в чем рассматривается связь методики с лингвистикой тест с ответами
Методика преподавания русского языка с учетом лингвистики — науки о языке. Часть 1.
Лингвистика как базовая наука для методики русского языка. Как уже отмечалось, первостепенное значение для методики имеет педагогика — наука о воспитании и обучении разновозрастных и разнопрофильных индивидов.
Закономерности самого языка или языков и закономерности их преподавания и изучения не совпадают. И поэтому в фундаментальной и прикладной науке различны основополагающие понятия (принципы, методы, средства, приемы и пр.).
Это можно показать на интерпретации понятия «метод» в лингвистике, с одной стороны, и в педагогике и предметной методике — с другой.
В языкознании (или лингвистике), как поясняет Ю. С. Степанов, методы — это способы «систематизации и объяснения» языкового материала. По существу, их можно считать частными разновидностями методов исследования. По мнению Ю. С. Степанова, такими методами являются алгебраический, дистрибутивный, оппозиционный, функтивный.
Конечно, в представлении учащимся реалий языка элементы таких методов используются. Но в более обобщенном виде методы преподавания и изучения языка, конечно, совершенно другие. Они будут анализироваться в соответствующем разделе пособия.
В то же время в определенном отношении лингвистика даже ближе к методике изучения языка, чем педагогика.
Если педагогика и психология в одинаковой мере являются базовыми для всех предметных методик, то лингвистика — только для тех, которые связаны с преподаванием и изучением языка.
При этом связь лингвистики и методики русского языка проявляется, во-первых, в учете особенностей системной и нормативной специфики изучаемого языка и, во-вторых, в учете сложившихся взглядов лингвистов на данный язык и его соотношение с другими языками мира. Если говорить о русском языке, то имеются в виду в первую очередь взгляды тех языковедов, которые специализируются в области русистики. А применительно к таким предметам, как «Введение в языкознание» и «Общее языкознание», профиль базовой лингвистики значительно шире.
Именно эти два вида связи методики преподавания языка и лингвистики находят свое отражение в тех учебных методических принципах, которые должны быть «руководством к действию» в процессе преподавания языка.
Среди них первостепенное место занимает принцип научности получаемых знаний по языку. Реализация этого принципа в процессе обучения языку столь специфична, что его правомерно считать не только дидактическим, но и лингвометодическим принципом.
Научность знаний по языку в условиях высшей школы. Принцип научности обучения в отечественной педагогике впервые сформулировал в 1950 году М. Н. Скаткин как «соответствие содержания образования уровню современной науки. ».
И это понимание в той или иной форме сохранилось в современной дидактике и современной лингвометодике.
Так, И. П. Подласый утверждает, что принцип научности «требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания. ». Примерно в том же плане определяется принцип научности обучения в «методиках» русского и иностранного языков.
Конечно, вряд ли можно возражать против такого понимания научности, как соответствие обучения.
Но можно ли считать это основным параметром принципа научности?
Такой вопрос возникает тогда, когда задаешься другим: «А что считать «соответствием современной лингвистике» в тех случаях, когда существуют разногласия между высококвалифицированными лингвистами в понимании системных явлений языка?» Например, сколько типовых гласных звуков (фонем) в русском языке — пять, как считают русисты московской фонологической школы, или шесть — в понимании сторонников «ленинградской» фонологии? Или что предпочесть, что считать научными — выделение причастий и деепричастий в отдельные части речи или квалификацию их как особых форм глагола?
Как известно, и по этому, и по многим другим вопросам между авторитетными учеными-лингвистами существуют разночтения. И поэтому поневоле рождаются сомнения в том, что «соответствие науке» является основным признаком научности обучения.
Скорее основным и наиболее объективным показателем научности следует считать достоверность изучаемых фактов и явлений.
Тест с ответами по лингвистике
1. Раздел языкознания, изучающий морфемную структуру слов и законы их образования:
а) Словообразование +
б) Грамматика
в) Морфология
2. Область лингвистики, изучающая устойчивые обороты речи:
а) Этимология
б) Фразеология +
в) Орфоэпия
3. Раздел грамматики, изучающий слова как части речи, способы выражения грамматических значений:
а) Лингвистика
б) Словообразование
в) Морфология +
4. Наука о языке (языкознание):
а) Лингвистика +
б) Морфология
в) Этимология
5. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых на письме, и звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи:
а) Орфография
б) Морфемика
в) Графика +
6. Раздел лингвистики, занимающийся изучением нормативного литературного произношения:
а) Орфография
б) Орфоэпия +
в) Стилистика
7. Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков:
а) Фразеология
б) Акустика
в) Фонетика +
8. Раздел лингвистики, содержащий учение о слове как части речи, о видах словосочетаний и типах предложений:
а) Грамматика +
б) Морфемика
в) Морфология
9. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов:
а) Морфология
б) Морфемика
в) Этимология +
10. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении:
а) Морфемика
б) Синтаксис +
в) Словообразование
11. Учение о значимых частях слова – морфемах:
а) Морфемика +
б) Морфология
в) Лексика
12. Раздел языкознания, изучающий различные стили языка и речи:
а) Лингвистика
б) Стилистика +
в) Синтаксис
13. Система правил о написании слов и значимых частей (морфем); о слитном, дефисном и раздельном написании слов; об употреблении прописных и строчных букв; о переносе слов с одной строки на другую:
а) Орфография +
б) Орфоэпия
в) Графика
14. Словарный запас языка; определенные пласты словарного состава языка:
а) Грамматика
б) Морфология
в) Лексика +
15. То же, что лингвистика:
а) Языкознание +
б) Стилистика
в) Графика
16. Узаконенные варианты употребления языковых единиц:
а) Условие
б) Норма +
в) Предложение
17. Дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков:
а) Графика
б) Азбука
в) Письмо +
18. Буквенное обозначение звукового состава слова:
а) Графика
б) Написание +
в) Транскрипция
19. Совокупность всех средств данной письменности:
а) Фонемы
б) Алфавит
в) Графика +
20. Совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом порядке:
а) Графика
б) Алфавит +
в) Транскрипция
21. Назовите самый употребляемый язык:
а) Китайский +
б) Французский
в) Английский
22. Этот народ перешёл на кириллицу в 1941 году:
а) Ненцы
б) Монголы +
в) Якуты
23. Этой букве русского языка всего 220 лет:
а) Ё +
б) Я
в) Ю
24. Самая древняя буква алфавита:
а) А
б) О +
в) И
25. Научное языкознание зародилось в:
а) В нач. 20 века
б) В нач. 18 века
в) В нач. 19 века +
26. Лингвистика составляет основу наук:
а) Разговорных
б) Филологических +
в) Письменных
27. В античном мире лингвистика являлось частью:
а) Логики +
б) Мышления
в) Общения
28. Граммема является:
а) односторонней единицей языка
б) трёхсторонней единицей языка
в) Двусторонней единицей языка +
29. Для изолирующих языков характерно:
а) Отсутствие словоизменения и значимость синтаксической позиции +
б) Наличие словоизменения и значимость синтаксической позиции
в) Наличие словоизменения и отсутствие синтаксической позиции
30. Когнитивная лингвистика – это наука, изучающая:
а) только связь языка и мышления
б) связь языка и мышления, логических и языковых категорий +
в) только логических и языковых категорий
Тесты с ответами по предмету «Общее языкознание»
Предмет : Общее языкознание
Раздел 1. История языкознания
1. Функцией языка, осуществляющей воздействие на адресата, является
2. Изучает язык с разных сторон
3. Рассматривает язык как средство выражения содержания произведения
4. Видит в языке формы выражения единиц мышления
5. Вопросы порождения и восприятия речи изучает
6. Создаёт общую методологию исследования языка
7. С точки зрения структуры языкознание делится на
R фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
J русистику, германистику, романистику и т.д.
J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
8. С точки зрения конкретных языков языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
R русистику, германистику, романистику и т.д.
J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
9. С точки зрения функционирования и социального варьирования языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
J русистику, германистику, романистику и т.д.
R диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
J психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
10. С точки зрения методологии и методики описания языка языкознание делится на
J фонетику, морфемику, лексикологию и т.д.
J русистику, германистику, романистику и т.д.
J диалектологию, стилистику, терминологию и т.д.
R психолингвистику, типологическое языкознание, компаративистику и т.д.
Тема 2. Лингвистические учения в древнем мире
11. Создание справочников по различным отраслям науки характерно прежде всего для
12. Грамматика Панини была создана в
13. Понятие нулевой морфемы появилось в
14. Теория частей речи зародилась в
15. Диалог «Кратил» был создан в
16. Риторика как наука зародилась в
17. Грамматическое учение зародилось в
Тема 3. Лингвистические идеи Средних веков и эпохи Возрождения
18. Спор номиналистов и реалистов в Средние века способствовал разработке проблем
R языкового значения
J фонетических законов
J теории частей речи
19. Арабское языкознание Средних веков использовало результаты
R индийской лингвистической традиции
J китайской лингвистической традиции
J японской лингвистической традиции
J еврейской лингвистической традиции
20. Впервые в истории культуры Нового времени вопрос о народном и литературном языках был поставлен
Тема 4. Языкознание XVII – XVIII веков
21. Авторами «Всеобщей рациональной грамматики» являются
J Ж.-Ж.Руссо и И.Гердер
22. Автором книги «Рассуждение о языках европейцев» является
23. Сторонником фонетического принципа русской орфографии являлся
24. Выступил с идеей создания универсального средства общения на основе средств, выступающих в функции естественного языка,
25. Предложил идею создания философского языка на основе небольшого числа элементарных единиц
26. Пытался понять сущность человеческого мышления через исследование языка
27. Толчок развитию символической логики дали идеи
28. Задачу сравнения всех современных языков мира между собой, а также с их более ранними формами впервые выдвинул
29. На родство между славянскими языками, а также между русским, латышским, греческим, латинским и немецким впервые указал
30. Впервые о родстве санскрита с греческим и латинским языками заявил
Тема 5. Языкознание XIX века
31. У истоков сравнительно-исторического языкознания не стоял
32. Идею о том, что в основе всех европейских языков лежали четыре «языка-матери» предложил
33. Разделил все языки мира на арамейские и скифские группы
34. Установил, что все славянские языки происходят от общеславянского,
35. М.В.Ломоносов сравнивал языки преимущественно на материале
36. Автором книги «О языке и мудрости индусов» был
37. Термин «индогерманские языки» ввёл в научный оборот
38. Автором работы «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка» является
39. Автором работы «О системе спряжения санскрита в сравнении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков» является
40. Автором работы «Немецкая грамматика» является
41. Автором работы «Рассуждение о славянском языке» является
42. Задачу раскрыть тайну происхождения флексии ставил
43. Ф.Бопп в своих исследованиях основное внимание уделял
44. Автором теорий о двух типах корней и о разложении каждой глагольной формы на три основные элемента является
45. Три ступени развития человеческого языка: создания, расцвета флексии и стремления к ясности выделил
46. Закон передвижения согласных предложил
47. Основателем научной этимологии считается
48. Основоположником лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии является
Тема 6. Вильгельм фон Гумбольдт – основатель теоретического языкознания
49. Возникновение понятия «внутренняя форма» связано с именем
R В. фон Гумбольдта
50. Стремление духа человека освободиться от языка – это, по В. фон Гумбольдту, антиномия
R неразрывного единства и противоречивости языка и мышления
J речи и понимания
J коллективного и индивидуального в языке
Тема 7. Натуралистическая концепция языка
51. Теория «родословного дерева» была предложена
52. Автором работы «Компедий сравнительной грамматики индоевропейских языков» является
Тема 8. Логическая концепция языка
53. В XIX веке крупнейшим представителем логического направления в языкознании России был
Тема 9. Психологическая концепция языка
54. Представителем психологического направления в языкознании являлся
55. К психологическому направлению в языкознании относилась
J Московская лингвистическая школа
R Харьковская лингвистическая школа
J Казанская лингвистическая школа
J Пражская лингвистическая школа
Тема 10. Эстетическая концепция языка
56. Сделал упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции
Тема 11. Младограмматизм
57. В центре учения лежит понятие грамматической формы у
J представителей Казанской лингвистической школы
J представителей Пражской лингвистической школы
R представителей Московской лингвистической школы
J представителей Копенгагенской лингвистической школы
58. Теория фонемы разрабатывалась в
R Казанской лингвистической школе
J Московской лингвистической школе
J Петербургской лингвистической школе
J Харьковской лингвистической школе
59. Основателем Московской лингвистической школы был
J И.А.Бодуэн де Куртенэ
60. Представители Лейпцигской лингвистической школы относились к
R младограмматическому направлению в языкознании
J психологическому направлению в языкознании
J структурной лингвистике
J логическому направлению в языкознании
Тема 12. Языкознание конца XIX – начала ХХ веков
61. Теория фонемы была разработана в
J Московской лингвистической школе
R Казанской лингвистической школе
J Лейпцигской лингвистической школе
J Лондонской лингвистической школе
Тема 13. Лингвистика ХХ века. Структурализм Фердинанда де Соссюра
62. Термины «фигура, детерминация, констелляция» используются в
J функциональной лингвистике
J дескриптивной лингвистике
J порождающей грамматике
63. Основателем Пражской лингвистической школы является
64. Не относится к структуралистическим
R Московская школа языкознания
J Копенгагенская школа языкознания
J Пражская школа языкознания
J Американская лингвистика
65. Франц Боас, Эдуард Сепир, Леонард Блумфилд были основоположниками
R дескриптивной лингвистики
J функциональной лингвистики
66. Порождающая семантика активно разрабатывается главным образом
67. Главную цель раскрытия внутренних отношений и зависимостей компонентов языка ставило
R структурное направление языкознания
J психологическое направление языкознания
J логическое направление языкознания
J ареальное направление языкознания
68. Основные принципы функциональной лингвистики были сформулированы
Тема 14. Отечественное языкознание 20-90-х годов ХХ века
69. Основателем яфетической теории был
Раздел 2. Теория языка
Тема 15. Природа и сущность языка
70. Основной функцией языка является
71. Воздействие на человека с помощью языка – это
R коммуникативная функция языка
J метаязыковая функция языка
J когнитивная функция языка
J эмоциональная функция языка
72. Гипотеза, согласно которой язык возник на определённой стадии развития общества в связи с необходимостью процесса коммуникации, называется
Тема 16. Знаковость языка
73. Свойством языкового знака не является
J немотивированность звуковой стороны по отношению к реальным вещам
J способность вступать в линейные отношения с другими знаками
J изменчивость во времени при изменении условий его применения
R непосредственное отображение реальных вещей
74. По способу знакообразования знаки делятся на
R знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
J знаки полные и знаки неполные
J знаки потенциальные и знаки актуальные
J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
75. По законченности/незаконченности процесса порождения знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
R знаки полные и знаки неполные
J знаки потенциальные и знаки актуальные
J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
76. По соотнесённости/несоотнесённости с актом речи знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
J знаки полные и знаки неполные
R знаки потенциальные и знаки актуальные
J знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
77. По совокупности основных признаков знаки делятся на
J знаки первичного означивания и знаки вторичного означивания
J знаки полные и знаки неполные
J знаки потенциальные и знаки актуальные
R знаки характеризующие, знаки идентифицирующие, знаки квантитативные, знаки дейктические, знаки связочные и знаки заместительные
78. Имена собственные как языковые знаки являются
79. Имена числительные как языковые знаки являются
80. Личные местоимения как языковые знаки являются
81. Предлоги как языковые знаки являются
82. Союзы как языковые знаки являются
83. Являются частью того предмета или явления, которое люди воспринимают и изучают
84. Немотивированные звуковые, зрительные или иные условные знаки, передающие информацию, – это
85. Наглядно мотивированными условными знаками, передающими информацию, являются
86. Вторичные знаки, которые замещают не предметы, а первичные знаки, называются
Тема 17. Язык как система
87. Парадигматические отношения между единицами языка – это
J способность элементов сочетаться между собой
J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей
R отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка
J способность языковых элементов замещать друг друга
88. Синтагматические отношения между единицами языка – это
R способность элементов сочетаться между собой
J отношения структурно более простых языковых единиц с более сложной единицей
J отношения выбора, ассоциации, они основаны на сходстве и различии означающих и означаемых единиц языка
J способность языковых элементов замещать друг друга
89. Языковая система состоит из более частных систем, которые называются
90. Частные системы, из которых состоит язык, называются
91. К основным уровням языка не относится
Тема 18. Язык и речь
92. Понятие языка и речи разграничил
J И.А.Бодуэн де Куртенэ
Тема 19. Язык и общество
93. Соотношение языка и общества изучается в
J ареальной лингвистике
J контрастивной лингвистике
94. Социальные изменения непосредственно отражаются в
95. В сферу языковой политики не входит
J создание алфавита
J кодификация языка
J орфографическая реформа
J пунктуационная реформа
R территориальное расслоение языка
Тема 20. Язык и мышление
96. Соотношение языка и мышления изучается в
97. Признаком фонемы не является
J фонема как абстрактная единица языка противопоставляется звуку как конкретной единице
J фонема – это единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц
J аллофоны одной фонемы образуют область её реализации
R фонема – это конкретная единица речевого потока
Тема 22. Лексикология
98. Основной номинативной единицей языка является
Тема 23. Словообразование и грамматика
99. Обладает общекатегориальным значением прономинальности
J категория состояния
Тема 24. Социально-функциональная структура языков
100. Высшей формой общенародного языка является
J язык художественной литературы
R литературный язык
Тема 25. Классификация языков и методы их исследования
101. Санскрит входит в
R индийскую группу индоевропейской семьи языков
J иранскую группу индоевропейской семьи языков
J греческую группу индоевропейской семьи языков
J германскую группу индоевропейской семьи языков
102. Социологическая классификация языков – это
J изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними
J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры
J установление типа языков по его структуре
R определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе
103. Генеалогическая классификация языков – это
R изучение и группировка языков мира на основании определения родственных связей между ними
J установление сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры
J установление типа языков по его структуре
J определение типа языков по выполняемой ими функции в обществе
104. Морфологическая классификация языков
J определяет тип языков исходя из выполняемой ими функции в обществе
J группирует языки мира на основании определения родственных связей между ними
R устанавливает сходства и различия языков по признакам, отражающим наиболее значимые черты языковой структуры
J устанавливает тип языка в зависимости от степени родства
105. Ностратическая макросемья не объединяет
J картвельские и уральские языки
J дравидийские и алтайские языки
J афразийские и индоевропейские языки
R индоевропейские и сино-тибетские языки
106. Аморфные языки – это языки,
J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений
J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения
R у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов
J в которых аффиксы являются однофункциональными
107. Флективные языки – это языки,
R которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений
J в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения
J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов
J в которых аффиксы являются однофункциональными
108. Аналитические языки – это языки,
J которым присуще словоизменение посредством флексии, которая может являться средством выражения нескольких грамматических значений
J у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов
R в которых грамматические значения выражаются не формами самих слов, а служебными словами при знаменательных словах, порядком знаменательных слов, интонацией предложения
J которым присуще словоизменение посредством форм самого слова
109. Полисинтетические языки – это то же, что
J аналитические языки
J флективные языки
R инкорпорирующие языки
110. Инкорпорирующие языки – это то же, что
R полисинтетические языки
J аналитические языки
J флективные языки
J агглютинативные языки
111. Славянские языки, входящие в индоевропейскую семью, не образуют подгруппу
112. Французский язык относится к
J германской ветви индоевропейской семьи
R романской ветви индоевропейской семьи
J славянской ветви индоевропейской семьи
J иранской ветви индоевропейской семьи
113. Передаёт звуковой облик слова
R фонографическое письмо
J идеографическое письмо
J пиктографическое письмо
J клинописное письмо
Раздел 3. Методология
Тема 27. Методы исследования языка
114. Приём внутренней реконструкции является частью
J типологического метода
J описательного метода
R сравнительно-исторического метода
J ареального метода
115. Изучает географическое распространение тех или иных языковых явлений