в чем проявляются недостатки и ограниченность жестов
Практическое задание 1 к модулю 4. Задание Ответьте письменно на следующие вопросы
Ответьте письменно на следующие вопросы.
1. Насколько эффективным средством общения являются жесты? Жесты являются очень эффективным средством передать и понять именно чувства
2. В чем проявляются их недостатки и ограниченность?
Жесты не могут передать всё разнообразие слов. Использование жестов вместе со словами и мимикой дают лучший результат в разговоре.
3. Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами? Легче всего указать направление, указав жестом на конкретно место, показать размеры (большой, маленький, средний и т. д.), указать схожесть с каким-либо другим предметом («нужен предмет такой же, как вон тот») и т.д.
4. Какие — труднее всего? Труднее всего передать конкретную просьбу («пойди конкретно туда. купи конкретно то. »)
5. Какие из них вообще невозможно выразить жестом? Слова «могу, умею, понимаю, знаю, должен»
6. Могут ли жесты передать эмоции? Жесткикуляция при разговоре всегда добавляет эмоций в рассказ, показывает настроение, отношение к чему-либо.
7. Какую информацию о личности могут давать жесты в оперативно-розыскной деятельности? В жизни каждый человек обладает своим стилем манипуляции, т.е. жестами, которые отражают принадлежность его к определенной культуре. Очень часто жесты свидетельствуют об этническом происхождении человека, о его воспитании, профессии и т.д.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в первую очередь на. а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его. а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него. а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим, если женщина. а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
10. Большинство используемых жестов и поз. а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.
Задание 3.
И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.
По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.
В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.
1. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?
2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым?
3. Какие тактико-психологические приемы следует использовать для установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым И.?
1) В начальной стадии допроса диагностируются психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия, изыскивается возможность установления коммуникативного контакта. На этой стадии допроса важное значение имеет предупреждение возможного нежелания лица давать правдивые показания на основе использования положительных качеств личности допрашиваемого.
в условиях свободного рассказа может проявиться конформность допрашиваемого, его стремление соответствовать ожиданиям следователя. На следующих стадиях возможно использовать такие приемы, как уточнение неопределённых высказываний, оказание правомерного психологического воздействия и др.
2) можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта: 1) создание надлежащей обстановки допроса; 2) допрос наедине; 3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции, 4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению, 5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон; 6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему; 7) обращение к логическому мышлению; 8) разъяснение целей и задач допроса; 9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и его результатам.
3 вопроса о жестах: Насколько эффективным средством общения являются жесты?
Хочу к жестам замечательно перечисленным в ответе Omela [3.3K] добавить жест, который выражает согласие-кивок головы.
И жест аплодисментов означает восхищение.
А когда грозят пальцем, то предупреждают о своем неодобрении. Жест понятный каждому ребенку.
Но с языком жестов можно попасть и впросак, если вы попали в другую страну, где жесту придают другое значение. Пл-моему в Болгарии энергичное качание головой из стороны в сторону, которое в России означает отказ, в Болгарии означает согласие.
Язык жестов очень выразителен и понятен. С его помощью можно объясняться не зная языка.Если еще подключить к жестам мимику.
Жесты выражают эмоции человека.и они нужны. если человек говоря что то и при этом нет жестов, речь получается скучной и тянет на сон, становится не интересной, и человек теряет интерес. и теряет смысл.
Просьба руки и сердца идеальна с жестом протянутой руки, в которой коробочка с кольцом.
Милостыню тоже просят, часто просто протянув руку, но уже пустую.
Поманив пальцем, понятно, что зовут.
Приветствие или попытка обратить на себя внимание- махи рукой влево-вправо.
Все эти жесты достаточно эффективны в том случае, когда нельзя сказать словами из-за расстояния.
Думаю что нет
В присутствие другого человека когда говоришь о нем, то лучше употреблять его имя, а не род.
Это будет звучать менее резко и более уважительно.А когда говорят по роду, в этом читается скрытое презрение.То есть получается что ты не о конкретной личности говоришь, а просто о каком-то человеке.Поэтому это конечно может обидеть.Но если самого человека нет рядом, то безусловно называть его по роду женскому или мужскому (он или она) допустимо.Если человек о котором ведется речь, присутствует при этом рядом, его надо в любом случае называть по имени.Даже если ты не обращаешься лично к нему
Я в таких случаях, одергиваю человека.
Если он начинает говорить обо мне «она». Допустим «А она пойдет или останется?» Я подхожу и встаю перед ним, смотрю ему в глаза и отвечаю: Она (пауза) пойдет.Или просто переспрашиваю «Кто подойдет?»
Мало кто из нормальных людей склонен намеренно причинять боль другому. За то многие из нас склонны выдавать свое сопротивление и боль изза него за злонамеренность другого.
Пока мы будем сваливать ответственность за нашу боль на другого, не принимая ее как наш урок, боль будет ходить по свету неприкаянная и будет искать своего Христа, который согласится ее принять на себя.
Так наша боль- это только наша боль и дай Бог, чтобы она ни к кому больше не возвращалась ни бумерангом, ни по закону какой-то там кармы.
Программа нейропсихологической реабилитации пациента, перенесшего инсульт.
Практически у каждого пациента наступает так называемый «кризис личности», психологическая и физическая зависимость от других людей: врача, медицинской сестры, домашних, когда утрачиваются навыки, которые в жизни казались как бы «непотопляемыми».
Такая программа направлена на восстановление не только утраченных физических функций (как известно страдает не только психика, но и самообслуживание из-за парезов и плегий, когда половина тела не слушается, или вообще, человек оказывается прикован к постели, теряется речь, не может нормально произносить слова, «каша во рту» и пр.)
Программа проводится в несколько этапов, которые разрабатываются индивидуально. Включает в себя не только коррекцию психических и психологических проблем, но и физическую реабилитацию, работу с логопедом, массажистом, инструктором ЛФК, консультацию психолога, проведение тренингов.
Все начинается с момента госпитализации в неврологическое отделение,сосудистый центр, затем в отделении реабилитации, затем в санатории, затем уже дома под контролем участкового терапевта и консультаций невролога.
Язык жестов в общении
Язык жестов как самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ. Роль и этикет невербального общения.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.08.2014 |
Размер файла | 29,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
язык жест невербальный
Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле и не всегда отдавая себе в том отчет, что они способны передавать о нас гораздо больше информации другим людям, чем слова.
Невербальное общение возникает бессознательно. Оно может дополнять или противоречить, усиливать или ослаблять словесное общение. Является наиболее древней формой коммуникации.
Оно присуще не только людям, но и животным. Хозяин без труда понимает, чего хочет его собака, а она предугадывает многие поступки хозяина. Но у животных, живущих в одиночку данная форма общения развита плохо или отсутствует вообще. К примеру, добродушный с виду медведь, может отвесить оплюху дрессировщику.
Невербальное общение менее упорядочено, чем вербальное: нет общепринятых словарей, правил компоновки жестов, с помощью которых мы можем однозначно передать свои чувства.
Часть такого общения универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, к примеру, жесты, различаются в разных культурах.
1. Роль невербального общения
Слова хорошо передают логическую информацию. Но чувства лучше передаются невербально. Согласно исследованиям, 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит с помощью невербальных средств коммуникаций.
Невербальное общение спонтанно и непреднамеренно. Оно у нас от природы. Поэтому это общение очень емко.
С помощью него человек может:
-подтверждать /опровергать словесную информацию;
-передавать информацию сознательно/бессознательно;
-выражать эмоции, чувства;
-восполнять недостаток слов (например, при обучении езде на велосипеде).
Используя невербальное общение и совокупность разных телодвижений, можно составить более точный образ собеседника и создать нужное впечатление о себе.
2. Этикет невербального общения
В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Мимика и жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности. Знающему и соблюдающему правила этикета человеку гораздо легче живется в любом обществе.
Мимика, жесты играют важную роль в оценке собеседника. Многие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки надо держать спокойно. От привычек теребить что-нибудь, стучать пальцами, тереть мочку уха т.д. надо отучаться. Неприлично указывать пальцем, отставлять мизинец во время еды или курения.
Во время общения нельзя прикрывать рот рукой, похлопывать собеседника по плечу, теребить пуговицу его пиджака, стряхивать пылинки с его или своей одежды. Жестикуляцию нужно свести до минимума. Лишь некоторые фразы можно сопровождать соответствующими жестами «садитесь, пожалуйста», «познакомьтесь, пожалуйста» и т.д.
Жесты должны быть скупы, неразмашесты, определенны: легкий кивок в знак согласия, нерезкий взмах кисти в дополнение к сказанному.
Особое внимание надо уделять жестам при посещении других стран.
— в некоторых африканских странах, смех означает замешательство
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.
Кроме того, чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.
Эти правила значительно варьируют в зависимости от возраста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии.
Жесты-иллюстраторы используются для пояснения сказанного (указание рукой), также одни из простых приемов невербального общения.
5. Язык жестов и поз
Они свидетельствуют об искренности собеседника, добродушном настрое, желание говорить откровенно.
-раскрытые руки : говорящий сделал жест рукой (руками) в сторону слушателя, при этом ладони на мгновение были обращены вверх. Особенно нагляден у детей, когда они гордятся своими достижениям, то открыто показывают свои руки. Этот жест демонстрирует готовность идти на встречу, к установке контакта. Этим жестом человек показывает, что ему нечего скрывать.
-расстегивание пиджака: жест говорит о том, что собеседник открыт и дружески расположен. Наблюдения показывают, что соглашение чаще достигается между людьми в расстегнутых пиджаках, чем в застегнутых.
Есть три положения рук:
-простое скрещивание рук: универсальный жест, несет оборонительный или негативный смысл. Следует пересмотреть ваши действия и слова. Этот жест оказывает влияние на других: если в группе их четырех и более человек один скрестил руки, следует ждать, что его примеру последуют и остальные. В некоторых случаях этот жест символизирует спокойствие и уверенность.
-кисти скрещенных рук обхватывают плечи: этот жест говорит о сдерживание негативной реакции собеседника. Он готов ринуться в бой, но с трудом сдерживает себя. Нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом, усмешкой.
Жесты размышления и оценки.
Показывают состояние задумчивости, стремление найти решение проблемы.
-поза «Мыслителя» : рука у щеки, задумчивое выражение лица, показывает заинтересованность.
-пощипывание переносицы(часто с закрытыми глазами): глубокая сосредоточенность, напряженные размышления.
-почесывание подбородка: процесс принятия решения, после его принятия почесывание прекращается. Сопровождается легким прищуриванием глаз.
-опора подбородка на ладонь, указательный палец вдоль щеки: красноречивое свидетельство о критической оценки ваших доводов.
Жесты сомнения и неуверенности
Признаком сомнения является легкое потрагивание или потирание носа, почесывание мочки уха или боковой части шеи. Стоит различать, когда человек чешет нос или показывает сомнение. Обычно чешут энергично, интенсивно, а когда испытывают неуверенность, то слегка касаются.
Первые и зачастую главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.
Наслаждение возникает, например, при вкусовых впечатлениях.
Протест (уголки рта чуть приподняты, рот слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.
Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) сопровождается взглядом в пустоту.
Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) говорит о твердости характера, об отсутствии продолжать разговор.
Сжатый рот означает отказ, отрицание, упрямство. Обиду.
«Вытянутое» лицо говорит о грусти, тоске, разочарованности.
Ассоциирование эмоций с мимикой
7. Непроизвольные реакции
Эти реакции плохо поддаются контролю и, как следствие, являются очень информативными.
Стандартное прочтение этих реакций:
Эти реакции проще обнаружить у мужчин, нежели у женщин, которые к тому же лучше обманывают.
Ответ на невербальное общение.
Интересно, что, отвечая на невербальное поведение говорящего, мы невольно (подсознательно) копируем его позы и выражение лица. Таким образом мы как бы говорим собеседнику: «Я вас слушаю. Продолжайте».
Как же реагировать на невербальное общение собеседника? ‘Обычно следует отвечать на невербальное «сообщение» с учетом всего контекста общения. Это значит, что если мимика, тон голоса и поза говорящего соответствуют его словам, то проблем никаких нет. В этом случае невербальное общение помогает точнее понять сказанное. Когда, однако, невербальные «сообщения» противоречат словам говорящего, мы склонны отдавать предпочтение первому, поскольку, как гласит популярная пословица, осудят не по словам, а по делам».
Когда несоответствие между словами и невербальными «сообщениями» невелико, как это имеет место, когда кто-либо неуверенно приглашает нас несколько раз куда-либо, мы можем отвечать или не отвечать словами на эти противоречивые выражения. Многое зависит от участников общения, характера их отношений и конкретной ситуации. Но мы редко игнорируем жесты и мимику. Они часто заставляют нас отложить выполнение, например, высказанной просьбы. Другими словами, понимание нами невербального языка имеет тенденцию опаздывать. Следовательно, когда мы получаем от говорящего «противоречивые сигналы», то можем выразить ответ примерно в такой форме: «Я подумаю» или «Мы вернемся с Вами к этому вопросу», оставляя себе время для оценки всех сторон общения до принятия твердого решения.
Когда несоответствие между словами и невербальными сигналами говорящего выражено ярко, на «противоречивые сигналы» вполне уместен и вербальный ответ. На противоречивые жесты и слова собеседника следует отвечать подчеркнуто тактично. Например, если говорящий соглашается что-либо сделать для Вас, но проявляет при этом признаки сомнения, например, делает частые паузы, задает вопросы или его лицо выражает удивление, возможно, такое замечание: «Мне кажется, что Вы к этому относитесь скептически. Не объясните ли, почему?» Это замечание показывает, что Вы внимательны ко всему, что говорит и делает собеседник, и таким образом не вызовете у него беспокойства или защитной реакции. Вы всего лишь предоставляете ему возможность выразить себя более полно.
Понимание языка жестов поможет улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. Как бы хорошо вы не знали кого-то, никому не дано читать мысли других людей, поэтому все, что может улучшить, общение представляется ценным. Язык жестов можно использовать для того, чтобы манипулировать людьми или вести их в заблуждение. Однако, прежде чем использовать новые знания, подумайте чего вы хотите этим добиться.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общее понятие и группы средств невербального общения. Описание значения поз, мимики, жестов и телодвижений при общении с человеком. Значения и правила жестов в бизнесе: жестикуляция рукой; жесты защиты и нападения; жесты, свидетельствующие о лжи.
контрольная работа [320,1 K], добавлен 27.07.2010
Общее представление о языке телодвижений. Изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам. Основные коммуникационные жесты, их значение и происхождение. Особенности языка жестов разных стран. Ограничение на прикосновения.
реферат [39,4 K], добавлен 24.01.2009
Функции деловой беседы. Искусство ведения деловых переговоров. Практическое задание на исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением синонимов. Невербальные компоненты общения. Использование жестов-иллюстраторов для пояснения сказанного.
контрольная работа [61,6 K], добавлен 29.04.2012
Условия успешного проведения экскурсии. Требования к культуре и скорости речи, интонации и внешнему виду, идейному содержанию рассказа экскурсовода. Особенности речевых средств общения на выставках и экскурсиях, значение этикета. Язык мимики и жестов.
контрольная работа [20,5 K], добавлен 10.09.2010
Характеристика невербального общения, коммуникационного взаимодействия между индивидами без использования слов, без речевых и языковых средств. Изучение экспрессивно-выразительных, тактильных и пространственных движений, значения закрытых жестов и поз.
реферат [30,5 K], добавлен 22.11.2011
Общее представление о языке телодвижений. Ладони и передаваемая с их помощью информация. Защитный барьер, сформированный с помощью ног. Сигналы глаз, характерные для процесса ухаживания. Влияние на окружающих с помощью различных положений корпуса тела.
презентация [1009,4 K], добавлен 22.10.2013
реферат [21,3 K], добавлен 14.06.2010
Невербальное общение: жесты
Содержание
Те, кто способен найти общий язык с любым человеком, часто сообразительны, находчивы и тактичны, они понимают что нужно другим людям и знают как найти компромисс. Можно утверждать, что умелое невербальное поведение – это часть социальной компетентности. Одни люди боле восприимчивы к невербальным сигналам и способны лучше идентифицировать их смысл, другие более искусны в том, что связано с невербальным выражением собственных чувств и установок. Таким образом, социальная компетентность, предполагающая владение подобными навыками, играет исключительно важную роль в повседневной жизни.
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий. Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем.
Два вида жестов в детекции лжи
В детекции лжи нам важно будет учитывать два вида жестов:
Коммуникативные жесты – это жесты, которые сопровождают речь (иллюстраторы, регуляторы) или сами являются речью (эмблемы).
Некоммуникативные жесты – это жесты, которые не участвуют в коммуникации между людьми, но играют особую роль в “общении” человека с самим собой. Так, например, жесты-адаптеры позволяют обрести человеку покой в сложной ситуации стресса.
Поговорим об этом поподробней.
Коммуникативные жесты
Жесты-эмблемы
Эмблема – это коммуникативный жест, который не сопровождает речь, а по сути сам является речью, потому что имеет очень конкретное значение. Человек, показывая жест-эмблему, всегда делает это осознанно и намеренно. Эмблемы и эмблематические знаки являются протоязыком. Эмблемами общались наши предки, не знавшие и не владевшие языком в современном его виде.
Значение жестов-эмблем однозначно трактуется всеми представителям данной культуры или субкультуры. С помощью эмблем можно передать практически любое сообщение, включая фактологическую информацию, приказания, выражение личного отношения к происходящему и чувства.
Лицевые выражения и движения глаз, сопровождающие жесты-эмблемы, расширяют границы возможных смыслов, ассоциирующихся с движениями руки. И всегда существует возможность, что смысл, ассоциирующийся с жестом в отсутствие речи, изменится, если его будет сопровождать речь, включая и те случаи, когда сопровождающая речь вроде бы лишняя. Однако контекст расширяет границы смысла. Иногда контекст не оказывает сильного влияния на смысл жеста, а лишь незначительно изменяет то, как он выполняется.
Два вида жестов-эмблем
2. Символические (не содержат в себе прямого отражения облика изображаемого предмета или действия, потому понятны только посвященным людям).
Так как жесты-эмблемы являются протоязыком, передаются из поколения в поколение и закрепляются культурными традициями, то в случае возникновения внутреннего конфликта они могут каким-либо образом проявиться.
В языке телодвижений есть один информативный признак обмана – эмблематическая оговорка, которая возникает, когда человек не верит в то, что говорит, т. е. тело противоречит словам.
Эмблематическая оговорка может являться верным признаком лжи говорящего.
Критерии эмблематической оговорки
Во время проведения опросной беседы, верификатор может увидеть эмблематические утечки у опрашиваемого лица, однако они могут и не проявляться. Несмотря на то, что эмблематические оговорки и являются достаточно достоверным признаком лжи, полностью опираться только на них верификатор не может, потому что они могут не проявиться во время опросной беседы совсем. Также нужно владеть языковым набором жестов-эмблем разных наций и народностей, особенно при проведении проверок в сопредельных государствах.
Жесты-иллюстраторы
Еще одним типом жестов, свойственным человеку, являются жесты-иллюстраторы – жесты, сопровождающие речь. Интерпретировать жесты-иллюстраторы нужно еще более осторожно, чем жесты-эмблемы и адаптеры.
Виды жестов-иллюстраторов
Способы иллюстраций речи
Использование жестов-исллюстраторов
Функции жестов-иллюстраторов
На интенсивность проявлений жестов-иллюстраторов оказывает влияние характер человека (есть тип людей, которым интенсивная жестикуляция не свойственна), оказывает влияние культура и культурная принадлежность. Поэтому одной из задач верификатора на этапе установления базовой линии поведения является определение интенсивности проявления иллюстраторов в норме. Обычно нормальное проявление иллюстраторов можно отследить, разговаривая на обыденные темы.
Верификаторам необходимо понимать и брать во внимание особенности нервной системы человека, а также его базовую линию поведения, потому что некоторым людям свойственно увеличение количества жестов-иллюстраторов во время лжи, тогда как для других во время лжи свойственно уменьшение количества жестов-иллюстраторов. В зависимости от психотипа опрашиваемого лица, а также от выбранной им стратегии лжи и будет проявляться данная тенденция.
QUIZ от Шерлока Холмса: проверь свои детективные способности
Жесты-регуляторы
Жесты-регуляторы – это интерактивные жесты, способствующие регулированию диалога.
Типы жестов-регуляторов
Некоммуникативные жесты
Жесты адаптеры – жесты стресса
Более информативным признаком состояния стресса являются некоммуникативные жесты – так называемые жесты-адаптеры. Их еще называют жестами самоуспокоения. К ним человек прибегает бессознательно, чтобы вернуть себе в ситуации стресса душевный покой. Появление жестов-адаптеров – верный признак того, что человек пытается взять себя и ситуацию под контроль. В этом случае верификатору необходимо ответить на вопрос: «Почему опрашиваемое лицо начало себя контролировать?». Необходимо иметь в виду, что эти жесты бессознательные – они слабо осознаются.
Жесты-самоадаптеры, как правило, связаны с прикосновением к себе, к своему телу. Наблюдая за уровнем проявления жестов-самоадаптеров, можно судить об уровне стресса человека. Чем выше жесты-самоадаптеры, тем выше уровень стресса. Когда человек закрывает руками лицо, в разных контекстах верификатор с уверенностью может говорить о стыде, позоре или горе.
Типы жестов-самоадаптеров
Жесты-манипуляторы
К адаптационным жестам относят также жесты-манипуляторы, которые выполняют ту же функцию, что и жесты-самоадаптеры, но в основе их лежат манипуляции с предметами. У человека, который лжет, происходит переход с правого полушария на левое, и именно в этот период и появляются жесты-манипуляторы. Это связано с тем, что переход с правого полушария на левое всегда вызывает в действиях человека паузу. Поэтому функция жестов-манипуляторов – это не только адаптация, но еще и замещение. При этом у каждого человека есть свои особо любимые манипуляции, свойственные только ему.
Продолжительность манипуляций может различаться от нескольких мгновений до многих минут.
Жесты-манипуляторы используются лжецом в двух случаях
Понимая причину возникновения жестов-манипуляторов, верификатор при задавании проверочного вопроса и при наличии жеста-манипулятора в правдивом ответе должен его перепроверить, задав через некоторое время вопрос в иной формулировке.
В ситуации детекции лжи нет надобности, определять точное значение каждого жеста-адаптера, если верификатор основное внимание обращает на структуру речевых высказываний. Так как жесты-адаптеры сигнализируют об уровне стресса, то в процессе опросной беседы верификатор может понимать, насколько близко он подобрался к нужной информации.
Жесты-самоочищения
Человек старается контролировать себя в присутствии наблюдателя или группы наблюдателей, потому что считается, что в присутствии иных людей неприлично совершать жесты самоочищения. К этим жестам человек прибегает тогда, когда считает, что его никто не видит. Или человек начинает совершать эти действия бессознательно, если у него есть ощущение, что его никто не видит.
В жизни человек очищает себя, как правило, наедине, когда его никто не видит, он находится в полном состоянии погружения в себя, сосредоточен на себе, а главное – ему безопасно.
Для детекции лжи эта причина возникновения жестов самоочищения может быть достаточно информативной и значимой. В ситуации опросной беседы, а особенно это может быть информативно в случае проведения групповой беседы, наличие жестов самоочищения в невербальном поведении человека, говорит об отсутствии эмоции страха, отсутствие интереса к расследуемому событию и является дополнительным маркером непричастности человека.
О лжи жесты самоочищения свидетельствуют тогда, кода опрашиваемое лицо сообщает о сильном душевном переживании, но при этом демонстрирует действия по самоочищению себя.
Еще одни информативный признак, который можно отнести к информации о наличии обмана, – это отсутствие любой жестикуляции на протяжения всей опросной беседы. Некоторые лжецы, желая не выдать себя, пытаются контролировать все телодвижения и мимику. Это выглядит так, словно человек задеревенел. При этом речь становится краткой, логичной и эмоционально не окрашенной. Такое поведение верификатор сразу определяет как информацию о наличии обмана. Часто лжецы не понимают, что попытка подавить в себе все является доказательством сокрытия информации.
Таким образом, в связи с неоднозначностью возникновения жестов трактовать и интерпретировать их нужно крайне осторожно. Лжеца выдают эмблематические оговорки, увеличение числа жестов-адаптеров, диссонанс иллюстраторов, увеличение числа жестов иллюстраторов у людей с быстрой подвижной нервной системой.