в чем разница между агрессией и агрессивностью
Природа и сущность понятий «агрессия» и «агрессивность». В помощь педагогам-психологам
Анна Жбанова
Природа и сущность понятий «агрессия» и «агрессивность». В помощь педагогам-психологам
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, определяют агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений как в научных трудах, так и в обыденной речи.
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. В то же время многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющий ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение, так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жесткость». По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться, прямую и косвенную.
Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Агрессивное действие – это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.
К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессоромжертвы в значительной степени обусловлена тремя факторами:
1. Силой побуждения к агрессии.
2. Силой факторов, тормозящих данное поведение.
3. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Теория социального научения агрессии А. Бандура постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.Бандура выделял три вида поощрений и наказаний:
1. Подкрепление собственного поведения окружающими.
2. Отношение к самому себе.
3. Наблюдение за поощрением и наказанием другого человека.
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
• Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
• Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
• Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
• Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
• Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго – дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью.
Агрессияможет быть направлена:
• На окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов или сверстников).
• Только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку).
• На животных (птиц, кошек, насекомых).
• На себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирание кожи, кусание ногтей).
• На внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества).
Для работы с агрессивным поведением наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивногоповедения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебность, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Психологической целью агрессии может быть как собственное причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия, так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия). Наиболее распространенными целями агрессивного поведения, не связанного с психическим расстройством,в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
• Причинение боли жертве, ее страдания;
• Месть за перенесенное страдание;
• Доминирование, власть под другим человеком;
• Получение материальных благ (например, денег);
• Аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
• Самоутверждение (повышение самооценки);
• Защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
• Отстаивание автономии и свободы;
• Завоевание авторитета в группе сверстников;
• Удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
Психологическая цель определяется в процессе поведенческого анализа,включающего следующие моменты:
• Ситуация, в которой впервые имело место агрессивное поведение;
• Ситуации, в которых агрессивное поведение проявляется в настоящее время;
• Люди, в присутствии которых проявляется агрессивное поведение;
• Последующие события (состояние, мысли, действия);
• Отношение к агрессивному поведению самой личности.
Чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т. е. имеет социальный контекст. Отрицательные эмоции, вызываемые оскорблением или помехой, ведут к агрессивным намерениям. Чем выше уровень фрустрации, т. е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно, два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции. Агрессия как следствие подчинения авторитету, власти также не является следствием враждебных эмоций по отношению к жертве. Таким образом, умеренно трудные условия среды обычно вызывают раздражительность, а при условии негативных воздействий происходит снижение возбуждения, активности и агрессивности.
Современные исследования в этой области рассматривают агрессию и агрессивность с различных позиций:
1. Теория инстинкта (З. Фрейд, К. Лоренц) предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующиеся в борьбе за жизнь.
2. Теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.
3. Теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии.
4. Когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно – аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение.
5. Теория социального научения (А. Бандура) рассматривают агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения.
Агрессия и способы ее преодоления у детей дошкольного возраста ТЕМА «Что делать, если ребенок агрессивен?» Цель консультации: психолого-педагогическое просвещение педагогов о причинах и способах преодоления.
Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников». Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат.
Консультация для родителей «Детская агрессия. Причины и способы её преодоления» Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности.
Консультация «Сущность исследовательского и эвристического методов познания» Рыбакова Юлия Владимировна, воспитатель, первой квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
Коррекционное занятие «Агрессия. Что это такое и как с этим справиться?» Форма: коррекционное занятие. Тема занятия: Агрессия, что это такое и как с этим справиться? Цель: Формирование у детей представлений об.
НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.
План работы по самообразованию на тему «Игра — сущность деятельности ребёнка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко» Тема: «Игра – сущность деятельности ребёнка» начало работы.
Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного.
Сущность, виды и структура дидактических игр В психолого-педагогической науке игра рассматривается как форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение.
Агрессия и агрессивность: сходства и различия
Сегодня термином «агрессия» даже в научной литературе, обозначают подчас существенно различные феномены. Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны.
Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями.
Так, Э.Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту.
Р.Бэрон специально фиксирует внимание на данном критерии и подчеркивает, что в качестве агрессивных могут рассматриваться только те действия, которые причиняют вред живым существам.
Агрессивность определяют как личностное свойство, проявляющееся в готовности к агрессии, а также как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми.
Уровень агрессивности, будучи биологически детерминированным, в человеческой среде подвергается определенным видоизменениям и определяется как степенью социализации, так и этнокультурными нормами, требованиями, установками.
Однако, данные археологов, историков, культурных антропологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества, у охотников-собирателей (австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. То есть агрессия это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры.
Однако, существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека.
Отмечается, что не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения как агрессивных действий всегда является результатом сложного взаимодействия факторов [5].
В теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [3]. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения».
С позиции социального научения люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения. На основе многочисленных исследований было выявлено, что агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в процессе ранней социализации — в детском и подростковом возрасте.
Часто агрессивное поведение связано с эмоцией страха, а страх может перерастать в агрессию. Самые разнообразные опыты на животных подтверждают наличие этой связи. Если на группу животных нагонят страх, они становятся агрессивнее. То жепроисходит и с толпой людей или обществом в целом.
Достаточно распространенным является мнение, что агрессия может быть вызвана внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не совсем так. Даже при отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт может возрастать, как бы накапливается. А порог запуска агрессии снижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу.
Ненашедшая выхода агрессия грозит индивиду тяжелыми последствиями (3. Фрейд). Но сегодняшний человек потому и страдает от недостаточной разрядки агрессивных побуждений, что цивилизация, со своими порядками, не дает возможности для нормальных проявлений естественных наклонностей и разрядки агрессивной энергии (К.Лоренц). Так как вытеснение агрессии не решает проблемы, то в известной мере «нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя» (3. Фрейд) [5].
В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться управлять своей агрессивностью, но вероятно, полностью устранить ее не можем.
Однако, против утверждения, что агрессию человека следует рассматривать как инстинкт, свидетельствуют факты, полученные из наблюдений и экспериментов над представителями других биологических видов.
Например, в исследованиях Зинг Янг Куо попытался рассеять распространенный миф о том, что кошки ловят крыс и убивают их, повинуясь инстинкту. Его эксперимент был чрезвычайно прост: исследователь вырастил котенка в одной клетке с крысой. И котенок не пытался атаковать крысу. Когда он вырос, он не желал ловить и убивать других крыс. Однако данный эксперимент еще не доказывает, что агрессивное поведение не является инстинктивным, он демонстрирует, что агрессивное поведение можно подавить, соответствующим образом организовав воспитание в раннем возрасте [2].
Таким образом, накопленные экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии, а это говорит лишь о многоаспектности и многоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Справедливости ради необходимо отметить, что экспериментально, все-таки, наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.
Контрольные вопросы и задания
1. Вспомните и приведите вариантые определений понятия агрессия.
2. На основе полученной информации объясните, как рассматривают агрессивность в современных исследованиях?
3. Почему в литературе понятия агрессия и агрессивность часто отождествляются?
4. Почему несостоятельным является понимание агрессии как негативной установки, отрицательного эмоционального состояния, реакции?
5. На что, должны быть направлены внимание и основные усилия специалистов (психологов) – на агрессивность или на агрессию?
6. От чего зависит уровень развития агрессивности личности?
7. Охарактеризуйте особенности и трудности личности с разными уровнями агрессивности.
Литература
4. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004.
5. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж, 2002.
6. Лоренц К.Агрессия. М., 1994.
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
8. Маслоу А.Г.Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
9. Наумчик В. Н.Социальная педагогика. Мн., 2005.
10. Темина С.Ю.Конфликты школы или «школа конфликтов»? Воронеж, 2002.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Материал по психологии на тему: «Агрессия и агрессивность: разница понятий»
Тема. «Агрессия» и «агрессивность»: разница понятий
Как можно заметить, в данном определении агрессия мотивирована. Представляется целесообразным исходить именно из этого определения, так как исходя из структуры деятельности без мотивов невозможно никакая активность, в том числе агрессивное поведение.
Под агрессивным поведением будем понимать разновидность поведения, имеющего признаки агрессии:
осознаваемые или неосознаваемые мотивы причинения вреда;
противоречие социальным нормам;
наносимый вред объектам нападения;
последствием является физический ущерб или психологический дискомфорт.
Выделяются разные классификации агрессии:
Педагог-психолог Викулова А.А.
1 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)
2 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 16
3 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)
4 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – с. 16; Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)
6 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 33 ил. – (Серия «Мастера психологии»)
7 Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности : Автореферат. канд. психол. наук : Москва, 2000. – С.5
Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы.
Понятия «агрессия» и «агрессивность», основные теоретические подходы.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
ü Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
ü Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Итак, рассмотрев основные подходы к определению агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
— это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
— относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.
ü прямая (брань, драка и т.п.) или косвенная (насмешка, критика);
ü непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
ü направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).
Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему, она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.
Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковиц и Бандура.
1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получили множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.
2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке, делает невозможным различие ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.
3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).
4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцирует закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Рассмотрим подробно факторы и определяют агрессивное поведение у человека.
Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.
Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.
Разделение по направленности на объект
Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования,нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.
Разделение по причине
Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)
Разделение по целенаправленности
совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
Целевая (мотивационная) агрессия-выступает как заранее спланированное
действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение по открытости проявлений
непосредственно на объект, вызывающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
Разделение по форме
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального
и материального ущерба противнику