в чем раскрывается характер и личность чацкого
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума», образ, описание, биография
Чацкий. Иллюстрация Н. Кузьмина |
Александр Андреевич Чацкий является одним из главных героев знаменитой комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова.
Характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума», образ, описание, биография
«. Александр Андреевич Чацкий. » (цитата из списка действующих лиц)
«Потом, подумайте, член А́нглийского клуба. « (Чацкий о себе, действие III явление 2)
Наталья Дмитриевна: Да, не женат.» (действие III явление 7)
Андрея Ильича покойного сынок. » (слова Фамусова, действие II явление 5)
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом. « (София о Чацком, действие I явление 5)
«Я помню, ты дитёй с ним часто танцовала. » (Хлестова о Софии, действие III явление 10)
«Остёр, умён, красноречив. » (София о Чацком, действие I явление 5)
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом. » (Фамусов о Чацком, действие II явление 5)
«. умен, красноречив. « (София о Чацком, действие I явление 5)
«Что говорит! и говорит, как пишет. « (Фамусов о нем, действие II явление 2)
Как Александр Андреич Чацкий!» (Лиза о Чацком, действие I явление 5)
И клонятся к чьему-нибудь вреду. « (Чацкий о себе, действие I явление 7)
«Не человек, змея. » (София о Чацком, действие I явление 7)
Делить со всяким можно смех.» (София о нем, действие I явление 5)
«На смех, того гляди, подымет Чацкий вас. « (Лиза предупреждает Молчалина, действие II явление 11)
«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы. « (София о Чацком, действие III явление 1)
Шутить! и век шутить! как вас на это станет. « (Софья о Чацком, действие III явление 1)
«А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить. « (Софья о Чацком, действие III явление 14)
И этих в вас особенностей бездна. « (Софья о нем, действие III явление 1)
В презреньи к людям так нескрыту?« (Софья о нем, действие III явление 1)
«Вот то-то, все вы гордецы. « (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
Отъявлен мотом, сорванцом. » (Фамусов о Чацком, действие I явление 10)
«Ах! боже мой! он карбонари*. » (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
«Опасный человек. » (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.» (действие III явление 7)
Он нигде не служит, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого было бы очень сложно сделать карьеру:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно. » (действие II явление 2)
По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только карьерой чиновника или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:
«Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным. « (мнение Чацкого о себе,действие II явление 5)
«К чему обманывать себя мне самого. « (слова Чацкого, действие IV явление 10)
Что всё прошедшее вы обратили в смех?!» (Чацкий — Софье, действие IV явление 14)
«Раз в жизни притворюсь. « (Чацкий о себе, действие III явление 1)
Как Александр Андреич Чацкий. » (Лиза о Чацком, действие I явление 5)
Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает себя с Молчалиным, действие III явление 1)
Зачем же мнения чужие только святы?» (слова Чацкого, йствие III явление 3)
А пуще образцовых. » (действие III явление 3)
«Чтоб умный, бодрый наш народ. « (действие III явление 22)
«Безумным вы меня прославили всем хором. « (слова Чацкого, действие IV явление 14)
«И в многолюдстве я потерян, сам не свой.
Нет! недоволен я Москвой. « (действие III явление 22)
В начале пьесы господин Чацкий возвращается в Москву после 3 лет «странствий по свету». Все эти годы он не писал Фамусовым и теперь нагрянул к ним, «как с облаков»:
И грянул вдруг, как с облаков.» (Фамусов о Чацком, действие I явление 9)
« Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» (Фамусов о Чацком, действие II явление 2)
«Охота странствовать напала на него. « (Софья о Чацком , действие I явление 5)
Несмотря на годы разлуки, Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. По словам Чацкого, все эти три года он дышал и жил чувствами к Софье:
«. Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!» (Чацкий о своей любви, действие IV явление 14)
«И всё-таки я вас без памяти люблю. « (действие I явление 7)
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. « (действие IV явление 14)
Критика о Чацком в комедии «Горе от ума»
«Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен. » (А. С. Пушкин — П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.)
«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. « (А. С. Пушкин — А. А. Бестужеву, конец января 1825 г.)
«Из комедии явствует, что одно истинно жалкое и смешное лицо, из всех лиц, выводимых автором, есть Чацкий. Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости.
Чацкий жалок и смешон потому, что глупая любовь к Софии Павловне вовлекает его в ревность к Молчалину и Скалозубу, которых признает он ничтожнейшими людьми.
Чацкий смешон и жалок потому, что глупая, безалаберная любовь приписала, закабалила его дому Фамусова с жильцами и посетителями его. Он декламирует пред ними на языке им не понятном. Впрочем, за исключением постыдных отношений Софии к Молчалину, в этом доме ничего нет особенно глупого и такого, что бы могло вывести из себя благоразумного и порядочного человека.
И опять приходишь к заключению, что Чацкий при всем остроумии своем смешон и жалок: потому что ничего нет смешнее и жалче, как расточать удары свои на воздух. Мы из комедии видим, что Чацкий желчен и раздражителен, что он ругает всех и все, что только на глаза попадается. Но мы не видим, чего бы он хотел, и какого держится он исповедания по вопросам нравственным и общественным. Он негодует на низкопоклонство, на господство французского языка в русском обществе, на одежду.
Но эти жалобы, эти упреки не новы, они изношены и стерты до основы. В воззрениях Чацкого ничего нет нового и оригинального. « (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
«Из всех лиц комедии Чацкий менее всех имеет положительной истины. Это не столько живой портрет, сколько идеальное создание Грибоедова, выпущенное им на сцену действительной жизни для того, чтоб быть органом его собственного образа мыслей и истолкователем смысла комедии.
Грибоедов дал ему светлый, возвышенный взгляд, пылкое, благородное чувство; но растворил его душу и язык желчью едкости, не достигающей до байроновской мизантропии и между тем возвышающейся над паркетным цинизмом Репетиловых. « (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
«Чацкий воспитывался вместе с Софьей, потом, достигнув возраста самостоятельности, то есть восемнадцати лет, «съехал» от Фамусова, но жил в Москве и «редко посещал» его дом. За три года до начала действия, то есть в 1819—1820 годах, уехал из Москвы.
Он вступил в кавалерию. Затем последовал «польский период» его жизни, к которому относится его «с министрами связь». Он, конечно, русский дворянин, но происхождение ведёт из Польши, как и сам Грибоедов.
Больше всего споров с первых дней появления «Горя от ума» вызывает образ Чацкого. Идеи, им высказываемые, оказались сложным сплавом просветительских, романтических и философских течений. Но что бы герой ни говорил, драматург отнюдь не превращал его в нелепого декламатора, ведущего политические споры с гостями на балу, как это представилось Пушкину. или Гончарову.
Конфликт Чацкого с московским обществом отнюдь не так резок, как это представилось последующим эпохам. Тот, кто рождён в московском обществе, кто имеет в нём родственников, пусть дальних, никогда не будет из него изгнан; тот, кто рождён вне его, никогда не будет в него принят.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Это был цитатный образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание личности и характера героя, биография Александра Андреевича Чацкого в цитатах.
Характеристика Чацкого
Александр Андреевич Чацкий — центральный персонаж комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума». Свободолюбивый, прямолинейный и прогрессивно мыслящий главный герой не вписывается в рамки столичного большого света, в результате чего становится изгоем. Характеристика Чацкого наглядно демонстрирует наличие глобальных социальных проблем, укоренившихся в русском дворянском обществе в первой половине XIX века. Чацкий уверенно указывает на них, однако никто из представителей «фамусовского общества» не готов честно взглянуть правде в глаза.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.
Полное имя — Александр Андреевич Чацкий.
Возраст — не указан, молодой человек.
Род занятий — без определенного рода деятельности, был неудачный опыт работы на государственной службе.
Семья — сирота, отец Андрей Ильич Чацкий, мать Анна Алексеевна.
Социальное положение — дворянин, помещик.
Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — не указана, молодой человек привлекательной наружности.
Характер — независимый, свободолюбивый, честный, решительный; это критически настроенный молодой человек, способный на смелые поступки.
Положительные черты — правдивый, неподкупный, искренний, стремится к знаниям.
Отрицательные черты — категоричный, безжалостный, высокомерный; открыто высмеивает слабости и пороки других людей.
Произведение — «Горе от ума».
Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Чацкого основан на том, что он является дворянином, довольно богатым помещиком, владеющим несколькими сотнями крепостных.
Александр Чацкий является сыном Андрея Ильича, который был дружен с Фамусовым. Мать — Анна Алексеевна.
«По матери пошел, по Анне Алексевне…»
Источник: Действие III, явление 21
После смерти отца Чацкий живёт в доме Фамусова и воспитывается вместе с его дочерью Софьей.
Чацкий покидает гостеприимный дом Чацких, чтобы начать самостоятельную жизнь. Особенно тяжело ему дается разлука с Софьей.
Чацкий покидает Москву и на протяжении нескольких лет никто точно не знает, где он пропадает.
«Охота странствовать напала на него…»
Источник: Действие I, явление 5
Характеристика Чацкого основана на том, что он является аристократом. Как и большинство столичных дворян, Чацкий имеет членство в престижном Английском клубе.
Внешность
О внешнем виде Чацкого известно лишь то, что он является молодым человеком.
Источник: Действие I, явление 9
Черты характера и поступки
Чацкий — остроумный, весёлый молодой человек, который способен всех рассмешить.
Чацкий — умный и красноречивый человек, который комфортно чувствует себя в компании единомышленников.
«И, верно, счастлив там, где люди посмешнее…»
Источник: Действие I, явление 5
Чацкого считают высокомерным, заносчивым.
«Вот об себе задумал он высоко…»
Источник: Действие I, явление 5
Главным врагом Чацкого является скука.
Чацкий — взыскательный человек, и после жизни в Европе столица его уже ничем не может удивить.
Объехав немало стран и повидав свет, Чацкий приходит к мудрой мысли, что человек всегда будет недоволен и будет искать место, где бы ему было лучше.
Чацкий критически относится к системе образования в России. Его огорчает мысль, что русское дворянство ориентировано на запад и образование не является цельным, глубоким, профессиональным.
Чацкий с сарказмом относится к моде в высшем свете смешивать русскую речь с французскими словами.
Чацкий всем сердцем любит Софью и огорчается, что она не отвечает ему взаимностью.
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед…»
Источник: Действие I, явление 7
Чацкий очень тяжело переживает равнодушие Софьи, тот факт, что сердце её занято другим человеком.
С разочарованием, вызванным безответной любовью к Софье, Чацкий готов справиться при помощи путешествий и новых впечатлений.
Чацкий — остроумный и язвительный человек, который готов высмеять пороки или слабости других людей.
«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»
Источник: Действие III, явление 1
«Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол.
м(Действие III, явление 14)
Сам Чацкий считает свою язвительность вполне безобидной и не придает своим словам большого значения.
Чацкий — рассудительный человек, он не привык мечтать и доверяет лишь самому себе.
«Ах! нет; надеждами я мало избалован…»
Источник: Действие I, явление 9
«Я верю собственным глазам…»
Источник: Действие I, явление 9
В глубине души Чацкий — нежный и сентиментальный человек, способный ценить воспоминания.
Чацкому чужды предрассудки, которые царят в столичном обществе. Свободный и прогрессивно мыслящий, он далёк от них.
Чацкий — любитель новых ощущений, много путешествует.
«Охота странствовать напала на него…»
Источник: Действие I, явление 5
Чацкий — гордый и свободолюбивый человек, который уважает себя и никогда не будет унижаться на службе.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
Источник: Действие II, явление 2
«Кто служит делу, а не лицам…»
Источник: Действие II, явление 2
У Чацкого был опыт государственной службы, однако в силу своего прямолинейного характера он не смог долго продержаться на месте и оставил службу.
Чацкий обладает многими талантами: он умён, обладает деловыми качествами, прекрасно владеет иностранными языками.
В делах Чацкий — серьёзный человек, не привыкший смешивать веселье с работой.
Чацкому неприятна похвала из уст Фамусова, который является ярким представителем старосветского общества.
Пообщавшись ближе с представителями высшего света, Чацкий понимает, что он среди них чужой. Никто так и не смог понять и оценить по достоинству его качества.
Чацкий глубоко уязвлён тем, что его избранница предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина. Для самолюбивого Чацкого это является унижением.
Разочарование в любви заставляет Чацкого говорить с ещё большим сарказмом, чем прежде.
Чацкий не способен принять фамусовское общество с его лицемерием и прогнившими жизненными ценностями. Единственным выходом для него становится срочный отъезд из Москвы.
Воспитание
Рано осиротев, Чацкий был воспитан в доме Павла Афанасьевича Фамусова.
Повзрослев, Чацкий на три года отправляется путешествовать, что помогает в его всестороннем развитии.
Характеристика Чацкого другими героями
Софья
Софья вспоминает Чацкого как весёлого, остроумного человека, однако не считает это выдающимися качествами.
До отъезда Чацкого Софья была близким его другом, он был влюблён в девушку. Но позже она предпочла ему Молчалина.
Софье досадно, что влюблённый в неё Чацкий не остался с ней, а отправился путешествовать.
Софья не выносит привычку Чацкого язвительно отзываться о людях.
Софья холодно реагирует на признание Чацкого в любви.
Софья считает Чацкого холодным, бессердечным человеком.
Софья, желая отомстить Чацкому за его язвительность, распускает слух о его сумасшествии.
Фамусов
Фамусов упрекает Чацкого в том, что тот после отъезда не давал о себе никакой весточки.
Фамусов видит в Чацком потенциального жениха своей дочери Софьи.
Фамусову очень не нравится свободолюбивый нрав Чацкого. Превыше всего он уважает чины, но Чацкому претит государственная служба, где каждый чиновник обязан не служить, а прислуживать вышестоящим.
Фамусов считает Чацкого карбонари. Так назывались члены тайного революционного общества, возникшего в Италии в начале XIX века. Для реакционных дворян слово «карбонарий» значило буквально «бунтовщик».
«Ах! Боже мой! он карбонари. »
Источник: Действие II, явление 2
Фамусов считает Чацкого опасным человеком, не признающим власть и порядки высшего света.
Источник: Действие II, явление 2
Фамусов презрительно относится к таким вольнодумцам, как Чацкий, от которых нет смысла ждать поддержания привычного порядка. Он не желает знаться с молодым человеком.
«И знать вас не хочу, разврата не терплю…»
Источник: Действие II, явление 2
Осознав, каким человеком является Чацкий, Фамусов относится к нему пренебрежительно. Он лишь переживает о том, чтобы молодой человек не сказал что-нибудь крамольное в обществе его высокопоставленных гостей.
«Уж втянет он меня в беду…»
Источник: Действие II, явление 5
Знакомя Чацкого со своими гостями, Фамусов рассказывает им о достоинствах молодого человека и указывает на недостаток: Чацкий отказывается служить.
Фамусов с радостью очерняет Чацкого, в котором видит явную угрозу привычному укладу жизни.
Фамусов относится к Чацкому как к прокажённому и старается быть от него подальше.
Несмотря на несколько лет разлуки, Лиза с теплотой вспоминает Чацкого, который отличался весёлым нравом.
Лиза прекрасно знает, каким опасным собеседником является Чацкий, способный с легкостью высмеять глупого оппонента.
Фамусовское общество
Представители «фамусовского общества», распустив слухи о сумасшествии Чацкого, принимают это как единственно возможное обьяснение его смелым взглядам и речам, идущим вразрез с их жизненными принципами. Они с радостью передают друг другу сплетни о Чацком.
Гости Фамусова не сомневаются, что причиной сумасшествия Чацкого является его пристрастие к алкоголю.
Речевая характеристика Чацкого
Александр Андреевич Чацкий — человек прекрасно образованный, умный, начитанный. Его речь в полной мере отражает его сущность: она звучит ярко, образно, гармонично, осмысленно. Предложения развёрнутые, включающие сложные обороты, обилие второстепенных членов. Это указывает на культуру и глубину мышления героя.
Чацкий — человек весьма эмоциональный, благодаря чему его речь окрашена самыми различными чувствами: радостной взволнованностью и нежностью при виде Софьи, презрением к устоям дворянской Москвы, твёрдостью и преданностью собственным жизненным принципам. Речь героя наполнена восклицаниями, меткими выражениями, фразами высокого стиля, которые придают его диалогам и монологам особую яркость и выразительность.
Чацкий свободно и прямолинейно высказывает собственные мысли о воспитании, образовании, службе, долге и чести, которые во многом являются отражением авторской позиции. Для его речи характерны либо монологи, либо краткие, но очень ёмкие замечания, многие из которых стали афоризмами: «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, но предрассудки стары», «А судьи кто?».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Чацкого вместе!
Биография
Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, дворянин, помещик, сын Андрея Ильича Чацкого. В раннем возрасте остается сиротой, и Фамусов, который был очень дружен с его отцом, берёт на воспитание мальчика. Некоторое время Александр проводит в доме Фамусова, воспитывается вместе с его дочерью Софьей, в которую влюбляется со всем пылом юношеского сердца.
Неожиданно для всех повзрослевший Александр покидает дом Фамусовых, а затем отправляется в путешествие. Он отсутствует три года, не давая о себе никакой весточки. Так же неожиданно возвращается в Москву.
Чацкий спешит к Софье, чувства к которой за годы разлуки не остыли, однако 17-летняя девушка встречает его холодно: она глубоко оскорблена тем, что Чацкий не написал ей ни одной строчки за время своего отсутствия. Чацкий узнаёт, что Софья влюблена в услужливого и трусливого Молчалина, и подобный выбор одновременно ужасает и оскорбляет его чувство.
Софья, желая досадить язвительному и острому на язык Чацкому, пускает слух о его сумасшествии. Сплетню с радостью подхватывает близкое окружение Фамусова, которое не в состоянии принять прогрессивные идеи смелого молодого человека. В итоге глубоко разочарованный Чацкий навсегда покидает Москву.
Образ Чацкого
Александр Чацкий — яркий представитель нового, молодого поколения русских аристократов первой половины XIX века, которые искренне хотели изменить свою родину к лучшему, реформировать социальные устои.
Будучи настоящим патриотом, Чацкий стремится к тому, чтобы улучшить Россию изнутри, научить граждан с любовью и уважением относиться к собственной истории, культуре, языку, а не преклоняться перед иностранцами.
Обладая превосходным ораторским даром и будучи от природы человеком язвительным и саркастичным, он высмеивает различные пороки как отдельных людей, так и московского общества в целом.
Чацкий видит будущее за образованием, экономическими и социальными реформами, отказе от таких старорежимных ценностей, как чинопочитание, угодливость, работа не по призванию, а для продвижения по карьерной лестнице.
Александр Чацкий со всей страстью призывает отказаться от устаревших традиционных взглядов, идти в ногу со временем, развиваться, однако его идеи воспринимаются обществом как безумие.