в чем различие между силовыми и скоростными качествами человека
Вопросы и ответы к теоретической части экзамена по физкультуре
9 класс
В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?
Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе – на 9–10, 12–13, 14–15 лет, а в быстроте на 9–10, 11–15 лет.
Чтобы судить о различиях между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов – динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т.д.
Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся.
Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.
Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.
Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т.д.
В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу; менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений.
Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно, надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6–10 сек. Отдых после выполнения упражнений – 20–25 сек. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2–3 мин.
Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.
Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).
С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.
Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии – правильном закаливании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи.
При проведении солнечных ванн надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2–2,5 час. после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5–6 мин., затем допустимо прибавлять с каждым днем 3–4 мин., доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн – 9.00–12.00 в южных районах России и 10.00–13.00 – в средней полосе.
Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например, во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16–18°С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1–1,5 час. после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.
Вода – прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании она оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервные окончания вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.
Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям.
Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5–8 мин.
Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания – обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно.
Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2–3 мин. в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно.
Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде – до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4–5 час.
Требования безопасности в аварийных ситуациях при проведении занятий по лыжной подготовке.
Травмы во время занятий по лыжной подготовке могут случаться при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега, где растет кустарник и торчат пни, камни. Возможны также обморожения лица, рук и ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила безопасности при:
поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению);
первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;
получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;
падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;
вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;
оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, чтобы исключить повторное обморожение.
Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать при их появлении?
Принято различать два вида утомления: умственное и физическое. Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться; физическое – снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.
жалобы на состояние здоровья;
дыхание учащенное, но ровное;
умеренная потливость и небольшое покраснение кожи;
на протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений;
после занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.
Значительное утомление (переутомление I степени):
значительное покраснение кожи;
жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах;
при выполнении упражнений некоторое нарушение координации;
восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.
Резкое переутомление (переутомление II степени):
нарушение координации движений;
жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота;
поверхностное дыхание через рот;
резкое покраснение или побледнение кожи;
Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон.
Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.
Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня (выполнить комплекс упражнений физкультминутки).
Физкультминутка проводится в течение 1–2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3–5 упражнений, повторяемых по 4–6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
Требования безопасности по окончании занятий по плаванию.
По окончании занятий по плаванию следует:
при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических упражнений;
выйдя из воды (на озере, на реке, на море), вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в бассейне, местах организованного купания), вымыться в душевой;
строго запрещается заходить в бассейн после окончания занятий.
От чего зависит гибкость тела человека, какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?
Гибкостью называется способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений.
Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12–15 лет.
Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость – способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т.п.). Активная гибкость – способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц.
Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку.
Гибкость существенно снижается под влиянием утомления. Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперед, в стороны, упражнения с помощью партнера и с захватом (самопринудительно). Все эти упражнения выполняются в одиночку или с партнером. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т.д. Размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.
Примерный набор упражнений для развития гибкости
Для развития рук и плеч:
1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперед, влево, вправо, поворачивая ладони вперед.
2. Наклоны вперед, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваться максимального отведения рук.
3. В упоре лежа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.
1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге.
2. Наклоны вперед, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперед, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног.
3. Лежа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.
1. Стоя на левой, подтянуть руками согнутую правую ногу к груди. Затем сменить ноги.
2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть ее назад. Затем сменить ноги.
3. Махи вперед, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8–16 раз, а весь комплекс – 2–3 раза с отдыхом до 1 мин.
В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека? С помощью каких упражнений можно развить? ( физра).
1) скоростные качества или иначе быстрота!
Быстрота-это способность чел-ка быстро и на ненадолгое время противостоять внешним силам с помощью мышичных усилий! используется аэробное дыхание. ну в беге на 100м например.
2) Силовые качества- тоже способность чел-ка с помощью мышичных усилий можен противостоять и преодолевать болшую нагрузка. подьем тяжести например.
Развивать мышичную силу следует постепенно. по простому-качатся. но с обязательными интервалами отдыха. если вы в этом новичек то в неделю следует уделить таким тренеровкам 2-3 занятия по 40 минут. запишитесь в фитнесс центр. Там есть инструктора которые составят график тренеровок.
как развить скоростные качества? ну смотря для чего. бывает: быстрота бега, быстрота кувырков например. Развивать следует многократными повторениями. Если развивать скоростной бег. То следует не пренебрегать методом «сопрежонного воздействия» с какими либо отягощениями. накладки на ноги (1,5-2 кг ) на каждую ногу. и бегать с ними 30-400 метров. Спринт. Таким образом вы будете развивать скоростные качества бега. Методов множество. и каждым нужно пользоватся.
1) скоростные качества или иначе быстрота!
Быстрота-это способность чел-ка быстро и на ненадолгое время противостоять внешним силам с помощью мышичных усилий! используется аэробное дыхание. ну в беге на 100м например.
2) Силовые качества- тоже способность чел-ка с помощью мышичных усилий можен противостоять и преодолевать болшую нагрузка. подьем тяжести например.
Развивать мышичную силу следует постепенно. по простому-качатся. но с обязательными интервалами отдыха. если вы в этом новичек то в неделю следует уделить таким тренеровкам 2-3 занятия по 40 минут. запишитесь в фитнесс центр. Там есть инструктора которые составят график тренеровок.
как развить скоростные качества? ну смотря для чего. бывает: быстрота бега, быстрота кувырков например. Развивать следует многократными повторениями. Если развивать скоростной бег. То следует не пренебрегать методом «сопрежонного воздействия» с какими либо отягощениями. накладки на ноги (1,5-2 кг ) на каждую ногу. и бегать с ними 30-400 метров. Спринт. Таким образом вы будете развивать скоростные качества бега. Методов множество. и каждым нужно пользоватся.
В чем различие между силовыми и скоростными качествами человека
1. Основные требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.
К занятиям по легкой атлетике допускаются учащиеся, прошедшие мед осмотр и инструктаж по охране труда. В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:
— проверить состояние площадки (не должно быть стекла, камней, острых предметов)
— бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
— в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
— при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
— во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;
— не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;
— перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;
— не производить метание без разрешения учителя;
— не оставлять без присмотра снаряды для метания;
— не стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева);
— не находиться в зоне броска;
— не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;
— запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).
2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека? С помощью каких упражнений их можно развить?
От природы каждый человек наделен различными способностями, в том числе и физическими. Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе роста и развития организма человека наблюдаются наиболее благоприятные периоды (сенситивные или критические), особенно интенсивно происходит развитие физических качеств. Эти периоды развития у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9—10, 12—13, 14— 15 лет, в быстроте на 9—10, 11—15 лет.
Чтобы найти различие между скоростными и силовыми качествами человека, мы рассмотрим их подробнее.
Силовые возможности человека можно определить
при помощи приборов при выполнении специальных заданий
(динамометр) (отжимание, подтягивание, приседание)
Для развития силы надо правильно подбирать вес отягощения. Как правильно подобрать вес отягощения, например гантели. Вначале проводят максимальный тест, т.е. человек поднимает гантель сколько может, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес отягощения по формуле: МТ/2+1 ( например, мой максимальный тест = 12 раз, значит мой рабочий вес на первой недели тренировок будет 12/2 + 1= 7)
На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений, т.е. вес снаряда маленький, но количество повторений 10-12 раз для крупных мышц и 20-25 повторений для мелких мышц. Постепенно переходить к методу максимальных отягощений, вес снаряда большой, а количество повторений 2-3 раза.
Упражнения для развития силы: приседания, отжимания, подтягивания, «пистолет», использование гантелей, штанги, гири.
Быстрота – это способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. способность к проявлению быстроты зависит от свойств нервной системы, а так же от строения волокон – белые волокна в структуре мышц.
частота движений (это бег высоко поднимая колени) умение быстро перемещаться во
скорость одиночного движения (удар ногой о мячу) время игры, бега, плавания
внезапная остановка, движение по сигналу (по свистку
упражнения для развития быстроты:
— бег на короткие дистанции, бег из различных исходных положений, ускорения, подвижные игры
Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6—10 с, если больше по времени длится упражнение, то развивается скоростная выносливость. Отдых после выполнения упражнений 20—25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Серия – это 6-8 забегов подряд. Отдых между сериями должен составлять 2—3 мин. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми: это метание мяча и гранаты, прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в длину с места, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
3. Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур. Расскажите о том, как вы это делаете.
Закаливание – это повышение устойчивости организма к действию различных природных факторов, особенно тепла и холода, путем постепенного привыкания к этим воздействиям. Солнце, воздух и вода – это основные компоненты закаливания. С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.
При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2—2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5—6 мин, затем прибавлять с каждым днем 3—4 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн — 9—12 ч утра в южных районах России и 10—13 ч в средней полосе.
Закаливание воздухом Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16— 18 °С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1—1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей.Начинать закаливание воздухом следует летом при t – 20-22°, по времени 10-15 минут, увеличивая ежедневно на 10-20 минут и довести до 2 часов, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.
Купание Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды – 18-20°. Продолжительность первого пребывания в воде 2-5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4—5ч. Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям.