в чем проявляется взаимная ответственность государства и личности

Взаимная ответственность государства и личности.

1. Господство права

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государств Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.

Источник

Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства – это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

3.Институт гражданства (подданства) как выражение правовой связи личности с государством.

По-видимому, правильнее говорить о принципах института гражданства, а не о принципах гражданства вообще, поскольку государства по-разному законодательно устанавливают те или иные нормы-принципы в зависимости от целого ряда как объективных, так и субъективных причин.

Принципы института гражданства можно рассматривать как часть более общей проблемы принципов права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права.

Принципы института гражданства представляют собой исходные начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяющие его стабильность.

Соотнесение внутригосударственных принципов института гражданства с нормами-принципами, касающимися прав и свобод человека и гражданина и получившими международное признание и закрепление, служит показателем степени развитости и демократичности законодательства о гражданстве в том или ином государстве.

Общая теория права признает наличие трех уровней правовых принципов: общеправовых, межотраслевых и отраслевых. Как правило, общеправовые принципы преломляются в отраслевых и реализуются через нормы отрасли [2.6.:С.84]. Институт гражданства и институт основ правового положения личности базируются на одинаковых общих принципах права, поскольку оба института отражают коренные отношения между человеком и государством. Как пишет Л.Д. Воеводин, — гражданство как составной элемент основ правового положения личности опирается на те же принципы, что и другие их институты. Вместе с тем эти общие начала в законодательстве о гражданстве выражаются в своих специфических формах, адекватных ему. Здесь есть также ряд общих положений, предваряющих конкретные установления.

К общим (конституционным) принципам института гражданства могут быть отнесены принципы, на которых основывается отечественная правовая система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

Специальными принципами института гражданства являются принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его предметом и методом регулирования.

К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость выдачи гражданина иностранному государству, недопустимость лишения гражданства, непризнание автоматической утраты российского гражданства.

В.В. Полянский делит специальные принципы гражданства на две подгруппы: специфические принципы гражданства, лежащие в основе политико-правовой связи лица с государством и специфические принципы, основывающиеся на конкретных отношениях по поводу возникновения и прекращения гражданства, в которых объектом выступает сама политико-правовая связь гражданства.

В юридической литературе существует и другая классификация специальных принципов гражданства, что объясняется различием формулировок норм-принципов, закрепленных в конституциях и законах о гражданстве различных государств.

Основные принципы гражданства, закрепленные в законодательстве новых независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в целом соответствуют общепризнанным принципам и положениям международного права, относящимся к гражданству, правам и свободам человека. Коллизии между нормами конституции и закона о гражданстве относительно трактовки того или иного принципа, встречающиеся в законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья свидетельствуют как о недостаточно глубокой проработке этого вопроса, несовершенства используемой законодательной техники, так и о наличии определенных трудностей в плане обеспечения синхронизации развития законодательства, поскольку последнее очень важно для обеспечения полноценных отношений гражданства между различными странами, например, при прекращении и приобретении гражданства и т.д. Зафиксированные на конституционном уровне и развернутые в законах о гражданстве, данные принципы как бы пронизывают содержание национальных институтов гражданства, придавая им необходимую четкость и направленность.

Основные принципы российского гражданства

В Законе о гражданстве в ст. 4 «Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства в Российской Федерации» закреплено, что принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Закон закрепляет следующие принципы гражданства:

1. Единство и равенство гражданства Российской Федерации.

Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость данному принципу. В Конституции Российской Федерации в ч. 1 ст. 6 закреплено, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик в нем не признается.

2. Принцип равного гражданства.

Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором — равенство относительно прав в вопросах гражданства. Отечественное законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению, в связи с Принятием в гражданство по рождению и другим различным основаниям. В Российской Федерации отсутствует деление граждан на «природных» и «натурализованных», т.е. принятых в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1. ст. 4 Закона о гражданстве).

3. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства.

В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации».

4. Принцип недопустимости лишения гражданства.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона «О гражданстве Российской Федерации»), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина. Нормы, касающиеся прекращения гражданства полностью соответствует Конституции Российской Федерации, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., ст. 15 Всеобщей декларации прав и свобод человека и другим международным соглашениям. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г., также как и предыдущий, исключает возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О гражданстве Российской Федерации», в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации.

5. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.

Развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной. Конституции Российской Федерации во второй главе о правах и свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Кроме того, экстрадиция должна соответствовать также и другим нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

6. Принцип допустимости двойного гражданства.

В ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

7. Принцип сокращения безгражданства.

Безгражданство — правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве Российской Федерации содержится следующее понятие лица без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное — возникает с момента рождения; относительное — с момента утраты гражданства.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве России закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

8. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

9. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака.

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для Российской Федерации данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных браков. В связи с этим в ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

10. Принцип предоставления почетного гражданства.

При анализе института почетного гражданства возникает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов: поскольку не определен правовой статус почетных граждан, в частности, не ясно, будет ли он полностью совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них; необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт почетного гражданства не нашел применения в Российской Федерации. Высказывалась целесообразность исключения почетного гражданства из закона о гражданстве Российской Федерации, с предложением оставить его как звание на муниципальном уровне. Авторы нового Закона о гражданстве Российской Федерации разделяют последнее мнение, поскольку института почетного гражданства он не предусматривает.

11. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

Отдельной нормы, фиксирующей приоритет международных договоров в отношении внутригосударственного законодательства, в отличие от предыдущего закона о гражданстве в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. не содержится. В то же время з ст. 2 нового Закона, определяющей законодательство о гражданстве Российской Федерации, установлено, что вопросы гражданства регулируются помимо Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального Закона, и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации также международными договорами Российской Федерации. Кроме того, указание на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации содержится также в ряде других статей. Данный принцип является не специальным принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство со своей стороны должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.

Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть, разумеется, только свободные люди. В период феодализма существовал главным образом институт подданства, означавший не только подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, о чем уже говорилось выше.

В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причем ныне он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство».

В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой – на его положение как бы соправителя в государстве. В немецком языке это соответственно «Staatsangehorigkeit» (буквально «государственная принадлежность») и «Burgerschaft» (буквально «гражданство»), в испанском – «nacionalidad» (буквально «национальность»; вспомните, что выше говорилось о понятиях «нация», «национальность») и «ciudadania» (собственно «гражданство»), в сербском – «државльанство» (от «држава» – государство; ср.: держава) и «граhанство».

Например, в ст. 30 Конституции Мексики говорится о порядке приобретения «мексиканской национальности», а согласно ст. 34 «гражданами Республики являются мужчины и женщины, которые, будучи мексиканцами, отвечают, кроме того, следующим условиям: I) достигли восемнадцатилетнего возраста; II) ведут достойный образ жизни.» Следовательно, хотя «мексиканец» и означает принадлежность не к этносу, а к государству, но не все «мексиканцы» суть «граждане». Утрата «национальности» влечет утрату «гражданства», но не наоборот: можно утратить «гражданство», оставаясь «мексиканцем».

В Великобритании соответствующей «национальностью» обладают наряду с британцами граждане других стран Содружества, а «гражданством» – только граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Объем прав у этих двух категорий лиц различен.

Гражданство, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат. Такова, например, Конституция Италии; гражданство в этой стране регулируется Законом о гражданстве 1912 года с позднейшими изменениями и Положением о гражданстве 1983 года. Конституция Республики Куба 1976 года, действующая ныне в редакции 1992 года, напротив, имеет целую главу о гражданстве, где содержатся и такие нормы, которые чаще всего встречаются в обычных законах. Законы о гражданстве регулируют порядок приобретения, изменения и прекращения гражданства.

Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства). Иногда, впрочем, иностранцами называют только иностранных граждан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *