в чем проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным[1], насчитывалось 1025 православных монастырей.За годы советской власти, в рамках антирелигиозной пропаганды, почти все из них были закрыты. К 1991 году оставалось только 16 действующих монастырей[2].
Множество монастырей, включая выдающиеся исторические и архитектурные памятники (например, средневековый Чудов монастырь в Московском Кремле) были полностью уничтожены — взорваны, разобраны на кирпич. Многие монастыри были приспособлены под производственные цеха (фабрики, склады) и исправительные учреждения.
Только немногие из монастырей были превращены в архитектурные музеи. Но даже этот статус не защищал их от разрушений. Весьма распространённой практикой комплексной научной реставрации в советский период было «освобождение ансамбля от поздних пристроек». В случае с монастырями, такая реставрация проводилась с целью вернуть архитектурный ансамбль в наиболее древнее состояние (например, на XVI или XVII в.). В результате подобных реставрационных мероприятий, от некогда богатых монастырей, на облике которых нашли отражение все этапы развития русской архитектуры, оставались только крепостные стены с наиболее древним храмом.
Православные монастыри Российской империи разделены на сохранившиеся, уничтоженные и монастыри с частичными утратами — по принципу сохранности монастыря как архитектурного ансамбля.
Под частичными утратамиподразумеваются такие, после которых монастырь сохранился в виде единого архитектурного ансамбля. При этом объём разрушений может отличаться: так, Киево-Печерская Лавра, утратила всего один Успенский собор, а в Стефаново-Махрищском монастыре было уничтожено 2 храма, колокольня и монашеские кельи.К полностью уничтоженныммонастырям следует отнести такие, что больше не представляют собой единый архитектурный комплекс, как правило, вследствие утраты всех или большинства строений.
В чём проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора?
В чём проявлялась преемственность власти российского царя и византийского императора.
После падения Византийской Империи Москва становится всемирным центром православного христианства.
2. Великий Князь Московский Иван 3 женился на племяннице последнего Византийского Императора Софье Палеолог и тем самым Русь стали преемницей Византийской Империи существовавшей тысячу лет.
Византийской император 6 века?
Византийской император 6 века.
Чем отличались римские императоры от византийских?
Чем отличались римские императоры от византийских.
Что общего в деятельности Юстиниана императора византийской империи и франкского императора Карла Великого?
Что общего в деятельности Юстиниана императора византийской империи и франкского императора Карла Великого?
Какие функции выполнял византийский император?
Какие функции выполнял византийский император.
Последний Российский Император?
Последний Российский Император.
Кто был Первым российским императором?
Кто был Первым российским императором.
Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке?
Цари императоры и императрицы рассии в 18 веке.
Цари императоры и Императрицы России в 18 веке?
Цари императоры и Императрицы России в 18 веке.
Имя и годы у власти.
В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?
В чём проявлялась абсолютная власть в годы правления Елизаветы 1?
Оба начали править в несовершеннолетнем возрасте, в 16 лет. Оба правили совместно с Земским Собором.
Чукчи, ненцы, коряки в общем северные народы.
Скорей всего эскимосы.
Послефевральской революции 1917 годав России возникло одновременно два органа власти : Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявших собой зачаток народной власти, и Временное правительство – орган диктатуры буржуазии. Руководство Советами з..
Крымская война, оборона Севастополя.
Византийская империя: связь с Россией и причины гибели
Около шестисот лет назад исчезла Византийская империя, пав под ударами турецких войск, но ее история и ее наследие до сих пор являются предметом обсуждений и споров. Чем для нас интересна история Византии и является ли она поучительной?
В 395 году произошло разделение Римской империи: император Феодосий I разделил державу между своими сыновьями на Западную и Восточную части. С этого времени начинается история Византии, ставшей своеобразным мостом между Западом и Востоком. Пережив взлеты и падения, не раз побывав на пороге гибели, Византийская империя просуществовала более тысячи лет – дольше, чем какая-либо империя новой эры.
Название «Византия» появилось в трудах европейских ученых XVI века для обозначения различия между западной и восточной частями Римской империи. Население восточной части империи считали себя наследниками Рима, называло свое государство «Ромеей», то есть «Римом», а себя «ромеями», то есть «римлянами». С XIX века, когда в истории сформировалась наука «византинистка» или «византиноведение», название страны «Византия» прочно вошло в научный оборот. В статье будет использоваться устоявшийся термин «Византия».
Первоначально название «Византий» имел античный город, расположенный на берегу Босфора. Византий стал опорным пунктом римского императора Константина во время войны с соперником за влияние на Римскую империю, а после победы Константина в 330 году город был превращен в столицу и переименован в Константинополь или «Новый Рим». В Древней Руси Константинополь именовался «Царьградом», Византия – Греческим царством, а византийцы назывались греками по преобладающей в государстве греческой культуре.
При императоре Константине I Великом численность населения Византии составляла примерно 18 миллионов человек (для сравнения: в это же время население римской Британии составляло 3,6 миллиона человек). Преобладало греческое и эллинизированное население; основными языками были латинский (язык официальных документов до VI в.) и греческий при сохранении местных языков. В период расцвета империи ее площадь составляла около миллиона квадратных километров с населением примерно 35 миллионов человек.
Византийская концепция императорства и ее влияние на развитие страны и отношения с другими странами
За более чем 1100-летнюю историю Византийская империя имела разных правителей – великих и бездарных, прославляемых и ненавидимых, созидателей и предателей. Но выстоять во всех перипетиях, прекратить свое существование почти на пятьдесят лет после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году и возродиться вновь могло только государство с прочной основой.
Фундаментом государства явилась правовая система, заложенная императором Константином Великим (даты правления 306-337гг.) и основанная на римском праве. Дальнейшее развитие система права в Византии получила при императоре Юстиниане (527-565 гг.). Право сочетало демократические и теократические принципы правления.
Демократический принцип правления проявлялся в традиции избрания нового императора и его провозглашения народом на Константинопольском ипподроме. Наследственный принцип передачи власти отсутствовал. Правитель заранее объявлял о своем преемнике, который после процедуры народного согласия становился соправителем императора. Случалось, что к власти приходили неродовитые люди; например, императоры Юстин и Юстиниан Великий были родом из крестьян.
Теократическая сторона правления заключалась в закреплении твердой веры: власть дана императору по божьему повелению. Если правитель становился тираном, то это не его вина, а проявление греховности народа, которого бог наказал через пришествие тирана.
Связующим звеном, которое соединило многие народы империи в единое государство, стали христианская религия и церковь. Миланским эдиктом 313 г. объявлялось равенство всех религий, а все подданные Византийской империи именовались термином «сословие христиан» (Corpus Christianorum).
Особенностью византийского правления являлось признание двух основных столпов общества: церковной власти (патриаршей) и государственной власти (императорской). Император поддерживал церковь, присутствовал на заседании Собора. Церковь, в свою очередь, не препятствовала возвеличиванию императора: так, на золотом медальоне было отчеканен момент, когда Бог возлагал корону на голову Константина – этим признавалось божественное происхождение правителя.
Императорский церемониал был призван показывать величие императора. Церемонии при дворце были детально описаны императором Константином Багрянородным (X в.). Божественное начало власти правителя подчеркивалось наличием двух мест на троне императора: одно место предназначалось для Царя земного, другое – для умозрительного Царя Небесного. Исключительным правом императора было обладание символами власти. К ним относились: «держава», меч, акакия (шелковый мешочек с землей, напоминающий о бренности жизни), императорские цвета (пурпурный и белый), использование золота для доспехов и одеяний. Государственной эмблемой стал черный двуглавый орел на золотом фоне, символизирующий власть императора над Западом и Востоком.
Божественное происхождение власти императора сказывалось на особом правиле: при появлении правителя все присутствующие, независимо от положения в обществе, должны были пасть ниц и коснуться земли лбом.
Власть правителя над людьми была почти неограниченной: он безжалостно отдавал приказы о казни (в духе того времени Константином Великим были отданы приказы о казни собственного сына и племянника), отправлял людей в ссылку, имел право сместить с должности. В церковных делах император или василевс, как его именовали с VI века, имел право назначать и смещать константинопольских патриархов. Под влиянием идей христианства Константин отменил распятие как вид смертной казни. В память о дне победы в сражении за трон воскресенье было объявлено выходным днем для всех, кроме земледельцев.
Для создания баланса власти государства и церкви император Юстиниан провозгласил принцип «симфонии» (созвучия) властей. Симфония государства и церкви в Византии охватила все сферы власти: законодательную, исполнительную и судебную. Например, в VI веке был создан «вселенский суд ромеев», где 12 судей назначались императором из духовных лиц; в IX веке при патриархе Фотии церковные власти принимали участие в составлении свода законов.
Временами «симфония» власти давала сбои: так, по приказу императора в 766 году был казнен патриарх Константин II; бывало, что сильные патриархи отлучали императоров за неканонические действия.
Во внешней политике проявилось мнение Византии о себе как об исключительном государстве, наследнице Великой Римской империи. Византия не стремилась к мировому господству, но считала, что государств, равных ей по моральному превосходству, не существует. Своего императора Византия считала главой всех правителей мира, императором для всех других христиан и отцом всех христианских народов. Во времена расцвета империи правители других государств старались получить свои титулы или благословение патриарха в Константинополе – это укрепляло статус правителей.
Расцвет Византийской империи
Символом и показателем процветания страны Византийская империя был Константинополь, обустроенный за шесть лет по образу и подобию Рима, но с большим великолепием. Для строительства города были привлечены лучшие архитекторы, скульпторы и художники со всей империи. В ремесле, архитектуре и искусстве поддерживались античные традиции, но Византия способствовала их развитию с использованием всего богатства своей многонациональной культуры. Византийское ювелирное искусство щедро обогащало искусство других народов. Так, на Руси появилась техника изготовления украшений из эмали (финифти); греческие мастера готовили витражи для храмов, делали стекло в мастерских, где вместе работали русские и византийские мастера. Византийские ткачи Малой Азии производили великолепные ткани, в том числе, из шелка, которые разошлись по всей Европе. Созданная византийцами иконопись, где основное внимание уделялось глазам, уже многие века является образцом вечного искусства.
При императоре Юстиниане был построен лучший в мире Константинопольский собор Святой Софии Премудрости Божией, который стал новым центром христианства. Кварталы новых домов, библиотеки, ипподромы, термы, акведуки в Константинополе создавали условия для цивилизованной жизни. При Юстиниане и его жене Феодоре Византия становится «палладиумом наук и искусств». Грамота Кирилла и Мефодия распространилась по миру.
Понимая опасность внешних вторжений, правители страны не забывали об обороне: Константинополь был окружен мощными оборонительными стенами и укреплениями, взять которые врагу не удавалось по несколько месяцев.
Огромные средства, вложенные в город, привлекали в него новых жителей, переезд которых поощрялся налоговыми льготами, раздачей рабам земли в аренду и заменой рабского труда крестьянским землевладением. Чтобы обеспечить регулярный сбор налогов, свободных граждан стали прикреплять к определенному месту жительства, к земле и ремеслам.
Император Василий II (XI в.) за счет налогов, собранных со всей империи, а также за счет богатств, отобранных у тех, кто восставал против него, создал государственный фонд. Фонд стал таким огромным, что не помещался в казне, и для него пришлось выкопать подземные лабиринты, где хранились все государственные сокровища.
Молва о Византии с высокоразвитой торговлей и большими возможностями для развития ремесла, о новых городах, где развиваются наука и искусство, о пышном дворе и богато обставленном церемониале, созданных по образцу восточных правителей, распространялась по всему миру и привлекала новых жителей и торговцев. Процветанию страны помогали таможенные пошлины: 10% стоимости товаров вносилось в городскую казну и шло на строительство. Финансовая состоятельность Византии позволила ей, единственной стране в мире, выпустить в широкомасштабный оборот золотую монету, имеющую форму солнца – солид, вес и проба которой не менялись несколько столетий. Экономика Византии была самой мощной в Европе.
Предпосылки и причины упадка Византии
Споры о причинах гибели Византии, иногда затихая, вспыхивают вновь при появлении новых мыслей или нового подхода к проблеме. Так произошло в 2008 году после выхода документально-публицистического фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок», где автор прямо, пользуясь современной терминологией, провел аналогию между современным состоянием России и состоянием Византии накануне гибели. Фильм, по выражению известного историка Н. Нарочницкой, обсуждали «даже в трамваях», его критиковали или поддерживали политологи и историки. Острота и широта полемики выявили тревогу за судьбы России.
Отчего же погибла Византийская империя? Не проводя аналогий, выделим основные причины, названные в различных источниках.
Воровство и предательское поведение олигархов губительно сказались на судьбе страны Византийская империя в последний период ее существования: деньги отпущенные государством на укрепление стен Константинополя, были присвоены высшими сановниками, которые распространили свое влияние и на армию. После падения Константинополя в 1453 году многие из них перешли на службу в Османскую империю. Например, главнокомандующий византийским флотом, присвоивший огромные сокровища, передал их турецкому султану.
Нестабильность власти, предательство интересов страны во имя собственного обогащения многотысячным чиновничеством, разобщение общества и его моральное падение, усиление влияния иностранцев на экономику страны – вот основные причины гибели Византии. Можно добавить, что в трудное время, когда почти два месяца турецкая армия осаждала Константинополь, Запад не пришел на помощь Византии.
Споры о византийском наследии в истории России
Споры о Византии начались в давние времена, когда молодые европейские страны презрительно относились к Византии, считая наследником великого Рима Запад, а Византию – варварским государством. В период Просвещения, когда возобладали идеи европоцентризма, Востоку вообще было отказано в праве называть себя цивилизацией.
В России споры велись и ведутся по поводу характера византийского наследия для России: что именно унаследовало русское государство – восточную деспотию и пороки византийского общества или достижения развитой цивилизации, основанной на высокой духовности. Основные вопросы, затрагиваемые в дискуссиях, касаются государственности и православия.
Византийская империя: споры о государственности
В XVI в. инок Филофей, обращаясь к царю Василию III, сформулировал концепцию: «Москва – Третий Рим», имея в виду, что основные идеи государственности Москва приняла от Рима и Константинополя. К тому времени растущая и крепнущая Московская Русь, победившая монголов, уже воспринималась Западом и всем православным миром как наследница государства Византийская империя, а православная церковь как ее правопреемница.
В российских дискуссиях XIX-XX вв., когда остро встал вопрос о рамках самодержавной власти, участниками дискуссий приводились аргументы, свидетельствующие как о негативном воздействии византийского влияния на Россию, так и о положительном. Например, философ В.С. Соловьев считал, что установление самовластия и тирании в России произошло вследствие того, что страна пошла по византийскому пути, когда вера оказалась в ведении государя. Оппонирующий ему философ К.Н. Леонтьев видел иную картину: российское общество укрепилось благодаря сильной монархической власти, унаследовавшей византийское православие.
Что касается настоящего времени, то отмечена парадоксальная ситуация: тема государства Византийская империя по-прежнему актуальна, новая статья или фильм о византийской империи вызывают шквал эмоций и комментариев, но у участников дискуссий зачастую отсутствуют базовые знания по истории Византии. Откуда взяться этим знаниям, если в школьных и вузовских учебниках истории Византии уделяется непозволительно мало времени для страны, признающей себя наследницей великой империи. Представления о византийской империи у наших современников носят характер стереотипов или мифов.
Не принимая чью-либо сторону в вопросе о византийском влиянии на российскую государственность, отметим, что в Византии, в отличие от России, власть монарха не была наследственной и ограничивалась Сенатом. Следы византийского воздействия распространялись, скорее, на внешние атрибуты власти российского монарха, государственную символику и пышность церемоний при дворе.
Гораздо важнее признать тот факт, что в России, вслед за Византией, люди не отделяли себя от государства, а правителя от государства. Веками люди видели в князе или царе защитника государства и представителя своих интересов. Нигде в мире царя не называли «батюшкой», а государыню – «матушкой». С тех пор изменилась только терминология: для жителей России, а раньше СССР, характерно персонифицировать правителя с государством, а себя с государством, которое можно покритиковать, но нужно и защищать. В 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий заявил: «Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека».
Византийская империя: православие и духовность
Наличие прямого копирования «симфонии» власти в России отрицают почти все участники дискуссий. Византийским наследием можно считать появление патриархата в русской православной церкви, когда в 1589 году митрополит Иов, независимо от Константинополя, был наречен патриархом Московским и всея Руси (в 1721 году патриаршество было отменено Петром I; восстановлено оно было в 1917 году).
Независимо от наличия патриаршества церковь всегда имела большое влияние на древнерусское и российское общество. Со времен князя Владимира считалось, что власть правителя идет от Бога, поэтому государь должен заботиться о народе, а подданные повиноваться ему – так оформился союз князя (власти) и народа. В этом прослеживается прямое заимствование от Византии.
По мнению Н. Бердяева, «религиозный раскол в русской церкви в XVII веке обнаружил, что московское царство не есть Третий Рим», но эти слова относятся к идее о мессианской роли Москвы в православном мире, но не исключают византийского влияния на Россию. От Византии через православие Русь восприняла потребность в высокой духовной составляющей в жизни каждого человека, заставляющей искать смысл жизни не в потребительстве и накоплении, а в размышлениях о собственном предназначении.
Византийская империя: «греческое лукавство»
Наиболее критикуемая в Европе черта жителей государства Византийская империя, именуемая также коварством или низостью, заставила Запад отвернуться от Византии. В наличии таких характеристик, распространяемых на политику и военное дело, подозревают и наследников Византии. На деле за «коварство» принималось умение византийцев в сражениях побеждать не числом, а умением, не большой численностью войск, а военной хитростью. В политике они старались разгадать тактику противника; к внешней политике относились как к шахматной игре. Для достижения успеха применялись интриги, тайные сговоры, принуждение к подписанию договоров. Но это обычные приемы в дипломатии.