что нужно для того чтобы стать водителем автобуса
Как стать водителем автобуса в Подмосковье: квалификация и средний возраст работников
Вручение ключей от автобусов Мострансавто
К водителям подмосковного общественного транспорта предъявляется ряд жестких требований: начиная состоянием здоровья, заканчивая высокой квалификацией. О том, какие документы потребуются кандидату на работу и каков средний возраст профессиональных водителей в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.
Требования к кандидатам
Социальный работник проводит прием граждан
По информации пресс-службы регионального подмосковного перевозчика «Мострансавто», при трудоустройстве на должность водителя необходимо представить перечень документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ:
В соответствии с профессиональными стандартами водители должны знать ПДД, технические характеристики транспортных средств, на которых они работают; правила перевозки пассажиров, схемы движения маршрутов, правила поведения при возникновении внештатной ситуации.
Однако специалисты кадровой службы обращают внимание и на личные качества соискателя: добросовестность, доброжелательность, эмоциональную стабильность. Вышеперечисленные качества особенно актуальны для претендентов на эту должность, и поскольку дорога представляет собой источник повышенной опасности, каждый водитель должен уметь контролировать себя за рулем, сохраняя спокойствие в любой ситуации.
Что касается подмосковного перевозчика «Мострансавто», то в компании особое внимание уделяется формированию кадрового резерва. Так, на предприятии создана центральная база данных кандидатов. В нее входят соискатели, которые соответствуют требованиям компании, но по тем или иным причинам пока не могут быть трудоустроены.
Средний возраст водителей
В Московской области молодые люди все чаще проявляют интерес к профессии водителя автобуса. Так, в ГУП МО «Мострансавто» 14% от общего числа водителей – работники в возрасте от 21 года до 35 лет. При этом средний возраст водителей в компании составляет 47 лет.
Права категории D
Для управления автобусом необходимо иметь открытую категорию D в водительском удостоверении. Автошколы, как правило, проводят переподготовку на данную категорию с категорий В и С. Срок обучения составляет 2 месяца, а средняя стоимость – 32 тысячи рублей. При этом переподготовка с категории В обойдется дороже в среднем на 5 тысяч рублей.
Набор водителей
Как стать водителем автобуса
Быть водителем автобуса очень ответственно. Не достаточно знать только правила дорожного движения, но и обладать опытом управления таким транспортным большегрузным средством. Важно и общий язык находить с пассажирами.
Чтобы стать водителем автобуса нужно получить водительские права В, С и Д категорий. Получить такие права можно после обучения в автошколе, после сдачи экзаменов в Государственной инспекции дорожного движения.
Затем нужно составить резюме. Записать все оконченные и не оконченные учебные заведения. Взять из диплома квалификацию и специализацию. Указать все организации, где работали, перечисление начните с последнего. Описать все знания и умения, которые вы получили во время трудовой деятельности. Очень важно внести стаж вождения автобусом, марку автобуса, которым вы управляли, если уже такой опыт у вас был.
Поместите свое резюме на специальном сайте, который занимается поиском работы в вашем городе.
Не ждите, пока ваше резюме попадется в руки работодателю, ищите работу сами. Если будете оставлять свое резюме на интернет – ресурсах, не забудьте вписать должность в строку поиска – водитель автобуса.
Отправьте свое резюме на почтовый ящик вашего городского отдела кадров свое резюме. Прикрепите сопроводительное письмо, которое будет подчеркивать ваши преимущества перед претендентами. Преимуществами могут стать стаж вождения, управление автобусом иностранной марки, умение чинить двигательные механизмы.
Даже во время прогулки можно заниматься активным поиском работы. Прогуляйтесь в автобусные парки, ознакомьтесь с информацией на стендах возле проходной. Там тоже могут быть размещены объявления о поиске водителей автобусов. Нужно договориться о собеседовании, предварительно прозвонив по ниже указанному телефону.
Расскажите свои друзьям, родственникам и близким о том, что вы ищите работу на должность водителя автобуса. Не исключен и тот вариант, что вам помогут, подскажут.
Если вы новичок, то автобус вам сразу не доверят. Придется первый месяц работать под строгим руководством инструктора.
После получения категории В, с 21 года и вождения автобуса на протяжении двух лет, можно получать права на категорию Е.
Устраиваясь на работу, водитель должен пройти стажировку в присутствии специалиста. Перед рейсом, водитель автобуса обязательно должен ознакомиться с вводным инструктажем, на рабочем месте и так далее, ознакомиться с техникой безопасности и сдать определенные зачеты.
Водитель автобуса должен уметь пользоваться расчетно – кассовыми аппаратами, чтобы продавать билеты на остановках пассажирам.
Работать водителем автобуса кажется на первый взгляд очень просто. Но на самом деле она требует особого внимания, так как водитель в ответе за жизнь всех, кто находится в автобусе.
Вызов экскурсионного автобуса поможет вам не только набраться стажа вождения, но и поможет вам быстрее научиться ориентироваться в другом городе, узнать много нового.
Работать водителем автобуса – не только трудно, но и познавательно! Это интересная работа!
Должностная инструкция водителя автобуса
Формально критерии трудового договора, описанные в ст. 57 ТК, не требуют от нанимателя дополнительно разъяснять его содержимое. Но на практике работодателю выгодно подробно расписать обязанности сотрудника, его возможную ответственность и предоставленные ему права, чтобы облегчить для него трудовые процессы. Именно для этого и требуется должностная инструкция (в данном случае — водителя автобуса).
Образец должностной инструкции водителя автобуса
1. Общий раздел
2. Функции
За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:
3. Ответственность
Водитель автобуса несет следующую ответственность:
4. Права
Список прав водителя автобуса:
5. Условия труда
Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:
Специфика составления должностной инструкции
В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:
К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:
Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.
Общие положения
В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:
Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.
Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.
Функции
Данная часть инструкции отвечает за детальное перечисление должностных обязанностей. Сюда входят как основные обязанности водителя — перевозка, эксплуатация транспортного средства — так и второстепенные, зависящие от специфики конкретного работодателя. Отдельно упоминают функции по соблюдению норм охраны труда, технической и пожарной безопасности.
Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.
Ответственность
Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.
Права
Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.
Условия труда
Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.
Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.
BUS-CLUB.RU
Обучение и переподготовка водителей автобусов
Управление автобусом имеет свою специфику. Габариты и масса автобуса влияют на тормозной путь и манёвренность, требуют тщательного контроля траектории и «слепых зон». Дополнительную психологическую ответственность на водителя автобуса, в отличии от водителя грузовика накладывает перевозка пассажиров.
Тяжесть последствий ДТП с участием автобуса почти вчетверо выше, чем с участием легковых машин, при этом 70% из них происходят именно по вине водителей!
Переподготовка водителей автобусов
Конечно, со временем определённые навыки нарабатываются, но параллельно меняется и самооценка водителя автобуса. Статистика показывает, что рост аварийности находится в прямой зависимости от стажа вождения.
Больше всех свои профессиональные возможности переоценивают водители с опытом от 10 до 20 лет.
После 8-10 лет стажа прирост навыков происходит очень медленно и лишь на уровне небольших дополнений, а вот неверные навыки управления, напротив, становятся привычкой.
Поэтому для поддержания профессионального уровня водителя автобуса необходимо дополнительное образование!
В Европе водитель автобуса, работающий по найму, обязан проходить переподготовку каждые 5 лет в объёме 35 часов. В России лишь единицы работодателей сами отправляют сотрудников на переаттестацию или организуют обучение самостоятельно.
Например, крупные автоперевозчики, как правило, муниципальные, проводят такую подготовку раз в три года: в неё входят семинары по защитному вождению, автодромная подготовка и занятия по вождению с комментариями.
Но такое внимание предприятий к квалификации водительского состава – скорее исключение, а по собственной инициативе водители переобучаться не готовы. Причина всё в той же завышенной самооценке и природной лени.
Первые шаги будущего водителя автобуса
Шаг 1: Получаем права категории «B» и работаем на стаж
Перед тем, как стать водителем автобуса, каждый потенциальный претендент на эту должность обязан пройти обучение в специальной школе, где обучают правилам и вождению на учебном автомобиле для получения категории В. Далее, необходимо отработать на автомобиле не менее двух лет. В этом случае, осваиваются необходимые навыки вождения транспортного средства. Рассматривается также вариант вождения своего собственного автомобиля в течение двух лет.
Шаг 3 Стажировка водителем автобуса
Устраиваясь на работу, будущему водителю предоставляют возможность пройти стажировку в присутствии опытного специалиста.
Перед выходом в рейс, он должен прослушать инструктажи (вводный, на рабочем месте и другие) и сдать все необходимые зачеты по технике безопасности. Дополнительно, водитель автобуса должен научиться пользоваться расчетно-кассовым аппаратом и продавать билеты пассажирам на промежуточных остановочных пунктах.
Специализированные курсы по переподготовке водителей автобусов
Сколько получают водители автобусов и троллейбусов в Москве и регионах и как туда попасть
В течение жизни мне часто приходилось ездить на троллейбусах – на личное авто я так и не заработал. Не знаю, почему я выбрал именно автобусы и троллейбусы, а не отдал предпочтение маршруткам.
Может это связано с тем, что в детстве сам хотел стать водителем троллейбуса. Просто крутить руль и целыми днями кататься туда-сюда на огромной машине – так я себе представлял эту профессию.
По факту всем понятно, что водители общественного транспорта заслуживают уважения – работа сложная, нервная, социально ответственная. А вот сколько они получают — знают далеко не все.
Чем занимается, особенности профессии
Работники городского общественного транспорта трудятся не в самых благоприятных условиях. Ежедневно водители автобусов, троллейбусов и трамваев сталкиваются с такими неблагоприятными ситуациями, как:
Кроме того, нельзя забывать о пробках, плохих дорогах, неудобно расположенных остановках, недовольных пассажирах.
Как стать, где можно выучиться
Чтобы иметь возможность водить автобус, нужно сначала получить права категории B и C, а затем уже D.
Например, в Москве права этой категории можно получить в автошколе «Аргос» и многих других, а в Петербурге — обратиться в «Светофор» и др. автошколы.
Если транспорт осуществляет перевозку детей, то необходимо иметь минимум год непрерывного стажа работы и не иметь нарушений ПДД.
Перевозка взрослых пассажиров теоретически стажа не требует, но это будет требованием транспортного предприятия при трудоустройстве – к опытным водителям доверия больше.
Однако многие предприятия сами обучают своих водителей и предлагают им следующие условия для трудоустройства:
Стать водителем троллейбуса можно не везде. В Москве отучиться можно в Учебно-курсовом комбинате Мосгортранса, после чего вы трудоустраиваетесь автоматически.
В Санкт-Петербурге такую возможность предоставляет Учебно-Курсовой комбинат ГУП Горэлектротранс — https://electrotrans.spb.ru/uchebnokursovoy_kombinat.
Обучение отличается от обычной автошколы — оно непрерывное (нельзя днем работать, а вечером бегать на учебу, так все обучение занимает более 1000 часов), зато платят стипендию.
Состояние дел в этой профессии, востребована ли на рынке труда
Людям надо как-то ежедневно добираться до работы или места учебы, а личное авто есть далеко не у всех.
Но, как уже говорилось, быть водителем общественного транспорта – нелегкий труд, многие просто не выдерживают условий работы, что порождает текучку.
Естественно, что вакансий для водителей автобусов больше, чем для водителей троллейбусов. Автобусы используются для путешествий (например, из одного города в другой), на разных мероприятиях (свадьбах, корпоративных выездах), школьных экскурсиях и т.д.
Следующая статистика взята с сайта russia.trud.com
Очевидно, что спрос есть, хоть и не такой большой в масштабах страны.
Но не все транспортные предприятия публикуют свои вакансии в интернете – озаботившись вопросом трудоустройства, идите сразу в ДЕПО, велика вероятность, что там для вас сразу найдется место.
Сколько получают в МСК и Питере + в других городах
Зарплата водителя автобуса/троллейбуса напрямую зависит от региона. Так, зарплата водителя троллейбуса в Москве доходит до 47000 рублей, в Ярославской области — 35000 руб., а в Нижегородской области — 27000 руб.
Водители автобусов в среднем получают больше — их зарплата может доходить до 55000-75000 руб.
Помимо непосредственно оклада, многие компании предлагают своим водителям процент, это тот случай, когда зарплата зависит от выручки.
Т.е. заработок будет напрямую определяться количеством перевозимых за рабочий день пассажиров:
Хотя быть водителем — это тяжелый труд, тут есть и свои плюсы. Большое количество вакансий, официальное оформление, отсутствие необходимости в многолетнем обучении, приемлемый уровень заработной платы, сменный график.
А как думаете вы — является ли эта профессия легкой и достаточно ли она оплачивается? Подпишитесь на наш журнал и оставляйте свое мнение в комментариях к статье.