он смотрит я не знаю или откуда из-за облаков. И он видит эту схему, он понимает: вот тут поедем слева, вот тут поедем через юг, через север, очень просто понять, схема проста. То же самое и в любом знании. То есть нужно понять, что самое высокое в этом знании, и соответственно, с этой точки будет понятно все другое. Также и в деятельности, сегодня у нас стихия деятельности. Кажется мутно все звучит, запутанно. Но в действительности ничего запутанного нет. Если мы понимаем, что такое деятельность в духовном развитии, все остальное как на ладони становится понятным, даже без большого объяснения, ничего не нужно объяснять, сразу понятно, что бесполезная деятельность, что греховная деятельность, от чего толку нет. Главное понять как вверх идти, в этом принцип.
00:31:06 Поэтому есть разница. То есть на лице может быть и не заметишь такой разницы, скажем так, физиологически. Но качество совсем другое. Одно заканчивается, причём полностью противоположным разочарованием, а в другом случае увеличивается. Можно легко понять разницу. Все время, русские сказки такие. Там такой неразменный пятак присутствует, это не шутка, неразменный пятак есть. У меня есть, можно найти, очень интересная штука старая. Она присутствует, в действительности, но идея-то в чем этой концепции? В том, чтобы что-то не заканчивалось, да? То есть мы видим, если мы берём материальный уровень, все чтобы мы не получили, оно обязательно заканчивается, то есть кошелёк все время пустеет. Получил зарплату, обрадовался, все, уже заканчивается. В чем принцип этого сказочного неразменного пятака? А в том, что где-то есть, то есть бытовое знание сохранилось о том, что где-то есть эта концепция того, что должно увеличиваться, просто его почему-то переложили на какую-то такую грубую концепцию какого-то пятака. Но это качество духовной природы, качество духа постоянно увеличиваться. Это присутствующая концепция, реальная концепция. Её можно ощутить, её можно попробовать, её можно понять, главно встать на этот путь.
Умение чувствовать время
00:32:43 Поэтому такой человек считается не теряет ни одной минуты своей жизни. В Индии говорят, что время очень быстро движется, но у него очень короткие волосы. Поэтому оно подходит очень быстро, пробегает мимо очень быстро и рядом пробегает, чувствуется, как оно пробегает, но схватить его невозможно, волос нет. Человека можно схватить только за волосы, как говорится, живое существо за волосы хватают. Поэтому борцы все стригутся, они такие. У борцов не принято волосы отращивать, иначе будут хватать. Это старая система единоборств. То есть за все остальное человек легко выкрутится, потому что достаточно смазать борцовским маслом своё тело и вы не схватите так просто человека, он будет как рыба высказывать. Но за волосы все. И также говорится о времени. Время движется очень быстро, бегает совсем рядом, но у него нет волос. Мы его чувствуем, ощущаем, но схватить не получается. Вот оно закончилось, вот, вот, да что такое, закончилось, закончилось, не ухватывается, такое масляное, не ухватывается, не за что ухватиться, удержать невозможно.
00:34:10 Это и есть как мы говорили некоторая современная концепция жизнедеятельности: вместо того, чтобы обратиться к успокоению, к духовному развитию и стать счастливым на уровне счастья, которое постоянно увеличивается, человек пытается увеличивать скорость своей жизни, он пытается догнать время. Он думает, что если быстрее бегать, то время догонишь. Нет, не получается. Если даже быстрее бегать, муху не догонишь, понимаете. Попробуйте муху поймать так просто, не поймаешь. А тут время. Поэтому человек думает, что если он будет быстрее все делать, активнее, так сказать, как это говорят то есть: суетиться надо, то есть бегать надо, бегай, бегай, бегай, бегай, суетись, быстрее, быстрее, быстрее, то человек превращается в такого уставшего материалиста, к нему приходит депрессия моментально. То есть буквально несколько лет и он впадает в средневозрастное депрессивное состояние кризиса средних лет. К нему приходит все. Он бегал, бегал, бегал, бегал, понял: не догнал, не догнал.
00:35:20 Поэтому в любой деятельности нужно все время чувствовать этот перегиб, нужно чувствовать, что я что-то побежал, что-то вот побежал. Вот нельзя бежать. Вот попробуйте сейчас бегом бежать домой, спотыкнёшься, упадёшь, нос разобьёшь. Чтобы мы ни делали, когда мы начинаем это делать слишком быстро, все начинает рушиться, все начинает портиться. Необходимо размеренность и стабильность. Но человек попадает под влияние этой гонки и он думает: чем быстрее бежишь, надо кого-то обгонять. Никого обгонять не надо. Потому что те, кто бегут быстрее, они бегут назад, потому что они сами все испортят. Зачем их обгонять? Если они так быстро бегут, они бегут, чтобы все испортить себе. Так вперёд, пропустите, пусть бегут, они бегут к саморазрушению, не нужно никого обгонять. Но человек попадает, вот этот вот раджас. У него появляются конкуренты, он думает тут нужно быстрее место застолбить, тут нужно быстрее кого-то подсидеть. Такие вот, мы говорили, крысиные бега, вот тут быстрее, быстрее, быстрее. Если хотя бы на один день отстану, все. В результате вместе прибегают к депрессивному состоянию, и все встречаются вечером в каком-нибудь ЛТП или ещё где-нибудь, потом все вместе лечатся в результате.
00:36:50 Тут нужно быть очень аккуратным. Увеличивание скорости только делает человека ещё более несчастным. Необходима размеренность, стабильность. Помните старую притчу? В одном семействе было на выданье две дочки. Старшая уже засиделась, уже давно пора её было выдавать замуж, поэтому она больше хотела. Младшая ещё была совсем молодая, поэтому она не особенно-то торопилась, её этот вопрос не очень-то волновал. И однажды пришли сваты от очень уважаемого человека. И этот господин уже был в возрасте, поэтому самым главным для него было, чтобы жена была хозяйственной. Ему уже всё равно было остальное, ему главное, чтобы от неё польза была какая-то, чтобы она была хозяйственная. И как это проверить? Они решили сделать простое испытание. Они сказали обеим этим дочерям, что кто первый чайник закипятит, тот и станет женой этого богача. И они побежали на кухню, поставили чайники, самовары. И та, что торопилась замуж, старшая дочь, она все время заглядывала: не закипела ли вода? Ну когда закипит? Ну и соответственно что произошло? Её чайник закипел позже. Она все время проверяла и вода остывала постоянно, так вот торопилась. Старая такая притча.
В чем состоит процесс духовного самоосознания?
00:42:35 Современный человек он верит только тому, что он видит. Однако посмотрите, как много даже в материальном мире мы не видим, да? Можно перечислять, смотреть. Мы не видим воздух. Радиацию, атом, электричество, боль, мы не видим. Видит кто-нибудь боль? Никто не видит боль. Электричество видит кто-нибудь? Никто не видит электричество. Вот уже когда, так сказать, эффект от этого происходит, мы видим. Мы видим эффект от того, что происходит, но саму эту вещь мы не видим. Мы увидим воздух, если дыма напустим. Мы увидим боль, и то, даже не увидим, если даже она к нам придёт, мы её не увидим. Но она есть, есть боль. Чувствовали все? Кто-нибудь видел боль? Никто не видел. Что теперь делать? Поэтому очень много таких вещей, сколько угодно. Много чего увидеть невозможно, огромное количество. Я не знаю какой процент материальных элементов увидеть невозможно. Возможно видеть только грубые элементы, явно видимые. Но сколько всего невидимого. Даже здесь это проявляется, то есть метод познания зрением достаточно ограниченный.
00:44:04 Но разве то, что мы не можем определить своими чувствами, обязательно не существует? Любой ребёнок может понять, что в этом мире множество объектов, которые мы не можем просто почувствовать, но они есть. Поэтому чувства – это самые большие обманщики. Мы смотрим на наше любимое Солнце, но видим ли мы Солнце в действительности? Нет, мы видим, что с ним происходило несколько минут назад, да? То есть посмотрите обман, мы не видим его. Мы видим ту картинку, которая была несколько минут назад. Я уже не говорю про звёзды. Сегодня я специально читал на эту тему, читал про одну звезду. И свет от неё идёт 3500 лет, 4000 лет, что мы видим там вообще в реальности? Человек смотрит на небо и видит что-то. Что он видит?
00:45:02 В этом плане мы все немножко провидцы: глядя на небо, мы видим прошлое, которое было несколько тысяч лет назад, как оно выглядело несколько тысяч лет назад. Такие были пути, так все было расположено. Но реальность ли это? Это не реальность. То, что мы видим не то, что не реальность, это прошлое 4-5 тысячелетней давности, не соответствует действительности. Но нас это всех устраивает, вполне. Мы учимся по этим учебникам. Но в учебнике не сказано, что это было столько-то лет назад. Говорится просто это так и есть, то есть мы это воспринимаем как реальность. В действительности этого нет, никто не знает. Мы видим прошлое. Но даже не реальность, тем более не будущее. Простые вещи, ничего сложного нет, в любом учебнике это написано. Но мы не обращаем внимания, не замечаем, насколько обманчивы чувства. Своими глазами мы видим 4 тысячи звёзд не вооружённым глазом. Но в действительности, при косвенном подсчёте их там 150 миллиардов должно быть видимых. Но мы видим 1% из того. Что мы видим? Ничего не видим.
Что такое чувства?
00:46:26 Чувства очень интересно действуют. Мы видим даже не сам объект, а мы видим свет, отражённый от этого объекта. То есть мы не объект видим, мы получаем информацию, просто свет, который отражается от этого объекта. Если бы у нас были развито тактильное ощущение, то представьте, что от стены отскочил шарик, и мы по этому шарику делаем заключение о стене. Но также действуют зрение, представьте, понимаете. Вот я беру бутылку, стучу ей по этому столу, даю вам на анализ. Если ваши тактильные ощущения хорошие, то вы мне скажете: так этой бутылкой был стукнут круглый стол зелёного цвета, он был сделан из пластмассы, понимаете. Но мы доверяем больше глазам. Но происходит тоже самое, понимаете. Этот элемент свет, он попадает на предмет и отражается, попадает нам в глаза. Что мы видим? Мы анализируем то, что отскочило. В действительности все это является вторичным.
00:47:36 Поэтому эти методы не применимы в использовании чего-то действительного, нематериального. Даже материальное очень трудно исследовать таким методом. Поэтому все время существует какая-то проблема в каких-то исследованиях, нужно тысячи раз перепроверять. Потому что у одного так получилось, у другого все по другому получится. Нужно тысячи раз перепроверять, перепроверять, перепроверять, перепроверять. Это такая современна научная проблема, вот все эти заявления знаете, что в такой-то стране наконец-то получилось. Не обращайте внимания. Никто из людей практикующих, какие-то учёные науки не обращают на это внимание, потому что когда начнут проверять, у остальных ничего не получится, не подтвердится. У кого-то случайно получилось, увидел что-то, все. Но начнут перепроверять, ничего не подтвердится.
00:48:38 Поэтому сейчас вся пресса на этом устроена: о там получилось, вот тут, вот там то, вот то. Но заметили все такие неподтверждённые вещи. В действительности, если даже пользоваться таким материалистичным взглядом на какой-то анализ, то опубликовывать все это можно, когда этому уже есть какое-то временное доказательство, что последние 30 лет мы попробовали вот это, вот эту систему воспроизводить. И она действительно в последние 30 лет воспроизводится. Вот это заслуживает какого-то доверия. Как мы говорили, что, например, в аюрведической медицине был принцип, что лекарство можно выводить на общее употребление, если оно 300 лет испытывается, если его 300 лет употребляют. А тут каждый день в рекламе новое лекарство, посмотрите: для носа, для глаз, для ушей, для волос, для ногтей. То есть уже даже бескомпромиссные названия. Раньше хоть можно было понять, из чего оно состоит, какие-то составлющие в названия хотя бы косвенно включались, просто для нос. Все, изобрели, в этом году, молодцы. 300 лет, это ж такие сложные вещи. Ну сам принцип вообще, сам подход, мы видим с материальной точки зрения очень сложен в плане чувственной деятельности, а уж тем более куда-то в более тонкие направления цветовосприятия. Посмотрите все как сложно. Мы видим все немножко по-разному. То есть просто верим свету, который мы видим, который от чего-то отражается.
Что такое чудо?
00:50:34 Так, например, если мы обратимся к такому явлению, как чудо. Чудо, в принципе, тоже рассчитано на тех, кто не обладает духовным способом самоосознания. Чудо рассчитано на глупца. В принципе, это доказательство только для того, кто верит своим глазам. Так сказать, на более менее циничного человека чудо уже не подействует. Поэтому в общем-то не так-то просто с чудом. Поэтому чудо не является каким-то доказательством чего-то. И, так сказать, очень не разумно мотивировать какое-то направление развития просто чудом. Поэтому обычно это все вызывает ряд очень больших противоречий.
00:51:33 Поэтому чудо использовалось в каких-то традициях в определённый момент, когда часть какого-то населения больше не на что не обращало внимание, то вот им давалось какие-то такие просыпающие явления, чтобы эта часть категории людей проснулась. Сейчас в общем-то представьте себе, как воспринял бы человек те же 300 лет назад самолёт, телефон или телевизор? 100% чудо. Что оно доказывает? То есть что такое чудо? Чудо это то, что мы своими глазами раньше никогда не видели. Ну вот покажи аборигену телевизор, для него это чудо будет. И что это доказывает? То, что в этом направлении нужно двигаться? То, что наше направление правильно? Нет, поэтому как правило чудеса показывают достаточно в редких случаях и достаточно редкое явление и сейчас в основном это так используется как шоу, то есть все это превратилось в цирковое искусство, не более того, не даёт никакого эффекта, потому что все это действует только на определённую категорию.
00:53:30 Поэтому и все выводы отличаются, все спорят поэтому. Каждый на своём опыте все это основывает. Вот собрались, на этом все ток-шоу основаны. «А сегодня мы поговорим о пирожках. Как вы думаете, хорошо пирожки или плохо?» И все начинают на вот своём опыте основывать, понимаете. «А я считаю, что хорошо. Меня пирожки сделали счастливым. Мы через пирожки познакомились, создали семью и скоро умрём» А другой говорит: «А я на пирожках с ума сошёл и у меня печень вырезали. А я попал в автокатастрофу, потому что ел пирожок за рулём» и так далее. И вот этот так интересно вот все, ток-шоу снимать, проблем нет. Даёшь любую идею и все будут орать на перебой, то есть вот эта парадигма из них лезет, это самое доброе слово. Сейчас это слово придумали, чтобы заменить все остальные, чтобы как-то это культурно звучало. Ну и все, вот поговорили, хочется газетой телевизор закрыть, чтобы не принимать в этом участия, такая обыкновенная кухонная свора, нет никакого смысла.
00:54:39 Однажды во дворце происходило представление нового танца. И после выступления учитель танцев спросил почётных гостей, понравилось им или нет. И там сидели приглашённые гости, царь сидел, царская особа. И он сказал: «Было очень приятно, обворожительное зрелище, пир для глаз, замечательно», довольный. Но рядом сидел учёный брахман, мудрец. Он сказал: «Хорошая демонстрация деятельности гун материальной природы. Я увидел да, все материальные энергии, как они интересно действуют на нас. Хорошая демонстрация, хороший опыт, опыт над сознанием хороший, можно использовать для обучения студентов, да.» То есть он увидел в этом своё. И рядом сидел другой человек, тоже приглашённый, сидел святой монах. И он сказал: «А я не знаю вообще, что вы меня спрашиваете. Я видел, как мёртвые скелеты пытаются изображать счастливую жизнь» Он был монах. Знаете, как монахи живут? Они ставят перед собой череп во время еды, чтобы не забывать. Делают тарелку из черепа, чтобы есть из черепа, чтобы не забывать, что жизнь смертна. Они спят в гробу ночью, чтобы помнить, что жизнь смертна. То есть такое настроение. И прекрасный танец он увидел как прыжки скелетов, странно, что они прыгают, не понятно. Опять-таки видите, вот это прошлое, сознание, опыт человека заставляют все видеть по-разному. Так как можно на это рассчитывать, что мы увидим что-то верное.
Способы познание духовной реальности
00:58:06 Всё это в результате приводит уже, скажем так, к другому виду чуда, к чуду реальному, чудо в самоосознании. Оно выражается в том, что человек выходит из-под влияния собственного ума и чувств. Вот эти все завязки развязываются, то, о чем мы говорили в начале лекции, он освобождается. Он выходит из под влияния собственного ума и собственных чувств. Он перестаёт быть, есть такой термин годаса, годаса буквально переводится как слуга чувств. Что хочу, то и буду делать. Куда хочу, туда иду, понимаете. То есть слуга чувств. На самом деле это не его воля, так хотят его чувства, он служит своим чувствам. Слуга чувств называется, годаса. Он выходит из под этого влияния и соответственно становится другим, он становится госвами. Госвами переводится как господин чувств, хозяин чувств. То есть уже он ими руководит. Не они им, а он ими. Вот это чудо, потому что никаким материальным способом это сделать невозможно. Вот это духовный уровень чуда, реальный и практичный, который мы можем видеть и даже на себе проверить.
00:59:33 И как это осуществляется на практике? Очень просто. Духовное самоосознание – это прямой контакт с духовным миром, а значит с Абсолютной Истиной, с Богом. И как осуществляется этот контакт? Сейчас пытаются найти истину, прослушивают радиоэфир. Думают, они куда-то настроятся и там им: «Алё, алё, это Бог, Бог, это Земля, да? Земля, слышите меня, Я Бог, слышите меня? Не слышите, ну ладно», понимаете. Это вообще. И все это огромные деньги тратятся, все это ужас, это даже вот не простота душевная, это какая-то тяжёлая диверсия такая знаете. Что Бог радиостанцию крутит, знаете. Там ходит подкручивает что-то, не может с нами никак на связь выйти. Такой Бог радиолюбитель. И надо карточку от Него получить, знаете раньше карточками обменивались. Я когда все это вижу, я даже не знаю, это даже маразмом не назовёшь, то есть это просто смех такой тяжёлый. Если бы в это деньги не уходили страшные, лучше бы что-то практичное сделали, лучше бы масла понаделали сливочного.
Как осуществляется сближение с Богом?
01:01:02 Поэтому как осуществляется сближение с Богом? Сближение с Богом осуществляется через служение Богу. Вот это то, к чему подходят все духовные трактаты. Вот во всем остальном в принципе они могут расходиться, потому что разные пути немножечко дают разную окраску, то есть может быть разное восприятие пути. Но вот в этом все будут едины, в служении Богу. Это путь сближения. Именно служение сближает нас с духовной реальностью. Это и есть духовный метод самоосознания, который даёт возможность понять свою душу, понять духовный мир, понять Абсолютную реальность. То есть мы не одни в нашем теле, рядом с нашей собственной душой находится сверхдуша, совсем рядышком. Однако сверхдуша, находящаяся в нашем же теле, не привязана к этому телу, а мы привязаны, вот в чем отличие. И в этом причина всех наших проблем. Поэтому, развивая отношения со сверхдушой, развивая отношения с Богом, развивая любовь к Богу, это позволяет нам отвлечься от любви к самому себе, от привязанности к самому себе, от привязанности к своему собственному телу. Вот это приближение к Истине даёт естественное отречение от материи, от материальных желаний, от материальных идей, от материальной глупости. Они естественно связаны друг с другом.
01:04:00 Как мы говорили, вот этот современный стиль жизни – это гонка за желаниями. Приходят яркие желания, мы должны бороться их осуществление. Тут человек раз позанимался немножко духовой практикой, и все прошло, ему самому страшно. И он боится: не понял. И все боятся, понимаете, все родные боятся, близкие боятся. А у него материальные желания все ушли, куда-то делись. Поэтому если у человека вдруг пропадают желания, он не знает, как теперь жить. В материальном мире это называется болезнью, депрессией, упадком сил. Но йога подходит к тому же самому состоянию отсутствия материальных желаний с другой стороны, йога заменяет их на желания духовные, понимаете. Поэтому без замены желаний материальных на желания духовные всё это плохо заканчивается, понимаете. Все это приводит только к разочарованию, к одному сплошному разочарованию. В принципе, вот в этом задача духовной традиции не просто убрать из сознания глупые желания, но гармонично их заменить желаниями духовными, чтобы не возникло пустоты. Так, время уже много, вопросики пожалуйста.
Как найти духовного учителя?
01:05:57 [Вопрос]: « Я хотел спросить про традиции, когда вы говорили про шабду, [неразборчиво] хотел поблагодарить, действительно такие вещи [неразборчиво]. Но вот про традиции вопрос такой. Вот допустим, я христианин, и то, что вы говорили, вот это практически то, за что можно поблагодарить, потому что если терминологию маленько поменять, то это та область, где эти вещи, то, что каждый человек ищет. Но вот допустим в христианстве есть такая проблема, когда вы говорили 4 вещи: учитель, практикующий, трактаты и реальные изменения, факт самого реального изменения, да? В христианстве в принципе тоже самое, да? Если изменить трактаты допустим на предания, писания как бы, но тоже самое требуется [неразборчиво] проблема такая реальная, когда традиция настолько глубокая и настолько она разнообразная, что может быть учитель, может быть практикующий, есть трактат, но буква «г», ну я себе «г» пометил, как реальные изменения [неразборчиво] можно не добраться, потому что это как бы боль такая, за которую, ну как бы поскольку [неразборчиво] »
[Рузов В.О.]: Я понимаю да
[Вопрос]: « [неразборчиво] »
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.
01:07:42 [Вопрос]: « По традиции сейчас столько всего подаётся, что очень тяжело, вот вы высказали, что действительно учитель это очень важно, но выбрать учителя это большая проблема, потому что кроме личной симпатии, какой-то уверенности человек в начале пути не может опереться на те же трактаты. Ну вы понимаете да все [неразборчиво] ».
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.
[Вопрос]: « И он не может оценить ни практикующих, только какие-то такие интуитивные вещи. Вот как до того, как появились у человека реальные изменения, как вы считаете, вот как отличить допустим учителя от, вернее не так. Не плохого учителя от плохого, а того учителя, который именно вот нужен тебе, чтобы на этом пути дойти до [неразборчиво], чтобы увидеть эти реалии, ощутить эти реальные изменения. Потому что в действительности все эти вещи они друг друга поддерживают: учитель поддерживает трактаты, трактаты поддерживают учителя, практикующий все это поддерживает »
[Рузов В.О.]:Я понимаю да.
[Вопрос]: « Понимаете, да? »
[Рузов В.О.]:Да.
[Вопрос]: « Вот в христианстве есть такая проблема. А вот как вы видите вот решение этой проблемы? »
01:08:56 [Рузов В.О.]:Ну с учителями везде проблема, потому что даже Бхагавад-гита, которую мы сейчас изучаем и через несколько стихов, в 34 стихе будет эта проблема подниматься. То есть там говорится: в первую очередь самая главная проблема жизни это найти учителя. Пока ты его не нашёл все, это просто твои искания. Чем быстрее человек найдёт учителя, тем будет легче. Поэтому тут мы 2 момента затронем: отсутствие изменивших себя и проблема с выбором учителя. Сначала отсутствие изменивших себя решается в принципе просто традиционным способом во всех традициях. Поиск этих примеров реальных тех, кто изменил себя, называется паломничеством. Человек должен поехать раз в год, буквально, если мы берём русскую христианскую традицию, то русский человек должен быть раз в год, когда закончилась уборка урожая и он уложил все эти стога к себе в закрома, он должен был поехать по монастырям, чтобы повстречаться с людьми. Потому что в его селе может быть реально никого нет, факт. И в его доме.
[Вопрос]: « Не к месту какому-то, а к человеку ».
[Рузов В.О.]:Да, он должен поехать d монастыри, например. Монастырь все-таки реальное место, где люди более менее что-то в себе уже поменяли, потому что там все-таки.
[Вопрос]: « [неразборчиво] »
01:11:07 [Рузов В.О.]: Да, а метод принятия наставника это мы опять-таки видим личность, которая. даётся очень простой признак принятия наставника. Наставником является тот, кто полноценно принял своего наставника. В философии это называется миссионерством. То есть личность, которая встала на путь миссионерства, это считается личность достаточно отрешённая, почему? Потому что на исполнение миссии требуется 24 часа в сутки и полное отсутствие материальных привязанностей, факт абсолютный. Поэтому если личность является миссионером и уже приняла в своей жизни наставника, то есть наставник это тот, который принял наставника и соответственно находится в миссии. То в принципе в теории эту личность можно считать учителем и следовать за ним, почему? Потому что это является вот то самое очередное звено в передаче духовного знания. А если мы возьмём очень просто духовное знание, любое духовное знание говорит о том, что наше предназначение в этом мире встать на путь миссии, то есть на путь передачи духовного знания другим. Поэтому если кто-то это уже осуществил и в общем-то достаточно в этом плане какое-то время провёл и он известен в этом плане, в плане миссионерства. Миссионеров все знают, это не такое распространённое явление. Поэтому в общем-то такую личность можно принимать как наставника. Поэтому уже есть разные виды миссионеров, это уже тонкости. В разных традициях разные виды миссионеров. Но так или иначе это личность, погруженная 24 часа в сутки в миссию. И в общем-то это один из признаков.
01:12:51 И опять-таки его нужно найти через паломничество. Потому что миссионер, хотя в его обязанность входит путешествовать и, так сказать, буквально в писаниях говорится, что миссионер должен заходить в дома людей и нести им слово божье, да. И так мы видим действуют люди верующие, да? Но мы не должны ждать миссионера, мы должны идти его искать. И соответственно даётся выбор и в трактатах также говорится, что ученик должен какое-то время проверять своего учителя.
01:13:26 [Вопрос]: « А вот проверять? »
01:13:27 [Рузов В.О.]:А вот проверяют его как раз на стабильность. Поэтому всегда время проверяет. То есть это не должно быть таким экзаменом для учителя: «А ну-ка ответьте мне, что написано в таком-то трактате на такой-то странице. Не знаете? Какой же вы учитель?» Нет, то есть учитель не обязан обладать хорошей памятью, хорошей внешностью, красивым голосом, красивой причёской, нет. Он не должен даже знать трактаты наизусть, не обязательно, нет. Он просто знает путь к Богу, этого достаточно вполне. И память это не важно. А то, что действительно проверяет, это время. Если вы хотите хорошо создать семью, подождите немножко и это будет хорошая семья, понимаете. Время испытывает, время. Поэтому если вы хотите принять учителя и не ошибиться, посмотрите на этого учителя 2, 3, 4 года, 5.лет. Некоторые смотрят 20 лет. И все это не мешает в тоже время одновременно следовать рекомендациям наставника, идти этим путём не мешает.
01:14:26 Но вот это полное принятие учителя оно происходит через какое-то время, когда мы действительно видим стабильность. Из года в год мы видим, что человек стабилен в своей миссии. И это уже не человек, это уже представитель Бога. Потому что тот, кто находится в миссии, это уже в Ведах это называется божественная личность, то есть личность, которая полностью в миссии находится. То есть это представитель Бога, факт. И тут же нужно понимать, что представитель Бога это в некоторой степени должность. Поэтому человек может эту должность занимать, а может передумать её занимать. И в этом случае человек не должен связывать должность учителя с конкретной личностью. Он должен понимать, что человеку свойственно отходить от пути время от времени. Поэтому, например, если он попадает в такую ситуацию, что его наставник отходит от пути, он не должен сильно разочаровываться, а принимать другого наставника.
Сознание может нас обманывать
01:15:49 [Вопрос]: « Извините, что [неразборчиво] маленький ещё вопрос. А есть такая вещь [неразборчиво] общечеловеческая как совесть, да? »
[Рузов В.О.]: Совесть, да.
[Вопрос]: « Она внутри в оценке реального изменения. Вот как вы считаете, как [неразборчиво]? »
[Рузов В.О.]: Как вы понимаете, то, что невозможно проверить, оно может обманывать. Поэтому если мы согласовываем свою совесть опять-таки с этими четырьмя вещами, тогда можно быть спокойными. Но иногда это может быть и не совесть. Сознание очень хитро устроено, как вы понимаете, и оно нас обманывает, в этом свойство нашего сознания. Хорошее оно выдаёт за плохое, плохое за хорошее.
01:19:49 [Вопрос]: « В терминах, потому что [неразборчиво] я бы допустим сказал, что ум может обманывать, чувство может обманывать. Но в принципе ум и чувства призваны быть честными с человеком ».
[Рузов В.О.]: Если они одухотворены.
[Вопрос]: « Да, но человек призван быть ».
[Рузов В.О.]: Да, но представьте, что такое стадия одухотворённости. Это не наша стадия. А поэтому мы должны именно согласовывать все, что происходит в нашем сознании: наши идеи, наши мысли, наши чувства, их лучше согласовывать, так сказать, спрашивать. Спрашивать у более опытных, у старших, у кого есть какое-то более глубокое понимание. А правильно ли я все это мыслю, правильно ли я все это осознаю, факт. Потому что такое иногда накручивается внутри, что упаси Бог. Такие там связи человек выстраивает от одиночества. В тёмном омуте там все водится, упаси Бог, спасибо, да.
01:20:54 Ещё какие-то вопросики? Что показалось не понятным, сомнительным, подозрительным? Два стиха мы сегодня прошли, да? 17-18. Нет вопросов, да? Спасибо большое.