в чем разница композиция станковая или прикладная
Отличие станковой и декоративной композиции.
Станковое искусство- название происходит от станка на котором создаются произведения ( станок у скульптора, мольберт у живописца). Произведение станкового изобразительного искусства, в отличие от монументального, всегда имеют самостоятельное значение, так как не бывают заранее, в процессе создания, предназначены для определенного места или декоративных целей.
В силу этого им нередко свойственна большая камерность и интимность. Их часто отличает более тонкая и подробная моделировка форм. Для произведений станкового искусства обычно характерна также и более глубокая, многогранная психологическая трактовка образов.
Стилизация в декоративной композиции.
Каждая декоративная композиция придается определенному стилю. Например, росписи хохлома и гжель, русские одежды в деревнях, кокошники.
Типы композиций: открытие и закрытие.
Для передачи образа чего то неподвижного, устойчивого – замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее идет по формам круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Если нужно нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор – это тип открытой композиции. Основные направления лежат из центра.
Двухмерная и трехмерная композиция.
Двухмерная- нарисованная картина.
Закон цельности.
Первый закон любой композиции – ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ – приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве.
Орнамент.
Орнамент –узор,обычно отличающийсяритмическим расположением одних и тех же декоративных мотивов. Создается путем переработки и стилизаций изображений возможных предметов реального мира или из сочетаний геометрических форм. Орнамент может быть выполнен в различной технике. Он всегда служит украшением предметов, интерьеров и т. д.
Контраст и нюанс.
Нюанс – очень тонкий оттенок или очень легкий переход от света к тени и т. п.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия.
Симметрия – (греч. Соразмерность) – обеспечивает равновесие композиции. Считалось одним из условий красоты.
Это наглядно проявляющееся средство композиции. Под ней понимают построение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д. Как средство композиции симметрия используется очень давно. В разные времена она понималась по-разному – от строгих канонов до канонов до такой свободной трактовки, когда за симметрией сохранялась лишь роль организующего начала. В природе абсолютной симметрии нет. Отступления от симметрии неизбежны в технике, что обуславливается функциональными и конструктивными факторами. Такое отступление вполне допустимо, так как само по себе не дезорганизует форму. Однако в этом случае асимметричный элемент необходимо органически увязать с остальным объемом, композиционно уравновесить и тогда симметричная в своей основе композиция может стать еще более оригинальной.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметричного строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрия.
Асимметрия.
Асимметрия – принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
Использование асимметрии в симметрично развивающейся форме часто встречается при проектировании отдельных изделий мебели и особенно интерьеров. Поэтому художнику-конструктору важно научиться хорошо разбираться в особенностях соподчинения, которые действуют при отступлениях от симметрии. Асимметрия как свойство – состояние формы имеет принципиальное отличие от симметрии. При организации асимметричной композиции используются многие закономерности, так как отдельные элементы лишены своей связующей – оси симметрии. Работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Здесь необходимо тонкое понимание композиционного равновесия, так как соподчинение формы обычно и сводится именно к нему.
4. Скульптура и лепка.
Материалы для скульптуры.
Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка и др.
Лепка, создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы.
Выдающимися мастерами русской реалистической скульптуры были Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, М. Антокольский, А. Опекушин и др. В последующие годы разнообразные пластические качества скульптуры, психологические образы человека создали С. Коненков, А. Голубкина, А. Матвеев, В. Мухина, Н. Томский, Е. Вучетич и др.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
СТАНКОВАЯ И ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Данный раздел включен в программу, так как задания, которые рекомендуется выполнить, способствуют формированию у студентов профессиональных навыков художника-графика, художественного вкуса, чувства стиля, высокого исполнительского уровня.
Термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа.
Декоративная композиция, которая выполнена на плоскости, является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.
Примерные темы для заданий:
1. Каналы Петербурга. Станковая композиция (тушь, перо, гелевая ручка, тонированная бумага).
2. Храмы. Декоративная композиция (акварель, гуашь, тонированная бумага).
3. Сказочный персонаж. Костюм. Создание имиджа. Смешанная техника, коллаж.
4. Маски. Смешанная техника, коллаж.
Рис.23.Работы студентов по станковой композиции. Пейзаж
Рис.24. Работы студентов по декоративной композиции. Храмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Изобраз. Искусство, 2006.- 156 с.
2. Устин В.Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционно – художественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, уточнен. и доп. – М.: АСТ, 2007. – 239 с.
1. Стоун Т. Л., Адамс С., Мориока Н. Дизайн цвета: Практикум. (практическое руководство по применению цвета в графическом дизайне). – М.: РИП-холдинг, 2006. – 240 с.
2. Сурина М. О. Цвет и символ в икусстве дизайне архитектуре: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: МарТ ИЦ, 2006. – 152 с.
3. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1990. – 240 с.
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи.– М.: Искусство, 2002. – 256 с.
5. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. – М.: Искусство, 1978. – 182 с.
6. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Искусство, 2002, 232 с.
7. Даниэль С.А. Искусство видеть. – М.: РИП-холдинг, 2006, 216 с.
8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Искусство, 2004. – 143 с.
9. Арнхйем Р.С. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1984. – 234 с.
КОМПОЗИЦИЯ.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.
В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.
Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
4 основных закона композиции:
Правила композиции:
5). Расположение главного на втором плане.
Приёмы композиции:
+ вертикали и горизонтали;
+ контраста:
+ диагоналей (для передачи движения);
+ статики-динамики;
+ равновесия частей;
+ “золотого” сечения;
+ передачи пространства;
+ передачи впечатления монументальности и т.д.
В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.
1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.
2). Композиция в искусстве Древнего Востока.
3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.
4). Композиция в Древней Греции.
Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.
5). Композиция в эпоху Средневековья.
Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.
6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.
Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
Что такое «композиция». Назовите различия между станковой и декоративной композицией.
Композиция
Что такое «композиция». Назовите различия между станковой и декоративной композицией.
Назовите основные законы композиции.
Закон единства содержания и формы, закон цельности, закон типизации, закон контраста.
Расскажите о законе единства содержания и формы.
Закон единства содержания и формы говорит о том, что сюжет, композиционное и цветовое решение картины должно быть подчинено ее идейному содержанию.
Расскажите о законе цельности.
Закон цельности предполагает подчиненность всех элементов композиции главному, выражающему идейный замысел картины (наличие единого сюжетно-композиционного центра).
Расскажите о законе типизации.
Закон типизации предполагает использование типичных элементов в композиции для усиления образности и выразительности произведения.
Расскажите о законе контраста.
Назовите основные композиционные приемы.
Основными композиционными приемами являются: определение размера и формата композиции; выбор точки зрения; определение сюжетно- композиционного центра; масштабность; равновесие; симметрия или асимметрия; ритм; прием изоляции; выделение главного светом ;цветовое или тоновое пятно.
Расскажите о роли размера и формата композиции в реализации художественного замысла.
Выбор размера и формата композиции имеет основополагающее значение в реализации художественного замысла и зависит от предназначения, идеи, характера использования будущего произведения.
Расскажите о важности выбора точки зрения в композиции для успешной реализации художественного замысла.
Огромное значение в реализации художественного замысла имеет правильный выбор точки зрения, который позволяет усилить задуманное впечатление, придать композиции оригинальность и неповторимость.
Расскажите о сюжетно-композиционном центре и его значении в композиции.
Самое яркое, большое, светлое, темное или выделенное другим способом пятно, имеющее для композиции наибольшее значение, называют композиционным центром, который чаще всего совпадает со смысловым и сюжетным центром композиции.
Что такое симметрия и асимметрия в композиции.
Симметрия- это такое построение композиции, при котором ее однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси (оси симметрии). Нарушение симметричного строения композиции или предмета называют асимметрией.
Что такое равновесие в композиции, Назовите виды равновесия.
Какое равновесие называется динамическим?
Равновесие, возникающее при асимметричном расположении элементов композиции относительно вертикальной и горизонтальной оси симметрии формата, называется динамическим.
Какое равновесие называется статическим?
Равновесие, возникающее при симметричном расположении элементов композиции
относительно вертикальной и горизонтальной оси симметрии формата, называется статическим.
Дайте определение композиционному приему изоляции.
Для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на композиционном центре, используется прием изоляции, т.е. создании вокруг него свободного от других элементов композиции пространства.
Дайте определение композиционному приему выделения главного светом.
Для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на композиционном центре, используется прием выделения главного светом. Это может быть отдельно освещенный элемент.
Расскажите о выразительных средствах в композиции: форма (пропорции, конструкция), линия (контур), пятно (силуэт).
Е.В.Шорохов о композиции.
Е.А.Кибрик о композиции
Композиция
Что такое «композиция». Назовите различия между станковой и декоративной композицией.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).