в чем проявляются особенности подарков как средства делового общения

Роль подарка в деловом общении

Что можно дарить? Корпоративные подарки могут быть довольно дорогими, но они не должны быть личными. Это может быть сувенир, который напомнит о стране, картина, изделие фабрики, принимавшей гостя (в этом случае дар будет исполнять и рекламную функцию), то есть это должны быть предметы, которые можно использовать в убранстве рабочего кабинета. По окончании переговоров подарки дарят всем членам делегаций – это могут быть такого же рода сувениры, но гораздо меньшей стоимости.

На семинарах, симпозиумах, съездах и других подобных мероприятиях принято дарить наборы, состоящие из папок, записных книжек, авторучек – предметов, необходимых участникам для работы. Хорошо, если на них будет логотип принимающей организации.

При выборе подарка нужно учитывать занятия вашего партнера – можно подарить набор для гольфа, предметы для верховой езды, набор для барбекю.

Никогда не дарят предметы одежды, галстуки, духи, носовые платки и другие предметы личного обихода. Такой подарок можно сделать коллеге, с которым вы много лет работаете бок о бок, вместе обедаете – словом, достаточно близко общаетесь.

Не принято дарить иконы, жемчуг, зеркала. Некоторые пожилые люди обижаются, получив в подарок часы.

Деньги дарят только близким родственникам. Конверт с деньгами к юбилею – это не подарок, а премия, выделенная работнику.

Нельзя считать подарком конфеты – это просто легкий, ни к чему не обязывающий знак внимания. Их можно дарить женщинам к 8 марта, Новому году и другим праздникам.

Спиртные напитки дарят только в том случае, если регион славится их производством или если ваш партнер известен, к примеру, пристрастием к французскому коньяку, и вам удалось приобрести коллекционный экземпляр. В любом случае бутыль должна быть помещена в фирменную упаковку.

Если ваш район известен производством икры или меда, можно дарить эти продукты, помещенные в подарочные емкости, например мед в сувенирном бочонке.

Как принимать подарки? Тот, кто вас одаривает, хочет доставить вам удовольствие, поэтому не стесняйтесь рассматривать подарок и радоваться ему. Если подарок упакован, не следует равнодушно отставлять его в угол – разверните его и вслух выразите свою радость. Обязательно благодарите за подарок, даже если он вам не понравился.

Отказ от подарка – очень редкий случай. Отказ должен быть обоснован вашей принципиальной позицией или бестактностью дарящего.

Поводы отказа от подарка могут быть следующими:

вид и стоимость подарка, преподнесенного официальному лицу, позволяют воспринимать его как взятку;

официальное положение именинника обязывает его осуждать взгляды или род деятельности дарителя;

подарок представляет собой предмет интимной сферы.

Источник

11.5. правила вручения подарков

11.5. правила вручения подарков

Вопрос о подарках — один из самых деликатных в деловых отношениях. Подарки, как и речь, являются средством общения как внутри организации, так и за ее пределами — с отечественными и зарубежными деловыми партнерами.

Многое зависит от взаимопонимания, личных качеств, интересов друг друга. Если вы знаете партнера достаточно хорошо, и ваш подарок соответствует его интересам и вкусам, то он, как правило, принимается с искренней благодарностью. Если же вы встречаетесь с партнером впервые, то не следует торопиться с подарком, особенно дорогим. Реакция может быть противоположна той, на которую вы рассчитываете. Так, подарок может быть расценен как:

• выражение вашей зависимости от партнера;

• свидетельство вашей корысти;

• знак того, что даримая вещь вам просто не нужна.

Дарение требует большого такта и вкуса. Общих правил для всех случаев жизни здесь не существует. Чаще всего принято, что во время первой встречи подарки вручают хозяева, а не гости. Поэтому нужно обязательно преподнести что-либо прибывшему зарубежному представителю в знак того, что его рассматривают как почетного клиента и предполагают длительные отношения. При последующих встречах обмен подарками становится обязательным.

Подарки следует дарить строго по рангам. Нежелательно руководителю и членам делегации на переговорах дарить одинаковые подарки, это будет расценено как оскорбление (особенно чувствительны к нарушениям субординации представители азиатских стран).

Подарки будут выглядеть весомее, если их украсить гравировкой или монограммой, эмблемой вашей фирмы или инициалами того, кому предназначен подарок.

Знакомым уместно подарить коробку дорогих конфет (развесные конфеты дарить не принято), коньяк, шампанское, набор марочных вин. При этом следует иметь в виду, что бутылку без упаковки дарить неприлично. Неприличным считается преподносить крепкие напитки слабому полу.

Не следует дарить иконы, жемчуг, носовые платки, часы, зеркала, ножи (и на Западе, и на Востоке это плохая примета). Не рекомендуется дарить матрешки и самовары — они есть почти у каждого иностранца.

В отличие от других подарков цветы вручают, сняв бумагу. Исключение составляет дорогая упаковка, которую в особо торжественных случаях можно не снимать (например, юбилей). К посылаемой корзине цветов или букету следует приложить визитную карточку или записку с добрыми пожеланиями. Мужчинам цветы не дарят, за исключением юбилея. Женатый мужчина не дарит цветов девушке, а женщина — мужчине.

Отказ от подарка — очень ответственный поступок, который может быть мотивирован исключительно принципиальной позицией или бестактностью дарящего.

Помимо общих поводов для вручения подарков (т. е. демонстраций доброй воли и рекламы), существует масса частных поводов и предлогов для того, чтобы подарить что-нибудь сотрудникам, клиентам, покупателям, обслуживающему персоналу. Это возможно при поздравлении с рождением ребенка, вступлением в брак, повышением оклада или должности, получением награды, публикацией в газете или выступлением по телевидению; новым местом работы, получением ученой степени, крупным достижением.

Подарки также могут вручаться по случаю ухода на пенсию, юбилейных дней рождения, годовщин со дня свадьбы, круглых дат в трудовой деятельности, перевода в другой отдел или город, смены профессии, приобретения нового дома.

Возможны подарки по следующим поводам:

• в знак благодарности (за сверхурочную работу, выполненную в неудобное для человека время; за выполнение срочного задания и совершенно бескорыстную добросовестную помощь; за приглашение на деловой завтрак, обед, ужин, иное мероприятие);

• в знак извинения за недоразумения или нанесенную кому-то обиду;

• в знак сочувствия или соболезнования: в связи со смертью близких, неудачи в карьере или финансовых делах.

Чем ближе вручение подарка к событию, в связи с которым он сделан, тем лучше.

При необходимости общения с иностранцами и обмене подарками необходимо когда-то остановиться, оставив партнеру приятное чувство победы в этом состязании.

Представители разных стран по-разному относятся к дарению. В Великобритании выработан определенный ритуал дарения и определен круг товаров, которые рассматриваются именно как подарки. Это календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, а на Рождество — алкогольные напитки. Другие товары рассматриваются не как знаки внимания, а как средство давления на партнера. В деловых отношениях российским бизнесменам лучше не только не напрашиваться на подарки, но и вести себя так, чтобы исключить для английской фирмы возможность дарения. От этого ваша репутация как делового партнера будет намного выше.

В Финляндии на праздники, особенно в Рождество и Новый год, принято поздравлять друзей и коллег. Лучше всего подарить красивую открытку, чтобы не ставить партнера в неловкое положение дорогим подарком. В Германии подарки в деловом общении не приняты. В Турции любой деловой прием завершается вручением приглашенным небольших сувениров (популярны у турецких деловых людей «плакеты» — упакованные в бархатную коробку-подставку бронзовые или латунные таблицы с эмблемой фирмы и памятной подписью). В ответ также может быть преподнесен памятный знак фирмы.

В Латинской Америке принято дарить календари, фирменные авторучки, записные книжки, напитки, изделия народных промыслов, красочно оформленные корзины с набором продуктов к праздничному столу.

За исключением Рождества у североамериканцев нет установленных дат для вручения подарков как нет и определенных предметов, предназначенных для этой цели. Однако рекомендуется деловым партнерам из США делать относительно недорогие подарки (не более 50 долл., желательно 10 — 25), за исключением особых случаев, когда подарок делает кто-то из высшего руководства корпорации. Следует отметить, что обмен подарками между людьми на Западе распространен не так широко, как в России, поэтому к дарению следует относиться с осторожностью. При переговорах с азиатскими бизнесменами практически невозможно обойтись без подарков.

Контрольные вопросы к главе 11

1. Какими правилами поведения следует руководствоваться на улице?

2. Какими правилами поведения следует руководствоваться в общественном транспорте?

3. Какими правилами поведения следует руководствоваться при посещении театров, кинотеатров, концертных залов?

4. Какие виды деловых приемов вы знаете?

5. Какие требования предъявляются к одежде на деловых приемах?

6. Какими правилами поведения следует руководствоваться участникам деловых приемов?

7. Почему деловому человеку необходимо знать особенности национального этикета?

8. Какие факторы влияют на особенности национального этикета? В чем проявляется их влияние?

9. Как особенности национального этикета проявляются в переговорном процессе?

10. Какова роль комплиментов в общении?

11. Какие основные правила использования комплиментов вы знаете?

12. В чем состоит особенность скрытых комплиментов?

13. В чем проявляются особенности подарков как средства делового общения?

14. Каковы общие правила и национальные особенности вручения подарков?

15. В каких случаях в деловом общении целесообразно вручать подарки?

Практическое задание к главе 11

ТЕСТ «КАК ВЫ ВЕДЕТЕ СЕБЯ В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ?»

Из данных вариантов ответа выберите наиболее подходящий для вас.

1. Вы впервые пришли на новое рабочее место. Какой коллектив вы предпочли бы увидеть?

а) достаточно молодой, предпочтительнее противоположного пола, который отнесся бы к вам снисходительно;

б) вашего возраста, который сразу же начинает прицениваться к вам;

в) сотрудников преимущественно пожилого возраста, достаточно угрюмых, постоянно занятых «важными» делами и всем своим видом показывающих, что вы вносите определенного рода дискомфорт в их сплоченное существование.

2. Вы входите в пустой лифт. Вы займете его таким образом:

а) встанете посередине, показывая своим видом, что хотите занять его весь;

б) встанете в один из углов, повернувшись спиной или боком к остальной части лифта;

в) встанете посередине, но так, чтобы осталось много места в кабине.

3. Вы знакомитесь с тремя представителями противоположного пола, имея возможность выбрать для дальнейшего общения одного. Кого вы предпочтете:

а) молодого, общительного, но несколько эксцентричного и излишне привлекающего к себе внимание;

б) средних лет, со вкусом одетого и немного ироничного;

в) в годах, всем своим видом показывающего, что он занимает высокое положение.

4. Войдя в кафетерий, вы видите, что все места заняты, есть лишь одно, но соседнее место занимает незнакомец. Вы:

а) все же займете единственное место, приветливо улыбнувшись нечаянному соседу;

б) сядете за столик, всем своим видом показывая, что вам совершенно безразлично, кто сидит рядом с вами;

в) подождете, пока освободится место где-нибудь за другим столиком, или вообще покинете кафетерий.

5. Свой отпуск вы провели бы:

а) в месте, где еще ни разу до этого не были;

б) только на море, тем более, что там есть вероятность приятного и неожиданного знакомства;

в) где-нибудь в сельской местности.

6. Если человек, который вам нравится, совершенно не проявляет к вам интереса, вы:

а) с сожалением откажетесь от намерения познакомиться с ним;

б) предпримете попытку объясниться с ним, чтобы исключить всякие сомнения и недосказанность;

в) оставите все как есть — ему же хуже.

Подсчитайте количество баллов, воспользовавшись таблицей.

Источник

Подарки в деловом этикете

В деловом протоколе и бизнес­этикете далеко не последнее место занимает практика дарения подарков. И чем выше уровень партнеров, тем большее внимание уделяется данной практике. Деловые подарки условно можно разделить на две группы: сувениры и, собственно, полноценные подарки.

Сувенир – это недорогой и, как правило, ни к чему не обязывающий презент. Преподносится в связи с незначительными поводами и не всегда в строгой официальной обстановке. Чаще всего это предмет, ассоциирующийся с компанией дарителя – или что­то из выпускаемой продукции, или уменьшенная модель производимого товара. На сувенирах ставится логотип компании, но, если сувенир дорогой и предполагает, что его обладатель будет пользоваться им в обществе, логотип должен быть малозаметен.

Сувениры получили наибольшее распространение в корпоративной культуре. В компаниях, заботящихся о своем положительном имидже и лояльности сотрудников, принято на праздники дарить сувениры с корпоративной символикой. Обычно это вещи, используемые в повседневной жизни, канцелярские принадлежности, посуда и т. д.; они имеют массовый характер, т. е. все сотрудники получают одинаковые презенты.

Говоря о презентах внутри компаний, надо заметить, что индивидуальные подарки начальнику от сотрудника дарить не следует, это принято делать в коллективном порядке. На высоком уровне к подаркам подходят уже более серьезным образом, и различных правил и регламентов здесь имеется больше. И если сувениры носят в какой­то степени рекламную функцию, то в отношении VIP­подарков это неприемлемо.
В связи с какими поводами преподносятся подарки? Это мировые праздники (Рождество, Новый год), государственные
(23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая и т. д.), профессиональные (День строителя, финансиста, торговли и т. п.) и торжественные даты в жизни компании и ее руководства. Часто – по случаю презентации или окончания переговоров. Цели же всегда одни и те же – продемонстрировать свое внимание, уважение, выразить благодарность или заинтересованность. Реже – как способ извиниться за что­либо.

К выбору подарка стоит подходить с немалой ответственностью. Часто сложность заключается в том, что у того, кому предназначается подарок, уже есть все необходимое. Поэтому при выборе нужно руководствоваться не столько предполагаемой пользой, сколько оригинальностью. Естественно, нужно исходить из личности одариваемого. Учитываются его статус, сфера деятельности, личные предпочтения, повод для подарка, степень знакомства и многое другое.

В качестве подарка могут выступать самые различные вещи – от канцелярских принадлежностей до антиквариата. Понятно, что речь о логотипах здесь уже не идет: ни один руководитель не выйдет в люди, например, с портфелем, на котором красуется логотип другой фирмы. Если речь идет о торжественной дате, то приветствуются подарки с гравировкой. К примеру, очень популярны часы с дарственной надписью. В таких случаях важно не переусердствовать и избежать того, что надпись может бросаться в глаза окружающим.

Подарок обязательно должен быть упакован. Среди специалистов по протоколу иногда возникают споры, допустимо ли присутствие на упаковке фирменного логотипа. В большинстве случаев компромисс в том, что если и ставить логотип, то делать его малозаметным, или прикреплять к упаковке специально изготовленную визитку.

В разных странах имеется свое отношение к деловым подаркам. Например, в Северной Америке и Англии подарки встречаются редко. Там подарок часто истолковывается как попытка подкупа и манипуляции. Кстати, именно по этой причине иногда случаются отказы от подарков, особенно если они дорогостоящие.

У китайцев является совершенно нормальным предварительно поинтересоваться, что партнер желает получить. Впрочем, такое встречается и на встречах высокого государственного уровня, когда протокольные службы заранее согласовывают процедуру обмена подарками.

В Японии принято дарить подарки до начала переговоров, дабы расположить к себе противоположную сторону. Хотя международные стандарты предполагают делать это в завершающий день переговоров.

Вообще национальные особенности при выборе подарка нужно обязательно учитывать, ибо «что русскому хорошо, немцу смерть». Например, делегация из мусульманских стран вряд ли оценит по достоинству алкогольные подарки, хоть они и преподнесены с самыми благими намерениями. В некоторых странах с суеверием относятся к часам, зеркалам или острым предметам, и таких нюансов немало. С осторожностью надо относиться и к количеству подарков: в разных странах свои «нехорошие» цифры – например, в Европе такой цифрой является «тринадцать».

Ценник не должен присутствовать, вообще любое упоминание о стоимости неуместно. Хотя в США, напротив, привычным является дарение с чеком, чтобы при необходимости обладатель подарка мог обменять его.

В самой процедуре дарения есть ряд правил, которые варьируются в зависимости от каждой конкретной ситуации. Например, при первой встрече первым подарок преподносит хозяин. Подарки должны быть взаимными и равноценными (но ни в коем случае не одинаковыми). При получении подарка обязательно нужно вынуть его из упаковки, после чего произнести слова благодарности. Хороший тон – сопроводить презент открыткой, подписанной дарителем собственноручно. Подписываются такие открытки в основном одинаково: сначала идет приветствие, затем – поздравления, и в конце – пожелания. Если партнер другой национальности, открытка подписывается на его родном языке. Если же подарок преподносится не лично, а через секретариат или службу протокола, необходимо выразить благодарность в письменном виде или по телефону.

Ни в коем случае нельзя выражать недовольство подарком или критиковать его. Отказываться тоже нежелательно, хотя такие случаи имеют место.
Отдельно стоит сказать об алкогольных подарках. Алкоголь – это универсальный подарок, к тому же дарить повторно алкоголь (разумеется, не одной и той же марки) не считается зазорным, так же как конфеты и цветы. Естественно, алкоголь должен быть хорошего качества. Алкоголь можно дарить и непьющим людям. Хотя прежде желательно навести справки о человеке. Если у него проблемы со здоровьем, а уж тем более связанные со спиртным, лучше подарить что­то другое.

Самый традиционный алкоголь – коньяк, он относительно дорог и довольно престижен, его можно дарить практически по любому случаю (даже женщинам), не боясь ошибиться. Однако и здесь есть тонкости. Например, человек принципиально предпочитает коньяк какой­то одной марки или выдержки. Опять же, даря каждый раз партнерам коньяк одного и того же известного бренда, можно прослыть человеком без вкуса.

Виски дарят реже, все­таки этот напиток на любителя, к тому же знатоков виски еще меньше, чем разбирающихся в коньяке. Водка же как подарок встречается совсем редко, т. к. многими она воспринимается как дешевый и даже маргинальный напиток. Вина, шампанское и ликеры преподносят в основном женщинам.

При этом совершенно нормальным считается подарить, скажем, бутылку хорошего шампанского мужчине. Лучше, если алкоголь будет красиво упакован. И уж совсем замечательно, если на бутылке выгравирована надпись от дарителя. Из всего сказанного можно сделать вывод, что к деловым подаркам нужно подходить тщательно и продуманно. И если в небольших компаниях ведение подарочного фонда возложено, как правило, на секретариат или персональных помощников руководителей, то в крупных международных организациях, особенно государственных, полагаться на непрофессионалов недопустимо. Поэтому в таких организациях этим занимаются отдельные службы, состоящие из подготовленных компетентных специалистов.

Константин Балакин
Источник: Журнал «Секретарское дело»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *