в чем разница между чеченцами и дагестанцами
Как отличить чеченца от дагестанца. Способ от местного из Грозного
Давайте признаемся честно, мало кто из жителей некавказских регионов сможет легко отличить чеченца от дагестанца, осетина от ингуша, кабардинца от черкеса, уж очень далекая и неизвестная для многих культура и традиции, которые от республики к республике на самом деле могут очень сильно отличаться.
Двух людей на фото мы все знаем, но если бы не их известность, то смогли бы вы ответить, кто тут чеченец, а кто аварец из Дагестана?
Чеченец из Грозного, который подвозил меня до Ингушетии узнал, что я был до этого в Махачкале, и тут же спросил: » А ты вообще знаешь, как чеченца от дагестанца отличить?».
Пришлось признаться, что нет. Чеченец улыбнулся и признался, что внешне и самим местным это сделать не очень просто, но выдают все привычки.
Знаешь, у нас из Грозного ходят маршрутки в Хасавюрт, он уже в Дагестане, но совсем рядом с границей Чечни. И там вот выходит толпа из маршрутки, и половина микроавтобуса сразу начинает искать мусорку, ну, чтоб выкинуть упаковку оо шоколадки, пакетике от мусора, который появился за время поездки, все такое. И тут сразу становится понятно, это чеченцы.
В Дагестане же все проще. Мусором там почти нет, мусорка в основном там, где больше куча. Туда все и бросают. Это не потому, что дагестанцы какие-то плохие, просто у них власти этим не занимаются, люди вынуждены кидать мусор себе под ноги, а в Чечне так нельзя.
Рассказ мог бы показаться забавным и похожим на какую-то байку, но я, побывав в обеих республиках, могу сказать, что все действительно так. К сожалению, в Дагестане и вправду все завалено мусором, за время прогулки я по несколько раз встречал людей с большими мусорными пакетами, которые просто кидали их в большую кучу где-нибудь посреди города, потому что больше некуда. Мусор почему-то почти не вывозят, благоустройством никто не занимается, отсюда и такие вредные привычки, бросать мусор под ноги.
Типичная картина для Махачкалы. Мусор просто валяется везде и никто его даже не убирает.
В Чечне же все иначе. За несколько дней в Грозном я не видел мусора на улицах нигде, везде убираются, во дворах организованы мусорные баки и, вероятно, налажен вывоз этого самого мусора.
Так выглядит мусорка возле обычного дома в Чечне. Глубокие удобные мусорные баки, кстати, в России я таких вообще раньше не встречал, только в Европе. Отдельно сортируют пластиковые бутылки, надеюсь, скоро дойдут и до остальное сортировки.
Надо сказать, это вопрос даже не национальный, а скорее политический. В Чечне вот власти почему-то решили, что мусор это плохо, прибрали города, установили удобные мусорные контейнеры, и людям самим уже не хочется бросать мусор себе под ноги, да и наказание может последовать.
А в Дагестане в этой сфере решили не делать ничего, и так сойдет, отсюда и такие результат и такие отличия.
Разница между чеченцами и дагестанцами
Чем отличаются чеченцы от дагестанцев, и что между ними общего? И те и другие испокон веков живут на Северном Кавказе по соседству. И те и другие исповедуют ислам. Однако, несмотря на тысячелетнее соседство, сходный уклад жизни и взаимопроникновение культур, различия между ними существуют. Рассмотрим вопрос более подробно, начиная с древнейших времен.
Немного об истории Северного Кавказа
Прежде чем совершить краткий экскурс в историю Дагестана и Чечни, следует усвоить, что чеченцы – это один народ, а дагестанцы – совокупность народов, населяющих восточную часть Северного Кавказа. Традиционно считается, что в Дагестане проживает больше тридцати народов. Более точную цифру назвать, пожалуй, невозможно по причине того, что до сих пор нет общего мнения, какая этническая общность является народом, а какая – субэтносом в составе более крупного народа. Поэтому, например, одни исследователи относят ботлихцев или ахвахцев к самостоятельным народам, другие же утверждают, что это субэтносы крупного аварского народа, насчитывающего почти миллион человек.
Отличие чеченцев от дагестанцев состоит в том, что первые никогда не имели своей государственности. Приход на Кавказ русских застал их на стадии родового строя. В то время как у многих дагестанских народовсуществует давняя традиция государственности.Известно,например, античное и раннесредневековое государство Кавказская Албания (1 век до н. э. – середина 1 тысячелетия н. э.). Исторически установлено, что одним из языков Кавказской Албании был удинский, близкий родственник современного лезгинского языка. Сегодня удинский язык считают родным около 10 тысяч человек.
Сравнение
Имеются различия и во времени принятия ислама. В южнодагестанском городе Дербенте до сих пор сохраняются могилы арабских воинов, принесших на эту землю новую религию еще в 7 веке нашей эры. Правда, утверждение ислама в Дагестане растянулось на несколько веков. Различные феодальные государства, существовавшие на территории современного Дагестана вплоть до прихода русских, принимали ислам в разное время, в зависимости от активности мусульманских проповедников и сложившейся на тот момент политической конъюнктуры.
Чеченцы же стали массово принимать ислам лишь в 18 веке. Связано это было с консолидацией народа в борьбе с экспансией Российской империи. Александр Пушкин, проезжавший в 1829 году через Северный Кавказ во время Русско-персидской войны, писал в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум», что черкесы, как в то время называли большинство местных народов, приняли ислам не так давно и он не укоренился среди населения. По мнению Александра Сергеевича, грамотная прозелитическая политика РПЦ могла бы распространить православие и на здешние «дикие народы».
Существует разница и в языке. Чеченцы и любой из дагестанских народов, хоть и относятся к кавказской языковой семье, понимать друг друга не могут. Ведь несмотря на то, что они вышли из общего корня, случилось этодавно, и за прошедшее время каждый народ проделал свой исторический путь, не всегда связанный с Северным Кавказом. Например, чеченцы, по мнению многих историков, являются потомками хурритских племен, занимавших в 3 тысячелетии до нашей эры обширные территории на Ближнем Востоке и в Междуречье. На это указывает сходство чеченского и хурритского языков и некоторых элементов языческой мифологии.
К дагестанским народам относят и ряд этносов, возникших на Северном Кавказе довольно поздно. Это, в первую очередь, некоторые тюркские народы – кумыки и ногайцы, являющиеся потомками средневековых кочевников Великой Степи. В 2000 году в Дагестане принят официальный список коренных малочисленных народов республики, куда входят и аккинцы – субэтнос чеченцев, и русские. Список состоит из 14 народов.
Таблица
В компактной таблице подведен итог, в чем разница между чеченцами и дагестанцами.
Как дагестанцы и чеченцы относятся друг к другу
Содержание статьи
Интересно узнать, как дагестанцы и чеченцы относятся друг к другу. Считается, что это братские народы, поэтому трений между ними быть не может, но не всё так просто.
Дружественные народы
Если взять среднестатистического дагестанца и чеченца, у которых нет личной и исторической неприязни, то их отношения хорошие. Ведь и в Дагестане, и в Чечне одна вера, которая называется сунинским исламом. Если вспомнить историю, то эта религия пришла в Чечню вместе с кумыкскими проповедниками и именно из Дагестана.
Конечно, общность религии положительно влияет на то, как дагестанцы относятся к чеченцам.
Ещё эти два народа вместе воевали под предводительством Шамиля на Северном Кавказе против царя.
Чеченский лидер Р. Кадыров благоволит спортсмену из Дагистана Хабибу Нурмагомедову. А Хабиб вместе со своим отцом частый гость президента этой страны.
Разногласия
Но не все дагестанцы без предубеждений относятся к чеченцам. В 1999 году войска Хаттаба и Басаева напали на Дагестан. Тогда представители этой страны стали ополченцами, чтобы защитить свои семьи и земли от наступающих террористов. Некоторые селяне не щадили даже свои дома, чтобы только не дать бандитам пройти вглубь страны.
В Чечне есть крупная этническая группа – чеченцы-аккинцы. Во время Великой Отечественной войны их насильно выслали в Казахстан, здесь людей высадили среди голых степей. Многие погибли. А в родные края чеченцев-акинцев насильно переселили аварцев и лакцев. Поэтому и сейчас иногда вспыхивают разбирательства, которые поднимают неразрешимый вопрос исконного местожительства.
Как найти общий язык
Если чеченцы являются представителями одной нации, то дагестанцы – это и даргинцы, и аварцы, и лакцы, и рутульцы, и лезгины, и кумыки. И это ещё не все народности, которые принято называть дагестанцами.
Раньше дагестанцы с чеченцами общались на кумыкском языке. Это было до начала ХХ века. А Имам Шамиль, по национальности аварец, отлично знал чеченский язык.
Сейчас представители этих двух крупных национальностей в основном беседуют между собой на русском, чтобы понимать друг друга.
В настоящее время в Чечне проживают представители дагестана – кумыки, аварцы. И в Чеченской республике периодически проходят дни кумыкской культуры. А чеченцы отправляются отдыхать в Дагестан. Здесь можно легально купить горячительные напитки, тогда как в Чечне это весьма проблематично. Ведь здесь не поощряют алкоголь.
А чеченцы летом отдыхают на дагестанской части Каспийского моря.
И так как эти представители двух стран имеют одну религию, то говорят, что они сёстры и братья по вере, которая, безусловно, объединяет данные народы.
Как дагестанцы относятся к чеченцам
Содержание статьи
Истоки конфликта чеченцев и дагестанцев
В 1944 году из сёл приграничного района Дагестана в Среднюю Азию и Казахстан было депортировано несколько сотен тысяч чеченцев (наряду с ингушами) в ходе операции «Чечевица». Причиной стало обвинение чеченцев и ингушей в массовом уклонении от противостояния фашистской Германии. Руководил этой операцией нарком внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия.
В результате депортации дагестанцев принудительно переселили на новое приграничное место жительства, ранее принадлежавшее чеченцам. После распада СССР депортированные чеченцы захотели вернуться на родину, но их жильё уже было занято дагестанцами, которые не решили уступить чеченцам их территорию, так как уже сформировали собственный быт. Между народами произошёл конфликт, который послужил отголоском дальнейших спорных ситуаций между двумя народами.
Так, в июне 2019 года дагестанцами был снесён дорожный указатель Чеченской республики на выезде из Кизляра, где проходит граница между республиками. Это событие вызвало негодование обоих народов и получило огласку на политическом уровне. Местные жители ознаменовали ситуацию как продолжение территориального раздела. Рамзан Кадыров официально объявил, что Дагестан не претендует на чужую территорию, а также, что знак был установлен в правильном месте — со стороны Чеченской республики.
Почти три десятка лет чеченцы поднимают вопрос о восстановлении Ауховского района Дагестана, из которого были депортированы их предки. По возвращении из ссылки депортированные чеченцы были расселены по другим районам Дагестана, вернуться на «родную землю», где были похоронены их родственники, не представилось возможным. Сейчас чеченцы активно поднимают вопрос об установлении исторической справедливости и воссоздании Ауховского района в прежних границах. Это обстоятельство вызывает негодование дагестанцев. Идеи о переселении части граждан Дагестана на другие территории вызывают у них понятное недовольство.
Братья по вере
Дагестанцы, общаясь с чеченцами, с трудом могут понять друг друга, так как их языки сильно различаются. Лишь некоторые слова этих языков созвучны друг с другом. Тем не менее дагестанцы и чеченцы исповедуют одну веру — ислам суннитского толка, что говорит об их неразрывной связи не только в отношении менталитета, но и в отношении мировоззренческих основ. Многие дагестанцы считают чеченцев своими братьями, утверждая, что духовная связь, основу которой составляет религия, сильнее национальных интересов. Дагестанцы просят чечечнцев не поддаваться на возможные провокации и не ставить политику выше общей веры, которая их объединяет.
Разница между чеченцами и дагестанцами
Чем отличаются чеченцы от дагестанцев, и что между ними общего И те и другие испокон веков живут на Северном Кавказе по соседству. И те и другие исповедуют ислам. Однако, несмотря на тысячелетнее соседство, сходный уклад жизни и взаимопроникновение культур, различия между ними существуют. Рассмотрим вопрос более подробно, начиная с древнейших времен.
Немного об истории Северного Кавказа
Прежде чем совершить краткий экскурс в историю Дагестана и Чечни, следует усвоить, что чеченцы это один народ, а дагестанцы совокупность народов, населяющих восточную часть Северного Кавказа. Традиционно считается, что в Дагестане проживает больше тридцати народов. Более точную цифру назвать, пожалуй, невозможно по причине того, что до сих пор нет общего мнения, какая этническая общность является народом, а какая субэтносом в составе более крупного народа. Поэтому, например, одни исследователи относят ботлихцев или ахвахцев к самостоятельным народам, другие же утверждают, что это субэтносы крупного аварского народа, насчитывающего почти миллион человек.
Отличие чеченцев от дагестанцев состоит в том, что первые никогда не имели своей государственности. Приход на Кавказ русских застал их на стадии родового строя. В то время как у многих дагестанских народов существует давняя традиция государственности.Известно,например, античное и раннесредневековое государство Кавказская Албания (1 век до н. э. середина 1 тысячелетия н. э.). Исторически установлено, что одним из языков Кавказской Албании был удинский, близкий родственник современного лезгинского языка. Сегодня удинский язык считают родным около 10 тысяч человек.
Имеются различия и во времени принятия ислама. В южнодагестанском городе Дербенте до сих пор сохраняются могилы арабских воинов, принесших на эту землю новую религию еще в 7 веке нашей эры. Правда, утверждение ислама в Дагестане растянулось на несколько веков. Различные феодальные государства, существовавшие на территории современного Дагестана вплоть до прихода русских, принимали ислам в разное время, в зависимости от активности мусульманских проповедников и сложившейся на тот момент политической конъюнктуры.
Чеченцы же стали массово принимать ислам лишь в 18 веке. Связано это было с консолидацией народа в борьбе с экспансией Российской империи. Александр Пушкин, проезжавший в 1829 году через Северный Кавказ во время Русско-персидской войны, писал в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум», что черкесы, как в то время называли большинство местных народов, приняли ислам не так давно и он не укоренился среди населения. По мнению Александра Сергеевича, грамотная прозелитическая политика РПЦ могла бы распространить православие и на здешние «дикие народы».
Существует разница и в языке. Чеченцы и любой из дагестанских народов, хоть и относятся к кавказской языковой семье, понимать друг друга не могут. Ведь несмотря на то, что они вышли из общего корня, случилось это давно, и за прошедшее время каждый народ проделал свой исторический путь, не всегда связанный с Северным Кавказом. Например, чеченцы, по мнению многих историков, являются потомками хурритских племен, занимавших в 3 тысячелетии до нашей эры обширные территории на Ближнем Востоке и в Междуречье. На это указывает сходство чеченского и хурритского языков и некоторых элементов языческой мифологии.
К дагестанским народам относят и ряд этносов, возникших на Северном Кавказе довольно поздно. Это, в первую очередь, некоторые тюркские народы кумыки и ногайцы, являющиеся потомками средневековых кочевников Великой Степи. В 2000 году в Дагестане принят официальный список коренных малочисленных народов республики, куда входят и аккинцы субэтнос чеченцев, и русские. Список состоит из 14 народов.