в чем различие гражданского общества и государства в
Гражданское общество и государство
Содержание:
↑ Понятие «Гражданское общество»
Гражданское общество — это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, т. е. общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового.
Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.
Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.
Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.
Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.
Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.
О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.
↑ Структура гражданского общества
3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.
↑ Функции гражданского общества:
↑ Признаки, условия существования гражданского общества
↑ Правовое государство, его принципы и функции.
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности
Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.
Пути формирования правового государства
↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.
Как гражданское общество взаимодействует с государством?
Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.
Система гражданского общества
Основы гражданского общества
Институты гражданского общества
Признаки гражданского общества
Функции гражданского общества
Различия гражданского общества и государства
Обособление гражданского общества от государства объективно привело к тому, что между государством, его органами и институтами гражданского общества имеются довольно существенные различия, которые заключаются в следующем:
(1) Государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов.
Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам).
Институты гражданского общества создаются самими гражданами и они не обладают, как государственные органы, властными полномочиями. Различных общественные и иных организации и формирования действуют на основе добровольного согласия своих членов, и независимо друг от друга.
(2) Государство призвано выражать и защищать интересы
всего общества.
Деятельность формирований гражданского
общества направлена на удовлетворение интересов и потребностей определенных групп и слоев населения, которые создают данные формирования и с их помощью независимо или
во взаимодействии с государством решают свои задачи.
(3) Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в том, что государство создает нормы права, обязательные для всех
юридических и физических лиц — государственных органов,
общественных и иных негосударственных организаций и
граждан. Коль государство способно принимать законы и другие нормативно-правовые акты, то оно имеет возможность применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.
Структурные образования гражданского общества создают свои внутренние неправовые нормы и руководствуются ими в своей деятельности наряду с нормами права, созданными государством. Для государственных органов и должностных лиц нормы организаций гражданского общества не имеют обязательного значения.
Однако моральные, нравственные нормы, правила честности, порядочности, доброжелательного отношения друг к другу, создаваемые гражданским обществом, безусловно, оказывают определенное влияние на поведение и деятельность должностных лиц государственных органов и государственных служащих.
(4) Государственнеы органы создаются и действуют на
определенной территории.
Структуры гражданского общества,за исключением местного самоуправления, не связаны с той или иной территорией. Основой их формирования являются определенные группы населения, формирующиеся по социальному, профессиональному, конфессиональному или иному признаку.
(5)Работники государственного аппарата — государственные служащие профессионально и за плату выполняют государственные функции, занимаются публичной деятельностью — управляют обществом.
Члены формирований гражданского общества действуют на общественных началах, бесплатно. Их деятельность является частной.
(6) Государство непосредственно и властно воздействует только на свои внутренние структурные подразделения. В условиях разделения властей такое властное централизованное воздействие имеет место в основном только в органах исполнительной власти.
По отношению к институтам гражданского общества государство действует на основе правовых норм и на равноправных началах с институтами гражданского общества за исключением воздействия на правонарушителей, которое осуществляется властно.
Институты гражданского общества взаимодействуют между собой на основе равноправия и независимости друг от друга и в соответствии с нормами частного (гражданского) права, а также общепризнанными положительными нормами морали, нравственности, обычаями, традициями, внутренними нормами организаций и другими правилами.
Однако абсолютная независимость гражданского общества его институтов от государства невозможна, она относительная.
Гражданское общество – самоуправляющаяся и автономная по отношению к государству система. Но это вовсе не означает, что государство должно полностью отстраниться от оптимизации, совершенствования этой системы. Его (государства) воздействие на общество должно происходить посредством демократических правовых методов.
Влияние государства на институты гражданского общества основывается на
недопустимости всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизнедеятельности
и сводится к таким его функциям как
к законотворчеству,
охране правопорядка и
формированию государственного бюджета.
Субъекты гражданского общества, несут по отношению к государству обязанности
§ соблюдать требования законов,
§ охранять природу и окружающую среду,
§ бережно относиться к природным богатствам.
Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:
1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
2) участие субъектов гражданского общества и, прежде всего, тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;
3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;
4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации (см.: Щекочихин П.Г. Конституционные основы гражданского общества в РФ // Проблемы науки конституционного права / Под ред. Кукушкина М.И. Екатеринбург, 1998. С. 85-89.).
Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные признаки отличия и соотношения гражданского общества и правового государства
Постановка этого вопроса рождена стремлением охарактеризовать гражданское общество как «политический феномен». Получается, что гражданское общество «зачисляется в разряд» политических явлений. Правильно ли это? Отражает ли гражданское общество как особое явление сущность другого явления, называемого политикой?
Вопрос звучит парадоксально. Однако некоторые исследователи «отстаивают» политический характер гражданского общества, рассматривая его в качестве субъекта публичной политики, взаимодействующего с государством.
В данной позиции заключён ряд проблем, непосредственно относящихся к политологии. Выделим их: политика как особое общественное явление, её сущность и многообразие видов; государственная политика как наиболее сложный политический вид; публичная политика как политический вид и её особенности; политические отношения, их сущность и виды; субъекты политики, критерии их определения и виды. Содержательно — это всё непростые теоретические вопросы. Но их изучение позволяет сделать ряд принципиальных выводов.
Во-первых, субъектами той или иной политики могут быть только те, кто обладает и реально распоряжается соответствующей политической властью. Например, если представить государство политическим субъектом (т. Е. субъектом своей, государственной политики), то оно должно обладать и собственной политической властью, посредством которой могло бы принимать необходимые для себя руководящие решения. Такое государство — конечно же, субъект политики, но политики своей, им разработанной и им же осуществляемой.
Во-вторых, гражданское общество (в своих конкретных разновидностях) также может быть особым социальным субъектом и иметь собственную политику. Но у него свои возможности и своя политическая власть, совсем не тождественная той, что есть у государства. Государство и гражданское общество как политические субъекты являются субъектами разных видов политики.
Могут ли данные субъекты взаимодействовать между собой? Вполне, если у них есть необходимое к тому стремление. Однако каждый из них при этом остаётся субъектом своей политики и решает собственные задачи. И руководящие для себя решения каждый из этих субъектов всё равно принимает сам, на основе своих возможностей и с помощью собственных политических учреждений. А публичная политика это особый политический вид и публичность политики — это вовсе не характеристика её общности для различных политических субъектов.
В-третьих, ни государство, ни гражданское общество как политические субъекты в состав своей политики не входят и компонентами её не являются. Это означает, что они сами не относятся к политическим явлениям и политическим характером не обладают. Субъект политики и сама политика — это разные явления. Каждый из названных субъектов — и гражданское общество, и государство — имеет не только свою сущность, но и свою логику развития, своё назначение в обществе. Это отличает каждого из них от своей же политики, представляющей только определённую функцию в их управленческой деятельности. Государство изначально предназначено для управления обществом с позиции интересов всех, проживающих на его территории людей, а гражданское общество решает частные задачи людей. При этом собственно политическая функция гражданского общества концентрируется на уровне его управленческой верхушки и направлена на управление им самим.
Попытку наделить гражданское общество политическим характером можно объяснить только расширительной трактовкой понятия политики и, в частности, понятия политической жизни государства. Иной раз к явлениям этой жизни относят деятельность таких учреждений как партии и политические движения, общественные организации и даже средства массовой информации. В результате происходит смешение различных видов общественной жизни, а именно: политической жизни государства и жизни гражданского общества. Смешиваются также и соответствующие им виды учреждений: политические учреждения государства и гражданские учреждения. Такое смешение кажется особенно странным на фоне встречающихся утверждений о независимости гражданского общества от государства.
В научной литературе отмечается, что главным в попытке выделить критерии гражданского общества всегда было его противопоставление государству, стремление подчеркнуть его независимость от государства, его «негосударственность». Тем самым гражданское общество рассматривается как нечто, существующее «вне рамок государства», «независимо от него», «без его вмешательства», как некая «его противоположность» и т. П.
На самом деле, такая характеристика гражданского общества ничего не раскрывает в нём самом и весьма неопределённа. Вся общественная жизнь в своих разновидностях и вся совокупность общественных явлений по существу сводиться к разделению на государство и гражданское общество. Остаётся не ясным, как быть с другими общественными явлениями, иными видами общественной жизни, которые не относятся ни к государству, ни к гражданскому обществу.
Идея независимости гражданского общества от государства также ничего не даёт для понимания этого общества, его сущности, но заново ставит вопрос о необходимости государства. Если граждане «всё могут сами», то зачем им государство? Зачем им требовать от государства предоставить им гражданские права, а затем ещё и защищать их? Идея независимости гражданского общества от государства запутывает изучение этого общества.
В целом идея независимости гражданского общества от государства является привлекательной для исследователей. С её помощью они пытаются отразить специфику гражданского общества. Но в итоге получается, что реальная взаимосвязь гражданского общества и государства искажается.
Однако не все исследователи соглашаются с этой идеей. Например, Л. С. Мамут характеризует её как «миф». Он пишет: «Никто не возьмётся опровергать то, что гражданское общество и государство — действительно разные феномены. Они неодинаковыми способами и средствами интегрируют людей, составляющих одну и ту же человеческую коллективность (общество). Но очевидные различия, объективно существующие между ними, ни в коем случае не превращают эти феномены в независимые относительно друг друга. Гражданское общество и государство — абсолютно взаимозависимые социальные величины. Для своей экзистенции они в одинаковой мере необходимы друг другу».
И действительно, на определённом этапе общественного развития государство законодательно закрепляет гражданские права тех, кто проживает на его территории, способствуя тем самым становлению гражданского общества. Со временем государство начинает функционировать в условиях уже сложившегося гражданского общества и приобретает под его влиянием правовой характер. Служа закону, оно всё более последовательно защищает права своих граждан. В свою очередь развитие гражданского общества способствует совершенствованию исполнения государственных функций. В итоге государство и гражданское общество становятся всё более зависимыми друг от друга явлениями, всё более дополняют друг друга в своём существовании. Их взаимная связь и зависимость — это явление, производное от того, что оба они помогают друг другу полнее и лучше осуществлять своё назначение в жизни людей. При этом каждый из них сохраняет свою особую природу и сущность.
Особенность гражданского общества — это отмечают многие исследователи — состоит в том, что оно является результатом «самоорганизации». В отличие от гражданских учреждений, парламент, суд и Общественная палата как учреждения имеют иное происхождение. Они создаются государством, его политическими субъектами. Однако их значение для развития гражданского общества является не менее важным. Значимость парламента и суда подтверждена общественной историей. Парламент есть представительное учреждение, дающее гражданам возможность участвовать в управлении государством. Суд защищает права граждан, опираясь на законы, установленные государством. Наряду с ними Общественная палата России занимает особое место. Она призвана ускорить развитие гражданского общества в нашей стране. На неё возлагаются функции содействия становлению гражданских учреждений. Общественная палата — это особая предпосылка развития гражданского общества.
Таким образом, Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Государство же, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов. Вместе с тем и государство, и гражданское общество тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Различия государства и гражданского общества
Любое государство основано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, займы). Цель
государства, оправдание его существования – охрана общества и управление им.
Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств к существованию (взносы, пожертвования).
Институтами гражданского общества являются семья, научные,
профессиональные и другие общественные образования, осуществляя-
ющие свою деятельность на основе равенства и реального самоуправления. Институты гражданского общества возникают по инициативе населения. Они не могут формироваться по решению органов государственной
власти. В этом плане вызывает сомнение в необходимости «построения» общественной палаты по кремлевскому проекту в сегодняшнем исполнении.
Взаимодействиегосударства и гражданского общества
Государствовырабатывает нормативно-правовую основу функ-
ционирования элементов гражданского общества и обеспечивает их охра-
ну с применением, при необходимости, государственного принужде-
ния.
Гражданское общество обеспечивает легитимность государственной власти, формирует общественное мнение, которое должно лежать в основе правотворческой и правоприменительной деятельности государства в лице его органов.
Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено положение, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство». Все понимают, что правовое государство для России не объективная реальность, а цель. Становление правового государства – это сложный и длительный по времени процесс. Он осуществляется одновременно с формированием гражданского общества. Его невозможно реализовать законодательным актом.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы – задача первостепенной важности. Но, кроме этого, необходимо коренное преобразование социально-экономической, политической и духовной жизни. Главное здесь в формировании собственности и среднего класса в обществе. При безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной и олигархической собственности, которое требует наличия жесткой системы административно-командного государственного управления, сформировать правовое государство и гражданское общество невозможно.
Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многообразные диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных общественных институтов, так и в процессе реформирования общественной и государственно-правовой сферы. |
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и структура политической системы общества.
2. Место и роль государства в политической системе общества.
3. Государство и политические партии.
4. Взаимодействие государства с общественными объединениями.
5. Идеи гражданского общества в истории политико-правовой мысли.
6. Становление и развитие теории правового государства.
7. Основные положения концепции правового государства.
8. Соотношение правового государства и гражданского общества.