в чем различие понятий бытие и субстанция
Понятие бытие и субстанция. Основные формы бытия
Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).
В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог.
В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек). В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности.
Принято выделять ряд основных форм бытия:
— Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы» (произведенной человеком).
— Бытие духовного (идеального).
— Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
— сегодня еще выделяют, так называемую, виртуальную реальность.
Бытие, субстанция, материя.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
Понятие бытия является в философии исходным. Учением о бытии является онтология. Используется также понятие метафизика. Это учение о высших умопостигаемых началах бытия. Понятие бытия было введено в философию Элейской школой в лице Парменида.
Бытие – это наиболее абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще, существование как таковое. Сущее – это совокупность многообразных единичных проявлений бытия. Это понятие фиксирует свойства конкретно существующего, тогда как в понятии бытия конкретные свойства не фиксируются. Существует также понятие «реальность». Реальность – это всё существующее вообще. В этом смысле понятия «реальность» и «бытие» совпадают. Под реальностью также имеется ввиду объективный мир. Здесь понятия «реальность» и «бытие» не совпадают, потому что понятие бытия включает в себя и субъективную реальность. Под реальностью имеется ввиду ещё и действительность как актуальное бытие. Действительность – это то, что реально существует. В этом смысле действительность отличается от всего кажущегося, вымышленного, мысленного, даже если оно правильно; от всего возможного, вероятного, но пока не существующего. Понятие «бытие» шире понятия «действительность». Мысленное относится к бытию. Существует потенциальное бытие, т.е. возможное. Понятие «бытие» имеет предельно широкий характер. Понятия сущего, реальности и действительности уже, чем понятие бытия. Бытие – это совокупная реальность любых реальностей: материальных и духовных, возможных и действительных и т.д.
Можно выделить формы бытия. Существует бытие материальное и идеальное. Материальное подразделяется на естественное и искуственное, созданное человеком. Естественное делится на живое и неживое. Идеальное бывает индивидуализированное, т.е. сознание отдельного человека, и объективированное идеальное, к которому относятся формы коллективного сознания (мораль, религия, наука). Материальное и идеальное противоположны, но в одной форме бытия они представлены оба – человек. Совокупность всех людей образует общество как социальную форму бытия. Общество – это синтетическая форма, потому что включает в свой состав почти все формы бытия.
Понятие субстанции тесно связано с понятием бытия. Если понятие «бытие» обозначает существование чего-либо, то понятие «субстанция» раскрывает то, что лежит в основе существования чего-либо. Субстанция – это предельное основание бытия, позволяющее свести всё многообразие вещей и их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Это определение сложилось в эпоху Нового времени, в рамках которого проблема субстанции получила наибольшее развитие. Декарт и Спиноза считали, что субастанция должна быть причиной самой себя. Она должна быть вечной и в своём существовании ни в чём не нуждаться. С этим определением согласны все философы. Но разногласия заключаются в вопросах: сколько существует субстанций и каковы свойства субстанции. Сложилось 3 подхода:
1). Монизм – учение о существовании одной субстанции.
2). Дуализм – две субстанции.
3). Плюрализм – множество субстанций. (см. табл. 1)
Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает материю. Идеализм это понятие не отвергает, но трактует его по-своему. Объективный идеализм рассматривает материю как порождение некоего духовного начала (Августин, Гегель). Субъективный идеализм трактует материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Беркли, эмпириокритицизм). В материализме понятие «материя» прошло 3 этапа развития:
1). Наглядно-чувственное понимание. Оно сложилось в древнегреческой философии. Материя понималась как конкретная природная стихия (вода, огонь, воздух, земля). Утверждалось, что всё существующее является проявлением этих начал.
2). Вещественно-субстратное понимание. Оно сложилось в философии Нового времени. Два основных момента:
— материя тождественна конкретному веществу, которое состоит из неделимых и неизменных атомов;
— материально лишь то, что можно непосредственно воспринимать органами чувств, прежде всего, это нечто вещественное.
На этих двух этапах материя понималась конкретно. На третьем этапе сложилось её абстрактное понимание.
3). Философско-гносеологическое понимание, которое сложилось в нач. 20 в. в связи с революцией в естествознании. В рамках этого этапа материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания субъекта, но отображающейся в его органах чувств (Ленин). Такая идея возникла в связи с кризисом вещественно-субстратного понимания, что явилось следствием ряда крупных научных открытий в нач. 20 в. (см. табл. 2) В результате этих открытий стало понятно, что материя не тождественна веществу. Материальное не обязательно доступно чувственному восприятию.
Правда, в физике нач. 20 в. возник кризис: некоторые учёные сделали вывод, что материя исчезла, а другие стали утверждать, что материя – совокупность наших субъективных ощущений (эмпириокритицизм Маха). Материалистическая критика этой идеи состояла в том, что исчезла не сама материя, а наше старое её понимание; материю нельзя сводить к конкретным состояниям, свойствам, формам и уровням. Нужно найти что-то общее у всех этих состояний, свойств, форм, уровней. Ленин пришёл к выводу, что всё это существует объективно. Нельзя смешивать естественно-научную трактовку материи с её философвским определением. В результате понятие «материя» приобрело предельно широкий характер.
Материя – это всё бесконечное множество существующих объектов и систем, вне зависимости от степени их сложности и природы. Материя – это всеобщая субстанция, основа любых свойств, отношений, форм движения. Свойства материи: объективность существования, вечность и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость, неуничтожимость.
Выделяют также атрибуты материи (атрибут – неотъемлемое качество чего-либо): системность, пространство и время, движение, отражение.
Системность материи означает, что она имеет определённую структуру. По уровню организации выделяется микро-, макро- и мегамир. По сферам выделяется неживая природа, живая природа и общество. В каждой из этих сфер существуют иерархические уровни организации.
По поводу пространства и времени существуют 2 подхода:
1). Являются ли они объективными реальностями или нет. Согласно Беркли и Канту, не мир организован во времени и пространстве, а время и пространство – это субъективные формы нашего созерцания мира. Пространство и время – субъективные реальности. Другие философы считали, что пространство и время объективны и характеризуют сам мир.
2). Среди сторонников объективности пространства и времени существовало разногласие по вопросу соотношения их с материей. Сложились 2 противоположные концепции: субстанциальная и реляционная (см. табл. 3).
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование материальных систем. Свойства пространства: протяжённость, трёхмерность, изотропность.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в развитии материальных систем. Свойства времени: длительность, одномерность, необратимость.
Всеобщие свойства пространства-времени:
2). Зависимость от динамики материальных систем (выделяют биологическое, социальное время или пространство).
3). Единство прерывности и непрерывности.
4). Объективность существования.
По поводу движения существует 3 основных подхода:
1). Механицизм. Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики. Движение – это внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы. Отрицается возможность самодвижения материи. Должна существовать сила, приводящая тела в движение. Редукционизм – сведение сложного к простому, высшего к низшему. Высшие сложные формы движения материи (биологическая и социальная) объясняются по аналогии с механической формой движения, которая объявляется универсальной. Согласно Декарту и Ламетри, человеческое тело является машиной, механизмом. По мнению Гоббса, государство – это механический агрегат, заводимый наподобие часов.
2). Энергетизм. Материя и движение между собой не связаны. В основе движения лежит превращение одной формы энергии в другую.
3). Диалектический материализм, изложенный Энгельсом в «Диалектике природы». Этот подход является критикой одновременно и энергетизма, и механицизма. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение – это движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – живых организмов, социальное – людей и общества. Критика механицизма: высшие сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми низшими формами, потому что у каждой формы движения имеются свои специфические закономерности. В то же время, формы движения связаны между собой и сложные высшие возникают на основе простых и низних, но не сводятся к ним. Этот подход направлен против редукционизма, который существовал в механицизме. Движение является не внешним, а внутренним свойством материи. Материя способна к самодвижению. Движение – это не только перемещение, но и любое изменение вообще, где бы оно ни происходило и в чём бы ни заключалось. В этом смысле изменяется всё, материя существует только в движении. Движение абсолютно, покой относителен. Движение – это универсальное свойства материи. Покой – это момент, сторона движения. Материя и движение связан неразрывно.
Понятие субстанции и бытия
Оглавление
1. Понятие субстанции
2. Понятие бытия
1. Понятие субстанции
Субстанция (лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна Субстанция (монизм), две Субстанция (дуализм) или множество Субстанция (плюрализм). В истории философии Субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.
Уже в античной философии вычленялись различные Субстанция, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял Субстанция с первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики: Субстанция как субъект, а не как предикат суждения, выразимость Субстанция в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной Субстанция, но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см. Номинализм, Реализм).
В философии нового времени выделяются две линии анализа Субстанция. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием Субстанция как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления Субстанция с формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух Субстанция: материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной).
Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения Субстанция были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и протяжённость — не две Субстанция, а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых Субстанция, обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа Субстанция — гносеологическое осмысление понятия Субстанция, его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе Субстанция как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной Субстанция, хотя и допускал существование духовной субстанции.
Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной Субстанция, видел в идее Субстанция лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант, развивая гносеологический анализ понятия Субстанция, указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория Субстанция, по Канту, — «. условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта. ». В отличие от недиалектического понимания Субстанция как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал Субстанция как нечто, внутренне изменчивое. Этот подход был развит Г. Гегелем, который выделял внутреннюю противоречивость Субстанция, её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка Субстанция как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него Субстанция — ступень развития «идеи», а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории Субстанция и её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой Субстанция («первоматерии»). В различных течениях неопозитивизма понятие Субстанция рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий.
С одной стороны, критика понятия Субстанция смыкается с критикой материализма, а с другой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или «функциональным отношением» (Э. Кассирер). В ряде направлений современной буржуазной философии (экзистенциализме, философии обыденного языка) понятие Субстанция рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения. Наряду с этой линией истолкования понятия Субстанция существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку Субстанция (неотомизм, неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. стремятся выявить Субстанция культуры и человеческого существования — ценности в неокантианстве, жизнедеятельность в философии жизни и др.
Диалектико-материалистическое учение о Субстанция было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как Субстанция меновой и др. форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория Субстанция — одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира. В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм) отрицанию категории Субстанция марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин: «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции».
При этом выглядит алогичной попытка включить в категорию материальной субстанции совершено противоположные ей понятия сознания, психики или мышления, что приводит к искусственному снятию их противоположности, объявляемой «относительной». Из этого делается, далее, вывод, что «в категории субстанции само мышление (сознание) выступает как один из ее атрибутов. ».
Теории первичной и вторичной субстанций представляют две неотъемлемые стороны целостной теории познания. Взаимосвязь этих двух атрибутов реальности адекватно отражается диалектикой абсолютного и относительного. Отличительным признаком первичной субстанции выступает ее абсолютность, специфическим признаком вторичной субстанции является, напротив, относительность.
Абсолютность первичной субстанции выражается в безусловном, самостоятельном, независимом существовании. Признание относительного характера вторичной субстанции означает, что она, в отличие от материи, не может существовать сама по себе, а только на основе и в неразрывной связи с нею.
Абсолютность первосубстанции раскрывается в свойствах несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Последнее может быть лишь передано. Естественнонаучным доказательством принципа несотворимости и неуничтожимости движения выступают законы сохранения и превращения энергии. Некоторые моменты относительности первосубстанции обусловлены возможностью целесообразного, сознательного воздействия на нее со стороны вторичной субстанции (социальной формы движения материи). Вторичная субстанция есть реальность относительная, ее бытие, движение и развитие невозможны сами по себе, вне связи с материальными процессами.
Прямое взаимовлияние первичной и вторичной субстанций обусловлено именно тем, что душа и тело не являются двумя разнородными образованиями, между которыми установлены отношения психофизиологического параллелизма. Подлинная симметрия взаимосвязи первичной и вторичной субстанций заключается, следовательно, не в их параллельном и независимом существовании, а в их непосредственном воздействии друг на друга. Учеными установлено эмпирически обратное влияние психически-идеальных образов (декодированных сигналов) на нейрофизиологические структуры.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.
Субстрат – это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
2. Понятие бытия
Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений:
Т. о., бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
В истории философии преобладает монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).
В Новое время возник ряд мощных философских направлений, прежде всего рационализм и эмпиризм, отодвинувших проблему бытия на второй план. Приоритет стал отдаваться мышлению, что породило значительное число конкретных философских систем и концепций. Здесь следует отметить позицию Гегеля, который писал: «Для мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие».
1) эта категория неконкретна и не характеризует признаков свойств вещей;
2) эта категория может быть исчерпывающе заменена такими понятиями, как «существование», «сущее», «субстанция» и т.п.
Почему в каждую переломную эпоху проблема бытия приобретает важное значение, и что оно может дать современному миру? Рассмотрим сначала доводы, направленные на отрицание проблемы бытия или на его трансформацию.
1) материя существует независимо от сознания;
В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Диалектический материализм признает субстанциальнойть материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойст и форм движения тел.
Список литературы