выделено курсивом что значит
Значение слова «курсив»
[От лат. cursiva (littera) — скоропись]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
в палеографии — обычно то же, что скоропись: беглый связный почерк латинского и греческого письма на мягком материале, возникший в I—II вв. н. э., а также аналогичные почерки некоторых других письменностей (еврейской, глаголической и др.); применительно же к рукописной кириллице старые (XIV — начала XIX вв.) подобные почерки обычно принято называть не курсивом, а скорописью, новые же (с середины XVIII в. до наших дней) стандартного названия не имеют и именуются описательно и в разных источниках по-разному: «гражданское письмо», «новый (или русский) письменный тип кириллицы», «письменный тип гражданской кириллицы», «русское рукописное письмо» и т. п.;
в типографике — печатный шрифт с наклоном основных штрихов приблизительно в 15° и скруглёнными формами штрихов и их соединений, несколько напоминающий рукописный; используется большей частью как вид выделительного начертания для письменностей, в которых основные штрихи ориентированы преимущественно вертикально.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
курси́в
1. шрифт с заметным наклоном основных штрихов и скруглёнными формами, спроектированный так, чтобы напоминать рукописный текст
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обкрутить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Каким бывает курсив и как его использовать: 12 практических советов
Мы уже писали о том, что типографика и ее подбор оказывают большое влияние на качество почтовой рассылки в частности (и жизни вообще). Разумеется, при выборе основного шрифта для письма нужно ориентироваться на его читабельность (о том, какие шрифты и их характеристики наиболее популярны у известных брендов, создающих почтовые рассылки, мы рассказывали здесь).
Однако, как и в любом качественном тексте, в рассылке важно расставлять акценты – в том числе и визуальные (почему это так важно и как это сделать, читайте в этом топике). С подобной задачей может отлично справиться курсив, о котором и пойдет речь в материале ресурса Typogrpaphy.com — мы представляем вашему вниманию его адаптированный перевод.
Курсив, возможно, является самой яркой частью любого семейства шрифтов, выделяясь на фоне своих «собратьев». Ниже мы расскажем о 12 разновидностях курсивных шрифтов вместе с описанием их культурно-исторического наследия и практического применения.
В отличие от прямого шрифта, курсив больше напоминает рукописный текст. Как и в рукописном тексте, с помощью которого мы составляем списки покупок или официальные приглашения, разные виды курсива могут отражать совершенное различные настроения. Понимание особенностей курсивных шрифтов может сделать их ценным инструментом в руках дизайнера.
Некоторые мастера каллиграфии считают, что курсивное письмо достигло своего расцвета в 16 веке в стиле, известном как канцелярский курсив. Эти каллиграфические начертания букв с тонкими и толстыми штрихами и острыми смотрящими вверх углами выводились ширококонечным пером. Канцелярский курсив долгое время считался элементом роскоши, который позволял выразить радость в свадебном приглашении или трогательность в сборнике стихотворений. Для примера мы взяли приятный стиль Requiem Italic.
Совет: Так как в канцелярском курсиве используются изящные, удлиненные выносные элементы, межстрочный пробел стоит увеличить.
Многие «оживленные» типы курсива выполнены в стиле постмодернизма и содержат элементы различных жанров. Основу этого дизайна составляют буквы с фиксированной шириной: они выполнены с учетом особенностей прямого и рукописного шрифтов и имеют приветливый и нестрогий внешний вид. Эта гарнитура имеет девять степеней насыщенности, так что светлое и сверхжирное начертания шрифта сильно отличаются.
Совет: Эклектичность курсива Operator напоминает о многообразии стилей, входящих в гарнитуру. Разница между капителями и строчными буквами или между светлым и полужирным шрифтом может оказаться не менее явной, чем между прямым шрифтом и курсивом.
Этот утонченный дизайн букв в традиционном английском стиле никак не связан с историей отливки шрифта. Изначально его использовали при составлении карт – в названиях водных объектов. Вместо засечек буквы имеют длинные и плавные «хвостики» внизу: они помогают взгляду следовать за волнистой линией шрифта, напоминающей извилистую форму течения реки или побережья. Такой стиль может стать отличным решением для дизайнера, которому нужно наложить шрифт на кривую, особенно в значках и логотипах, где есть буквы небольшого размера.
Совет: Выбирайте толщину линий в шрифтах Surveyor в соответствии с оптическим размером, необходимым в конкретных условиях. Surveyor Text больше подойдет для обычного текста, Surveyor Display – для стандартных заголовков, а Surveyor Fine – для более крупных надписей.
Голландские шрифты старого стиля выглядят одновременно и насыщенными, и яркими. После своего появления в 17 веке, когда на смену воздушному Garamond пришел более суровый североевропейский стиль, эти гарнитуры стали чаще использоваться в случаях, когда требуется получить плотный цвет и сохранить классический облик текста. Их насыщенность особенно уместна, когда текст отображается на неконтрастном фоне, как белый шрифт на сером фоне на рисунке выше.
Совет: Жирные штрихи и размашистые изгибы делают такие гарнитуры, как Quarto, неплохим вариантом как для увеличения, так и для уменьшения трекинга. Надписи с широко отстоящими прописными буквами, как в примере выше, выразят торжественность и величавость, тогда как плотный текст можно сделать дружелюбным и более удобным для чтения.
Распространение афиш и плакатов на закате эпохи Промышленной революции привело к появлению первых ярких курсивных шрифтов. Эти гарнитуры, как ни странно, получившие название «жирные», будут эффектно выглядеть в любом размере, если дизайн подобран правильно.
Совет: У шрифта Surveyor Fine Black Italic есть декоративный аналог в семействе Obsidian. В частности, Obsidian Italic содержит такой же обширный комплект знаков шрифта, что и Surveyor, включая капители и росчерки.
Углы наклона курсива формируют его индивидуальность. Шрифт, слегка наклоненный под углом 6°, может быть нежным и лиричным, однако если наклонить его под 15°, он тут же приобретет живость. Этот энергичный суперкурсив выполнен под максимально возможным углом в 28°, отражая быстроту и резкость. Эта гарнитура, подходящая как для проведения политических кампаний, так и для соревнований по мотоспорту, используется дизайнерами везде, где нужно выразить неудержимую силу. Помимо прочего, семейство дополняется косым шрифтом, наклоненным влево, предлагая альтернативу прямому и курсивному шрифтам.
Совет: Несмотря на плотное расположение букв по умолчанию, гарнитура Nitro нестандартно решает вопрос с межбуквенным интервалом. Сильный наклон задает энергичный темп для того, чтобы взгляд читателя быстрее двигался вдоль строки, так что даже плотно сбитый текст будет оставаться связным и разборчивым.
Прописные буквы с росчерком, которые были элементом типографики еще с момента появления первых курсивных шрифтов, достигли своего расцвета во французских шрифтах старого стиля Garamond и Granjon. Хотя росчерки обычно используются только в начале слова, многие гарнитуры содержат завитки у прописных букв. При этом важно проследить за тем, чтобы буквы с замысловатыми завитушками не мешали своим соседям.
Совет: В Hoefler Titling Italic росчерки C, E, J, K, Q, S, T, X, Y, и Z выполнены так, чтобы не мешать соседним буквам. Росчерки в середине слов используются в гарнитурах Hoefler Text Italic.
Некоторые курсивные шрифты напоминают рукописный почерк, следуя за естественным движением руки; другие же выглядят как прямой шрифт, выполненный под наклоном. Гарнитуры нового стиля зачастую содержат элементы и тех, и других, сочетая плавные переходы между строчными буквами с довольно строгим начертанием прописных букв. Такой баланс между технической точностью и эстетичной живостью популярен в прикладных искусствах и особенно характерен для типографики культурных учреждений, предметов архитектуры, но чаще всего встречается в сфере моды.
Совет: «Модная» типографика – как в журналах, так и рекламе – долгое время держалась на точности и элегантности гарнитуры HTF Didot. Помимо ее известных прямых шрифтов, стоит обратить внимание на более редкие варианты курсива. Они выражают ту же глубину с легкой грациозностью.
Гарнитуры в стиле antique имеют массивные засечки без скруглений – по крайней мере их прямые шрифты. Не менее оригинален и более редкий Antique Italic. Его толстые скругления и едва заметные каплевидные элементы формируют текстуру, отличающую его от прямого собрата и сохраняющую при этом те же солидность и дерзость начертания. Универсальные шрифты Antique выражают не только спокойствие и серьезность, но и теплоту и подвижность при крайне высокой насыщенности, которая делает шрифт ярким и броским.
Совет: Несмотря на то, что гарнитуры наподобие Sentinel часто считают акцидентными, их можно с успехом использовать и в основном тексте. Учитывая весь спектр насыщенности шрифтов, их четкие элементы и проработанная структура будут хорошо видны даже в очень мелком наборе. В зависимости от вашего вкуса, светлое, нормальное и полужирное начертания шрифтов этого семейства можно взять за «обычную» насыщенность для текста.
У многих гротесков, в соответствии с их логикой, курсивы зачастую слишком сдержанны и выглядят, как обычный шрифт под наклоном. Однако в работе с более гуманистическими гарнитурами имеет смысл выбрать другой подход, при котором используются типы курсива, характерные для дизайна шрифтов с засечками. Выступающие элементы и аккуратно скругленные линии на примере выше придают курсиву стиль, близкий к рукописному.
Совет: Шрифт без засечек с плавным курсивом вполне можно использовать в основном тексте. Ideal Sans Italic включает не только элементы рукописного шрифта и овальные формы, но и более тесное расположение букв по сравнению с прямым шрифтом, что придает ему особый ритм.
Один из способов устранить разрыв между формальностью печатного шрифта и неформальностью рукописного – создать смешанные формы литер, в которых сочетаются типографские и каллиграфические элементы. Этот подход применяется в курсиве Archer Italic, позволяя устранить ряд противоречий, присущих первоначальному дизайну. Гарнитура должна быть информативной, но не педантичной; привлекательной, но не броской; милой, но не слащавой – баланс возник в результате смешения строгих засечек и плавных «хвостиков» в одной букве. Многие заметные детали в дизайне строчных букв, такие как каплевидный элемент в строчной C, теперь используются и в прописных буквах. Этот нестандартный ход в дальнейшем смягчил начертание брускового шрифта, которое могло стать излишне строгим.
Совет: Брусковые шрифты с каплевидными элементами могут выглядеть непривычно при крайних степенях насыщенности, зачастую теряя баланс в светлой части спектра и становясь неуместными при сверхжирном начертании. Обратите внимание на дизайн шрифтов, которые при сверхсветлой насыщенности становятся ясными и сдержанными, а при сверхжирной – строгими и бодрыми. Гарнитуру можно использовать и в обычном тексте – при этом отпадает необходимость дополнительно искать подходящий шрифт с засечками.
Некоторые наиболее интересные типы курсивов вовсе не имеют исторических предпосылок. Представленный выше вариант оспаривает идею того, что все курсивные шрифты должны иметь скругленную форму. Такой шрифт можно эффективно использовать в проектах, где нужно избегать исторических связей или визуальных клише.
Совет: Курсив с неожиданным дизайном может произвести нужный эффект, если им пользоваться в меру. Больше внимания привлекают шрифты, где такой дизайн используется экономно – от логотипов и монограмм до отдельных буквиц.
О шрифтовых способах выделения (часть 1)
Всегда надо помнить, что любое выделение в тексте тревожит равномерность набора и тем самым уменьшает комфорт прочтения и как следствие, восприятие информации. Поэтому во всех неоправданных случаях от выделения следует отказаться. Любое выделение, также как и его степень, должно быть логически обоснованым.
В первой части обзора будут представлены самые популярные способы выделения, а также возможные ошибки их применения и рекомендации, как этого избежать.
1. Выделение прописными [заглавные] буквами
Этот способ выделения получил широкое распространение в качестве надписей на монументах и памятниках. Традиция этого выделения восходит ко временам римской империи с ее монументализмом и тягой к величию. Это выделение подходит для языков, в которых подобно латинскому преобладают короткие слова. В длинных словах или целых пассажах выделение заглавными буквами делает их плохо читаемыми.
Для кириллических шрифтов, в отличии от латинских, это правило не всегда подходит, так как строчные буквы часто повторяют написание заглавных.
2. Набор курсивом
Выделение курсивом является приоритетным способом шрифтового выделения, который меньше всего тревожит общую картину набора. Первоначально курсивный шрифт был аналогом рукописного текста, но со временем все больше и больше утрачивал это сходство, становлясь просто наклонной версией основной гарнитуры. Эта тенденция способствует тому, что курсивный набор утрачивает свою привлекательность и силу как способ выделения.
3. Жирное начертание и увеличение кегля шрифта
Жирное начертание по праву можно назвать самым популярным средством выделения, что не означает самым удачным. Жирное начертание нарушает лаконичность набора и создает темные пятна.
Жирное начертание должно использоваться только там, где следует сразу привлечь внимание к определенному месту в тексте. Парадным примером могут служить рекламные листовки.
Также жирное начертание хорошо использовать для выделения заголовков. Стоит заметить, что жирного начертания основного размера шрифта вполне хватает для выделения, поэтому не следует к нему добавлять еще и увеличение кегля. Только в особых случаях жирное начертание может быть совмещенно с отличным от основного размером кегля, к примеру для заглавий разного уровня. Контролирующей инстанцией всегда должна оставаться логика текста.
4. Изменение гарнитуры
Не рекомендуется смешивать различные гарнитуры, хотя этот способ выделения сразу акцентирует на себе внимание. Каждая гарнитура имеет свое неповторимое начертание, стиль и логику построения. Из-за смешивания гарнитуры возникает противостояние двух разных стилей, которое в большинстве случаев мешает адекватному восприятию.
Если же по каким-то причинам отказаться от смешивания шрифтов невозможно, обязательным условием должно стать как минимум использование гарнитур одного типографического класса.
Смешивание стилей требует огромного опыта, понимания начертаний шрифтов и знания их создания, а также непревзойденного чувства вкуса.
5. Разрядка
Разрядка действенна только тогда, когда разряженное слово или группа слов находится в окружении неразряженного текста.
Во всех остальных случаях разрядка теряет свое качество выделения и только вносит хаотичность и неряшливость в общую полосу набора. Это касается в первую очередь разрядки отдельно стоящих слов, заглавиев, оглавлениях и т.п.
Ошибкой также считается разряжать строчки не потому, что существует необходимость выделения, а для того, чтоб выровнять длину строк по отношению к друг другу.
6. Набор капителью
Наравне с курсивом, набор капителью считается самым удачным способом выделения. Выделяя капителью, следует всегда помнить о необходимости разрядки и всех ограничениях, связанных с ней.
7. Выделение линиями и рамками
Самое простое выделение линиями — это подчеркивание. Почти всегда это выделение проходит неудачно, вредя равновесию слова.
Этого можно избежать, используя цветное подчеркивание, или же, что еще лучше, попытаться линиями дополнить или, как минимум, обозначить простейший геометрический образ.
Предел выделения линиями и рамками — это белый текст на черном фоне.
Литература:
Paul Renner, Die Kunst der Typographie
Почему некоторые слова выделены другим шрифтом курсивом
Людей, которым приходится оформлять текстовые материалы, можно условно разделить на три категории: тех, кто не делает в тексте вообще никаких выделений, тех, кто знаком только с одним методом выделения (например, назначение слову начертания Bold), и тех, кто совсем не знает в этом меры (например, начертание Bold Italic с разрядкой и на выворотке). Яркий пример людей первого типа — большинство авторов ЖЖ. Там не то что выделения — даже знаки препинания не всегда есть. Вторые теоретически представляют, что в Word есть кнопки «Ж», «К», «Ч» и их можно нажимать поочередно или в комбинациях. Третьи знают все возможности текстовых редакторов и с удовольствием ими пользуются.
Если для ведения записей в личном блоге или для составления докладных знание правил выделения тех или иных частей текста не столь важно, то при наборе учебной и научной литературы оно просто необходимо. Правила применения выделений отработаны годами и применяются для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте, комфортно воспринимать и запоминать его. Выделения в тексте позволяют подчеркнуть основные положения или выводы автора, новые термины, сделать логические ударения на некоторых словах или группах слов и т.д.
Обычно выделению подлежат следующие тестовые элементы:
Приемы выделения делятся на три группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные.
Шрифтовые приемы выделения
По степени заметности (от меньшей к большей) выделительные начертания шрифтов можно расположить в следующей последовательности: капитель; курсив светлый строчной; полужирный прямой строчной; курсив полужирный строчной; прописной шрифт (прямой и курсив); шрифт, отличающийся по степени насыщенности гарнитуры от основного текстового шрифта (например, рубленый при основном наборе антиквенным).
Капитель отличается от строчного алфавита по начертанию всего семи букв: А, Б, Е, Р, С, У и Ф. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. Кстати, для выделения набранных латиницей терминов капитель наиболее приемлема, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель — подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.
Курсив светлый строчной — более универсальный прием текстовых выделений по сравнению с капителью. Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.
Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) изза меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историколитературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.
Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения.
Полужирный прямой строчной — наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако изза чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.
Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какиелибо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).
Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.
Прописной шрифт — очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте. Он мало пригоден для детских изданий, так как изза резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двухтрех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.
Рубленый, или брусковый, шрифт в тексте, набранном шрифтом другой гарнитуры, — наиболее заметный способ шрифтового выделения. Он пригоден для выделений в детских книгах и в языковых монографиях, а также в научносправочных и официальносправочных изданиях.
Нешрифтовые приемы выделения
Набор вразрядку часто применяется не только для выделения логических усилений в тексте, но и для оформления мелких заголовков, верстаемых в подбор к тексту. Разрядка непригодна в следующих случаях:
Разрядка может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте.
Втяжки левосторонние — удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научнопопулярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину (то есть на ширину двух букв «Н»).
Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ — это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов. Исключением можно считать выделение примеров с использованием вертикальных линеек для большей наглядности.
Подчеркивание — доходчивый и простой прием выделения особо значимых мест текста в учебных, справочных и других типах изданий.
Отчеркивание — также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.
Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется изза усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.
Рамки — очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.
Выделение вторым цветом — прием, который может быть применен для детских книг и букварей, так как отдельные слова, отпечатанные цветной краской, особенно привлекают к себе внимание детей. Сюда же можно отнести печать вывороткой. Однако выворотка крайне нежелательна для детских изданий. В основном она применяется в акциденции.
Комбинированные приемы выделения
Комбинированные приемы предполагают сочетание шрифтовых приемов с нешрифтовыми, например курсивные слова, набранные вразрядку, или замкнутый в рамки набор полужирным шрифтом.
Рекомендуемые приемы выделения для различных типов изданий
Дисциплина или издание
Выделяемая часть текста
Прием выделения
Учебники для 1-4-х классов
Отдельные буквы и слова
Прямым полужирным или второй краской
1. Отдельные слова в тексте упражнений.
2. В объяснительном тексте:
логические усиления (со 2-го класса);
грамматические примеры, 1-2-й классы;
отдельные буквы и части слов в примерах, 1-2-й классы;
примеры-образцы, 1-2-й классы;
3. Правила и определения
Втяжкой в 24 пункта с отчеркиванием линейками с боков
2. Определения, 1-2-й классы,
Слова-примеры или образцы, 1-2-й классы,
Прямым полужирным или курсивом светлым
Естествознание и история
1. Логические усиления.
2. Термины и определения
1. Логические усиления.
2. Термины и определения.
3. Собственные имена (географические)
Учебники для 5-10-х (11-х) классов
1. Логические усиления.
2. Термины и правила.
Прямым полужирным или курсивом светлым
1. Логические усиления.
История, литература, психология, ботаника, зоология, анатомия
1. Логические усиления.
2. Термины и другие выделения
Курсивом светлым или прямым полужирным
1. Логические усиления.
Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Собственные имена (географические)
1. Логические усиления.
2. Грамматические термины и правила.
3. В объяснительном тексте, правилах и определениях:
выделение букв, частей слов и слов в примерах.
4. В иллюстрирующем тексте (упражнениях).
6. Транскрипция отдельных звуков
1. В иностранном тексте и заданиях.
2. В объяснительном тексте, определениях и правилах:
примеры — иностранные слова;
выделения в выделениях, буквы и части слов;
выделения в русском переводе;
Прямым светлым в квадратных скобках
Прямым светлым в квадратных скобках
Учебники для техникумов, колледжей, профессионально-технических училищ
Гуманитарные и общественные науки, медицина, изобразительные
и прикладные искусства, архитектура
1. Логические усиления, формулировки, определения.
Математика, физика, химия, техника
1. Логические усиления.
2. Определения и правила.
Курсивом светлым или прямым полужирным
Техника и технология
(для профтехучилищ и пр.)
1. Логические усиления.
2. Правила и определения.
Учебники для вузов, научные и научно-производственные издания
История, литература, философия, право, искусство, педагогика,
1. Логические усиления.
3. Собственные имена
Капителью или разрядкой
География, палеонтология, естествознание, медицина, этнография, антропология
1. Логические усиления.
2. Термины первого вида.
3. Термины второго вида.
Курсивом полужирным или прямым
4. Собственные имена
Капителью или разрядкой
Физика, химия, техника, математика
1. Логические усиления.
Прямым полужирным или курсивом светлым
4. Собственные имена
Капителью или разрядкой
1. Логические усиления.
Разрядкой или прямым полужирным
3. Примеры-предложения, слова, буквы.
4. Выделения букв, слов, частей слов в примерах.
5. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
6. Собственные имена
Капителью или разрядкой
Научно-справочные издания
Прямым прописным полужирным
2. Слова, на которые делается ссылка.
3. Логические усиления и термины.
4. Автор, на которого делается ссылка
Научные и научно-производственные справочники
1. Алфавитные слова.
Курсивом светлым или прямым полужирным
3. Логические усиления
2. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
4. Пояснительные ремарки.
5. Слова в примерах, дополняющие основное слово.
6. Слова в примерах, дополняющие перевод
7. Условные сокращения вариантов словообразования.
8. Условные сокращения грамматических форм
(например, окончание множественного числа).
9. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода)
Прямым прописным полужирным
2. Смысловое значение слова.
3. Варианты основного слова, меняющие его смысл.
4. Примеры применения основного слова.
5. Транскрипция слова на различных языках.
Прямым светлым в квадратных скобках
6. Фонетическая транскрипция.
Прямым светлым в квадратных скобках
7. Условные сокращения вариантов грамматических
8. Условные сокращения грамматические
(например, указание рода).
9. Собственные имена (авторы примеров)
По всей рукописи должна быть выдержана единообразная система шрифтовых выделений в тексте. Если в тексте имеются смысловые, терминологические и условные выделения (единиц измерения, фамилий авторов в списках литературы или в библиографических сносках), то каждой группе этих выделений надо присвоить особый прием (шрифтовой или графический) с тем, чтобы на протяжении всего издания значение его не менялось. Надо помнить, что большое количество выделений в тексте создает пестроту набора и тем самым затрудняет процесс чтения.
Рекомендуемые способы выделения в тексте учебных, научных, научнопроизводственных и научносправочных изданий приводятся в таблице. Замечу, что эти рекомендации не являются догмой. Важно помнить, что выделяться должны только действительно нужные фрагменты текста, а выделения должны быть единообразными для всех соответствующих структурных элементов.
Надо отметить, что некоторые авторы справочников, например А.Э.Мильчин и Л.К.Чельцова в «Справочнике издателя и автора» (М.: АСТ, 1999), отдельно упоминают внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки как вид выделения. Но, поскольку этот случай больше относится к рубрицированию текста и оформлению заголовков, он должен рассматриваться отдельно.
В самом начале статьи я забыл упомянуть о четвертой категории людей, оформляющих текстовые материалы, — о тех, кто хорошо знает и грамотно использует упомянутые правила. Им эту статью можно было не читать.
Почему многие слова в Библии выделены курсивом |