Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Ежегодно в России подается больше 90 000 заявок на регистрацию товарных знаков. С первого раза без доработок проходят регистрацию только 5% из них. Остальные Роспатент отклоняет сразу или уведомляет о необходимости внести в них изменения. Уплаченная госпошлина, а это примерно 20 тыс. руб., не возвращается.
Дизайнеры и маркетологи под руководством юристов и патентных поверенных помогают клиентам, которые хотят зарегистрировать свой товарный знак, подготовить логотипы, названия, слоганы и другие элементы фирменного стиля так, чтобы Роспатент одобрил заявку.
Даже если мы видим, что похожий знак уже зарегистрирован на территории нашей страны, это еще не приговор. Вы сможете получить свое свидетельство о регистрации.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
«Нам и так жилось нормально»: зачем проверяют и регистрируют бренды
По закону товарные знаки регистрируют для индивидуализации товаров и услуг. Чтобы предприниматель был уверен: на рынке не появится товара с такой же этикеткой и слоганом, как у него. Если бренд зарегистрирован, можно вкладывать деньги в продвижение и быть уверенным: ваш бизнес под охраной, никто не скопирует название и айдентику, которую вы зарегистрировали.
На деле не всех предпринимателей интересует безопасность бренда. Многие не хотят тратить столько денег: госпошлина за регистрацию в районе 35 тыс. руб. Но без регистрации невозможно открыть франшизу или начать продавать продукцию в крупных торговых сетях типа «Ленты» или «Магнита».
Большинство начинающих предпринимателей задумываются о регистрации, когда узнают о штрафах до 5 млн. руб. То есть, если фирма использует название и не регистрирует его, кто угодно может зарегистрировать бренд на себя и потребовать компенсацию до пяти миллионов.
Сумму компенсации суд может снизить, но пользоваться названием запретят. Придется менять все вывески, входные группы, доменное имя сайта, название групп и страниц в соцсетях. В общем, полностью изменить имя вашего бренда. Даже если вы вложили в раскрутку много денег. Как правило, речь идет о сотнях тыс. руб. убытков.
Как переводчикам запретили пользоваться названием
Бюро переводов «Альба» работает в Нижнем Новгороде. Они зарегистрировали товарный знак «АЛЬБА» и оказывают услуги в своем городе. В Санкт-Петербурге Федор Кондратович открыл ООО «Альба Лонга». Товарный знак не зарегистрировал и тоже предлагал услуги перевода. Правда, в Питере.
У «Альба Лонга» был сайт: http://alba-longa.ru. Кондратович вкладывал средства в продвижение бренда. Но не учел, что название «АЛЬБА» уже зарегистрировано и использовать его он не может.
«АЛЬБА» подала в суд на «Альбу Лонгу» и Кондратовича с требованием выплатить 700 тыс. руб. компенсации и прекратить использовать зарегистрированное название в отношении услуг по переводу. В выплате суд отказал, но название компании и сайта пришлось изменить. «Альба Лонга» полностью меняла фирменный стиль и потеряла бренд, который хорошо знали клиенты.
Если бы компания «Альба Лонга» обратилась к специалистам для проверки товарного знака, им бы заранее сказали, что работать под этим названием не получится – нужно менять его полностью или частично. Суда удалось бы избежать.
Перед началом работы товарный знак нужно проверить
У предпринимателей, которые только открывают бизнес, часто нет денег на регистрацию товарного знака. Это не значит, что нужно выбирать любое понравившееся название и надеяться, что никто не предъявит иск. Перед началом работы стоит проверить товарный знак, это бесплатно.
Названия брендов регистрируются в определенных классах МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). То есть, если две разные фирмы не являются прямыми конкурентами, они могут выбрать для себя одинаковое название. Например, компания по производству штор и цветочный магазин могут работать под брендом «Наташа» и претензий не будет.
Но если два производителя штор, даже из разных городов, выбирают название «Наташа» — будут проблемы. Кто первый зарегистрирует бренд на себя, сможет запретить второму пользоваться именем.
Классов МКТУ 45. Нужно понять, к какому классу относится ваша деятельность, и проверить свой бренд по зарегистрированным наименованиям.
Проверка товарного знака онлайн
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Если вы не планируете сразу регистрировать свой бренд в качестве товарного знака, выбирайте название, которого еще нет среди зарегистрированных товарных знаков по вашему классу.
Если среди зарегистрированных брендов уже есть название, похожее на то, которое вы хотите использовать, вариантов два:
Проверка товарного знака дает 100% гарантию, что бренд свободен?
При подаче заявки на регистрацию большое значение имеет дата приоритета. То есть, если вы подаете заявку сегодня, а конкурент отправит заявку на такой же знак завтра — ваш знак зарегистрируют, а ему откажут. Госпошлина при подаче заявки на регистрацию составляет около 20 тыс. руб. Если заявку отклоняют — госпошлина не возвращается. Поэтому так важно качественно провести проверку.
Поиск товарных знаков онайн возможен по двум базам:
Проверка длится до 20 рабочих дней. Госпошлина составляет 4130 руб. для словесного обозначения в одном классе МКТУ. За каждый дополнительный класс нужно доплатить 1062 руб.
Для компаний, которые планируют выводить свой продукт на международный рынок, существует проверка по базам международных торговых марок.
Если обозначений, похожих на ваш товарный знак, в ходе проверки не выявлено — можно практически с полной уверенностью говорить о том, что заявку одобрят. Но, к сожалению, всегда есть шанс, хоть и минимальный, что кто-то подаст заявку на похожее обозначение после окончания проверки. Поэтому 100% гарантию никто предоставить не может.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Проверка показала: похожие знаки есть. Что делать?
Если вы проверили свой бренд и в результате узнали, что конкуренты уже зарегистрировали такое же или похожее название, самостоятельно его зарегистрировать не получится. Нужно обратиться к патентным поверенным, в команде которых есть маркетологи и дизайнеры, специализирующиеся на патентных спорах.
Мы помогаем доработать названия и логотипы так, чтобы Роспатент одобрил возможность регистрации и выдал свидетельство на товарный знак.
Способов доработки несколько:
Юристы по интеллектуальным правам могут договориться с владельцем похожего товарного знака, чтобы вам выдали письмо-согласие. Если вы с владельцем товарного знака работаете в разных городах и претензий нет — правообладатель пишет специальное письмо, чтобы вы получили свидетельство на похожий бренд, и Роспатент одобряет заявку.
Если правообладатель не пользуется названием в течение двух лет, правовую охрану бренда можно прекратить через суд и забрать название себе.
Вариантов, как зарегистрировать товарный знак, если похожий бренд уже получил правовую охрану, множество. Главное — работать с профессионалами, которые знают, что делать.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Кто помогает регистрировать товарные знаки
По закону любое юрлицо и ИП может отправить заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно. Например, через сайт Госуслуг. По факту зарегистрированных товарных знаков стало слишком много, поэтому если компания решает самостоятельно регистрировать — велик шанс отказа.
Отказать могут по разным причинам. В ГК РФ есть множество ограничений помимо схожести товарных знаков. Эти тонкости тоже нужно учитывать.
Чтобы регистрация товарного знака прошла успешно, предприниматели обращаются к патентным поверенным. Патентный поверенный — это специалист, который работал с интеллектуальной собственностью не менее 4 лет, сдал квалификационный экзамен в Роспатенте и подтвердил, что он действительно разбирается в правовых аспектах при регистрации интеллектуальной собственности.
Если сразу обратиться к патентному поверенному, грамотно проверить знак и подавать заявку получится дешевле, чем оплатить 20 тыс. руб. госпошлины, получить отказ и подавать заявку снова.
При электронной подаче заявления на регистрацию можно снизить сумму госпошлины на 30%.
Как патентный поверенный проверяет товарный знак и как это сделать самостоятельно
Патентный поверенный проводит проверку вашего бренда и пишет отчет: оценивает вероятность регистрации, выявляет бренды, которые могут вам противопоставить.
Затем юрист по интеллектуальной собственности пишет стратегию, как зарегистрировать ваш товарный знак. Если возможно зарегистрировать в исходном виде — заявка подается сразу. Если невозможно — пишется техническое задание маркетологу и дизайнеру.
Специалисты дорабатывают логотипы, названия и, согласовав с юристами, предлагают клиенту 3 варианта на выбор. Из трех вариантов, которые пройдут проверку в Роспатенте, клиент выбирает тот, который ему больше нравится.
Патентный поверенный отправляет в Роспатент заявку с выбранным обозначением, после чего «мяч» переходит на сторону Роспатента: впереди ждут два этапа экспертизы и вынесение решения по регистрации.
Для самостоятельной проверки воспользуйтесь советами:
Определите, к каким классам МКТУ относится ваша деятельность.
Проверьте товарный знак по зарегистрированным наименованиям, это бесплатно.
Убедитесь, что знак соответствует законодательным нормам и нет иных причин для отказа в регистрации.
Если похожих обозначений по вашему классу МКТУ — попробуйте подать заявку в Роспатент через Госуслуги или через сайт ФИПС.
Помните, что 95% заявок Роспатент отклоняет, а госпошлины не возвращает, поэтому лучше сразу обратиться к патентному поверенному и не рисковать деньгами.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
В прошлый понедельник газета Women Wear Daily сообщила о том, что выставленный на торги старинный французский дом Paul Poiret, не функционирующий вот уже 80 лет, приобретает южнокорейская компания Shinsegae International, один из крупнейших ритейлеров товаров и услуг класса люкс в своем регионе, работающий с такими брендами, как Givenchy, Giorgio Armani, Marni, Dries Van Noten и Dolce & Gabbana. Детали сделки пока неизвестны, но предполагается, что речь идет о сумме в пределах €10 млн. Лондонский представитель продавца утверждает, что новые владельцы «хотят переосмыслить ДНК бренда и сделать его релевантным сегодняшнему дню». Они приобретают его не с целью превратить в корейский бренд, а для того, чтобы вдохнуть в него новую жизнь и вывести на международный рынок. «Они очень образованные люди и знают толк в модных марках», — подытоживает он.
Стойкая тенденция последних пятнадцати лет налицо: европейские модные дома разного калибра в силу различных причин (как правило, слабый менеджмент, умноженный на неудачные творческие потуги) оказываются на грани банкротства или требуют немедленных инвестиций, из-за чего сами дизайнеры-основатели или их наследники вынуждены выставлять бренды на торги.
«РБК Стиль» собрал восемь примеров того, как приобретение итальянских и французских марок иностранцами заканчивалось либо их спасением, либо гибелью.
Lanvin
Старейший из еще действующих французских домов, Lanvin оказался первой ласточкой, вылетевшей из «родного гнезда». В 2001 году Шоу-Лан Вонг, владелица самой большой тайваньской газеты United Daily News и инвестиционной группы Harmonie, выкупила умирающую марку у L’Oreal (в свою очередь купившей ее у потомков Жанны Ланвен) и пригласила на пост креативного директора Альбера Эльбаза. Спустя 14 лет оборот Lanvin достиг почти €250 млн в год. Весной появились слухи, что госпожа Вонг намеревается продать контрольный пакет, но подтверждения этому пока нет.
Ungaro
Дизайнер Эмануэль Унгаро
Модель с показа на парижской Неделе моды
Cerutti
GianfrancoFerre
После смерти Джанфранко Ферре в июне 2007 года руководство IT Holding, которому дизайнер продал контрольный пакет акций еще в 2002 году, назначило преемником Ларса Нильсена, его в 2008 году сменил дуэт Томмазо Аквилано и Роберто Римонди. Однако пертурбации не спасли IT Holding от банкротства, и Ferre была выставлена на продажу. В 2011 дубайская Paris Group, занимающаяся дистрибуцией Versace и Cerutti на Ближнем Востоке, объявила о намерении приобрести Ferre, и, хотя сумма сделки не раскрывалась, предполагалось, что она составила около €100 млн. Вновь были уволены креативные директора и назначен новый — Грэм Блэк. Через год другая дизайнерская пара — Стефано Читрон и Федерико Пьяджи, работавшие ассистентами у Ферре — встала во главе дома. Но то ли у боссов Paris Group кончился запал, то ли менеджменту не удалось поднять продажи и Ferre по-прежнему оставался убыточным — весной Paris Group хладнокровно объявила о закрытии бренда, решив при этом не разрывать контракты по действующим лицензиям, за что получила обвинение в неуважении к марке и спекуляции на ее имени. По иронии судьбы печальное известие пришло в тот момент, когда в миланском палаццо Реале открылась выставка «Белая сорочка согласно Джанфранко Ферре».
SoniaRykiel
До февраля 2012 года Sonia Rykiel, известный в первую очередь своим ярким трикотажем, наряду с Hermes оставался одним из нескольких парижских домов, находившихся в руках основателей или членов их семей. Вице-президент Sonia Rykiel Натали Рикель, дочь дизайнера, призналась, что модель семейного бизнеса исчерпала себя. Поиски инвестиционного партнера привели к тому, что 80% акций были проданы гонконгской Fung Brands, в чьем активе уже имелись французская обувная марка Robert Clergerie и бельгийский производитель кожгалантереи Delvaux. По контракту Натали Рикель сохранила за собой пост вице-президента, а Соня — почетного президента.
Vionnet
Мадлен Вионне закрыла свой дом в 1939 году, за 13 лет до смерти. До 2006 года марка просуществовала в «спящем» режиме, пока Арно де Люммен не принял решение о необходимости ее воскрешения. В течение двух лет дизайнеры менялись со скоростью пулеметной очереди: на дом поработали София Кокосалаки, Марк Одибе и еще целый ряд анонимных творцов, имена которых Люммен не считал нужным обнародовать. В 2009 году совладелец текстильной корпорации Marzotto Group Маттео Мардзотто вышел с предложением о приобретении Vionnet. C Вандомской площади штаб-квартира марки была перемещена в Милан, а среди ее клиентов, несмотря на малоизвестные имена креативных директоров, теперь значились Натали Портман, Эмма Уотсон, Мадонна и Диана Крюгер. В мае 2012-го Гога Ашкенази, владелица нефтяного бизнеса из Казахстана, мечтающая стать дизайнером, узнала о том, что Vionnet в очередной раз ищет инвестора, и в тот же день в Милане умудрилась подписать договор о приобретении контрольного пакета акций, а уже в ноябре стала его полновластной владелицей. Назначив саму себя креативным директором, Ашкенази удалось привлечь к сотрудничеству известных профессионалов, таких как стилист Джордж Кортина, дизайнер Хуссейн Чалаян и редактор Карин Ройтфельд, которая помогла одеть в Vionnet нескольких голливудских звезд.
ValentinoиPalZileri
С момента своего основания двумя итальянскими бизнесменами Джанфранко Бариццей и Аронне Миолой в 1970 году итальянская марка мужской одежды Pal Zileri до начала 2014 года была семейным предприятием. 65% акций находились во владении Gruppo Forall, остальные 35% еще в 2008 году были приобретены египетским текстильным конгломератом Arafa Holdings. Несмотря на годовой объем продаж в €150 млн, итальянский бренд срочно нуждался в инвестициях, которые помогли бы ему взять реванш у таких конкурентов, как Corneliani, Ermenegildo Zegna и Brioni. В апреле 2014 года было объявлено, что катарская Mayhoola for Investments купила контрольный пакет за неназванную сумму, но, возможно, близкую к той, за которую она приобрела Valentino.
По слухам, Mayhoola for Investments, входящая в число акционеров LVMH, всерьез заинтересовалась приобретением итальянского модного дома Missoni.
Valentino, весна-лето 2015
DirkBikkembergs
Одна из последних сделок по приобретению итальянской марки Dirk Bikkembergs состоялась в июне 2015 года. За €40 млн китайский ритейлер Guangzhou Canudilo Fashion & Accessories приобрел 51% акций. Основная задача держателя контрольного пакета, владеющего 700 магазинами по всей стране, — сделать акцент на узнаваемую спортивную одежду сегмента премиум, в том числе среди многочисленных поклонников футбола.
Когда мы приходим в любой супермаркет, нас окружает огромное количество товаров, произведённых под самыми разными брендами.
Однако разнообразие это относительно, на самом деле подавляющее большинство известных торговых марок продуктов питания и напитков принадлежит всего лишь нескольким компаниям с миллиардными доходами. Нередко бывает и так, что покупатель выбирает между двумя «конкурирующими» марками, прибыль от продажи которых, в итоге, окажется в кармане у одного и того же владельца.
Coca-Cola
Не будет большим преувеличением сказать, что The Coca-Cola Company, основанная в 1886 году, является самой известной из представленных в этом списке. Что и говорить, самый популярный из производимых ею напитков стал своеобразным символом американского образа жизни. Не намного менее известны и такие марки, как Sprite, Fanta, Bonaqua, Schweppes и Dr Pepper. Портфель компании постоянно дополняется всё новыми брендами, при этом как создаются новые, так и поглощаются уже имеющиеся (как в случае с российской маркой сока «Добрый»).
Danone
Основное направление деятельности этой французской корпорации — всевозможные молочные продукты. Многим нашим потребителям хорошо известны такие бренды, как Activia, Actimel, «Простоквашино», «Растишка» и некоторые другие. А ведь это только капля в море. Считается, что именно Danone создала такой продукт, как йогурт (впрочем, правильнее было бы сказать, популяризировала). Помимо «молочки» компания производит и некоторые другие виды продуктов питания и напитков. Например, именно ей принадлежит всемирно известный бренд минеральной воды Evian.
Kellogg Company
Американский производитель, специализирующийся на продуктах быстрого приготовления и полуфабрикатах. Существует с 1906 года (изначально под названием Battle Creek Toasted Corn Flake Company), самой первой её продукцией были кукурузные хлопья Kellogg’s, в честь которых впоследствии и была названа вся компания. На сегодняшний день компания владеет более чем сотней брендов, вроде Famous Amos, Eggo и Cheez-It, которые исключительно популярны на территории США. У нас же самыми известными, пожалуй, являются такие марки, как Pringles и непосредственно Kellogg’s.
Если вы любите сладкое, то не могли не слышать про продукцию компании Mars, более всего известную как производителя шоколадных батончиков Mars, Snickers, Bounty, Twix и Milky Way. Не менее знамениты и такие бренды, как M&M’s, Juicy Fruit, Orbit и Wrigley’s. Но Mars — это не только сладости и жвачка, корпорация также занимается едой быстрого приготовления, напитками и кормами для животных (самый известный из которых — Pedigree). Но история компании, основанной в 1911 году начиналась именно с шоколадных батончиков, которые долгое время и были её единственной продукцией.
Mondelēz
Американская компания Mondelēz появилась в 2012 году, после того, как Kraft Foods, существовавшая с 1923 года, разделилась на две независимые компании — Kraft Foods Group и Mondelēz International. Первая сосредоточилась исключительно на североамериканском рынке. Вторая же стала работать на международном направлении и ей достались такие всемирно известные бренды, как Oreo, Milka, TUC, Toblerone, Dirol, Stimorol и некоторые другие.
Nestlé
Nestlé начинала свою деятельность в 1866 году с производства детских смесей, которые и сегодня играют важную роль в доходах компании. То, что изначально было небольшим семейным бизнесом, в итоге переросло в огромную транснациональную корпорацию, владеющую множеством торговых марок, самыми известными из которых являются Nesquik, Nescafe, KitKat, Maggi, Nestea и Wonka. Более того, на сегодняшний день Nestlé является крупнейшим в мире производителем продуктов питания. Что же касается ассортимента продукции, то он исключительно широк и включает в себя уже не только еду, но также фармацевтику и косметику.
PepsiCo
Заклятый конкурент Coca-Cola, более всего известный брендом Pepsi. Несколько менее известны такие марки, как 7up, Tropicana, Mountain Dew. Но PepsiCo специализируется не только на напитках, но и занимаемся производством различных закусок. Многим потребителям хорошо известны такие марки, как Cheetos, Lay’s, Quaker, Doritos и множество других. Некоторое время PepsiCo владела такими известными сетями закусочных, как KFC, Pizza Hut и Taco Bell. Но в 1997 году решено было отделить их, в результате чего появилась корпорация Yum! Brands, Inc. История PapsiCo началась в 1965 году, после слияния The Pepsi Cola Company и Frito Lay.
Unilever
Пожалуй, из всех приведённых здесь компаний именно Unilever отличается самым широким спектром производимой продукции — продукты питания, напитки, бытовая химия и парфюмерия. Многие знают такие бренды, как Dove, Rexona, Lux, Lipton, Knorr, Magnum, Pepsodent и многие другие. Некоторое время Unilever занималась также парфюмерией, но впоследствии решено было отдать это направление французско-американской компании Coty Inc. Подобной «разносторонностью» Unilever отличалась с первых же дней существования — компания была основана в 1930 году, в результате слияния производителей мыла и маргарина.
Названная же нами «великолепная восьмёрка» интересна тем, что её продукцию можно повстречать практически в любой стране по всему миру. Миру, в котором существуют десятки тысячи брендов, принадлежащих лишь нескольким сотням хозяев.
Автомобильные концерны: кому принадлежат популярные марки машин.
Сегодняшний рынок автомобилей пестрит разнообразием брендов. Но не всем известно, что большинство автомобильных марок существуют далеко не самостоятельно, и почти за каждым стоит крупный автомобильный концерн.
Конечно, есть и самостоятельные бренды, но их количество можно пересчитать на пальцах одной руки. Попробуем разобраться, кто же владеет большинством мировых марок автомобилей, кто кому принадлежит, а кто существует автономно.
VOLKSWAGEN AUTO GROUP (VAG)
Наверное каждый замечал, как похожи между собой модели автомобилей марки Volkswagen, Skoda, Seat или Audi. Да что греха таить, у них даже большинство комплектующих идентичны. Но мало кто знает, что помимо этих автомобилей, компания VW владеет грузовиками MAN и Scania, а также такими премиальными автомобилями как Bentley, Porsche, Lamborghini и даже Bugatti.
Toyota является самым большим владельцем брендов, среди японских производителей. На сегодняшний день к ней относятся такие марки как Subaru, Dihatsu, Scion, Hino и Lexus, который был создан самой Toyota, как производитель люксовых автомобилей.
Японский производитель автомобилей и мотоциклов Honda может похвастаться только одной компанией. Ей является марка Acura, которая была основана самой Honda для выпуска автомобилей премиум сегмента.
КОНЦЕРН GROUPE PSA.
Французский концерн занимает второе место масштабам производства в Европе, уступая лидирующую позицию Volkswagen. В концерн входят такие автомобили, как Citroen, Peugeot и DS Automobiles. С 2017 года концерн владеет маркой Opel и его английским аналогом Vauxhall.
Объединение таких брендов как Nissan и Renault образовало довольно большой концерн. Это произошло из за того, что на момент слияния компании и так уже владели несколькими марками. Дочерними компаниями Nissan являются премиальные Infiniti и бюджетные Datsun. Renault в свою очередь имело в своем подразделении такие марки как Dacia, Samsung Motors и АвтоВАЗ. Большим вкладом также стало то, что в 2016 году к альянсу присоединилась компания Mitsubishi Motors Company.
КОНЦЕРН GENERAL MOTORS.
Одним из крупнейших автомобильных концернов на сегодняшний день является General Motors. Он обладает такими марками как Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC, Holden.
До кризиса 2008 года Ford владел такими брендами, как Jaguar, Lincoln, Land Rover, Volvo и Aston Martin, а также 33% акций японской Mazda. В связи с кризисом все марки были проданы. Во владении Ford остался только Lincoln, который специализируется на выпуске премиальных авто.
Концерн Fiat собрал в себе почти все итальянский марки, такие как Alfa Romeo, Maserati, Ferrari и Lancia. Также в 2014 Fiat присоединил к себе компанию Chrysler, а вместе с ней и все ее марки, такие как Dodge, Jeep и RAM.
Во владении BMW находится всего 2 бренда: компания Mini производящая небольшие городские автомобили и компания RollsRoyce, специализирующаяся на производстве самых премиальных автомобилей в мире.
У концерна Daimler дела обстоят так же как и у BMW. Основным направлением является производство Mercedes-Benz, а дополнительно уже производятся маленькие машинки Smart и премиальные Maybach.
Топовые корейские производители тоже существуют не автономно. Марка Kia является собственностью компании Hyundai. Сходство в автомобилях этих марок также просматриваются. В пример можно привести их одинаковые двигатели и коробки передач.
К крупным, но независимым компаниям можно отнести марку Mazda, которая частично находилась в собственности Ford до 2008 года и производящую автомобили и мотоциклы марку Suzuki.