в чем проявляется забота о потомстве у птиц
Забота о потомстве у птиц
У многих видов птиц самцы наряду с самками принимают активное участие в заботе о потомстве. Самцы вместе с самками строят гнездо, приносят корм самке в период насиживания яиц, а после приносят корм и подрастающим птенцам. Такая стратегия поведения особенно характерна, если птенцы относятся к так называемому гнездовому типу. Птенцы гнездового типа рождаются слепыми, глухими и голыми, долгое время (около двух недель) сидят в гнезде и нуждаются в выкармливании насекомыми.
Забота о будущем потомстве иногда приобретает неожиданные формы. Птицы-носороги гнездятся в дуплах, и после того, как самка откладывает яйца, самец замуровывает ее в дупле. Он замазывает отверстие глиной, оставляя лишь небольшую щель, через которую самец кормит самку в период насиживания яиц и некоторое время после вылупления птенцов. В довершение всего самка в этот период теряет способность летать, так как полностью линяет, сбрасывая все перья. Когда новые перья отрастают, самка расширяет клювом щель в глиняной стенке и вылетает из дупла. Подросшие, но еще не самостоятельные птенцы, сидящие в гнезде, заделывают пробоину. С этого момента их кормят оба родителя до тех пор, пока птенцы не подрастут настолько, что смогут летать.
В то же время, есть виды птиц, у которых самцы не участвуют в воспитании потомства. Такое поведение наблюдается у тетеревов, глухарей, уток-крякв и многих других представителей отрядов Курообразные и Гусеобразные. Птенцы этих видов относятся к выводковому типу: они рождаются зрячими, покрыты пухом, способны питаться самостоятельно и почти сразу после вылупления покидают гнездо, следуя за матерью.
Впрочем, нет правил без исключений: у поганок и журавлей птенцы выводковые, но заботятся о них оба родителя.
Интересно, что половой диморфизм у птиц сильнее выражен в тех случаях, когда самцы не принимают участия в воспитании потомства.
Забота о потомстве птиц
Забота о потомстве птиц, кроме выкармливания птенцов, включает ещё и активную защиту гнезда и детей от различных врагов: хищных зверей и птиц, охотничьих собак. Проявляется она по-разному: одни птицы притворяются больными, ранеными и отводят врага от гнезда, а другие смело защищают его. Крупные птицы – орлы, филины, цапли и другие – нередко прибегают к непосредственной атаке нарушителя их спокойствия, появившегося возле гнезда.
Смело защищают свои гнёзда серые цапли. Разъярённый аист может «наградить» ударами крыльев и острого длинного клюва. Самоотверженно защищают свои гнёзда лебеди.
Белая куропатка – тихая и скромная птица, на какие хитрости только не идёт, когда нужно отвести врага от гнезда. Весной самка снесёт около десятка яиц под кустом и высиживает их. А самец бережёт её и кормит. В случае опасности он отводит врага от гнезда. — Ав-ав-ав-ав! – громко кричит куропат, увлекая за собой охотника. Или залезет на пенёк и сидит. Только охотник прицелится, а куропатки уже с пенька падает, и заряд бьёт по пустому месту.
Известна большая привязанность к своему гнезду перепелов. Им тоже приходится идти на всякие маневры, чтобы отвлечь охотника от своего гнезда. Птица вынуждена притвориться то раненой, то слабой.
Маленькая серая мухоловка – доверчивая и малозаметная птица. Но ради защиты птенцов становится очень смелой. Она вся нахохливается, перышки на голове поднимаются, грозно смотрят на потенциального врага маленькие чёрные глазки. Ещё минута – и берегись. С писком, трепеща в воздухе, она бросится на обидчика и энергично атакует его.
Забота о потомстве, защита птенцов – первоочередная задача для многих видов птиц. Иногда способы защиты просто удивительны.
Оригинальный способ защиты гнёзд у наших северных птиц глупышей или фулмаров. Подходящего человека глупыш почти не боится. Он как бы с интересом и доверием разглядывает пришельца, вытянув к нему навстречу шею. Ничего не подозревающий человек, пожалуй, может растрогаться при виде такой доверчивости и самоотверженности птицы, не оставляющей своего гнезда в минуты опасности и готовой пострадать за него. Но проходит несколько секунд, и пострадавшим оказывается человек. Глупыш, ловко прицелившись, обдаёт его с силой выброшенной из клюва струёй жидкости. И самое неприятное здесь то, что эта жидкость отвратительно пахнет гнилой рыбой. Вот вам и глупыш!
Заботясь о потомстве, птицы-носороги, живущие на Малайских островах, поступают следующим образом: самка птицы-носорога, отложив 5-6 яиц в дупле дерева, усаживается на них. Самец замазывает ход в дупло глиной, оставляя лишь небольшое отверстие, через которое самка высовывает клюв, чтобы взять принесённую самцом пищу. В течение всего срока насиживания яиц самец заботливо кормит свою «вторую половинку».
Детский час
для детей и родителей
Птицы. Забота о потомстве
Забота о потомстве птиц, кроме выкармливания птенцов, включает ещё и активную защиту гнезда и детей от различных врагов: хищных зверей и птиц, охотничьих собак. Проявляется она по-разному: одни птицы притворяются больными, ранеными и отводят врага от гнезда, а другие смело защищают его.
Крупные птицы – орлы, филины, цапли и другие – нередко прибегают к непосредственной атаке нарушителя их спокойствия, появившегося возле гнезда.
Смело защищают свои гнёзда серые цапли. Разъярённый аист может «наградить» ударами крыльев и острого длинного клюва. Самоотверженно защищают свои гнёзда лебеди. Белая куропатка – тихая и скромная птица, на какие хитрости только не идёт, когда нужно отвести врага от гнезда. Весной самка снесёт около десятка яиц под кустом и высиживает их. А самец бережёт её и кормит. В случае опасности он отводит врага от гнезда.
— Ав-ав-ав-ав! – громко кричит куропат, увлекая за собой охотника. Или залезет на пенёк и сидит. Только охотник прицелится, а куропат уже с пенька падает, и заряд бьёт по пустому месту.
Известна большая привязанность к своему гнезду перепелов. Им тоже приходится идти на всякие маневры, чтобы отвлечь охотника от своего гнезда. Птица вынуждена притвориться то раненой, то слабой.
Маленькая серая мухоловка – доверчивая и малозаметная птица. Но ради защиты птенцов становится очень смелой. Она вся нахохливается, перышки на голове поднимаются, грозно смотрят на потенциального врага маленькие чёрные глазки. Ещё минута – и берегись. С писком, трепеща в воздухе, она бросится на обидчика и энергично атакует его.
Забота о потомстве, защита птенцов – первоочередная задача для многих видов птиц. Иногда способы защиты просто удивительны.
Оригинальный способ защиты гнёзд у наших северных птиц глупышей или фулмаров. Подходящего человека глупыш почти не боится. Он как бы с интересом и доверием разглядывает пришельца, вытянув к нему навстречу шею. Ничего не подозревающий человек, пожалуй, может растрогаться при виде такой доверчивости и самоотверженности птицы, не оставляющей своего гнезда в минуты опасности и готовой пострадать за него. Но проходит несколько секунд, и пострадавшим оказывается человек.
Глупыш, ловко прицелившись, обдаёт его с силой выброшенной из клюва струёй жидкости. И самое неприятное здесь то, что эта жидкость отвратительно пахнет гнилой рыбой. Вот вам и глупыш!
Заботясь о потомстве, птицы-носороги, живущие на Малайских островах, поступают следующим образом: самка птицы-носорога, отложив 5-6 яиц в дупле дерева, усаживается на них. Самец замазывает ход в дупло глиной, оставляя лишь небольшое отверстие, через которое самка высовывает клюв, чтобы взять принесённую самцом пищу. В течение всего срока насиживания яиц самец заботливо кормит свою «вторую половинку».
Подбор материала: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Размножение и забота о потомстве у птиц
У части птиц самец и самка хорошо различаются между собой по окраске и (или) размерам. Это явление ученые называют половым диморфизмом. Но у многих видов половой диморфизм отсутствует и оба пола внешне неразличимы. Многие птицы, например, лебеди, крупные хищники, аисты, совы образуют пары на всю жизнь, другие соединяются вместе лишь на время гнездования. К последним относится большинство певчих воробьиных. Виды, которые образуют более или менее постоянные пары, ученые называют моногамными. Есть среди птиц и виды, не образующие пар, у которых на одного самца приходится несколько самок (или наоборот). Вся забота о потомстве у них выпадает на долю одной птицы, чаще самки. Это виды — полигамы.
Брачные церемонии
Непосредственно процессу размножения у птиц предшествует брачный период, который у разных видов может сильно отличаться. Наиболее эффектно брачное поведение у видов, которым свойственно токовое поведение. У куриных птиц и турухтанов существуют групповые тока, состоящие из нескольких десятков самцов и самок. Тока характерны, в основном, для полигамных видов. Важную роль в брачных церемониях играет вокализация и демонстрационное поведение. Для каждого вида птиц характерны особые позы, голос и другие элементы брачного поведения, которые больше не встречаются ни у одного другого вида. Таким образом, осуществляется один из компонентов репродуктивной изоляции, поддерживающей целостность биологического вида.
Гнездо
Центром гнездового участка птицы является гнездо. Оно выполняет разнообразные функции, но основными являются защита яиц и создания вокруг них оптимального микроклимата, способствующего инкубации. Далеко не все птицы строят гнезда. На морских скальных побережьях морские птицы – кайры, гагарки, чистик — гнездятся огромными колониями, которые называются «птичьими базарами». Такие колонии могут насчитывать десятки тысяч особей. Но собственно гнезда кайры не строят. Они откладывают свое яйцо прямо на камни. Особая форма яйца не позволяет ему скатиться и упасть с обрыва вниз. Обитающие в лесах козодои также не строят гнезд. Яйца они откладывают прямо на лесную подстилку. Многие виды хищных птиц и сов сами гнезд не строят, а занимают старые вороньи или сорочьи гнезда.
Но для большинства птиц гнездостроительная деятельность является неотъемлемой частью их биологии. Различают две основные группы птиц по типу гнездования – открыто и закрыто гнездящиеся птицы. Закрыто гнездящиеся птицы устраивают гнезда в дуплах, норах, скальных нишах. Открыто гнездящиеся строят настоящие гнезда, располагая их на ветвях и стволах деревьев, на земле и на воде. Разнообразие построек птиц поражает воображение, но большинство строит чашеобразные гнезда.
Сначала птица строит каркас из прочных материалов. Это, как правило, ветви деревьев или крупные стебли травянистых растений. Каркас армируется различными теплоизолирующими материалами – мхом, грунтом, растительным пухом, мелкими травинками и т.д. Внутренняя углубленная часть гнезда называется лоток. Лоток птицы покрывают выстилкой из пуха, перьев, растительных волокон и другого мягкого материала. Часто для укрепления гнезда птицы используют паутину или иные материалы, которые придают прочность всей постройке. Кроме чашеобразных гнезд выделяют шарообразные, эллипсообразные, полушаровидные и конусообразные гнезда. Наиболее причудливые гнезда в нашей стране строят ремезы, крапивники, длиннохвостые синицы. Закрыто гнездящиеся птицы могут сами устраивать себе укрытия для постройки гнезда. Дятлы долбят дупла в стволах деревьев, поэтому их называют первичными дуплогнездниками.
Синицы, поползни, мухоловки, горихвостки и многие другие виды птиц сами дупел долбить не могут. У них слишком слабые клювы. Они занимают естественные дупла или старые дупла дятлов. Поэтому такие виды называют вторичными дуплогнездниками. То же можно сказать и о птицах, устраивающих дупла в норах. Например, ласточки-береговушки и щурки сами роют норы, а полевые воробьи и домовые сычи в степной зоне нашей страны занимают старые норы различных животных. Большое число видов птиц строят свои гнезда на земле. При этом они могут быть разной степени сложности, но в целом гнезда, располагающиеся на земле, проще устроены, чем гнезда на ветвях деревьев или зарослях травянистых растений. Например, гнездо зуйка представляет собой только небольшую ямку, обложенную маленькими камешками. Многие водоплавающие птицы строят гнезда на воде или рядом с водой. Поганки устраивают гнезда на кучах водных растений. Это одни из немногих видов птиц, яйца которых соприкасаются с водой во время инкубации. Абсолютное большинство околоводных и водных птиц строят гнезда, стараясь изолировать яйца от намокания.
Яйца и насиживание
Окраска и форма птичьих яиц весьма разнообразна. У некоторых, например, у сов, яйца почти круглые, а у других вытянутые. У закрыто гнездящихся птиц яйца часто белые, а у наземно гнездящихся птиц они имеют покровительственную окраску, маскирующую кладку на фоне окружающей земли и растительности.
Размеры яиц также очень различны. И дело здесь не только в абсолютных размерах. Естественно, что наиболее крупные птицы откладывают наиболее крупные яйца. Значительно интереснее отношение веса кладки к весу тела самки. Так, кукушка и бекас весят приблизительно одинаково — 100 г, но яйцо бекаса весит 17 г, а яйцо кукушки – только 3 г. У куликов же общий вес кладки может превышать массу тела более, чем на 10%. В насиживании яиц могут принимать как оба партнера, так и одна птица. Характерным приспособлением к выводу потомства у птиц служит развитие наседных пятен. Это оголенные участки кожи, где яйца напрямую соприкасаются с организмом наседки. Для каждого вида характерно свое расположение и форма наседных пятен. Они бывают парными и непарными. Во время насиживания птицы стараются поддерживать определенную температуру инкубации. Для кур оптимальной для развития яиц является температура в пределах 35-39°C. Во время насиживания птицы переворачивают яйца, чтобы обеспечит равномерный обогрев кладки. Сроки насиживания во многом зависят от размеров птицы. У мелких воробьиных птиц он равен в среднем 15 дням. Птицы средних размеров тратят 21 день. Очень долго насиживают крупные хищники – около полутора месяцев. Насиживание может начинаться с первого яйца, и тогда птенцы появляются на свет не одновременно, а может с откладкой последнего яйца, и тогда птенцы вылупляются одновременно.
Вылупление и забота о птенцах
Птенцы появляются на свет, самостоятельно раскалывая скорлупу. В этом им помогает особый яйцевой зуб, который располагается на надклювье. После появления на свет он быстро отпадает. Изредка родители помогают птенцам выбраться из скорлупы. Забота о потомстве у разных видов требует разной степени участия. У одних птенцы вылупляются из яиц опушенными и зрячими, и, немного пообсохнув, покидают гнездо и сразу могут самостоятельно добывать себе корм. Родители лишь обогревают их и защищают от опасностей. Такой тип развития птенцов ученые называют выводковым. Этот тип развития характерен для наземно гнездящихся видов, гнезда которых подвержены риску быть разоренными хищниками. Их птенцам нет времени на долгое нахождение в гнезде. Выводковый тип развития птенцов свойственен куликам, курам, уткам и гусям. У других видов птенцы появляются на свет голыми, слепыми и беспомощными. Они еще долго остаются в гнезде, а взрослые птицы кормят их. Это виды с птенцовым типом развития. К ним относятся воробьеобразные птицы, дятлы, ракши, удоды и некоторые другие. У некоторых птиц птенцы рождаются опушенными, но длительное время вскармливаются родителями. Такой тип птенцов характерен для хищных птиц и сов.
Выкармливание – важная пора в жизни птиц. Беспомощные птенцы без достаточного корма быстро погибают. У хищных птиц и у сов в годы с низкой численностью мышевидных грызунов выживает только один или два птенца. У них даже случаются случаи каннибализма, когда старшие птенцы съедают младших. Птенцы довольно быстро растут, родители носят им корм либо одновременно, либо по очереди. В таком случае второй родитель обогревает птенцов или кормится сам. Выкармливают птенцов животной пищей. Даже зерноядные птицы кормят птенцов насекомыми. Это объясняется тем, что в составе растений нет всех необходимых аминокислот, необходимых для полноценного формирования организма молодой птицы.
Птенцы остаются с родителями некоторое время и после того, как они покинули гнездо. У ряда видов связь между родителями и молодыми птицами не прерывается и дальше. Птенцы прошлого выводка могут помогать взрослым птицам заботится о новом потомстве. Такое явление получило название помошничество.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных»
1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).
2. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Особенности земноводных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) В связи с выходом на сушу в кровеносной системе земноводных произошли крупные изменения. (2) У взрослых особей лягушек и их личинок трехкамерное сердце. (3) Головастик развивается в водной среде из яйца, скорлуповая оболочка отсутствует. (4) Земноводные – теплокровные животные. (5) Кислород поступает в организм взрослых лягушек через влажную кожу и легкие. (6) Жизнь земноводных в значительной степени зависит от температуры и влажности окружающей среды. (7) К земноводным относят зеленую жабу, гребенчатого тритона, нильского крокодила и травяную лягушку.
3. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.
1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.
4. В чем проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трех примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?
1) птицы строят гнезда;
2) насиживают яйца и выводят птенцов;
3) выкармливают, защищают и обучают потомство;
4) безусловные рефлексы (инстинкты)
5. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.
1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Рулевые перья на хвосте обеспечивают маневренность при полете.
6. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.
1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).
7. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.
1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.
8. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.
1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
4) только легочное дыхание;
5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.
9. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.
10. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.
1) Днем в пустыне очень жарко.
2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.
11. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.
12. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.
1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.
13. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.
1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.
14. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.
1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов
15. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.
1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела
16. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.
1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками
17. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)
18. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
19. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.
1) обеспечивает газообмен через кожу
2) предохраняет кожу от иссушения
3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
4) уменьшает трение при плавании
20. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.
1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела
21. Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.
1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей,
2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей;
3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота;
4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду;
5) активны в прохладное время суток;
6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться
22. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.
1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)
24. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.
1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.
25. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.
1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).
26. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.
1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.
27. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
1) Линяют и обрастают густым мехом.
2) Впадают в спячку.
3) Мигрируют на другие территории.
4) Делают запас кормов и накапливают жир.
28. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.
29. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.
1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки
30. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.
1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи
31. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.
1) А – Млекопитающие;
2) Б – Пресмыкающиеся;
3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее
32. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.
1) барабанная перепонка;
2) часть органа слуха (уха);
3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
4) защищает полость среднего уха;
5) появление среднего уха;
6) появление слуховой косточки (стремечка);
7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой
33. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.
1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей её от иссушения;
2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды;
3) развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание
34. К какому классу типа Хордовые и по какому признаку относят животное, череп которого изображен на рисунке? Какой трофический уровень в экосистеме занимает это животное и каков характер его питания? Ответ обоснуйте.
1) класс Млекопитающие, имеются дифференцированные зубы;
2) занимает третий и более высокий трофический уровень в экосистеме;
3) питается животной пищей, так как хорошо развиты клыки и хищные зубы
35. У морских костистых рыб, в отличие от пресноводных, капиллярные клубочки нефронов развиты слабо, и моча выделяется в небольшом количестве. Пресноводные рыбы выделяют 50-300 мл мочи на 1 кг веса в сутки, тогда как морские только 0,5-20 мл. Чем объясняются такие особенности анатомии и физиологии морских костистых рыб?
1) Концентрация солей в организме морских костистых рыб ниже, чем в окружающей среде (в окружающей среде выше, чем в организме)
2) Вода постоянно выделяется через кожу (жабры)
3) Чтобы сократить потери воды, морские костистые рыбы выделяют очень мало мочи
4) Чем слабее развит клубочковый аппарат (чем меньше капиллярных клубочков), тем меньше воды выделяется через почки (с мочой)