в чем разница между армянами и азербайджанцами
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Азербайджанцы: кто они такие и откуда возникли, какая у них вера?
У заставших СССР граждан азербайджанцы ассоциируются с хорошими мастерами, умеющими делать красивые и качественные ковры. Некоторые также могут вспомнить выразительные народные танцы азербайджанок в ярких костюмах. Но это лишь малая часть богатой культуры данного народа, который проживает не только в Азербайджане, но и в Иране, России, Турции и других странах.
От кого они произошли?
По мнению историков, азербайджанцы как целостный этнос сформировался в 15-м веке. В него входит сразу несколько народов, самым древним среди них является население восточного Закавказья.
Долгое время благодатные земли современного Азербайджана притягивали многие народы, включая скифов и парфян. Позже в эти места перекочевал крупный тюркский этнос (гунны и хазары). Постепенно тюркские народы почти полностью вытеснили иранские, а на место культа Ахура-Мазды пришел ислам.
В итоге современных азербайджанцев можно считать потомками древних племен Кавказа, которые смешались с пришлыми народами. У этой нации также можно заметить культурные и лингвистические черты турецкого этноса.
Какая вера у азербайджанцев?
Подавляющее большинство азербайджанцев исповедует ислам. Он распространен не только в Азербайджане, но и среди азербайджанских общин в Турции, Иране и России. Почти 90% верующих – шииты.
На заре формирования азербайджанской нации население исповедовало ислам суннитского толка. Но в 16-м веке к власти пришла династия Сефевидов, время правления которой ознаменовалось гонением на суннитов. Когда в 19-м веке Азербайджан стал входить в состав Российской империи, шиитов среди населения было уже больше половины.
Ислам в Азербайджане успешно пережил «атеистический период», когда советские власти боролись с любой религией. Даже после закрытия мечетей и постоянных гонений на духовенство жители страны в глубине души продолжали оставаться истинными мусульманами. После распада СССР ислам быстро восстановил здесь утраченные позиции.
Азербайджан давно стал светским государством, а гражданам гарантирована свобода вероисповедания. В стране проживает более 200 тыс. православных христиан и 2 тыс. католиков.
Особое место в религиозной истории Азербайджана занимает иудаизм. Евреи начали селиться в этой стране еще более 10 веков назад.
Главная особенность азербайджанцев в том, что они терпимо относятся к представителям других религий. Когда в начале прошлого века во многих странах распространились антисемитские настроения, евреи-иудеи мирно сосуществовали с местным населением Азербайджана. В еврейских кварталах не устраивали погромы, и не уничтожали синагоги.
То же самое касается и христианства. Азербайджанцы не устраивали гонения на православных и католиков, которые живут в стране небольшими общинами.
Азербайджанская модель мультикультурализма и религиозной толерантности стала одной из самых успешных на всем Ближнем Востоке. Глава государства часто обращается с поздравительными словами к своим гражданам не только во время исламских, но и христианских и иудейских праздников.
Чем отличаются армяне от азербайджанцев?
Для человека, не знакомого с народами Закавказья, армяне и азербайджанцы кажутся очень похожими. Но на самом деле представители данных национальностей отличаются друг от друга по нескольким ключевым характеристикам:
Армяне и азербайджанцы, мягко говоря, недолюбливают друг друга. Религиозные, языковые и культурные различия, а также высокая плотность населения в регионе проживания обоих народов регулярно порождала конфликты. Территориальный спор двух стран относительно Горного Карабаха после развала СССР даже перерос в серьезный военный конфликт.
В чем разница между талышами и азербайджанцами?
Талыши – небольшой народ, который проживает в основном в горных регионах. Талыши известны своей консервативностью и религиозностью. Так же как и азербайджанцы, они исповедуют шиитский ислам.
Талыши отличаются от азербайджанцев следующим:
Сколько всего азербайджанцев в мире и в России?
Интересной особенностью азербайджанского народа является то, что за пределами исторической родины проживает подавляющее большинство представителей данной национальности.
По данным переписи в Азербайджане чуть более 8 млн. азербайджанцев. В то время как в мире их всего порядка 33 млн.
В России около 620 тыс. азербайджанцев. Во многих регионах есть свои азербайджанские общины. Наиболее крупные из них находятся в Московской области и Дагестане. В последнем даже издаются газеты и журналы на азербайджанском языке.
Азербайджанцы — весьма сплоченная нация, для которой характерно трудолюбие, оптимизм и мужественность. Азербайджанские общины в других странах всегда уважительно относятся к культурным особенностям местных жителей, поэтому конфликты на национальной почве случаются крайне редко.
Видео: происхождение азербайджанского народа
Разница между азербайджанцами и армянами в религии
Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян? Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:
Языки
Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.
Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.
Сравнение
По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.
Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.
Исторические различия
Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.
В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.
Культура и диаспора
Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.
Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.
Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.
Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.
Армяне против азербайджанцев: Чья диаспора круче
Очередная армяно-азербайджанская война за Нагорный Карабах, помимо традиционных вопросов про геополитические интересы России на Южном Кавказе, снова поставила вопрос об идеологии «политической нации». Почему она у нас так и не возникла и чем это оборачивается в периоды кризисов.
Российские медиа и социальные сети охвачены беспощадной информационной войной, которую ведут между собой азербайджанцы и армяне. Ведут они её на русском языке, причём большинство из участников являются либо российскими гражданами, либо постоянно живут в России.
Помимо химически чистой ненависти, которая ищет любого выхода, эта информационная война направлена на то, чтобы втянуть Россию в конфликт. На своей, разумеется, стороне. В войну настоящую, кровавую, в которой русские, помимо своей воли, вообще-то уже участвовали в конце 80-х годов прошлого века.
Лоббированием своих этнических интересов заняты в том числе очень серьёзные и уважаемые люди.
Российские миллиардеры Рубен Варданян и Фархад Ахметов обменялись открытыми письмами, в которых обстоятельно выясняли, «чей Карабах», и обращались с призывами к президенту Путину выбрать «правильную» сторону и вмешаться в конфликт. Варданян, соответственно, требовал немедленной военной поддержки Армении и Карабаха. Ахметов ему отвечает, что «все азербайджанцы полны решимости отстоять родную землю, вернуть утраченные территории». В том числе и он.
Самое забавное в этой переписке, что ведут её два классических «офшорных миллиардера», которые в России сделали миллиарды, чтобы немедленно их из России вывести.
Притом что оба этих господина граждане России, ни один из них не стал говорить об интересах собственно России и русских. Нет. Это вообще не является хоть сколько-нибудь существенной темой для авторов писем.
Хотя что значит российское гражданство для людей, которые являются налоговыми резидентами совсем иных государств и, вероятно, имеют не один и не два паспорта?
Если друг оказался вдруг
Даже то, что они не имеет сильной культурной или кровной привязанности к России, не является проблемой. В конце концов, насильно Родиной никому не станешь.
Но проблема заключается в том, что эти совершенно чужие нам люди учат Россию, как ей себя вести, кому она должна оказывать помощь, а при случае указывают, где её место.
В полемике российских азербайджанцев и армян Россия отсутствует как значимый субъект. Казалось бы, обязательный для любого гражданина приоритет в виде формулы «Россия – прежде всего» им не приходит в голову. Они даже из вежливости или здравого смысла не считают нужным подчеркнуть то, что они прежде всего россияне.
Потому что это не так. Потому что прежде всего они, как оказалось, азербайджанцы и армяне.
В результате ракетного обстрела в азербайджанском городе Гянджа погибли люди. Ismail Coskun/IHA via AP/ТАСС
Это ставит совсем не праздный вопрос. Насколько лояльны российскому государству и государствообразующему русскому народу умножившиеся за три последних десятилетия до огромных размеров национальные диаспоры?
Сегодня в России 3 миллиона азербайджанцев и армян. Это только граждане. А есть ещё огромное число резидентов, тех, у кого азербайджанские и армянские паспорта, но кто постоянно живёт и работает на территории Российской Федерации. Это ещё не менее 2 миллионов человек. Таким образом, война в далёком Карабахе по факту является внутренним делом России.
И это в ситуации, когда Россия непосредственно (пока?) не участвует в конфликте. А если будет участвовать? Как себя поведут представители диаспоры, которые сочтут себя обиженными сделанным Россией выбором? А как с ними себя должна вести российская власть?
А если война? Вопрос, будут ли российские азербайджанцы или армяне воевать в случае кризиса с армией Азербайджана или Армении, лишь на первый взгляд выглядит дико.
В августе 2008 года похожий вопрос стоял абсолютно конкретно перед командирами воинских частей, которые готовились к маршу через Рокский туннель в сторону Тбилиси и у которых в личном составе были этнические грузины.
Это хорошо, когда мир. А когда война, что делать? Откуда должна взяться политическая российская нация, которая каждое утро поднимает на своей лужайке российский триколор и поёт михалковский гимн, пусть и с азербайджанским или армянским акентом? Она есть, эта нация?
Разница между азербайджанцами и армянами в религии
Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:
-лингвистическому;
-религиозному;
-историческому;
-культурному.
Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.
Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.
По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.
Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.
Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.
В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.
Культура и диаспора
Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.
Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.
Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.
Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo существующего в данный момент положения вещей.