в чем разница между благотворительностью и спонсорством
Налоговики отличили безвозмездного спонсора от благотворителя
Управление ФНС по Республике Башкортостан рассказало об особенностях налогообложения спонсорской помощи и благотворительной деятельности. Фискальное ведомство подробно разъяснило значение этих терминов и выявило их отличия. Оно также обратило внимание на налоговые последствия, наступающие для спонсоров, благотворителей, и принимающей стороны.
Прежде всего, чиновники пояснили, чем спонсорство отличается от благотворительности, и что стоит за каждым понятием. Это важно, так как указанные виды деятельности по-разному облагаются налогами. Основное отличие ведомство определило так:
«…принципиальным отличием спонсорства от благотворительности является наличие встречного обязательства спонсируемого по рекламированию деятельности спонсора или его продукции (товаров, работ, услуг)».
Налоговики напомнили, что благотворительной деятельностью следует считать добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В отличие от благотворительности, отмечает УФНС, под спонсорством следует понимать взаимоотношения между спонсором и спонсируемым лицом, которые выступают в роли рекламодателя и рекламораспространителя. Между тем, спонсорство может быть 2-х видов – возмездным и безвозмездным. В первом случае спонсор оплачивает проведение рекламных мероприятий, а другая сторона оказывает рекламные услуги. В связи с этим между ними фактически складываются отношения по оказанию возмездных рекламных услуг. Во втором случае спонсор остается непрорекламированным.
Однако безвозмездное спонсорство не всегда становится благотворительной помощью. Благотворительность осуществляется в целях, строго определенных законом. Кроме того, установлены ограничения по организационно-правовой форме получателя благотворительной помощи. Ими не могут выступать коммерческие организации, политические партии, движения и т.п.
Перед тем, как перейти к особенностям налогообложения спонсорства и благотворительности, Управление отметило:
«Поскольку на порядок налогообложения влияет содержание гражданско-правовых документов на оказание помощи в спонсорском договоре, договоре на оказание благотворительной помощи следует указать цели оказания помощи, назначение использования переданного благополучателю имущества, требования к спонсорской рекламе. Кроме того, необходимо должным образом оформить сам факт передачи денежных средств или имущества, акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, материальное подтверждение факта распространения информации о спонсоре (текст рекламного объявления, эфирная справка, экземпляр печатного издания и т.п.)».
Налогообложение возмездного спонсора
При уплате налога на прибыль затраты на внесение спонсорского взноса на условиях распространения рекламы признаются расходами на рекламу. Налогоплательщик при исчислении налоговой базы вправе их, при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Перечень затрат организации, относимых к расходам на рекламу, указан в ст. 264 Налогового кодекса.
Ст. 146 НК гласит, что НДС облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмедной основе, на территории РФ. То есть, при оказании спонсорской помощи, не подпадающей под благотворительную деятельность, в не денежной форме возникает объект налогообложения НДС.
Налогообложение безвозмездных спонсоров и благотворителей
Ведомство сообщило, что налогообложение этих видов деятельности осуществляется по аналогии.
Налоговый кодекс не предусматривает для них особого порядка по исчислению налога на прибыль. Такие организации не могут учесть расходы на благотворительность при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку их деятельность не направлена на получение дохода.
Однако с января 2012 года Налоговый кодекс установил, что расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, будут относиться к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Это возможно при соблюдении требований к социальной рекламе, установленных для освобождения таких услуг от НДС.
Управление напомнило, что в соответствии с действующим законодательством не подлежит налогообложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности лицом, осуществляющим благотворительные пожертвования (благотворителем), за исключением подакцизных товаров. Для получения указанной льготы передающей стороне необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие принятие получателем на учет переданных товаров (работ, услуг), а также свидетельствующих об их целевом использовании.
С 1 октября 2011 года НДС не облагается и безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности, равно как и передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, то есть льгота распространяется и на передачу имущественных прав.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан рассказало и о других особенностях налогообложения спонсоров и благотворителей. Полный текст сообщения можно найти на официальном сайте ведомства. В нем также разъясняется порядок уплаты налогов благополучателями и спонсируемой стороной.
Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».
В случае если спонсорским договором предусмотрено, что спонсируемый обязан распространять информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь признается возмездной спонсорской помощью, а расходы на оказание такой помощи представляют собой расходы на рекламу для спонсора.
3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Следует обратить внимание, что ныне действующий Закон о рекламе не говорит прямо о том, что спонсорский вклад является платой за рекламу, в связи с чем, у налогоплательщика существует риск того, что такой вклад не будет отнесен к расходам в целях налогообложения прибыли. Поэтому, в заключаемом договоре целесообразно не делать акцент на формулировках, позволяющих квалифицировать его как спонсорский, а лучше сделать договор на оказание чисто рекламных услуг.
Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы о нем, при условии, что эти расходы будут являться экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые.
В полном объеме при налогообложении прибыли могут быть учтены следующие расходы (ненормируемые расходы):
— на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— на участие в выставках, ярмарках, экспозициях,
— оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,
— изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации,
— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
3.2. НДС
Как и в случае оказания спонсором безвозмездной спонсорской помощи, возмездная спонсорская помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС согласно ст. 146 НК РФ.
Однако у данного вида спонсорской помощи есть некоторые особенности, связанные с возможностью применения спонсором вычета по НДС.
Поскольку возмездная спонсорская помощь оказывается спонсором в обмен на оказание ему спонсируемым услуг рекламного характера, такой договор с гражданско-правовой точки зрения следует квалифицировать как договор возмездного оказания рекламных услуг.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории РФ. Под реализацией услуг при этом Налоговый кодекс РФ понимает возмездное оказание услуг одним лицом другом лицу.
Таким образом, у спонсируемого возникает объект налогообложения по НДС, т.е. он обязан начислить налог на стоимость оказываемых рекламных услуг и предъявить его к оплате спонсору. Следовательно, денежные средства спонсора, направленные на оказание спонсорской помощи должны включать в себя и НДС.
НДС, уплаченный при приобретении услуг и выполнении работ по размещению рекламы, спонсор может принять к вычету при выполнении требований, установленных ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
В частности, в соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, при условии использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, для осуществления права на вычет у спонсора должен быть счет-фактура, выставленный спонсируемым в течение 5 дней с момента оказания услуг (то есть, с момента подписания акта об оказанных услугах). Также, сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в платежных документах, подтверждающих перечисление спонсором денежной помощи.
В случае, если спонсорский договор будет содержать общий перечень оказываемых спонсору рекламных услуг без выделения сумм НДС по ним, спонсору будет очень сложно доказать правомерность применения вычета по НДС.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 171 НК РФ спонсор вправе произвести вычет по НДС лишь по нормируемым видам рекламных расходов и только в доле, соответствующей норме 1% от выручки за соответствующий налоговый период.
Сумма НДС, пропорциональная величине сверхнормативных рекламных расходов, не может быть принята к вычету, а также учтена в расходах по налогу на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).
Юридическое лицо, применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» заключило спонсорский договор со спортивной городской школой, согласно которому во время спортивных соревнований данная школа будет распространять рекламу о спонсоре в виде ношения спортивной формы в логотипом товарного знака спонсора и надписи на одежде с указанием в словесном выражении имени спонсора.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, в данном случае уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с рекламой своего товарного знака. При этом согласно п. 2 ст. 346.16. такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для учета расходов для налога на прибыль в ст. 264 НК РФ.
Данное правило означает, что затраты спонсора на размещение своего логотипа на форме спортсменов будут учитываться при расчете налога не полностью, а лишь в строго ограниченном размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Спонсору необходимо учитывать, что распространяемые спонсируемым лицом сведения о нем должны позволить определить действительного спонсора мероприятия, в противном случае он не сможет сформировать рекламные расходы. В связи с этим, спонсору в данном случае необходимо иметь грамотно составленный договор, чтобы его расходы на рекламу в дальнейшем были признанным налоговыми.
Б) НДС
Как и в примере 2, организация не будет подпадать под уплату НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ, как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения.
ПРИМЕР 8.
Общество с ограниченной ответственностью, находящееся на общей системе налогообложения выступило спонсором конкурса-выставки рисунков одаренных детей, перечислив на счет организатора выставки денежные средства. Организатором является некоммерческая организация, которая, в свою очередь предоставила право спонсору открыть от своего имени выставку, а также участвовать в церемонии поздравления победителей, представивших лучшие рисунки.
Налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
В рассматриваемом примере затраты спонсора на проведение конкурса-выставки являются его расходами на рекламу, поскольку имя спонсора широко афишировалось во время церемонии открытия выставки и поздравления победителей.
В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При этом, согласно абз.4 п. 4 ст. 264 НК РФ при налогообложении прибыли могут быть учтены в полном размере расходы на участие в выставках, содержащих информацию о рекламируемых товарах, работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. То есть, данные расходы спонсора являются ненормируемыми и учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме.
2) НДС
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) является объектом обложения НДС.
В нашем примере в адрес спонсируемого передаются денежные средства, что не подпадает под перечень операций, облагаемых НДС согласно ст. 146 НК РФ, поскольку объекта налогообложения в данном случае не возникает (см. ранее описанные примеры № 1,4).
Права на вычет по НДС в данном случае у спонсора также не возникнет, поскольку данные рекламные расходы являются ненормируемыми (согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем размеру норматива, следовательно, если расходы ненормируемые, то права на вычет не возникает).
Основной вывод, который может сделать для себя налогоплательщик из вышеприведенных примеров, при возникновении спорной ситуации в квалификации тех или иных расходов в целях исчисления налога на прибыль и НДС состоит в грамотной аргументации цели заключения договора (но не цели, в соответствии с которой будет использоваться передаваемое имущество, что не имеет значения для налоговых органов), а также правильном документальном оформлении договорных отношений.
1) Договор оказания благотворительной помощи (или пожертвования) – должен иметь направленность на одну из целей, установленных в п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ, иначе это будет считаться обычным дарением, а не благотворительной помощью.
В случае, если передается имущество, благотворитель вправе указать в договоре назначение использования имущества благополучателем.
Кроме того, обязательным является указание на то, что одна сторона предоставляет что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Такой договор должен быть в обязательном порядке составлен в письменной форме, если:
— жертвователем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
— предметом пожертвования является объект недвижимости (для такого договора обязательна государственная регистрация);
— договор содержит обещание дарения в будущем.
Передачу имущества и денежных средств также необходимо обязательно документально подтвердить. Если благотворительная помощь оказывается путем передачи денежных средств, то, оформляется, либо приходный кассовый ордер и квитанция к нему (наличные расчеты), либо платежные поручения и соответствующие банковские выписки (безналичный расчет).
Имущество передается по акту приемки-передачи, либо накладной. Кроме того, необходимо правильно оформить счет-фактуру. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, а также документы первичного учета и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись и ставится штамп «Без налога (НДС)».
Что касается налогообложения расходов, возникающих при оказании благотворительной помощи, то к расходам в целях исчисления налога на прибыль данные расходы не относятся, а от обложения НДС благотворитель освобождается.
2) Договор оказания безвозмездной спонсорской помощи— по своей правовой конструкции, как и договор на оказание благотворительной помощи, должен соответствовать договору дарения. В обязательном порядке в договоре должна быть указана его цель – на проведение какого-либо мероприятия, создание или трансляцию какой-либо передачи и т.д. При этом из договора должно быть ясно, что целью спонсора не является реклама своей продукции, имени или марки.
Налоговые последствия данного договора: отсутствие расходной части прибыли, и наличие обязанности по уплате НДС в бюджет на общих основаниях.
3) Договор оказания возмездной спонсорской помощи заключается в целях распространения рекламы о спонсоре, что обязательно должно быть отражено в его условиях. По правовой конструкции данный договор представляет собой договор на оказание услуг рекламного характера (гл. 39 ГК РФ). В обязательства спонсора должно входить финансирование мероприятия или оказание иного вида поддержки, а в обязательства спонсируемого – распространение в ходе мероприятия или передачи информации о спонсоре путем размещения логотипа, упоминания имени спонсора, предоставления ему права выступления на данном мероприятии и т.п.
К данному договору, помимо документов, подтверждающих передачу имущества или денег, должны в обязательном порядке прилагаться акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, счет-фактура с выделенной суммой НДС, а также текст рекламного объявления, экземпляр печатного издания и иные подобные носители, подтверждающие факт рекламы спонсора.
Данный договор не обязательно должен быть составлен в форме единого документа. Он может быть заключен в форме обмена письмами между спонсором и спонсируемым с обязательным указанием цели оказания помощи.
Расходы на рекламу по такому договору признаются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. НДС при общей системе налогообложения уплачивается спонсором на общих основаниях.
Как видим, каждая из вышеприведенных форм оказания помощи имеет свои плюсы и минусы с точки зрения налогообложения налогом на доходы (прибыль) и НДС.
Таким образом, в условиях российской действительности руководителю предприятия (или его собственнику), прежде чем решить, в какой форме оказывать ту или иную финансовую или материальную поддержку или спонсировать проведение какого-либо мероприятия, лучше изначально решить, что для организации будет предпочтительнее с точки зрения налогообложения возникающих расходов.
Данный постулат применим, если только речь не идет о достижении высоконравственных целей, связанных со стремлением некоторых бизнесменов, порой, вопреки собственной выгоде, создать базу для развития таких отраслей Российской экономики как здравоохранение, образование, культура, искусство. Без соответствующей благотворительной поддержки, данные отрасли, скорее всего, еще долго не выйдут на тот уровень своего развития, который существовал во времена Морозовых, Демидовых, Боткиных и других меценатов.
Хочется верить, что директора предприятий и их собственники, разобравшись в вопросах благотворительности и спонсорства, и ответив для себя на вопрос: «что есть что?», найдут ответ и на такой риторический вопрос: «как извлечь из пользы личной – пользу общественную?».
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Сходство и различие благотворительности и спонсорства
Благотворительность и спонсорство в области культуры являются формами общественной поддержки культуры.
Благотворительная и спонсорская деятельность в культуре представляют собой способ формирования положительного имиджа юридического или физического лица для создания благоприятного общественного мнения.
Спонсорство и благотворительность — разные направления поддержки культуры, имеющие различные исторические корни, социально-экономическую природу, социально-культурные результаты.
Отличие благотворительности от спонсорства — в направленности на социальные цели и бескорыстности.
Спонсорство — продвижение бренда (торговой марки) производителя определенных товаров и услуг.
Благотворительность — создание имиджа юридического или физического лица как представителя социально ответственного бизнеса.
Различны и источники, из которых направляются средства. Источником благотворительных взносов является чистая прибыль организации, а спонсорский вклад включается в себестоимость продукции (работ, услуг) компании. Решения о благотворительной помощи и спонсорской поддержке принимаются на разных уровнях, в первом случае — собственником, во втором — руководителем организации.
Основные направления и формы спонсорской поддержки и благотворительной помощи организациям культуры:
— передача имущества, в том числе денежных средств;
— предоставление результатов интеллектуальной деятельности;
— иная поддержка (информационная, техническая и т.д.).
1.3.4. Государственная поддержка благотворительной и спонсорской деятельности.
Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно разделить на материальную и моральную.
Для организаций культуры полученные средства являются доходом от изготовления, размещения и распространения рекламы, т. е. доходом от предпринимательской деятельности, которая попадает под налогообложение НДС и налогом на прибыль.
Не признается объектом налогообложения НДС:
— передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
— передача денежных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала в порядке, установленном законодательством о целевом капитале;
— передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) законодательством о целевом капитале (ст. 146 НК РФ).
Освобождается от налогообложения НДС:
— передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности;
— работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя кон-сервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия 17 ;
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц могут быть произведены налоговые вычеты в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований:
— некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры;
— некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала и т.д.
Данный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению (ст.219 НК РФ).
В 1994—2001 годах льгота организаций по налогу на прибыль при направлении пожертвований на восстановление объектов культурного наследия составляла не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры — не более 5%. Данная налоговая льгота отменена с 2002 г. при введении 25 главы НК РФ.
Других налоговых льгот для благотворителей (жертвователей) не предусмотрено.
Благотворительные средства, получаемые НКО, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст.251 НК РФ).
В целом законодательство не обеспечивает действенных мер по материальному стимулированию благотворительности и спонсорства в культуре.
Моральное стимулирование может осуществляться путем присуждения почетных званий, государственных наград и т. п. С 1998 г. предусмотрено вручение почетного диплома Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства, однако эта мера не получила общественного резонанса.
Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направлением государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право на дополнительное материальное и моральное стимулирование благотворительной и спонсорской деятельности в культуре.
1.4. Использование финансовых средств организаций культуры.
1.4.1. Понятие и структура затрат организации культуры.
Затраты — экономический показатель, характеризующий расходы организации на оплату материальных, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов, связанных с ее деятельностью.
Затраты разнородны по своему составу и экономическому назначению, роли в создании и реализации продукции. Это и вызывает необходимость их классификации. Классификации затрат могут производиться по различным признакам в зависимости от поставленной задачи и направленности управленческого учета.
Структура затрат — соотношение отдельных видов затрат в процентном отношении к их общей сумме.
Укрупненная структура затрат по экономическим элементам выглядит следующим образом.
1. Материальные затраты (расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др.).
2. Затраты на оплату труда работников с начислениями.
1.4.2. Динамика затрат на услуги культуры.
В сфере культуры наблюдается общая тенденция возрастания затрат, в том числе в расчете на одну организацию и единицу продукта. Опережающий рост расходов организаций культуры по сравнению с возможностями роста их доходов получил название «Болезнь Баумоля» (см. п. 1.3).
Основные факторы роста затрат на услуги (работы) организаций культуры:
— повышение цен и тарифов на товары и услуги в материальном производстве, приводящее к росту затрат на содержание зданий, транспортных расходов и т. д.;
— приобретение новой техники и оборудования, сопровождаемое ростом затрат на их обслуживание;
— увеличение заработной платы работник
В целом рост затрат на услуги (работы) организаций культуры в значительной степени связан с процессами, происходящими в национальном хозяйстве.
Изменение структуры затрат.
До начала 90-х годов XX века структура затрат была стабильна, происходило пропорциональное удорожание всех элементов затрат, преобладали расходы на оплату труда.
С начала 90-х годов XX века структура затрат изменяется. Падает доля расходов на оплату труда в общей сумме затрат. Опережающими темпами растут материальные затраты. Расходы на заработную плату перестают быть преобладающими.
Материальные затраты наименее устойчивы в структуре расходов. Они в первую очередь подвержены изменениям, вызванным внешними факторами, не зависящими от работы организации. Меняется и сама структура материальных затрат. Наиболее быстро растут расходы на обеспечение эксплуатации зданий.
1.4.3.Направления расходования финансовых средств организаций культуры.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях — убытки), осуществленные (понесенные) организацией.
Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.
Документально подтвержденными считают затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством, реализацией; внереализационные расходы.
В Российской Федерации для казенных (ранее бюджетных) учреждений предусмотрен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ финансовое обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:
— оплату труда работников;
— командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
— оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Расходование бюджетных средств казенными учреждениями на иные цели не допускается.
Распределение расходов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и порядком ее применения, утверждаемым Министерством финансов РФ.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение понятиям «финансирование», «финансирование культуры», «бюджет»;
2. Дайте характеристику мировым моделям финансирования культуры.
3. Дайте характеристику основным моделям культурной политики государств.
4. Охарактеризуйте типы финансирования.
5. Определите место России в типологии стран по роли государственного финансирования.
6. Дайте характеристику основным тенденциям финансирования культуры в России.
7. Перечислите основные направления расходования бюджетных средств на развитие культуры и искусства в России.
8. Дайте характеристику формам финансового взаимодействия органов управления культурой различного уровня.
9. Раскройте каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры.
10. Раскройте источники финансирования частных организаций культуры и культурных проектов.
11. Охарактеризуйте формы, область и перспективы использования кредитов в сфере культуры.
12. Раскройте сущность и возможность применения организациями культуры технологий фандрейзинга.
13. Раскройте сущность спонсорской поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.
14. Раскройте сущность благотворительной поддержки организаций культуры и культурных программ и проектов.
15. Сравните сходство и различия благотворительности и спонсорства.
16. Охарактеризуйте степень государственной поддержки благотворительной и спонсорской деятельности.
17. Дайте характеристику использования финансовых средств организациями культуры.
18. Ознакомьтесь со сметами доходов и расходов учреждений культуры.