в чем различие и в чем общность гаева и трофимова
«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) — характеристики героев
Главные герои
Раневская Любовь Андреевна
Любовь Андреевна Раневская — это главная героиня пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», названной автором комедией. Раневская — обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным старым вишнёвым садом. Из-за её долгов саду грозит продажа на аукционе.
Легкомысленность этой героини, склонность к транжирству привели к тому, что, в конце концов, так ею любимый вишнёвый сад был продан купцу Лопахину.
У Раневской характер противоречивый. Она любит дочерей, но оставляет их без средств. Любовь Андреевна ласкова, добра, но, в то же время, эгоистична.
Подробная характеристика Любови Андреевны Раневской здесь.
Лопахин Ермолай Алексеевич
В нём уживается способность любоваться природой и рациональный ум дельца. Купив старый вишнёвый сад, он распоряжается вырубить его, собираясь, вероятно, построить там дачи и сдавать их.
Подробная характеристика Ермолая Алексеевича Лопахина здесь.
Аня — 17-летняя дочь Раневской. Эта добрая девушка жалеет мать, которая своим транжирством лишила имения не только себя, но и дочерей. Она очень любит мать. Девушка хочет закончить учёбу в гимназии и, когда Любовь Андреевна вернётся в Россию, направить её на путь истинный, читать с ней книги. Аня мечтает о новой, счастливой жизни, она хочет трудиться, быть полезной людям.
Подробная характеристика Ани здесь.
Варя (Варвара Михайловна) — приёмная дочь Раневской. Ей 24 года. Она очень хозяйственная, не может сидеть без дела. Варя огорчается, когда Раневская подвыпившему прохожему, попросившему 30 копеек, отдаёт золотой рубль, хотя дома старым слугам есть нечего.
Она недоумевает, что Любовь Андреевна на вечер наняла музыкантов, хотя платить нечем.
К Ане и Раневской Варя относится ласково, Любовь Андреевну называет мамочкой, Аню — душенькой, красавицей.
Гаев Леонид Андреевич
Подробная характеристика Леонида Андреевича Гаева здесь.
Трофимов Пётр Сергеевич
Петя Трофимов — студент, бывший учитель маленького сына Раневской Гриши, который утонул 6 лет назад. По имени-отчеству Трофимова никто, кроме горничной Даши, не называет. Ему 26 или 27 лет. Он много рассуждает. В жизни Петя замечает лишь пошлость, отсталость, дикость, он равнодушен к красоте вишнёвого сада. Трофимов мечтает о светлом будущем и не замечает красоты в настоящем. Мечтами о будущей деятельной жизни он увлекает и юную Аню. Им обоим не жаль вишнёвого сада, который уже начали вырубать по распоряжению нового хозяина имения — Лопахина. «Здравствуй, новая жизнь. » — восклицает Трофимов, навсегда покидая бывшее теперь имение Раневских.
Подробная характеристика Пети Трофимова здесь.
Другие персонажи
Фирс — лакей 87 лет, служащий в доме Раневских. По имени-отчеству его величает лишь горничная Дуняша, для всех остальных персонажей комедии этот почтенный седой человек просто Фирс. Вся жизнь старика была посвящена служению господам, да и сейчас он заботится о них, особенно о Гаеве. Тому уже 51 год, но для Фирса он как ребёнок: он чистит щёткой его одежду, следит, чтобы барин одевался по погоде, напоминает, что пора спать. Фирс вспоминает, как богато жили его господа в прошлом, и считает отмену крепостного права несчастьем.
Симеонов-Пищик Борис Борисович
Шарлотта Ивановна
Шарлотта Ивановна — гувернантка Ани Раневской. Она развлекает своих господ и их гостей фокусами и чревовещанием. Шарлотта Ивановна очень одинока. «Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет», — говорит она с горечью. Шарлотта не знает, сколько ей лет, не знает ничего о родителях, кроме того, что они на ярмарках давали представления и учили её делать акробатические номера. Когда они умерли, её взяла на воспитание одна немецкая госпожа, затем Шарлота пошла в гувернантки. Когда Раневские и Гаев покидают свой дом, Лопахин обещает Шарлотте Ивановне найти новое место работы. Последние слова Шарлотты в пьесе: «Всё равно…»
Епиходов Семён Пантелеевич
Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик Раневских, который ничего не делает. Для чего его держат — непонятно. Он человек смирный, пытается говорить умно, но получается у него это плохо. Речь его какая-то несуразная, как и он сам. Его прозвали «двадцать два несчастья», так как с ним, действительно случаются постоянно разные неприятности. Например, при первом своём появлении он роняет букет и натыкается на стул и сваливает его.
Епиходов влюблён в горничную Дашу, он сделал ей предложение, но она влюбилась в лакея Раневской Яшу. Епиходов поёт чувствительные романсы, играет на гитаре, называя её мандолиной, и носит при себе револьвер. Он заявляет, что пока не решил, жить ему или застрелиться.
Дуняша
Когда все ждут приезда Раневской, Дуняша заявляет, что у неё трясутся руки и что она упадёт в обморок. Лопахин говорит ей, что очень уж она нежная, что ей не следует одеваться, как барышня, и носить причёску, как у барышни. «Так нельзя. Надо себя помнить», — вразумляет он Дуняшу.
Девушка признаётся Яше, что страстно полюбила его за то, что он образованный и может обо всём рассуждать. Когда Раневская собирается ехать в Париж и берёт с собой Яшу, Дуняша говорит ему: «Пришлите из Парижа письмо. Ведь я вас любила, Яша, так любила! Я нежное существо, Яша!»
Яша — молодой лакей Раневской, он приехал с ней из Парижа. Только Яша появился в доме Раневских, как тут же стал ухаживать за Дашей, называя её огурчиком.
Это самодовольный, эгоистичный человек. Когда Варя говорит ему, что его мать пришла из деревни, чтобы с ним повидаться, и со вчерашнего дня сидит в людской, Яша недовольно говорит: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти». В конце пьесы, узнав, что мать пришла прощаться, лакей снова недоволен: «Выводят только из терпения».
Он грубо ведёт себя и по отношению к Фирсу, говорит, что он ему надоел, и желает Фирсу поскорее «подохнуть».
Яша считает, что Россия — «страна необразованная, народ безнравственный». Он очень просил Раневскую взять его с собой в Париж и был несказанно рад, что поедет во Францию. В конце пьесы Яша от радости, что уезжает, постоянно смеётся.
Характеристика героев пьесы «Вишневый сад»
Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик
В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада». Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.
На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.
Краткие характеристики главных действующих лиц
Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.
Раневская Любовь Андреевна – главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.
Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.
По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.
В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич, центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.
Трофимов Петя – вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.
Аня, дочь Раневской. Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.
Краткие характеристики второстепенных персонажей
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.
Варя – приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.
Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.
Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.
Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.
Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.
Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.
Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.
Характеристика Гаева
Одним из ключевых персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является Леонид Андреевич Гаев — дворянин, помещик, родной брат главной героини и один из владельцев старинного вишнёвого сада. Характеристика Гаева имеет большое значение для понимания ценностей уходящей эпохи. Будучи ярким представителем вырождающегося русского дворянства, Леонид Андреевич обладает всеми ключевыми чертами этого сословия: вальяжностью, леностью, бездеятельностью, склонностью к пустословию, оторванностью от реальной жизни. У него нет качеств, необходимых для роста и развития, и потому он обречён на забвение.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Леонид Андреевич Гаев.
Возраст — 51 год.
Род занятий — без определённого рода деятельности, в конце пьесы устраивается на работу в банк.
Семья — сестра Любовь Андреевна Раневская, племянница Аня, не женат, не имеет детей.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — мужчина средних лет, выглядит на свой возраст.
Характер — добродушный, разговорчивый, красноречивый, чувствительный, непрактичный, инфантильный, ленивый, беспечный, большой любитель бильярда и леденцов.
Положительные черты — добрый, безобидный, прекрасно образованный, красноречивый.
Отрицательные черты — ленивый, болтливый, инфантильный, бездеятельный, безответственный, азартный.
Произведение — «Вишнёвый сад».
Автор — Антон Павлович Чехов.
Цитатная характеристика
Описание образа Гаева с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера героя, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Гаева основан на том, что он является родным братом помещицы Раневской.
«Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской…»
Источник: Действующие лица
Гаев — разорившийся помещик, бездарно промотавший своё состояние и оставшийся без средств к существованию.
«Гаев (кладет в рот леденец). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах… (Смеется)».
Источник: Действие второе
Оказавшись на мели, Гаев вынужден согласиться на место в банке.
«Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала. »
Источник: Действие второе
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год…»
Источник: Действие четвертое
«Я банковский служака, теперь я финансист…»
Источник: Действие четвертое
Внешность
Гаев — зрелый мужчина, которому исполнился 51 год.
«…мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…»
Источник: Действие первое
Внешний вид Леонида Андреевича полностью соответствует его возрасту, он выглядит постаревшим.
«…Постарел и ты, Леонид».
Источник: Действие первое
Гаев носит тонкое лёгкое пальто не по погоде. И лишь когда навсегда покидает имение, надевает более тёплую одежду.
«…пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится».
Источник: Действие третье
«На Гаеве теплое пальто с башлыком».
Источник: Действие четвертое
Черты характера и поступки
Гаев — большой любитель игры в бильярд.
«Гаев, входя, руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде».
Источник: Действие первое
«Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию…»
Источник: Действие второе
«Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на биллиарде».
Источник: Действие второе
Гаев часто к месту и не к месту использует слова и фразы из игры в бильярд.
«Гаев. Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате…»
Источник: Действие первое
«Гаев (в глубоком раздумье). Дуплет в угол… Круазе в середину…»
Источник: Действие второе
«Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…»
Источник: Действие четвертое
Леонид Андреевич нежно привязан к своей племяннице Ане.
«Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое… (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня все».
Источник: Действие первое
Гаев излишне болтлив и нередко говорит совершенно ненужные, лишние, откровенно обидные вещи.
«…милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»
Источник: Действие первое
Источник: Действие первое
«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».
Источник: Действие второе
Обладающий даром красноречия, Гаев любит произносить торжественные речи.
«Покидая этот дом навсегда, могу ли я умолчать, могу ли удержаться, чтобы не высказать на прощанье те чувства, которые наполняют теперь все мое существо…»
Источник: Действие четвертое
Гаев — человек эмоциональный, порывистый, но не способный брать ответственность за свои слова.
«Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
Источник: Действие первое
Гаев — типичный образец избалованного, инфантильного барина, привыкшего к тому, что о нём заботится старый слуга.
«Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь».
Источник: Действие первое
«Устал я ужасно. Дашь мне, Фирс, переодеться. (Уходит к себе через залу, за ним Фирс)».
Источник: Действие третье
Гаев не привык испытывать какие-либо лишения и при случае не прочь пожаловаться.
«Гаев (ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми… Тут анчоусы, керченские сельди… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!»
Источник: Действие третье
Леонид Андреевич считает себя либералом, человеком самых смелых и прогрессивных взглядов. Он уверен, что хорошо знает простой народ, и кичится этим.
«Я человек восьмидесятых годов… Не хвалят это время, но все же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать!»
Источник: Действие первое
Гаев хорошо знает свои недостатки, но не считает нужным с ними бороться.
«Гаев (машет рукой). Я неисправим, это очевидно…»
Источник: Действие второе
Гаев, как и его сестра Раневская, является легкомысленным, инфантильным, безответственным человеком, не способным посмотреть правде в глаза и уж тем более самостоятельно решить проблему.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
Источник: Действие второе
Леонид Андреевич — совершенно неделовой, непрактичный человек. Он отвергает предложение Лопахина сдавать земли в аренду дачникам, поскольку считает это слишком пошлым.
Гаев не способен самостоятельно спасти имение. Он до последнего надеется на какие-то счастливые обстоятельства, которые могут уберечь его от окончательного разорения.
«Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини…»
Источник: Действие первое
Гаев — человек ленивый, безответственный, который не в состоянии много и упорно трудиться.
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»
Источник: Действие четвертое
Леонид Андреевич с облегчением воспринимает известие о продаже сада. Его радует тот факт, что ему не пришлось самому принимать решение о его продаже и тем самым брать на себя ответственность.
«Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже… Я банковский служака, теперь я финансист… желтого в середину…»
Источник: Действие четвертое
Гаев — человек сентиментальный. Расставание с родовым имением, всей прошлой жизнью вызывает в нём рыдания.
«Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали».
Источник: Действие четвертое
Характеристика Гаев другими героями
Раневская
Раневскую раздражает невоздержанность брата во всём: в еде, разговорах, пристрастии к алкоголю.
«Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить? Сегодня в ресторане ты говорил опять много и все некстати. О семидесятых годах, о декадентах».
Источник: Действие второе
Раневская понимает, что её ленивый, беспечный брат не справится с ответственной службой в банке.
Аня считает, что при всех своих достоинствах Гаев обладает серьёзным недостатком — чрезмерной болтливостью.
«Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?»
Источник: Действие первое
Аня считает дядю умным, добрым человеком.
«Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю)».
Источник: Действие первое
Лопахин
Лопахин поражается непрактичности и беспечности Гаева, его неспособности увидеть проблему и хотя бы попытаться решить её.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете».
Источник: Действие второе
За глупость, слабость и неспособность принять важное решение Лопахин называет Гаева «бабой».
Лопахин несколько презрительно относится к Гаеву, которого считает ленивым человеком, не способным удержаться на рабочем месте.
«Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год… Только ведь не усидит, ленив очень…»
Источник: Действие четвертое
Старенький Фирс относится к Гаеву как к неразумному подростку, неспособному самостоятельно побеспокоиться о себе.
«Фирс. А Леонида Андреича еще нет, не приехал. Пальто на нем легкое, демисезон, того гляди простудится. Эх, молодо-зелено».
Источник: Действие третье
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Гаева вместе!
Биография
Леонид Андреевич Гаев — немолодой помещик, представитель старинного, но обедневшего дворянского рода, брат помещицы Любови Андреевны Раневской.
Гаев живёт в родовом имении, заметно обветшалом. От былого великолепия остался лишь старинный вишневый сад. Гаеву прислуживает его старый верный слуга Фирс, а также горничная Дуняша. Он покидает имение редко и только для того, чтобы поиграть в столь любимый им бильярд. Несмотря на то что герою исполнился пятьдесят один год, он так и не завёл семью.
После смерти родителей Гаев получил приличное наследство, однако в силу своей легкомысленности и непрактичности быстро промотал его. Когда же встал вопрос о продаже родового имения, Гаев не смог решить эту проблему: до последнего он надеялся на случайное наследство, благосклонность богатой тётушки и пр.
В итоге Гаев получает предложение работать в банке и соглашается принять эту должность. Известие о продаже имения становится для него большим облегчением.
Образ Гаева
Леонид Андреевич Гаев является ярким представителем русского дворянства. Это прекрасно образованный, грамотный, тонкий человек, однако всем своим поведением он показывает полную неприспособленность к жизни.
Несмотря на солидный возраст, Гаев остался в душе инфантильным, капризным ребёнком, которому сходили с рук все шалости. Он воспринимает заботу старичка-лакея как нечто само собой разумеющееся, но в итоге забывает верного слугу в доме. Опасаясь ответственности и разного рода сложностей, Гаев не обзавёлся семьей и продолжает жить свободным от обязательств холостяком. Всё, что по-настоящему его интересует, — это бильярд, без которого он не может жить.
Несмотря на образованность и красноречие, Гаев не создаёт впечатление умного, глубокого человека. Он любит разглагольствовать на разные темы и в кругу семьи имеет славу пустого болтуна. Неудивительно, что окружающие относятся к нему с некоторым пренебрежением.
Гаев — невероятно легкомысленный, беспечный человек. Промотав родительские деньги, он остаётся без средств к существованию, но относится к этому весьма безответственно. Когда же нужно было спасать родовое имение, Гаев вместо конкретных решительных шагов принимается мечтать о внезапном наследстве или безвозмездной помощи со стороны богатых родственников.
Гаев теряет вишнёвый сад, который был для него олицетворением былой прекрасной жизни. Ничего не делая для спасения имения, герой просто переворачивает новую страницу в своей жизни. Продажа имения с торгов становится для него спасением — не нужно более переживать и суетится, проблема решена.