в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

Предмет и задачи дидактики. Ее место в педагогике и связь с другими науками.

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

Дидактика ―одна из основных частей педагогики, педагогическая теория обучения.

Дидактика– это научная дисциплина, изучающая цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы обучения.

Предметом исследования дидактики выступают сущностные характеристики обученияего цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, организационные формы.

Предметом дидактики являетсяобучение, его цели, содержание, закономерности, принципы, методы, средства и формы организации.

Дидактика— педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его целей, содержания, методов и организационных форм.

Предмет дидактики необычайно многогранен.

Загвязинский В.И.:предмет дидактики — воспитание и развитие личности в процессе различных видов учебной деятельности.

Загвязинский В.И.:предметом дидактики является регулирование и совершенствование возникающих в процессе обучения многообразных отношений («учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — изучаемый материал», «учитель — изучаемый материал», «учитель — класс», «ученик — класс»), создание условий для развития и совершенствования всех субъектов учебного процесса, а также личности в процессе самообразования.

Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Дидактика рассматривает процесс обучения в его неразрывном единстве с воспитанием учащегося.

Обучение характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью формирование знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.

Для понимания роли обучения важное значение имеет то, что этот процесс оказывает широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям.

Дидактика может изучать:

1) деятельность школ и других образовательных учреждений;

3) программное содержание;

4) работу учителей и учащихся;

5) организационные и социальные формы и условия обучения.

На современном этапе дидактика реализует следующие задачи:

Описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

Разработка более современных процессов обучения;

Организация учебного процесса;

Новые обучающие системы;

Новые технологии обучения;

Индивидуализация и дифференциация обучения;

Демократизация и гуманизация обучения;

Формирование познавательной активности и самостоятельности;

Активизация общего уровня развития школьников;

Развитие и формирование умственных способностей;

Проблемный характер изложения учебного материала;

Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся;

Программирование и компьютеризация обучения;

Работа с одарёнными детьми;

Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения;

Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности.

Эти задачи учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.

Связь дидактики с другими науками

В решении своих задач дидактика использует достижения других наук, а именно:

Методологическую основу дидактики представляет теория познания, занимающаяся источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности. Этим занимается и философия. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения.

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

Пользуясь данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся, формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т.д. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития и т.п.

Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий.

Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизацию и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса в школе. педагог дидактика обучение

Связь с информатикой обусловлена тем, что любой предмет представляет собой информационную систему (обработки, хранения и передачи информации). В настоящий момент в обучение активно внедряются новые информационные технологии. Учитель обязан владеть ими и органично встраивать их в учебный процесс.

Дидактика оперирует категориями методологии и методов.

Источник

III.2. Основные понятия дидактики. Связь дидактики с другими науками

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии

Основные понятия дидактики. По мнению большинства исследователей в области науки научные понятия делятся на несколько групп: философские, общенаучные, частнонаучные (то есть специфические для данной науки). Дидактика пользуется понятиями всех этих групп.

Методологической основой дидактики (как и всех частных наук) является учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру, то есть философия. Мировоззренческую роль в дидактике выполняют такие философские категории, как «общее и единичное», «сущность и явление», «противоречие», «связь», «качество», «количество» и другие. Философские категории способствуют более глубокому проникновению в содержание и сущность дидактических явлений и процессов, они задают ориентировочную основу для выявления содержания дидактических понятий.

В дидактических исследованиях можно выделить и понятия, общие для многих частных наук, но отличающиеся от философских категорий. Среди общенаучных понятий, используемых дидактикой, есть такие, как «система», «структура», «функция», «элемент» и т.д.. Использование в дидактических исследованиях общенаучных понятий обусловлено интеграционными процессами в науке, которые вызвали к жизни понятия, общие для ряда частных наук, но не имеющие статус философских понятий.

Группу частнонаучных понятий можно разбить на три подгруппы: понятия смежных с дидактикой наук; общепедагогические понятия; специфические понятия дидактики.

Понятия, заимствованные у смежных наук: психологии (восприятие, усвоение, запоминание, осмысление, мышление, умственное развитие и др.); математики (количественные методы, измерение, отклонение и пр.); теории управления (обратная связь, управление и др.), экономики (качество и др.), экологии (мониторинг и др.) и другие.

Как отрасль педагогики дидактика оперирует и общепедагогическими понятиями, в числе которых: воспитание, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность и др.

Специфическими понятиями дидактики являются такие понятия, как: обучение, процесс обучения, преподавание, учение, цели обучения, содержание обучения, методы, формы и средства обучения, условия обучения и другие. Содержание ряда из этих понятий будет раскрыто подробно в следующих главах пособия. Здесь же остановимся на определении содержания нескольких понятий, выполняющих роль ключевых для дидактики. К таковым относятся понятия обучение, преподавание, учение.

БезруковаВалентина Сергеевна

Поскольку дидактика является частью педагогики, которая, в свою очередь, имеет главной задачей передачу социального опыта, постольку и обучение следует рассматривать с точки зрения основного механизма передачи и приема социального опыта. С учетом этого мы придерживаемся точки зрения В.С.Безруковой о том, что обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся (1, С.10).

Понятия «преподавание» и «учение». Обучение состоит из двух взаимосвязанных частей – передачи опыта (преподавания) и его приема (учения). Преподавание обеспечивает передачу опыта поколений и опыта творческой деятельности. Учение способствует усвоению этого опыта, его запоминанию, осмыслению, применению и преобразованию. Преподавание – сфера деятельности учителя, учение – ученика. Таким образом, преподавание и учение являются составными частями обучения. Развернутое определение этих понятий дадим в трактовке В.А.Ситарова (38).

Преподавание – система действий педагога, направленная на организацию условий для учебной деятельности учеников. Содержание преподавания составляют система знаний по конкретному предмету, система педагогических умений по формированию системы знаний необходимого уровня и развитию познавательных интересов, коммуникативных умений учащихся.

Учение – это целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая преобразующая деятельность ученика, направленная на овладение, переработку, хранение и применение системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание личности

В дидактической литературе нередко рассматриваются как синонимы понятия обучение и образование. В связи с этим рассмотрим вопрос о соотношении этих понятий. Анализ различных точек зрения по этому вопросу проведен В.А.Ситаровым. Он пишет: «В современной дидактике под термином «образование» понимают «специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека» (38, С.8). В.С.Безрукова дает следующее определение: «Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека» (1,С.9). В.В. Краевский и А.В.Хуторской трактуют образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» (22, С. 30).

Прежде чем определить нашу позицию по этому вопросу подчеркнем следующее. В современных условиях многомерного, разнообразного и быстроменяющегося мира не удивительно, что существуют различные точки зрения на одну и ту же проблему в педагогике. Кстати, это имеет место не только в дидактике, но и в других науках, во всех сферах жизнедеятельности человека. Что касается науки, то наличие разных точек зрения на ту или иную проблему, вообще говоря, является естественным явлением. Это есть условие развития науки.

Многообразие точек зрения сегодня характеризуют и учебные пособия по дидактике. В этом нет ничего удивительного. Вместе с тем, довольно часто имеют место ситуации, когда представляемые в учебных пособиях точки зрения не имеют убедительного обоснования в науке и в результате читатель (студент, преподаватель) оказывается заваленным большим числом дефиниций, понятий, терминов, определений, классификаций и т.д. по одному и тому же вопросу.

Выход из этой ситуации мы видим в использовании требований парадигмального подхода, согласно которому на каждом историческом этапе развития науки имеет место парадигма, то есть принимаемая большинством научного сообщества точка зрения на ключевые методологические проблемы функционирования и развития той или иной отрасли науки. Эти парадигмальные знания фиксируются в соответствующих документах. Применительно к образованию таковыми являются Закон «Об образовании», Концепция развития российского образования до 2010 года и другие.

С учетом этого мы считаем, что понятие «образование» следует трактовать в той редакции, которая представлена в законе «Об образовании», а именно: образование – это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (14, С.3). В определении понятия «образование» акцентируется такой момент, как «констатация достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». То есть, образование – это процесс, результатом которого должно стать получение обучающимся государственного документа (диплома, аттестата), подтверждающего факт достижения соответствующего образовательного уровня (основного или полного общего (среднего) образования, начального, среднего профессионального, высшего профессионального и др.). Например, применительно к полному общему (среднему) образованию это означает получение документа (аттестата о полном среднем образовании), свидетельствующего о соответствии выпускника школы требованиям соответствующей образовательной программы. Эта законченность, подтверждаемая государственным документом – важная характеристика «образования».

Сказанное выше важно и потому, что нередко исследователи под образованием понимают лишь «процесс обучения и воспитания» упуская при этом вторую часть – результат в виде достигнутого и зафиксированного в государственном документе уровня образования. Образование (школьника или специалиста) предполагает освоение им соответствующей образовательной программы, содержание которой представлено в соответствующих государственных образовательных стандартах.

Если говорить о понятии «обучение», то оно, конечно, тоже предполагает определенный результат в виде освоенных учащимся знаний, умений, навыков по тому или иному предмету. Но, в отличие от образовательного результата, обучение не предполагает констатацию его результата в виде того или иного уровня образования, фиксируемого в государственных документах. Результат обучения всегда связан с тем или иным изучаемым предметом, в то время, как результат образования является системой знаний, умений, навыков и личностных свойств, приобретенных в процессе освоения совокупности предметов, составляющих образовательную программу.

Необходимо подчеркнуть, что система научных понятий дидактики постоянно обновляется и пополняется.

Связь дидактики с другими науками. Научное обоснование процесса обучения и разработка новых обучающих систем требуют междисциплинарного подхода, что означает объективную необходимость осуществления связи дидактики с другими науками. Эта связь реализуется по нескольким направлениям. Первое направление предполагает привлечение идей других наук, позволяющих глубже проникать в сущность обучения и разрабатывать его теоретические основы. Второе направление связи дидактики с другими науками заключается в применении методов исследования смежных наук – психологии, социологии и др. Исследовать сложные педагогические явления можно лишь с помощью комплекса современных научных методов. Поэтому в дидактических исследованиях при анализе и обработке экспериментального материала применяются математическая статистика и логика. Третье направление включает совместное исследование общих проблем.

Раскроем подробнее содержание связей дидактики с другими науками. Так, при исследовании сущности обучения дидактика пользуется данными теории познания (гносеологии). Именно этот раздел философии, изучающий природу познания, его сущность и возможности, составляет методологическую основу процесса обучения. Законы познания, раскрытые гносеологией, служат основанием для выявления закономерностей учебно-познавательной деятельности и определения путей ее активизации в процессе обучения.

Однако связи дидактики с философией не ограничиваются только этим. Современные условия требуют, чтобы процесс обучения был обращен к личности учащегося. Философские теории личности дают дидактике знания, необходимые для разработки личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Следует подчеркнуть, что связи между дидактикой и философией носят двусторонний характер, поскольку обучение – это одно из общественных явлений. Поэтому объект дидактики – обучение – является объектом анализа философии как области проявления общественных законов.

Дидактика основывается на знании закономерностей анатомо-физиологического развития и особенностей функционирования организма детей различных возрастных групп. Данные физиологии о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностях нервной системы, первой и второй сигнальных систем, о функционировании органов чувств, опорно–двигательного аппарата, сердечно–сосудистой и дыхательной систем помогут учителю более успешно решать многие вопросы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Для обоснования средств рациональной организации учебной деятельности, соблюдения режима труда и отдыха, определения учебной нагрузки и т.п. необходимы знания школьной гигиены.

В дидактических исследованиях широко опираются на данные психологии, педагогической психологии и других психологических наук. Разработка эффективной дидактической системы невозможна без опоры на результаты исследований структуры личности и ее основных психологических проявлений, психологических процессов, состояний и качеств (мышление, память, воображение, чувства, воля и т.д.). Психологический анализ необходим для выявления условий и механизмов внутренних процессов обучения: закономерностей усвоения знаний, формирования познавательных процессов и мотивов учащихся, их способностей и т.д.

Методы психологии и данные об эмоционально-волевой сфере личности, ее индивидуально-психологических особенностях могут оказаться полезными и для выяснения причин расхождения между теоретическим представлением об обучении и его результатах и положением дел на практике. В свою очередь, педагогическая психология использует данные дидактики о целях обучения, содержании образования, методах и формах обучения и т.д.

Особенно тесная связь и взаимозависимость существует между дидактикой и частными методиками, раскрывающими специфику обучения конкретным учебным предметам. Дидактика берет из частных методик материалы, позволяющие раскрывать закономерности, делать обобщения. В то же время частные методики опираются на дидактику, которая дает научное обоснование целям, отбору содержания, выбору методов и средств обучения. Рассматривая общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам, дидактика является общенаучным ядром, которое объединяет все частные методики. Она обеспечивает единство в подходах к организации обучения у разных учителей, преподающих конкретные предметы.

Источник

Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой

Проблема связи дидактики с другими научными дисциплинами – одна из самых сложных и актуальных.

Известно, что в наше время для всех научных дисциплин характерен процесс взаимного сближения и что самые ценные результаты появляются на стыке наук.

Систему как единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, представляет именно дидактика. Знания, полученные в результате исследований, проведенных различными науками, выстраиваются в системе научного обоснования обучения, создаваемой в конечном счете для решения практических задач.

К научному обоснованию обучения дидактика может и должна привлекать знания из любых отраслей науки. Если их не хватает, педагог-исследователь может провести внутри дидактического исследования психологическое или, допустим, физиологическое исследование, чтобы получить нужные знания. Такую работу можно заказать специалисту-непедагогу, и тогда педагогическое исследование будет иметь комплексный характер.

Особое место по отношению к системе научного обоснования занимает методология науки – система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической (и, в частности, дидактической) теории, о принципах подхода и способах «добывания» знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных, в том числе и дидактических, исследований в области образования. Логика и методология науки являются важнейшим источником знаний о самом научном обосновании и составляют основу его теоретического анализа.

Первостепенное значение в ряду наук, входящих в обоснование систем обучения, имеют философия и психология.

Философия ориентирует в главных вопросах бытия и сознания, представляет наиболее общие законы развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования, а философская теория личности дает знания, необходимые дидактике для разработки его теоретических основ. Определенные философские представления служат опорой в решении проблем, связанных с личностно ориентированным обучением, с преодолением догматизма в преподавании.

Вместе с тем нельзя считать, что в соотношении педагогики и философии проявляются две исторически сложившиеся позиции: во-первых, стремление свести педагогику и в отдельных случаях дидактику к «прикладной» философии; во-вторых, попытки рассматривать педагогику в отрыве от философии. Предметом философской рефлексии в области образования следует считать связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением в специальной науке об образовании – педагогике (и ее отраслях).

Пользуясь данными психологии, дидактика учитывает возрастные особенности учеников, формулирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т. д. Из этой науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития. Психологический анализ можно использовать для выявления причин расхождения между представлением педагога об ожидаемых результатах обучения и реальным положением дел. И науке, и практике поможет понимание психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), порождаемых обучением, ориентировочных и операциональных действий.

Соотношение теории обучения и теории воспитания. С точки зрения педагогики воспитание и обучение представляют собой два аспекта единой учебно-воспитательной деятельности. Однако единство реализуется через различия. Обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь: оно разворачивается на том участке учебно-воспитательного процесса, на котором доминирует подготовка к жизни. В свою очередь воспитание – это такое «включение» в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки к ней, но в этом случае доминирующей, главной целью будет именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании.

Связь теории и практики обучения. Педагогический опыт носит творческий характер, он предлагает науке новые способы применения ее результатов. Наука не может предвидеть всего богатства разнообразных реальных ситуаций, с которыми сталкивается учитель в действительности. Творчески решая возникающие задачи, которые средствами науки не могут быть решены, учитель дает ученым материал для дальнейших исследований. Взаимосвязь педагогической науки и практики проявляется, в частности, в том, что они могут взаимно опережать друг друга на различных этапах.

в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Смотреть картинку в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Картинка про в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философии. Фото в чем проявляется взаимосвязь дидактики и философииОдним из определяющих источников педагогической деятельности являются потребности общества. Они должны быть педагогически осмыслены в реальных условиях практической деятельности школьных учителей. Таким образом, исходной для разработки дидактической теории становится позиция практики.

Ориентация на практику не сводится к простому «выходу» в непосредственную практическую деятельность, составляющую эмпирическую область для педагогического исследования. Позиция практики должна быть заложена в самих теоретических положениях, хотя бы и достаточно абстрактных[24].

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1

1. На основе анализа тематики публикаций журнала «Педагогика» последнего пятилетия выделите приоритетные проблемы исследований в области дидактики.

2. Проведите сравнительный анализ статей «Дидактика», опубликованных в «Педагогической энциклопедии» (Т. 1. М., 1964) и «Российской педагогической энциклопедии» (Т. 1. М., 1993). Определите, что в этих статьях имеется общего и особенного в трактовке предмета, задач и функций, научно-методологической основы дидактики как отрасли знания. С какими положениями этих статей вы согласны, а какие вызывают у вас сомнения.

3. Опираясь на изученный вами материал курсов «Общая педагогика» и «История образования и педагогической мысли», попробуйте сформулировать важнейшие дидактические идеи, сформулированные мыслителями и педагогами:

– в эпоху Возрождения в Западной Европе;

– в эпоху Просвещения в Западной Европе;

Какие из дидактических идей, сформулированных в прошлом, реализуются в современной отечественной и зарубежной образовательной практике?

4. Охарактеризуйте четыре формы связи дидактики, обозначенные в § 4 настоящей главы, с психологией.

6. В чем состоит сходство и различие общей дидактики и частных дидактик (на основании методики обучения предмету по профилю вашей подготовки).

7. Может ли учитель в своей профессиональной деятельности ограничиться знанием педагогической психологии и методики обучения. Попытайтесь обосновать свое мнение.

8. Перечислите как можно больше вопросов, на которые в конечном счете должна дать ответы дидактика.

9. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений /
В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001. – 192 с.

Загрекова, Л. В. Дидактика : Учеб. пособие для студ. вузов /
Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М. : Высшая школа, 2007. – 383 с.

Каптерев, П. Ф. О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов / Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М. : Педагогика, 1990. – С. 222–231.

Кларин, М. В. Дидактика / М. В. Кларин // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 265–268.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика,
1982. – 656 с.

Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 352 с.

Логвинов, И. И. Дидактика: История и современные проблемы /
И. И. Логвинов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 205 с.

Наумчик, В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик,
М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхавание, 2006. – 280 с.

Осмоловская, И. М. Дидактика : пособие для студентов вузов /
И. М. Осмоловская. – М. : Академия, 2006. – 240 с.

Педагогический словарь / ред.: В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова. – М. : Академия, 2008. – 352 с.

Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Питдкасистый, Л. М. Фридман,
М. Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.

Семенов, Д. Д. Основы педагогического образования народных учителей в Кубанской учительской семинарии / Д. Д. Семенов // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М. : Педагогика, 1990. – С. 256–264.

Ситаров, В. А. Дидактика : Учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Ситаров ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 368 с.

Словарь-справочник по педагогике / автор-составитель В. А. Межериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

Смирнов, В. И. Учить с верным успехом. Учеб. пособие /
В. И. Смирнов, Л. В. Смирнова. – М. : Логос, 2003. – 304 с.

Хуторской, А. В. Современная дидактика : Учебн. для вузов /
А. В. Хуторской. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *