в чем заключается смысл работы
Что такое работа, в чем ее суть и какие бывают ее виды
Большинство народных присказок и сказок каждого народа посвящены человеческому труду (работе). Сегодня даже маленький ребенок понимает, что такое работа. Однако дать четкое объяснение этому понятию, перечислить ее виды и суть сможет далеко не каждый.
Что такое «работа» (труд)
Работа, или труд — финансово вознаграждаемая деятельность индивида, нацеленная на сотворения конкретных благ как материального, так и нематериального характера. Ученые полагают, что само слово «работа» в русском языке возникло от слова «раб».
Очень часто многие полагают, что работа — это наличие официального трудоустройства с соответствующей записью в трудовой книге и зарплатой. В таком ключе «работа» вызывает у большинства негативные эмоции и чувство чего-то обязательного и безрадостного.
Однако в реальности понятие работы намного шире, чем место или способ заработка средств для жизни. На самом деле далеко не всякая работа оплачивается. Так, к примеру, работой считается бесплатный ежедневный труд мамы по поддержанию дома и его обитателей в чистоте. Также это понятие включает в себя и чтение человеком книг или статей в Интернете, просмотр видеоуроков для того, чтобы научиться делать что-то новое или усовершенствовать свои умения. Учеба в школе и вузе также квалифицируется как работа. Выращивание овощей и фруктов для себя на даче — тоже работа. Таким образом, можно утверждать, что весь период осознанного бодрствования человек выполняет какую-либо работу.
Суть работы в обществе
Кроме грандиозной пользы, которую приносит обществу качественно выполняемая работа в современном мире, она также определяет и социальный статус человека. Как и где человек трудится, сколько зарабатывает и насколько его работа связана с другими жизненно-важными общественными сферами, является одним из основных факторов, определяющих успешность или не успешность. Так, чем престижнее сфера деятельности человека, чем выше зарплата и социальные связи в разных слоях общества — тем более высоким статусом обладает человек благодаря своей работе. Стоит упомянуть термин «мастер» (профессионал) — так называют работников, в совершенстве овладевших своей профессией. В идеале, чем лучшим профессионалом является работник, тем выше у него должен быть социальный статус и зарплата. Но в действительности не только мастерство в своей профессии определяет положение человека, но другие факторы, к примеру, умение находить общий язык с подчиненными и начальством, умение улаживать конфликты, быстро находить выход из критических ситуаций.
Функции работы
Разобравшись с вопросом, что такое работа, стоит перейти к ее функциям. В первую очередь труд позволяет человеку материально обеспечить свое существование. Следующей функцией является продуктивная. Суть работы сводится к возможности для личности удовлетворить свою нужду в творчестве и самовыражении. Именно благодаря этой функции возможен прогресс и изобретение новых технологий.
Социализирующая функция. Благодаря работе человек не только получает определенный статус, но и расширяет свой круг общения, начинает ощущать себя частью общества.
Социально-развивающая функция заставляет работника следить за своим уровнем профессионализма и при необходимости постоянно повышать его, чтобы продолжать быть востребованным в своей профессии.
Социально-экономическая. Воздействие работников на ресурсы (чаще всего природные: растения, минералы и другое) для того, чтобы превратить их в необходимые для общества блага. К примеру, нефть перерабатывают не только в бензин, но и пластмассу, из которой делают практически все: от ложек до мебели.
Социально-контролирующая. За многие века, благодаря трудовой деятельности человека, в обществе сформировалась определенная система взаимоотношений между работодателем и работником, которая отражена в законодательстве и многих других социальных сферах.
Социально-структурирующая. Благодаря ей за определенными работниками закрепляются различные функции, что способствует выделению разнообразных профессий и специализаций.
Социально-статификационная. Благодаря ей профессии разделяются на менее/более сложные, важные, престижные.
Классификация видов работы
Существует множество классификаций, выделяющих те или иные виды работ. Однако все они разделяются на две большие группы — физическая и умственная.
1. Физическая работа — это труд, в процессе выполнения которого сам человек является орудием труда. Физический труд бывает динамическим (перемещение работником своего тела в пространстве, например, водитель) и статическим (рабочая нагрузка осуществляется на отдельную часть тела, к примеру, у массажиста главная нагрузка ложится на спину и руки).
2. Умственная работа — это труд, в процессе коего орудием труда выступает мышление человека. В этом виде работы человеку необходимо анализировать, сортировать и преобразовывать информацию. Большинство творческих профессий принадлежат к этому виду.
Методы привлечения людей к работе
Несмотря на то что работа окружает человека постоянно на протяжении всей его жизни, существует ряд методов, стимулирующих людей к труду.
1) Работа по экономическим стимулам: человек выполняет работу, чтобы обеспечить себе и своей семье существование.
2) Добровольная работа — работа по желанию человека.
3) Работа по внеэкономическим стимулам — человека заставляют трудиться на определенном месте. Мотивацией может служить необходимость погашения кредита, решение суда об общественных работах в качестве наказания, долговое и традиционное рабство и другие.
Оплата труда (заработная плата)
Разобравшись с тем, какие основные виды работ существуют в современном обществе, необходимо уделить внимание теме вознаграждения за выполненную работу — заработной плате. В большинстве случаев именно материальная заинтересованность является стимулом для выполнения кем-либо определенной работы.
Что же такое оплата работы? Это вознаграждение (денежное) за выполненную работу, которое зависит от ее качества, сложности и профессионализма сотрудника.
Заработная плата бывает номинальной и реальной (это число материальных благ, которое можно приобрести за номинальную оплату).
Основной функцией зарплаты является стимулирование работников к качественному и своевременному выполнению своей работы.
В старину, когда рабство считалось нормальным явлением, считалось, что работали рабы, а хозяева могли позволить себе ничего не делать. Однако такое мнение в корне ошибочно. Ведь освобожденные от необходимости обслуживать себя сами, хозяева тоже должны были трудиться: следить за работой подчиненных, планировать расходы, организовывать балы или другие общественные мероприятия, которые они обязаны были проводить в силу своего положения. Кроме того, чтобы быть на уровне, богачам необходимо было обладать определенным количеством знаний и умений, будь то умение охотиться или играть на арфе. Поэтому даже самые знатные люди во все века знали, что такое работа, просто их труд отличался от рабского. Так что работа всегда и везде окружает человека, вне зависимости от его происхождения или достижений, ибо она является частью человеческой природы. Благодаря труду общество достигло современного уровня развития и продолжает прогрессировать.
Значимость работы
Второй аспект личной гордости сотрудника – это вера в то, что его работа имеет некий особый смысл. В этом случае текущее занятие дает человеку ощущение, что он вносит свой вклад во что-то особенное, что его деятельность имеет значение не только для компании, но и – в составе деятельности самой компании – для мира в целом. Источником этого чувства гордости сотрудника может служить осознание того, что его личные качества используются во благо и что услуги, которые он предоставляет, чрезвычайно ценны для других сотрудников, клиентов или общества. В ряде случаев это ощущение значимости имеет для сотрудников совершенно осязаемый характер. Скажем, медсестре, аварийному комиссару и исследователю-фармацевту значимость их работы совершенно очевидна из повседневного опыта. В остальных случаях помочь сотруднику выстроить связь между его работой и благом для окружающих – задача руководителя.
Будучи руководителем, вы можете создавать у сотрудников ощущение значимости и содержательности их работы, увязывая их задачи с каким-либо зримым или важным результатом. Когда руководителю не удается помочь сотрудникам разглядеть связь между своими повседневными обязанностями и успехом команды или организации, он упускает одну из самых блестящих возможностей в работе с людьми. Причем помощь такого рода может быть очень незамысловатой – например, вместо вопроса «В каких городах ты побывал?» можно спросить у сотрудника: «Что ты изменил в мире за эту неделю?» Существует поговорка о том, что люди трудятся ради денег, но живут ради смысла. Нам пока еще не встречалась такая компания, где лидеры при всем желании не сумели бы найти способ показать сотрудникам эту связь. Вот несколько иллюстраций.
• Agilent – компания, специализирующаяся на исследованиях и измерениях в области электроники и биотехнологий. Миссия компании сформулирована так: «Спасать жизни и помогать людям общаться». Не важно, идет ли речь о тестировании 70 % всех сотовых телефонов в мире (что позволяет усовершенствовать их) или о проверке состава воздуха в угольных шахтах Китая (что позволяет выявить смертельные концентрации опасных газов и тем самым сохранить шахтерам жизнь), – за действиями каждого сотрудника стоит ясное понимание того, что в руках работников компании находятся вопросы жизни и смерти других людей. На внутреннем веб-сайте есть страницы, заполненные историями о том, как продукция компании помогла сохранить человеческие жизни или упростила людям общение друг с другом. Сотрудников призывают читать эти истории, чтобы они знали, как их деятельность влияет на окружающий мир.
• Руководители всех уровней Principal Financial Group прилагают колоссальные усилия к тому, чтобы помочь сотрудникам осознать свою роль в успехе компании. Лидерам выдаются специальные комплекты с шаблонами презентаций, готовыми темами для обсуждения, опросниками и другими ресурсами, которые помогают показать сотрудникам, как их работа связана с миссией компании. Компания проводит конкурсы, предлагая сотрудникам вместе с руководителями описать свой вклад в каждую из крупных корпоративных инициатив. В рамках одного из таких мероприятий сотрудники снимали и присылали видеосюжеты, показывающие, как их деятельность влияет на жизнь клиентов, акционеров и других людей.
• Компания Medtronic производит медицинское оборудование, которое поставляется в больницы. Сотрудникам нечасто выпадает возможность пообщаться с конечными пользователями и потребителями продукции, поэтому компания проводит общие собрания, куда приглашают пациентов, получивших в свое распоряжение какое-либо из устройств, произведенных компанией, чтобы они рассказали о себе и своей жизни. Благодаря этим встречам, которые обычно проходят очень тепло и эмоционально, сотрудники могут встретиться с теми, кому их работа приносит пользу, и понять, как их усилия влияют на жизнь и благополучие пациентов.
Да, ваша организация, вероятно, не производит медицинское оборудование и не занимается здравоохранением. Да, миссия вашей организации, вероятно, не включает в себя спасение планеты или осуществление глобальных мировых изменений. Да, коллектив, который вы возглавляете, вероятно, занят весьма трудной, изнурительной работой, в которой мало блеска и глянца. И ваша реакция на приведенные примеры, вероятно, будет примерно такой: «Все это, безусловно, замечательно – но не в нашем случае». Однако необходимо ясно сознавать, что любая организация производит товары или оказывает услуги, которые где-то кому-то нужны. Важно понять, почему они нужны и какие возможности открывают перед другими людьми или организациями. Зачастую требуется взглянуть на второе или третье звено в той цепочке, которая начинается с вашего товара или услуги, чтобы выявить истинный смысл вашей работы.
Однажды мы посетили The J. M. Smucker Company – компанию, расположенную в Орвиле (штат Огайо) и занимающуюся среди прочего производством и продажей джемов, фасованного кофе и арахисового масла. Обходя помещения, мы беседовали с сотрудниками. Когда мы спросили одну из работниц – операторов производственной линии, в чем состоит ее роль, она сказала: «Я помогаю семьям собираться вместе». Это фраза представляет собой отсылку к официальной формулировке предназначения компании: «Собирать семьи за столом ради запоминающихся моментов совместной жизни». Эта сотрудница понимала, в чем заключаются отдаленные последствия ее работы и как ее деятельность может повлиять на жизнь семей, которые пользуются продукцией Smucker. Подумайте о том, каким образом вы как руководитель можете показать своим сотрудникам подобные связи. Smucker своей продукцией объединяет семьи. А какой высшей цели служит ваша организация?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Созидание: масштаб, значимость
Созидание: масштаб, значимость Чтобы применять Закон созидания, влияние вашего бизнеса должно быть масштабным и (или) значимым. Если применить это к формуле богатства полосы обгона, «масштаб» и «значимость» характеризуют переменную «чистая прибыль». Чистая прибыль =
Значимость или цена = масштаб
Значимость или цена = масштаб Для увеличения масштаба необходима более высокая значимость или цена. Если вы продаете «ламборгини» и «хонды», то «ламборгини» имеют для вас большую значимость, так как цены на них несравнимо выше. То есть вы работаете с теми, кто применяет на
5.4. Смета на выполнение работы (услуги). Порядок оплаты выполненной работы (услуги)
5.4. Смета на выполнение работы (услуги). Порядок оплаты выполненной работы (услуги) Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Согласно гл. III Правил бытового обслуживания населения в РФ потребитель обязан
Значимость концентрации
Значимость концентрации Не слишком ли много внимания уделяется вопросу концентрации? Дело в том, что я совершенно уверен: концентрация это ключевой момент превращения заурядного трейдера в великого мастера торговли. Развивайте способность концентрации, и вскоре
Значимость географического фактора в переходе человеческих обществ к промышленному способу производства
Значимость географического фактора в переходе человеческих обществ к промышленному способу производства Первоначальное развитие промышленного способа производства в западных странах было определено, главным образом, географическим положением Европы. По сравнению
Значимость клиента в парикмахерском бизнесе
Значимость клиента в парикмахерском бизнесе Начиная разговор о клиентах, нужно определить главные принципы подхода к ним.Клиент – хозяин парикмахерского салона. Основная проблема современного парикмахерского бизнеса в России состоит в недостаточной
Значимость расходов
Значимость расходов Чем выше цена товара по отношению к доходу покупателя, тем более он чувствителен к цене. Именно поэтому стартовые цены на жилье очень чувствительны к процентным ставкам, При каждом снижении учетной ставки на долю процента на рынке жилья появляются
212. Слагаемые успешного человека. Так ли высока значимость книг?
212. Слагаемые успешного человека. Так ли высока значимость книг? Я бы не преувеличивал значимость книг.Я видел много успешных деловых людей, которые последний раз книгу читали в институте, а то и в школе. Но для многих других менеджеров и предпринимателей, в частности и для
Глава 8 Новый способ работы Новое мышление для новой работы
Глава 8 Новый способ работы Новое мышление для новой работы В апреле 2010 года пассажиры копенгагенского метро толпились на платформах в ожидании поезда, который должен был отвезти их на работу. Многие уткнулись носом в книгу или вставили в уши наушники, чтобы отвлечься от
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТ РАБОТЫ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАБОТЫ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТ РАБОТЫ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ РАБОТЫ Основные требования для получения удовлетворения от работы – это сравнительно высокая оплата, справедливая система оплаты, реальные возможности карьерного роста, тактичное и коллегиальное
ОЦЕНКА РАБОТЫ
ОЦЕНКА РАБОТЫ Оценка работы – это систематический процесс определения относительной ценности или размера работы внутри организации с целью установления внутренних относительных различий и создания основы структуры градуированной оплаты, градации работ в этой
Глобальная значимость связей с общественностью
Глобальная значимость связей с общественностью В сегодняшнем мире, более чем когда-либо ранее, существует потребность не столько в большем количестве информации, сколько в тех людях, которые осуществляют осмысленную коммуникацию; в людях, которые могут помочь в
Глава 22 Повысьте значимость сообщения для слушателей с помощью плавных переходов
Глава 22 Повысьте значимость сообщения для слушателей с помощью плавных переходов Задача, которую я перед собой ставлю, – силой написанного слова заставить вас услышать, почувствовать и, прежде всего, увидеть. Джозеф Конрад Недавно я присутствовала на бизнес-ланче, на
Сравнительная значимость связанных причин
Сравнительная значимость связанных причин Если несколько причин необходимы для существования некоторого следствия, то нельзя говорить, что одни из них более важны, чем другие. Ведь для появления следствия нужны все причины, и исключение одной вызовет исчезновение
Значимость
Значимость Найденная при проверке альтернативная причина должна приниматься во внимание, только если ее проявления сравнимы по масштабу с результатом первоначально заявленной. Например, в условиях экономического спада у всех могут на 10 % сократиться продажи. Но если
В чем заключается смысл работы
«90% взрослых проводит половину своего времени бодрствования, занимаясь вещами, которые им не нравятся, в местах, где им не хочется быть».
Работа не просто функциональна
Самая большая ошибка, которую совершают люди — путают список должностных обязанностей с сутью своей должности. Должностная инструкция описывает только функциональную сторону работы, но не затрагивает важный аспект: что мотивирует людей выполнять работу. Вряд ли бы вы стали публиковать описание своих рабочих обязанностей в соцсетях и хвастаться этим.
Не сюрприз, что, обсуждая будущее рынка труда, часто используют тот же утилитарный подход: люди скоро легко будут заменены роботами и технологиями.
Но как насчет значимости работы? Ведь абсолютно любая работа несет какой-то смысл как для того, кто ее выполняет, так и для того, кто получает от нее выгоду. И тот, кто работает, и тот, для кого работают, получают социальные и эмоциональные преимущества в результате взаимодействия.
Я хочу поговорить не о «технология протии людей», а о том, как заставить их сотрудничать на рабочем месте.
Но для начала надо разобраться, каким мы хотим видеть рабочее место (или вообще мир) будущего. Многие организации утверждают, что они компании с миссией, но не могут создать человекоцентричное рабочее место.
Ваша работа несет смысл
Даже в самое незначительной работе есть смысл. Например, возьмите уборщика. Он выполняет, казалось бы, невидимую работу, не отвлекая «важных» людей от их «серьезных» задач.
На первый взгляд, должностные обязанности уборщика очевидны: помыть пол, подмести, вынести мусор, пополнить запасы мыла и туалетной бумаги и т.д. Казалось бы, с этим отлично справится и машина. Зачем тут человек?
Однако психологи были поражены, когда пообщались с больничными санитарами. Об этом рассказывает Бэрри Шварц в своей речи на TED Talk.
Исследователи поговорили с Майком, который рассказал, что перестал мыть пол, потому что пациент мистер Джонс встал с кровати, чтобы размяться и пройтись по коридору туда и обратно. Шарлин рассказала, как (нарушая распоряжение) не пропылесосила зал для посетителей, потому что родственники одного из пациентов провели у него целую ночь и теперь спали там. Люк признался, что помыл пол в палате пациента в состоянии комы дважды подряд, потому что отец пациента не видел, как пол был помыт первый раз, и разозлился.
Такие поступки помогают людям чувствовать себя лучше. Так «просто уборщики» улучшают качество жизни пациентов и их родственников.
Смысл — в глазах смотрящего
Когда у санитаров спросили, чем сложна их работа, они признались, что она требует большого опыта. И речь шла не о понимании, как правильно помыть пол. Речь шла о том, как заботиться о пациентах.
Выходит, хорошие санитары находят значимость даже в самом рутинном на первый взгляд труде, проявляют доброту, заботу, эмпатию. Хотя в их должностных обязанностях ни слова не сказано про других людей.
Работа — это не столько что именно мы делаем, сколько влияние, которое мы оказываем на других людей, и мотивация, которая заставляет нас выполнять эту работу.
Зачем мы работаем?
Вы работаете, потому что надо или потому что хотите?
Исследования показывают, что чем больше необходимость работать обусловлена вешними факторами, тем менее значимым становится труд для работника и тем заметнее снижается его общая продуктивность.
Источник мотивации
Косвенные мотивы работать подпитываются извне, и если это главная мотивация, вскоре вы перестаете чувствовать какую-либо связь со своей работой. Тут существуют три главных мотиватора:
Прямые мотивы
Мотиваторы, которые относятся к этой группе, уже несут смысл и удовлетворение от работы.
Когда вы на своем месте, продуктивность труда — это субпродукт, а не главный результат. Позволить людям чувствовать значимость, потенциал и удовольствие от своего труда — прямой путь к повышению продуктивности на рабочем месте.
К сожалению, большинство менеджеров ставят во главу угла именно продуктивность, не позволяя сотрудникам развиваться на рабочем месте и восполнять через труд свою нужду в самоактуализации.
В поисках поисках ценности и удовольствия
Все люди хотят зарабатывать деньги, но они не хотят работать только ради денег. Это нюанс, который упускают из виду все, кто ратует за введение безусловного базового дохода. Люди хотят гордиться тем, что делают, а не сидеть дома в ожидании денежного перевода. Внутренняя мотивация более эффективна и приносит удовлетворение.
Но важно отметить что мало найти свое «почему работать». Хотя без цели успех и не возможен. Дэниел Пинк в бестеллере «Движение: неожиданная правда о том, как мотивировать нас» называет три ключевых составляющих мотивации: автономность, мастерство, цель.
Цель — это не просто «почему» (что двигает нас вперед), но и «зачем» (какое влияние мы окажем через свой труд). Возвращаясь к тем же санитарам, в их случае это забота о людях.
Можно зарабатывать огромные суммы, но чувствовать себя несчастным, потому что у вас в коллективе царит токсичная атмосфера или вам приходится делать что-то, что идет в разрез с вашими ценностями.
Мастерство — это возможность развиваться и улучшать свои навыки и расширять знания изо дня в день. Это когда вы постоянно учитесь новому на работе. Становиться мастером в своем деле — вот что превращает работу в «игру», в дело, которое приносит удовольствие.
Делать, что любишь, или любить то, что делаешь?
Я бы сказал, что нужно делать и то, и другое одновременно. Стоит учитывать, что, ставя в приоритет только цель и значимость работы, иногда можно загнать себя в тупик. Порой необходимо учиться любить то, чем занимаешься. Как говорится, вам никто не обязан дать приносящую удовольствие работу, вы должны сами ее заслужить. Так или иначе, чтобы найти смысл и ценность своей работы, нужно приложить усилия, а не пассивно ждать, когда подвернется «та самая» вакансия.
И вот тут вступает в игру третий элемент мотивации: автономность. Всем нам важно осознавать, что от наших решений что-то зависит, определять, что именно мы делаем, с кем мы это делаем и каким образом мы это делаем.
Работники хотят ощущения контроля. Указывать кому-то, как им нудно работать, убивает всю мотивацию. Мудрый человек знает, когда можно нарушить правила, как те санитары, которые адаптировали свои обязанности под нужды пациентов. Нарушение правил с большой целью в уме ради всеобщего блага не приносит хаоса.
Человекоцентричные технологии
Итак, мне кажется, разрабатывая технологии, которые должны облегчить труд человека, нельзя концентрировать внимание только на утилитарной стороне работы, чтобы автоматизировать лишь функциональную его составляющую.
Как вложить мудрость и сострадание в такую бесчувственную, неэмпатичную вещь, как технологии? Другими словами, как вымыть полы в больнице, параллельно улучшив для кого-то день хотя бы немного? Это дилемма, которую надо решить.
Важно сознавать, что ни одна должность не подразумевает сугубо функционального подхода к работе. Ключевой вопрос: в каком мире мы хотим жить? И искать на него ответ нужно каждый день, в том числе и на рабочем месте.