в чем проявляются отличительные черты системного подхода
Сущность, принципы и характерные черты системного подхода.
Определим черты системного подхода:
Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
Основные принципы системного подхода (системного анализа):
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода.
А. Принцип целостности
Б. Принцип совместимости элементов целого.
Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совместимы между собой составляющие его элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам.
Системообразущим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) и характеризуют и связи в социально-экономической системе и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подход.
В. Принцип функционально-структурного строения целого.
Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью.
Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.
Г. Принцип развития
Любая система управления, которая является объектом исследования, находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учитывать в проведении исследования. Как это можно учесть? Очевидно, посредством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информационного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследовании системы управления, позволяющем накапливать необходимую информацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.
Д. Принцип лабилизации функций
Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
Е. Принцип полуфункциональности
Ж. Принцип итеративности
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
Шпаргалка Исследование систем управления 6
Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29
В чем проявляется роль времени для эффективности исследования?
А) Время — это ресурс эффективного исследования. Изменения мо гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.
В чем главная особенность организации исследования?
А) Трудности функционального разделения исследовательской деятельности.
В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?
А) Повышает эффективность исследований посредством комбини рованного использования различных методов.
Б) Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя емые на исследование.
В чем отличие понятий и суждений?
а) Понятия отражают факты действительности, а суждения понимание этих фактов.
В чем преимущества диалектического подхода к
исследованию?
в) Ориентирует на поиск противоречий.
В чем проявляются главные признаки методологии исследования?
Б) В целях, подходах и методах исследования.
В чем главная
особенность исследования социально- экономических систем?
А) Затруднено получение объективной информации
В) Ограничены возможности экспериментирования.
В чем проявляются отличительные черты системного
подхода?
В) В установлении системообразующих факторов по любой проблеме и сследования.
Г) В определении условий целостности явлений, его элементов и свя зей между ними.
В чем преимущества метода тестирования?
В) Количественная определенность.
Д) Позволяет быстро получить информационный материал.
Зачем необходимо исследовать управление?
Г) Для эффективного совершенствования управления.
Из каких элементов складываются методы проектирования
концепций?
А) Дивергенции, трансформации и конвергенции.
Как взаимосвязаны методология и организация управления?
В) Организация определяет выбор методологии исследования.
Какое из определений исследования Вы считаете наиболее
полным?
В) Это способ использования знаний в практической деятельности.
Каковы
особенности индуктивных методов исследования?
Б) Они построены по схеме обобщения фактов.
Какова главная особенность диалектического подхода к исследованию?
Б) Поиск противоречий и путей их разрешения
Какова роль практики в исследовании систем управления?
А) Практика характеризует эмпирическую основу исследования.
Б) Практика является источником проблем и критерием оценки их решения.
Г) Практика является сферой реализации результатов исследований.
Каковы основные черты диверсифицированных методов исследования?
В) Это методы, построенные на соединении методологии, психологии и организации исследования.
Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?
Г) Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.
Каково содержание метода
SWOI
-анализа
?
А) Это метод структурирования экспертных оценок.
Каковы особенности метода синектического исследования проблем?
А) Этот метод построен на искусстве соединения творческих потенциалов в определенных организационных условиях совместной деятельности исследователей.
Каково содержание метода Метчета?
А) Это метод регулирования режимов мышления в исследовательской деятельности.
Какие элементы предполагает структура программы исследования?
Б) Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.
Какую роль играет консультирование в организации исследования?
В) Н e обязательно является элементом исследования.
Какой из факторов является решающим в успехе исследования?
Г) М етодология исследования.
Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?
А) Подчиняет мышление главной задаче исследования.
Какое определение понятия «эффективность исследования» вы сочтете наиболее корректным?
Б) Сопоставление результата исследования с затратами на его получение
Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
В) Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.).
Может ли быть исследование функцией управления?
б) Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.
Можно ли при
помощи деловой игры исследовать
систему управления?
Б) Все зависит от характера и типа деловой игры.
Назовите главный признак концепции исследования.
Б) Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.
В) Комплекс ключевых положений по методологии и организации и сследования.
Почему исследования становятся функцией современного
менеджмента?
Б) Обостряется конкуренция.
Г) Повышается сложность решаемых проблем.
Чем определяется выбор объекта исследования?
Б) Областью проявления и существования изучаемой проблемы.
Что является главным фактором, определяющим роль исследования в современном менеджменте?
Б) Уровень развития науки управления.
Г) Сложность решаемых проблем.
Что представляет собой типология исследований?
Б) Это совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам.
Что является системой управления?
А) Структура органов и звеньев управления.
Что является предметом исследования?
Г) Проблема.
Что такое методология исследования?
Б) Логическая схема исследования.
Что понимается под целью исследования?
д) Поиск путей эффективного развития.
Что представляет собой концепция исследования?
В) Это комплекс ключевых положений, определяющий методоло гию и организацию исследований.
Что является целью исследования?
Б) Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле дования.
Что такое методы исследования?
в) Способы проведения исследования.
Что дает менеджеру знание типологии исследования?
А) Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.
Г) Способствует выбору наилучшего типа
Что таков фактология исследования?
А) Использование фактического материала в процессе исследования.
Что такое проблема?
Д) Противоречие, требующее разрешения.
Что является
главным в системном подходе к
исследованию?
г) Определение целостности и связи явлений.
Что является операторами синектики?
Д) Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.
Что характеризует технология исследования?
Г) Комбинацию и последовательность действий исследователя.
В) В правилах оперирования понятиями и вывода умозаключений.
Чем определяется главным образом эффективность использования метода «мозгового штурма»?
В) Организационными условиями реализации творческого потенциала каждого из членов исследовательской группы.
Что является главным условием формирования интегрального интеллекта?
Д) Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.
Что характеризует качество исследования?
Г) Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.
Что характеризует валидность показателя?
Б) Соответствие измеряемому параметру.
Что характеризует понятие исследовательского потенциала?
Г) Это возможность использования необходимых ресурсов для проведения исследования
Чем определяется роль показателей в исследовании систем
управления?
В) Позволяют оценивать явления. Без оценки невозможно понима ние проблемы.
Сущность, характерные черты и основные принципы системного подхода
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы [6].
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта[7].
Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы[7].
Для того чтобы определить отличительные черты системного подхода от общей теории систем и системного анализа, нужно рассмотреть по отдельности эти понятия.
Характерные черты системного подхода[7]:
· Системный подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;
· Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
— изучение самого предмета — «собственный» уровень;
— изучение этого же предмета как элемента более широкой системы — «вышестоящий» уровень;
— изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами — «нижестоящий» уровень.
· Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
При системном подходе исследование носит целенаправленный характер, т.е. подчиненно определенной цели[7].
ОТС выступает в качестве методологии и теории[3]:
1. ОТС рассматривается как теоретическая конструкция, описывающая все возможные типы и виды систем, т.е. развивается как предметная ОТС;
2. ОТС связывается с решением методологических проблем, т.е. с теоретическим описанием методов системных исследований и методов построения различных теорий систем. Здесь ОТС выступает как системная метатеория, т.е. как общая теория системных теорий.
Характерные черты системного анализа[7]:
— Системный анализ в основном имеет дело с разработкой теоретико-методологических средств исследований, конструирования систем и управления системами, включающими человеческий (целенаправленный) фактор;
— Системный анализ акцентирует свое внимание на искусственных, возникших при непосредственном участии человека системах, которому в их функционировании отводится чрезвычайно важная роль;
— Объектом системного анализа также являются системы как инструмент познания. В этом смысле системный анализ больше связан с проблемной ситуацией, нежели с самим объектом, и выступает в таком качестве как методология решения проблем управления;
— Объектом системного анализа являются слабо структурированные проблемы (системы). Они описываются количественными и качественными характеристиками;
— Системный анализ интересуют проблемы принятия решений и управления. В таком понимании системный анализ рассматривает проблемы принятия решений и управления в целенаправленных системах, основным элементом которых являются люди, чье индивидуальное и коллективное поведение в значительной мере определяет функционирование и развитие системы.
Таким образом, отличительная черта системного подхода отражает методологический аспект исследования, ОТС и системный анализ основывается на теоретико-методологических исследованиях.
Основные принципы системного подхода [2, C.35]:
1) Принцип целостности позволяет определить объект исследования как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах, т.е. объект исследования представляется в качестве системы, составляющей единое целое с появлением новых свойств;
2) Принцип динамичности является конкретизацией диалектического принципа развития. Система рассматривается как развивающаяся система, т.е. в процессе своего развития меняются во времени ее структура, состояние;
3) Принцип целенаправленности заключается в том, что система рассматривается как средство достижения общей для всех её составляющих цели;
4) Принцип связности требует рассматривать систему во всем многообразии её внутренних и внешних связей и взаимодействий, т.е. всесторонне, выделяя многочисленные связи, взаимодействия и отношение ее элементов и самой системы с другими системами;
5) Принцип комплексности предполагает проводить исследование систем во взаимосвязи: принципов системного подхода и системного анализа; системных концепций экономики, информатики, менеджмента; различных общесистемных свойств; применения комплекса общенаучных, конкретно-научных и системных методов.
Отличительные черты системного подхода.
Можно сказать, что системный подход представляет собой определенное методологическое направление, реализуемое в трех основных этапах исследовательской деятельности:
— при формулировании задач исследования;
— при решении задач исследования;
— при организации процесса исследования.
Отметим, что разница между понятием «теория» и » методология» заключается в том, что:
— теория направлена на получение данных об объективной реальности;
— методология направлена на сам процесс получения данных.
Если теория направлена на получение знания о самой действительности, то методология—направлена на, процесс получения знания, иначе говоря, между теорией и методологией всегда сохраняется отношение цели и средства.
При осуществлении исследований в соответствии с методологией системного подхода необходимо прежде всего удовлетворять требованиям системного формулирования проблем, а это вытекает из сущности системного подхода и его основных функций. Отсюда следует вывод, что в системном исследовании прежде всего необходимо исследовать объект как систему в той степени, насколько это необходимо и диктуется реальными задачами исследования. При этом очевидно, что само по себе использование системных понятий и терминов не делает исследование системным даже в том случае, когда объект исследования в действительности может пониматься как система.
К отличительным чертам системного подхода можно отнести следующее:
1. В результате его применения возможно решение проблем с новых точек зрения.
2. Системный подход требует обобщенного понимания объекта исследования, который определяется как система. Он должен обладать основными свойствами системы, т. е. пониматься как единое целое. К изучению частей можно приступать только после того, как определены основные связи между его подсистемами. В частности, когда выяснено:
— как цели отдельных подсистем обеспечивают достижение целей всей системы ;
— как решения отдельных проблем способствуют решению проблемы системы в целом или отдельных ее частей, интересующих исследователя.
Только после этого можно приступать к решению отдельных частных проблем.
3. Процесс развития структуры и функционирование системы рассматривается во взаимосвязи.
4. Следующей отличительной чертой системного подхода является динамическое понимание объекта. Предполагается, что речь идет о развивающейся системе, которая в процессе развития изменяет свое состояние, а также структуру и поведение.
Изолированное исследование поведения объекта (как системы) противоречит системному подходу. При системном подходе изменения поведения системы необходимо исследовать во взаимосвязи с развитием структуры и функционирования системы.
Это, однако, не означает, что все эти проблемы необходимо исследовать вместе, одновременно. Можно исследовать проблемы одну за другой (в логической и временной последовательности), но при этом нельзя забывать о месте данной проблемы в системе и о ее связях с остальными свойствами системы.
Таким образом, исследуемый объект рассматривается не как статическая структура, а как процесс непрерывного развития системы с точки зрения ее основных свойств. Отсюда вытекает, что при системном подходе, например, к исследованию информационных систем основное внимание следует обращать в первую очередь на информационные потоки.
5. При системном подходе исследование подчинено определенной цели. При формулировании проблемы необходимо хотя бы в основных чертах определить факторы, влияющие на данную проблему.
6. Существенной чертой системного подхода является также понимание самого процесса как системы. Это означает, что:
6.1.-объект исследования определяется как система;
6.2.-расчленение проблемы на составляющие осуществляется таким образом, чтобы последние образовали систему;
6.3.-последовательность решения частных задач и реализации отдельных этапов определяют так, чтобы логическая и временная взаимосвязь отвечала характеру проблемы, объекту исследования и в первую очередь цели исследования;
6.4.-для решения отдельных частных проблем выбираются методы, соответствующие характеру проблемы, объекту исследования и цели исследования;
6.5.-после решения одной частной проблемы не переходят к решению следующей до тех пор, пока не выяснится влияние решенной проблемы на решение общей проблемы;
6.6.-необходимо проверить, не изменилась ли при решении предыдущей частной проблемы связи между частной проблемой и общими целями или не обнаружились ли дополнительные важные факторы;
6.7.-решающее значение имеет стремление к оптимальному решению не частных проблем, а общей проблемы в целом.
Xарактерные черты системного анализа.
Можно определить следующие характерные черты системного анализа:
1. Системный анализ является научной дисциплиной методологического характера. При этом материальный характер, физическая сущность объекта исследования не имеет значения. При системном анализе основное внимание обращается на системные свойства объекта, такие, как структура системы (т. е. элементы системы и их взаимные связи), поведение и функционирование системы или ее составляющих.
Физический характер объектов исследования может быть различным. Можно исследовать машину, организм животного, организм человека, предприятие, биосферу, общество и т. п. Именно это делает системный анализ действенным инструментом при решении теоретических и практических проблем в разных областях человеческой деятельности.
2. Системный анализ на современной ступени его развития не представляет собой комплекса специфических методов, хотя общее развитие идет в этом направлении. Используется целый ряд методов, применяемых в других областях знания, например в кибернетике, теории систем, исследовании операций, а также в смежных областях — теории управления, бухгалтерском учете и т. д. Сюда относятся как точные методы (например, линейное программирование), так и эмпирико-интуитивные, опирающиеся на соображения «здравого смысла».
Т.е. одной из характерных черт, присущих системному анализу, является значительная зависимость рациональной комбинации точных и эмпирико-интуитивных методов от характера решаемых проблем. Здесь играет роль важность проблемы, ее масштаб и сложность, а также повторяемость используемого решения.
Основой системного анализа является системный подход.
Предметом системного анализа являются характеристики всей системы. Основное внимание сосредоточивается на вопросах структуры, поведения и функционирования анализируемой, проектируемой или разрабатываемой системы в их взаимосвязях. Отдельные составляющие системы исследуются с точки зрения их влияния на систему в целом, их места и веса во всей системе. Такой общий системный подход к объекту исследования является одной из ключевых характеристик системного анализа.
При использовании системного анализа для решения проблем в большинстве случаев проектируется и разрабатывается система, которая обеспечивает решение определенных проблем по мере того, как они возникают. Таким образом, обеспечивается при решении с помощью системного анализа рациональный (в некоторых простейших случаях даже оптимальный) синтез системы, которая реализует поставленные цели. Таким образом, системный анализ открывает возможности для стандартизации методов решения определенных проблем.
Системный анализ предполагает реализацию процесса решения проблем как системы. Общий технологический процесс решения проблемы состоит из отдельных операций в определенной логической и временной последовательности. Такой подход к общему решению проблемы, с одной стороны, гарантирует, что не будут опущены или забыты отдельные важные операции, а с другой — позволяет не распылять внимание на второстепенные, а в некоторых случаях излишние операции.
4. Существенной отличительной чертой системного анализа является вариантный подход. Системный анализ выступает как инструмент для разработки и выбора вариантов решения проблем. Каждый вариант представляет собой возможный и осуществимый путь решения данной проблемы, и это одна из возможных комбинаций условий, свойств и целей решения проблемы.
Из нескольких разработанных вариантов выбирается решение, которое в дальнейшем будет реализовываться. При выборе конкретного решения необходимо помнить об адаптивности системы, т. е. о свойстве системы приспосабливаться к конкретным обстоятельствам. Система должна заключать в себе не простой алгоритм выбора варианта для реализации, а комплекс критериев и условий для выбора варианта, наиболее подходящего в данной обстановке. Далее, система выбирает один из возможных, предварительно подготовленных вариантов, который является наиболее подходящим в данной конкретной ситуации.
5. Системный анализ требует ясных, точных и по возможности выраженных в количественной форме целей и соответствующих критериев для оценки решения. В качестве главного критерия используется соотношение затрат и результатов. На практике это обычно означает, что выбирается одна из возможных альтернатив или их комбинация, а именно: достижение максимального эффекта при данных ограничениях на ресурсы или достижение определенного эффекта при минимальных затратах ресурсов.
6. Системный анализ широко использует принцип обратной связи. Наиболее ярко это выражается в самом процессе решения проблем. После решения каждой частной проблемы и после каждой операции производится сравнение полученного эффекта с предварительно поставленными целями. Это позволяет постоянно контролировать то, в какой мере решение приближается к ожидаемым результатам. На основе такого сравнения происходит постоянное уточнение хода решения, а нередко и уточнение целей решения. Таким образом, принцип обратной связи непосредственно связан с технологией системного анализа.
7. Системный анализ носит операционный характер. Он обеспечивает нахождение лучших количественных показателей деятельности объекта, для которого предложена данная система.