в чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов
В чем различие взглядов на ощущение материалистов и идеалистов
1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключается такие явления, как культура быта и культура личности?
Обычно культура употребляется в двух значениях: широком и узком смыслах. Широкий смысл подразумевает культуру как совокупность достижений и преобразований всего человечества, а в узком – только одного этноса или народов, которые проживают на одной территории. Культура быта – часть массовой культуры. А культура личности – часть духовной культуры, которая находится вне деления.
2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство причёски, траур? Или это культурные комплексы?
Элементы культуры – то, что наполняет культуру. Это какие-то ценности, знаки, идеи, убеждения и образы и так далее. Наверное, все выше перечисленное является культурными комплексами, потому что это часть чего-то, а не самостоятельный элемент. Хотя у меня есть сомнения на счет языка.
3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.
Культурные универсалии представляют собой «стереотипы», которые повторяются из общества в общество, из поколения в поколение. Так, все радуются рождению ребенка или все празднуют новый год.
4. Чем различается материальная и нематериалная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?
Материальная культура включает то материальное (что имеет материю), что создано человеком. Нематериальное тоже создано человеком, но потрогать это не получится, потому что это привязано к человеку – мысль отдельно от человека не существует. Авторучка, книга,– материальная культура, а театр, приветствие, улыбка, обмен подарками – нематериальная.
5. Чем традиции отличаются от обычаев? Понаблюдайте за своим окружением, какие примеры тех и других вы можете обнаружить?
Традиции передались в наследство, их почитают и стараются соблюдать. Обычай же – норма или образ поведения, который установился давно и продолжает соблюдаться. Традиции – в моей семье есть традиция говорить большой ужин по четвергам, например. Или обычай – во многих странах Азии жених и невеста не знают друг друга до свадьбы.
6. Для чего служат санкции и как они применяются?
Санкции служат для того, чтобы наказать какое-то действие человека. Санкция всегда следует за нарушение нормы. Есть разные санкции от призрения до лишения свободы, и они принимают либо обществом, либо правосудием, и устанавливаются в соответствии с тяжестью поступка.
Разница между материализмом и идеализмом
Материализм и идеализм в философии противопоставляются друг другу. Существование этих направлений основано на разном понимании соотношения материи и сознания. Узнаем, что именно выдвигается на первый план в каждом случае и чем отличается материализм от идеализма.
Определение
Материализм – направление, провозглашающее первоисточником всего существующего материю. Она признается независимой, неуничтожимой, вечной. Идеальные явления, согласно теории, считаются продуктами взаимодействия материальных субстанций.
Идеализм – направление, постулирующее главенство духовного. Материальному в данном случае приписывается вторичная роль. Оно ставится в зависимость от идеального. Идеализм сродни догмам религии, согласно которым мир имеет временные и пространственные границы и сотворен Богом.
Сравнение
Рассмотрим подробней, в чем состоит отличие материализма от идеализма. Обратимся к материалистическим утверждениям. Их суть сводится к тому, что мир и объекты в нем – это независимая реальность, существующая по собственным законам. Первичность материального выступает как непреложная истина. Мозг человека при этом называется высокоорганизованной материей, а сознание, в котором возникают различные идеи, – производным мозга.
Мир, по мнению материалистов, доступен для его изучения и освоения человеком. Знания о нем являются достоверными, подтвержденными практикой. Наука, с точки зрения материализма, имеет неоценимое значение. Ее достижения решающим образом влияют на успех человеческой деятельности и жизни в целом.
Идеалисты убеждены, что реальность подчинена духовному. Однако приверженцы идеалистического направления не пришли к единой позиции относительно того, какой является эта реальность. Разногласия в решении вопроса привели к формированию двух течений идеализма. Представители одного из них – субъективные идеалисты. Они полагают, что независимой от сознания субъекта реальности не существует. Каждый воспринимает все окружающее по-своему, и, следовательно, облик мира не является одинаковым для всех людей.
Представители другого течения называют себя объективными идеалистами. Они признают существование реальности как таковой, обладающей своими характеристиками и не зависящей от восприятия отдельных людей. Но первоосновой всего эти философы видят высшее духовное начало, некую могущественную силу, мировой разум.
Если говорить в общем о том, в чем разница между материализмом и идеализмом, то в первую очередь следует отметить, что в этих направлениях материи и сознанию отводятся противоположные роли. Однако существует и концепция, согласно которой неправильно называть первичным что-то одно. В таком случае предполагается равноправие духа и материи. Впрочем, это тема уже другого разговора.
ИСКУССТВО
Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии.В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.
Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере деятельности.
Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд.Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного наслаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер.
В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства»,«искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения.
Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т.п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.
Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.
Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жизни общества, которые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека
Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.
Структура искусствознания отличается комплексностью и проявляется в следующем:
Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства искусствознание включает в себя литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), киноведение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру искусства как системы целостного знания о художественном творчестве.
Распространение средств массовой коммуникации — периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.
Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и Взаимодействующие друг с другом.
В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:
1) моралистический,утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;
2) имморалистический,построенный на противопоставлении
морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.
Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.
Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, проверяя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потребность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравственную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.
Моральное воздействие искусства на людей может осуществляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстетического переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, а, напротив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где незаметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на повеление, человеческую личность в целом.
Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.
Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы, только в первом случае они значимы сами но себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологического сознания. В первобытнообщинный период развития общества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отношения перешли в религии древних цивилизаций.
С возникновением мировых религий отношения между искусством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распространения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усматривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования искусства в религиозных целях. В Византии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искусства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.
Средневековые христианские идеологи ориентировали искусство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В результате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей художественной силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).
Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон.Практически все культовое искусство было канонизированным, т.е. введенным в определенные исторически сложившиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рамки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко достигал удивительных высот.
Начавшаяся в период Возрождения секуляризация(отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, использовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).
Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искусство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фотоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически,в звуко- и видеозаписях активно воздействую! на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.
Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности
может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т.д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техническое исполнение спортивного выступления, производственного задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусство и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обязано трудовой, созидательной деятельности людей. Первые человеческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемлемой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музыкальные и хореографические произведения. Изображения животного и растительного мира, создававшиеся первобытными людьми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, присущее искусству.
В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятельности, как это видно на примерах (строительства театров и кинотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического производства, кино- и фототехники, создания музыкальных инструментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).
Вопросы и задания
1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?
2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?
3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?
4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?
5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?
6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?
7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?
8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?
9. Чем искусство связано с моралью?
10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались IX отношения в истории человечества
11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он пилит различие искусства и религии: «. искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные».
12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Какую роль в этом процессе играют технические средства?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Материализм и идеализм в философии
Философия – неоднозначная наука, в которой один и тот же вопрос может иметь различные интерпретации, теории и учения. Но основным предметом спора философов разных школ является вопрос о том, что первично: материя или идея.
В связи с этим в системе философских учений выделяют два направления – материализм и идеализм. В чем различие этих течений читайте в этой статье.
Впервые два направления описал в своих работах немецкий философ Ф. Шлегель. Материализм утверждает первичность материи, принимает ее как изначальное, то из чего происходит все остальное, в том числе и мир, и сознание человека.
Материалисты считают, что сознание является продуктом материи, оно отражает внешний окружающий мир, который в свою очередь является вечным, а также бесконечным во времени и пространстве.
Познавание окружающего мира, по мнению материалистов, происходит через наши знания о нем, через реальный опыт и практику взаимодействия с ним. Знания о мире, полученные в процессе его познавания, являются достоверными и эффективными в дальнейшей деятельности человека. Идеализм является полной противоположностью материализма и утверждает первичность идеи, духа, сознания, при котором все материальное есть лишь продуктом духовного. Идеалисты рассматривают мир как нечто конечное, ограниченное во времени и пространстве, сотворенное богом. Познавание окружающего мира в идеологическом направлении не однозначно.
Существует две точки зрения в этом вопросе – объективная и субъективная. Объективный идеализм окружающий мир идей считают независимым от материи и сознания человека. Познание такого мира невозможно для человека. Субъективный идеализм, который был тесно связан с мистикой и религией, признавал возможность познания мира, но при этом связывал ее с волей бога и другими потусторонними силами.
Идеализм получил сильную поддержку со стороны религии, а общество приняло его идею в связи с недостаточным развитием науки и незаинтересованностью в научных исследованиях. Так как некоторые явления в природе было сложно объяснить логически, то проще было принять это как нечто неосязаемое, сотворенное богом. Но с развитием науки и увеличением интереса к познанию сути вещей более популярным становился материализм. Последователями этого течения были, как правило, высокообразованные люди, заинтересованные в правильности познания окружающего мира и становлении власти над природой, такие как Гераклит, Ф. Бэкон, К. Маркс, Т. Гоббс и Д. Локк. Идеализм поддерживали такие философы как Платон и Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант и Д. Беркли.
Вопрос о том, что первично материя или идея остается нерешенным и в современной философии, что позволяет специалистам продолжить работу над теориями философского материализма и идеализма.